Суд над галилеем кратко

Обновлено: 04.07.2024

Поэ­ти­че­ский образ, конечно, кра­си­вый. Но не более того. Почему? Потому что ничего этого не было: ни рас­ка­лен­ного железа, ни низ­кого камен­ного свода. Ни даже ожи­да­ния отре­че­ния. Иными сло­вами, кем-кем, а муче­ни­ком Гали­лео не был. Однако обо всем по порядку.

Конечно, Гали­лей гораздо лучше папы пони­мал гра­ницы сфер ком­пе­тен­ции науки и рели­гии, поэтому в книге не было ни ума­ле­ния науки, ни оскорб­ле­ния рели­гии. Однако папа – и небез­осно­ва­тельно: ему же обе­щали! – почув­ство­вал себя оби­жен­ным. Полу­ча­лось, что Гали­лей лож­ными обе­ща­ни­ями выма­нил право на пуб­ли­ка­цию книги, текст кото­рой явно отли­чался от бла­го­слов­лен­ного папой. Разве мог после этого ученый ожи­дать какой-то другой реак­ции, кроме вос­по­сле­до­вав­шей? Во-первых, Гали­лей нару­шил свое обе­ща­ние 1616 года, во-вторых – пред­пи­са­ние Декрета Индекса запре­щен­ных книг, в кото­ром учение Копер­ника было объ­яв­лено ложным. Обви­не­ния в этих двух нару­ше­ниях и стали осно­вой инкви­зи­тор­ского рас­сле­до­ва­ния. Кроме того, Гали­лей посту­пил с самим папой, мягко говоря, не по-дру­же­ски. Конечно, все это ни в коей мере не оправ­ды­вает дей­ствий инкви­зи­ции, но давайте будем реа­ли­стами: на дворе стояла первая поло­вина сем­на­дца­того века. Не так давно люди за гораздо мень­шие про­вин­но­сти лиша­лись жизни. Поэтому если и при­хо­дится чему-то удив­ляться, так это не тому, что реак­ция Вати­кана была нега­тив­ной, а тому, что она все же была… довольно мягкой! И наука здесь не при чем.

Когда папа вызвал Гали­лея в Рим, тот наивно про­дол­жал счи­тать это недо­ра­зу­ме­нием и был уверен в том, что ему удастся пере­убе­дить ста­рого друга. Поэтому вся­че­ски оття­ги­вал свой приезд, про­ду­мы­вая аргу­мен­та­цию и, веро­ятно, наде­ясь, что ситу­а­ция может раз­ре­шиться сама собой. Однако Гали­лей явно пере­оце­нил бла­го­склон­ность папы и, говоря совре­мен­ным языком, либе­раль­ность и широту его воз­зре­ний: пред­пи­са­ния явиться в Рим ста­но­ви­лись все насто­я­тель­нее и жестче. Вместе с тем, полу­чив 1 октября 1632 при­ка­за­ние при­быть в сто­лицу, Гали­лей появился в Риме только 13 фев­раля 1633 года, ссы­ла­ясь на болезнь. В скоб­ках заме­тим, что эта отсрочка не при­вела к каким-то допол­ни­тель­ным репрес­сиям со сто­роны Церкви.

Однако когда уче­ному прямо дали понять, что копер­ни­кан­ство – далеко не самое зна­чи­тель­ное обви­не­ние из воз­мож­ных, что речь идет о серьез­ных вещах, затра­ги­ва­ю­щих основы веры, Гали­лей частично осо­знал весь дра­ма­тизм ситу­а­ции. Не исклю­чено, что он вспом­нил судьбу Джор­дано Бруно, кото­рый помимо гелио­цен­тризма, не являв­ше­гося ересью в стро­гом смысле слова, отста­и­вал истин­ность… древ­ней еги­пет­ской рели­гии! В вопро­сах веры спо­рить с инкви­зи­цией было опасно для здо­ро­вья. Поэтому, повто­ряем, без осо­бого нажима со сто­роны сле­до­ва­те­лей Гали­лео согла­сился пуб­лично отка­заться от своего учения.

А споры по поводу сфер ком­пе­тен­ции рели­гии и науки не ути­хают до сих пор…

Дело Галилея: гениальный ученый, ставший еретиком

Галилей родился в 1564 году в итальянском городе Пиза. В 18 лет он последовал совету отца и стал изучать медицину в Пизанском университете. Именно здесь Галилей заинтересовался физикой и математикой. Однако из-за финансовых проблем начинающему ученому пришлось оставить университет, что не помешало ему самостоятельно исследовать механику.

В 1589 году Галилей вернулся в Пизанский университет в качестве преподавателя математики. К этому времени относятся знаменитые опыты Галилея, которые он ставил, бросая различные тела с Пизанской башни, чтобы проверить, падают ли они в соответствии с учением Аристотеля — тяжелые быстрее, чем легкие.

Позднее Галилей перешёл в Падуанский университет, где преподавал геометрию, механику и астрономию. Это время когда Галилей начал совершать научные открытия. Он заложил основы современной механики, выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок.

Историческая справка:

Основа мировоззрения Галилея — признание объективного существования мира, то есть его существования вне и независимо от человеческого сознания. Мир бесконечен, считал он, материя вечна. Во всех процессах, происходящих в природе, ничто не уничтожается и не порождается — происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из абсолютно неделимых атомов, её движение — единственное, универсальное механическое перемещение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Всё в природе подчинено строгой механической причинности. Подлинную цель науки Галилей видел в отыскании причин явлений. Он считал, что познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень знания. Исходным пунктом познания природы Галилей считал наблюдение, основой науки — опыт.

С 1606 года Галилей серьезно занялся астрономией и создал телескоп с увеличением в 32 раза. В ночь на 7 января 1610 года он направил телескоп на небо. Когда ученые подробно рассмотрел лунную поверхность, то пришел к мысли о том, что она похожа на Землю, а это противоречило религиозным догмам и учению Аристотеля об особом положении Земли среди небесных тел.

Галилей открыл четыре спутника Юпитера, что также не соответствовало учению Аристотеля. Он выяснил, что Солнце вращается вокруг своей оси. Галилей сделал вывод, что вращение вокруг оси свойственно всем небесным телам и о том, что гелиоцентрическая система мира, предложенная Коперником, является единственно верной.

Процесс

В 1613 году стало известно письмо Галилея к аббату Кастелли, в котором он защищал взгляды Коперника. Письмо послужило поводом для прямого доноса на Галилея в инквизицию.

В 1616 году одиннадцать известных богословов рассмотрели учение Коперника и пришли к выводу о его ложности. Галилея вызвали в Рим и потребовали прекратить пропаганду своих взглядов, чему он вынужден был подчиниться.

Несмотря на то, что издание книги было разрешено папой Урбаном VIII, другом Галилея, через несколько месяцев продажу книги запретили, а Галилея вызвали в Рим на суд, куда он прибыл в феврале 1633 года.

Следствие тянулось с 21 апреля по 21 июня 1633 года. 22 июня почти на том же самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор Галилею, стоя на коленях, пришлось произнести предложенный ему текст отречения.

В последние годы жизни ему пришлось работать в тяжелейших условиях. На своей вилле Арчертри во Флоренциии он находился под домашним арестом и постоянным надзором инквизиции. Ему не разрешалось посещать город, то есть Рим. В 1634 году умерла любимая дочь Галилея, ухаживавшая за ним.

Галилео Галилей умер 8 января 1642 года, его похоронили в Арчертри, без почестей и надгробия. В 1737 году была исполнена последняя воля Галилея — его прах был перенесён в монашеский придел собора Санта Кроче во Флоренции, где 17 марта он был торжественно погребён рядом с Микеланджело.

Реабилитация

В 1981 году папа Иоанн Павел II учредил специальную комиссию из богословов, историков и ученых, задачей которой было установить, не были ли допущены ошибки в следствии над Галилеем. Спустя несколько лет комиссия во главе с президентом папского Совета по культуре кардиналом Полем Пупаром предоставила результаты своей работы.

Неожиданная версия

Документ, датированный 22 апреля 1633 года, представляет собой послание комиссара инквизиции Винченцо Макулано да Фиренцуолы кардиналу Франческо Барберини. Автор письма передает кардиналу Барберини озабоченность папы Урбана VIII здоровьем обвиненного в ереси астронома и просит поскорее завершить следствие по делу Галилея.

Видеодосье:

Великий ученый Галилео Галилей (документальный фильм)

Это правило, друзья,
Выучить несложно:
Обижать друзей нельзя,
Даже если можно!

История очень романтичная, яркая, вызывающая благородный гнев. Истинный Учёный, окружённый в тёмном подвале подлыми душителями Науки и Знания. Но. Всё настолько картинно, что невольно возникает сомнение – а было ли всё на самом деле так?

Потому что другой древнегреческий астроном – Клавдий Птолемей – не просто высказал гипотезу и предложил свою систему мира, а создал мощный, точный и гибкий математический аппарат . Формулы, которые позволяли предсказывать положение планет на сотни и тысячи лет вперёд! Формулы, по которым можно было составлять мореходные таблицы и прокладывать торговые пути. Таблицами Птолемея (с исправлениями) астрономы, путешественники и моряки пользовались вплоть до XVII века!

А церковь? В 1533 году римский папа Климент VII в компании двух кардиналов прослушал лекцию немецкого богослова Иоганна Видманнштеттера – лекция была посвящена. теории Коперника! Причём папе она очень понравилась – он щедро одарил лектора и отметил важность работы Коперника для всё той же календарной реформы.

Итак, промежуточные итоги.

4. Католической церковью теория Коперника (который был прекрасно известен в Риме) была воспринята вполне благожелательно .

Однако продолжим. Теперь чуточку поговорим о самой тогдашней католической церкви. Начнём с того, что XVI век для неё был очень непростым, если не сказать – провальным по всем статьям. Именно в XVI веке по всей Европе началась антикатолическая реформация – собственные церкви создали и Мартин Лютер в Германии, и Жан Кальвин во Франции и Швейцарии, и даже король Генрих VIII в Англии.

Вот они, настоящие "сотрясатели основ": Мартин Лютер, Жак Ковэн (Кальвин), Генрих VIII (а вовсе не Галилей и не Коперник)

Вот они, настоящие "сотрясатели основ": Мартин Лютер, Жак Ковэн (Кальвин), Генрих VIII (а вовсе не Галилей и не Коперник)

От Рима отпадали целые государства, в Европе шли непрерывные и кровавые конфликты – одни только религиозные войны во Франции чего стоили! Долгих 50 лет католики резали кальвинистов-гугенотов (вспомним печально знаменитую Варфоломеевскую ночь), а гугеноты не менее жестоко убивали католиков. А теперь представьте себе – насколько в такой ситуации священников могли интересовать астрономия и физика?

Так что к нашим предыдущим четырём пунктам можем смело добавить:

Короче говоря, Галилей умудрился постепенно поссориться практически со всеми – и с философами, и с астрономами (Грацци, Риччоли, Шейнером, список длинный), и – главное! – с могущественным орденом иезуитов. В инквизицию начали поступать доносы от врагов учёного, с каждым годом их становилось всё больше.

12 апреля 1633 года состоялся первый допрос Галилео Галилея
в суде Святой инквизиции в Риме.
Галилей провел в заключении 18 дней: с 12 по 30 апреля.
Процесс закончился отречением и публичным покаянием Галилея
22 июня 1633 года в церкви Maria Sopra Minerv.


Жизнь до процесса

Карьера Галилея развивалась стремительно. Он занимался многими областями математики, механики и астрономии, и совершил такое количество открытий, что даже перечислить их трудно. Альберт Эйнштейн назвал Галилея отцом современной науки, и в этом нет преувеличения. Галилей не просто проводил блистательные исследования, он закладывал те основы, которые определяют науку и по сей день. Галилей первым отчетливо осознал важность эксперимента и доказал эффективность научного опыта; первым направил на небо 32-кратную зрительную трубу и увидел пятна на Солнце, горы на Луне, спутники Юпитера, фазы Венеры и столько необычайного, что родилась современная наблюдательная астрономия; он первым пришел к пониманию бесконечности, как основы математического анализа, и хотя не нашел нужного вычислительного аппарата, за ним последовали его ученик Кавальери, а потом Ньютон и Лейбниц.

Одной из своих важнейших задач Галилей считал пропаганду и доказательство системы Коперника. До 1616 года никакого особенного риска в отстаивании гелиоцентрической системы не было. Книга Коперника, в которой предполагалось, что в центре Вселенной покоится Солнце, а Земля вращается вокруг него на третьем небе, вышла в 1543 году. Ее автором был каноник, издал ее почтенный теолог, посвящена книга Папе Павлу III.

Пьетро да Кортона. Папа Урбан VIII. 1627 год

Более того, католическая церковь неоднократно прямо высказывала свое положительное отношение к гелиоцентрической системе. Галилей любил цитировать кардинала Барония, говорившего, что Библия учит тому, как взойти на небо, а не тому, как устроено небо. А Папа Урбан VIII — друг Галилея, один из самых просвещенных людей своего времени, говорил, что у католической церкви много догматов, но догмата о том, что Земля находится в центре Вселенной — нет.

И тем не менее в 1616 году книга Коперника была внесена Индекс запрещенных книг, правда только во вторую его часть, куда заносили книги, которые издавать можно, но только после внесения необходимых поправок. Кардинал Бартемини официально предупредил Галилея, что если он продолжит отстаивать учение Коперника, у него могут быть неприятности. Кардинал писал, что и система Коперника, и система Птолемея могут рассматриваться как допустимые математические модели, а вот претендовать на понимание того, как все устроено на самом деле, ученому не следует. Внушение было достаточно строгим, и Галилей согласился.

Но 69-летний Галилей получает предписание явиться в Рим для расследования его дела в Святой инквизиции.


За что судили Галилея

У Галилея был покровитель — его ученик, герцог Тосканы Фердинанд II, который никогда не оставлял своего учителя заботой и опекой. Сурово осудить Галилея для Рима значило испортить отношения с могущественным соседом.

Не вполне понятно, кому и зачем понадобился этот процесс над знаменитым, престарелым ученым.

Никаких надежных подтверждений, что существовало такое обвинение, нет. Впрочем, если дело действительно обстояло так, сами судьи должны были позаботиться, чтобы не осталось никаких документов, а желательно и свидетелей — ведь инквизиторы шли на прямой подлог.

Каковы бы ни были причины процесса над Галилеем, последствия этого суда были печальны. Наука и католическая церковь оказались в жестком противостоянии. Научная мысль на юге Европы постепенно замерла, и центры развития науки переместились в протестантские страны, где идеи Галилея были подхвачены и развиты.

В 1979 году по инициативе Папы Иоанна Павла II была создана комиссия по реабилитации Галилея, и 31 октября 1992 года Папа официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку.


Процесс Галилея — инквизиционный процесс над 70-летним физиком и астрономом Галилео Галилеем, состоявшийся в 1632 году в Риме. Галилей был обвинён в публичной поддержке запрещённой гелиоцентрической системы мира Николая Коперника, которую католическая церковь ранее осудила как еретическое учение. В результате процесса, несмотря на согласие отречься от коперниканства и покаяться, Галилей был приговорён к пожизненному заключению в тюрьме, которое вскоре было заменено на домашний арест и пожизненный надзор инквизиции.

Процесс Галилея впоследствии стал символом противостояния науки и религии — или, в более широком смысле, свободомыслия и догматического (политического или религиозного) учения, претендующего на абсолютную духовную монополию; [1] ссылка на этот процесс часто используется как аргумент в полемике на подобные темы.

Содержание

Предыстория

Позицию церкви проясняет письмо влиятельного кардинала Беллармино [3] , направленное 12 апреля 1615 года теологу Паоло Антонио Фоскарини, защитнику коперниканства. [4] Кардинал поясняет, что церковь не возражает против трактовки коперниканства как удобного математического приёма, но принятие его как реальности означало бы признание того, что прежнее, традиционное толкование библейского текста было ошибочным. А это, в свою очередь, пошатнёт авторитет церкви:

Primo, dico che V. P. et il Sig.r Galileo facciano prudentemente a contentarsi di parlare ex suppositione e non assolutamente, come io ho sempre creduto che habbia parlato il Copernico. Perché il dire, che supposto che la Terra si muova e il Sole sia fermo si salvano tutte le apparenze meglio che con porre gli eccentrici et epicicli, è benissimo detto, e non ha pericolo nessuno; e questo basta al mathematico: ma volere affermare che realmente il Sole stia nel centro del mondo e solo si rivolti in sé stesso senza correre dall'oriente all'occidente, e che la Terra stia nel 3° cielo e giri con somma velocità intorno al Sole, è cosa molto pericolosa non solo d'irritare i filosofi e theologici scolastici, ma anco di nuocere alla Santa Fede con rendere false le Scritture Sante.
Secondo, dico che, come lei sa, il Concilio prohibisce le scritture contra il commune consenso de' Santi Padri; e se la P. V. vorrà leggere non dico solo li Santi Padri, ma li commentarii moderni sopra il Genesi, sopra li Salmi, sopra l'Ecclesiaste, sopra Giosuè, troverà che tutti convengono in esporre ad literam ch'il Sole è nel cielo e gira intorno alla Terra con somma velocità, e che la Terra è lontanissima dal cielo e sta nel centro del mondo, immobile. Consideri hora lei, con la sua prudenza, se la Chiesa possa sopportare che si dia alle Scritture un senso contrario alli Santi Padri et a tutti li espositori greci e latini.

Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира — мнение нелепое, ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно прямо противоречит Св. Писанию.
Утверждать, что Земля не находится в центре мира, что она не остаётся неподвижной и обладает даже суточным вращением, есть мнение столь же нелепое, ложное с философской и греховное с религиозной точки зрения.

…Чтобы никто отныне, какого бы он ни был звания и какое бы ни занимал положение, не смел печатать их или содействовать печатанию, хранить их у себя или читать, а всем, кто имеет или впредь будет иметь их, вменяется в обязанность немедленно по опубликовании настоящего декрета представить их местным властям или инквизиторам.

Ещё до опубликования декретов Галилей был вызван к вышеупомянутому Беллармино, главе инквизиции, и предупреждён: против него уже давно заведено дело по подозрению в ереси, но ему не будет дан ход, однако всякая пропаганда гелиоцентризма с этого момента должна быть прекращена.

Церковный запрет гелиоцентризма, в истинности которого Галилей был убеждён, был неприемлем для учёного. Он вернулся во Флоренцию и стал размышлять, как, формально не нарушая запрета, продолжать защиту истины. В конце концов он решил издать книгу, содержащую нейтральное обсуждение разных точек зрения. Он писал эту книгу 16 лет, собирая материалы, оттачивая аргументы и выжидая благоприятного момента.

Процесс

Мотивация устроителей

В 1623 году новым Папой, под именем Урбан VIII, был избран кардинал Маттео Барберини, давний знакомый и почитатель Галилея, автор стихотворной оды в честь учёного. В апреле 1624 года Галилей поехал в Рим, надеясь добиться отмены эдикта 1616-го года. Он был принят со всеми почестями, награждён подарками и лестными словами, однако в главном вопросе ничего не добился. Эдикт был отменён только два столетия спустя, в 1818 году.


Большинство биографов Галилея сходится во мнении, что в простаке-Симпличио римский Папа узнал самого себя, свои аргументы (из прежних бесед его с Галилеем), и посчитал это личным оскорблением. Историки отмечают такие характерные черты Урбана, как деспотизм, упрямство и невероятное самомнение. Сам Галилей позже считал, что инициатива процесса принадлежала иезуитам, которые представили Папе крайне тенденциозный донос о книге Галилея (см. ниже письмо Галилея к Диодати).

После неудачных попыток добиться отсрочки по причине плохого здоровья и продолжающейся эпидемии чумы (Урбан на это пригрозил доставить его насильно в кандалах) Галилей подчинился, отбыл положенный чумной карантин и прибыл в Рим 13 февраля 1633 года. Никколини, по указанию герцога Фердинанда II, поселил его в тосканском посольстве.

Судебное следствие

Добившись приезда Галилея, инквизиция тем не менее не спешила с его вызовом. Первый допрос состоялся только спустя 2 месяца, 12 апреля 1633 года. Следствие тянулось с 21 апреля по 21 июня.

На первом допросе Галилею предъявили обвинение по нескольким пунктам, основными из которых были: [13]

  • Галилей в своей книге излагает запрещённое учение как истинное и приводит многочисленные аргументы в его защиту;
  • он не полностью исполнил указания цензора и ввёл его в заблуждение относительно направленности книги.


По окончании допроса обвиняемого взяли под арест. Галилей провёл под арестом всего 18 дней (с 12 по 30 апреля 1633 года) — эта необычная снисходительность, вероятно, была вызвана согласием Галилея покаяться, а также влиянием тосканского герцога Фердинанда II, непрестанно хлопотавшего о смягчении участи своего старого учителя. Принимая во внимание его болезни и преклонный возраст, в качестве тюрьмы была использована одна из служебных комнат в здании инквизиционного трибунала. [15]


Историки исследовали вопрос, применялась ли к Галилею пытка в период заключения. К сожалению, документы процесса опубликованы Ватиканом не полностью, а то, что увидело свет, возможно, подверглось предварительному редактированию. [16] Тем не менее в приговоре инквизиции были обнаружены следующие слова: [5]

Заметив, что ты при ответах не совсем чистосердечно признаёшься в своих намерениях, мы сочли необходимым прибегнуть к строгому испытанию.

Cum vero nobis videretur non esse a te integram veritatem pronunciatam circa tuam intentionem: judicavimus necesse esse venire ad rigorosum examen tui, in quo (absque praejudicio aliquo eorum, quae tu confessus es, et quae contra te deducta sunt supra, circa dictam tuam intentionem) respondisti Catholice.

Достопочтенный брат Винченцо Макулано да Фиренцуола, Генеральный секретарь святой Римской и всемирной Инквизиции, ввиду плохого здоровья и преклонного возраста, вышеупомянутого Галилео Галилея, посоветовавшись сначала со Святейшим [Папой], приказал ему жить во дворце посла великого герцога Этрурии [Тосканы], объяснив ему, что названный дворец должен служить местом заключения, и что он не должен разговаривать ни с кем, кроме слуг и жильцов названного дворца, и являться в Инквизицию по всякому требованию под страхом наказания по усмотрению Святой Конгрегации.

Ознакомившись со всем ходом дела и выслушав показания, Святейший определил допросить Галилея под угрозой пытки и, если устоит, то после предварительного отречения как сильно подозреваемого в ереси… приговорить к заключению по усмотрению Святой Конгрегации. Ему предписано не рассуждать более письменно или устно каким-либо образом о движении Земли и о неподвижности Солнца… под страхом наказания как неисправимого.

Этот документ содержит следы редактирования, и немецкий исследователь Вольвиль высказал предположение, что в подлинном тексте предписывалось применить пытку, а не угрозу пытки. [20]

Последний допрос Галилея состоялся 21 июня. Галилей подтвердил, что согласен покаяться; на этот раз его не отпустили в посольство и снова взяли под арест.

Приговор

Приведём текст приговора с незначительными сокращениями: [21]

Копии приговора по личному распоряжению Папы Урбана были разосланы во все университеты католической Европы. [22]

Отречение

После оглашения приговора Галилей зачитал текст отречения: [12]

Я, Галилео Галилей, сын Винченцо Галилея, флорентинец, на семидесятом году моей жизни лично предстоя перед судом, преклонив колена перед вами, высокие и достопочтенные господа кардиналы Вселенской христианской республики, имея перед очами Святое Евангелие, которого касаюсь собственными руками, клянусь, что всегда веровал, теперь верую и при помощи Божией впредь буду верить во всё, что содержит, проповедует и чему учит святая Католическая и Апостольская Церковь. Но так как от сего Святого судилища мне было давно уже сделано законное внушение, дабы я покинул ложное мнение, полагающее Солнце в центре Вселенной и неподвижным, дабы не держался этого мнения, не защищал его, не учил ему каким бы то ни было способом, ни устно, ни письменно, а я между тем сочинил и напечатал книгу, в которой излагаю осуждённое учение и привожу в пользу его сильные доводы, хотя и не привожу окончательного заключения, то вследствие сего признан я находящимся под сильным подозрением в ереси, то есть что думаю и верю, будто Солнце есть центр Вселенной и неподвижно, Земля же не центр и движется.
Посему, желая изгнать из мыслей ваших, высокопочтенные господа кардиналы, равно как и из ума всякого истинного христианина, это подозрение, законно против меня возбуждённое, от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь, заблуждение или секту, не согласную со Св. Церковью.
Клянусь впредь никогда не говорить и не рассуждать, ни устно, ни письменно, о чем бы то ни было, могущем восстановить против меня такое подозрение; когда же узнаю кого-либо, одержимого ересью или подозреваемого в ней, то о таком обязуюсь донести сему Св. судилищу или же инквизитору, или ординарию ближайшего места. Кроме того, клянусь и обещаю уважать и строго исполнять все наказания и исправления, которые наложило или наложит на меня сие Св. судилище.
В случае нарушения мною (да хранит меня Бог) чего-либо из этих слов, свидетельств, клятв и обещаний подвергаюсь всем наказаниям и исправлениям, назначенным Св. канонами и другими общими и частными постановлениями против преступлений сего рода. В этом да поможет мне Господь и святое его Евангелие, которого касаюсь собственными руками.
Я, поименованный Галилео Галилей, отрёкся, поклялся и обязался, как сказано выше. В подтверждение прикладываю руку под сиею формулою моего отречения, которое прочёл во всеуслышание от слова до слова. Июня 22 дня 1633 г. в монастыре Минервы в Риме.
Я, Галилео Галилей, от вышесказанного отрёкся собственноручной подписью.

Жизнь Галилея после суда

Сохранилось письмо Галилея к его другу Элиа Диодати (1634), где он делится новостями о своих злоключениях и их причинах. [24] Письмо было послано через доверенное лицо, и Галилей в нём вполне откровенен:

Галилей умер 8 января 1642 года, в возрасте 78 лет, в своей постели. Папа Урбан запретил хоронить Галилея в семейном склепе собора Санта Кроче во Флоренции. Похоронили его в Арчетри без почестей, ставить памятник Папа тоже не позволил. [26]

Последствия процесса

Однако надолго приостановить победу гелиоцентризма Ватикану не удалось. Книга, дорого стоившая Галилею, сразу вызвала огромный интерес, и судебный процесс этот успех только усилил. В протестантских странах она была сразу переведена (с помощью вышеупомянутого Диодати) на латинский язык (1635) и выдержала несколько изданий, в скором времени появились переводы её на французский, английский и фламандский языки.

Дополнительным ударом по геоцентризму стали открытые Кеплером (несколькими годами ранее процесса) три закона движения планет, и особенно его исключительно точные астрономические таблицы, составленные в рамках гелиоцентрической модели. Уже спустя полвека практически все видные учёные Европы стали коперниканцами, и истинность гелиоцентрической системы перестаёт быть предметом обсуждения. [29]

С 1979 по 1981 годы по инициативе Папы Иоанна Павла II работала комиссия по реабилитации Галилея, и 31 октября 1992 года Папа Иоанн Павел II официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив учёного отречься от теории Коперника. [32] Тем не менее современные теологи Ватикана утверждают, что приговор Галилею был гуманным, а значительная доля вины за случившееся ложится на самого Галилея. К этой точке зрения присоединился и православный богослов Андрей Кураев. [33]

Культурное влияние

История суда над Галилеем — одна из популярных тем в литературе и искусстве.

Твердили пастыри, что вреден
и неразумен Галилей,
но, как показывает время:
кто неразумен, тот умней.

См. также

Интересные факты

Литература

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Дело Галилея" в других словарях:

Дело компании Kings Bay — Йон Линг (слева) и Эйнар Герхардсен (справа) в Стортинге после голосования о вотуме недоверия правительству Дело компании Kings Bay ра … Википедия

Процесс Галилея — Галилей перед Инквизицией (картина Кристиано Банти, 1857 год) Процесс Галилея инквизиционный процесс над 70 летним физиком и астрономом … Википедия

Пик Галилея — норв. Galileotoppen Координаты: Координаты … Википедия

Галилей, Галилео — Галилео Галилей Galileo Galilei Портрет Галилео Галилея (1635) кисти … Википедия

ИОАНН ПАВЕЛ II — К. Войтыла с родителями. Фотография. Нач. 20 х гг. XX в. К. Войтыла с родителями. Фотография. Нач. 20 х гг. XX в. (18.05.1920, Вадовице, близ Кракова, Польша 2.04.2005, Ватикан; до избрания папой Кароль Юзеф Войтыла), папа Римский (с 16 окт.… … Православная энциклопедия

АПОЛОГЕТИКА — [греч. ἀπολογία защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого либо; ἀπολογέομαι защищаться, оправдываться, приводить, говорить что либо в свою защиту], в общем смысле это любая защита христианства от обвинений и … Православная энциклопедия

НАУКА И БИБЛИЯ — Проблема соотношения между Свящ. Писанием и данными наук имеет два осн. аспекта: 1) естественнонаучный (Н. и Б. о происхождении Вселенной и человека; библ. и научная *космография) и 2) исторический (свидетельства Библии и данные историч. науки;… … Библиологический словарь

Читайте также: