Сущность и особенности общения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Виды социальных контактов. Результат, цель и итоги общения. Биологические и социальное общение. Частные виды общения. Структура и задачи общения. Функции и формы общения. Коммуникативные барьеры в общении.

Оглавление

1. Виды социальных контактов

В психологии различают и два вида социальных контактов - общение и деятельность. Общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания)

Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга.

Деятельность и общение это взаимосвязанные стороны социальной активности человека, они могут быть едины или реализовываться независимо друг от друга.

В общении выделяют:

2. Содержание

Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.

По своему содержанию общение может быть представлено как:

1. Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

2. Когнитивное - обмен знаниями.

3. Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. (учебная деятельность).

4. Кондиционное - обмен психическими и физиологическими состояниями (поднять настроение, успокоить)

5. Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями (один человек желает добиться, чтобы у другого появилось или исчезло стремление)

3. Цель общения

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических и пр. Цель общения состоит в следующем:

- понимание и гармонизация себя;

- самоорганизация в мире людей (самоутверждение);

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

4. Виды общения

Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Назовем основные из них.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или проследуют агрессивные грубые реплики. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Духовное, личностное общение сосредоточено в основном, вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека:

1. поиск смысла жизни;

2. определение своего отношения к значимому человеку;

3. определение своего отношения к тому, что происходит вокруг;

4. разрешение какого либо внутреннего конфликта и пр.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы в зависимости от особенностей личности собеседника. Объектное восприятие партнера по общению для достижения личных целей, добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Истинная цель общения либо просто скрывается, либо подменяется другими.

Светское общение. Суть его в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на от или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс такого общения:

Деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Кодекс делового общения:

5. Средства общения

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ передачи её от одного к другому.

Способы передачи могут быть:

- с помощью прямых телесных контактов (касание руки, тела и пр.);

- с помощью органов чувств: зрение, слух, обоняние;

- с помощью письменности в её разнообразных видах (текст, графики, чертежи и пр.)

6. Функции общения

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Сочетаясь между собой, они придают процессам общения специфику.

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для исполнения действия.

Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и пр.

Экспрессивная функция – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности.

Функция социализации – формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и пр.

7. Формы общения

Общение разнообразно по своим формам.

Под прямым общением понимают естественный контакт лицом к лицу при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и пр. Оно является исторически первой формой общения людей друг с другом.

Опосредованное общение (т.е. посредством чего либо) может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и пр.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение, интернет и пр.).

8. Задачи и структура общения

Задачи общения

Регуляторная – воздействие на поведение человека через его мотивы, эмоции и пр. (контакт психотерапевта и пациента).

Аффективная – создание определенной, эмоциональной атмосферы (выступление артистов).

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон.

- Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему знаний, идей, мнений, чувств. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую;

- Перцептивная сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностный отношений и означает, таким образом, процесс восприятия социальных объектов.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Информационно-дефицитный барьер – при механическом обрыве информации, неясность передаваемой информации отчего искажается изложенная и переданная мысль.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (причем передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Это замещающе-искажающий барьер. Искажение информации увеличивается при увеличении ступеней передачи.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – эмоциональными барьерами. Это происходит когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причем не только сами слова, сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

Можно говорить о существовании барьеров непонимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка.

Фонетический барьер непонимания возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи (невыразительная быстрая речь, речь с большим количеством звуков-паразитов).

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений участников общения. Это в первую очередь проблема жаргонов и сленгов. К тому же даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создает свой мини-язык общения, свой слэнг, свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи.

Стилистический барьер непонимания возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения (дети не воспримут рассказ взрослого из-за сухой, грамматически сложной речи) (Кравченко и рабочие).

Логический барьер непонимания возникает, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательства (женская и мужская логика).

Барьеры социально-культурных различий между партнерами по общению связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать само восприятие партнера по общению, как лица определенной профессии, пола, возраста, национальности.

Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, или наоборот авторитетности, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Общение – это средство связи между людьми, в ходе которого возникает психологический контакт, проявляющийся во взаимном влиянии, обмене информацией, взаимопонимании и взаимопереживании.

В рамках психологического подхода общение рассматривается в качестве специфической формы деятельности и самостоятельного процесса взаимодействия, необходимого для успешной реализации иных видов деятельности человека. В психологических исследованиях общение представляется как одна из потребностей личности и как фактор ее самоформирования.

Содержание общения весьма разнообразно:

  • Обмен информацией.
  • Восприятие друг друга.
  • Осуществление взаимооценки.
  • Оказание взаимного влияния.
  • Взаимодействие.
  • Управление различными видами деятельности.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения:

  1. Коммуникативная функция – направлена на осуществление взаимосвязи между людьми, на общественном, индивидуальном и групповом уровне.
  2. Информационная функция – выполняет обмен информацией между людьми.
  3. Когнитивная функция – направлена вербальное выражение и осмысление своих мыслей, идей, фантазий и т.д.
  4. Эмотивная функция – осуществление эмоциональной взаимосвязи человека и окружающей действительности.
  5. Конативная функция – направлена на управление и коррекцию взаимных позиций.
  6. Креативная функция – направлена на осуществление всестороннего развития людей, формирования различных взаимоотношений между ними.

К дополнительным функциям общения относятся:

  1. Экспрессивная функция – направлена на осуществление взаимопонимания между людьми, обмен своими переживаниями и эмоциональными состояниями.
  2. Функция социального контроля – предполагает регламентацию деятельности и поведения людей.
  3. Функция социализации – направлена на формирование навыков необходимых для успешного взаимодействия с окружающим социумом и людьми, в соответствии с общепризнанными нормами и правилами.

Готовые работы на аналогичную тему

В случае, если хотя бы одна из функций нарушена или отсутствие общение страдает.

Структура общения и его виды

  • коммуникативная,
  • интерактивная,
  • перцептивная.

Коммуникативная сторона общения заключается в том, что люди используют общение с целью обмена информацией. В зависимости от тех требований, которые человек предъявляет к общению в данный момент, на первое место выходят различные источники информации и их содержание.

Перцептивная сторона общения представляет собой процесс взаимодействия между людьми, основанный на естественном общении и протекающий в форме понимания и восприятия собеседниками друг друга.

Интерактивная сторона общения включает в себя ряд компонентов общения, которые связаны с взаимодействием между людьми, а также непосредственной организацией их совместной деятельности.

Основным средством общения выступает язык.

Язык – это система знаков, которые служат в качества основного средства общения людей.

Знаком в общении выступает любой предмет, объект, действие или явление. Процесс усвоения знаков (слов) одновременно является и процессом овладения речью.

К видам общения относятся:

Примитивное общение – общение, основанное на оценке другого человека, который выступает в качестве нужного или, напротив, мешающего объекта. В том случае, если человек является нужным, то с ним активно вступают в контакт, стремятся как можно больше и чаще общаться и взаимодействовать. Если же он мешает, то его отталкивают, избегают общения, зачастую не скрывая этого.

Формально-ролевое общение – это вид общения, который по своей структуре строго регламентирован, его содержание упорядоченно, а средства общения тщательно подобраны. В основе данного вида общения заложена не личность собеседника, а его социальная роль. Именно исходя из социальной роли собеседника, выстраивается структура общение, подбираются его средства.

Деловое общение – основано на учете индивидуальных особенностей личности собеседника, его интересы и характер выступают наиболее значимыми факторами.

Духовное общение – возникает только в том случае, если собеседники знают об личностных и духовных особенностях друг друга, способны предвидеть реакции и поведение. Общение строится на основании учета интересов и убеждений собеседников, в связи с чем, оно легкое и непринужденное. Собеседники могут легко общаться на разные темы.

Манипулятивное общение – собеседники или один из собеседников вступают в общение с целью извлечения определенной выгоды от общения с конкретным человеком. В рамках данного общения используются разнообразные приемы, в зависимости от личности собеседника и той цели, которая преследуется собеседниками (обман, лесть, демонстрация заботы и доброты и т.д.).

Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, основными темами являются нейтральные и отвлеченные темы). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций. Зачастую светское общение ведется на раутах и приемах, где люди собираются, с целью отдохнуть и не обсуждать глобальных вопросов, которые могут вызвать споры и противоречия.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Разговор

Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:

С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).

Средства общения

Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.

1. Вербальные средства общения

В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).

Примеры вербальной передачи информации:

Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.

2. Невербальные средства общения

К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.

Примеры невербальной передачи информации:

  • особенности почерка, выделение слов;
  • мимика, жесты, поза (кинестетические средства);
  • приближение или отдаление;
  • интонация и скорость речи, особенности голоса, паузы;
  • символы, знаки и пиктограммы.

Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.

Цели общения

Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).

Основные функциональные цели общения:

  • обмен информацией, выгодный обеим сторонам или одной из них;
  • получение помощи;
  • оказание помощи другому человеку;
  • получение эмоционального отклика (похвалы, сочувствия, солидарности, сопереживания);
  • координация взаимодействия (в работе, игре или иной совместной деятельности);
  • приобщение к коллективу или социальной группе путём принятия идей, ценностей, принципов, моральных норм и прочих установок;
  • влияние на взгляды и поведение собеседника;
  • самовыражение, проявление своих умений и способностей;
  • получение удовольствия от самого процесса общения.

Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.

Этапы общения

Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:

Функции общения

Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:

  • Коммуникативная. Взаимодействие между людьми на разных уровнях (межличностное, групповое, общественное).
  • Когнитивная. Общение является основным источником познания, получения опыта, развития когнитивных способностей.
  • Информативная. Данная функция состоит в передаче информации разной степени важности.
  • Креативная. В процессе общения формируются, меняются и развиваются социальные связи между людьми.
  • Конативная. У людей есть социальные роли, которые как-то соотносятся между собой (например, начальник и подчинённый). Конативная функция состоит во взаимодействии этих ролей.
  • Эмотивная. Данная функция обеспечивает обмен эмоциями.

Виды общения

В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:

Стороны общения

Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):

  • Коммуникативная сторона общения. Данная подсистема объединяет процессы, направленные на обмен знаниями, мнениями и идеями с использованием как вербальных, так и невербальных средств.
  • Перцептивная стороны общения. Это восприятие людьми друг друга, формирование мнения о личности в процессе взаимодействия и общения.
  • Интерактивная сторона общения. Это всевозможные виды взаимодействия, возникающие при совместной деятельности людей (действия, выполняемые вместе, либо действия одного человека, влияющие на другого).

Роль общения в человеческой жизни

Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.

Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.

Общение - это многоплановый сложный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, а также выработку единого плана взаимодействия.

В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей.

Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета.

Любые общности людей располагают своими методами воздействия, используемые в различных формах коллективной деятельности, где происходит концентрация на социально-психологическом содержании образа жизни. Все это находит отражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, праздниках, песнях, мифах, сказаниях, в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве, в литературе, радио, телевидении и кино. Все эти массовые формы общения имеют мощный потенциал взаимовлияния людей. В истории человечества они воспринимались в качестве средств воспитания, приобщения человека посредством общения к духовной атмосфере жизни.

Формы проявления и функции общения

Существует пять сторон, в которых проявляется общение:

  • межличностная сторона;
  • когнитивная сторона;
  • коммуникативно-информационная сторона;
  • эмотивная сторона;
  • конативная сторона.

Межличностная сторона общения служит для отражения взаимодействия человека с его непосредственным окружением. Речь идет о других людях и общностях, с которыми человек связан в жизни.

Когнитивная сторона служит ответом на вопросы о том, кто является собеседником, какой он человек, что от него можно ожидать, а также на множество других вопросов, которые связаны с личностью партнера.

Коммуникативно-информационная сторона необходима для обмена между людьми разными идеями, представлениями, интересами, чувствами, установками, настроениями и т. д.

Эмотивная сторона является важнейшим компонентом во время функционирования чувств и эмоций, настроения в личных контактах людей.

Конативная, или как ее еще называют поведенческая сторона, общения важна для целей согласования внешних и внутренних противоречий в позициях партнеров.

Существует несколько функций общения:

  • прагматическая функция служит отражением потребностно-мотивационных причин и находит реализацию во время взаимодействия людей при совместной деятельности. И тут важно отметить, что общение в большинстве случаев является главной потребностью;
  • функция формирования и развития, заключающаяся в том, что общение может воздействовать на партнеров и при этом развивать и совершенствовать их во всех отношениях. При общении с другими людьми человек получает общечеловеческий опыт, социальные нормы, знания, ценности и способы деятельности, которые сложились исторически. Помимо этого, во время общения происходит формирование человека как личности. В итоге, можно сказать, что общение является универсальной реальностью, в которой зарождается, проявляется и существует психический процесс на протяжении всей жизни, а также состояние и поведение человека;
  • функция подтверждения, обеспечивающая человеку возможности в познании, утверждении и подтверждении себя;
  • функция объединения-разъединения людей, необходимая с одной стороны для передачи важных сведений, при помощи формирования между ними контактов, для настраивания их на осуществление общих целей, задач, намерений, при этом соединяя их в одно целое, а с другой стороны, является причиной изоляции личности во время общения и дифференциации;
  • функция организации и поддержания межличностных отношений, которая важна в вопросах интересов налаживания и сохранения продуктивных и устойчивых связей, взаимоотношений, контактов между людьми, учитывая при этом интересы их коллективной деятельности;
  • внутриличностная функция, реализующаяся во время общения человека с самим собой, посредством внутренней или внешней речи, построенной в качестве диалога.

Виды общения

Понятие общение в психологии имеет множество сторон. Существует ряд видов общения.

Существует межличностное и массовое общение. Межличностное общение подразумевает непосредственные контакты людей в парах или группах, в которых состав участников является постоянным. Массовое же общение является множеством непосредственных контактов людей, которые незнакомы, а также коммуникация, которая опосредована разными видами СМИ.

Помимо этого существует еще межперсональное и ролевое общение. При межперсональном общении конкретные люди являются участниками общения, они обладают рядом специфических индивидуальных качеств, раскрывающихся во время общения и организации коллективных действий. Во время ролевого общения участники общения являются носителями определенных ролей. К примеру, учитель – ученик, покупатель – продавец или начальник – подчиненный. Ролевое общение лишает человека спонтанности своего поведения, потому что совершаемые действия диктуются исполняемой ролью.

Данный вид общения подразумевает проявление человека не в качестве индивидуальности, а как некоторую социальную единицу, которая выполняет определенные функции.

Еще есть доверительное и конфликтное общение. Особенность доверительного общения заключается в том, что во время него передается особо важная информация. Доверительность считается существенными признаком всех видов общения, без него невозможны переговоры, решение интимных вопросов. Конфликтное же общение проявляется во взаимном противостоянии людей, выражении неудовольствия и недоверия.

Также бывает личный вид общения, который подразумевает обмен между людьми информацией, имеющей неофициальный характер. Деловой вид общения характеризуется процессом взаимодействия людей, которые выполняют совместную работу или включены в один вид деятельности.

Кроме того, существует прямой и опосредованный вид общения. Прямое общение предстает как исторически более ранняя форма взаимодействия людей. Данный вид общения служил поводом возникновения различных видов опосредованного общения во время более поздних периодов развития цивилизации. Опосредованное общение является взаимодействием с использованием дополнительных средств, таких как письма, видео- и аудиотехника и т.д.

Знаковые системы делают общение возможным. И тут выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение подразумевает устную и письменную речь. При невербальном общении используются неречевые способы общения.

Во время вербального общения, как правило, используются два вида речи: устная и письменная. Устная речь предстает в виде самостоятельной речи, имеющей свои правила и грамматику. Письменной же речи обучают в школе, она является признаком образованности человека.

Для регулирования течения процесса общения, создания психологического контакта между людьми, обогащения значения, которое передается через слова, направления истолкования словесного текста, выражения эмоций и отражения ситуации служат невербальные средства общения. Существует несколько разновидностей невербальных средств общения:

Структура общения

Существует структура общения. Она включает в себя ряд компонентов:

  1. Мотивационно-целевой компонент общения, который является системой целей и мотивов общения. Среди мотивации общения выделяют:
    • интересы и потребности человека, который проявляет инициативу во время общения;
    • интересы и потребности двух партнеров общения, которые побуждают их включиться в процесс общения;
    • потребности, которые вытекают из задач, которые можно решить совместно.

Соотношение мотивов общения может колебаться от конфликта до полного совпадения. Исходя из этого, общение может быть дружественного или конфликтного характера.

В качестве основных целей общения можно выделить получение или передачу определенной полезной информации, снятие напряженности, активизацию партнеров, управление совместной деятельностью, оказание влияния на других людей.

Цели партнеров могут противоречить, совпадать или исключать друг друга. Это и влияет на характер общения.

Важно отметить, что при взаимной социальной перцепции во время общения высока вероятность ее субъективизма. Это проявляется и в неправильном определении целей партнера, его мотивов, установок на взаимодействие и отношений.

Особая роль в общении отводится коммуникативному компоненту.

Под коммуникацией понимается связь, в процессе которой происходит обмен информацией между людьми во время межличностных отношений.

Коммуникативный компонент имеет несколько особенностей:

  • во время личных отношений двух людей, когда каждый предстает в качестве активного субъекта. Данные отношения при взаимном их информировании подразумевают налаживание коллективной деятельности. Особенности человеческого обмена информации состоит в определенной роли для участников общения конкретной информации и ее значении;
  • вероятность совместного влияния партнеров друг на друга при помощи системы знаков;
  • оказание коммуникативного влияния исключительно при наличии схожей или единой системы кодификации и декодификации;
  • вероятность появления коммуникативных барьеров. В данной ситуации четко видна связь, которая существует между отношением и общением.

Есть два типа информации:

  1. побудительная, которая проявляется в виде приказов, советов или просьб; служит для стимулирования определенных действий;

Стимуляция бывает трех видов:

  • активизация, которая служит в качестве побуждения к действию в необходимом направлении;
  • интеракцию, которая является запретом нежелательных форм деятельности;
  • дестабилизация, предполагающая нарушение или рассогласование определенных автономных форм деятельности или поведения.

Основной целью информационного обмена в общении является формирование общего смысла, одной точки зрения и приход к согласию по теме разных ситуаций или проблем. Для данного обмена, как правило, применяется механизм обратной связи. Согласно ему процесс обмена информацией во время межличностной коммуникации удваивается, а также кроме содержательных сторон, информация, которая поступает к реципиенту от коммуникатора, может содержать данные о том, как реципиент оценивает и воспринимает поведение коммуникатора.

Во время коммуникации возможно возникновение барьеров – психологического препятствия на пути к корректной передачи данных между партнерами по общению.

Особенности во взаимопонимании между людьми

Под взаимопонимание понимается социально-психологическая особенность, сущность которой проявляется в нескольких нюансах:

  • в согласовании личного осмысления предмета общения;
  • в двусторонней взаимоприемлемой оценке и принятии мотивов, целей и установок взаимодействующих людей, в ходе которой прослеживается полная или частичная схожесть или близость когнитивного, поведенческого и эмоционального реагирования на возможные для них методы в достижении результатов коллективной деятельности.

Для того чтобы достичь взаимопонимания между партнерами по общению важно обеспечить специальные условия. Рассмотрим некоторые из них:

  • речь взаимодействующих личностей должна быть понятна;
  • проявляющиеся качества взаимодействующих личностей должны быть осознанными;
  • разработка соглашения и выполнение его на практике согласно установленным правилам.

При соблюдении рассмотренных выше условий в практике повышает шансы на взаимопонимание, которое будет тем выше, чем более приемлемы для коллективной деятельности созданные правила взаимодействия.

Правила, которые разработаны для взаимодействия, не должны сковывать партнеров, поэтому важно их периодически корректировать, то есть согласовывать коллективные усилия людей и обстоятельства, которые позволят реализовать эти правила. Наилучшим способом это делать в случаях равноправного положения людей.

Для того чтобы достигнуть взаимопонимания важно, чтобы люди исходили из одинаковых постулатов общения и взаимодействия. Также важно соотносить предмет общения с единым социальным образцом, нормой поведения. Невозможно понять другого человека, пока не вступишь с ним в отношения, которые имеют личный характер, не проявив к нему эмпатию.

Возможно спланировать взаимопонимание, если в качестве основы рассматривать отношения индивидов к их ценностно-смысловым и психологическим позициям. В данной ситуации критерии, которые помогут сложить мнение о вероятном взаимопонимании, являются:

  • предложения, выдвигаемые каждым участником на знания предмета совместной деятельности, их компетентности;
  • прогнозирование отношений партнеров к предмету совместной деятельности, его важности для каждой из сторон;
  • рефлексия, иными словами процесс осмысления человеком того, что его воспринимают партнеры;
  • анализ психологический свойств партнеров.

Но важно отметить, что всегда возможен факт непонимания, которое возникает между людьми. И на это есть несколько причин:

Цель работы: рассмотреть основы общения : его структуру, понятие, сущность, виды.

1. Общая характеристика общения, его функции, структура и средства

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности. В отечественной психологии общение понимается в неразрывном единстве с деятельностью. Общение – это такая реальность человеческих отношений, которая предполагает любые виды общения как специфические формы совместной деятельности людей.

Вместе с тем в отечественной психологии существует и другой подход к пониманию категории общения. Согласно этому подходу общение понимается как субъект-субъектное взаимодействие. В целом признается, что любая деятельность всегда прямо или опосредованно включает субъект-субъектные отношения, а процесс общения детерминируется предметом, например, предметом разговора (Б. Ф. Ломов).

В процессе общения происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, психологическое воздействие, осуществление регулирования совместной деятельности и др. Специфика общения состоит в том, что в его процессе происходит взаимораскрытие субъективных миров партнеров. В общении партнеры самоопределяются и самопредъявляются.

При исследовании структуры общения выделяется три уровня анализа.

На первом уровне (макроуровне) анализа рассматривается общение индивида с другими людьми как важнейшая сторона его образа жизни. При этом анализируются общественные институты, этнические и семейные традиции и нормы. Этот уровень близок к социологическим исследованиям и является основным при изучении направленности деятельности личности, мотивационной сферы и межличностных отношений.

Второй уровень анализа (мезоуровень) предполагает изучение отдельных контактов, в которые вступают люди, когда совместно решают ту или иную задачу. На данном уровне исследуются особенности динамики психических процессов и состояний человека.

Исследования на этом уровне предполагают выявление в периоде общения несколько фаз. Начальная фаза состоит в формировании общих координат (опорных образов, точек отсчета, которые определяют развитие дальнейшего процесса, относительно которых строится поведение каждого их участников общения. На второй фазе формируется совместная и обычно нежесткая программа процесса общения, включающая распределение функций между его участниками. Данная фаза задает общую стратегию их поведения. Третья фаза состоит в согласовании или синхронизации временных характеристик психических процессов и состояний. Также на данной фазе формируется общий фонд знаний, умений и навыков. Общение включает в себя взаимное управление, контроль и коррекцию. В результате общения либо создается некоторая общность участников, либо обнаруживается их несовместимость и наличие противоречий.

Феномен общения монолитен и все, что его определяет, существует в неразрывном единстве, однако исследователи пытаются все-таки вычленить отдельные составляющие его элементы. Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Так, например психологи выделяют познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты в структуре общения. Б. Д. Парыгин выделяет 3 параметра общения :

содержание и направленность: общение может быть идентифицирующим и обособляющим, содействующим и противодействующим;

форма: вербальное и невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное;

• способы связи содержания и формы в процессе общения : подражание, заражение, убеждение.

Г. М. Андреева выделяет три взаимосвязанных стороны общения :

• коммуникативную сторону общения - состоит в обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

• интерактивную сторону общения - заключается в организации взаимодействия между людьми, т. е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

• перцептивную сторону общения - которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Общение – это полифункциональный феномен. Существует несколько классификаций его функций. Б. Ф. Ломовым выделены три функции: информационно – коммуникативная, регуляционно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная.

Первая функция состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.

Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение и убеждение.

Третья функция относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности и интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация.

Выделяются также такие функции, как познание людьми друг друга, организация совместной деятельности и управление ею, формирование и развитие межличностных отношений и пр. А. А. Брудным выделяется инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда, синдикативная (обеспечивает сплоченность групп, трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.

По цели общения выделяются следующие функции:

• побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);

• координационная (взаимное ориентирование и согласование действий в рамках совместной деятельности);

• эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);

• установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);

• оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).

Средства общения - поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.

Вербальное и невербальное общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга.

Вербальные средства общения - это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем. Письменная речь - это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.

Невербальное общение – это общение без использования речевых и языковых средств, единственным инструментом которого становится тело человека. Передача и прием невербальной информации могут осуществляться как осознанно, так и на бессознательном уровне. Невербальное общение также называют невербальным поведением.

Основными средствами невербального общения являются поза, движения и жесты, мимика, взгляд, характеристики голоса и пространственное поведение. Невербальные способы общения имеют как биологическое происхождение, так и формируются в культуре. Некоторые теории происхождения языка рассматривают невербальное общение как древнюю основу возникновения речи.

Невербальная коммуникация имеет принципиальные отличия от вербального общения и характеризуются следующим:

• реализуется одновременно через разные органы чувств (полисенсорная природа);

• эволюционно – исторической древностью (существовала задолго до появления речи);

• относительной независимостью от смысла слов;

• непроизвольностью и подсознательностью;

• независимостью от языковых барьеров;

• особенностями психофизиологических механизмов восприятия;

• особенностями акустических средств кодирования.

Невербальное общение позволяет передать обширный спектр информации. Так, с помощью невербальных средств можно получить представление о расовой, национальной и социальной принадлежности человека, о физическом и психологическом состоянии, об эмоциональном отношении человека, о психологическом климате в группе и т. д.

Невербальное поведение дает возможность получить глубокую информацию о темпераменте человека, его энергичности, склонности к доминантности, самооценке.

2. Виды общения

Виды общения выделяются в соответствии с целями общения, предметом общения, условиями, в которых осуществляется общение, субъектами общения, средствами общения и другими критериями.

По характеру общения, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников процесса общения, Б. Д. Парыгин выделял такие виды, как деловое и игровое, социально-ролевое и личностно-ориентированное, духовное и утилитарное, традиционное и инновационное общение.

А. А. Леонтьев при классификации видов общения исходил из того, что общение всегда осуществляется в условиях социокультурной среды, определенной социальной общности. Общение всегда по своей сущности является социальным, даже когда целью общения выступает удовлетворение биологических потребностей.

А. А. Леонтьев выделяет три вида общения : социально-ориентированное, предметно-ориентированное (групповое) и личностно-ориентированное. Эти виды общения различаются, прежде всего, по своим целям: выполнение функций в соответствии с социальной ролью, определенной предметной деятельностью, межличностным познанием и понимание людей.

В зависимости от содержания, целей и используемых средств выделяют следующие виды общения :

1. По содержанию акта общения : материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное.

В процессе материального общения осуществляется обмен предметами и продуктами деятельности, в когнитивном - обмен знаниями, кондиционном - обмен психическими и физиологическими состояниями, мотивационном - обмен побуждениями, целями, действиями, интересами, мотивами, потребностями, деятельностном - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

2. По целям общения выделяют : биологическое, социальное, духовное.

Биологическое общение - это вид общения, в котором удовлетворяются необходимые для поддержания, сохранения и развития организма биологические потребности. Социальное общение– это вид общения, целью которого является расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностный рост индивида. Духовное общение - это вид общения, целью которого является удовлетворение высших, духовных потребностей человека. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов различных потребностей человека.

3. По средствам общения выделяют : непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, вербальное, невербальное.

Непосредственное общение – это вид общения, который осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.). Опосредованное общение – это вид общения, который осуществляется с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение – это вид общения, при котором осуществляются личные контакты и непосредственное восприятие общающихся друг с другом в самом акте общения. Косвенное общение – это вид общения, при котором общение осуществляется через других людей, выступающих в качестве посредников. Вербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно речевые средства общения. Невербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно невербальные средства общения.

4. По видам социальной направленности человека выделяют: социально-ролевое, личностно-ориентированное, деловое.

Социально-ролевое общение - вид общения, в котором его участники предстают друг перед другом как носители социальных ролей, представители определенных социальных групп. Например: медсестра - пациент. Их отношения регламентированы установившимися в обществе правилами поведения, которые отражают их права и обязанности.

Личностно-ориентированное — вид общения, цели и содержание которого определяются направленностью на познание личности партнера по общению. Участники общения предстают друг перед другом как личности, т. е. они открывают друг другу свои намерения, мотивы, мнения, пристрастия, индивидуальные особенности, привязанности. Предметом личностно-ориентированного общения являются психологические проблемы общающихся людей, их интересы и потребности. В процессе этого общения внимание общающихся сосредоточено вокруг проблем, которые глубоко затрагивают личность человека: проблема смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к происходящим в жизни значимым событиям и т. д.

Деловое общение – это общение, которое включено как один из элементов в какую-то совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности. Содержанием делового общения является содержание деятельности, которая выполняется совместными усилиями. Целью делового общения является сотрудничество. Оно предполагает не только использование уже готовых техник общения, организующих людей для выполнения совместной деятельности, но и является условием развития техники мышления и новых форм поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что общение выступает как взаимодействие людей, фактор развития личности, процесс обмена информацией, средство понимания другого человека, средство удовлетворения потребностей.

Некоторые социальные и экономические трансформации современного общества негативно отражаются на психическом и личностном развитии современных детей. Общая тенденция современного детства заключается в том, что взрослые игнорируют специфику дошкольного возраста и его особое значение для полноценного развития личности. В связи с изменениями социально-культурных условий жизни в последние десятилетия происходят: разрыв между поколениями детей и взрослых, дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями, распад разновозрастных детских сообществ, активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей, повышение ценности интеллекта и пр. Телевизор, компьютер, подменяют для маленького ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми, оказывая негативное влияние на становление психики и личности растущего человека.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Читайте также: