Суть волевого поведения кратко

Обновлено: 06.07.2024

Волевое поведение - Поведение без актуально переживаемой потребности, но имеющее общественную необходимость и есть волевое поведение, где смысл заданного извне действия оправдывается через произвольно выбранный субъектом мотив, осмысливание ситуации и последствий действия. Затем, при повторении действия, это поведение либо к уже имеющемуся у человека мотиву, либо создается новый мотив, уже внутренне связанный с заданным действием.

Другими словами, волевое поведение-это поведение, переходное от действия по необходимости к действию по новому сформированному мотиву, адекватному заданному действию. Искусственно связывая в сознании и воображении начало или окончание действия с ходом параллельных, не зависящих от него событий, человек как бы создает дополнительное побуждение к действию.

Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь на протяжении школьного возраста, ближайшие взрослые на разных этапах должны по-разному контролировать поведение ученика, переходя от достаточно жесткого контроля к контролю смягченному и эпизодическому, побуждающему ребенка к самоконтролю. Без самоконтроля, умения управлять собой невозможно развитие воли. Не учитывать этого, продолжая тотальный контроль за поведением и учебной работой подростка и старшего школьника,-значит обрекать его или на трудное, конфликтное становление воли и характера, или на безвольную исполнительность. Родители и учителя, передавая функции контроля самому ребенку, делают это на основе доверия к нему. Благодаря этому они создают благоприятные условия для развития его волевой саморегуляции. Важным моментом является и эмоциональная поддержка волевых усилий ученика при решении им трудных учебных задач, стремление к тому, чтобы он получал удовлетворение от сделанного.

Волевая регуляция поведения – это сознательное управление не только своим поведением, но и своими мыслями, чувствами, желаниями.

Воля обеспечивает преодоление трудностей, стоящих на пути к цели и является высшим уровнем произвольной регуляции деятельности. Это одна из форм отражения, которым выступает цель деятельности. Воля – это компонент психики, обеспечивающий выполнение побудительной и тормозной функций, взаимодополняющих друг друга:

  1. Побудительная функция направлена на преодоление препятствий и связана с активностью человека, она характеризуется произвольностью.
  2. Тормозная функциянаправлена на сдерживание человека от выполнения какого-либо поступка или действия.

Волевая регуляция характеризуется использованием волевых усилий и является частным видом произвольного управления, т.е. это механизмом самомобилизации. Её необходимость заключается в том, чтобы в поле сознания удерживать объект, над которым размышляет человек, и в течение длительного времени концентрировать на этом объекте внимание.

Все основные психические функции – воображение, восприятие, ощущение, память, мышление, речь, регулируются волей.

В основе суждений о наличии или отсутствии волевой регуляции у человека лежат достигнутые им результаты, которые показывают, что трудность была преодолена.

Надо сказать, что психологи конкретное содержание волевой регуляции понимают по-разному:

Готовые работы на аналогичную тему

Механизмы волевой регуляции представляют собой сложные функциональные системы и в отдельных структурах мозга не локализуются. Однако центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий, поражение которых, как показывают клинические данные, вызывает патологическое безволие – абулию.

Структура волевой регуляции деятельности

Структурной единицей деятельности является действие. Действия могут быть перцептивными, умственными, мнемическими, практическими, причем, в каждом действии выделяется ориентировочная, исполнительная, контрольная части.

Структурной единицей действия является операция. Чтобы начать какую-либо деятельность человек сначала ориентируется в её условиях, знакомится с обстановкой для выработки плана будущих действий.

Определяется отношение между элементами ситуации, их значение, возможности их комбинации. Порядок достижения цели, система представлений о ней, необходимые средства называются ориентировочной основой деятельности, от содержания которой зависит её эффективность.

Осуществляя ту или иную деятельность, субъект находится во взаимодействии с предметным миром, в результате чего происходит преобразование предметной ситуации.

Операции, лежащие в структуре действия, определяются умениями и навыками субъекта деятельности.

Умение – это способ выполнения действий, освоенный субъектом, а навык – это способ совершения операций, приобретаемый при многократном повторении.

Специалисты выделяют перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки поведения. Перцептивные навыки означают одномоментное отражение комплекса признаков тех предметов, которые хорошо знакомы. Интеллектуальные навыки – это стереотипизированные способы решения задач, а двигательные – это система хорошо отработанных движений.

Навыки имеют различную степень обобщенности – широту охвата каких-либо ситуаций, гибкость, готовность к быстрой реализации.

К навыкам относится большая часть повседневных действий человека, которые совершаются быстро и точно.

Выработанный навык ослабляет зрительный контроль над выполнением физического движения и заменяется мышечным контролем, например, опытная машинистка, при печатании текста не смотрит на клавиши.

Новые навыки формируются значительно легче по сравнению с переделыванием уже сформировавшихся.

Волевые состояния и качества личности

Регуляция деятельности, если она сознательная, требует определенных волевых психических состояний – инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости, уверенности и др.

Данные волевые состояния должны проявляться в течение всей деятельности, но, отдельные её этапы характеризуются тем, что волевые состояния приобретают ведущее значение, например, чтобы выбрать цель, необходима целеустремленность, а чтобы принять решение – важным будет состояние решительности.

С исполнением действий связано состояние настойчивости. Если волевые состояния рассматривать в той последовательности, которая соответствует структуре деятельности, то сначала надо сказать о состоянии инициативности. Это состояние характеризуется переработкой поступающей информации, постановкой целей, путей их решения, определением первоочередных проблем. Для этого состояния характерна повышенная возбудимость и, если цели налицо, первостепенное значение имеет состояние решительности.

Решительность говорит о том, что психическое состояние мобилизуется на быстрый выбор цели и способы её достижения. Решительность, как правило, связана с эмоциональной и интеллектуальной активностью психики. Она не только побуждается чувством, но имеет связь с подавлением различных эмоций, предположением последствий.

Состояние решительности имеет свои индивидуально-типологические особенности. Одни стараются подводить свои решения под общепринятые идеи, принципы, схемы, и принятие решений в этом случае облегчается. Другие предпочитают плыть по течению и не вмешиваться в ход событий.

Быстрое, необоснованное принятие решений является индивидуально-типологической особенностью состояния решительности и возникает оно в связи с тем, что некоторые люди стараются быстрее избавиться от напряжения, вызванного борьбой мотивов. Недостаточная волевая регуляция деятельности скрыта под внешней решительностью.

Нерешительность может быть связана с отсутствием необходимых умений и навыков, недостаточной информированностью. Люди к своей нерешительности относятся по-разному.

Такое психическое состояние как целеустремленность, характеризуется сосредоточенностью сознания на основных целях, а уверенность представляет собой ожидание запланированного результата с высокой степенью вероятности на основе учета исходных условий. В результате ко всей деятельности возникает положительное эмоциональное отношение, увеличивается физическая и психологическая активность человека.

Такое психическое состояние как настойчивость помогает преодолеть трудности, контролировать действия и направлять их в нужное русло.

Состояние сдержанности тормозит нежелательные действия и требует значительного волевого усилия, которые подавляют возможные негативные эмоции. В сдержанности проявляется тормозная функция воли.

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения.

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

Воля и регуляция деятельности.

Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования - наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля - это деятельная сторона разума и моральных чувств.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

  1. когнитивный
  2. эмоциональный
  3. поведенческий (деятельный)

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

  1. побуждение и осознание цели;
  2. борьба мотивов;
  3. акт принятия решения;
  4. исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

  1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
  2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
  3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

  • либо как самостоятельное психическое образование,
  • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
  • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
  • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

  1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
  2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным - это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

Функции воли.

  • Побудительная;
  • Тормозная (сдерживает нежелательные действия)

В западной психологии:

  • инициирование действия (формирование намерения);
  • поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
  • преодоление препятствия.

Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

Воля - определение, волевые качества, виды волевых действий

Представление в философии

Тема воли неоднократно поднималась в различных философских течениях. Еще Сократ размышлял об этой черте, сравнивая ее со стрелой, которая срывается с тетивы только в случае правильно выбранной цели. Платон считал волевые качества неразрывно связанными с правильными рассуждениями и благоразумными стремлениями. Другие древнегреческие философы представляли волю как антипод желанию или отводили ей роль сдерживающего фактора — внутренней цензуры.

Воля - определение, волевые качества, виды волевых действий

Схоластические представления о воле сводились к определению ее как разумного желания, побуждаемого извне физическими, психологическими и социальными причинами, божественным определением.

В теории волюнтаризма воля представлялась как изначальная сила, лежащая в основе всех мировых процессов. Больше всего споров вызывал у философов всех времен такой аспект, как свобода волеизъявления, т. е. возможность свободного выбора человека вне зависимости от внешних обстоятельств.

Огромное значение этому понятию придается в натурфилософии Шопенгауэра, которая признавала функцией воли полную достоверность и объективность и считала ее главной и истинной душевной сущностью человека. Этим словом у Шопенгауэра обозначается не только осознанное желание, но и бессознательные инстинкты, непрерывно действующие силы, побуждающие индивида жить.

Психологические понятия

Под волей понимают умение решительно действовать в нужное время, проявление дисциплинированности, обладание терпением и мужеством в преодолении трудностей. Психология дает свои определения этой психической функции:

Воля - определение, волевые качества, виды волевых действий

  • Осознанное управление каждым индивидом поступками и действиями, для выполнения которых требуются определенные моральные и физические усилия.
  • Психическое отражение мобилизации сил для постановки цели, мотиваций для ее достижения и преодоления существующих объективных препятствий для воплощения этой цели и удовлетворения личных желаний.
  • Сторона сознания, которая является движущей силой для создания усилий и поддержания их в течение всего необходимого времени.

Одна из главных черт волевого поведения — самодетерминация. Она представляет собой акт произвольного воздействия человека на самого себя для того, чтобы изменить свою психологию или поведение, и означает самоконтроль, осуществляемый на основании личных убеждений и ценностей человека, а не на принятых правилах, нормах поведения и других внешних причинах.

Воля - определение, волевые качества, виды волевых действий

Таким образом, воля в психологии — это способность человека к целенаправленной деятельности посредством саморегуляции и преодоления трудностей на пути к цели независимо от внешних обстоятельств.

Человеком либо прилагаются возрастающие усилия для преодоления препятствий, либо он отказывается дальше двигаться в выбранном направлении.

Основные функции

Волевые процессы возникли вследствие формирования социума и исполняют психические функции мотивирования человека на достижение цели. Их основные функции:

Воля - определение, волевые качества, виды волевых действий

  • Побудительная и направляющая — обеспечивает начало тех или иных действий, направленных на преодоление возникающих трудностей.
  • Стабилизирующая — способствует возникновению волевых усилий, направленных на поддержание активности на нужном уровне необходимое время.
  • Тормозная — направлена на сдерживание желаний, мотивов и действий, которые не соответствуют главным целям деятельности, идеалам и убеждениям человека.
  • Развивающая — направлена на самосовершенствование, человек корректирует свое поведение и деятельность для изменения собственной личности.

Волевые процессы находятся в тесном взаимодействии с эмоциями человека и его познавательными побуждениями и противопоставлять их нельзя, так как компонентами одного и того же процесса могут быть и волевая, и эмоциональная, и познавательная составляющие.

Простое и сложное действие

Психологи считают, что волю можно воспитывать, тренируя внутренние побудительные силы, если кратко — развивая в себе способности к волевому действию. Оно формируется не только физиологическими и типологическими задатками, но и воспитывается каждодневным самоконтролем и самоубеждением.

Воля - определение, волевые качества, виды волевых действий

Простое волевое действие является актом, непосредственно направленным на достижение цели, невзирая ни на что. Ему не предшествует сложный и длительный этап осознания. Сама цель находится рядом, не выходя за пределы сиюминутной ситуации, и ее можно достигнуть совершая привычные для личности действия. При возникновении стимула человек почти автоматически начинает действовать привычным способом.

Структура сложного волевого действия отличается от простого тем, что в его наиболее выраженной форме между первым стимулом и началом активных действий происходит сложный мыслительный процесс. Перед самим действием происходит понимание побудительных мотивов, осознание последствий, принятие решения с намерением его осуществить и планирование этого осуществления. Таким образом, волевое действие переходит из простого в сложное, проходя различные стадии на пути к цели.

Сущность волевого акта

Общая совокупность принятия решения и последующего его исполнения обозначается как волевой акт. В момент принятия решения к человеку приходит понимание, что последующие события зависят от него. Примером похожего состояния может быть стресс. Чувство ответственности порождается из осознания последствий своего поступка и делает сознательным акт воли. Он состоит из нескольких этапов:

Воля - определение, волевые качества, виды волевых действий

  • Первый толчок к действию, вызванный какой-либо потребностью, от осознанной совсем смутно до четко намеченной цели.
  • Наличие и борьба между собой нескольких мотивов для регулирования очередности их исполнения.
  • Выбор приемлемого варианта поведения для принятия решения, который приносит или облегчение, или вызывает беспокойство о его правильности.
  • Осуществление принятого решения выбранным вариантом действия.

На каждом из этих этапов человек сверяет полученный результат с сочиненным в сознании правильным ходом событий на пути к идеальному образу цели.

Свойства и черты характера

Волевой активности присущи определенные качества. Ее сила определяет, в какой степени возбуждения находится волевое усилие. Устойчивость выражается в постоянстве проявлений волевых характеристик в похожих жизненных ситуациях. Широта охватывает все виды деятельности, которыми занимается человек в своей жизни, прикладывая какие-либо волевые усилия — учебу, спорт, работу и т. п.

Волевые качества личности не могут существовать вне зависимости от других черт характера человека. Их можно сгруппировать в три группы:

Воля - определение, волевые качества, виды волевых действий

К первым можно отнести качества дисциплинирующего свойства. Личность характеризуется самостоятельностью и ответственностью, она не может быть пассивным наблюдателем за событиями, а принимает активное и энергичное участие в них. Второй блок включает характеристики, влияющие на способность сохранять хладнокровие в любых ситуациях. К ним можно отнести выдержку и спокойствие, умение стойко терпеть неудобства и сдерживать свои физиологические потребности.

Собственно волевыми считаются настойчивые, сильные духом и мужественные люди, проявляющие решительность и смелость в нестандартных ситуациях.

В этих чертах наиболее ярко проявляются особенности личности человека. Противопоставить им можно безволие как синоним подчинения чужой воле при отсутствии своей. Равнодушие тоже является антиподом воли, потому что человек с равнодушным характером не владеет сильными эмоциями, а следовательно, не осознает своих чувств и не имеет власти над ними.

Принятие решений

По ходу сочинения плана для осуществления заинтересовавшей индивид цели процесс принятия решений находит выражение в разных формах. Если побуждение, возникшее у человека в данный момент, не вступает в противоречия с внутренними сторонами психической деятельности, то в этом случае решение не выделяется сознанием в особый этап. При этом зачастую для достижения цели, на которую направлено это побуждение, не существует внешних преград.

Воля - определение, волевые качества, виды волевых действий

Бывают случаи, когда решение возникает как бы само собой. Это происходит в том случае, если человек понимает, что решение не оптимально, но при таких обстоятельствах иное решение принять невозможно. Такие решения обычно принимают люди в безвыходных ситуациях, например, при пожаре выпрыгнуть из окна, что может быть единственным шансом на спасение жизни.

Бывает, что противоборствующие мотивы, одолевающие человека в момент принятия решения, сохраняют свою силу до самого конца, при этом все возможности развития событий сохраняются.

Тогда один из мотивов выбирается главенствующим не потому, что остальные исчерпали действенную силу или привлекательность, а по причине осознания необходимости принести остальные мотивы в жертву главному.

Сознательно-управляемое поведение

Воля - определение, волевые качества, виды волевых действий

Нервные импульсы в человеческом мозге опережают течение событий извне. Основой такого типа функционирования нервной системы является прошлый опыт индивида, позволяющий ему предвосхищать воздействия на нервную систему и предполагать возможные их последствия. В мозге образуется комплекс связей и ассоциаций, выработанных в результате многократных повторений.

В процессе размышлений над различными ситуациями происходит сравнение разных путей достижения цели и выбирается наиболее приемлемый. Система ассоциаций, сформированная опытом, может восстанавливать от малейшего раздражителя всю цепь мыслей и действий от первого побуждения до воплощения желаемой цели в жизнь.

Люди обладают способностью накапливать сведения и использовать их как основу для дальнейших действий и умеют обобщать полученную извне информацию. На этих свойствах человеческого разума основывается все сознательное и целесообразное поведение каждого индивида.

Физиологические расстройства

На любом из этапов волевого акта могут возникать различного рода патологии. Самым распространенным нарушением считается гипобулия или снижение волевых процессов, сопровождающееся и снижением общего эмоционального фона. Люди с таким нарушением малоподвижны и не проявляют стремления к активной деятельности. Такие индивиды нуждаются в активизации даже при выполнении самых простых действий.

Воля - определение, волевые качества, виды волевых действий

Неправильное воспитание влияет на способность человека к волевым действиям. При этом может наблюдаться инфантилизм, чувство незащищенности, заниженная самооценка. Компенсаторные реакции проявляют себя в эгоцентризме, фантазиях вместо реальных поступков, внушаемости и упрямстве. Единственный путь исправления таких недостатков воспитания — самосовершенствование в направлении развития в себе волевых качеств.

Читайте также: