Субъект культуры это кратко

Обновлено: 25.06.2024

Суб’єкти культури. Subjects of culture. Носители культуры, которые в силу своей принадлежности к ней продуцируют, потребляют, сохраняют и транслируют во времени ее нормы, ценности, образцы поведения и почитают ее прошлые и настоящие достижения.

Найдено схем по теме — 4

Найдено научных статей по теме — 15

Субъективное время культуры

Содержание статьи представляет собой ответ на вопрос, какие перемены с неизбежностью влечет за собой новое представление о времени и что они значат для человека?

Личность как субъект культуры

Модусы субъективности в культуре

В статье вводится и рассматривается содержание понятия модусы субъективности в культуре. Утверждается, что модусы субъективности формируют направленность индивидуального действия человека.

Культурология объектная и субъектная

Субъекты культуры и объекты в культуре

в статье рассматриваются понятийные аспекты субъектов и объектов культуры, их взаимосвязи и взаимозависимости.

Культура как субъект осмысления времени

Одним из наиболее важных вопросов в истории философии является постижение природы времени, внимание которому уделяли мыслители во все известные периоды истории.

Практики и субъекты современной культуры

В статье представлены чтение и интерпретация как актуальные практики современной культуры на примере визуального текста.

Книга как кооперативный субъект культуры

Субъектность как атрибут экологии культуры

Субъект и культура: механизм идентификации

В статье рассматривается механизм процесса идентификации. Центр этого механизма выстраивается из особенностей психической деятельности субъекта. Культура полагается как необходимость осуществления человеческого в субъекте.

О новом субъекте в контурах новой культуры

Рассматривается вопрос о возможности концептуального обоснования нового субъекта, противопоставленного субъекту классическому. Предлагается интерпретация субъекта как концептуальной маски самости.

Субъект современности в аспекте поп-культуры

Партии субъекты и носители политической культуры

В данной статье дано понятие субъекта политической культуры, названы носители этой культуры, определён статус субъектов политической культуры.

Субъективный опыт и культура. Структура и динамика

Христианство: культура как открытие субъективности

Высказывается положение, что культура Средних веков предстает как единое целое, в котором связующее начало есть идея личности с ее самосознанием. Единство культуры видится в единстве и целостности личности.

Найдено книг по теме — 2

Похожие термины:

культура субъективная

subjective culture — термин американского психолога Г. триандиса (Harry Triandis & V. Vassiliou, 1972). - Различное идиокультурное (см. идиокультура) восприятие индивидуумами культурных традиций, верований, ценностей и но

субъективные элементы культуры

subjective elements of culture. - невидимые, неощутимые элементы, которые интериоризируются (см. интериоризация) носителями культуры (например, ценности, нормы, поведенческие паттерны и т.д.). Эти элементы трудно

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, общественные объединения и организации, иные ор

Чтобы стать творцом культуры человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельности как культурно-историческое существо, что возможно только в результате социализации и инкупьтурации Человеческие качества есть результат распредмечивания мира культуры усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущим данной культуре приемам и навыкам деятельности. Т о, человек и культура - это коэволюционно развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга субъекты

Человек может стать субъектом культуры лишь то где, когда он включен в социальную деятельность по
преобразованию внешнего мира и мира человеческих
общественных отношений. Т.к. культурнопреобразовательная деятельность никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную деятельность, то подлинным культуросозидающим субъектом является человечество, общество Мировая культура - это результат совокупной деятельности подового субъекта - человечества

Но деятельность личности как субъекта культуры детерминирована наличной культурой, присущими последней кодами, матрицами, стереотипами. Творческий потенциал личности определяется полученными усвоенными из предшествующего опыта) и самостоятельно выработанными умениями и навыками. Будучи носителем освоенной культуры, личность как субъект нередко сталкивается с трудностями в реализации своих потенциальных возможностей (познавательных, аксиологических, художественных и коммуникативных), индивидуальных устремлений, поскольку наличная культура, характер общественных отношений не всегда создает для этого условия, ограничивает, или сдерживает ее активность.

Личность (как субъект культуры) в процессе культурно-исторического творчества необходимо вступает во взаимодействие с другими субъектами культуры: социальными группами, историческими общностями, учреждениями, организациями, государством. Поэтому наряду с личностью в качестве субъектов культуры следует рассматривать и следующие цепочки групп: малая (контактная) группа (семья, круг друзей, учебная группа), организации и объединения, социальные институты, слои, классы, этносы, страны (государства), региональные сообщества, человечество в целом.

Каждое из этих социальных объединений по-своему, в соответствии со своими социальными предназначениями, присущим ему способом социального взаимодействия и деятельности, реализует себя в качестве субъекта культуры.

от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — конкретный индивид (или социальная группа), созидающий культурные ценности, нормы, цели, правила, обычаи, социальные стандарты и т.д., а также потребляющий, и личностно усваивающий объекты культуры. Формирование К. с. определяется воздействием не какого-либо одного фактора (идеологического, политического, экономического, эстетического и т. д.), но целостностью влияния различных культурных форм и образов сознания. К. с. конкретно-исторически обусловлен, но одновременно обладает способностью творить новое, выходя за рамки существующей культуры. В культурологической мысли XX века возникла тенденция умаления возможностей К. с. в роли источника упорядочивающей творческой деятельности, проявившаяся в учениях структурализма (человек детерминирован миром структур, в котором он живет — Ж. Лакан, М. Фуко), постструктурализма (идеология, “ложное сознание” довлеет над индивидом — М. Фуко, Р. Барт), в концепции массовой культуры (подверженность сознания человека воздействию специальных манипу-лятивных механизмов — X. Ортега-и-Гассет). Ю. А. Овинникова

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

культурология кр в6.docx

Современные словари, дают следующие понятие культуры. Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя ), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности , реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение , способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве. Общество всегда создает соответствующую культуру или совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. Степень развитости культуры может быть различной: сильной или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретного исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.

2. Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры.

Человек может стать субъектом культуры лишь тогда, когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира человеческих общественных отношений. Так как культурно-преобразова - тельная деятельность никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную деятельность, то подлинным культурным субъектом является человечество, общество

Народ — многозначный термин:

1) Под народом понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков — языка, культу- ры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.

В культурологии народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных материальным, социальным и духовным творчеством и едиными представлениями о праве и общими интересами.

На протяжении многих тысячелетий народ не рассматривался как субъект культурного творчества. Потому что народ был противопоставлен элите. То есть к сфере культуры относили только умственную деятельность.

Население проходит путь становления народом, приобретая общие ценности, приумножая культурное наследие. Хотя этот путь обратимый. С распадом общих ценностей, единства угасает и народ.

Личность как субъект культуры.

Личность одновременно является и объектом культуры, и её субъектом. Культуры вне человека, без человеческой личности не существует. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Личность характеризуется активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и предписаний; направленностью интересов, убеждений; сте -пенью осознанности своих отношений к действительности.

Каждый человек индивидуален, исходя из этого существуют следующие типы личности:

Рассмотрим поподробнее все эти типы.

Политический человек - самый адекватный представитель цивилизации, политический человек способен выполнить и культуротворческое назначе-ние. Если он является творцом мудрых законов и полезных политических институтов, добивается создания условий социального развития в интересах свободы творческой деятельности, обладает доброй силой, способной

обуздать агрессию и утвердить мир.

Коммуникативный человек нуждается в общении с людьми. Но его сущность различна в зависимости от культурного смысла. В современном обществе это могут быть: контакты с партнерами, агентами, сделки или сугубо престижные цели.

Рассмотренные типы личностей в чистом виде не проявляются. Они сочетаются с другими. По степени деятельного отношения к культуре личности подразделяются на талантливых, выдающихся, великих и гениев.

4. Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей.

Интеллигенция – это сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения.
Слово "интеллигенция", впервые обрело своё нынешнее значение именно в русском языке. Своим происхождением оно связано с латинским существи - тельным intelligentia - понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум. Примечательно, что в средние века это понятие имело теологический характер. Оно рассматривалось как Ум Божий, как высший Разум. В таком смысле это понятие употребляется и Гегелем в "Философии права" - "Дух есть. интеллигенция".
В России понятие "интеллигенция" в качестве термина стало употребляться в 60-е гг. XIX в. Авторство этого термина приписывается русскому писателю П.Д. Боборыкину. В вышедшем в 1870 г. романе "Солидные добродетели" он ввел понятие "интеллигенция" в широкий обиход и так определил его содержание: "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества, как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX в. и даже в последней трети XVIII в.". Главный герой этого романа считает, что для русской интеллигенции единственный нравственно оправданный путь - это путь в народ, к социальным низам.
Д.С. Мережковский, русский писатель и религиозный философ, развивая эту мысль, писал, что "сила русской интеллигенции . не в уме, а в сердце и совести. Сердце и совесть ее почти всегда на правом пути; ум часто блуждает". Благодаря этим ярко выраженным социально-этическим чертам российская интеллигенция стала примечательным феноменом, как в отечественной, так и в мировой истории.

В. Даль в своем "Толковом словаре" так определял понятие "интеллигенция": "Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей".
Неоднозначное положение интеллигенции в социальной структуре общества, противоречивые взаимоотношения и с властью, и с народом привели к тому, что некоторые ученые России в начале XX в. рассматривали интеллигенцию как новый эксплуататорский класс. Характерным в этом отношении является следующая точка зрения: "Интеллигенция, понимаемая как класс умственных работников, есть новая, растущая общественная сила, эксплуататорская по своей природе, хищническая по своим стремлениям, искусно и методически борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации"
Интеллигенцию долгое время называли социальной прослойкой. Сегодня это устаревшее представление. Современное понимание интеллигенции может быть сконцентрировано в следующем определении.

-крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом;

-общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры Цивилизованное общество строится на основе передовых культуры и науки. Новые научные решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллиген - ции важен и социально значим, поскольку способствует творческому реше -нию практических проблем в той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным деяниям лучших представителей мировой культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке и технике, освобожде - нием от многих болезней, шедеврами литературы и искусства.
В истории России интеллигенция всегда занимала положение неформального лидера. Ее деятельность ощутимо сказывается во всех сферах жизни. Она с опережением выражает взгляды и настроения широких слоев населения, выводит сознание человека из драматического состояния раздвоенности, смятения, неуверенности в жизни. Своей широкой подвижнической работой создает духовное, здоровое морально-нравственное состояние общества. Интеллигентность характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека.

Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры. В свое время академик Д.С. Лихачев говорил: ". нельзя притвориться интеллигентным. Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец. но интеллигентным - никогда".

Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных признаков:

Читайте также: