Сущность и содержание государства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Характеристика государства была бы неполной, если ограничиться одними его признаками. Подробное рассмотрение государства возможно лишь при детальном рассмотрении его сущности.

Сущность государства это - историческая цель и социальное назначение государства, определяющее его как закономерное и устойчивое явление. Выше мы говорили о государстве как о политической организации общества. Главным признаком государства, через который определяется его сущность, является политическая власть.

Достаточно долгое время, в течение всего советского периода истории нашего государства, существовал только один марксистский подход к сущности государства.

Государство рассматривалось как машина для подавления одного класса другим. Примерно таким же образом понималась и политическая власть. В частности, К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что "политическая власть есть организованное насилие одного класса для подавления другого". В. И. Ленин стоял на тех же позициях и считал, что сущность государства, его социальное предназначение состоит в поддержании господства одного класса над другим. Все другие понятия государства, особенности его происхождения и сущности, основанные на марксистской теории, подчеркивали, прежде всего, его классовую природу.

В настоящее время подобный подход к сущности государства справедливо критикуется большинством авторов как однобокий и не раскрывающий всего многообразия сущностных характеристик государства. Марксистский подход содержал одностороннее понимание сущности и социального назначения государства, упрощал ее и сводил к насилию одного класса над другим, выражавшееся через принуждение. Строго говоря, вся сущность государства по -марксистски - это борьба на внутреннем и внешнем фронтах.

Другие подходы к пониманию сущности государства в большинстве своем приходят к тому, что государство - результат социального компромисса, а сущность государства - достижение всеобщего блага. Данные суждения рассматривают, прежде всего, общесоциальную сущность государства.

Общечеловеческая сущность государства состоит в обеспечении социального согласия, смягчения и преодоления противоречий, поиске форм сотрудничества различных слоев населения.

Сведение воедино классового и общесоциального подходов породило в юридической науке концепцию двуединой сущности государства как общесоциального регулятора общественных отношений и классового инструмента, используемого исходя из разумного сочетания и компромиссов интересов господствующего класса и интересов всего общества в целом.

Сущность государства проявляется особенно ярко и характерно при определении типа государства, соответствующего конкретному историческому этапу его развития.

Первые попытки провести типологию государств проводил еще Аристотель, который полагал, что основным критерием разграничения государств является количество властвующих. Он выделял правление одного, правление немногих, правление большинства. При этом каждый из подобных типов государства имел правильные и неправильные формы. Правильные государства, по его мнению, направлены на достижение всеобщего блага, а неправильные преследуют лишь частные цели.

В дальнейшем различные концепции типологии государств предлагали Г. Елинек, Г. Кельзен, Р. Макайвер и др.

В современной юридической науке выделяют два основных подхода к типологии государства.

Долгое время превалирующим был формационный подход. Он выражал марксистскую сущность государства. История развития государства рассматривалась как непрерывный процесс смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства.

По сути тип государства выражал его экономическую основу, классовую сущность и социальное назначение. Согласно формационному подходу выделялось четыре основных типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Каждый из типов государства имел определенную классовую сущность и строился на противопоставлении двух основных классов.

В основе рабовладельческого государства было противостояние рабовладельцев и рабов. Феодальное государство предусматривало борьбу между феодалами и крестьянами. Буржуазное государство существовало в рамках антагонизма буржуазии с рабочими и крестьянством. Все три данных типа государств охватывались родовым понятием эксплуататорского государства. В противовес этому, классики марксизма говорили о существовании социалистического государства - государства всеобщего равенства и братства. Социалистическое государство характеризовалось как "полугосударство", в котором многие классовые признаки отмирают.

Следуя этой теории, государство в своем развитии должно пройти последовательно все этапы, все типы государства. Переход от буржуазного к социалистическому государству должен идти революционным путем, путем "слома" старого и построения нового строя.

Необходимо признать, что марксистская теория происхождения и сущности государства, основанная на последовательной смене общественно-экономической формации в ряде случаев доказала свою состоятельность. В особенности при характеристике буржуазного государства в XVIII-XIX вв., когда сформировалось реальное противостояние буржуазии и пролетариата. Классовая борьба во многих европейских государствах обострилась до предела, что способствовало созданию революционной ситуации, в отдельных случаях перераставшей в вооруженные конфликты и смену власти. Октябрьская революция 1917 г. объяснялась с позиций перехода от государства буржуазного типа к социалистическому государству.

Однако в процессе исторического развития выявились серьезные противоречия и несоответствия в применении формационного подхода. Так, многие государства не прошли в своем развитии всех исторических типов. Ряд государств Азии и Африки до сих пор, если использовать соответствующую терминологию, находятся на стадии феодального государства. В некоторых из них, например Монголии, в процессе распада феодального строя искусственно насаждался социалистический тип государства.

Многие государства Западной Европы и Америки в своем развитии намного опередили другие страны, при формальном сохранении буржуазного типа общественно-экономической формации. Частная собственность, серьезные материальные стимулы послужили мощным стержнем для развития предпринимательства, усиления экономического богатства и процветания.

США, Швеция, Англия, Франция и другие развитые страны постепенно от буржуазного государства как инструмента насилия над рабочим классом перешли к построению социального государства. Для этого взамен преодоления общественных противоречий используются инструменты достижения социального компромисса. Все большее значение в этих странах приобретают демократия, плюрализм, разделение властей и другие признаки демократического правового государства.

Таким образом, использование лишь формационного подхода не отражает всех особенностей сущности и содержания государства. Все плюсы и минусы марксистской теории показывают необходимость использования других подходов.

Другим, более популярным в настоящее время подходом, является цивилизационный подход. Он основывается на известной в настоящее время концепции смены цивилизаций. В ней существуют два основных направления.

Английский историк А.Тойнби известен как автор концепции замкнутой цивилизации. Под цивилизацией он понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с этим определением в мировой истории выделялось более 20 цивилизаций, существующих достаточно обособленно друг от друга. Одной из этих цивилизаций является славянская цивилизация, которая имеет свои отличительные признаки и определяет сущность современного российского государства и ряд других государств на постсоветском пространстве.

Второе направление в цивилизационном подходе называется технологическим направлением, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг. Простейшая классификация государства по данному критерию основывается на теории "менеджеризма" и включает три типа государства и общества: доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Существует также теория стадий экономического роста, автором которой является известный американский социолог Уолт Ростоу. Он бросил вызов марксисткой теории экономического развития государства и предложил пять стадий развития государства и общества:

  1. традиционное общество, основанное на преобладании сельского хозяйства и примитивного ремесла;
  2. переходное общество, в котором закладываются основы экономического роста и роста промышленности;
  3. общество, переживающее процесс сдвига, характеризующееся резким ростом промышленности и сельского хозяйства;
  4. созревающее общество, показывающее значительные темпы экономического роста;
  5. высокоразвитое общество - четко структурированная экономика, "высокий уровень массового потребления".

При характеристике цивилизационного подхода наблюдается смешение сущности государства и общества. Они рассматриваются как неразрывно связанные категории, часто термин "государство" подменяется понятием "общество".

Государственно-организованное и цивилизованное общество не знает острых противоречий между государством и гражданским обществом. Оно основано на теории социального компромисса, принципах социального государства и служит целям всеобщего блага.

Сущность в целом представляет собой совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих природу предмета, явления. Проблема сущности государства - это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики.

По вопросу о сущности государства в юридической литературе высказываются разные точки зрения. В большинстве работ, изданных в период советской власти, сущность государства рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие власти господствующего класса. При этом утверждалось: научная мысль не должна останавливаться на восприятии лишь внешних, поверхностных сторон государства, а проникать в глубь познания его природы. Соответственно, под сущностью государства понималась его классовость. Государство трактовалось как машина, орудие для насилия одного класса над другим.

Такое понимание сущности государства было положено в основу деятельности властей в период социализма в нашей стране. Это использование государственного принуждения, насилия для ликвидации предыдущего общественного строя, насильственные формы социалистических преобразований. За рамками рассуждений о сущности государства оставались иные его характеристики. Прежде всего это относится к тому общесоциальному назначению, которое заключено в государственной организации общества, той значимости порядка, стабильности, которое сопряжено с деятельностью государства и др.

По-видимому, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало, сопряженное с реализацией принуждения, либо общесоциальное (компромиссное). Эти два начала сочетаются в сущности государства, без учета этого характеристика сущности государства не будет полной.

Наиболее важной, качественно постоянной сущностной чертой государства является то, что оно всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Государство так или иначе регулирует отношения между всеми социальными группами, является выразителем общих интересов населения, выступает в качестве официального представителя общества, обладает монопольным правом издания властных общеобязательных велений, которые распространяются на всех членов общества. На этой основе осуществляется государственное управление обществом.

В последнее время в литературе высказано мнение, что сущность государства многоаспектна и может выражать классовый, общесоциальный, национальный, религиозный и другие аспекты деятельности государства. При этом упускается из вида, что сущностью государства является его роль, то есть в целом назначение в обществе, а не отдельные виды деятельности. Государство служит общему благу и выступает как орган консолидации различных слоев населения.

Содержание характеризует не только глубинные принципиально значимые черты, но и другие стороны, грани предмета, явления. Сущность, в отличие от содержания, отражает явление, предмет, социальное образование глубже.




В рамках единой сущности, содержание может быть неодинаковым, например, разное сочетание классовых и общесоциальных начал в условиях авторитарных политических режимов.

Содержание государства многоаспектно, зависит также от степени воздействия различных социальных сил на государственную власть, на различные ее ветви. Например, представители различных партийных объединений (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР) занимают решающие позиции в Государственной Думе РФ, оказывают значительное влияние на принимаемые ею решения.

Социальное содержание российского государства зависит и от национальных отношений, состава национальных республик в современной России, взаимоотношений федеральных органов государственной власти и субъектов федерации.

Содержание государства не статичное состояние, оно находится в процессе постоянного изменения, динамизма. С развитием содержания государства может измениться и его форма. Так, усиление более демократических способов организации и осуществления государственной власти, ее ориентация на обеспечение интересов граждан, может способствовать замене авторитарной формы правления на демократическую, более цивилизованную.

Следовательно, содержание и форма – традиционные философские категории, используемые относительно государства, способствуют раскрытию его специфики как важнейшего политического института, осуществляющего управление делами общества, обеспечивающего его стабильность.

Сущность в целом представляет собой совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих природу предмета, явления. Проблема сущности государства - это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики.

По вопросу о сущности государства в юридической литературе высказываются разные точки зрения. В большинстве работ, изданных в период советской власти, сущность государства рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие власти господствующего класса. При этом утверждалось: научная мысль не должна останавливаться на восприятии лишь внешних, поверхностных сторон государства, а проникать в глубь познания его природы. Соответственно, под сущностью государства понималась его классовость. Государство трактовалось как машина, орудие для насилия одного класса над другим.

Такое понимание сущности государства было положено в основу деятельности властей в период социализма в нашей стране. Это использование государственного принуждения, насилия для ликвидации предыдущего общественного строя, насильственные формы социалистических преобразований. За рамками рассуждений о сущности государства оставались иные его характеристики. Прежде всего это относится к тому общесоциальному назначению, которое заключено в государственной организации общества, той значимости порядка, стабильности, которое сопряжено с деятельностью государства и др.

По-видимому, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало, сопряженное с реализацией принуждения, либо общесоциальное (компромиссное). Эти два начала сочетаются в сущности государства, без учета этого характеристика сущности государства не будет полной.

Наиболее важной, качественно постоянной сущностной чертой государства является то, что оно всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Государство так или иначе регулирует отношения между всеми социальными группами, является выразителем общих интересов населения, выступает в качестве официального представителя общества, обладает монопольным правом издания властных общеобязательных велений, которые распространяются на всех членов общества. На этой основе осуществляется государственное управление обществом.

В последнее время в литературе высказано мнение, что сущность государства многоаспектна и может выражать классовый, общесоциальный, национальный, религиозный и другие аспекты деятельности государства. При этом упускается из вида, что сущностью государства является его роль, то есть в целом назначение в обществе, а не отдельные виды деятельности. Государство служит общему благу и выступает как орган консолидации различных слоев населения.

Содержание характеризует не только глубинные принципиально значимые черты, но и другие стороны, грани предмета, явления. Сущность, в отличие от содержания, отражает явление, предмет, социальное образование глубже.

В рамках единой сущности, содержание может быть неодинаковым, например, разное сочетание классовых и общесоциальных начал в условиях авторитарных политических режимов.

Содержание государства многоаспектно, зависит также от степени воздействия различных социальных сил на государственную власть, на различные ее ветви. Например, представители различных партийных объединений (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР) занимают решающие позиции в Государственной Думе РФ, оказывают значительное влияние на принимаемые ею решения.

Социальное содержание российского государства зависит и от национальных отношений, состава национальных республик в современной России, взаимоотношений федеральных органов государственной власти и субъектов федерации.

Содержание государства не статичное состояние, оно находится в процессе постоянного изменения, динамизма. С развитием содержания государства может измениться и его форма. Так, усиление более демократических способов организации и осуществления государственной власти, ее ориентация на обеспечение интересов граждан, может способствовать замене авторитарной формы правления на демократическую, более цивилизованную.

Следовательно, содержание и форма – традиционные философские категории, используемые относительно государства, способствуют раскрытию его специфики как важнейшего политического института, осуществляющего управление делами общества, обеспечивающего его стабильность.


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

Российское государство

Определение — что такое государство

Общепризнанного научного или юридического определения государства нет. Хотя само слово постоянно присутствует в законах всех уровней, ни один нормативный акт не раскрывает его значение.

что такое государство

Существует несколько близких по смыслу слов, показывающих сущность (что это?) термина в разных значениях.

  1. Страна, то есть территория, отделенная границами от остального мира, а также народ, проживающий в пределах границ.
  2. Общество – группа людей, объединенных историческими, территориальными, культурными, социальными связями.
  3. Власть – высший распорядительный и исполнительный орган в стране, регламентирующий жизнь общества.
  4. Политическая система, действующая в рамках исторически сложившихся экономических условий и установленных правовых норм.

Что такое государство

Основные признаки — в чем сущность государства

Признаки – это свойства, которые отличают государство от других субъектов политической власти. Среди них:

  1. Территориальная обособленность – земля, в пределах которой действуют государственные структуры, имеет установленные границы;
  2. Обязательное членство – население, родившееся и постоянно проживающее на территории страны, получает гражданство того государства, к которому территориально относится.
  3. Суверенитет – независимость властей во внутренней и внешней политике страны. Включает признание другими державами верховенства политической элиты государства, права на самоуправление внутри территориальных границ и равноправие в международных отношениях.
  4. Политическое устройство, при котором небольшая группа людей может регулировать различные стороны жизни общества. Осуществление решений обеспечивают организации и учреждения, наделенные функциями исполнения, контроля и принуждения. В них входят силовые структуры – армия, полиция, тюрьмы.
  5. Наличие законодательства (что такое закон), легализующего действия властей. Правовые акты определяют юридические рамки формы осуществления государственных функций.

В рамках государства власти обладают монополией на легальное применение силы, издание законов, взимание налогов и платежей, официальное представление всего населения страны на мировой арене.

Фома Аквинский

Формы государства

Форма государства – это организация политической власти, определяющая структуру и функционирование государственных институтов.

Форму определяют три составляющие:

    .
  1. Государственное устройство.
  2. Политический режим.

По форме правления выделяют монархии и республики. В монархии власть передается по наследству, в республике (что это такое?) – выбирается народом. Монархии бывают абсолютные (вся власть принадлежит правителю) и конституционные (права монарха ограничены законами).

Республика может быть:

  1. парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  2. президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом).

По форме государственного устройства они делятся на:

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.

Например, Российское Федерация — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

Более подробно об этом смотрите в данном видеоролике:

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Я не считаю, что такие понятия, как страна и государство, тождественны. На мой взгляд, страна может быть без государства, но вот государство точно не может быть без страны.

Страна — это территория, на которой постоянно проживают люди, объединенные общей культурой, языком.

Государство же являет собой совокупность различных институтов, которые наделены властными полномочиями, функциями управления на контролируемой этими институтами территории, проще говоря, в пределах государственных границ.

Очень удобный постулат о том, что правители направляются высшими силами. Если заставить людей поверить в это, власть будет иметь нерушимый авторитет. Что из этого получилось отлично может продемонстрировать эпоха средневековья и другие темные времена. Хорошо, что общество сумело достичь некоторого прогресса в этом отношении. Жаль, что марксистская теория — это недостижимая утопия.

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству определить его сущность — значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность государства — достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства — содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться.

До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

Так, первоначально возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия (проф. А. Б. Венгеров, проф. В. Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью.

Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность — самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире.

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т. е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т. п.

В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов стоящих у власти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

36. Воззрения Фомы Аквинского на сущность государства

73. Воззрения Канта на сущность государства

73. Воззрения Канта на сущность государства Кант считал, что государственность порождается и оправдывается требованиями категорического императива. Осуществление права как общеобязательного возможно лишь через его наделение принудительной силой, а это обеспечивает

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

Глава 3. Сущность государства и права

Глава 3. Сущность государства и права Существует множество определений государства, являющихся по сути попытками уяснить саму сущность государств, которая в научной литературе рассматривается обычно в двух аспектах: с общефилософских позиций и с позиций социальной

§ 3.1. Сущность государства

§ 3.1. Сущность государства Сущность государства как общественного явления представляет собой "многогранный стержень", который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти В предыдущих главах государство рассматривалось как некая абстрактная категория, имеющая различные формы, выполняющая разнообразные функции, прямо не касающиеся

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства

ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства 1. Понятие и признаки государства Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти

12. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства

12. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства Главой государства являются высший государственный конституционный орган или же высшее должностное лицо государства. Глава государства обязан представлять

18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства

18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ

3.2 Сущность государства

3.2 Сущность государства Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА Форма государства – организация государственной власти, включающая форму правления, внутреннее территориальное устройство и политический режим.Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их

Читайте также: