Сущность государства эссе кратко

Обновлено: 05.07.2024

С древних времен мыслители и философы пытались понять, что такое государство, когда оно возникло, его сущность, формы, процессы и т.д, но до сих пор общего понятия о государстве не существует.

Поскольку государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации, то в зависимости от эпохи развития человечества существовали различные подходы о понятии государства.

Так, в глубокой древности существовал теологический подход, суть теории в том, что государство создано Богом. Данный подход присутствует в работах мыслителей западных католических университетов, в мусульманских учений.

Классический подход (иногда его называют арифметическим), возникает в античную эпоху. Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти. На сегодняшний день время широко используется в работах западных политологов, а также встречается в работах отдельных российских исследователей.

Социологический подход зародился в XVII-XVIII вв. Сторонники этого подхода считают, что государство — это, прежде всего, орудие в руках определенных социальных групп. Условно, данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство — это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистского направления определяют государство как инструмент в руках элиты либо как представителя общества, социального арбитра.

Юридический подход наиболее широкое распространение получил в XIX - начале XX в. Государство трактуется как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами. В основе юридического подхода лежит право.

Нормативистский подход, сформулирован в XX в. Его представители считали, что государство — это определенный правовой порядок. Право рассматривается как упорядоченная система правовых норм, причем нормы располагаются строго по иерархии.

Кибернетический подход сформировался в 60-е гг. XX столетия. Государство, с точки зрения этого подхода, является определенной информационной системой. Осуществление государственной власти мыслители определяют как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь).

Существовали и другие подходы о понятии государства. На сегодняшний день в юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков, они составляют политико-юридическую характеристику государства.

Государство как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется следующими основными признаками.

1. Народ - государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории.

2. Постоянным признаком государства является наличие определенной территории, то есть территориальная организация государственной власти.

3. Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени.

4. Налоговая и финансовая системы.

5. Суверенитет - в юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

6. Система права - государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений.

Таким образом, государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.

Действительно, государство представляет собой сложное явление и с ним тесно связан такой вопрос, как понятие сущности государства.

Сущность государства - смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Вопрос о сущности государства так же не имеет в науке однозначного решения и относится к числу дискуссионных.


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами.

Под государством разные философы и правоведы понимали:


Сущность государства

Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.

Подходы к определению сущности и предназначения государства:

1. Классовый подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.

2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.

3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.

Кроме того, существуют второстепенные подходы к трактовке сущности государства:

1. Национальный подход (интересы титульной нации)

Национальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной нации. Основывается на предоставлении преимуществ и привилегий титульной нации. Национальный подход был характерен для многих империй.

2. Расовый подход (интересы одной расы)

Расовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной расы. Основывает на предоставлении преимущества и привилегий так называемой высшей расы и грубое пренебрежение интересами других расовых групп. Расовый подход был характерен для фашистской Германии.

3. Религиозный подход (интересы определенной религии)

Религиозный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов наиболее религиозных слоев общества в рамках одной религии. Основывается на неукоснительном следовании религиозным нормам и догматам. Религиозный подход характерен для современного Ирана или Саудовской Аравии.

Современные теории государства – это совокупность представлений о сущности государства, так или иначе закрепившихся в современной политико-правовой мысли.

1. Теория элит. Данная теория государства была разработана в начале XX века итальянскими социологами Гаэтано Моска и Вильфредо Парета. Согласно теории элит основная масса народа не может управлять государством, поэтому власть должна принадлежать элите – наиболее привилегированным слоям населений, составляющую верхушку общества. Народ же вправе выбирать ту группу элит, которая должна будет ими управлять.

2. Теория плюралистической демократии. Ее представителями были английский политолог Гарольд Ласки, французский ученый Морис Дюверже и многие другие исследователи государственно-правовых явлений. Согласно плюралистической теории общество представляет собой совокупность стран (объединений людей по различным основаниям, будь то место жительства или профессия), а не классов.

3. Технократическая теория. Данная теория возникла в 60-х годах XX века, согласно воззрениям представителей этой теории государством должны управлять менеджеры-технократы, которые смогут обеспечить технологический вектор развития человеческого общества и общественный прогресс.

4. Государство всеобщего благоденствия. Данная теория возникла в 50-х годах под влиянием работ выдающегося экономиста Джона Кейнси. Согласно данной теории государство должно вмешивать во все стороны общественной жизни для достижения социально полезного результата.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение Государство и его функции в современном мире.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Государство, по мнению многих современных исследователей и ученых, представляет собой сложнейшее и многогранное явление, особый социальный институт, занимающий, кроме всего прочего, центральное место в политической системе общества.

В зависимости от формы правления и политического режима конкретного государства, такие отношения между государством и его населением могут иметь различный характер, начиная с абсолютного диктаторства и тоталитаризма и заканчивая режимом демократии, не только закрепленным в Конституции, но и воплощаемым на практике. Однако, в любом случае, такая организация отношений в обществе, как государство, предполагает разделение людей на правящих и находящихся у них в подчинении.

Тем не менее, государство нельзя воспринимать только как социальную общность, роли в которой разделены на управленцев и подчиняющихся. Государство – сложный механизм, чье существование непременно связанно с выполнением ряда функций и задач.

Одной из таких задач является защита своей территории и, соответственно, проживающего на ней населения, и, практически во всех случаях, за исключением, пожалуй, тех, когда определенные земли захватываются насильственным образом, можно сказать, что общество выбирает правителей или же позволяет им управлять взамен на обеспечение их безопасности.

Государство – явление сложное, включающее в себя ряд элементов и имеющее многообразие вариаций своего устройства в реальном мире. Однако, независимо от конкретного типа и устройства того или иного государства, последнее должно обладать рядом обязательных признаков. К таким признакам необходимо прежде всего отнести территорию, армию, наличие как внутреннего, так и внешнего суверенитета, право на взимание налогов и сборов, исключительное право на правотворчество, а также, право на использование принуждения.

Как уже было замечено ранее, существование государства вызвано необходимостью определенного упорядочивания и организации отношений в обществе, которые бы сделали жизнь общества проще, удобней и рациональней. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

То есть, государство – есть следствие необходимости, которая удовлетворяется теми функциями, которые государство выполняет и теми задачами, которые оно призвано решать. Таким образом, государство нам нужно для того, чтобы удовлетворять определенные потребности, способствовать более комфортной и достойной жизни своих граждан, что достигается выполнением им перечня определенных функций и задач, которые нам, соответственно, и предстоит раскрыть.

Существует множество подходов к объяснению такого феномена, как происхождение государства. Причем, весомая доля концепций, исходит именно из того, что государство обусловлено некой необходимостью общества в нем, что, в свою очередь, означает, что его образование было нужно для достижения каких-то определенных целей.

Например, теория договора, предполагает, что государство было образовано путем обдуманной, осознанной и целенаправленной договоренности между людьми, которые посчитали, что если они объединятся и разделят определенные обязанности между собой, то жить станет удобнее. Известно, что общество существует более эффективно и благоприятно в том случае, если каждый занимается тем, что у него получается лучше всего. Земледельцы обеспечивают государство продовольствием, военные защищают его от нападений, наиболее подходящие для управленческих функций – правят им. Собственно, с такой целью, то есть с целью мирного и рационального сосуществования, и было создано государство, в соответствии с рассматриваемой нами теорией.

Также можно рассмотреть и психологическую теорию, которая обуславливает происхождение государства особенностями психики людей. Здесь также на лицо особая причина, особая необходимость в государстве, которое позволило бы каждому жить в соответствии со своими возможностями и спецификой собственной психики, ведь вполне логично и подтверждаемо на практике, что одни любят и главное умеют управлять, а другие, напротив, наиболее комфортно себя чувствуют, находясь в подчинении у других людей.

Подобных концепций существует еще немалое количество, однако, нельзя не заметить, что гораздо логичней и более обосновано связывать происхождение государства сразу с совокупностью таких причин. Итак, государство необходимо обществу, так как является наиболее удобной и рациональной формой сосуществования людей в связи с тем, что выполняет ряд определенных функций и задач. Выявляя такие функции теоретически, абстрактно, не учитывая особенностей устройства того или иного государства, можно назвать такие функции как обеспечение безопасности своих граждан, защиту территорий, возможность организовать и обеспечить дифференциацию занятий и распределение обязанностей среди граждан, то есть организовать разделение труда. Другими словами, государство организовывает порядок жизни на своей территории, распределяя обязанности и защищая общество, как от внешних угроз, так и от внутренних.

Перечисленные выше функции и задачи государства можно определить, как обязательные, начальные, присущие любому государству, как социальному и политическому институту. Дополнять же такие функции и более подробно их раскрывать целесообразно на более определенных, конкретных примерах.

В качестве одного из таких примеров целесообразно рассмотреть устройство государств, характерное для нашей действительности. В современном мире наступил период, когда большее предпочтение отдается построению правовых, демократических, социальных государств. Такие государства предполагают взаимную ответственность личности и государства, верховенство права и закона, полноту власти в руках народа, разделение властей и прочие аспекты, направленные на максимально возможное обеспечение достойной жизни граждан, равенство и справедливость. Другими словами, можно сказать, что при таком государственном устройстве, государство, в лице представителей государственной власти, находится в подчинении у граждан, в том плане, что последние избирают государственную власть, а кроме того, являются единственным источником последней.

Не является исключением и Российская Федерация, в Конституции которой закреплено, что наше государство является правовым, демократическим, социальным. Данный факт означает, что функции государства, являющегося таковым, гораздо шире чем те, что мы уже называли. Помимо обеспечения безопасности населения и защиты своей территории, а также организации экономической сферы жизни общества, государство выполняет и ряд других, не менее важных и значимых функций. В частности, оно призвано обеспечивать достойную жизнь всем своим гражданам, например, перераспределяя налоги на социальную поддержку наименее защищенных слоев общества, на социальные пенсии и выплаты и прочее. Можно сказать, что в государствах такого типа контролирующая и надзорная функция ослабли в сравнении с государствами тоталитарного типа, однако увеличилось количество обязанностей по отношению к обществу.

Подводя итог нашему рассуждению необходимо сказать, что государство выполняет ряд важнейших функций, как контролирующих, так и регулирующих, обеспечивающих жизнь общества, что, в свою очередь, подтверждает неоспоримую важность и значимость данного института, и, таким образом, отвечает на вопрос нашего исследования.

Читайте также: