Связь зоопсихологии с другими науками кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Особенности взаимодействия зоопсихологии с другими науками

2. Что такое зоопсихология?

Зоопсихология — наука о
психической деятельности
животных, её проявлениях,
происхождении и развитии в
видовом и индивидуальном
аспектах.

эволюционно-системный подход и
теория деятельности (А.Н.Леонтьев)
Идея культурно-исторического подхода и
генетического метода исследования
(Л.С.Выготский)

4. Этология

Конрад Лоренц
Николас Тинберген
Этология возникла в
начале XX в. и
занималась изучением
поведения животных в
эволюционном аспекте,
в основном в
естественных условиях.
Ее основоположники
Конрад Лоренц и
Николас Тинберген

Изучение
Этология
изучает структуру поведения
животных, его приспособительное
значение, развитие в эволюции.
Зоопсихология
изучает эволюционные особенности
психики с целью понимания
внутренних психических состояний
субъекта

6. Единица анализа

Этология:
биологический вид, а индивид
— это один из вида,
представитель вида, и его
индивидуальные особенности
рассматриваются как
проявление видовых и как
материал для эволюционных
изменений.
Зоопсихология:
единицей анализа в психологии
является субъект психики.

Задачи, которые решают зоопсихология и сравнительная психология, разнообразны и носят как теоретический, так и прикладной характер.

Теоретические задачи, решаемые зоопсихологией и сравнительной психологией, в основном связаны с основными проблемами философии и общей психологии. Именно решение вопроса о соотношении бытия и сознания (основной вопрос философии) зоопсихология конкретно-научно считает важнейшей частью своего предмета: что такое психическое, как и когда оно появилось в эволюции, как возникло человеческое сознание, каково соотношение материального и субъективного в существовании и жизнедеятельности живого существа, каковы его эволюционные изменения. Другими словами, именно зоопсихология обязательно решает вопрос о природе души (психики), ее происхождении, ее изменениях в процессе эволюции, происхождении и качественных характеристиках психики человека.

Изучение психики животных также необходимо для познания психики человека. Эта необходимость продиктована двумя обстоятельствами.

Зоопсихология - Основные области изучения психики

Основные области изучения психики

Использование знаний о психике животных в природоохранной деятельности человека

+Есть и другие программы по сохранению генофонда редких животных, когда детенышей выращивают в неволе люди, а затем выпускают обратно в дикую природу. Например, в России восстановлена популяция белых журавлей, которые гнездятся в северной Сибири и зимуют в Китае. Это направление зоопсихологических исследований становится все более перспективным, но его реализация требует финансовой и организационной поддержки со стороны государства.

Связь зоопсихологии с другими науками

Зоопсихология — это область психологии, которая развилась из синтеза общей психологии и эволюционной биологии. Как психологическая наука, зоопсихология имеет объектом своего изучения психику. Как специфическая отрасль психологии, зоопсихология выделяет из общего объекта психологического исследования его специфический объект — психику животных, ее формирование и развитие в эволюции, а также происхождение психики человека. Как психологическая наука, зоопсихология использует общепсихологическую методологию, психологический понятийный аппарат, методы анализа научных данных, теории и концепции. Единицей анализа в психологии является психологический субъект (живое существо, обладающее психикой); основной целью является изучение внутренних психических состояний субъекта, их функций в регуляции взаимодействия субъекта с миром и физиологических механизмов, лежащих в основе психики. В рамках психологии зоопсихология тесно связана с психологией развития, поскольку объектом исследования в зоопсихологии является именно развитие психики. Поэтому теоретические выводы психологии развития служат методологической основой для зоопсихологии и сравнительной психологии. Изучая возникновение и развитие психики в эволюции и познавая закономерности и механизмы этого развития, зоопсихология в свою очередь обогащает и развивает методологию психологии развития. Научные теории и концепции, используемые в зоопсихологии и сравнительной психологии, — это те, которые позволяют рассматривать психику с точки зрения ее эволюционного развития: это эволюционно-системный подход и теория деятельности (в основном ее структурный вариант, предложенный А.Н. Леонтьевым), а также идеи культурно-исторического подхода и генетический метод исследования Л.С. Выготского. Необходимость применения сравнительно-психологического метода в зоопсихологических исследованиях привела к его плодотворному развитию в рамках этой науки, которая также обогащает развивающую и общую психологию, особенно такие области, как возрастная психология, перинатальная психология, историческая психология, эволюционное введение в психологию, этническая психология и другие.

Зоопсихология и сравнительная психология также связаны с биологией, особенно с теми разделами биологии, которые изучают биологию поведения с эволюционной точки зрения. Это этология (наука о поведении), зоология, сравнительная анатомия и физиология нервной системы, антропология и, конечно же, эволюционная наука. Эти биологические науки служат источниками доказательств для зоопсихологии и сравнительной психологии, а эволюционные теории также служат методами научного анализа. Зоопсихология является истинной эволюционной наукой, поскольку объектом ее изучения является филогенетически развивающаяся сущность, которая одновременно является продуктом эволюции и сама становится фактором эволюционного развития. В частности, роль психики в эволюции была описана выдающимся русским ученым А.Н. Северцовым в начале 20 века.

Зоопсихология наиболее тесно связана с этологией. Этология возникла в начале XX века и занималась изучением поведения животных с эволюционной точки зрения, преимущественно в естественных условиях. Его основателями были австрийский ученый К. Лоренц и голландский исследователь Н. Тинберген. В настоящее время это более широкая область биологии, которая тесно пересекается с физиологией и психологией.

На самом деле, большинство исследований поведения животных сегодня являются междисциплинарными, объединяющими этологию, психологию и физиологию (в основном физиологию нейронной активности). Однако это не означает, что эти науки можно приравнивать друг к другу. Объект исследования в каждом из них разный. Этология изучает структуру поведения животных (и этологию человека, возникшую во второй половине 20-го века), его адаптивное значение и эволюционное развитие. Единицей анализа является биологический вид, а особь — один из видов, представитель вида, и ее индивидуальные характеристики рассматриваются как проявление вида и материал для эволюционных изменений. В отличие от этого зоопсихология изучает эволюционные особенности психики с целью понимания внутренних психических состояний субъекта, единицей анализа в психологии является субъект психики.

Методы исследования в зоопсихологии

Методы научных исследований делятся на две основные группы:

1) Методы получения эмпирических данных и фактов;

2) Методы анализа эмпирических данных и фактов.

Методы получения эмпирических данных и фактов — это способы и приемы получения фактического материала, который является основой для получения знаний об объекте исследования. Поэтому эти методы зависят от области реальности, которой занимается данная наука, то есть от объекта исследования. В зоопсихологии это поведение животных (а в сравнительной психологии — поведение человека). Смежные науки с одинаковым объектом исследования могут использовать схожие и, возможно, одинаковые методы сбора данных. Это справедливо и для смежных с зоопсихологией наук: этологии и поведенческой физиологии. Методы, используемые для анализа полученных данных и фактов — это методология науки, ее теоретические концепции и подходы, относящиеся к объекту исследования, поскольку они служат для объяснения полученных данных, чтобы составить знание о самом объекте исследования. Так, при изучении поведения животных зоопсихология, этология и физиология подвергают анализу один и тот же процесс — поведение, но должны объяснять разные вещи. Психология — внутренние состояния психики субъекта, содержание, структура, функционирование и развитие психических процессов; этология — видовые особенности поведения и происхождение их приспособительного значения; физиология — физиологические механизмы, обеспечивающие психологические функции и соответствующее внешней среде поведение животных и человека.

Методы научного анализа формализованы в теориях, концепциях, подходах, которые развиваются вместе с общим научным мышлением и с развитием конкретных наук. Зоопсихология и сравнительная психология используют психологические подходы, которые, как уже говорилось, позволяют рассматривать психику с эволюционной точки зрения: эволюционно-системный подход, деятельностный подход, культурно-исторический подход и сравнительно-психологический подход. Эти теоретические подходы будут рассмотрены более подробно при анализе развития психики в эволюции.

Методы, используемые для получения эмпирических данных и фактов в зоопсихологии и сравнительной психологии, можно разделить на две основные группы: метод наблюдения и экспериментальный метод. Применение каждого метода подразумевает использование специфических техник — способов и приемов организации процесса сбора данных.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В зоопсихологических исследованиях наиболее часто используются следующие методы:

jar--> txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по зоопсихологии и сравнительной психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по зоопсихологии и сравнительной психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Человеку необходимо знание о поведении животных с древних времен — при охоте, при одомашниван

Связь зоопсихологии и сравнительной психологии с другими науками.

Зоопсихология имеет тесные связи с науками так или иначе изучающими живые объекты. Сравнительная психология, как отрасль психологической науки, изучает становление человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных, социальное и биологическое в поведении человека. Сравнительная психология сопоставляет данные полученные зоопсихологией и психологией человека, выявляет сходные психические компоненты и общие биологические факты, обусловливающие поведение животных и человека.

Наряду с психологическим изучением поведения животных, которым занимается зоопсихология, в последние десятилетия широкое распространение получило изучение общебиологических основ и закономерностей поведения животных. Этим занимается этология. Зоопсихологию с этологией связывает изучение поведения животных, однако зоопсихологов интересуют психические аспекты поведения, а этологов – биологические. Знания о биологических аспектах и закономерностях поведения животных, полученных этологией, позволяют зоопсихологам более успешно исследовать психический мир животного.

Зоопсихология связана с общей психологией, ее данные позволяют выявлять биологические корни психической деятельности человека, дают возможность понять закономерности происхождения и развития его сознания.

Для детской психологии и педагогической психологии зоопсихологические исследования помогают выявлять биологические основы развития детской психики и её генетические корни.

Данные зоопсихологии совершенно необходимы в антропологии для выяснения биологических предпосылок и основ антропогенеза, для изучения предыстории человечества и зарождения трудовой деятельности, общественной жизни и членораздельной речи.

Существенны связи зоопсихологии с физиологией, особенно с нейрофизиологией и физиологией высшей нервной деятельности. Они имеют общий объект исследования – поведение. Однако различие этих наук с зоопсихологией заключается в том, что физиология изучает не само психическое отображение, а отдельные обусловливающие его процессы в организме. Физиология изучает деятельность систем и органов, непосредственно или косвенно участвующих в поведении животного как целостного организма. Зоопсихология же, в отличие от физиологии рассматривает составляющие поведения и лежащие в их основе механизмы не отдельно, а в комплексе.

Зоопсихологические исследования приобретают всё большее значение для медицинской практики, где изучение расстройств психической деятельности у животных помогает понять патогенез нервных и психических заболеваний у людей и искать способы их излечения.

Зоопсихология связана с различными отраслями сельского хозяйства, животноводством, звероводством, рыболовством. Изучая особенности поведения животных зоопсихологи изыскивают возможности компенсации неблагоприятных условий, характерных для "промышленного" разведения животных, помогают восстанавливать нормальное поведение животных, повышают их продуктивность.

Зоопсихология является областью психологии, сформировавшейся на основе синтеза общей психологии и эволюционной биологии. Являясь психологический наукой, зоопсихология в качестве предмета своего исследования имеет психику. Как конкретная отрасль психологии, зоопсихология выделяет из общего предмета психологического исследования свой конкретный предмет — психику животных, ее возникновение и развитие в эволюции и происхождение психики человека. Как психологическая наука, зоопсихология пользуется общей психологической методологией, психологическим концептуальным аппаратом, методами анализа научных данных, теориями и концепциями. Единицей анализа в психологии является субъект психики (живое существо, обладающее психикой), основной целью — познание внутренних психических состояний субъекта, их функций в регуляции взаимодействия субъекта с миром, физиологических механизмов, лежащих в основе психики. Внутри психологии зоопсихология тесно связана с психологией развития, так как предмет исследования в зоопсихологии — это именно развитие психики. Поэтому теоретические представления психологии развития являются для зоопсихологии и сравнительной психологии методологической базой. В свою очередь, изучая возникновение и развитие психики в эволюции, познавая закономерности и механизмы этого развития, зоопсихология обогащает и развивает методологию психологии развития. В качестве научных теорий и концепций в зоопсихологии и сравнительной психологии используются те, которые позволяют рассматривать психику в аспекте ее эволюционного развития: это эволюционно-системный подход и теория деятельности (в основном ее структурный вариант, предложенный А. Н.Леонтьевым), а также идеи культурно-исторического подхода и генетического метода исследования Л. С. Выготского. Необходимость в зоопсихологических исследованиях применять сравнительно-психологический метод обусловила его плодотворное развитие в рамках этой науки, что также обогащает психологию развития и общую психологию, особенно такие области, как возрастная психология, перинатальная психология, историческая психология, эволюционное введение в психологию, этническая психология и другие.

Зоопсихология и сравнительная психология также связаны с биологией, в первую очередь с теми ее разделами, которые изучают биологию поведения в эволюционном аспекте. Это этология (наука о поведении), зоология, сравнительная анатомия и физиология нервной системы, антропология и, конечно, эволюционное учение. Данные биологические науки служат для зоопсихологии и сравнительной психологии источником фактических данных, а эволюционные теории — также и методов научного анализа. Зоопсихология — истинно эволюционная наука, так как предмет ее исследования — развивающееся в филогенезе образование, которое, с одной стороны, является продуктом эволюции, а с другой стороны, само становится фактором эволюционного развития. О роли психики в эволюции, в частности, писал в начале XX в. выдающийся отечественный ученый А. Н. Северцов.

Наиболее тесные связи зоопсихология имеет с этологией. Этология возникла в начале XX в. и занималась изучением поведения животных в эволюционном аспекте, в основном в естественных условиях. Ее основоположниками были австрийский ученый К.Лоренц и нидерландский исследователь Н. Тинберген. В настоящее время это более широкая область биологии, тесно пересекающаяся с физиологией и психологией.

По сути, большинство исследований поведения животных в настоящее время являются междисциплинарными, объединяя в себе этологию, психологию и физиологию (в основном физиологию нервной деятельности). Однако это не означает, что между этими науками можно ставить знак равенства. Предмет исследования в каждой из них свой собственный. Этология изучает структуру поведения животных (и человека — этология человека, появившаяся во второй половине XX в.), его приспособительное значение, развитие в эволюции. Единицей анализа является биологический вид, а индивид — это один из вида, представитель вида, и его индивидуальные особенности рассматриваются как проявление видовых и как материал для эволюционных изменений. В отличие от этого зоопсихология изучает эволюционные особенности психики с целью понимания внутренних психических состояний субъекта, единицей анализа в психологии является субъект психики.

Таким образом, процесс познания в этих науках помимо различия в предмете исследования имеет еще и разную направленность: от индивида к виду как единице анализа в этологии и от общего эволюционного уровня и видовых особенностей к субъекту как носителю психики в зоопсихологии. Несмотря на эти различия, этологию и зоопсихологию часто смешивают, иногда даже ставят между ними знак равенства. Это неверно, так как различия в предмете исследования предполагают разные теоретические подходы, понятийный аппарат и объяснительные принципы. Сложность разведения зоопсихологии и этологии связана с тем, что объект исследования у них общий — поведение животных.

Однако в этологии объект совпадает с предметом исследования (поведение), а в зоопсихологии, как мы видели выше, нет. Более явные различия существуют между зоопсихологией и физиологией поведения, так как предметом физиологии являются физиологические процессы в организме, обеспечивающие поведение животного. Однако и здесь на определенных этапах исследования, когда изучается целостное поведение животных, невозможно обойтись без междисциплинарного подхода.

В результате образуется пограничная область исследования, где необходимо применение методов и объяснительных схем всех вышеуказанных наук, что часто имеет место в практике научной работы.

Читайте также: