Сущность научного творчества кратко

Обновлено: 05.07.2024

процесс продуцирования когнитивных инноваций в науке (законов, теорий, принципов, методов, моделей, приборов, образцов техники, технологий). Основу научного творчества составляют: 1) четко поставленная проблема, 2) обладание необходимым запасом накопленной в данной области науки информации (профессионализм), 3) комбинаторные способности исследователя по составлению самых различных сочетаний (включая маловероятные) из имеющихся элементов наличного знания, 4) интуитивные способности по отбору релевантных комбинаций и небольшого числа наиболее перспективных из них для возможного решения поставленной проблемы, 5) способность к принятию рискованных решений (когнитивная смелость), сочетаемая с готовностью их отстаивания перед лицом неизбежной критики со стороны членов научного сообщества. Понимание процесса научного познания как когнитивного творчества исходит из идеи активного характера субъекта науки и противостоит его истолкованию в качестве носителя способности лишь адекватно отражать воздействие со стороны познаваемого объекта. (См. новизна, интуиция, продуктивное воображение).

ТВОРЧЕСТВО – это деятельность людей, направленная на создание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям; возрастами степени свободы человека, гуманизации общественных отношений. Научное творчество есть создание новых теорий, новых научных дисциплин, обнаружение новых явлений, введение новых понятий и терминов. Творчество – это деятельность в сфере неведения, поэтому целенаправленный поиск неведомого невозможен. Решающую роль в творчестве отводят подсознательным и иррациональным факторам (и, прежде всего, интуиции).

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО – это процесс производства познавательных инноваций в науке в форме законов, теорий, методов, моделей, принципов, технологий и т.д.

Личностными формами творческой деятельности являются:

а) вдохновение (наивысший подъем эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека);

б) интуиция (мгновенное озарение, которое объединяет чувственное и рациональное, сознательное и неосознанное, где неявно проявляется предварительный творческий поиск, накопление и осмысление фактического материала, постановка проблемы, выдвижение гипотезы и определение набора методов исследования);

в) мечта и фантазия;

Творческий процесс в науке состоит из следующих этапов:

1) выбора предмета исследования,

2) формулировки целей и задач анализа в виде поставленной цели,

3) сбора информации,

4) определения метода и способов исследования,

5) поиска путей решения научной проблемы путем приращивания новых научных идей или создание новых идеальных моделей,

6) оформление полученных данных в логически стройную систему,

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

7) способность принятия рисковых решений в сочетании с готовностью их отстаивать перед лицом членов научного сообщества.

Ученый-новатор должен обладать смелостью, чтобы сломать привычные стереотипы и доказать состоятельность новых. Без борьбы (качественного скачка) невозможен переход к новому.

а) высказывать любую мысль без боязни, что она будет признана неудачной;

б) чем более дикой покажется идея, тем более активно она будет принята;

в) количество предлагаемых идей должно быть максимально большим;

г) высказанные идеи не являются ничьей собственностью и каждый ученый вправе комбинировать, видоизменять, совершенствовать идеи, которые высказали другие.

Способность к творчеству можно выработать и совершенствовать ее в процессе длительного и упорного самообразования. Творческая деятельность предполагает самостоятельность, гибкость, упорство, уверенность в себе, жажду знаний, стремление к изобретательству и экспериментированию, готовность к риску.

Что мешает творчеству:

- отсутствие гибкости мышления;

- сила привычки (отбросить что-то “старое” и приступить к чему-то “новому”);

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО - процесс продуцирования когнитивных инноваций в науке (законов, теорий, принципов, методов, моделей, приборов, образцов техники, технологий). Основу научного творчества составляют: 1) четко поставленная проблема, 2) обладание необходимым запасом накопленной в данной области науки информации (профессионализм), 3) комбинаторные способности исследователя по составлению самых различных сочетаний (включая маловероятные) из имеющихся элементов наличного знания, 4) интуитивные способности по отбору релевантных комбинаций и небольшого числа наиболее перспективных из них для возможного решения поставленной проблемы, 5) способность к принятию рискованных решений (когнитивная смелость), сочетаемая с готовностью их отстаивания перед лицом неизбежной критики со стороны членов научного сообщества. Понимание процесса научного познания как когнитивного творчества исходит из идеи активного характера субъекта науки и противостоит его истолкованию в качестве носителя способности лишь адекватно отражать воздействие со стороны познаваемого объекта. (См. новизна, интуиция, продуктивное воображение).

Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект . С. А. Лебедев . 2004 .

Смотреть что такое "НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО" в других словарях:

ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… … Философская энциклопедия

ТВОРЧЕСТВО — ТВОРЧЕСТВО, творчества, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. творить1 в 1 знач. История жизни и творчества Пушкина. Художественное, научное творчество. «Русский народ в течение одного века поднял свое духовное творчество на высоту, равную… … Толковый словарь Ушакова

Творчество — I Творчество деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере: научной, производственно технической, художественной, политической и т. д. там, где создаётся,… … Большая советская энциклопедия

Творчество — I Творчество деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере: научной, производственно технической, художественной, политической и т. д. там, где создаётся,… … Большая советская энциклопедия

творчество — а, только ед., с. 1) Деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. Научное творчество. Свобода творчества. Муки творчества. Цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех (Пастернак). Синонимы:… … Популярный словарь русского языка

ТВОРЧЕСТВО НАУЧНОЕ — – высшая форма творчества; поиск и нахождение, открытие специфического типа связей и отношений. Его специфическим предметом являются закон, закономерная связь, тенденция развития. Научное творчество выражается в создании специфического типа… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

ТВОРЧЕСТВО — – деятельность людей, направленная на создание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным… … Философия науки и техники: тематический словарь

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) уникальность его результата. Результат… … Википедия

Творчество — (поэтическое). Вопрос о сущности поэтического творчества может рассматриваться двояко в зависимости от того, что сделаем мы предметом рассмотрения: поэтическое ли произведение, созданное актом творчества, или сам этот акт. Проблема поэтического… … Литературная энциклопедия

Творчество — ТВОРЧЕСТВО (поэтическое). Вопрос о сущности поэтического творчества может рассматриваться двояко в зависимости от того, что сделаем мы предметом рассмотрения: поэтическое ли произведение, созданное актом творчества, или сам этот акт. Проблема … Словарь литературных терминов

Творчество, как правило, не начинается с фактов: оно начинается с выявления проблемы и веры в возможность ее решения. Кульминационным этапом творчества является открытие новой, основной, главной мысли или идеи, определяющей, каким образом может быть решена проблема, давшая начало творческому процессу. Конечно, новые идеи открываются не каждому, а лишь подготовленному и заинтересованному уму. Однако история научных открытий и изобретений свидетельствуют, что одних научных и технических знаний и правильных установок еще не достаточно, чтобы выработать новые идеи. Все попытки свести творчество к точной методологии, применяемой каждым, кто занимается творчеством, до сих пор терпят неудачу.

2. Сущность научного творчества

Многие считают, что талант — это природный дар, который нельзя выра­ботать или возместить усердным обучением. Еще Демосфен сказал: "Орато­рами становятся, поэтами рождаются". Действительно, природный талант имеет решающее значение в становле­нии ученого. Однако для того чтобы этот талант проявил­ся, постоянно развивался и давал результаты, необходимо приложить еще много труда по изучению методологии и приобретению навыков исследовательской деятельности. Наука, как и всякая область знаний, за свою много­вековую историю выработала множество приемов, которые позволяют стимулировать творческий про­цесс.

Проблема творчества включает творческие способнос­ти, творческий климат, творческие навыки, а также методы и приемы, позволяющие активизировать творческий про­цесс. Творческие навыки — это не врожденные качества личности, а технологические приемы, формируемые, при­обретаемые в процессе обучения и постоянного пребыва­ния в определенной творческой среде. Творческие способности включают в себя нетрадиционное мышление и видение того, что не укладывается в рамки общепринятых поня­тий, умение мысленным взором охватить всю проблему целиком и сформулировать задачу, а также ассоциа­тивную память и другие психоэмоциональные и ха­рактерологические свойст­ва личности.

Эту эффектную историю можно разделить на несколько последовательных этапов, которые являются типичными для творческого процесса:
1. Точная формулировка цели.
2. Сбор информации, безуспешные попытки решения.
3. Отвлечение от задачи, инкубация.
4. Озарение, часто предваряемое случайным событием-толчком.
5. Проверка идеи.

Эти основные этапы творчества описал еще в 1926 году Уоллес. Увы, за последующие годы не возникло сколь-нибудь значимой теории, которая смогла бы объединить разрозненные факты, наблюдения и предположения о природе творчества, что наверняка связано с особой трудностью этой области знания.

3. Методы научного творчества

Методы психологической активизации творческого мышления направлены на преодоление психологических барьеров, препятствующих творческому мышлению.

Т. А. Эдисон говорил, что талант состоит из 1% вдохновения и 99% тяжелого груда. Таланту нельзя на­учиться, но можно его развить. Способности — это еще не талант, но уже его предпосылка. Наблюдательность, так же как и другие способности, можно развивать и совер­шенствовать. Для этого имеются специальные тесты и приемы.

Долгие годы неизменными атрибутами творчества счи­тали озарение, прирожденные способности, счастливый случай, а само понятие "творчество" связывали с техно­логией перебора вариантов методом проб и ошибок. Несмотря на то что метод проб и ошибок широко распро­странен в науке, это наименее эффективный путь к истине. Превращение науки в производительную силу общества и выделение ученых в самостоятельную профес­сию поставили задачу разработки методов активации научного творчества и алгоритма творческого процес­са.

Среди методов, активизирующих научное творчество, широко известен метод мозгового штурма (мозговой ата­ки), автором которого является А. Осборн. В основе этого психологического метода лежит утверждение о том, что процесс генерирования идей необходимо отделить от процесса их оценки. Осборн предложил осуществлять генерирование идей в условиях, когда критика запрещена и, наоборот, всячески поощряется каждая идея, какой бы фантастической она ни казалась. Для проведения мозго­вого штурма отбирают небольшую (6-8 человек) группу специалистов, желательно из смежных областей знания, психологически адаптированных друг к другу и по стилю мышления являющихся "генераторами идей". Генериро­вание идей осуществляют в быстром темпе. В минуты "коллективного вдохновения" возникает своеобразный ажиотаж, идеи выдвигаются как бы непроизвольно, про­рываются и высказываются смутные догадки и предполо­жения. Высказанные идеи записываются и передаются группе экспертов для оценки и отбора самых перспектив­ных

Модификацией метода мозговой атаки является синектика, разработанная У. Гордоном. Особенностями этого метода является формирование более или менее постоян­ных групп "генераторов идей", внесение элементов кри­тического анализа высказанных идей, наличие руководи­теля синектической группы, который направляет процесс и предлагает определенные аналогии. В отличие от Осборна Гордон делает упор на необходимость предвари­тельного сбора информации, обучения экспертов, на использовании специальных приемов организации про­цесса выработки решения.

Методов систематизированного поиска идей существует также немало, наиболее известными являются метод контрольных вопросов, морфологический анализ.
Метод контрольных вопросов используется для того, чтобы с помощью задаваемых в определенной последовательности вопросов лучше понять проблему. Таких списков контрольных вопросов разработано достаточное количество для разных областей деятельности. Вот пример одного из них:
1. Какова основная функция объекта?
2. Что представляет собой идеальный объект?
3. Что будет, если объекта не будет вообще?
4. В какой другой области выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
5. Можно ли разделить объект на части?
6. Можно ли неподвижные части объекта сделать подвижными?
7. Нельзя ли исключить предварительные операции?
8. Какие дополнительные функции может выполнять объект?

4. Морфологический метод

Люди издавна мечтали о методе, который охватывал бы исчерпывающее количество вариантов решения задач. Определенным приближением к этому методу является мофологический анализ. Термин морфологический (греч. morphe – форма) означает внешний вид.

В современном виде морфоанализ создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки. В 30-е годы ХХ века Ф. Цвикки интуитивно применил морфологический подход к решению астрофизических проблем и на этой основе предсказал существование нейтронных звезд. Только на первый взгляд может показаться странным, что метод активизации мышления создан астрофизиком, ведь астрономия одной из первых наук столкнулась с большими и сложными динамическими системами (звездами, галактиками) и первой ощутила потребность в методах, позволяющих анализировать такие системы. Большими динамическими системами по своему многообразию и сложности являются технические системы. Поэтому неслучайно в годы II мировой войны эмигрировавший из Европы Ф. Цвикки был привлечен к разработкам в области американской ракетно-космической техники.

Сущность метода морфологического анализа заключается в со­единении в единую систему методов выявления, обозначения, под­счета и классификации всех выбранных вариантов какой-либо фун­кции данной инновации. Любая инновация связана со стремлением уменьшить объем вложения капитала и снизить степень риска, ко­торая всегда сопутствует нововведению. А эти две характеристики инновации находятся в прямой зависимости от числа требуемых из­менений.

Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состо­ящей из шести последовательных этапов. В их числе:

1) формулировки проблемы;

2) постановки задачи;

3) составления списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;

В простей­шем случае при методе морфологического анализа составляется дву­мерная морфологическая карта: выбираются две важнейшие харак­теристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой табли­цы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы.

Рассмотрим условный пример. В качестве осей берем части продукта или эта­пы операции. Обозначаем их буквами А, Б, В, и т.д. Затем записыва­ет возможные альтернативы по каждой оси. Это будут элементы осей: А-1, Б-1, и т.д. Тогда морфологический ящик может выглядеть следующим образом::
А-1;А-2;А-3;А-4;
Б-1;Б-2;Б-3;
В-1;В-2;
Г-1; Г-2;

Из этого ящика извлекаем сочетания элементов, типа: А-1, Б-2, В-2, Г-1. Общее число вариантов в морфологическом ящике рав­но произведению числа элементов на осях (факториальная (!) зависимость). В нашем примере коли­чество вариантов равно 4х3х2х2= 48. Для того, чтобы из этих вариантов выбрать один вариант, надо все их перебрать, т.е. проделать чрезвычайно трудоемкую работу.

Пятым и шестым этапами морфологического анализа являются: анализ сочетаний и выбор наилучшего сочетания. В нашем примере это означает, что из полученных 48 вариантов надо выбрать только один вариант. Выбор обычно производится путем перебора всех вариантов, а это очень трудоемкая работа.

При методе морфологического анализа применяются специфические понятия:

поверхность морфологической окрестности;

скачок (или прорыв).

Морфологический интер­вал области (экономической, технической, технологической и т.д.) представляет целое множество дискретных точек (или ко­ординат), каждая из которых соответствует определенной ком­бинации переменных величин. Эти переменные величины есть параметры. Пространство имеет столько измерений, сколько имеется пара­метров.

Морфологическое расстояние между двумя точками простран­ства. Оно определяется числом параметров, которые не явля­ются общими для двух вариантов. Здесь следует иметь в виду, что два варианта, которые отли­чаются друг от друга только одним параметром, являются морфологически близкими вариантами. Но одновременно эти два варианта отличаются по многим (т.е. по всем осталь­ным) параметрам и являются морфологически далекими друг от друга.

Морфологическая окрестность. Она представляет собой множество точек, каждая из которых морфологически близка к другой точке.

Поверхность морфологической окрестности – это множество вариантов, отличающихся от точек данной окрестности самое большое одним параметром. Площадь поверхности морфоло­гической окрестности равна числу таких точек.

Научное творчество.На основе познавательных способностей человека развертывается его творческая деятельность. Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Новизна и социальная значимость результатов чаще всего рассматриваются в качестве критериев творчества. Существуют разные виды творчества: производственное, политическое, научное, техническое, художественное и др. Научное творчество связано с деятельностью ученых по производству принципиально нового знания, с поиском истины и ее доказательством, с выдвижением новых гипотез и построением на их основе теорий. Сущность научного творчества проявляется в научном открытии – установлении новых, ранее не известных фактов, свойств и закономерностей реального мира.

Психологический анализ интуиции ведется на основе изучения соотношения сознательного и бессознательного, подсознательного механизмов ее осуществления. Гносеологическая природа интуиции раскрывается через сложные переходы чувственных образов в понятия и понятий в чувственные образы, через синтез понятийной всеобщности и чувственной данности. В этих переходах ряд современных авторов усматривает разгадку таинственной природы интуитивного знания.

В истории философии большое внимание проблеме интуиции уделяли Платон, Аристотель, Р.Декарт, А.Бергсон и др.

Невозможно изменить направление взгляда, продолжая смотреть в прежнем направлении. Легче связать первую мысль со второй, чем пойти по новому направлению; и в результате получается, что, соединив первые две мысли, мы способствуем нанизыванию последующих мыслей в одном направлении вместо того, чтобы отказаться от него вообще. Разумеется, трудно отказаться от старого, если ему еще не найдена замена.
Существует два вида обязательств по отношению к наполовину выкопанной “яме”: обязательства, вытекающие из привязанности к вложенным усилиям и обязательства, связанные с направлением этих усилий.
Наибольшее количество научных усилий, бесспорно, направлено на логическое расширение и углубление раз выбранной и закрепившейся в сознании “ямы”. Работая над “ямой”, ученые в зависимости от способностей либо слегка царапают по стенкам “ямы”, либо отбивают целые глыбы. Однако наиболее крупные научные идеи и открытия выдвигают ученые, бросившие начатую “яму” и приступившие к новой.
Новую “яму” начинают копать по разным причинам: или вследствие неудовлетворенности старой, или в силу полного неведения о ее существовании, или же из-за настоятельной необходимости иметь другую “яму”, или же, наконец, просто из прихоти. Но подобное перескакивание с одной “ямы” на другую — явление весьма редкое, поскольку достаточно эффективная система образования всегда ориентирует на то, чтобы привить юношам уважение к тем “ямам”, которые старшие вырыли до них. Иначе п нельзя, ибо в противном случае образование привело бы только к беспорядку и хаосу. Кроме того, поощряя вечную неудовлетворенность существующими “ямами”, невозможно добиться нужной компетентности специалиста. Именно в силу этого образованию нет дела до прогресса. Его цель - дать как можно более широкие знания иначе говоря, цель образования информативная, но не творческая.
Вначале принять старые “ямы”, с тем чтобы потом их отвергнуть и начать рыть новые, гораздо труднее, чем вообще ничего не зная о “ямах”, чувствовать себя свободным рыть их где угодно. Многие великие первооткрыватели, такие, как, например, Фарадей, формально вообще не имели образования; другие, такие, как Чарльз Дарвин и Джеймс Клерк Максвелл, получили явно недостаточное образование для того, чтобы утратить свою самобытность. Заманчиво предположить, что умный человек, свободный от всех старых методов решения какой-то проблемы, имеет больше шансов найти новый метод ее решения.
Всякая наполовину выкопанная “яма” ясно указывает на направление, в котором следует прилагать усилия. Любые усилия всегда требуют определенного направления, и мало что может вызвать большее напряжение, чем настойчивые поиски этого направления. К тому же любое усилие обязательно должно приносить какие-то осязаемые плоды; чем лучше достигнутые результаты, тем более следует поощрять усилия. Увеличение “ямы”, которую уже копают, доказывает наличие реального прогресса и гарантирует дальнейшие достижения. И наконец, всякий не прочь заслужить известность тем, что прекрасно разработал “яму”.
Отказаться от “ямы”, уже имеющей порядочные. размеры, без малейшего представления о том, где начать копать новую,— дело слишком хлопотливое и рискованное для практичной человеческой натуры. Это трудно Даже тогда, когда место для новой уже выбрано.
Любому нефтянику, по-видимому, не составит труда оценить по достоинству парадокс, согласно которому лучше как следует подумать, где начать бурить новую скважину, чем углублять старую. Разница здесь в том, что для нефтяника дальнейшее углубление скважины стоит денег, тогда как для ученого или промышленника -приостановка в работе обходится дороже. Куда направлять свои недюжинные способности, если “ямы” нет? Ведь эдак лопаты логики будут лежать в бездействии;
нет движения вперед — нет и достижений, а они в наш век гораздо более нужны ученому, чем когда-либо раньше. Ибо только достижениями можно оправдать затраченные усилия, а в погоне за карьерой ученый не раз прибегает к такого рода проверке.

Если от тебя ждут достижений, твою бездеятельность никто не оплатит. А так как не существует способа оценить способность к достижениям, то оплачиваются и поощряются только наглядные, ощутимые результаты. Вот почему гораздо более оправдано копать не ту “яму” (даже если осознаешь это), увеличивая ее все больше и больше, чем бездействовать и размышлять, где бы начать копать другую. Вполне возможно, что человек, который размышляет над этим, уже близок к тому, чтобы рыть значительно более нужную “яму”, однако доказать это до начала работ и достижения очевидных результатов практически невозможно.
В конце концов, быть может, гораздо полезнее, если несколько человек находятся на пути к созданию нужной вещи, нежели когда каждый создает по существу нестоящие вещи. Однако лишь избранных привлекает простая возможность. Кто в нашем мире может позволить себе поразмыслить на досуге? Кто в состоянии разрешить себе бесплодную мысль, не подтвержденную прямыми достижениями?
Любой специалист потому и является таковым, что он знает имеющуюся выкопанную “яму” лучше любого другого, за исключением разве что такого специалиста, с которым следует не соглашаться, а это необходимо для того, чтобы число специалистов соответствовало числу мнений, ибо в противном случае среди специалистов возникнет иерархия. Специалист может даже способствовать улучшению формы “ямы”. Именно поэтому специалисты обычно не спешат первыми оставить “яму”, обеспечившую им статус специалиста по этому вопросу. Однако еще труднее представить себе специалиста, покинувшего старую “яму” лишь затем, чтобы взять на себя труд подыскать место для другой. Ни один специалист не горит желанием высказать в той. или иной форме недовольство существующей “ямой”, ибо недовольство, с его точки зрения, ость удел большинства, еще не заслужившего права быть довольным.
Таким образом, специалисты обычно счастливо обитают на дне самых глубоких “ям”, настолько глубоких, что, по-видимому, вряд ли стоит вызволять их оттуда, чтобы они осмотрелись по сторонам.
Поскольку разум чувствует себя лучше, занимаясь с помощью логики увеличением уже вырытой “ямы”, поскольку также система образования это поощряет и поскольку, наконец, общество намеренно подбирает специалистов, в обязанности которых входит наблюдение за состоянием дел, постольку у нас имеется множество отлично вырытых “ям”, которые продолжают непрерывно увеличиваться под воздействием логических усилий. Одни “ямы” крайне ценны в аспекте добываемых из них практических знаний, другие не стоят затраченных усилий.
Однако даже если “яма” есть результат напрасной траты сил и средств, в этом еще нет ничего плохого. Если размеры “ямы” велики до крайности, то, возможно, окажется удачным место ее расположения. Поэтому таких “ям”, расположенных в самых различных местах, ' следует иметь как можно больше. И пусть одни из них окажутся ненужными, зато другие оправдают себя с лихвой. Однако, чтобы начать рыть такие “ямы”, нужно избавиться от тяжкого груза обязательств по отношению к доминирующей “яме”.
Влияние старых и, очевидно, отвечающих требованиям дня идей часто недооценивается. Почему-то считается, что старую идею следует рассматривать как нужную ступень к чему-то лучшему до тех пор, пока это лучшее не появится. Такая позиция, быть может, и не лишена смысла, но она подчас мешает появлению новых идей. Когда талантливый карикатурист находится под влиянием какого-то определенного выражения лица, ему крайне трудно отделаться от него и заставить себя по-новому увидеть это лицо, чтобы нарисовать его как-то иначе.

Читайте также: