Судебная власть и прокуратура в рф кратко

Обновлено: 16.05.2024

12 января 2022 года органы прокуратуры Российской Федерации отметят юбилей - 300-летнюю годовщину с даты образования органов прокуратуры России.

Что за орган представляет собой прокуратура? Какое место она занимает в системе органов власти? Какие цели, задачи и функции возложены на неё сегодня? Об этом – интервью старшего помощника прокурора республики по правовому обеспечению старшего советника юстиции Ирины Машковой

Ирина Геннадьевна, какое место занимают органы прокуратуры в системе органов государственной власти?

Среди населения иногда все ещё бытует мнение, что прокуратура это карательный орган. Это не так. Прокуратура – это, прежде всего, правозащитный орган.

Какие прокуратура выполняет задачи и функции на современном этапе?

Задачи прокуратуры заключаются в: своевременном выявлении правонарушений и их пресечении, предупреждении нарушений закона; установлении причин нарушений, лиц, виновных в их совершении и привлечение их к ответственности; восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.

Функции органов прокуратуры можно условно разделить на надзорные и иные.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

- федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля и управления, судебными приставами, администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторов, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами указанных органов и организаций, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов;

- органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Кроме того, прокуратура осуществляет:

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, поддерживает государственное обвинение в суде;

- возбуждает дела об административных правонарушениях;

- участвует в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

- участвует в правотворческой деятельности органов власти и местного самоуправления;

- ведёт государственный и ведомственный статистический учёт.

С июля текущего года Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

Что важно знать гражданам о деятельности органов прокуратуры?

Для реализации функций прокуроры наделены широким кругом полномочий, которые осуществляются независимо от федеральных и иных органов власти, общественных объединений.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для исполнения.

Деятельность органов прокуратуры осуществляется гласно в той мере, в которой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан. В указанных целях она широко освещается в средствах массовой информации.

В каком случае обращение или жалоба гражданина подлежит разрешению прокурором?

Согласно закону органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в хозяйственную деятельность организаций.

Таким образом, жалобы на действия граждан, а также первичные жалобы на нарушение закона, прежде всего, подлежат разрешению контролирующими, правоохранительными и иными органами в соответствии с их компетенцией.

Например, первичная жалоба на нарушение трудовых прав подлежит разрешению Государственной инспекцией труда по РС(Я), жалоба на нарушение санитарного законодательства – Управлением Роспотребнадзора, на нарушение жилищных прав управляющими компаниями – Управлением Государственного строительного и жилищного надзора РС(Я). Заявления о преступлениях подлежат рассмотрению правоохранительными органами, поскольку органы прокуратуры не наделены полномочиями по возбуждению и расследованию уголовных дел.

Несогласие с ответом на первичное обращение подлежит обжалованию вышестоящему должностному лицу данного органа.

В том случае, когда заявитель не согласен с ответом руководителя контролирующего органа, жалоба подлежит разрешению органами прокуратуры.

Есть исключения из этого правила. Например, напрямую в органы прокуратуры можно обжаловать бездействие или незаконные действия судебных приставов.

Кроме того, есть категория административных дел, которые возбуждаются исключительно прокурором. Список таких дел, предусмотрен ст. 28.4 КоАП РФ (дела о нарушении избирательных прав граждан, нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления и её размещению в сети "Интернет", возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства и т.д.).

В органы прокуратуры можно обратиться лично, по почте или удалённо через сайт прокуратуры, Единый портал госуслуг.

Какие у прокурора есть возможности по защите прав граждан?

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов,

- требовать предоставления необходимых документов и материалов,

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений.

На противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт прокурор п риносит протест, а на содержащий коррупциогенные факторы - требование об их устранении, которые подлежат рассмотрению в 10-дневный срок, а коллегиальным органом - на его ближайшем заседании.

В целях устранения нарушений закона, из причин и условий, а также привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности прокурор вносит представление должностному лицу, подлежащее рассмотрению в 30-дневный срок.

В целях привлечения виновного лица к административной ответственности прокурор выносит постановление.

О недопустимости нарушения закона прокурор объявляет должностному лицу предостережение.

При установлении признаков состава уголовного преступления, прокурор выносит постановление в порядке ст. 37 УПК РФ и направляет его для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

В целях защиты граждан прокурор также вправе обратиться с заявлением (иском) в суд.

Также прокурор осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Во всех лиц случаях прокурор может защищать интересы граждан в судебном порядке?

К сожалению, нет. Если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, согласно ст. 45 ГПК и ст. 98 КАС РФ заявление или административное заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, если основанием для него является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых:

- социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- защиты семьи, материнства, отцовства и детства;

- социальной защиты, включая социальное обеспечение;

- обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;

- охраны здоровья, включая медицинскую помощь;

- обеспечения права на благоприятную окружающую среду;

Прокурор в обязательном порядке вступает в процесс и даёт заключение по делам: о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, о лишении или ограничении родительских прав, об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными, об обязательных обследовании, лечении или госпитализации больного туберкулёзом, или для оказания психиатрической помощи .

На незаконное или необоснованное судебное постановление (решение, приговор , определение) прокурор приносит апелляционное, кассационное, частное или надзорное представление (жалобу) в вышестоящий суд.


Согласитесь, что не может быть демократическим неправовое государство. Обеспечение принципа верховенства права невозможно без сильной независимой судебной власти и контроля со стороны прокуратуры. Давайте поговорим об этом более подробно.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Судебная власть и прокуратура"

Не может быть демократическим неправовое государство. Обеспечение принципа верховенства права невозможно без сильной независимой судебной власти.

Судебная власть – это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

Что собой представляет судебная система России? Каковы её основные принципы и структура?

Согласно конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, а сама судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Согласно конституции, судебную систему Российской Федерации составляют:

· Конституционный суд Российской Федерации – рассматривает дела, связанные с определением соответствия нормативно-правовых актов Конституции России;

· Верховный суд Российской Федерации – высший судебный орган государства как по делам общей юрисдикции, так и по разрешению экономических споров;

· федеральные суды общей юрисдикции – рассматривают уголовные, административные, гражданские и другие дела;

· арбитражные суды – разбирают судебные споры, связанные с предпринимательской и иной хозяйственной деятельностью;

· мировые судьи субъектов Российской Федерации – осуществляющие свои полномочия на территории судебного участка в составе судебного района, входящие в единую систему судов общей юрисдикции и занимающие положение первого (низового) звена этой системы.

В конституции отдельно оговорено, что создание чрезвычайных судов не допускается.

Чрезвычайный суд ещё называют военно-полевым трибуналом. Это особое судопроизводство, которое действует вне норм уголовного законодательства. Суть чрезвычайных судов – максимально упрощённое (ускоренное) судопроизводство, носящее карательный характер.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда, Верховного суда и иных федеральных судов устанавливаются конституцией и федеральным конституционным законом.

Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

К кандидатам на должность судьи предъявляются особые требования, так, судьями могут быть граждане Российской Федерации:

· достигшие 25 лет;

· имеющие высшее юридическое образование;

· имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;

· постоянно проживающие в Российской Федерации;

· не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Согласно Конституции, федеральным законом также могут быть установлены и дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Судьи имеют одинаковый статус на всей территории России:

· Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.


Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, стороны судебного процесса имеют одинаковые права представлять суду свидетелей, вещественные доказательства, документы, толковать правовые нормы и так далее.

В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Суд присяжных — это институт судебной системы, состоящий из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права.

Следует понимать, что решения присяжные во всех случаях принимают независимо от мнения и позиции профессиональных судей.

Сам же суд не является одной из сторон процесса. Он не ищет доказательства вины или невиновности, а объективно оценивает те, что представили стороны.

Также суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Стоит отметить, что в тексте конституции из всей судебной системы отдельное внимание уделено Конституционному и Верховному судам.

Согласно конституции, Конституционный суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в стране, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции на всей территории Российской Федерации.


Конституционный суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного суда Российской Федерации и его заместителя.

Конституционный суд по запросам президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, правительства, Верховного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации, а именно:

· федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов президента, Совета Федерации, Государственной Думы и правительства;

· конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов федерации;

· договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации и договоров между органами государственной власти субъектов федерации;

· не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

· по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан –

конституционность законов и иных нормативных актов, применённых в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

· по запросам судов – конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах, подлежащих применению в конкретном деле;

Конституционный суд по запросам президента, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства, органов законодательной власти субъектов федерации также даёт толкование норм Конституции Российской Федерации.

Кроме того, конституционный суд:

· по запросу президента проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов до их подписания президентом;

· по запросу президента в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации);

· в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем конституции, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.

Под публичным порядком понимают основы правопорядка того или иного государства, фундаментальные правовые принципы, обладающие в этом государстве высшей императивностью, то есть требующий безусловного подчинения, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью.

Только после решения Конституционного суда акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие конституции международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным судом, не подлежат применению в ином истолковании.


Конституционный суд по запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президента п либо президента, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный суд вправе осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом.

Верховный суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

В конституции также оговорён и порядок назначения судей, так Советом Федерации по представлению президента назначаются:

· Председатель Конституционного суда;

· Заместитель председателя Конституционного суда;

· Судьи Конституционного суда;

· Председатель Верховного суда;

· Заместители председателя Верховного Суда;

· судьи Верховного суда.

Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Ряд положений конституции посвящён и прокуратуре Российской Федерации.

Согласно конституции, Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.


Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравнённые к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности президентом, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравнённые к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Правосудие в России осуществляется только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. Рассмотрение дел во всех судах открытое. Судопроизводство базируется на принципах состязательности (с участием адвоката и прокурора) и равноправия сторон. Конституция РФ восстановила возможность участия присяжных заседателей в судопроизводстве в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например, в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

Федеральными судами являются:

• Конституционный Суд РФ;

• Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

К судам субъектов РФ относятся:

• конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

• мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ (состоит из 19 судей) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ и других актов. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; даёт толкование Конституции РФ и выполняет другие предусмотренные Конституцией полномочия.

Являясь высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (общегражданских и военных) и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд РФ рассматривает отнесённые к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный (городской) суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа.

Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Предполагается, что со временем большинство гражданских, административных и уголовных дел будут рассматриваться мировыми судьями (менее сложные дела) и районными судами (более сложные дела).

Судьи Конституционного Суда и Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

Прокуратура РФ не входит в систему судебной власти. Она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. Прокуратура образует самостоятельную единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Последний назначается на должность и освобождается от неё Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с её субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.




Являясь важным органом укрепления законности и охраны правопорядка, прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности.

Прокуратура независима от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Следственный комитет проводит оперативное расследование в соответствии с полномочиями, установленными российским законодательством.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Объясните, как осуществляется правосудие в России.

2. Охарактеризуйте источники, на основании положений которых реализуется судебная власть в России.

3. Классифицируйте в схематичном виде суды Российской Федерации и её субъектов.

4. Дайте характеристику Конституционного Суда РФ, его компетенции; приведите примеры его деятельности.

5. Определите компетенцию Верховного Суда РФ.

6. Охарактеризуйте сферу полномочий суда присяжных; приведите примеры его деятельности.

7. Рассмотрите компетенцию районного суда, мирового судьи.

8. Классифицируйте в таблице функции Прокуратуры РФ.

9. Охарактеризуйте деятельность Следственного комитета.

10*. Кто может стать судьёй?

11. Почему статус судьи так подробно прописан в Конституции РФ? Обоснуйте свой ответ.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Наряду со строжайшей дисциплиной (неукоснительным соблюдением и исполнением обязанностей) законность включает также следующие требования:

равенство всех перед законом: никто, ни одно лицо не имеет перед законом никаких преимуществ, привилегий;

обеспечение полного и реального осуществления субъективных прав: в той мере, в какой люди должны исполнять свои обязанности, им в условиях строжайшей законности предоставлены возможности и для беспрепятственного использования субъективных прав;

эффективная работа органов прокурорского надзора и правосудия, последовательная борьба со всякого рода нарушениями права: правонарушения должны своевременно вскрываться, пресекаться, неотвратимо влечь за собой юридическую ответственность.

(С. Алексеев, правовед).

ИССЛЕДУЕМ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Конституция Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ

1. Могут ли присяжные заседатели честно работать в условиях криминального беспредела?

2. Почему заочное разбирательство уголовных дел признано грубым нарушением прав человека?

3. Как обеспечить безопасность свидетелей, дающих в суде показания против организованной преступности?

ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Независимость судебной власти: миф или реальность?

2. Деятельность Конституционного Суда РФ: значение и роль.

Правосудие в России осуществляется только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. Рассмотрение дел во всех судах открытое. Судопроизводство базируется на принципах состязательности (с участием адвоката и прокурора) и равноправия сторон. Конституция РФ восстановила возможность участия присяжных заседателей в судопроизводстве в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например, в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

Федеральными судами являются:

• Конституционный Суд РФ;

• Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

К судам субъектов РФ относятся:

• конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

• мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ (состоит из 19 судей) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ и других актов. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; даёт толкование Конституции РФ и выполняет другие предусмотренные Конституцией полномочия.

Являясь высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (общегражданских и военных) и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд РФ рассматривает отнесённые к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный (городской) суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа.

Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Предполагается, что со временем большинство гражданских, административных и уголовных дел будут рассматриваться мировыми судьями (менее сложные дела) и районными судами (более сложные дела).

Судьи Конституционного Суда и Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

Прокуратура РФ не входит в систему судебной власти. Она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. Прокуратура образует самостоятельную единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Последний назначается на должность и освобождается от неё Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с её субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Являясь важным органом укрепления законности и охраны правопорядка, прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности.

Прокуратура независима от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Следственный комитет проводит оперативное расследование в соответствии с полномочиями, установленными российским законодательством.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Объясните, как осуществляется правосудие в России.

2. Охарактеризуйте источники, на основании положений которых реализуется судебная власть в России.

3. Классифицируйте в схематичном виде суды Российской Федерации и её субъектов.

4. Дайте характеристику Конституционного Суда РФ, его компетенции; приведите примеры его деятельности.

5. Определите компетенцию Верховного Суда РФ.

6. Охарактеризуйте сферу полномочий суда присяжных; приведите примеры его деятельности.

7. Рассмотрите компетенцию районного суда, мирового судьи.

8. Классифицируйте в таблице функции Прокуратуры РФ.

9. Охарактеризуйте деятельность Следственного комитета.

10*. Кто может стать судьёй?

11. Почему статус судьи так подробно прописан в Конституции РФ? Обоснуйте свой ответ.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Наряду со строжайшей дисциплиной (неукоснительным соблюдением и исполнением обязанностей) законность включает также следующие требования:

равенство всех перед законом: никто, ни одно лицо не имеет перед законом никаких преимуществ, привилегий;

обеспечение полного и реального осуществления субъективных прав: в той мере, в какой люди должны исполнять свои обязанности, им в условиях строжайшей законности предоставлены возможности и для беспрепятственного использования субъективных прав;

эффективная работа органов прокурорского надзора и правосудия, последовательная борьба со всякого рода нарушениями права: правонарушения должны своевременно вскрываться, пресекаться, неотвратимо влечь за собой юридическую ответственность.

(С. Алексеев, правовед).

ИССЛЕДУЕМ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Конституция Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ

1. Могут ли присяжные заседатели честно работать в условиях криминального беспредела?

2. Почему заочное разбирательство уголовных дел признано грубым нарушением прав человека?

3. Как обеспечить безопасность свидетелей, дающих в суде показания против организованной преступности?

Накал обсуждений поправок не стихает, день голосования неумолимо приближается. К этому дню мы должны быть во всеоружии, должны понимать содержание поправок и сделать правильный выбор. Рассматриваем поправки, касающиеся судебной власти и прокуратуры - ст. 118 , ст. 119 , ст. 125 , ст. 126 , ст. 128 . Далее, выделенный текст - вносимые изменения в Конституцию.

ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА

О судебной системе Российской Федерации

статья 118 (в части 2 и 3 внесены изменения) :

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного , административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации . Создание чрезвычайных судов не допускается.

Это технические правки. У вас есть, что возразить? Я нигде не нашёл обсуждений по этой поправке. Это понятно, обсуждать здесь нечего.

О судьях Российской Федерации

статья 119 (внесены изменения) :

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации .

Данная статья дублирует статью 4 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) " О статусе судей в Российской Федерации ":

При этом появляются новые требования. О них почему-то умалчивают противники. Они говорят, что нет смысла в этой поправке, потому что уже есть закон. Но согласитесь, поправка полнее статьи закона.

О формировании, правах и обязанностях Конституционного Суда Российской Федерации

статья 125 (внесены изменения в части 1, 2, 4, 6, 7, дополнена новыми частями 51, 8) :

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации . Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных конституционных законов , федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу;
не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий , в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

По этой поправке нам говорят, что КС хотят лишить независимости. Где вы это увидели, господа? Господа отвечают, что в связи с поправками будут большие изменения в соответствующих нормативных актах и из них, якобы могут убрать признаки самостоятельности и независимости КС. Во-первых, не уберут. Какой в этом смысл? Во-вторых, если уберут, ну и что? Ведь, есть Конституция. Вот у них такой бред-бред.

Также не нравится предельный возраст Председателя КС - 77 лет. Вам не нравится, а мне нравится. А по существу есть что-то?

Так же протестуны исходят из предположения, что Председатель КС будет креатурой Президента. И из кожи вон лезут, чтобы притянуть поправки к своему предположению. А если не будет? А если, наоборот, будет, то что из того? Опять бред-бред.

Не нравится протестунам и п. 5-1 б. А не нравится потому, что любое положение, не соответствующее Конституции или весь договор государство, после соответствующего заключения КС, может не применять или применять, но так как нам выгодно. А у нас же и так отношения со всеми не очень. А чтобы были нормальные отношения, надо исполнять, служить (может и пресмыкаться). Короче, бесятся сильно. А мне нормально.

О Верховном Суде Российской Федерации

статья 126 (внесены изменения) :

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам , образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики .

Ничего особенного в этой поправке нет.

О порядке формирования судов Российской Федерации

статья 128 (внесены изменения) :

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Правка техническая. Но ещё до изменений, при обсуждении этой статьи Конституции звучало то, что Путин назначает судей и тем самым судьи становятся зависимыми от него. Видимо, этот процесс представляется им так: пошел к Путину претендент на вакансию судьи, договорился и Путин назначил. И теперь какой-нибудь судья какой-нибудь Нижней Кулейки, по приказанию Путина, сделает для него всё что угодно. А для грамотных протестунов эта статья интереса не представляет.

Читайте также: