Свободное использование произведений кратко

Обновлено: 04.07.2024

В интересах общества ГК установлены случаи, когда допускается использование произведений без согласия автора (без выплаты или с выплатой вознаграждения). Эти случаи представляют собой свободное использование произведений и имеютследующие характеристики:

а) свободное использование не должно наносить неоправданный ущерб обычному использованию произведений;

б) свободное использование не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы правообладателей;

в) данные случаи касаются, как правило, лишь правомерно обнародованных произведений;

г) право авторства, право на имя и на неприкосновенность произведения не должны нарушаться при использовании произведения без согласия автора;

д) каждый случай свободного использования произведения носит строго ограниченный характер, а сам перечень случаев является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Свободное использование произведений допускается в следующих случаях.

1. В личных целях.

2. В информационных, научных, учебных или культурных целях:

• использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио– и телепередачах, звуко– и видеозаписях учебного характера:

• воспроизведение в информационных целях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам; публично произнесенных политических речей, обращений, докладов;

• воспроизведение в информационных целях в обзорах событий произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий:

• воспроизведение произведений специальными способами для слепых;

• предоставление экземпляров произведений библиотеками во временное безвозмездное пользование и др.

3. Репродуцирование:

• правомерно опубликованного произведения – библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов:

• отдельных статей и малообъемных произведений библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

4. Публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон.

5 Воспроизведение произведения для целей правоприменения.

6. Запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования.

7. Воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных в целях обеспечения их функционирования в соответствии с назначением.

Образ в произведении

Женщина в произведении. Какова ее роль?

Женщина в произведении. Какова ее роль? Почти все самые заметные произведения построены на любви или на интригах с участием женщин. Но если раньше женщины махали белым платочком вослед отъезжающему герою, а потом сидели у окошка и ждали, когда вернется со щитом и увезет,

Нужна ли предельная точность в деталях, если речь идет о художественном произведении?

Нужна ли предельная точность в деталях, если речь идет о художественном произведении? Однако вот вы написали и даже издали роман, но тут же из рядов знатоков раздается знакомый клич: па-а-ачему меч героя заточен с одной стороны, а рукоять в семь дюймов длиной? Ведь известно

Сколько должно быть героев в произведении?

Так что же, если не язык, самое важное в литературном произведении?

Так что же, если не язык, самое важное в литературном произведении? Самое важное, над чем должны работать, это новизна темы, идей или хотя бы образов. Образ – на последнем месте, понятно, тема или идея важнее, но все же как трудно найти новый образ! Зато, когда найден и удачно

Что можно в произведении, а чего нельзя

Что можно в произведении, а чего нельзя Все сказанное применимо к любой художественной литературе. Если кто сгорает от нетерпения услышать именно о фантастике, единственном литжанре, заслуживающем внимания, то начнем, только очень коротко, в одном абзаце, опять же с базы.

Обязателен ли конфликт в произведении?

5. Конфликт и его роль в художественном произведении

5. Конфликт и его роль в художественном произведении Лекция, прочитанная автором в Школе стилистики и мастерства прозаика по работам Т.Т. Давыдовой, В.А. Пронина "Теория литературы", О.И. Федотова "Теория литературы", Н.В. Басова "Творческое саморазвитие, или Как написать

24. ПРАВО ПУБЛИКАТОРА. СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ СМЕЖНЫХ ПРАВ

24. ПРАВО ПУБЛИКАТОРА. СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ СМЕЖНЫХ ПРАВ Публикатору принадлежат неимущественные права и исключительное право публикатора на обнародованное им произведение.Объект прав публикатора – это произведение, которое могло быть признано объектом

Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.12.2020 N 456-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникшим после 01.01.2022, а по отношениям, возникшим ранее, - к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 01.01.2022.

ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1274 ГК РФ

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Комментарии к ст. 1274 ГК РФ

Текст комментария: Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц "КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ) (ПОСТАТЕЙНЫЙ) В 2 Т. Т. 1 И 2"

Авторы: Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л., Козырь О.М., Корчагин А.Д., Орлова В.В., Павлова Е.А., Синельникова В.Н., Степанов П.В., Трахтенгерц Л.А., Шилохвост О.Ю.

1. Во всех случаях, приведенных в ст. 1274, обязательно указание имени автора и источника заимствования (т.е. должна быть указана работа, из которой взята цитата). Это не обязательно должно быть исходное произведение; не запрещается цитировать по иным работам, поскольку часто это просто неизбежно (например, если исходное произведение погибло или труднодоступно). Несоблюдение данного условия будет означать как нарушение личных неимущественных прав автора, так и одновременно - исключительного права на произведение.

Способ указания источника заимствования должен позволять однозначно установить его.

2. Указанные в комментируемой статье условия, касающиеся целей и объема разрешенного использования, характера произведения и т.д., применяются, пока действует исключительное право на произведение. После перехода произведения в общественное достояние их можно не соблюдать. Однако и в этом случае действует охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

3. Во всех случаях, указанных в ст. 1274, разрешается не только воспроизведение, прямо указанное в соответствующем пункте, но и последующее распространение изготовленных экземпляров произведения.

Цитирование - разрешенный случай воспроизведения, допускаемый при выполнении указанных в законе условий. Если эти условия не выполнены, то налицо воспроизведение, осуществленное с нарушением исключительного права на произведение.

Цитирование является разрешенным только при его осуществлении в указанных в комментируемой статье целях. С 01.10.2014 список этих целей вырос: сюда были добавлены учебные цели и цели раскрытия художественного замысла автора.

Цитировать произведение до его обнародования нельзя. Интересно заметить, что в отношении авторефератов диссертаций цитирование на практике признается допустимым, несмотря на слова "на правах рукописи", помещаемые на автореферат. Это связано с тем, что подобное указание является скорее данью традиции, в действительности же рассылка автореферата по вузам и библиотекам позволяет рассматривать его как обнародованное произведение. При этом обнародование должно быть произведено правомерно, т.е. с согласия автора.

Объем цитирования должен быть оправдан его целью. Критический разбор стихотворения может предполагать его полное повторение, в научной работе для точной передачи мысли оппонента может потребоваться большая цитата и т.д. Учитываться должны и размер цитируемого произведения, и то произведение, в котором используется цитата.

Цитирование может относиться ко всем видам произведений. Хотя наиболее распространены цитаты письменных произведений, иногда встречается и цитирование произведений живописи, музыкальных произведений.

При указании в рассматриваемой статье обзоров печати имеется в виду не случай изложения существа произведения, а включение в обзор фрагментов соответствующих статей. Обзор печати нередко состоит преимущественно из фрагментов чужих произведений. Чтобы предупредить возможные споры, и введено данное уточнение.

4. Учебная цель второй формы использования произведения, указанной в ст. 1274, предопределяет и условия использования:

основная работа также должна носить учебный характер. При этом ее форма никак не ограничивается - это может быть и книга, и учебный фильм, и радио- или телепередача и т.д., посвященная любой области человеческой деятельности;

используемое произведение должно применяться в качестве иллюстрации, т.е. материала, поясняющего какие-то положения, раскрытые в учебной работе, или являющегося примером и т.д.;

объем использования произведения ограничивается именно его вовлеченностью в учебный процесс.

5. Использование статей в информационных целях должно осуществляться с соблюдением следующих условий:

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющие постоянное наименование (название), текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона о СМИ).

перечень произведений ограничен статьями, поэтому сюда не будут относиться, например, повесть, публикуемая в журнале, фоторепортаж. Иллюстрации, графики, схемы могут использоваться в случае, если они являются составной частью статьи, а не добавлены в качестве "иллюстрации на тему";

тематика используемых статей ограничена - только статьи по экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам;

основной темой статьи должны быть текущие вопросы, т.е. связанные с происходящими событиями, процессами и т.д. Поэтому публикация архивного материала, пусть даже и по той же теме, в рамках данного ограничения исключительного права является неправомерной;

такое использование не должно быть запрещено правообладателем. Запрещение может быть выражено как непосредственно в статье, так и в отношении номера журнала или даже средства массовой информации, ресурса в Интернете и т.д. Исходя из сложившейся практики в последнем случае в запрете должно быть ясно выражено, что он касается не только совокупности статей, опубликованных в данном номере журнала в целом, но и каждой статьи отдельно.

Подобное использование предполагает использование статьи полностью. Использование фрагментов статьи возможно в рамках правил цитирования произведения.

6. Близок к рассмотренному и случай свободного использования публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений. Обязательно соблюдение требования публичности произнесения речи: если речь произнесена в частном кругу, на закрытом мероприятии и т.д., ее воспроизведение допустимо только с согласия правообладателя.

Любые речи, обращения, интервью и т.п., не имеющие политического характера, не будут подпадать под данный случай свободного использования произведений.

Подпункт 4 п. 1 не допускает свободного использования произведения полностью для всех случаев - объем использования определяется информационными целями.

7. Подпункт 5 п. 1 ст. 1274 разрешает включать в состав репортажа, посвященного определенному событию, целиком или частично произведения, которые можно увидеть или услышать в ходе этого события. Например, в репортаже с фестиваля зрители услышат фрагменты исполнявшихся музыкальных произведений и т.д., в репортаже об открытии выставки - увидят какие-то из картин, представленных на ней.

Репортаж должен быть посвящен событию, происходящему в настоящее время. Рассказ о событиях прошлого (пусть и недавнего) не может рассматриваться как обзор текущих событий.

В отличие от ст. 1276 ГК, здесь нет запрета делать соответствующее произведение основным объектом использования. В репортаже о выставке можно уделить определенное внимание представленным там экспонатам, а не показывать лишь общий план выставки, однако при этом основной темой репортажа все же остается выставка, а не экспонаты. Показ таких экспонатов должен быть в каждом случае оправдан информационными целями.

8. В подпункте 6 п. 1 ст. 1274 предусматривается специальное исключение для сотрудников и лиц, обслуживаемых или содержащихся в определенных организациях, выполняющих общественно значимые функции.

К таким организациям относятся:

- образовательные организации (независимо от типа и принадлежности);

- медицинские организации (в том числе частные);

- учреждения социального обслуживания;

- учреждения уголовно-исполнительной системы.

Данное ограничение касается только одной формы использования - исполнения произведений, причем ни воспроизведение, ни распространение здесь не указаны, следовательно, запись произведенного исполнения произведения не является разрешенной (если она не подпадает под другие прямо разрешенные случаи).

Исполнение разрешается, только если оно осуществляется самими сотрудниками и обслуживаемыми лицами/содержащимися лицами, поэтому привлечение внешних исполнителей в рамках данного исключения невозможно.

10. Особые правила предусмотрены для произведений, предназначенных для слепых и слабовидящих лиц. Создание экземпляров произведений для слепых и его последующее воспроизведение разрешается, если речь идет именно о специальных способах (например, об использовании рельефно-точечного шрифта) или специальных форматах (ограничивающих возможности использования экземпляра); сюда не должно включаться воспроизведение аудиокниг. Распространение экземпляров произведений будет подпадать под это исключение, только если экземпляр произведения отвечает указанным требованиям.

При этом необходимо соблюдать три условия: эти действия должны осуществляться без извлечения прибыли (цена, по которой будут распространяться изготовленные экземпляры, может лишь покрывать расходы на их изготовление и распространение или быть ниже); не должны также свободно использоваться произведения, специально созданные для воспроизведения специальными способами для слепых; должны быть указаны имя автора и источник заимствования.

Кроме того, если произведение было создано в целях использования в специальных форматах (например, специальный учебник для слабовидящих), то данное исключение в отношении него не применяется. В связи с этим, до того как воспользоваться данным исключением, нужно проверить, в каких целях произведение изначально создавалось.

Если фонограмма в основном состоит из музыкальных произведений, то на него рассматриваемое ограничение не распространяется. В таком случае утрачивается специальное предназначение экземпляра произведения, поскольку для восприятия музыкального произведения не слепыми и слабовидящими лицами не требуется применение специальных способов или форматов.

11. Дополнительные средства облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями - это тифлокомментирование и сурдоперевод.

Тифлокомментирование - это краткое описание объекта, действия, пространства, призванное дать лицу представление о происходящем. Сурдоперевод - перевод на жестовый язык выражений на каком-либо национальном языке или наоборот.

В данном случае речь идет не о специальном случае разрешения использования произведения, а лишь об особенностях использования, предполагающего внесение в произведение несогласованных с автором изменений. При этом следует иметь в виду, что тифлокомментарий может сопровождать не только, например, аудиовизуальное произведение, но и статичное изображение (картину, фотографию и т.д.). В то же время данное исключение само по себе не разрешает использование произведения - оно должно осуществляться на общих основаниях.

Сопровождение произведения тифлокомментарием и сурдопереводом должно всегда иметь определенную цель - облегчение восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями. Поэтому осуществление указанных действий в иных целях (например, в качестве художественной акции) не будет охватываться данным исключением. В то же время указание этой цели означает, что сурдоперевод должен осуществляться на общепринятый жестовый язык, а не на иную систему жестов, предложенную данным лицом, в противном случае данная цель будет невыполнима.

12. Гражданский кодекс разрешает создавать и использовать пародии и карикатуры на другие произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Имеется в виду случай переработки произведения, когда создается особый его вариант, показывающий произведение в комичном виде. Наличие в п. 4 ст. 1274 одновременно слов "создание" и "использование" позволяет ограничить как исключительное право на произведение, так и право на неприкосновенность. Автор оригинального произведения не может запрещать создание пародии на том основании, что меняется текст произведения и, возможно, наносится определенный ущерб репутации этого лица.

Создание и использование пародии или карикатуры на чужое произведение требует соблюдения только одного условия: оригинальное произведение должно быть обнародовано с согласия автора. Ни объем использования, ни вид пародии законом не ограничиваются. В то же время пародия не должна носить характер оскорбления.

Задайте вопрос юристу:

Авторское право допускает, что при применении произведения третьи лица оплачивают автору или иному правообладателю выплату в виде поощрения. Но гражданское законодательство не исключает случаи свободного использования объектов авторского права, не выплачивая вознаграждение автору. Такие случаи является исключением из общего правила.

Допустимое использование объектов авторского права

Свободное применение объектов авторского права возможно при использовании в строго определенных задачах:

  • допускается без доведения до сведения автора или прочего правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение при надобности исключительно в личных целях, предполагается, что работа будет обнародована;
  • собственное использование произведений, находящихся под действием исключительных авторских или смежных прав, без согласия на то автора и без выплаты вознаграждения, но с соблюдением права автора, произведение которого используется из источника заимствования в поучительных, научных учебных, общекультурных целях;

Здесь говориться о допустимости цитирования отрывков из литературных произведений или правомерном применении опубликованных произведений, эпизодов из них, в особенности зарисовки в произведении, радио- и телепередачах, звука на видеозаписях учебного характера и т.д. Такие возможности активно применяют в библиотеках. Библиотеки предоставляют в личных целях индивидуальное произведение, законно введенное в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, что допускается без согласия автора, или иного правообладателя и без выплаты поощрения.

  • в то же время экземпляры произведения, выраженные в цифровой форме, предоставленные библиотеками в краткосрочное безвозмездное пользование, включая порядок независимого использования объектов авторского права, может предоставляться только в библиотеках, при условии устранения возможности создания копий произведений в цифровой форме;
  • соответственно с целью основания произведения в жанре литературной, музыкальной или другой пародии, либо в жанре карикатуры на основе иного подлинного обоснованно вышедшего произведения и применения объекта. А также карикатуры разрешены к использованию без дозволения на то создателя или другого обладателя права на обоснованное произведение и без выплаты ему награды;
  • применение статьи разрешается без согласия автора и без выплаты авторской компенсации, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого употребляется в источнике заимствования репродуцирование только в определенных целях;

Под репродуцированием понимается фактическое исполнение издания с помощью любых общетехнических средств, выполняемые не в целях произведения.

Репродуцирование не включает воспроизведение произведения, с помощью любых технических средств, или прежде всего его копий в электронном виде, в том числе и цифровой, оптической или другой машиночитаемой форме. Редко встречается создание временных копий с помощью технических средств, предназначенных для осуществления репродуцирования.

  • возможно свободное применение произведения в общедоступном месте, открытом для свободного посещения. Законом разрешается без согласия автора, или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего материала произведения наглядного искусства, которые всегда находятся в месте, открытым для самостоятельного посещения. Запрещено лишь при условии, если изображение произведения является основным объектом использования, или изображение произведения применяются в целях извлечения прибыли.

Пример из практики

Итак, в предвыборной листовке использовано изображение скульптуры, договоренностей с правообладателем на это не было. Предполагается, что нормы гражданского законодательства об авторском праве были нарушены.

Указанные фотографии скульптурного изображения на открытках и листовках в содержат авторов, архитекторов, скульпторов, что классифицируется, как публичная информация, ее актуальное предложение в суд является невозможным, чего сделано не было и требовало оформления.

На самом деле в судебном процессе по делу не было найдено доказательств, показывающих несоблюдение А.Н. Шадчневым его обязанностей и прав автора. В силу статьи 1276 ГК РФ о свободном использовании произведения, находящегося в месте, открытом для собственного посещения, А.Н. Шадчнев вправе был применять фотоизображение допустимых скульптур. Нарушения авторского права не было, так как фотография не применялась в качестве главного объекта для создания материала.

В соответствие со статьей 1259 ГК РФ фотографические издания, приняты способами аналогичным фотографии, являются объектами авторского права.

М.А.Кучеров является автором использованных фотографических работ, он передал их на бесплатной основе и без условия об упоминания своего имени Н.А.Шадчневу. Создатели памятника, изображенного на фотографии, тоже указаны не были, но эти объекты расположены в общедоступных местах.

Решение по делу

Рассмотрев материалы по делу и проанализировав доводы кассационной претензии, судебное заседание не нашло оснований для удовлетворения исковых требований (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 марта 2009 г.№ 16-Г09-12) на основании:

  • разрешается не учитывать права автора или иного владельца и не выплачивать вознаграждение, если его работа будет использоваться публично, а также для официальных и другого рода церемоний на тематику, связанную с произведением. Это прописано в статье 1277 ГК РФ;
  • также разрешается использовать произведения без ведома правообладателя в случае, если оно необходимо для рассмотрения дела об административном правонарушении или следствия по другому делу.

Эфирное вещание

Произведение может быть применено для эфирного вещания, при этом не потребуется брать согласие автора и выплачивать ему награду. Условием является непродолжительное использование записи и организация эфира при помощи собственных средств и собственного оборудования.

Причем организация должна утилизировать такую запись в течение шести месяцев со дня ее создания, если предполагается более длительный срок и не согласован с правообладателем или не является допустимым по закону. Эта запись носит исключительно документальный характер и не может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных, или муниципальных архивах (ст. 1279 ГК РФ).

При таком случае закон содержит запрет на свободное применение отдельных видов объектов авторских прав:

Читайте также: