Сущность и структура духовной жизни общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие духовной жизни общества и человека является отличительным феноменом бытия и природной сущности индивида. Духовный мир превращает человека в представителя социума. Он позволяет полноценно воспринимать окружающий мир, формировать глубокое, тонкое отношение к природе, людям, явлениям и ситуациям. Благодаря духовности люди познают не только материальный мир, но и внутреннюю его сторону: чувства, эмоции и переживания.

Духовная жизнь – это источник определения своего предназначения, фундамент построения взаимоотношений с внешним миром и источник внутренних ценностей. Общество строится на принципах духовности.

Духовность – это в обществознании достаточно сложное понятие. Оно больше относится к религиозным определениям, идеалистически ориентированным философским рассуждениям. Религия понимает духовность как самостоятельную субстанцию, которая способная творить и определять человеческие судьбы, ход развития мира.

Духовность основывается на четко выстроенной, ценностной системе. Она ложится в основу формирования цели, смысла жизни индивида. Понятие характеризует ряд проблем высшего уровня, встречающихся на пути человека при освоении мира. Ценность духовности – добро, красота, истина.

Духовная жизнь общества – философия, кратко

Духовная жизнь общества – это многогранное явление. Ее нельзя ограничить людским сознанием, мыслями или чувствами. Она держится на определенном стержне, который есть в каждом обществе, в каждом индивиде. Духовная жизнь состоит из следующих аспектов:

  • Духовные ценности;
  • Духовные потребности человека. Они помогают создавать собственное бытие, ориентируясь на близкие духу ценности и нравы;
  • Духовное потребление. Человек потребляет исключительно те ценности, которые соответствуют его мировоззрению;
  • Духовная деятельность. Формируются ценностные ориентиры в течение жизни;
  • Межличностные духовные отношения.

В философии многих мыслителей говорится о том, что действительность часто является ключевым аспектом формирования ценностей. Индивид сталкивается с эмоциями, чувствами, ощущениями, обладает определенными мышлением и интеллектом. На базе оценки окружающего мира он создает свой собственный духовный мир.

Духовная жизнь основана на сознательной деятельности. Она зависит от мыслей, чувств, сложившихся образов и представлений.

Духовная жизнь общества – философия

Человечество во все века воспринимает духовность как ключевой критерий выбора жизненного пути. К ее основным принципам относятся:

  • Многогранность. Нельзя охарактеризовать понятие однобоко – оно обладает всеобъемлющим характером, проявляется во всех сферах жизни;
  • Субъективность. Нравственность, духовность являются интимными, внутренними аспектами каждого индивида;
  • Идеальность. Человек воспринимает каждое событие или явление как чистое. Он освобождает его от пространственных, временных, предметных или материальных критериев, свойственных бытию.

В философии духовная жизнь является идеальным, субъективным миром индивида, она имеет высокий приоритет при выборе между материальным и объективным. К ней не относятся моральные, правовые, политические устои. Воспитание, образование, искусство относятся к духовной сфере. Производственные функции духовной жизни:

Пианист

С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.

Что такое духовная сфера общества?

Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.

Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.

Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

  • Создание духовных ценностей. Это любая творческая деятельность, а также исследования, эксперименты и иные изыскания, направленные на получение новых знаний и совершенствование имеющихся технологий.
  • Сохранение и распространение духовных ценностей. Это все действия, которые человек может осуществлять с уже существующими духовными ценностями: их сохранение, воспроизведение, распространение и распределение, усвоение и потребление.

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).

Структура духовной сферы

В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:

  • Мораль. Это действующая в определённом обществе совокупность представлений о том, что хорошо, а что плохо, а также набор правил поведения, основанных на этих представлениях. Мораль возникла на ранних этапах существования человеческого общества и регулировала общественную жизнь задолго до появления права.
  • Наука. Это совокупность объективных знаний о мире, а также деятельность, направленная на получение, систематизацию и хранение этих знаний.
  • Религия. Как и мораль, религия существует с момента появления первого человеческого общества и решает примерно те же задачи. Вера в сверхъестественную природу различных явлений была необходима для формирования целостного представления об окружающем мире до появления науки.
  • Образование. Это процесс получения знаний и навыков. Благодаря образованию индивид получает как базовые знания, необходимые для полноценной жизни в обществе, так и более продвинутые, позволяющие ему реализовать свой потенциал в выбранных областях деятельности. Также в процессе образования формируется мировоззрение человека, корректируются моральные и нравственные ценности.
  • Искусство. Это сложное и немного размытое понятие, но в общем случае к искусству относят продукты человеческой деятельности, способные доставлять эстетическое удовольствие, выражать идеи, пробуждать эмоции.
  • Культура. Это совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных обществом и отражающих исторический путь этого общества.

Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.

Значение и функции духовной сферы

Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.

При этом духовная сфера выполняет такие функции как:

  • Регулирование поведения. Чтобы общество было благополучным, все люди должны соблюдать определённые правила, продиктованные не только законом, но и моралью, нравственностью и здравым смыслом.
  • Формирование мировоззрения. Для человека важно, чтобы его представление о мире было целостным, завершённым и гармоничным.
  • Развитиесамосознания. Чтобы найти своё место в мире и обществе, человек должен сформировать представление о себе, а также научиться понимать, как окружающие воспринимают его и реагируют на его поступки.
  • Воспитание и образование. Обучение новых поколений – залог успешного развития общества и человеческой цивилизации в целом, и эту функцию также выполняет духовная сфера.
  • Создание и распространение научных знаний. Развитие человеческой цивилизации полностью опирается на достижения науки. При этом большинство открытий было сделано людьми, ведомыми жаждой знаний, а не наживы.

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Заключение

Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.

Общество – это исторически сложившаяся совокупность людей, объединенных системой социальных связей, структур и образований, представляющих собой социальную целостность.

Понятие, структура и значение духовной жизни общества

Рассматривая функциональную структуру общества исследователи традиционно выделяют в нем наличие четырех сфер – политической, экономической, социальной и духовной. Каждая из сфер имеет свою специфику, однако их содержание бывает достаточно сложно разграничить. Так духовная жизнь общества включает в себя всю совокупность процессов, связанных с проявлением, удовлетворением, воспроизведением и закреплением в культуре духовных потребностей и стремлений человека и общества.

В качестве элементов духовной жизни выделяют:

  • философию – как способ мировоззренческого восприятия и интерпретации мира и процессов, происходящих в нем;
  • науку – как способ эмпирического познания и описания реальности;
  • этику – как совокупность представлений о нормах, идеалах и ценностях человеческого поведения;
  • искусство – как способ духовного самовыражения людей;
  • право – как систему формальных общеобязательных норм, выполнение которых обеспечивается авторитетом или принуждением со стороны государства;
  • религию – как совокупность мифорелигиозных представлений о мире, морали, праве, искусстве, а также институтов их реализации.

Духовную жизнь общества часто определяют, как тот, качественно человеческий способ бытия, который отделяет человека от других живых существ. Его качественное отличие заключается в специфике потребностей и мотивов, направленных не на удовлетворение естественно-биологических нужд, а социально сформированных потребностей, выходящих за пределы витальной необходимости.

Готовые работы на аналогичную тему

Эта специфика определяет и двоякое положение духовной сферы общества – с одной стороны, для выживания человека и даже общества, удовлетворение духовных потребностей не является вопросом первой необходимости, а с другой именно духовная сфера определяет качественный уровень жизни общества, а также развития всех его сфер – политической, экономической и социальной.

Именно духовная жизнь – свободная и возвышенная, или же догматизированная и выхолощенная, определяют морально-этический облик общества, его способность к развитию, конкуренции с другими обществами, созданию великих достижений в области искусства, науки, философской мысли, способных вписать данное общество в историю, сделать его вневременной частью мирового человеческого сообщества.

В структуре духовной жизни общества принято выделять такие части, как:

  • духовное производство,
  • духовное потребление,
  • духовные отношения.

Духовные потребности и процессы их удовлетворения

Духовные потребности личности и общества детерминируют всю совокупность процессов, составляющих сущность духовной жизни общества. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они носят разнонаправленный характер, и предполагают не только потребление духовных ценностей, но также и создание, и обмен духовным опытом и переживаниями между людьми.

Удовлетворение духовных потребностей невозможно без системы духовного производства.

Духовное производство – это совокупность созидательных процессов, направленных на создание духовных ценностей и продуктов.

Система духовного производства тесно переплетена с системой производства материального. Получение духовного продукта, будь то картина, научный трактат или свод законов, достигается не только за счет сугубо духовных ресурсов и средств, таких как интеллектуальные и творческие способности личности, ее идеи, но и материальных ресурсов, с помощью которых духовный продукт получает свое воплощение (кисти, краски, холст, бумага, чернила и т.д.), а также осуществляется процесс его создания (лабораторные инструменты и оборудование, печатные станки и т.д.). Аналогично и процесс материального производства невозможно осуществить с помощью сугубо материальных ресурсов (мышечной силы и инструментов), он всегда требует привлечения духовных ресурсов в виде идеи, представлений, технологий.

Различия между духовным и материальным производством лежат в области самого продукта. Духовный продукт содержит в себе мощный отпечаток личности своего творца, его опредмеченные мысли, желания, представления, личностный черты. Духовный продукт представляет собой послание, которое направляется от его автора к потенциальному потребителю. При этом число конечных потребителей духовного продукта потенциально неограниченно, равно как и способность одного и того же духовного продукта раз за разом удовлетворять духовную потребность одного потребителя, раскрываясь с новых и новых сторон.

Духовное потребление представляет собой обратный процесс, по отношению к духовному производству. Если в случае производства, человек стремится сделать свое индивидуальное содержание достоянием общественности, то в духовном потреблении все наоборот – духовные представления общества, культуры, становятся достоянием потребляющей личности.

Главным процессом духовного потребления является распредмечивание, т.е. способность раскрыть те переживания, которые автор вложил в свое произведение. При этом распредмечивание работает в обе стороны – с одной стороны потребитель пытается угадать авторские смыслы, а с другой стороны он проецирует понятое на самого себя, свой опыт, переживания, и таким образом осуществляет самоанализ. Именно по этой причине человек может неоднократно возвращаться к одному и тому же духовному продукту, каждый раз раскрывая его по-новому, с точки зрения нового опыта, знаний, личностной идентичности.

Духовное общение

Еще одним способом удовлетворения духовных потребностей выступает духовное общение. Духовное общение связано со стремлением разделить собственные переживания с другими людьми, получить их одобрение, восхищение, или же наоборот, таким образом обогатить их духовный мир, расширить мировоззренческие горизонты.

Одним из способов духовного общения выступает обучение и воспитание. Во многом эти процессы сходи с духовным производством, поскольку педагог, также, как и творец, стремится передать собственное видение мира, духовные переживания, мысли, идеи, ценности, собственным ученикам. Однако в отличие от духовного производства, общение предполагает взаимодействие двух субъектов, а потому хороший педагог, родитель, воспитатель, не будет стремится к созданию собственной копии, но лишь к развитию тех качеств, которые помогут ученику самому сформировать духовное мировоззрение и выстроить свой жизненный путь.

Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.

Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Духовность - сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.

В других философских традициях оно не столь употребимо и не нашло своего места как в сфере понятий, так и в сфере социокультурного бытия человека. В исследованиях психической сознательной деятельности это понятие практически не используется в силу своей "неоперациональности".

Вместе с тем понятие духовности широко используется в концепциях "духовного возрождения", в исследованиях "духовного производства", "духовной культуры" и т.д. Однако его определение по-прежнему остается дискуссионным.

В культурно-антропологическом контексте понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как "духовного мира личности". Но что входит в этот "мир"? По каким критериям определять его наличие, а тем более развитие?

Очевидно, что понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования. Разумеется, вне перечисленного духовности нет и не может быть, однако односторонний рационализм, особенно позитивистски-сциентистского толка, недостаточен для определения духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что относится исключительно к рациональности.

Равно духовность нельзя определить как культуру переживаний и чувственно-волевого освоения мира человеком, хотя и вне этого духовность как качество человека и характеристика его культуры тоже не существует.

Понятие духовности, несомненно, необходимо для определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более оно важно при идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе "вечных вопросов" его бытия. Сложность их решения в том, что, хотя они имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени и пространстве каждый человек открывает и решает их заново для себя и при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовной культуры и зрелости [1].

1 См.: Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 3-4.

Таким образом, главное здесь - не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения "истины, добра и красоты" и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то "внеличностным", составляющим "мир человека".

Дисбаланс в знаниях об окружающем мире и о самом себе придает противоречивость процессу формирования человека как духовного существа, обладающего возможностью творить по законам истины, добра и красоты. В этом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и "образ человеческий" в каждом индивиде [1].

Проблема духовности - это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему - природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя "вчерашнего" в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема

Духовная жизнь общества – нематериальная сфера жизни общества. Духовная сфера включает в себя: духовные отношения, организации и социальные институты, которые создают духовные ценности: религию, мораль, право, философию, искусство, этику, эстетику.

Одной из сторон духовной жизни общества является общественное сознание – это совокупность взглядов и представлений людей, духовная жизнь данного общества. Носителем общественного сознания может быть как отдельный человек, так и социальная группа (например, политическая партия). Общественное сознание может быть направлено на любые сферы жизни общества, от политики до искусства – человек может иметь представления и мнения о любом объекте. Выделяют уровни общественного сознания:

• бытовое сознание – это жизненно-практический опыт человека, то, как человек воспринимает окружающий его быт и бытовую деятельность;

• нравственное (этическое) сознание – представление общества о морали; система нравственности человека;

• религиозное сознание – религиозные взгляды и представления человека;

• политическое сознание – идеи, которые выражают политические интересы социальных групп, наций и государств;

• эстетическое сознание – восприятие прекрасного, красоты и искусства. Эстетика – это чувственное восприятие человеком творчества и эталонов красоты;

• научное сознание – форма деятельности людей, которая направлена на познание природы и человека с помощью научных методов (экспериментов, анализа, синтеза, гипотез и т. д.);

• философское сознание – изучение мышления человека и способов познания, познание окружающего и закономерности развития мира. Основные вопросы, которые пытаются решить философы: что первично – материя или сознание и познаваем ли мир.

Культура (от лат. – возделывание, воспитание, образование) – система исторически развивающейся человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей свободную самореализацию личности. Культура не может существовать без общества, поскольку она сама создается людьми и развивается под воздействием общества. Культура и ее элементы: религия, право, искусство, наука, философия, мораль, эстетика и этика.

Духовная революция

ДУХОВНАЯ ТВЕРДЫНЯ БОЛГАРСКОГО НАРОДА

ДУХОВНАЯ ТВЕРДЫНЯ БОЛГАРСКОГО НАРОДА В лесных дебрях Рильских гор, на высоте почти 1150 метров над уровнем моря, расположился Рильский монастырь— духовная крепость, основанная в X веке святым пустынником Иваном Рильским. От юности презревший богатство, славу и все утехи

Глава 1. ДУХОВНАЯ СУВЕРЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАВДА

Глава 1. ДУХОВНАЯ СУВЕРЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАВДА Демократия должна служить политическим идеалам, а не подменять их Один крестьянин, когда я ему старался объяснить смысл большинства и меньшинства, как решения вопроса, как достижения истины дела, подумал и сказал: это не

24. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

24. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА Общество – сложное образование с развитой структурой. Структура – это способ связи и иерархия элементов в социальной системе. Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в

Духовная революция

Духовная культура донских казаков в середине – второй половине XX века

Духовная культура донских казаков в середине – второй половине XX века После окончания Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. значительное распространение получает форма народного хорового творчества. Во многих станицах и хуторах мужчин после войны было так мало, что

1.8. Документы, оформляемые при внесении различных изменений и дополнений в устав акционерного общества, или утверждение устава общества в новой редакции

1.8. Документы, оформляемые при внесении различных изменений и дополнений в устав акционерного общества, или утверждение устава общества в новой редакции Внесение изменений и дополнений в устав акционерного общества или его утверждение в новой редакции осуществляется

Духовная совместимость

Духовная совместимость Духовный уровень нашей жизни связан с пониманием сущности человека, стремлением к собственному развитию, верой в Бога. ВАЖНО! Совместимость на духовном уровне возможна и весьма вероятна, если оба партнера понимают, что существует нечто за

Читайте также: