Сущностные признаки местного самоуправления кратко

Обновлено: 02.07.2024

Концепция местного самоуправления исходит из того, что существуют разные виды публичной власти. Государственная власть РФ распространяется на всю территорию государства, государственная власть субъекта РФ – на его территорию. Местное самоуправление имеет локальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных конституцией и законом, публичная негосударственная власть. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии и через избираемые органы (советы, мэры и др.).

Местное самоуправление – это один из видов управления определенными общественными делами локального сообщества людей. Оно представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно автономно: его органы не входят в систему органов государственной власти и не подчинены иерархически друг другу.

Вместе с тем автономия местного самоуправления имеет относительный характер. Во-первых, местное самоуправление существует и действует в системе общих связей и отношений по управлению обществом в рамках данного государства. Как часть целого, оно в соответствии с принципами теории систем не может не подчиняться общесистемным качествам. Во-вторых, юридические принципы организации и деятельности местного самоуправления устанавливаются государственной властью, принятыми ее органами законами. В-третьих, материальные основы местного самоуправления во многом зависят от государства. Основную часть необходимых органам местного самоуправления финансовых средств они получают от государства. В-четвертых, избранные главы местного самоуправления (мэры, бургомистры и др.) в зарубежных странах обычно утверждаются в качестве представителей государственной власти на местах. В этом качестве они выполняют некоторые общегосударственные функции и несут ответственность за это перед органами государства. В России этот вопрос решен иначе: местным органам могут быть переданы с их согласия некоторые функции государственных органов, и за их выполнение они тоже несут ответственность перед государством.

Местное самоуправление – власть не только территориально ограниченная, но ограниченная и по кругу полномочий. Ее органы вправе решать вопросы местного значения в соответствии с законом. В унитарном государстве это закон, принятый его парламентом. В федеративных государствах (включая Россию) такие законы принимаются субъектами федерации, но сами принципы устанавливаются федерацией.

В более узком смысле местное самоуправление, можно разделить на собственно самоуправление и собственно управление, т.е. администрирование. Органами самоуправления в этом смысле будут лишь непосредственно избираемые гражданами органы и должностные лица. Органы муниципального управления (администрирования) – это исполнительные органы, назначенные органами самоуправления должностные лица (в том числе муниципальные служащие – управленцы).

Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

Местное самоуправление — важный элемент всей системы управления в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру.

Органы местного самоуправления взаимодействуют с государственными органами в осуществлении властных функций на местах, а также в выполнении отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться, подконтрольны государству в той мере, в которой реализуют переданные им полномочия. Решения, принятые органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, обязательны на соответствующей территории для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и общественных организаций. Государственные органы не имеют права вмешиваться в эти полномочия.

Местному самоуправлению принадлежит особая роль в демократическом механизме управления обществом и государством. В отличие от государственных органов оно непосредственно связано с населением, выполняя роль связующего звена между государственной властью и народом. Признавая самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, государство берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления.

Вместе с тем органы местного самоуправления, составляя единую систему управления обществом, взаимодействуют с органами государственной власти и управления. Последним, по законодательству, категорически запрещено вмешиваться в деятельность местного самоуправления, как их органов, так и должностных лиц. Однако государственные структуры наделены правом контроля за их деятельностью через финансовые и правовые рычаги.

Вместе с тем сложность, объем, структура решаемых на муниципальном и государственном уровнях задач дали основание для закрепления в Конституции РФ (ст. 12) положения о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. То есть каждая из подсистем системы государственного и муниципального управления должна выполнять свои функциональные задачи, постоянно сотрудничая друг с другом и обеспечивая укрепление российского федерализма. Таким образом, государство признает местное самоуправление как самостоятельный уровень, самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти, реализуемую в тесном сотрудничестве и по взаимному соглашению с органами государственной власти.

В ведении муниципального образования находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Необходимые для осуществления органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий финансовые средства должны быть предусмотрены в федеральном бюджете и бюджете субъекта Федерации.

Вопросами местного значения являются проблемы обеспечения жизнедеятельности населения, отнесенные федеральным и местным законодательством к предметам ведения местного самоуправления.

К предмету ведения местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение устава муниципального образования, контроль за его соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) планирование и организация комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий муниципального образования;

10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений районного значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы;

31) осуществление регистрации уставов территориального общественного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения — в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально- экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции

Конституция РФ в ст. 3 устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который реализует свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. государственное устройство Российской Федерации базируется на трехуровневой организации публичной власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно (путем прямого волеизъявления) и через систему публичной власти, которая осуществляется в формах государственной власти Российской Федерации (органы государственной власти), государственной власти субъектов РФ (органы государственной власти субъектов) и местного самоуправления (органы местного самоуправления). Каждый из этих уровней публичной власти организационно обособлен. Специфика местного самоуправления состоит в том, что оно является одновременно элементом государственного устройства и системы управления государством, самостоятельным уровнем публичной власти и элементом самоорганизации граждан.

Исходя из этого, Конституция РФ устанавливает основные принципы местного самоуправления, которые отражают его специфику (ст. 12): в Российской Федерации признается местное самоуправление; в Российской Федерации гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов местного самоуправления (ст. 18).

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, определенных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (п. 2 ст. 1).

Вопросы местного самоуправления в Конституции РФ напрямую затрагиваются в общей сложности в 20 статьях. Все они являются нормами прямого действия, подлежат непосредственному применению, в том числе судебными органами.

Стабильность и порядок в государстве во многом зависят в первую очередь от местной власти. Одна из основ гражданского общества — наличие не зависящей от государства сферы общественных отношений, в которые вступают свободные индивиды, преследующие свои цели и интересы. В связи с этим местное самоуправление выступает как организация власти на местах. Четкая регламентация работы органов местного самоуправления, а также иных вопросов, касающихся сущностных аспектов местного самоуправления, — залог успешного развития государства в целом.

Главнейшее условие местного самоуправления — самоорганизация населения . Оно должно создаваться снизу вверх. Важнейшим этапом в создании органов местного самоуправления стало принятие Конституции РФ в 1993 г., которая закрепила общетеоретическую конструкцию местного самоуправления как автономную систему деятельности населения определенной территории по решению вопросов местного значения.

Статья 12 Конституции РФ отделила органы местного самоуправления от государства (организационно), но государство и местное самоуправление связаны правовыми нитями. Кроме того, органы местного самоуправления являются неотъемлемой частью политической системы России, где государству принадлежит ведущая роль. Государство и местное самоуправление — единая система. Несмотря на разные функции и положение в политической системе, и те и другие призваны решать единые задачи. Главные особенности местного самоуправления:

  1. местное самоуправление — институт, форма народовластия и основа конституционного строя России;
  2. местное самоуправление наиболее близко находится к населению и органически связано с ним, живет его интересами и заботами;
  3. местное самоуправление связывает государство и гражданское общество, выступает как форма контроля гражданского общества за государством.

На уровне местного самоуправления формируется демократия. Без местного самоуправления и его институтов демократии в стране быть не может 1 Еремян В.В. Муниципальная история России. Древняя Русь (от общины-рода к общине-государству): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект, 2005. . Важно научиться на всех уровнях общества и государства рассматривать его как главную, коренную форму народовластия. До сих пор оно рассматривается как нечто вспомогательное, маловажное, несущественное. Поэтому нужен новый, теоретически обоснованный взгляд на сущность и организацию местного самоуправления.

Как определяется местное самоуправление в основных нормативных правовых актах?

Европейская хартия местного самоуправления (15 октября 1985 г.) в ст. 3 указывает, что

под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Новая редакция Закона от 6 октября 2003 г. в ст. 1 определяет:

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Сущность и признаки медного самоуправления

В чем сущность местного самоуправления? В ст. 2 Закона под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В целом перечень вопросов местного значения — это в значительной мере права гражданина, закрепленные в Конституции РФ.

Сущность местного самоуправления состоит в форме организации публичной власти как метода управления . При этом оно имеет политический и неполитический характер. Локальный характер местного самоуправления обеспечивает его связь с населением, порождает организационную обособленность органов местного самоуправления от звеньев государственного аппарата, а наличие собственной компетенции, определенной экономической и имущественной составляющей, создает условия для известной управленческой самостоятельности, права местного нормотворчества.

Отличительными признаками местного самоуправления являются: (1) обеспечение местного интереса: (2) хозяйствование в интересах жителей муниципального образования: использование форм прямой демократии, активного участия широких слоев населения в деятельности органов местного самоуправления; (3) наличие определенной сферы деятельности, предметов ведения; стремление населения муниципального образования к потребности самим определять гражданскую позицию и судьбу.

Организационные формы местного самоуправления

Организационные формы осуществления местного самоуправления, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения, могут образовывать систему местного самоуправления только в границах муниципального образования. Рассмотрение в качестве одной системы всех форм местного самоуправления на территории Российской Федерации невозможно в силу широкой вариантности организационных форм, конкретизация которых отнесена к ведению населения каждого из муниципальных образований.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации можно выделить три основные группы организационных форм.

1. Формы непосредственной демократии (местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сход граждан).

Основополагающим элементом в этой группе являются формы прямого (непосредственного) осуществления населением местного самоуправления. Особую роль здесь играют муниципальные выборы, систематически проводимые во всех муниципальных образованиях.

2. Выборные и иные органы местного самоуправлении (представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (административно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные коллегиальные или единоличные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В этой группе организационных форм — деятельность органов местного самоуправления — основывается на решениях, принятых через формы прямого осуществления власти населением. Такие решения являются обязательными к исполнению и не могут быть отменены или изменены органами местного самоуправления.

Особое место здесь принадлежит представительному органу местного самоуправления. Обязательность создания указанного органа закреплена в ст. 34 Федерального закона. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Порядок формирования, численный состав представительного органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования при соблюдении минимальных норм представительства, содержащихся в ст. 35 Закона. Им также установлен круг вопросов, находящихся в исключительной компетенции представительного органа. Иные его полномочия определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

3. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (территориальное общественное самоуправление, собрания граждан по месту жительства, конференции граждан (собрания делегатов), народная правотворческая инициатива, участие в публичных слушаниях, обращения граждан в органы местного самоуправления).

Это инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении. Органы местного самоуправления обязаны реагировать на такую деятельность с правом как принимать к исполнению предложения граждан, выдвинутые в инициативном порядке, так и отказаться от реализации тех или иных предложений по мотивам нецелесообразности и несвоевременности.

Закрепленный в Законе перечень форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления не является исчерпывающим. Так, ст. 33 Закона допускает право граждан на иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов РФ. Тем самым государство оставляет возможность на усмотрение граждан самостоятельно выбирать формы непосредственного осуществления местного самоуправления.

Целью местного самоуправления можно считать развитие народовластия, привлечение населения к участию в управлении муниципальным образованием и решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, а также повышение уровня жизни населения. Таким образом, местное самоуправление в значительной степени акцентировано на повышении активности населения в принятии управленческих решений и улучшении уровня и качества жизни населения на территории муниципальных образований.

Задачами местного самоуправления можно считать: укрепление основ конституционного строя Российской Федерации; обеспечение права граждан на осуществление местного самоуправления; создание на местном уровне условий для обеспечения и защиты прав и интересов населения; создание условий для обеспечения населения образовательными, медицинскими и иными социальными услугами; проведение мероприятий по учету населения; подготовку кадров муниципальной службы; и т.д.

Функции местного самоуправления

Из задач вытекают функции местного самоуправления, поскольку сущность местного самоуправления, природа, место в системе народовластия, задачи и цели, к достижению которых направлена муниципальная деятельность, определяются его функциями. Под функциями понимаются основные направления деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обусловленные социальным предназначением местного самоуправления.

Наукой муниципального права разработаны следующие функции, т.е. основные направления муниципальной деятельности.

2. Экономическая функция связана с деятельностью органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и местными финансами, формированию и исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, обеспечению комплексного развития территории муниципального образования, осуществлению иной, предусмотренной законом, деятельностью по решению вопросов местного значения.

3. Социальная функция подразумевает деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению потребностей населения в коммунально-бытовых, социальных, культурных и других жизненно важных услугах. В частности, сюда относятся организация в границах муниципального образования электро- и газоснабжения; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи; опека и попечительство; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; создание условий для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация библиотечного обслуживания поселений и др.

4. Функция охраны общественного порядка связана с деятельностью населения и органов местного самоуправления по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования. Так, органы местного самоуправления вправе обеспечивать общественный порядок путем создания в установленном законом порядке муниципальной милиции. В тех случаях, когда муниципальная милиция не создается, указанная функция реализуется органами местного самоуправления благодаря их взаимодействию с подразделениями милиции общественной безопасности (патрульно-постовой службой, комиссией по делам несовершеннолетних, участковыми милиционерами и т.д.), а также путем привлечения к этой деятельности добровольных народных дружин и иными разрешенными законом способами.

5. Экологическая функция реализуется населением и органами местного самоуправления в области решения вопросов охраны природы и природопользования на территории муниципального образования. Так, органы местного самоуправления обязаны организовывать мероприятия по охране окружающей среды; организовывать и осуществлять экологический контроль объектов производственного и социального назначения на территории муниципального образования; организовывать территориальное зонирование земель, изъятие земельных участков межселенных территорий для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществлять земельный контроль за использованием земель и др.

Все указанные функции местного самоуправления взаимосвязаны и исполняются органами местного самоуправления в совокупности. При этом роль населения в реализации функций местного самоуправления тем больше, чем большее развитие получает институт местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Функции местного самоуправления тесно связаны с принципами местного самоуправления. Функции (основные направления деятельности) местного самоуправления тесно связаны также с понятием компетенции (полномочий и предметов ведения) местного самоуправления, так как направления деятельности местного самоуправления — это решение вопросов местного значения с помощью предоставленных местному самоуправлению полномочий.

Современные авторы подходят к анализу содержания местного самоуправления с нескольких различных позиций, что обусловлено многоаспектностью данного явления. В целом, местное самоуправление может рассматриваться как основа конституционного строя, право населения на управление или форма народовластия.

Первая трактовка исходит из положения Европейской хартии местного самоуправления о том, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и закреплен в Конституции государства.

Основными признаками местного самоуправления, т.е. критериями, применение которых позволит отличать его от других видов территориального управления являются:.

1. Наличие и функционирование местных представительных органов (городские, районные советы, , собрания), обладающих правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

2. Выборность местных органов власти, регулярная сменяемость их состава, осуществление общественного контроля над аппаратом управления.

3. Возможность участия всего населения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам жизнедеятельности местного сообщества.

4. Возможность организационной и экономической обособленности территориального образования. Речь идет о самостоятельности в пределах полномочий, которые определяются нормативными актами, когда органы местного самоуправления обязаны действовать в русле единой общегосударственной политики.

Еще одним признаком самостоятельности местного самоуправления является законодательно закрепленная гарантия невмешательства органов государственной власти в вопросы местного значения. Самостоятельность местного самоуправления характеризует и наличие соответствующей компетенции у муниципальных органов. В уставах муниципальных образований определяется компетенция и сроки полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти полномочия направлены на решение конкретных вопросов жизнедеятельности муниципального сообщества.

5. Ответственность органов МС за принимаемые решения (перед населением, государством, хозяйственными структурами).

В настоящее время общемировой тенденцией стало участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий. Это объясняется тем, что многие вопросы более целесообразно исполнять на местах. В свою очередь такая постановка взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти ведет к децентрализации управления и обеспечивает паритетное участие этих органов в решении региональных государственных задач.

Функции местного самоуправления – это основные направления муниципальной деятельности.

То есть к признакам, характеризующим общественную природу новой модели местного самоуправления, можно отнести: самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, определение структуры органов муниципального образования; органы местного самоуправления не являются структурными единицами государственного аппарата; наличие муниципальной собственности.

Выделяют следующие основные функции местного самоуправления:

1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.

К основным условиям реализации данной функции относятся: наличие выборных органов местного самоуправления; использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

Каждое муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет. Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы.

3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении.

4. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.

К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные организации и службы.

5. Охрана общественного порядка.

6. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.

Реализация данной функции преследует цель обеспечить учет мнения населения муниципальных образований, гарантируемых государством интересов и прав местного самоуправления при выработке и осуществлении государственной политики в различных сферах общественной жизни, при решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

Тема 1. Теоретические основы местного самоуправления

1.1. Понятие и признаки местного самоуправления

Современные авторы подходят к анализу содержания местного самоуправления с нескольких различных позиций, что обусловлено многоаспектностью данного явления. В целом, местное самоуправление может рассматриваться как основа конституционного строя, право населения на управление или форма народовластия.

Второй подход также обусловлен Хартией, рассматривающей местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. Согласно ст. 130 Конституции РФ именно местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Определение, сформулированное законодателем, позволяет выделить основные признаки местного самоуправления, т.е. критерии, применение которых позволит отличать его от других видов территориального управления.

1. Наличие и функционирование местных представительных органов (городские советы, думы, собрания), обладающих правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

2. Выборность местных органов власти, регулярная сменяемость их состава, осуществление общественного контроля над аппаратом управления.

3. Возможность участия всего населения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам жизнедеятельности местного сообщества.

4. Возможность организационной и экономической обособленности территориального образования. Речь идет о самостоятельности в пределах полномочий, которые определяются нормативными актами, когда органы местного самоуправления обязаны действовать в русле единой общегосударственной политики.

5. Ответственность органов МС за принимаемые решения (перед населением, государством, хозяйственными структурами).

Анализ современного состояния местного самоуправления в РФ позволяет сделать вывод о том, что местное самоуправление находится на начальной стадии своего развития. Сам процесс осуществляется медленно, противоречиво, иногда с отклонениями от ранее разработанных планов, положений и нормативных актов.

Читайте также: