Своеобразие пушкинской эпохи кратко

Обновлено: 18.05.2024

Периодизация

Весь творческий путь великого писателя можно разделить на несколько периодов: детские годы (1799-1811), лицейские годы (1811-1817), петербургский период (1817-1820), южная ссылка А. С. Пушкина (1820-1823), ссылка в Михайловское (1824-1826), московский период (1826-1830), болдинский период (1830), творчество 30-х (1831-1837). Каждый период имеет свои отличительные черты, которые так или иначе связаны с жизненным путем.

Основные темы

А. С. Пушкин в своих произведениях писал на разнообразные темы: любви, дружбы, природы, Родины. Рассмотрим данные темы творчества Александра Сергеевича Пушкина подробнее.

Тема любви, с которой сам А. С. Пушкин был знаком не понаслышке, отобразилась как в лирических, так и в прозаических произведениях. Автор демонстрирует самоотверженную любовь, которая готова пройти любые испытания. Способностью к настоящей и искренней любви обладают лучшие герои произведений А. С. Пушкина. Любовь расценивается как способ самовыражения, это, по мнению писателя, одно из лучших человеческих качеств.

В жизни А. С. Пушкина было много верных и преданных друзей, поэтому тема дружбы отобразилась во всем его творчестве. Поэт обращается к своим друзьям в лирических произведениях, демонстрируя ценность дружбы. Как одно из нравственных качеств человека дружба становится способом характеристики персонажей: положительные герои умеют дружить, отрицательные – нет.

А. С. Пушкин был неравнодушен к красотам природы, поэтому тема природы звучит во многих его произведениях. Пейзажные зарисовки в прозаических и лирических произведениях А. С. Пушкина выполняют разнообразные функции: являются фоном повествования, раскрывают характер персонажа или лирического героя, передают настроение и главную мысль произведения.

Писателя и поэта А. С. Пушкина справедливо можно назвать патриотом. Будущее своей страны всегда интересовало писателя. Поэтому тема Родины часто звучит в пушкинских произведениях. Гражданской проблематикой наполнены как прозаические, так и лирические произведения.

Творчество А. С. Пушкина дышит философскими размышлениями. Автор является не простым наблюдателем, а выразителем своих собственных мыслей. В этом заключается особенность художественных произведений А. С. Пушкина.

Жанровое своеобразие

А. С. Пушкин работал во многих направлениях. Романы, повести, поэмы, сказки, драматические произведения, оды, элегии, эпиграммы, сонеты, послания, мадригалы, критические статьи и даже роман в стихах – основные жанры, которые характерны для творчества А. С. Пушкина. Приведем знаменитые художественные произведения писателя и поэта, написанные в определенных жанрах.

Произведения

Кратко самое главное о творчестве Пушкина могут сказать его произведения.

Творческая деятельность великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина насыщена и многоэтапная. Наибольшее влияние на писателя и формирование его художественного стиля оказали русские литературные деятели, которые стали впоследствии идейными вдохновителями и участниками декабристского восстания. Также особо на творчестве Пушкина отразился фольклор России и литература Европы.


Тематика лирики А.С. Пушкина

А.С. Пушкин (1799-1837) является одним из величайших поэтов русской литературы начала XIX в., и его творчество оказало влияние на всю русскую литературу в последующие периоды ее развития. Творчество Пушкина отличается поразительным жанровым, сюжетным и тематическим многообразием, которое наиболее отчетливо и ярко проявилось в лирике поэта. В лирике Пушкина выделяются темы:

✓ философские и др.




Биография и творчество Пушкина

Но стоит обратить внимание на другое обстоятельство, которое нам хорошо известно, но не всегда соотносимо с этим отрывком, ведь все эти периоды биографической Пушкинской жизни были не просто не свободными периодами, а были периодами, организованными не Пушкинской волей: лицей – это решение его родителей; служба в Коллегии иностранных дел – тоже навязанная; юг – это недобровольный перевод по службе; Михайловское – действительная ссылка, которая оканчивается удивительно: Пушкин оказывается единственным официально помилованным ссыльным, что являлось волей императора, а не самого Пушкина. Когда же речь идет о втором Петербургском этапе жизни Пушкина, то мы понимаем, что эта ситуация не меньшей свободы. В 1831 году после женитьбы Пушкина молодожены проводят медовый месяц в Царском Селе, что, вероятно, тоже символично. Пушкин в начале своей новой семейной жизни возвращается в свою юность, в Царское Село. Там же по случаю холеры оказалась царская семья. Николай I

Рис. 1. Император Николай І ()

смотрит на возмужавшего Пушкина и отправляет его на службу в Министерство иностранных дел с особенным заданием: он теперь работает над историей Петра Великого.

Рис. 2. Император Петр Великий ()

Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина

Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта:

• написано в жанре дружеского послания;

• наряду с дружескими, интимными интонациям используются и пафосные;

• развивается гражданская тема;

• присутствуют мотивы свободы, усыпления и иллюзии, надежды, чести и Родины, дружбы, души;

• противопоставляет идиллическому взгляду на деревенскую жизнь рассуждения на тему трудной жизни и положения крестьян;

• описывает деревню в сентименталистском ключе, но это описание имеет ряд особенностей:

— труд как непременное условие жизни в деревне;

— точность, предметность и конкретность описаний, отсутствие аллегоричности, свойственное сентиментализму;

— динамика в изображении явлений;

• отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении;

• использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении;

• усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. — центральной антитезы плен — свобода;

• использование дерева как символа смерти и зла;

• осуждение рабства, деспотизма;

• утверждение свободы человеческой личности.

Жанр(от фр.genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы – эпос, лирика, драма. (Например, повесть – вид эпического жанра, комедия – вид драматического жанра, послание – вид лирического жанра, поэма – вид лиро-эпического жанра.) Каждый жанр обладает определенным комплексом устойчивых свойств.

Тема дружбы

Тема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место — она проходит через все его творчество. Наиболее ярко выражена эта тема в жанре дружеского послания, которое благодаря Пушкину приобретает большую популярность в русской литературе. Тема дружбы отражена в следующих стихотворениях поэта:

• развивает мотив одиночества;

• дается развернутая характеристика самого Чаадаева как надежного наставника, помощника и тонкого психолога;

• написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения;

• использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи и т. п.);

• развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе;

✓ стихи, посвященные Ивану Пущину.

Тема свободы в творчестве Пушкина

Эта работа, которая открыла Пушкину возможность посещения исторических архивов, работы с закрытыми документами, привязывала его к Петербургу, из которого Пушкин хотел уехать куда угодно, но император его не пускал. Единственные две поездки, которые он совершил, это поездка без разрешения на Кавказ в 1829 г., за что был наказан, и единственная официально разрешенная командировка – это поездка в Оренбургскую губернию, когда Пушкин официально работает над сбором материала в связи с историей Пугачевского бунта. Он рвется из Петербурга, и единственное, что ему удается, это Михайловское и Болдино. Представить себе менее несвободную судьбу российского дворянина просто невозможно.

Любовная лирика

Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:

• рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;

• раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;

• имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;

• необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа;

• жанр стихотворения — элегия — воспоминание;

• раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;

• выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;

• описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;

• имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;

• используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения;

• кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен.

Подражание в творчестве Пушкина

Сначала это будет творчество Батюшкова,


Рис. 8. К.Н. Батюшков ()

Рис. 9. В.А. Жуковский ()

Рис. 10. Ф.Ф. Юрьев

таким образом: нервно сжав листок с рукописью этого стихотворения, заметит, что если этот юнец так и дальше пойдет, то нам на Парнасе больше делать нечего. Те открытия, к которым старшие современники Пушкина шли длительным художественным развитием, этот по сути подросток воспроизводит с необычайной легкостью. Таким образом, перед нами удивительное свойство Пушкина, которое много позже Гнедич

Рис. 11. Н.И. Гнедич ()

в одном из посланий, обращенных Пушкину, неслучайно соотнесет его с Протеем –

древнегреческим мифологическим существом, способным принимать самые разнообразные формы. В итоге перед нами обнаружится изумительная особенность Пушкина художественно проникать не только в стили других авторов, но и в стили других народов и культур. Ведь в последующем он с точностью будет воспроизводить в своем творчестве, скажем, не только миры библейского Ветхого завета,


Рис. 13. Ветхий завет ()

но и книг Корана.

Он изобразит нам Средневековую Англию, Испанию. Поэтому ту удивительную особенность, которую много позже Достоевский

Рис. 15. Ф.М. Достоевский ()

определит как всемирную отзывчивость Пушкина, можно обнаружить в этой необычайной способности Пушкина улавливать и воспроизводить явления окружающего мира, иногда даже чуждые самому Пушкину.

Богами вам еще даны

Златые дни, златые ночи,

И томных дев устремлены

На вас внимательные очи.

Играйте, пойте, о друзья!

Утратьте вечер скоротечный…

Все это сильно напоминает поэтическую мысль Батюшкова с призывом наслаждаться жизнью. А финальная строчка звучит так:

И вашей радости беспечной

Сквозь слезы улыбнуся я.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:

• отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;

• имеет мотивы декабристской поэзии;

• проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);

• включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;

• предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;

• описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;

• указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;

• носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;

• используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;

• дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:

— недопустимость дидактики и морализаторства;

— воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;

— свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.

Невзирая на то, что все родственники Пушкина оказались связанные с Петербургом или его окрестностями, родился Пушкин в Москве под самый финал уходящего XVIII века в 1799 году.


Рис. 8. Портрет Пушкина-ребенка (вероятный автор – генерал Ксавье де Местр) ()

И с необходимостью получения образования Пушкин впервые появился в Петербурге в 1811 году.

Рис. 9. Пушкин-лицеист (предполагаемый автор – лицейский учитель рисования С.Г. Чириков, около 1815 г.) ()

Мальчика привез сюда его дядя, в ту пору самый знаменитый поэт из Пушкинского рода, Василий Львович Пушкин.

Рис. 10. В.Л. Пушкин (



)

Юного Александра определили в только что открывающееся оригинальное учебное заведение – Царскосельский императорский лицей, который был со своей историей и идеей. Учебное заведение было закрытого интернатского типа, где мальчики не только учились, но и жили. В связи с тем, что здание не успевали переделать под лицей, учебный год начался только 19 октября. Эта дата станет значимой не только для лицеистов, но и благодаря творчеству Пушкина для всей истории русской поэзии и культуры.

Идею лицея сформулировал император Александр I


Рис. 11. Император Александр I ()

как мысль, связанную с тем, чтобы создать специальное учебное заведение, где можно было бы взрастить новые чиновные кадры для новой реформированной России. Эту самую реформу осуществил в виде лицейского плана М. Сперанский.

Рис. 12. М.М. Сперанский ()


Рис. 13. А.М. Горчаков ()

солицеист Пушкина, оказавшийся уже во второй половине XIX века канцлером России. С другой стороны, совершенно непредсказуемыми оказались судьбы ближайших Пушкинских друзей: Пущина

Рис. 14. И.И. Пущин ()

Рис. 15. В.К. Кюхельбекер ()

Это будущие декабристы, сосланные государственные преступники, которые хотели продлить ту самую идею обновления России. Только вот представление об этих идеях, официальные и собственно декабристские, оказались существенно различными. И уж совсем не предполагаемым стало то, что лицей войдет в историю, в первую очередь, как некая родина русской поэзии. И, действительно, странно, что рядом с Пушкиным оказались не только будущие великие государственные деятели и преступники, но и мальчики, увлеченные поэзией: А.А. Дельвиг,

Рис. 16. А.А. Дельвиг ()

Рис. 17. Н.М. Карамзин ()


Рис. 5. Г.Р. Державин ()

Рис. 6. Екатерининский сад (Источник)

созерцая памятники воинским победам эпохи Екатерины ІІ,

Рис. 7. Императрица Екатерина ІІ ()

Нажмите, чтобы узнать подробности

Своеобразие пушкинской эпохи

Политические события, происходившие в России и мире, влияли на духовную жизнь людей, вызывая подъем национальной культуры и литературы.

Пушкин А.С. жил и творил в период правления двух императоров – Александра I и Николая I.

Становление Пушкина как поэта проходило в обществе, вдохновлённом победой 1812 года, в обществе, где свободно рассуждали о политическом строе и возможности его изменения. Многие дворяне надеялись, что император Александр I примет конституцию и крепостные крестьяне получат свободу и права. Отсюда происходят вольнолюбивые мотивы в творчестве Пушкина. Отсюда оптимистичный взгляд на жизнь в его произведениях.

Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров.

Основные черты периодов творчества А.С. Пушкина.

Лицейский период (1813—1816 гг.) – период творческих поисков и ученичества:

- подражает Державину, Радищеву, Карамзину, Жуковскому, Вольтеру, Руссо;

- прославление дружбы, любви, радостей жизни (анакреонтика);

Петербургский период (1817—1820 гг.) – формирование своего стиля.

3. Период Южной ссылки (1820-1824 гг.)

4. Период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.)

Творческий метод – реализм.

Основные темы лирики:

5. Творчество II половины 20-х гг. (1826-1830 гг.) - реалистический период.

6. Болдинская осень (3 месяца1830 г.) самый плодотворный период творчества.

Также более 30 стихотворений.

7. Творчество 30-х годов (1831-1836 гг.)

Тема стихотворения – Молодость. Эта тема представлена в стихотворении посредством упоминания чувств, свойственных для юного сердца, а также образом майской ночи, когда слышно пение соловья.

Сомнение. Проблему сомнения иллюстрирует демон, он отрицает веру, злой дух способен погубить душу стремлением отвергнуть светлые чувства.

Борьба темного и светлого начал. В данном произведении автор изобразил извечное противостояние тьмы и света в масштабах человеческой души.

Композиция – Двучастна. Первая часть стихотворения посвящена прекрасной юности, вторая описывает влияние демона на душу лирического героя.

Жанр – элегия, так как проникнуто печальными рассуждениями героя.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб, размер, близкий к разговорной речи, придаёт сочинению исповедальный характер.

Чаще других средств художественной выразительности в этом произведении поэт использует анафору, а повтор направлен на привлечение читательского внимания.

Злобный демон – это метафора сомнения и отчаяния — чувств, что способны овладеть практически каждым человеком.

Тема стихотворения – стихи о любви, которая спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом.

Композиция – Стихотворение состоит из трёх условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.

Жанр – любовное послание.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой АВАВ.

История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайловское после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения – роль и предназначение поэта.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении использованы все виды рифмовки.


Каждая эпоха наполнена особыми событиями. Люди, живущие в каждый конкретный период времени, мыслят несколько иначе, чем их потомки. Многим нашим современникам хочется подробнее рассмотреть пушкинскую эпоху. Чем тогда жили люди? Какие у них были чаяния и стремления? Без знания этого не понять Татьяны Лариной, написавшей письмо Онегину. Также трудно понять, почему Онегин первым выстрелил в Ленского на дуэли. Погружение в пушкинскую эпоху дарит нам понимание поступков живших тогда людей.

Искусство и повседневность

Высшее проявление культуры - искусство, но в основе лежит повседневность. С детства человек начинает изучать искусство социального поведения. В истории бывают времена, когда вся структура общества резко меняется. Тогда даже повседневное поведение нужно изучать, как ритуал. В России такой внезапный поворот многие связывают с именем Петра I. Тогда очень быстро менялась мода, развивалось искусство, совершенствовались практически все сферы жизнедеятельности.



Любовь и брак


Дуэли

Дуэли вошли в русскую реальность еще во времена Петра I. Дуэль не приветствовалась и каралась законом. За это могли приговорить к смертной казни. Однако в глазах общества человек с такой историей казался героем, а барышни влюблялись в молодых страдальцев. Но не всегда дуэль имела своей целью убийство. Поединок чести основывался на соблюдении строгих правил. Поведение индивида как на дуэли, так и на поле боя создавало ему репутацию храброго или трусливого человека. Отказаться от дуэли или показать трусость во время поединка значило покрыть себя позором. Лучше погибнуть и остаться в глазах родных и друзей героем.


Балы и маскарады

Бал - особое событие в XIX веке. Для молодой девушки первый бал - это повод для волнения. Там ее увидят в красивом бальном платье, там будет много важных людей, чье мнение считалось важным. Несмотря на строгий порядок, бал допускал множество возможностей для общения. Бальный сезон начался поздней осенью и продолжался почти всю зиму. Основным танцем бала считалась мазурка.

В 1830 году в России впервые открыли публичные балы и маскарады. Попасть на них было не очень сложно. Нужно было купить билет и надеть соответствующий наряд. Маска - это освобождение, игра, в которой все становится возможным. Она избавляет от чинов и титулов, давая отдохнуть от бесконечных штампов. Благодаря маскам светская дама могла танцевать с рядовым чиновником, которого никогда бы не приняла в своем доме.


Роль театра в русской культуре

В России театр появился довольно поздно, если сравнивать с европейскими странами. Большой любительницей спектаклей была дочь Петра I императрица Елизавета Петровна. Она не только приглашал итальянские труппы, но и требовала, чтобы придворные приходили в театр на все спектакли. Во времена Пушкина русская аристократия страстно полюбила театр. Он стал своего рода клубом, где каждый день можно весело провести время. Молодых людей привлекал волшебный мир сцены, очарование балета, величественная красота трагедии.

Вокруг юных актрис из театральной школы развернулась особая жизнь, полная ярких событий и приключений. Букеты и подарки артистам в театре не вручали, но нередко после яркого выступления поклонники привозили им домой кольца, серьги, часы или колье с драгоценными камнями. Особенно балет процветал во времена Пушкина.


Интерьер дома


Обычные городские или деревенские дома были однообразными. В сенях оборудовали отхожие места. Далее располагался ансамбль из таких комнат: кухня, столовая с четырьмя окнами, гостиная с тремя окнами и диваном, спальня. Спальни выходили окнами во двор. Интерьер был везде практически одинаков – стулья, покрытие ситцем, который для лучшей сохранности закрывался тканью попроще. Многие русские писатели родились и провели детство в своем имении. Для нас имя Лермонтова ассоциируется с Тарханами, Льва Толстого - с Ясной Поляной. Корни этого явления следует искать в российской истории. Петр I позволил дворянам самостоятельно решать, поступать на службу или оставаться в своем имении. Поэтому часто усадьбами заведовали пожилые люди.

Архитектура замковых построек издавна была простой. Окна холла и гостиной выходили в сад. Сад или парк были обязательными составляющими усадьбы. Если их не было, если в усадьбе не варили варенье и не угощали яблоками, это считалось отклонением от нормы. Состоятельные семьи проводили лето в деревне, а зимой уезжали в город - то ли в провинцию, то ли в столицу.


Встречи в салонах

Жизнь и обычаи пушкинской эпохи сильно отличаются от того, к чему привыкли мы с вами. К примеру, нельзя было просто сходить в гости в любое время. Для этого требовалось приглашение. Чаще всего причинами выйти в свет бывали балы или театральные постановки. Но скучающие дамы придумали еще и литературные вечера в салонах. В Москве дом княгини Волконской был местом встречи всех замечательных личностей того времени. Здесь собирались представители элиты, люди интеллектуального труда - писатели, журналисты, поэты, художники. Особая атмосфера царила на таких встречах. Они устраивались, чтобы пообщаться в неофициальной обстановке, послушать музыку или стихи, обсудить интересующие вопросы.

Основа мужского костюма - фрак. Фраки шили из гладкой ткани, но ткани с рисунком были разрешены. Воротник фрака был выполнен из бархата разных цветов. Под фраком носили белую рубашку с высоким воротником. Мужчины делали короткие стрижки. Были в моде бакенбарды и бороды. Женская одежда по-прежнему отличалась завышенной талией. Если в начале XIX века носили преимущественно белую одежду, то в 20-х годах она стала красочной, но простой.


Мода для русской аристократии

Все, о чем мы сегодня говорим, актуально для аристократов, а не для крестьян. Представители из народа одевались очень скромно. В основе их одежды лежали изделия из льняных тканей. Из них шили рубахи, юбки, сарафаны, передники. Часто эти ткани окрашивали в домашних условиях. Зимой надевали овечьи полушубки и кафтаны. Основной обувью являлись лапти. Их носили летом и зимой.


Каждая эпоха наполнена особыми событиями. Люди, живущие в каждый конкретный период времени, мыслят несколько иначе, чем их потомки. Многим нашим современникам хочется подробнее рассмотреть пушкинскую эпоху. Чем тогда жили люди? Какие у них были чаяния и стремления? Без знания этого не понять Татьяны Лариной, написавшей письмо Онегину. Также трудно понять, почему Онегин первым выстрелил в Ленского на дуэли. Погружение в пушкинскую эпоху дарит нам понимание поступков живших тогда людей.

Искусство и повседневность

Высшее проявление культуры - искусство, но в основе лежит повседневность. С детства человек начинает изучать искусство социального поведения. В истории бывают времена, когда вся структура общества резко меняется. Тогда даже повседневное поведение нужно изучать, как ритуал. В России такой внезапный поворот многие связывают с именем Петра I. Тогда очень быстро менялась мода, развивалось искусство, совершенствовались практически все сферы жизнедеятельности.



Любовь и брак


Дуэли

Дуэли вошли в русскую реальность еще во времена Петра I. Дуэль не приветствовалась и каралась законом. За это могли приговорить к смертной казни. Однако в глазах общества человек с такой историей казался героем, а барышни влюблялись в молодых страдальцев. Но не всегда дуэль имела своей целью убийство. Поединок чести основывался на соблюдении строгих правил. Поведение индивида как на дуэли, так и на поле боя создавало ему репутацию храброго или трусливого человека. Отказаться от дуэли или показать трусость во время поединка значило покрыть себя позором. Лучше погибнуть и остаться в глазах родных и друзей героем.


Балы и маскарады

Бал - особое событие в XIX веке. Для молодой девушки первый бал - это повод для волнения. Там ее увидят в красивом бальном платье, там будет много важных людей, чье мнение считалось важным. Несмотря на строгий порядок, бал допускал множество возможностей для общения. Бальный сезон начался поздней осенью и продолжался почти всю зиму. Основным танцем бала считалась мазурка.

В 1830 году в России впервые открыли публичные балы и маскарады. Попасть на них было не очень сложно. Нужно было купить билет и надеть соответствующий наряд. Маска - это освобождение, игра, в которой все становится возможным. Она избавляет от чинов и титулов, давая отдохнуть от бесконечных штампов. Благодаря маскам светская дама могла танцевать с рядовым чиновником, которого никогда бы не приняла в своем доме.


Роль театра в русской культуре

В России театр появился довольно поздно, если сравнивать с европейскими странами. Большой любительницей спектаклей была дочь Петра I императрица Елизавета Петровна. Она не только приглашал итальянские труппы, но и требовала, чтобы придворные приходили в театр на все спектакли. Во времена Пушкина русская аристократия страстно полюбила театр. Он стал своего рода клубом, где каждый день можно весело провести время. Молодых людей привлекал волшебный мир сцены, очарование балета, величественная красота трагедии.

Вокруг юных актрис из театральной школы развернулась особая жизнь, полная ярких событий и приключений. Букеты и подарки артистам в театре не вручали, но нередко после яркого выступления поклонники привозили им домой кольца, серьги, часы или колье с драгоценными камнями. Особенно балет процветал во времена Пушкина.


Интерьер дома


Обычные городские или деревенские дома были однообразными. В сенях оборудовали отхожие места. Далее располагался ансамбль из таких комнат: кухня, столовая с четырьмя окнами, гостиная с тремя окнами и диваном, спальня. Спальни выходили окнами во двор. Интерьер был везде практически одинаков – стулья, покрытие ситцем, который для лучшей сохранности закрывался тканью попроще. Многие русские писатели родились и провели детство в своем имении. Для нас имя Лермонтова ассоциируется с Тарханами, Льва Толстого - с Ясной Поляной. Корни этого явления следует искать в российской истории. Петр I позволил дворянам самостоятельно решать, поступать на службу или оставаться в своем имении. Поэтому часто усадьбами заведовали пожилые люди.

Архитектура замковых построек издавна была простой. Окна холла и гостиной выходили в сад. Сад или парк были обязательными составляющими усадьбы. Если их не было, если в усадьбе не варили варенье и не угощали яблоками, это считалось отклонением от нормы. Состоятельные семьи проводили лето в деревне, а зимой уезжали в город - то ли в провинцию, то ли в столицу.


Встречи в салонах

Жизнь и обычаи пушкинской эпохи сильно отличаются от того, к чему привыкли мы с вами. К примеру, нельзя было просто сходить в гости в любое время. Для этого требовалось приглашение. Чаще всего причинами выйти в свет бывали балы или театральные постановки. Но скучающие дамы придумали еще и литературные вечера в салонах. В Москве дом княгини Волконской был местом встречи всех замечательных личностей того времени. Здесь собирались представители элиты, люди интеллектуального труда - писатели, журналисты, поэты, художники. Особая атмосфера царила на таких встречах. Они устраивались, чтобы пообщаться в неофициальной обстановке, послушать музыку или стихи, обсудить интересующие вопросы.

Основа мужского костюма - фрак. Фраки шили из гладкой ткани, но ткани с рисунком были разрешены. Воротник фрака был выполнен из бархата разных цветов. Под фраком носили белую рубашку с высоким воротником. Мужчины делали короткие стрижки. Были в моде бакенбарды и бороды. Женская одежда по-прежнему отличалась завышенной талией. Если в начале XIX века носили преимущественно белую одежду, то в 20-х годах она стала красочной, но простой.


Мода для русской аристократии

Все, о чем мы сегодня говорим, актуально для аристократов, а не для крестьян. Представители из народа одевались очень скромно. В основе их одежды лежали изделия из льняных тканей. Из них шили рубахи, юбки, сарафаны, передники. Часто эти ткани окрашивали в домашних условиях. Зимой надевали овечьи полушубки и кафтаны. Основной обувью являлись лапти. Их носили летом и зимой.

Читайте также: