Субъекты применения права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждения и др.).

Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям. Например, применение прокурором протеста на судебное решение.

Правоприменение как особая форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

1) это властная деятельность, государство управомочивает специальные органы на осуществление данного вида деятельности;

2) она связана с разрешением конкретных ситуаций, требующих профессиональных знаний и навыков. Ими обладают специальные субъекты правоприменительной деятельности. Граждане не являются субъектами данного вида деятельности, т.к. не наделены властными полномочиями;

3) всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений, но правовое положение сторон в этих правоотношениях различно. Активная роль в этих правоотношениях принадлежит субъекту, обладающему властными полномочиями, которые он использует в интересах другой стороны;

4) осуществляется в определенной процессуальной форме, установленной законодательством;

5) сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению.

Выделяют основные стадии процесса применения норм права:

– стадия юридической квалификации (выбор правовой нормы);

– проверка юридической силы и толкование выбранной нормы права;

– принятие решения (оформление юридического документа);

– контрольно-исполнительная стадия (исполнение правоприменительного акта).

На стадии установления фактической основы дела исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. При этом установление фактических обстоятельств происходит с помощью юридических доказательств (вещественных доказательств, показаний свидетелей, документов, очевидцев и т.д.) К доказательствам предъявляются требования относимости, допустимости и полноты.

Стадия установления юридической основы дела или юридической квалификации направлена на решение вопроса о том, какая норма права может быть применена в данном случае. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной.

На стадии проверки юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц основное внимание уделяется анализу официального текста нормативного правового акта, его дополнениям и изменениям, восполнению пробелов, разрешению коллизий, толкованию нормы и т.д.

Стадия принятия решения считается одной из основных. На этой стадии осуществляется собственно правоприменение. Все предшествующие стадии ведут подготовку к данной стадии. При принятии решения абстрактная норма права приобретает индивидуально-властный характер – выносится правоприменительный акт(например, приговор по уголовному делу, решение суда по гражданскому делу и.т.п.).

Правоприменительный акт оформляется по правилам юридической техники, поскольку этот акт общеобязателен для исполнения и обеспечивается государственным принуждением. К обязательным реквизитам акта относятся: его наименование, время и место принятия, название органа или должностного лица, принявшего данный акт; подписи соответствующих должностных лиц; необходимые печати.

Правоприменительный акт состоит из четырех частей: вводной, где указываются приведенные выше реквизиты и по какому делу принято решение; описательной, где излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа; мотивировочной, содержащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юридическую квалификацию дела и ссылки на соответствующие процессуальные нормы; резолютивной, в которой формулируется конкретное решение, в том числе избирается в пределах закона мера юридической ответственности.

Заключительную стадию правоприменительного процесса составляет исполнение правоприменительного акта.На этой стадии контролируется достигнутый результат, в том числе проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, а также определяются порядок исполнения правоприменительного акта, лица, ответственные за исполнение решения.

На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты законности, правопорядка и справедливости. На данной стадии реализуется принятое решение.

Требования к стадиям правоприменительного процесса (или принципы правоприменения) – законность, обоснованность, справедливость, целесообразность правоприменения.

Применение права – это одна из форм реализации права, государственная деятельность, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Применение права – это организующая властная деятельность компетентных органов и должностных лиц, при помощи которой упорядочиваются общественные отношения между разнообразными субъектами путем индивидуализации правил поведения отдельных лиц. Через применение права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций.

Субъектами правоприменения могут быть только особая категория органов и лиц. Это государственные органы (суд, прокуратура и др.), должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.), некоторые юридические лица, общественные организации, которым дано право заниматься правоприменением (профсоюзы, третейские суды). Не являются субъектами правоприменения граждане, но они активно участвуют в правоприменительном процессе.

Процесс применения права имеет определенную последова­тельность, состоит из ряда стадий, среди которых — установле­ние фактической основы дела, установление юридической ос­новы дела, решение дела.

♪ На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, ког­да фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. Речь идет о сборе юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.

♪ На второй стадии определяется отрасль права, которая ре­гулирует подобные отношения, устанавливается норма права, которая рассчитана на данные отношения, уясняется смысл и содержание выбранной нормы, дается юридическая квалифика­ция содеянному.

На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно на данной стадии правоприменительного процесса решается судьба дела. Принятие решения является основной, завершающей стадией, после чего решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение урегулировано.

Публичное и частное право.

Частное право – сфера частных, индивидуальных и групповых инте­ресов (институты собственности, договоров, иных актов частных лиц, пе­редача имущества, наследование и т.д.), т.е. такие отрасли, как граждан­ское право, семейное право, и др. Здесь уже юридический приоритет при­надлежит воле частных лиц, граждан, их объединений, регулирование носит децентрализованный характер, строится на началах координации, т.е. по принципу юридического равенства, несоподчиненности, автономии.

В связи с делением права на публичное право и частное право в юридической литературе принято различать отрасли публичного права (например, конституционное право, админи­стративное право, уголовное право, гражданское процессуаль­ное право, уголовно-процессуальное право и т.д.) и отрасли частного права (наиболее распространенный пример – граж­данское право).

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право составляют нормы, регулирующие отно­шения государства, его органов с гражданами и другими субъек­тами права и обеспечивающие общественно-значимые (пуб­личные) интересы. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных. Выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо между государственными органами).

Применение права – это одна из форм реализации права, государственная деятельность, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Применение права – это организующая властная деятельность компетентных органов и должностных лиц, при помощи которой упорядочиваются общественные отношения между разнообразными субъектами путем индивидуализации правил поведения отдельных лиц. Через применение права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций.

Субъектами правоприменения могут быть только особая категория органов и лиц. Это государственные органы (суд, прокуратура и др.), должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.), некоторые юридические лица, общественные организации, которым дано право заниматься правоприменением (профсоюзы, третейские суды). Не являются субъектами правоприменения граждане, но они активно участвуют в правоприменительном процессе.

Процесс применения права имеет определенную последова­тельность, состоит из ряда стадий, среди которых — установле­ние фактической основы дела, установление юридической ос­новы дела, решение дела.

♪ На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, ког­да фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. Речь идет о сборе юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.

♪ На второй стадии определяется отрасль права, которая ре­гулирует подобные отношения, устанавливается норма права, которая рассчитана на данные отношения, уясняется смысл и содержание выбранной нормы, дается юридическая квалифика­ция содеянному.

На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно на данной стадии правоприменительного процесса решается судьба дела. Принятие решения является основной, завершающей стадией, после чего решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение урегулировано.

Публичное и частное право.

Частное право – сфера частных, индивидуальных и групповых инте­ресов (институты собственности, договоров, иных актов частных лиц, пе­редача имущества, наследование и т.д.), т.е. такие отрасли, как граждан­ское право, семейное право, и др. Здесь уже юридический приоритет при­надлежит воле частных лиц, граждан, их объединений, регулирование носит децентрализованный характер, строится на началах координации, т.е. по принципу юридического равенства, несоподчиненности, автономии.

В связи с делением права на публичное право и частное право в юридической литературе принято различать отрасли публичного права (например, конституционное право, админи­стративное право, уголовное право, гражданское процессуаль­ное право, уголовно-процессуальное право и т.д.) и отрасли частного права (наиболее распространенный пример – граж­данское право).

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право составляют нормы, регулирующие отно­шения государства, его органов с гражданами и другими субъек­тами права и обеспечивающие общественно-значимые (пуб­личные) интересы. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных. Выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо между государственными органами).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

применения права, отражающая его властно-государственный характер, состоит в том, что применять юридические нормы могут только специальные (компетентные) органы.

В соответствии с содержанием правоприменительной деятельности субъекты применения права характеризуются следующими признаками. Субъектами применения права могут быть только организации. От-

дельные граждане не применяют юридических норм.

Далее. Правоприменительную деятельность осуществляют только те организации, которые наделены государственно-властными полномочиями. Иными словами, применять право могут лишь организации, выполняющие властные функции государственного руководства. Организации,

выступающие в качестве субъектов оперативно-хозяйственной и социально-культурной деятельности, не применяют юридические нормы.

Наконец, субъектами применения права могут быть лишь те органы, осуществляющие властные функции руководства, которые компе-

Глава XXXI. Применение права (общая характеристика)

тентны на применение данных юридических норм. Это значит, что организации должны быть наделены не просто властными полномочиями, а конкретной правоприменительной компетенцией.

Отсюда на практике нередко и возникает вопрос о подведомственности, в частности о том, какой из юрисдикционных органов должен решать то или другое юридическое дело. Организации, наделенные правоприменительной компетенцией, называются правоприменительными (правоприменяющими) органами.

Основную массу субъектов применения права образуют государ-

ственные органы, наделенные правоприменительной компетенцией. Сюда относятся разнообразные органы государственной власти и государственного управления, органы социалистического правосудия, органы контроля и надзора.

В социалистическом обществе правоприменительную деятельность в определенных пределах осуществляют также общественные организации.

служит одной из основных гарантий законности при осуществлении правоприменительной деятельности общественными организациями. Сравнительно ограниченный и подчиненный характер правоприменительной деятельности общественных организаций выражается

в особенностях форм осуществления этой деятельности.

Применение норм права общественными организациями может быть:

а) совместным с государственными органами; б) самостоятельным.

Существенное значение на практике принадлежит совместному применению (например, профсоюзными организациями и администрацией предприятий).

1 О применении норм права органами советской общественности и обоснование форм правоприменительной деятельности общественных организаций см.: Дюрягин И.Я. Формы совместного применения норм права общественностью и государством в период развернутого строительства коммунизма в СССР: Сборник аспирантских работ по вопросам государства и права. Вып. 3. Свердловск, 1964; Он же. О параллельном применении норм права органами общественности и госорганами // Правоведение. 1964.

№ 4. С. 121–124; Он же. Применение норм социалистического общенародного права органами советской общественности: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1965; Михаляк Я.С. Применение социалистического права в период развернутого строительства коммунизма. Госюриздат, 1963. С. 16–23.

Правоприменение – это форма реализации права.

Применение права – деятельность компетентных органов, направленная на воплощение в жизнь предписаний, закрепленных в нормах права.

Применение права осуществляется специальными субъектами – государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов. Субъекты правоприменительной деятельности наделены государственно-властными полномочиями, что подтверждает властный характер применения права.

Субъекты правоприменения действуют не в своих интересах, а в интересах государства и общества.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены.

Основные стадии применения норм права

Правоприменительная деятельность осуществляется в особой процессуальной форме.

Правоприменительный процесс состоит из 3-ёх последовательных стадий:

1) установление фактической основы дела;

2) установление юридической основы дела;

3) принятие решения по делу.

1) На 1-й стадии происходит выяснение и анализ обстоятельств дела.

2) На 2-й стадии дается правовая оценка установленным фактическим обстоятельствам дела, решается вопрос о распространении конкретной нормы права на конкретное дело. Стадия начинается с подбора правовой нормы.

3) На 3-й стадии решение по делу сопровождается принятием индивидуального юридического акта, например, постановление суда.

Данный акт содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано. Он направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Основные стадии процесса применения норм права :

1) установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

2) выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;

3) проверка юридической силы и толкование выбранной нормы;

4) вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5) контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

1) На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий, руководствуясь следующей формулой: что - где - когда - кто - как – почему (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Только тогда можно получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела.

2) На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает 2-х видов - самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.

3) Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

4) На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт(например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

5) Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

В целом применение правовых норм должно быть:

Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).

Читайте также: