Сущность государственной власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

Власть - это способность и воз­можность оказывать определенное воздействие на дея­тельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившиеся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организа­ции и означает обладание властью. При этом право пред­ставляет собой способность лица (субъекта) действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей (явлений).

Элементы определения власти:
    • во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов власти , которыми могут выступать отдельные лица, а также "коллективно действующее лицо" (партия, организация, комитет, совет и т.д.); власть мо­жет ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.);
    • приказ осуществляющего власть , т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть. Приказ сопровождается угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженного с его по­мощью воле;
    • подчинение того, над кем осуществляется власть , тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.

    Государственная (политическая) власть

    Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом с опорой на специальный аппарат принуждения; это реальная способность и возможность индивида, группы, социального слоя прово­дить свою волю в политике и правовых нормах, распро­страняя ее на все население, а также принуждать к её исполнению.

    Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству . Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во вла­сти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обус­ловили появление государства. Государство выступает как носитель государ­ственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуци­ровать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.

    Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):
      1. распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
      2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
      3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
      4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
      5. устанавливает систему налогов;
      6. организует население по территориальному признаку;
      7. характеризуется легитимностью и легальностью.

      Политическая власть как одно из важнейших прояв­лений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осу­ществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Полити­ческая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.

      Основные свойства государственной власти:
        1. верховенство;
        2. единство;
        3. всеобщность и универсальность;
        4. принудительность и общеобязательность.

        Верховенство государственной власти означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в данном государстве подсистем, ее независимость от других субъектов властеотношений, деятельности по социальному управлению, невозможность существования другой такой власти. В нем преломляется государственный суверенитет, по крайней мере постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает.

        Единство государственной власти коренится в единстве ее природы и выражается в ее неделимости ни между классами, слоями общества, ни между ее ветвями, поскольку все три ветви власти образуют в совокупности единство государственной власти, обязаны действовать в общих интересах большинства народа. Так, государственная власть при наличии трех ее ветвей действует комплексно, в ней участвуют все органы государства.

        Всеобщность и универсальность государственной власти - взаимопереплетающиеся ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц, носит всеобъемлющий характер как по объекту, так и способам воздействия. Не существует и форм, способов и методов воздействия, в отношении которых априори, вне зависимости от конкретной исторической ситуации можно было бы сказать, что они не могут применяться этой властью.

        Государственная власть как официальный представитель общества охватывает и распространяется на все слои, группы населения и на каждого отдельного человека, пользуется любыми соответствующими ее сущности и назначению способами воздействия, представляет страну как во внутренних, так и во внешних отношениях.

        Принудительность и общеобязательность государственной власти заключается в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и обязательны для всех тех, кому они адресованы. Не допускается уклонение от исполнения принятых государственной властью решений даже при несогласии с ними. Если оно все же имеет место, то к виновному применяются меры принуждения.

        Указанные свойства государственной власти на практике тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы, отрывать их друг от друга или абсолютизировать одно за счет другого было бы неверно. В своем единстве они раскрывают сущность, специфику государственной власти.

        Под государственной властью понимается вид социальной власти и особая разновидность публичной власти, которая осуществляется государством при помощи государственных органов, должностных лиц и органов государственной власти.

        Орган в системе государственной власти в РФ, как правило, воспринимается как звено государственного аппарата, которое принимает участие в реализации ряда государственных функций и наделено рядом властных полномочий.

        Для органа государственной власти свойственно иметь ряд особенностей. Среди его отличительных признаков выделяют:

        • его формирование и действие идет от имени государства или его субъекта;
        • имеет организационную обособленность и самостоятельность, ему присуще иметь свою структуру;
        • для него свойственно иметь собственную компетенцию (предметы ведения и полномочий);
        • для полномочий свойственно иметь властную направленность, то есть ряд решений принимается от имени страны, являются обязательными для всех, а в ряде ситуаций подкрепляются принудительной силой страны;
        • осуществляет особые, характерные только для него функции и задачи;
        • в основе его действий – законы и иные нормативно-правовые акты.

        Данная сумма этих признаков служит основанием для того, чтобы отнести конкретный орган к ряду субъектов, которые осуществляют ряд государственно-властных полномочий. Нельзя в качестве государственного органа воспринимать любое государственное учреждение или организацию, а исключительно те, которые обладают всеми вышеуказанными признаками. К примеру, ряд государственных учебных заведений, учреждений здравоохранения не являются государственными органами. В большинстве случаев, для государственного органа свойственно иметь расчетный счет в банке, быть юридическим лицом и отвечать по своим обязательствам зафиксированным за ним имуществом.

        Особые виды государственной власти

        В качестве разновидности в системе государственной власти выступает ряд должностных лиц, которые в виде единоличной ответственность выполняют ряд функций представителя власти и из этого следует, что они наделены рядом властных полномочий или осуществляют, основываясь на своих должностных положениях, ряд функций организационно-распорядительного, координирующего, контрольного или административно-хозяйственного характера.

        В качестве особого вида государственного органа выступает ряд органов государственной власти, которые представляют одну из трех ветвей власти в структуре разделения властей. Речь идет о законодательной, исполнительной и судебной власти.

        Важно видеть разницу между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Среди общих их признаков можно выделить то, что они служат отражением публичной власти в РФ и реализуют ряд функций управления и регулирования. Тут же следует отметить, что на основании ст.12 Конституции РФ для органов местного самоуправления не свойственно входить в структуру органов государственной власти.

        Функции государственной власти РФ

        Суть и предмет работы государственных органов лежит в ряде их функций.

        Существует ряд ключевых функций в системе государственной власти РФ, которые реализуют государственные органы. речь идет правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельности.

        Под правотворчеством понимается деятельность относительно принятия нормативно-правовых актов.

        Осуществление данной деятельности свойственно для всех органов государственной власти. Законодательная работа – одно из направлений данной деятельности. Исключительно для Федерального Собрания допустимо принимать ряд федеральных законов, которые распространяются на все государство. Для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ свойственно принимать ряд законов, которые применимы для всей России.

        Для правоисполнительной деятельности свойственно осуществляться компетентными государственными органами и должностными лицами в пределах подзаконного правотворчества и правоприменительной работы. Правоприменение выступает как творческий процесс, когда ряд властвующих субъектов устанавливают фактические обстоятельства дела и находят необходимые правила поведения, которые предложены законодателем, а после завершения проверки осуществляют его. В большинстве случаев правоисполнительной деятельностью занимаются органы исполнительной власти, у которых есть определенная часть полномочий государственно-властного характера, которые важно иметь для того, чтобы практически их реализовать в общегосударственной направленности.

        Под правоохранительной деятельностью понимается деятельность, которую осуществляют уполномоченные органы, направленная на охрану законности и правопорядка, свобод человека и конституционных прав при помощи использования мер воздействия юридической направленности на основании закона, неуклонно соблюдая установленный им порядок.

        Проявление многонаправленности данного направления можно увидеть в большом масштабе функций, предопределяющих ключевые векторы правоохранительной работы. Речь идет о конституционном контроле, правосудие, организационном обеспечении работы судов, прокурорском надзоре, выявлении и расследовании незаконных действий, оказании юридической помощи и защите по ряду уголовных дел.

        Существует ряд органов, которые реализуют правоохранительные функции. Речь идет о суде, прокуратуре, следственных подразделениях, органах дознания, субъектах оперативно-розыскной работы, органах внутренних дел, службах безопасности, федеральных органах налоговой полиции, адвокатуре, нотариате и пр.

        В последнее время ряд ученых выдвигает как важные и несколько иных функций в системе гос власти. Речь идет о правозащитной, медиационной, контрольно-надзорной функции. Их воспринимают как самостоятельные направления работы государственных органов.

        Нередко понятию власти придается чрезмерно широкая трактовка в некоторых исследованиях. В вышеперечисленных случаях вряд ли можно увидеть власть, так как эти взаимоотношения не определяют волевым путем желаемое поведение, а являются лишь частью побудительных мотивов поведения объекта воздействия. Такие мотивы нередко действуют стихийно, не включают момент осознания их как власти, что необходимо в человеческом сообществе.

        Публичная власть - это власть, которая действует в государственно-организованном обществе в целом. Публичная власть имеет политический характер, поскольку связана с существованием асимметричного общества.

        Таким образом, подводя краткий итог, следует указать на то, что публичная политическая власть - это власть, которая оказывает влияние на направления развития общества в борьбе разных сил и тенденций, влияющих на деятельность государства в определенный промежуток времени.

        Особой разновидностью публичной политической власти является государственная власть. Она представляет собой организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов. Иными словами, государственная власть реально принадлежит органам государства, его должностным лицам в соответствии с теми законами, которые существуют в государстве. Суть государственной власти выражается в принятии актов, имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Она действует от имени всего общества, по его уполномочию, хотя на практике она не всегда представляет интересы всего общества или представляет в одних отношениях и не представляет в других.

        Таким образом, проведя анализ конституционных положений о государственной власти можно прийти к выводу о том, что в Конституциях государственная власть и власть народа являются равнозначными понятиями.

        Однако на этот счет у ученых нет единого мнения. Еще Л. И. Петражицкий указывал на невыясненность и спорность природы государственной власти.

        Среди современных ученых также отсутствует единый подход к пониманию государственной власти.

        Чаще всего в юридической литературе власть определяют, как возможность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле других. При этом к основным элементам государственной власти относят общую волю и силу принуждения, способные обеспечить подчинение государственной власти всех членов общества.

        1. Государственная власть по своей природе едина и принадлежит народу. Она распространяется на всех членов общества и носит всеобщий характер.

        2. Государственная власть - это возможность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле других.

        3. Государственная власть осуществляется органами государственной власти, которые наделены соответствующими полномочиями и являются легитимными и легальными, т.е. они признаны народом и сформированы на основе закона.

        4. Государственная власть - это суверенная власть, т.е. она обладает верховенством внутри страны и независимостью на международной арене.

        Однако следует подчеркнуть, что государственная власть может быть узурпирована какими-либо социальными группами, которые либо насильственным образом захватывают ее, устанавливая свое господство над обществом, либо даже получают в результате демократических выборов и затем используют для замены демократического политического режима авторитарным или тоталитарным. В таких государствах государственная власть перестает быть властью народа, а становиться властью узкого круга людей.

        Также следует отметить специфику государственной власти в монархических государствах в частности в абсолютных монархиях. В этих государствах государственная власть сконцентрирована в руках монарха, которые осуществляют ее по своему усмотрению. Таким образом, участие народа в осуществлении государственной власти в абсолютных монархиях отсутствует.

        Обычно власть рассматривается как универсальное свойство социальной жизни, а потому связывается с процессом властвования, властного воздействия на поведения людей, коллективов и общества в целом. При этом различают неполитическую и политическую власть.

        Неполитическая власть - это власть в объединениях людей, организациях и движениях, не связанных непосредственно с государством и не имеющих прямого отношения к нему. Неполитическая власть выполняет огромную роль в управлении гражданским обществом. Сферы ее проявления касаются насущных потребностей людей. Особенно неполитическая власть активна на местном уровне и в мелких социальных системах.

        Политическая власть - это власть, осуществляемая через государство и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она, так или иначе, связана с государством и государственным регулированием.

        Однако среди ученых нет единого мнения по поводу соотношения политической и государственной власти. Так, В.Ц. Киров утверждает, что эти понятия являются идентичными. По мнению Ю.А. Тихомирова, содержание политической власти гораздо шире, а государственная власть является лишь частным ее проявлением.

        По нашему мнению, государственная власть всегда была, есть и будет властью политической. Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, осуществляемой органами государственной власти и действует в социально разнородном обществе. Органы государственной власти, осуществляющие государственную власть, формируются на основе политических интересов общества.

        Наконец, государственная власть в государственно-организованном обществе является единой по социальному содержанию, целям, организационной структуре, функциям, и не может быть разделена по социальным группам в зависимости от силы их давления. Разделение государственной власти на ветви не отменяет этого единства. В обществе не может быть двух государственных властей, преследующих неодинаковые цели в развитии общества. В ситуации, при которой в государстве существует две параллельные государственные власти (в случаях конфликтов и войн), одна будет поглощена другой, в результате мирного соглашения либо полной победы одной стороны над другой. Примером слияния двух существовавших в государстве государственных властей в одну является Республика Таджикистан. Подписанное 27 июня 1997 года мирное соглашение ознаменовало формирование единой государственной власти на основе представительства Объединенной Таджикской Оппозиции в органах государственной власти.

        Система государственной власти необходима для нормального функционирования общества, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, но она таит в себе опасность злоупотреблений со стороны власть имущих, возможность установления тоталитарного государства. В связи, с чем организация и способы функционирования институтов государственной власти основываются на выработанных в ходе исторического развития принципах разделения властей.

        Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

        Разделение властей и единство государственной власти не имеют исключительного характера. Разделение ветвей власти не отменяет их взаимодействия, единства государственной политики по принципиальным вопросам, единства действий всех ветвей власти по выполнению основных функций государства. С другой стороны, концепция единства государственной власти не исключает создания различных государственных органов, разделение их полномочий, различных методов осуществления ими государственной власти.

        Отсюда можно сделать вывод, что государственная власть в соответствии с конституцией в конкретном обществе и государстве, функционирует на принципах единства государственной власти и разделения властей.

        Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны, и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король-воин, князь-предводитель дружины, епископ-рыцарь, глава ордена и т.п.)

        Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества.

        Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало, в конце концов, одной из организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как система функционально разграниченных, и одновременно связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти. Она была направлена на критику теории единоначалия, которая вела к деспотии.

        Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:

        1) происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.);

        2) укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих;

        Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.

        Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти

        Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.

        Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.

        ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

        Добиться власти значительно помогают следующие источники.

        власть

        Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.

        Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:

        • руководство;
        • управление;
        • господство;
        • координация;
        • организация;
        • контроль.

        Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:

        • волю;
        • убеждение;
        • манипуляцию;
        • авторитет;
        • насилие;
        • право;
        • поощрение;
        • принуждение.

        ВИДЫ ВЛАСТИ

        Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.

        ⊕ По источнику власти:

        • политика;
        • экономика;
        • религия;
        • культура.

        ⊕ По участникам власти:

        • государство;
        • партия;
        • церковь;
        • семья.

        ⊕ По функциям органов власти:

        • законодательная;
        • исполнительная;
        • судебная.

        ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

        Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.

        Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.

        ⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:

        • верховенство;
        • публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
        • моноцентричность (единый общегосударственный центр);
        • легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
        • многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).

        ⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:

        • общественная (касается всего общества);
        • местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).

        Формы политической власти:

        • партии;
        • профсоюзы;
        • международные организации.

        ЛЕГИТИМНОСТЬ

        Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.

        В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.

        Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.

        Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.

        Смесь всех видов власти

        ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

        Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.

        Существуют три ветви государственной власти:

        • законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
        • исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
        • судебная (суд).

        Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.

        Читайте также: