Субъекты земельных отношений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общественные отношения, которые регулируются нормами земельного права, а участники имеют субъективные права и юридические обязанности в области использования и охраны земель называются земельными правоотношениями.

Не все отношения, касающиеся земли, подчиняются этим нормам. Есть вопросы, регулирующиеся смежными отраслями: различные виды оплаты земли, планирование на территориях, охрана государственной границы и др.

Земельные правоотношения классифицируются по различным критериям: по виду, категории, функциональному назначению. По виду различают правоотношения собственности, ответственности за земельные правонарушения, охраны земель. В зависимости от категории земель формируются правоотношения по использованию земель населенных пунктов, земель лесного фонда, водного фонда. По функциональному назначению можно выделить отношения регулятивного и охранительного характера.

Регулятивные правоотношения – это правомерные действия участников по использованию земельного участка по целевому назначению, выполнению мероприятий по охране земель.

Если требования нарушены, образуются охранительные правоотношения, которые могут повлечь за собой юридические меры.

Субъекты земельного права

Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности, которая признается всеми, возникает с момента рождения и продолжается до смерти.

В статье 48 ГК РФ дается определение юридического лица как организации, имеющей в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество обособленного типа. Юрлицо может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность и дееспособность юрлиц появляется в одно и то же время.

Праводееспособность юридического лица бывает общей и специальной. Под общей праводееспособностью понимается возможность иметь гражданские и земельные права, которые полностью соответствуют целям деятельности, определенной в уставных документах.

Специальная праводееспособность предусмотрена для государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций. Возникает при создании юрлица, заканчивается при его ликвидации.

РФ, ее субъекты и муниципалитеты участвуют в земельных отношениях как органы власти, которые издают предписания, обязательные к исполнению, и как собственники земельных участков, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся ими.

Иностранные граждане и юрлица тоже могут быть субъектами прав. Раньше иностранцами могла оформляться собственность земельных участков под приватизированными объектами недвижимости. В новом ЗК говорится о том, что граждане и юридические лица других государств могут приобретать в собственность земельные участки, но с ограничениями. Существует список территорий вблизи границ РФ, где представитель других государств не вправе приобретать землю.

Субъекты земельных правоотношений и их деятельность отражены в ст. 5 ЗК, кроме того субъектный состав может уточняться в НПА. Субъекты имеют права на землю с учетом категорийности земель. В составе земельного фонда находится категория лесного фонда. Лесные участки предоставляются в соответствии с ЛК РФ. Категория водного фонда предоставляет объекты водопользования в соответствии с ВК РФ. То есть регламентация прав и обязанностей происходит по Лесному и Водному кодексам РФ.

ЗК РФ отмечает субъект земельного права с особым статусом Это лица, относящиеся к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Земельные участки, где коренные народы осуществляют свою деятельность, особо охраняются и предоставляются в безвозмездное пользование. Если земельные участки изъяты для нужд государства, малочисленным народам предоставляются равноценные участки и возмещаются убытки, которые причинены изъятием.

Объекты земельного права

Объектами земельных отношений являются земля, земельные участки, части земельных участков, об этом говорится в ст. 6 ЗК РФ. Земля как объект и ресурс природы не может быть объектом правоотношений, так как это не юридическая категория. Поэтому объектом земельных отношений является индивидуализированная часть земли – земельный участок.

Земельный участок – это часть земной поверхности с границами, которые определены федеральным законодательством (ст. 11.1 ЗК).

Собственник может использовать по своему усмотрению все, что находится на участке и в земле, если Закон о недрах не предусматривает иного. Еще римские юристы утверждали, что право собственности на землю простирается вглубь под поверхностью и вверх над нею до бесконечности. Однако, если это воззрение принимать полностью, получается, что собственник может воспрепятствовать проведению тоннеля, проложению газопровода и т.д. Такое положение не может быть совместимым с интересами современного благоустройства. Так размышлял И.А.Покровский.

Закон о недрах определяет границу между землей и недрами как объектами различных правоотношений. Согласно Закону собственники земельных участков могут в границах участка, не применяя взрывных работ, осуществлять добычу полезных ископаемых, не находящихся на государственном балансе, а также строить подземные сооружения.

Оъектом законодательных отношений являются также земельные доли, они не упоминаются в ст. 6 ЗК РФ. Порядок пользования земельными долями обозначен в Законе об обороте земель. Здесь земельные доли рассматриваются как самостоятельный объект земельных отношений.

Если здание находится на участке, который не делится и принадлежит нескольким лицам, они имеют право приобрести земельный участок в общую долевую собственность. При этом ЗК не имеет четких критериев классификации земельного участка в качестве делимого и неделимого. Критерии определены в ГК РФ ст.133, где говорится, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, является неделимой. Если разрешенное использование сохранено, земельный участок считается делимым, также следует соблюдать требования о минимальном размере земельного участка. Критерий сохранения разрешенного использования не универсален, он применяется только к категории земель населенных пунктов.

Разрешительное использование рассматривается как использование участка в соответствии с градостроительными регламентами, а они не устанавливаются в отношении земель сельхозугодий, лесного и водного фонда.

Критерии делимости и неделимости земельных участков определены в ГрК РФ в ч.4 ст.41:

  • правообладатели ставят вопрос о делимости/неделимости земельного участка;
  • размер земельного участка не должен превышать предельного размера, предусмотренного градостроительным регламентом;
  • разделение земельного участка возможно при наличии самостоятельных подъездов и подходов к каждому вновь образованному участку;
  • объединение земельных участков возможно при условии нахождения объединенного участка в одной территориальной зоне.

Почва, верхняя часть плодородного слоя, тоже является объектом земельных отношений. В Законе об охране окружающей среды земля и почва как объекты правовой охраны разделены. Он отдельно предусматривает необходимые меры по охране земель и почв при размещении энергетических объектов, эксплуатации сельскохозяйственных земель, мелиорации, размещении отходов. Закон устанавливает меры по охране редких почв.

Содержание земельных правоотношений

Это взаимообусловленные субъективные права и юридические обязанности участников земельных правоотношений.

От категориальной принадлежности земель зависит содержание прав и обязанностей. Также на содержание правоотношений влияют особенности целевого назначения и разрешительного использования земельных участков по градостроительным документам, экологическим требованиям.

Возникают, изменяются, прекращаются земельные правоотношения при наступлении фактов юридического характера. В ряде случаев для возникновения земельных правоотношений событий или действий не предусматривается, а правоотношения возникают по прямому указанию закона. Примером может служить конструкция общего природопользования.

В основном земельные правоотношения связаны с принятием административных актов, заключением договоров, сделок или решениями суда. Юридические факты могут сочетаться. Например, орган публичной власти продает земельный участок, выпуская при этом административный акт, а покупатель (победитель торгов) заключает договор купли-продажи. Распространен административный акт органа местного самоуправления о выделении земельного участка для жилищного строительства семьям с тремя и более детьми. С вынесением судебного решения могут возникнуть права на земельные участки в спорных ситуациях или при установлении земельного сервитута.

Земельные отношения изменяются в случаях волеизъявления субъектов и по другим причинам.

Например, внесение изменений в договор аренды по желанию сторон, деление участка, его приватизация и т.д. К иным случаям можно отнести: образование в зоне участка особо охраняемой территории, резервирование земельного участка и др. Тогда владельцы земельных участков правомерно ограничиваются в возможностях по использованию.

Прекращение земельных правоотношений наступают в связи с событиями подобного рода: смерть собственника, истечение срока договора, уничтожение земельного участка. После совершения определенных действий правоотношения могут быть прекращены. Например, неисполнение условий договора.

ЗК РФ Статья 5. Участники земельных отношений

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;

(см. текст в предыдущей редакции)

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков;

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

обладатели публичного сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса.

Земельные правоотношения, как и любые правоотношения, имеют внутреннюю структуру, которую составляет единство трех элементов:

- субъекты земельных отношений,

- объекты земельных отношений

- содержание земельных отношений.

Под субъектами понимаются участники земельных правоотношений, то есть лица, обладающие земельной правосубъектностью.

В п. 1 ст. 5 ЗК РФ перечисляются участники земельных отношений, которыми являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Крассов О.И., комментируя данную статью дает характеристику участникам земельных правоотношений [54] .

«Субъектами земельных отношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Граждане РФ - это лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом (ст. 5). Иностранным гражданином считается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений, что связано с обладанием ими земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России. Юридические лица становятся участниками земельных отношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них прав на землю.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельный участок в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает правом территориального верховенства, являющимся выражением государственного суверенитета как неотъемлемого элемента международной правосубъектности государства. Верховенство государства в пределах своей территории означает, что не существует иной власти на данной территории, чем власть этого государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Эта высшая власть государства осуществляется государственными органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство вправе применять методы властного принуждения для соблюдения установленного в стране правопорядка. Российская Федерация является одновременно субъектом международного права и субъектом права, в том числе и земельного права. Что касается субъектов РФ, то они являются субъектами земельных отношений в качестве публичных образований.

Российская Федерация и субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений и в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Являясь собственником земли, других природных ресурсов, Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, могут применять в целях ее защиты способы, установленные законом.

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому муниципальные образования также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Являясь публичными образованиями, эти органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть субъектами земельных отношений и в сфере управления использованием и охраной земель.

Согласно ст. 125 ГК от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления. Поэтому соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления также являются субъектами земельных отношений.




Признавая иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц участниками земельных правоотношений, п. 2 ст. 5 указывает на ограниченность их прав на приобретение в собственность земельных участков. Такие ограничения устанавливаются на уровне федеральных законов в дополнении к тем ограничениям, которые установлены в отношении российских граждан и юридических лиц. Так иностранцы не могут приобретать в собственность земельные участки в пределах приграничных территорий, а так же земли сельскохозяйственного назначения. Если российским гражданам в случаях, предусмотренных законом, земельные участки могут предоставляться бесплатно из государственной и муниципальной собственности, то иностранным гражданам и юридическим лицам – только за плату.

Земельный кодекс закрепляет ряд специальных земельно-правовых понятий, обозначающих отдельные категории субъектов земельных правоотношений. Закрепление таких понятий необходимо, так как с точки зрения гражданского права некоторым из этих понятий придается иной смысл.

Из содержания ст. 24 ЗК РФ можно сделать вывод, что субъектами права безвозмездного срочного пользования могут быть как граждане, так и юридические лица.

Земельные правоотношения, как и любые правоотношения, имеют внутреннюю структуру, которую составляет единство трех элементов:

- субъекты земельных отношений,

- объекты земельных отношений

- содержание земельных отношений.

Под субъектами понимаются участники земельных правоотношений, то есть лица, обладающие земельной правосубъектностью.

В п. 1 ст. 5 ЗК РФ перечисляются участники земельных отношений, которыми являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Крассов О.И., комментируя данную статью дает характеристику участникам земельных правоотношений [54] .

«Субъектами земельных отношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Граждане РФ - это лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом (ст. 5). Иностранным гражданином считается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений, что связано с обладанием ими земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России. Юридические лица становятся участниками земельных отношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них прав на землю.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельный участок в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает правом территориального верховенства, являющимся выражением государственного суверенитета как неотъемлемого элемента международной правосубъектности государства. Верховенство государства в пределах своей территории означает, что не существует иной власти на данной территории, чем власть этого государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Эта высшая власть государства осуществляется государственными органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство вправе применять методы властного принуждения для соблюдения установленного в стране правопорядка. Российская Федерация является одновременно субъектом международного права и субъектом права, в том числе и земельного права. Что касается субъектов РФ, то они являются субъектами земельных отношений в качестве публичных образований.

Российская Федерация и субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений и в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Являясь собственником земли, других природных ресурсов, Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, могут применять в целях ее защиты способы, установленные законом.

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому муниципальные образования также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Являясь публичными образованиями, эти органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть субъектами земельных отношений и в сфере управления использованием и охраной земель.

Согласно ст. 125 ГК от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления. Поэтому соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления также являются субъектами земельных отношений.

Признавая иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц участниками земельных правоотношений, п. 2 ст. 5 указывает на ограниченность их прав на приобретение в собственность земельных участков. Такие ограничения устанавливаются на уровне федеральных законов в дополнении к тем ограничениям, которые установлены в отношении российских граждан и юридических лиц. Так иностранцы не могут приобретать в собственность земельные участки в пределах приграничных территорий, а так же земли сельскохозяйственного назначения. Если российским гражданам в случаях, предусмотренных законом, земельные участки могут предоставляться бесплатно из государственной и муниципальной собственности, то иностранным гражданам и юридическим лицам – только за плату.

Земельный кодекс закрепляет ряд специальных земельно-правовых понятий, обозначающих отдельные категории субъектов земельных правоотношений. Закрепление таких понятий необходимо, так как с точки зрения гражданского права некоторым из этих понятий придается иной смысл.

Из содержания ст. 24 ЗК РФ можно сделать вывод, что субъектами права безвозмездного срочного пользования могут быть как граждане, так и юридические лица.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

Объектами земельных отношений являются:

- земля как природный объект и природный ресурс;

- части земельных участков.

Субъектами градостроительной деятельности, землепользования и застройки на территории города Троицка являются:

- исполнительные органы государственной власти Российский Федерации и Московской области;

- органы местного самоуправления (Совет депутатов, глава города, администрация);

- структурные подразделения администрации города, непосредственно осуществляющие регулирование землепользования и застройки (Отдел архитектуры и градостроительства: Отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства; Юридический отдел; Комитет по экономике; Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, экологической и территориальной безопасности, Комитет по управлению имуществом города Троицка);

- Градостроительный совет г. Троицка;

- Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Троицка;

- Отдел по г. Троицку Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области;

- Отдел по г. Троицку Управления Роснедвижимости по Московской области;

- областные и муниципальные правоохранительные органы, защищающие права непосредственно участвующих в градостроительной деятельности лиц и лиц, интересы которых затронуты при осуществлении землепользования и застройки;

- физические и юридические лица - правообладатели объектов недвижимости и несущие ответственность за изменение состояния и использования территорий этих объектов;

- физические и юридические лица, осуществляющие землепользование и застройку.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Настоящие Правила землепользования и застройки, а также принимаемые в соответствии с ними иные муниципальные правовые акты города Троицка регулируют действия физических и юридических лиц, которые:

- участвуют в торгах (конкурсах, аукционах) по предоставлению прав собственности или аренды на земельные участки, сформированные из состава государственных или муниципальных земель, в целях нового строительства или реконструкции;

- обращаются в администрацию города с заявлениями о подготовке и предоставлении земельного участка (земельных участков) для нового строительства, реконструкции и осуществляют действия по градостроительной подготовке земельных участков из состава государственных или муниципальных земель;

- являясь правообладателями земельных участков, иных объектов недвижимости, осуществляют их текущее использование, а также подготавливают проектную документацию и осуществляют в соответствии с ней строительство, реконструкцию, иные изменения объектов капитального строительства;

- осуществляют иные, не запрещенные законодательством действия в области землепользования и застройки.

К указанным выше иным действиям в области землепользования и застройки могут быть отнесены:

- переоформление одного вида ранее предоставленного права на земельные участки на другой вид права, в том числе приватизация земельных участков под объектами строительства, переоформление права пожизненного наследуемого владения земельными участками или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности, аренды или безвозмездного срочного пользования;

- другие действия, связанные с подготовкой и реализацией общественных планов или частных намерений по землепользованию и застройке.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Земельный кодекс РФ.jpg

Земельные отношения - это общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами. Участниками земельных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица и граждане Российской Федерации. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут быть участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. Объектами земельных отношений являются земельные участки и права на них.

Статья 6 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Читайте также: