Связь математики с педагогикой кратко

Обновлено: 05.07.2024

Связь методики обучения математике с другими науками проявляется при разработке содержания, организации его обучения, выборе методов и средств обучения.

Связь с философией . Методика обучения математике строится на фундаменте философских знаний. Она использует общие философские воззрения на соотношение материального и духовного, а также пользуется основными идеями и положения гносеологии и формальной логики.

Связь с педагогикой . Педагогика дает методике принципы дидактики, которые являются основополагающими при развитии всех элементов методической системы обучения математике. В методике обучения математике разрабатывается технологический подход к процессу обучения математике.

Связь с психологией . Так как сегодня процесс обучения все больше ориентируется на развитие личности учащегося, то возрастает роль значение связи методики обучения математике с психологией. Уже около сорока лет в психологии существует психология математики, которая занимается особенностями понимания математического содержания учащимися. В психологии математики выделяют три ступени понимания:

  • Фрагментарное понимание (отдельные свойства понятий, отдельные места доказательств без умения связывать их воедино);
  • Логически необобщенное понимание (усвоение определения понятий, но без умения связывать их воедино);
  • Логически обобщенное понимание (умение включать новое знание в систему понятий, выделение основной идеи доказательства).

Связь с гуманитарными науками . Методика обучения математике связана с лингвистикой и риторикой, так освоение математического знания неразрывно с освоением математического языка. Учитель математики должен не только красиво и правильно говорить, но и освоить язык математики. Необходимо уметь сравнивать сложные математические понятия сравнивать с тем, что хорошо известно ребенку, с его субъектным опытом.

Методика обучения математике связана с такими науками, как фи­лософия, психология, педагогика, логика, информатика, история ма­тематики и математического образования, физиология человека, и прежде всего с математикой — ее базовой дисциплиной. Цель методики - отобрать основные данные математической науки и, дидактически обработав и адаптировав их, включить в содержание школьных курсов математики.

Философия разрабатывает методы познания, которые используют­ся в педагогических, методических исследованиях и в обучении мате­матике: системный подход (компоненты методики преподавания ма­тематики и их взаимосвязь); методы научного познания (аналогия, обобщение, конкретизация, абстрагирование и т. д.); философские за­коны; диалектический метод познания.

Методика обучения математике ориентируется на особенности уча­щихся определенных возрастных групп с использованием закономер­ностей индивидуальных особенностей школьников в определенном возрасте (память, мышление, внимание и т. д.). Влияние психологии на методику обучения математике усиливается в связи с внедрением личностно ориентированного образования, характеризующегося усиле­нием внимания к ученику, его саморазвитию, самопознанию, к воспи­танию умения искать и находить свое место в жизни.

Методика обучения математике связана с историей математики. Она обращает внимание учителя на трудности, с которыми он может встре­титься при изучении школьного курса математики, придает математи­ческим знаниям личностно значимый характер.

Информатика — наука, изучающая проблемы получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. В последнее время, в связи с развитием информатики, усиливается ее влияние на методику обучения математике: формируется определенный стиль мышления, связанный с использованием компьютера, кодированием информации; применяются информационные технологии, ориенти­рованные на повышение эффективности обучения математике.

Методика обучения математике не может не учитывать данных фи­зиологии, особенно в исследованиях, например, при изучении рефлек­сов, связанных с сигналами, поступающими как от материальных предметов и явлений, так и от слов, символов, знаков.

Методы методики обучения математике

Для решения проблем методического характера используют сле­дующие методы: эксперимент; изучение и использование отечествен­ного и зарубежного опыта обучения учащихся; анкетирование, беседы с учителями и учащимися; анализ; синтез, моделирование, ранжирова­ние, шкалирование и т.д.

Для доказательства предполагаемых суждений в методике обучения математике используют эксперимент — организуемое обучение с целью проверки гипотезы, фиксации реального уровня знаний, умений, на­выков, развития ученика, сравнения результативности предлагаемых методик и традиционно используемых, обоснования различных утвер­ждений. На этапе обоснования гипотезы используют констатирующий эксперимент, позволяющий выявить состояние объекта исследования или проверить предположение, а также уточнить отдельные факты. В процессе проверки гипотезы проводят обучающий (поисковый, форми­рующий) эксперимент, который проводится с целью выявить эффек­тивность разработанной методики. Отбираются экспериментальные и контрольные классы. В контрольных классах обучение ведется по тра­диционной схеме, а в экспериментальных — по разработанной иссле­дователем модели или схеме. В организации эксперимента использу­ются: наблюдение, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов обучения.

Качественный анализ результатов исследования осуществляется с помощью контрольных работ, тестирования школьников, а количест­венный — по результатам статистической обработки контрольных ра­бот, тестов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, оно увеличивает пространство, в котором обучающимися могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования.

Новизна данной программы заключается в том, что в ходе её реализации обучающимися затрагиваются аспекты патриотизма на различных уровнях (регион и город, именно тот город, в котором находится объединение)

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия направлены на повышение уровня гражданско-патриотического воспитания в системе дополнительного образования, она должна оказать воздействие на взгляды и мнения обучающихся и развитие их творческой деятельности.

Отличительной особенностью программы является изучение истории и традиции родного города, уважительного отношения к тому месту где ты родился и вырос. Исходя из исторических фактов и понятий представление позволяют приблизить обучающегося к его настоящему, “увидеть” прошлое, приобрести чувство гражданской причастности к нему.

Цель: Осознание обучающимися себя как представителя многих поколений своего Отечества, воспитание гордости за свою Родину.

Формы: тематические беседы, посещение музеев и квест-игра.

Формы: игра-путешествие, квест-игра, встреча с интересными людьми, конкурс чтецов.

Цель: Формирование у обучающихся чувство патриотизма, гражданской позиции, способности к успешной социализации в обществе, в процессе интеллектуального и духовно-нравственного развития.

- расширить представление по истории и культуры родного края.

формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

- воспитание духовно-нравственных, гражданских и патриотических качеств личности

Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, оно увеличивает пространство, в котором обучающимися могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования.

(Новизна данной программы заключается в том, что в ходе её реализации обучающимися затрагиваются аспекты патриотизма на различных уровнях (регион и город, именно тот город, в котором находится объединение)

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия направлены на повышение уровня гражданско-патриотического воспитания в системе дополнительного образования, она должна оказать воздействие на взгляды и мнения обучающихся и развитие их творческой деятельности.

Отличительной особенностью программы является изучение истории и традиции родного города, уважительного отношения к тому месту где ты родился и вырос. Исходя из исторических фактов и понятий представление позволяют приблизить обучающегося к его настоящему, “увидеть” прошлое, приобрести чувство гражданской причастности к нему.)

- Следующая форма работа «Зарница, где обучающиеся в командах участвуют в военно-спортивных играх, в различных конкурсных программах.

Идет пропаганда ЗОЖ и спортивных игр.

Целью первого раздела является: воспитание гордости за свою Родину и уважение к старшему поколению.

Отличительные особенности:
- изучение истории и традиции своей малой Родины
- уважтительное отношение к тому месту, где ты родился и вырос

- Исходя из исторических фактов и понятий представление позволяют приблизить обучающегося к его настоящему, “увидеть” прошлое, приобрести чувство гражданской причастности к нему.

Новизна данной программы заключается в том, что в ходе её реализации обучающимися затрагиваются аспекты патриотизма на различных уровнях (регион и город, именно тот город, в котором находится объединение)

Данный рекламный материал можно использовать при организации агитационных мероприятий и профориентированной работы.

· изучение истории и традиции родного города;

· уважительное отношение к тому месту где ты родился и вырос;

· программа подходит не только для детей подросткового возраста, но и для младших школьников, молодых людей;

· исходя из исторических фактов и понятий программа позволяет приблизить обучающегося к его настоящему, “увидеть” прошлое, приобрести чувство гражданской причастности к нему

Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого объекта.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Эпистемология (теория познания) составляет наиболее общую методологическую основу педагогического исследования. Философские категории (необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, развитие и его движущие силы и др.) способствуют прогрессу исследовательской педагогической мысли. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе человеческого знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений – философия образования.

Важное значение для педагогики имеет и этика. Выводя нормы нравственности из жизненной практики и различных философских систем, формулируя их в виде моральных норм, этика, однако, не рассматривает вопроса о том, как индивид или общество присваивает эти нормы и образцы поведения. Этим занимается педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы.

Подобным образом можно представить взаимодействие педагогики и эстетики, в результате которого становятся возможными разработка теории и создание действенной системы художественного воспитания.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать потенциал, накопленный в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения. Педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Своеобразным мостом между педагогической и психологической науками выступают педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и т. д.

Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие и обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.

Отношения между педагогикой и экономическими науками достаточно сложны. Система экономических мер оказывает тормозящее или активизирующее действие на образование и его востребованность обществом, что сказывается на развитии педагогических идей и педагогической науки. Экономическая политика является необходимым условием развития образованности общества. Важным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.

Социология включает в область своих теоретических и прикладных исследований проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т. д. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и др.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук. Недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогикой глобальную и наукоемкую задачу – разработать специальную систему обучения и воспитания хворающих, недомогающих, больных школьников.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Определенную значимость для педагогики имеет и ее связь с логикой. Логика во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Безусловно, это задача и педагогики в пределах своего предмета, но логические схемы, фигуры, законы служат необходимой (хотя и недостаточной) основой, если аппарат одной науки используется для решения прикладных задач другой.

Связи педагогики с различными разделами математики и кибернетики (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов) важны для решения на современном уровне педагогических проблем с использованием аппарата этих наук: моделирования и алгоритмизации обучения и т. п.

В педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук. В качестве форм взаимосвязи педагогики с другими науками выступают: использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук; творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках; использование конкретных результатов исследований других наук; ее участие в комплексных исследованиях человека.

Рассматривая вопрос о связи педагогики с другими науками, необходимо отметить следующее:

• систему педагогических знаний нельзя вывести из какой-либо одной науки;

• для разработки педагогической теории и практических рекомендаций необходимы данные других наук;

• одни и те же данные могут быть использованы для достижения различных целей;

• педагогика перерабатывает данные других наук для более полного познания педагогического процесса и разработки различных способов его оптимальной организации.

Читайте также: