Святые и еретики кратко

Обновлено: 05.07.2024

В таком же нелепом положении оказывается человек, отошедший от какой-либо ветви РПЦЗ и продолжающий почитать за святых зарубежных старцев. РПЦЗ, беря свое начало от еретиков имяборцев и цареборцев – Тихона (Белавина) и Антония (Храповицкого), – изначально находилась в этих двух ересях. И нахождение в этой еретической юрисдикции для Христианина так же недопустимо, как и нахождение в Патриархии. Некоторые зарубежники часто приводят в пример действия архиепископа Феофана (Быстрова), который, поняв еретическо-масонскую сущность РПЦЗ, прервал евхаристическое общение с ее возглавителем – митр. Антонием (Храповицким) и ушел в затвор. Эти действия архиепископа Феофана, безусловно, заслуживают уважения, но вместе с тем мы все отлично знаем, что единственным средством, выводящим человека из ереси, является открытый и безкомпромиссный разрыв с нею, выражающийся через полный отказ от общения с еретиками. Этот разрыв непременно должен сопровождаться открытым анафематствованием еретиков, чего Феофан (Быстров), к сожалению, не сделал. И поэтому его затвор хоть и вызывает глубокое уважение, но сам по себе из среды еретической РПЦЗ архиепископа Феофана не выводит.

Вопрос с Феодосием Кавказским и Иерусалимским, которого очень почитают катакомбники, более сложен. Старец Феодосий жил отдельно и старался держаться подальше от Патриархии. Но даже с учетом видимой праведности и правильности жизни старца Феодосия вопрос о его канонизации должен быть сначала тщательно изучен и рассмотрен.

В Православной Церкви за сотни лет ее существования установился определенный порядок канонизации святых. Этот порядок включает в себя несколько условий, которые обязательно учитываются при канонизациях.

Первое условие требует от кандидата на канонизацию обязательной принадлежности к Православной Церкви . Для нашего времени установление выполнения этого условия является одним из наисложнейших. Сейчас мало установить, что человек не принадлежал к той или иной еретической юрисдикции. Нужно еще доказать, что он в нынешнее время господства всевозможных ересей сам не придумал какое-нибудь нововведение, которым отпал от Церкви и впал в ересь. А как это сделать, если полного жития человека мы толком-то и не знаем? Поэтому здесь нужна большая осторожность, и лучше временно воздержаться от канонизации святого, если какие-либо известные обстоятельства его жизни вызывают недоумение, нежели прославить еретика и через это самим ввергнуться в ересь.

Второе условие связано с почитанием народом угодника Божия. Если любовь Православного (а не еретического) народа к подвижнику продолжительна и почитание его не ослабевает со временем, то Церковь обязательно учитывает это. В качестве примера здесь можно взять канонизацию преподобного Серафима Саровского, канонизация которого состоялась через 70 лет после его кончины, и именно благодаря любви народной. Нашему же русскому народу, долгое время пребывавшему в погибельных ересях, прежде чем кого-то канонизировать, нужно набраться терпения и самому перво-наперво в покаянии окончательно освободиться от ересей, отойти от всех ложных штампов и представлений, навязанных русским людям во время пребывания в еретических лже-церквях.

Третье условие , рассматриваемое перед канонизацией святого, – это соответствие его дел Православной вере. С течением времени характер человека может забыться, а память о его времени ослабнуть, и в этом случае угодника Божьего мы вспоминаем именно за его великие дела, творимые по вере. Так, святые Великий Князь Владимир и Великая Княгиня Ольга стали Равноапостольными насадителями Православия на священных просторах Русской Земли. Преподобный Сергий Радонежский запомнился нам как великий молитвенник, объединитель и собиратель Земли Русской, борец против безбожного татарского ига. Преподобный Серафим Саровский является защитником чистоты Православия и провозвестником судеб России в последние времена.

Только на основании Священных Канонов и догматов Православной Церкви необходимо исследовать неясные моменты в истории Церкви. Можно, например, очень благоговейно относиться к старице Пелагии Рязанской. Ее наставления, осуждающие священников-цареборцев, очень впечатляют. Но это вовсе не означает, что мы обязательно должны добиваться ее канонизации в лике святых, ибо она принадлежала к цареборческой и имяборческой патриархийной церкви. Или, например, можно с глубоким уважением относиться к уходу в затвор епископа Феофана (Быстрова), но опять же, это его действие еще не основание для его прославления.

После февральской цареборческой революции 1917 года и в России, и заграницей жили верующие русские люди. И они, как и мы, хотели спасти свои души, пытались как-то строить свою духовную жизнь. Они хотели опереться на какие-то духовные авторитеты, которые среди всеобщего помрачения в определенной мере понимали суть свершенного русским народом отступничества и клятвопреступления. Среди таких авторитетов были, безспорно, архиепископ Иоанн Шанхайский, Лаврентий Черниговский, Серафим Вырицкий. Но их пребывание в отступнических церквях, пораженных цареборчеством и имяборчеством, не может быть оправдано ничем, в том числе и различными подвигами, исходя из Канонического учения Православной Церкви. Поэтому говорить о какой-либо святости этих людей невозможно. Что касается Матроны Никоновой, то ее духовность, глядя на ее дела, имеет вообще совершенно противоположную направленность.

Нам же остается по Божию наказанию уразуметь свои отступления и милостью Господа нашего Иисуса Христа очиститься от них надлежащим деятельным покаянием.

Выражаю глубокую благодарность отцам, братьям и сестрам во Христе, помогавшим мне в написании данной статьи.

+Евагрия осудили как еретика, а его сочинения приписали разным святым и веками пользовались, как свидетельствами молитвенной и мистической практики православных святых. Евагрий под разными святыми масками - любимый автор Паламы. Вместе с Дионисием Ареопагитом, Макарием Египетским и Максимом Исповедником. При этом Ареопагит это Петр Ивир, монофизит и неоплатоник (и не будь иже во святых отца нашего Прокла Диадоха, не было бы у нас никакого Корпуса Ареопагитик). А Макарий это Симеон Месопотамский, личность фактически неизвестная, но писания его очень любили мессалиане (хотя сам он, по-видимому, таковым не был, шествуя "царским путем"). Только Максим и остается из чисто православных, и то последующие православные его не жаловали, к 10-11 вв. чуть вообще не позабыли+ (отсюда).
+Упустили две ключевые для аскетики фигуры, которые никто не анафемствовал, но напротив они во святых у всех деноминаций и переведены практически на все языки. Прп. Исаию Отшельника (учителя Петра Ивира), жития которого существуют только у монофизитов и несториан. И несторианина прп. Исаака Сирина, которого цитируют все исихасты+ (там же, в комментах).
Еще следует к списку добавить Симеона НБ, которого чудом не осудили. Однако в его творения густо добавили сочинения осужденного за ересь Константина Хрисомала.
Ну и еще с псевдоэпиграфами не очень удалось разобраться при помощи одного лишь Духа Святого. Например, перепутали Аполлинария с Афанасием, а Кирилл и Соборы силились как-то выкрутиться. Так что потом (последние Вселенские соборы, Ферраро-Флорентийский) пришлось к филологии все же обращаться.
Итак, по самому минимуму: Ориген (его аллегория вошла в плоть и кровь виз. экзегезы несмотря на осуждение богословия), Евагрий (учение о молитве), Макарий/Симеон (связан с мессалианскими кругами) (все трое осуждены Вселенскими Соборами), Пс.-Дионисий Ареопагит (неоплатоник), монофизит Исаия Газский (ему, возможно, принадлежит одна из редакций Аскетикона, см. ПЭ 27, 150), Исаак Сирин (явный несторианин, что особенно видно из еще неизданных 4 и 5 томов), Иоанн Дальятский (был осужден Церковью Востока за мессалианство, некоторые его сочинения попали в греч. корпус Исаака Сирина), Константин Хрисомал под маской Симеона НБ.
Такая вот "эксклюзивность" на истину у Православия!

Grigor Yan

На эту интереснейшую тему меня навела вот эта цитата Филарета Московского:

"если утвердительное мнение сделать догматом, то противоположное сему отрицательное мнение сделается ересью, и окажутся Святые с еретическим мнением. Что же с ними делать? Исключить ли из Святых, признанных уже Святыми в Церкви? Признать ли, что люди с еретическими мнениями могут быть Святыми? На что добровольно производить сию неразрешимую запутанность? То есть на что обращать мнение свободное в догмат?".
____

Когда Филарет это писал, он, наверное, забыл, что в РПЦ (как во всем греко-халкидонизме) уже почитаются многие святые, которые, будучи представителями иных конфессий являются для греко-халкидонитов самыми настоящими еретиками.

В этой моей статье речь шла о т.н. Мучениках Арефианах, числом ни то 4300, ни то 10000, которые будучи по критериям халкидонизма эфиопскими "еретиками-монофизитами", оказались в числе "православных святых". Сам факт попадания "клятых монофизитов" в "православные святые" интересен до восторга, но еще больше впечатляет число этих святых. Как минимум - 4300! Это если не больше всех своих родных халкидонитских святых, то уж точно число сопоставимое. Кто-нибудь знает точно, сколько канонизированных святых в РПЦ?

Но и это еще не все! На Арефианах число святых еретиков в греко-халкидонизме не кончается. Как приводил я в своей статье, к такой категории "православных святых" относятся "монофизиты" Дионисий Ареопагит и Петр Ивер, а еще несторианин Исаак Сирин. Я уж молчу о том, что по халкидонитским понятиям "монофизитами" были и Кирилл с Афанасием, а по большому счету и вся дохалкидонская Церковь.

Что касается цитаты Филарета Московского, то она направлена против католиков, которых он упрекает в догматизации частных богословских мнений, что и пораждает "святых еретиков", мол, не надо было бы этого делать, чтоб святые не стали еретиками. Но думал ли при этом Филарет, что если бы в Византии не увлеклись догматизацией всего и вся, делая "православной истиной" всякое свободное богословское мнение и созывая по этому поводу нескончаемые соборы, то в Церкви Божьей не только не было бы "святых еретиков", но и не было самих расколов, до сих пор находящих себе подпитку в богословских расхождения.

Кстати, это снова нас возвращает к вопросу о том, что нет в греко-халкидонизме мужей уровня Афанасия и Кирилла, способных ради единства Церкви признать богословские различия не влияющими на суть общей веры Церкви. Судя по тому, как заглохла та тема, в РПЦ дорожат расколом и оберегают его, веря к в спасительные догматы часто не просто вольные богословские мнения, но и мнения часто абсурдные. Дело, конечно, хозяйское, но им действительно нравится молиться святым еретикам?

Именно распространение христианства привело к появлению ереси: еретиком называли каждого человека, оспаривающего или отрицающего католическую церковь. Вопреки мнению, которое распространяли церковники, еретики редко были сатанистами или неверующими. Во многих случаях у них была более сильная и крепкая вера в Бога, чем у самих священнослужителей. Они полагали, что классические религиозные пути были ошибочными, и поэтому решили создать собственное верование.

определение в истории

Что это такое

Еретик — это человек, который проповедует лжеучение, принимая его за истину. Обычно термин используется в религиозном смысле. Зачастую различие его толкований может показаться незначительным для посторонних, но нередко это вопрос жизни и смерти для верующих людей.

Происхождение слова

в философии

Значение понятия по Библии

В Новозаветных апостольских посланиях понятие приобретает иной смысловой оттенок: в писаниях оно упоминается редко и в большинстве случаев означает принадлежность к сектам, противопоставление правильному вероучению, отрицание истины Божественного Откровения .

  1. Утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви.
  2. Заблуждение относительно православных догматов, поддерживаемое сознательным упорным противлением Истине.
  3. Намеренное искажение православной догматики.

Современное определение

В широком смысле — это любое мнение, противоречащее общепринятым обычаям или верованиям. Термин используется также в отношении человека, пропагандирующего взгляды, категорически противоположные общепринятым идеям, а не только для обозначения нарушения в трактовке религиозных учений.

Первоначальный смысл определения в истории — это ошибка в вопросах веры, фиксирующаяся в чьем-либо учении или мнении, появившемся внутри Церкви. В философии — еретичными называются учения, отрицающие веру в Христа, в котором нераздельно соединились совершенный человек и совершенный Бог (по В. Соловьеву).


Кто такие еретики

Так называют людей, сознательно отклоняющихся от религиозного учения, считающегося верным.

Историческое значение

Первоначально так называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Симон Волхв считается первым еретиком ( Деян.8:9 ).

К раннему периоду относятся следующие еретические учения:

  • евионитство;
  • керинфианство;
  • елкезаитство;
  • докетизм;
  • манихейство;
  • монтанизм;
  • хилиазм.

Историческое значение появления еретиков и раскольников состоит в том, что они вызывали церковь на усиленную интеллектуальную деятельность, тем самым побуждая ее к более точному формулированию и более подробному раскрытию своего учения. Конечной целью стала систематизация, которая для Восточной церкви была сделана еще в VIII столетии Иоанном Дамаскиным .


Суть учения и веры

В средние века еретические учения были распространенным явлением, и суть их была достаточно разнообразна.

Основные направления учений и веры еретиков:

  1. Отрицание одновременного наличия в Спасителе Божественного и человеческого начал.
  2. Мир — это арена для борьбы сил добра и зла.
  3. Упор на широкие социальные реформы.
  4. Призыв к равенству в имуществе или к полному отказу от любой собственности.
  5. Предсказание близкого наступления Царства Божия на земле.
  6. Отрицание таинства Причастия.
  7. Проведение крещения одним наложением рук.
  8. Отрицание культа Распятия.

Катары и вальденсы являлись наиболее влиятельными учениями в X-XIII столетиях. Французский купец Пьер Вальдо стал основателем вальденсов. Он утверждал, что спастись можно только через служение Иисусу Христу и следование его учению, а не через церковь. Вальдо считал, что церковь развращена богатством и лишена изначальной святости.

Древние еретические тексты, как правило, уничтожались, поэтому сведения об учениях можно почерпнуть у их обличителей:

  • св. Иринея Лионского;
  • св. Ипполита Римского;
  • Тертуллиана;
  • Оригена;
  • св. Киприана Карфагенского;
  • св. Епифания Кипрского;
  • Климента Александрийского;
  • Евсевия Памфила;
  • бл. Феодорита;
  • бл. Августина;
  • Евфимия Зигабена.

в христианстве

Причины появления

Еретиков было много, но при всех различиях учений их объединяло недовольство существующими порядками. Люди пытались понять причины несправедливости, царящей в обществе. Ответы на свои вопросы они искали в Библии, но находили совсем не то, о чем проповедуют священники. Получалось так, что святые отцы скрывают истинный смысл Святого писания от верующих. Следовательно, вся церковь служит дьяволу, а не Богу.

Католические с вященнослужители навязывали людям комплексы ничтожности и неполноценности перед Богом: с этой целью началось строительство знаменитых соборов, впечатляющих величественностью и грандиозностью. Священники ревностно проповедовали: единственный способ получить божественную благодать — это жить в бедности. Сами же служители купались в роскоши, собирали десятину с населения и проводили дорогие обряды, а церковь обладала неограниченной властью и бессметным количеством владений.

Внешний облик разодетых в роскошные одежды и раскормленных аббатов и епископов не имел ничего общего с образом жизни Христа и апостолов. Еретики стремились возродить евангельскую простоту и бедность, требовали отказа духовенства от богатств и земельных владений. Они одевались в лохмотья, раздавали свое имущество нищим, странствовали и проповедовали, питались подаянием .


Историческая справка

На пространстве истории, от начала возникновения церквей до наших дней, вереницей непрерывно тянется ряд бесчисленных еретических движений, древних и новых. Из повторения старых условий возникают внецерковные видоизмененные учения о христианских догматах. Церковь опровергает их, борется с ними и побеждает, а еретиков предает отлучению после безуспешных попыток обратить их в свою веру.

Во все времена источниками еретических движений обыкновенно являлись:

  1. Нежелание язычников, иудеев и последователей восточного дуализма, приняв христианство, окончательно расстаться с прежним религиозным мировоззрением. Они пытались объединить в единое целое новые христианские доктрины со своими старыми.
  2. Стремление более сильных умов поставить учение, данное как Богооткровенное, на один уровень с философским мировоззрением античного мира. Намерение у этих учителей было доброе, но по самой природе вещей — неисполнимое. Привело все к рационализму. Таким было самое сильное учение еретиков всех времен — арианство со всеми его отраслями.
  3. Самобытное богословствование учителей церковного предания и общего голоса Вселенского собора. При самоуверенности и самомнении отсутствие узаконенных начал влекло к нарушению нормального состава учения церкви.

В данном ролике рассматриваются истоки еретических учений на примере арианства.

Современные еретики

В наше время термин используется для обозначения представителей любого религиозного движения, которое может заставить верующего оторваться от ортодоксальности или общепринятых мнений. Большинство современных представителей движения проповедуют взгляды, противоречащие содержанию Библии.

Современные еретические движения (XX век — по настоящее время) и их суть:

значение слова ересь

Борьба католической церкви с еретиками

Причины развития

Возникновение и развитие сектантских учений принято связывать с идеологическими и социальными переменами, которые появились в жизни общества в период гонений. Беднейшие слои населения искали в новой религии равенства и примирения, поэтому постепенное обогащение духовенства, отступничество в период гонений и укрепление административного начала вызывали осуждение со стороны простых верующих. В самых бедных слоях населения продолжали жить идеалы простого и скромного раннехристианского быта.

Причины появления и распространения идей еретиков, с которыми католическая церковь вела долгую и кровавую борьбу:

  • противоречивые настроения народных масс;
  • разнообразные толкования христианского учения;
  • всеобщее недовольство сытой жизнью высшего духовенства.

определение в истории

Преследования еретиков

Согласно средневековым хроникам и анналам, еретиком называли человека, отрицающего авторитет и учения Соборов. Первое упоминание борьбы церкви с такими людьми датировано 1022 годом: в Орлеане к сожжению приговаривались все инакомыслящие. Первыми жертвами костров стали образованные духовники, оправдывающие свое инакомыслие с помощью теологии.

Казни в Орлеане открыли путь к самым жестоким репрессиям, костры жгли в Тулузе и Аквитании. Целые общины иноверцев представали перед епископами, выступая с Библией в руках перед церковными судами. Цитатами из Священного писания они пытались доказать правильность проповедуемых ими учений. Приговоренных в полном составе отправляли на костер, не щадя детей и стариков. Сожжение — самый яркий пример того, как католическая церковь боролась с еретиками.

В XII столетии костры вспыхнули в Рейнских землях. Приговоренных было настолько много, что монах Эвервин де Стейнфельд попросил помощи у цистерцианского монаха Бернарда, имеющего репутацию жестокого преследователя иноверцев. После масштабных облав и погромов костры зажглись в Кельне. Судебные приговоры уже не были полны голословными обвинениями в распущенности и колдовстве, а содержали четкие пункты разногласий сектантов с ортодоксальными церковными понятиями.

Известно, что еретики имели собственные церковные институты, проводили свои соборы, привлекали в свои ряды новых приверженцев. Франция и Германия уничтожали инакомыслие в зародыше, но в Италии и Лангедоке катары укрепили и расширили свое влияние. В то время многие знатные семьи принимали новую веру, давали кров и пищу гонимым единоверцам и распространяли проповедуемые ими учения.


Инквизиция и публичная казнь

Вопреки деспотической политике церкви, среди горожан и крестьян появлялось все больше людей, ставивших под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности и непомерной трате денег. Католическое духовенство мгновенно отреагировало на религиозные бунтарства, ответив суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

На первоначальной стадии жертвами становились люди, не согласные с классическими учениями церкви. Со временем категории отступников увеличились в геометрической прогрессии. Привлекательные женщины и девушки обвинялись в порочных связях с дьяволом и колдовстве. Родившиеся с физическими недостатками младенцы считались детьми сатаны. Всех их ожидала неминуемая смертная участь.

Семьи еретиков разорялись, их имущество делили пополам между собой духовенство и государственное казначейство. Жертвами инквизиционных процессов также стали и научные деятели, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.

в философии

Видео

В данном ролике представлена история возникновения и развития еретических движений.


1) Вероучительность или Теологичность. Этот признак принципиально отличает догматические истины от нравственных и других истин, ибо догматические истины всегда говорят о Боге и Его отношении к миру и человеку, а для нравственных истин главным предметом является человек в его отношении к Богу

2) Богооткровенность. Этот признак характеризует догматы как истины, открытые людям Самим Богом в Его Божественном Откровении

3) Церковность. Этот признак указывет на среду в которой сущесвуют догматы, а именно Церковь Христова есть единственный законный обладатель, хранитель и толковник догматических истин

4) Законообязательность. Человек не признающий совокупности или некоторой части догматов Церкви, не зависимо от объема непризнанных Богооткровенных истин не может быть полноценным членом Церкви как Тела Христова[4].

Та истина, которая не имеет хотя бы одного из этих признаков, не может считаться догматом.

2.Ересь.

Преподобный Викентий Лиринский замечает о еретиках еще следующее, что они «умышляя составит ересь под чужим именем, всегда почти стараются найти молоизвестное сочинение какого-нибудь древнего мужа, по неясности своей как будто благоприятствующее их учению и выставляют на ветер память такого святого мужа, как будто прах какой, и что надлежало погребсти молчанием, о том разглашают чрез неумирающую никогда молву. Тем самым они в точности подражают зачинщику своему Хаму[9].

3. Церковная дисциплина, форма и содержание.

Если отцы и учители Церкви Христовой стояли за абсолютную неизменность догматов по их существу, допуская и признавая лишь историческую необходимость терминологической шлифовки их формулировок, то иное мнение высказывают они о канонических и дисциплинарных вопросах. Так св. Дионисий Александрийский, говоря о церковной дисциплине, подчеркивает, что следует в таких делах «подчиняться предстоятелям отдельных Церквей, которые, в силу божественного посвящения, стоят во главе служения. А суд о делах их (самих епископов) предоставляем Господу нашему. Изложенная речь св. Дионисия с нарочитым различием предметов веры и дел церковных дисциплины замечательна: в ней ясно утверждено, что должно быть полное согласие вере между всеми епископами или должна быть соблюдаема едина вера во Вселенской Церкви; но возможно различие в поместных церквах в дисциплине; она предоставляется усмотрению епископа отдельной церкви. Это различие отнюдь не должно сопровождаться нарушением единения между епископами Вселенской Церкви, ибо ответ в таких делах епископ отдельной церкви несёт перед Господом.[13]

Нужно помнить, что здесь имеются в виду, не догматы Церкви, но её дисциплина: если в первом случае должна быть сохраняема неизменность апостольского учения во все времена, то во втором случае, смотря по обстоятельствам, могут быть допущены добавления, ослабления, а иногда даже отменения. Соображаясь со всем этим, в рассматриваемом месте нужно видеть именно только проявление отеческого человеколюбия, несомненно вызванное обстоятельствами, не нарушающее апостольского установления, не противоречащее Писанию и возможное в области церковной дисциплины.[14]

История Церкви знакома с плюрализмом форм выражения ее веры в Богослужебной практике. Наглядным примером тому служит разнообразие литургических анафор, чинопоследований служб суточного круга, церковных уставов встречающееся в обилии начиная уже с первых веков бытия христианства.

4. Экклезиологические соблазны.

Профессор Лосский В.Н. с болью отмечал, что в наше время «понятие о Церкви как Экклезии с Ее канонически-иерархической струк­турой, за единство и самобытность которой пред лицем мира ответственны прежде всего иерархи, а затем каждый из нас, — исчезает из сознания многих. Если конкретно-историческая Церковь не есть само подлинное Тело Христово, призванное существовать в условиях современного мира, то конечно все становится относительным и безразличным[19].

5. О старообрядческом расколе 17 века в Русской Церкви.

Патpиаpх Hикон, пpи всем величии своего положения и патpиаpшей власти, не имел пpава единолично отменять постановление Стоглавого Собоpа относительно двyпеpстия[24].

Смешивая обpяд с догматом, Патpиах Hикон, как было сказано выше, смотpел на pазности в обpядах как на pазличие в веpе. Пpи таком воззpении наличие и yпотpебление двyх фоpм одного и того же обpяда исключается: одна из фоpм, в данном слyчае тpоепеpстие, пpизнается истинной, пpавославной, а дpyгая, в данном слyчае двyпеpстие, ложной, еpетической. Если Патpиаpх Hикон пpишел к твеpдомy yбеждению в пpавославном хаpактеpе совpеменных емy гpеческих обpядовых фоpм, в том числе тpоепеpстия, что на самом деле так и есть, а pyсские обpядовыефоpмы, в том числе двyпеpстие, пpизнал непpавильными и даже еpетическими, чего на самом деле нет, то пpотивники его pефоpм, пpидеpживаясь по сyществy одинаковых с Патpиаpхом Hиконом воззpений на обpяд, как на догмат, были yбеждены в обpатном. Когда двyпеpстие, пpинятое pyсскими от гpеков вместе с пpавославной веpой, былообъявлено за еpетический обpяд, то pевнители pyсской цеpковной обpядности, в поpядке ее охpанения, естественно, должны были yвидеть то же самое в тpоепеpстии.

Непосредственными причинами, вызвавшими старообрядческое движение можно считать:

1) богословское непонимание сути церковной реформы Патриархом Никоном и его противниками; сильная привязанность русских людей к обрядовой стороне христианской религии вплоть до усвоения церковным обрядам догматической неизменности (что объясняется недостатком просвещения).

2) неправильный метод реформ, исправления текста богослужебных книг и изменения церковных обрядов при Патриархе Никоне;

3) участие в этой реформе некоторых греческих иерархов, стремившихся поднять упавший после Флорентийской унии греческий авторитет в России, что привело не к желаемому смягчению противостояния, а к неоправданному его обострению вплоть до необоснованных анафематствований.

Исходя из пpавильного понимания pазличий междy догматом и обpядом, в соответствии с пpедначеpтанием Пpедсобоpного Пpисyтствия и Поместного Собоpа 1917-1918 гг., а также с pешением Патpиаpшего Священного Синода и епископата Рyсской Пpавославной Цеpкви от 10 (23) апpеля 1929 года, Поместный Собоp Рyсской Пpавославной Цеpкви 1971 года обоснованно yпpазднил клятвы со стаpообpядцев. Остается ожидать возвращения в лоно Матери-Церкви насколько это будет возможно большего числа отпавших некогда от нее в старообрядческий раскол 17 века.

Литература:

[1] Сильвестр, еп. Опыт Православного Догматического Богословия. К., 1892. С.2-3.

[3] Викентий Лиринский, преп. Напоминания (Трактат Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков). Казань, 1904. С.42.

[4] Константин (Горянов), архиеп. Курс лекций по Догматическому богословию, рукопись. СПбПДА, 1999.

[6] Амвросий (Погодин), архим. 1994. С.333.

[7] Преподобный Викентий Лиринский о Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С.441.

[8] Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. М., 2000. С.30-31.

[9] Преподобный Викентий Лиринский о Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С.31-32.

[10] Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Т.1. М., 1958. С.54.

[11] Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе. СПб., 1997. С.21.

[13] Преподобный Викентий Лиринский о Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С.232-233.

[18] Лосский В.Н. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. № 1. 1950. С.16.

[21] Лосский В.H. Предание и предания // Журнал московской патриархии, 1970, №4. С.54.

[22] Голyбинский Е. К нашей полемике со стаpообpядцами. М., 1905. С.61.

[24] Доклад митpополита Ленингpадского и Hовгоpодского HИКОДИМА на Поместном Собоpе 31 мая 1971 года.

[25]Макаpий (Булгаков), митр. Истоpия Рyсской Цеpкви, т. XII изд. 2. С.192-193.

Читайте также: