Связь математики с педагогикой кратко
Обновлено: 05.07.2024
Связь методики обучения математике с другими науками проявляется при разработке содержания, организации его обучения, выборе методов и средств обучения.
Связь с философией . Методика обучения математике строится на фундаменте философских знаний. Она использует общие философские воззрения на соотношение материального и духовного, а также пользуется основными идеями и положения гносеологии и формальной логики.
Связь с педагогикой . Педагогика дает методике принципы дидактики, которые являются основополагающими при развитии всех элементов методической системы обучения математике. В методике обучения математике разрабатывается технологический подход к процессу обучения математике.
Связь с психологией . Так как сегодня процесс обучения все больше ориентируется на развитие личности учащегося, то возрастает роль значение связи методики обучения математике с психологией. Уже около сорока лет в психологии существует психология математики, которая занимается особенностями понимания математического содержания учащимися. В психологии математики выделяют три ступени понимания:
- Фрагментарное понимание (отдельные свойства понятий, отдельные места доказательств без умения связывать их воедино);
- Логически необобщенное понимание (усвоение определения понятий, но без умения связывать их воедино);
- Логически обобщенное понимание (умение включать новое знание в систему понятий, выделение основной идеи доказательства).
Связь с гуманитарными науками . Методика обучения математике связана с лингвистикой и риторикой, так освоение математического знания неразрывно с освоением математического языка. Учитель математики должен не только красиво и правильно говорить, но и освоить язык математики. Необходимо уметь сравнивать сложные математические понятия сравнивать с тем, что хорошо известно ребенку, с его субъектным опытом.
Методика обучения математике связана с такими науками, как философия, психология, педагогика, логика, информатика, история математики и математического образования, физиология человека, и прежде всего с математикой — ее базовой дисциплиной. Цель методики - отобрать основные данные математической науки и, дидактически обработав и адаптировав их, включить в содержание школьных курсов математики.
Философия разрабатывает методы познания, которые используются в педагогических, методических исследованиях и в обучении математике: системный подход (компоненты методики преподавания математики и их взаимосвязь); методы научного познания (аналогия, обобщение, конкретизация, абстрагирование и т. д.); философские законы; диалектический метод познания.
Методика обучения математике ориентируется на особенности учащихся определенных возрастных групп с использованием закономерностей индивидуальных особенностей школьников в определенном возрасте (память, мышление, внимание и т. д.). Влияние психологии на методику обучения математике усиливается в связи с внедрением личностно ориентированного образования, характеризующегося усилением внимания к ученику, его саморазвитию, самопознанию, к воспитанию умения искать и находить свое место в жизни.
Методика обучения математике связана с историей математики. Она обращает внимание учителя на трудности, с которыми он может встретиться при изучении школьного курса математики, придает математическим знаниям личностно значимый характер.
Информатика — наука, изучающая проблемы получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. В последнее время, в связи с развитием информатики, усиливается ее влияние на методику обучения математике: формируется определенный стиль мышления, связанный с использованием компьютера, кодированием информации; применяются информационные технологии, ориентированные на повышение эффективности обучения математике.
Методика обучения математике не может не учитывать данных физиологии, особенно в исследованиях, например, при изучении рефлексов, связанных с сигналами, поступающими как от материальных предметов и явлений, так и от слов, символов, знаков.
Методы методики обучения математике
Для решения проблем методического характера используют следующие методы: эксперимент; изучение и использование отечественного и зарубежного опыта обучения учащихся; анкетирование, беседы с учителями и учащимися; анализ; синтез, моделирование, ранжирование, шкалирование и т.д.
Для доказательства предполагаемых суждений в методике обучения математике используют эксперимент — организуемое обучение с целью проверки гипотезы, фиксации реального уровня знаний, умений, навыков, развития ученика, сравнения результативности предлагаемых методик и традиционно используемых, обоснования различных утверждений. На этапе обоснования гипотезы используют констатирующий эксперимент, позволяющий выявить состояние объекта исследования или проверить предположение, а также уточнить отдельные факты. В процессе проверки гипотезы проводят обучающий (поисковый, формирующий) эксперимент, который проводится с целью выявить эффективность разработанной методики. Отбираются экспериментальные и контрольные классы. В контрольных классах обучение ведется по традиционной схеме, а в экспериментальных — по разработанной исследователем модели или схеме. В организации эксперимента используются: наблюдение, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов обучения.
Качественный анализ результатов исследования осуществляется с помощью контрольных работ, тестирования школьников, а количественный — по результатам статистической обработки контрольных работ, тестов.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, оно увеличивает пространство, в котором обучающимися могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования.
Новизна данной программы заключается в том, что в ходе её реализации обучающимися затрагиваются аспекты патриотизма на различных уровнях (регион и город, именно тот город, в котором находится объединение)
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия направлены на повышение уровня гражданско-патриотического воспитания в системе дополнительного образования, она должна оказать воздействие на взгляды и мнения обучающихся и развитие их творческой деятельности.
Отличительной особенностью программы является изучение истории и традиции родного города, уважительного отношения к тому месту где ты родился и вырос. Исходя из исторических фактов и понятий представление позволяют приблизить обучающегося к его настоящему, “увидеть” прошлое, приобрести чувство гражданской причастности к нему.
Цель: Осознание обучающимися себя как представителя многих поколений своего Отечества, воспитание гордости за свою Родину.
Формы: тематические беседы, посещение музеев и квест-игра.
Формы: игра-путешествие, квест-игра, встреча с интересными людьми, конкурс чтецов.
Цель: Формирование у обучающихся чувство патриотизма, гражданской позиции, способности к успешной социализации в обществе, в процессе интеллектуального и духовно-нравственного развития.
- расширить представление по истории и культуры родного края.
формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание духовно-нравственных, гражданских и патриотических качеств личности
Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, оно увеличивает пространство, в котором обучающимися могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования.
(Новизна данной программы заключается в том, что в ходе её реализации обучающимися затрагиваются аспекты патриотизма на различных уровнях (регион и город, именно тот город, в котором находится объединение)
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия направлены на повышение уровня гражданско-патриотического воспитания в системе дополнительного образования, она должна оказать воздействие на взгляды и мнения обучающихся и развитие их творческой деятельности.
Отличительной особенностью программы является изучение истории и традиции родного города, уважительного отношения к тому месту где ты родился и вырос. Исходя из исторических фактов и понятий представление позволяют приблизить обучающегося к его настоящему, “увидеть” прошлое, приобрести чувство гражданской причастности к нему.)
- Следующая форма работа «Зарница, где обучающиеся в командах участвуют в военно-спортивных играх, в различных конкурсных программах.
Идет пропаганда ЗОЖ и спортивных игр.
Целью первого раздела является: воспитание гордости за свою Родину и уважение к старшему поколению.
Отличительные особенности:
- изучение истории и традиции своей малой Родины
- уважтительное отношение к тому месту, где ты родился и вырос
- Исходя из исторических фактов и понятий представление позволяют приблизить обучающегося к его настоящему, “увидеть” прошлое, приобрести чувство гражданской причастности к нему.
Новизна данной программы заключается в том, что в ходе её реализации обучающимися затрагиваются аспекты патриотизма на различных уровнях (регион и город, именно тот город, в котором находится объединение)
Данный рекламный материал можно использовать при организации агитационных мероприятий и профориентированной работы.
· изучение истории и традиции родного города;
· уважительное отношение к тому месту где ты родился и вырос;
· программа подходит не только для детей подросткового возраста, но и для младших школьников, молодых людей;
· исходя из исторических фактов и понятий программа позволяет приблизить обучающегося к его настоящему, “увидеть” прошлое, приобрести чувство гражданской причастности к нему
Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого объекта.
Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Эпистемология (теория познания) составляет наиболее общую методологическую основу педагогического исследования. Философские категории (необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, развитие и его движущие силы и др.) способствуют прогрессу исследовательской педагогической мысли. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе человеческого знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений – философия образования.
Важное значение для педагогики имеет и этика. Выводя нормы нравственности из жизненной практики и различных философских систем, формулируя их в виде моральных норм, этика, однако, не рассматривает вопроса о том, как индивид или общество присваивает эти нормы и образцы поведения. Этим занимается педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы.
Подобным образом можно представить взаимодействие педагогики и эстетики, в результате которого становятся возможными разработка теории и создание действенной системы художественного воспитания.
Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать потенциал, накопленный в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.
О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения. Педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Своеобразным мостом между педагогической и психологической науками выступают педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и т. д.
Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие и обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.
Отношения между педагогикой и экономическими науками достаточно сложны. Система экономических мер оказывает тормозящее или активизирующее действие на образование и его востребованность обществом, что сказывается на развитии педагогических идей и педагогической науки. Экономическая политика является необходимым условием развития образованности общества. Важным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.
Социология включает в область своих теоретических и прикладных исследований проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т. д. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и др.
Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук. Недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогикой глобальную и наукоемкую задачу – разработать специальную систему обучения и воспитания хворающих, недомогающих, больных школьников.
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.
Определенную значимость для педагогики имеет и ее связь с логикой. Логика во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Безусловно, это задача и педагогики в пределах своего предмета, но логические схемы, фигуры, законы служат необходимой (хотя и недостаточной) основой, если аппарат одной науки используется для решения прикладных задач другой.
Связи педагогики с различными разделами математики и кибернетики (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов) важны для решения на современном уровне педагогических проблем с использованием аппарата этих наук: моделирования и алгоритмизации обучения и т. п.
В педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук. В качестве форм взаимосвязи педагогики с другими науками выступают: использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук; творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках; использование конкретных результатов исследований других наук; ее участие в комплексных исследованиях человека.
Рассматривая вопрос о связи педагогики с другими науками, необходимо отметить следующее:
• систему педагогических знаний нельзя вывести из какой-либо одной науки;
• для разработки педагогической теории и практических рекомендаций необходимы данные других наук;
• одни и те же данные могут быть использованы для достижения различных целей;
• педагогика перерабатывает данные других наук для более полного познания педагогического процесса и разработки различных способов его оптимальной организации.
Читайте также: