Структура речевого взаимодействия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Качественная передача информации оппоненту с помощью слов является важным звеном в цепочке взаимодействия. Поскольку, как мы уже рассматривали в предыдущем модуле, риторика –это наука, то стоит быть знакомыми с техниками общения и успешно применять их для наилучшего результата общения.

В данном модуле рассматриваются вопросы методов и законов коммуникации, с помощью которых возможно сделать свою речь, обращение, объяснение более культурным, качественным, доступным и понятным для других.

Тема 1. Компоненты речевого взаимодействия. Общение.

Речевое общение будет эффективным, если в результате его между участниками возникла гармония и понимание. А значит, оба могут испытать чувство радости и удовлетворения результатом.

Речевое взаимодействие состоит из следующих компонентов:

Само речевое поведение, состоящее из: слов, как содержания речи;

формы звучания слов; невербальные сигналы-жесты и мимика; расположение собеседников в пространстве, комфортная дистанция и позиция.

Ситуация, при которой совершается общения (речевая ситуация), т.е. социальный фактор, а именно: место, где происходит общение; эмоции, отношения между участниками беседы (диалога и т.п.).

Общение понимается, как стандартное взаимодействие, которое может выражаться двумя методами: вербальное и невербальное. Вербальное общение-это передача информации с помощью слов от одного человека к другому. Невербальное общение-все, что не связано со словом, а именно: жесты, прикосновения, мимика, тембр голоса, контакт глазами, смех и подобное.

К компонентам речи стоит отнести, также, следующие свойства:

Умение анализировать и оценивать общение, ориентироваться в ситуации общения, формулировать вслух свои мысли и выражать их своими словами, учиться вежливости и такту.

Касаемо выбора тем речи, стоит отметить, что разработать речь на заданную тему проще, нежели на общую. Связано это с тем, что при работе над общей темой возникают опасности переборщить с количеством слов, т.е. многословием, сделать речь поверхстной. Все зависит от поставленной задачи. Если тема обширна, то и ее подготовка занимает больше времени и требует больше материала. При этом, слишком затянутая и не предметная речь не влечет за собой четкие результаты и конкретные навыки. В отличии от этого, речь целенаправленная и тематическая имеет больше шансов на успешный результат, понимание и качественную обратную связь от аудитории. Стоит обозначать тему речи точно и правильно расставлять акценты. Правила, которые стоит учесть при работе над темой:

1. Каждое слово темы необходимо проверить на точность смысла.

2. Провести анализ после первичной редакции ключевых слов: не слишком ли обширна информация, понятен ли смысл, соответствует ли подготовленный материал поставленной цели.

Название темы предпочтительней делать более привлекательной, нежели навязчивой. Эффективно добавить в тему вопрос. Это привлекает внимание и делает тему более интересной. Главное, чтобы аудитория получила ответ, который будет четким, понятным и ожидаемым. И, конечно, тема должна соответствовать содержанию речи.

Тема 2. Виды и методы коммуникации.

К основным функциональным видам речи стоит отнести целевую речь. Любое взаимодействие, как уже говорилось ранее, должно достигать смысловой цели говорящего, при это цели могут быть разносторонние. К примеру: диалог учащегося и учителя имеет цель передачи и получения знаний, беседа партнеров и коллег имеет, как правило, цель достижения консенсуса и согласия в том или ином вопросе, разговор друзей, как минимум, имеет целью получение удовольствия и радости от общения и т.п. При условии получения успешного результата от взаимодействия, не важно кто станет участником процесса, идеально совпадение всех видов цели.

С подобными ситуациями мы встречаемся в разных профессиональных сферах, но все они будут напрямую зависеть от того, как происходит достижение общей цели.

К примеру: сегодня популярен юмористический жанр. Многие молодые комики читают свои монологи, и мы с удовольствием их слушаем и смотрим. Бывает и так, что в роли слушателя мы слышим не то, что ожидали. Ведь не всегда мы готовы смеяться, если в действительности история этого не заслуживает. В результате происходит непонимание и неприятие услышанного и оратор (комик, ведущий, артист и т.п.) терпит фиаско. Мы понимаем, что вряд ли пойдем еще раз на то, что в предыдущий не вызвало у нас положительных эмоций. Это может быть концерт, авторское выступление, тематический вечер и подобное.

Эта история больше характеризует речевую ситуацию одной из сторон, и это тем более важно, при условии, что у нее (у стороны, произносящий монолог) нет возможности вступить в диалог и успешный результат будет зависеть исключительного от его (артиста) собственного владения словом.

По критерию общих целей любой диалог можно разделить на три вида:

Информационный. При данном виде коммуникации один из участников диалога сообщает информацию другому и наоборот.

К примеру: информация об условиях работы, обучения, времени и правилах и т.п.

Аргументирующий. При данном виде коммуникации один из участников прививает убеждения другому, приводя доводы и вызывая доверие к сказанному.

К примеру: продажа дорогостоящего продукта, стоимость которого оправдана содержанием полезных веществ, качественных ингредиентов, красивой удобной упаковкой и подобное.

Эмоциональный. Диалог, создающий настроение за счет поведения и настроения участников, гармонии во взаимоотношениях или, напротив, диссонанса.

К примеру: один из участников диалога рассказывает второму смешную историю, или трогательный кадр из фильма, или между ними происходит спор.

Результативность и эффективность воздействия в разговоре обеспечивается за счет психологических особенностей автора речи, а именно:

степень уверенности говорящего в себе, коммуникабельность, обаяние, артистизм, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность в предмете разговора. Все перечисленные особенности речевого взаимодействия активно применяются в речи педагога и при условии грамотного их применения достигается решение профессиональных задач, а именно обучения и воспитания учащихся.

К методам эффективной коммуникации стоит отнести вербальное, паравербальное и невербальное общение. Метод вербального общения проявляется в словах, фразах, содержании и смысле сказанного. Вербальный метод общения –это речь. Наиболее частое и распространенное поведение при общении, достигающее наилучшего результата, так как имеется обширных спектр эмоций и чувств для отражения и воспроизведении речи.

К паравербальному методу относятся громкость, интонация, мелодика и темп вашей речи. Данный метод не может существовать вне вербального, т.к. все вышеперечисленные характеристики относятся именно к речи.

Тема 3. Качества успешного оратора.

Бесспорно, главным действующим лицом в речевой ситуации является оратор. Речь будет эффективной и достигнет цели в том случае, если оратору доверяют. Для этого не обязательно находиться в тесном знакомстве или дружеских связях со всеми участниками беседы. Достаточно обладать качествами, которые помогут сделать вашу информацию и выступление в целом эффективным, доступным, гармоничным и интересным. Подобных качеств можно достичь с помощью осознания своей манеры подачи слова и внутренних эмоций и настроя.

Качества успешного оратора можно выработать, постоянно трудясь над своим ремеслом, повышая его уровень и компетенцию. Главный фактор-это захотеть искренне проявлять себя с помощью перечисленных приемов. Эти качества взяты из реальной повседневной жизни, поэтому не представляют проблем и сложностей в их реализации.

Заинтересованность- умение передать интерес к своей теме. Любите то, о чем Вы говорите и это чувство и отношение обязательно передастся аудитории. Если Вам самому не интересна, не близка, скучна тема вашей речи, то и публика заскучает. А значит результат не достигнет цели.

Объективность- умение отразить реальность. Возможно применить словесные описания в своем отношении к теме, предмету. Но использовать фантазию в оглашении фактов не стоит. Лишний раз приукрасить что-то, преувеличить или, наоборот, обесценить, подтасовать или утрировать события не стоит во избежание неприятностей и подозрении в вашем непрофессионализме и некомпетентности. Придерживайтесь честности в своей речи, особенно в высказывании фактов чужого мнения и позиции.

Искренность-умение быть открытым. Лживость речи заметна слушателю, в то время, как искреннему оратору публика готова простить даже мелкие неточности и недостатки содержания речи. Ухищрения сделают речь еще более искусственной.

Дружелюбие-умение вести беседу в комфортной обстановке. Не следует агрессивно выступать и выражать свою позицию публике. Если вы не хотите такого же отношения к себе, внимательно следите и контролируйте свои эмоции. Уважайте своих слушателей. Не атакуйте и ищите то, что вас связывает, а не отдаляет.

Тема 4. Законы риторики.

В риторике, как и в остальных науках, существуют свои законы, по которым в идеале развивается это искусство. Любая деятельность человека, как правило, опирается на какой-либо закон. Изучив правила, характер и действия законов, люди используют их по своему целевому назначению в своих интересах. В науках есть свои специфические законы, которые выражены более узкой сферой, нежели государственные и общественные. В риторике, как представительнице гуманитарного направления, рассматриваются правила, затрагивающие общение между субъектами, явления речи и общества, отношения в рамках этих форм.

Как ранее уже замечалось, речь имеет цель и параметры речи должны соответствовать этой цели, чтобы получить качественную обратную связь от адресата и, как результат, взаимопонимание. Законы риторики направлены на решение этой задачи, а именно:

Третий закон-закон эмоциональности речи. Ранее мы говорили о проявлении артистизма в речевой ситуации. Эмоции, ровно, как и артистизм являются важным звеном. Главное-не переусердствовать и использовать эмоции во благо и на положительный результат. Иногда бывает ситуация или тема, где не нужна эмоция. Но, чаще всего, в разговоре или выступлении эмоция желательна, т.к. именно эмоция может достичь сердца вашего слушателя и тронуть его. Все зависит от типа эмоции.

Четвертый закон- положительная психологическая настройка слушателя. Затронув ранее тему обаяния, дружелюбия, искренности, мы уже установили значимость этих характеристик для оратора. Это касается как внешнего, так и внутреннего проявления этих качеств. Когда нравится оратор, то его словам верят больше. Поэтому очень важно не забывать об этом и считаться. Реальные примеры в этом нам дает школа. Когда детям нравится их учитель, они лучше успевают по его предмету, стремятся на урок, им нравится отвечать, взаимодействовать с учителем.

Первый закон является основным. Его описание обширно, а понимание и применение особенно важно. Три последующих закона служат, как средства для его реализации в качественных проявлениях.

(1) Уильям Шекспир (1564-1616) Английский поэт и драматург, считается одним из величайших англоязычных писателей и драматургов мира.

(2) Антон Павлович Чехов (1860-1904) Русский писатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы.

Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнерства, сотрудничества, конкуренции.

Выделяется речевое и неречевое взаимодействие участников общения.

Речевому взаимодействию предшествует социальное (об этом свидетельствуют процессы становления языка у ребенка).

Средством речевого общения является язык, способом – речь.

Неречевое взаимодействие осуществляется с помощью таких каналов обоняния, как зрение, моторика, кинестезия (обоняние, осязание, ощущение).

В структуре межличностного взаимодействия выделяются три взаимосвязанных компонента :

1. Поведенческий компонент включает результаты деятельности (ее успешность-неуспешность, речевые действия и неречевые поступки каждого из участников общения, а также мимику, пантомимику, жестикуляцию, то есть все, что могут наблюдать другие люди в своих собеседниках.

2. Аффективный компонент включает все то, что связано с выражением эмоционального состояния той или иной личности, например, удовлетворенность или неудовлетворенность общением.

3. Информационный компонент в наиболее общем виде можно определить как осознание собеседником целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом. Смысловой акт социального взаимодействия – коммуникация.

II. Коммуникация – это единство взаимного обмена информацией и воздействие собеседников друг на друга с учетом взаимоотношений между ними, установок, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.

В структуре коммуникации выделяются три взаимосвязанных компонента :

1) процессуальный 2) знаковый; 3) текстовый.

1. Процессуальный компонент включает в себя все виды речевой деятельности участников общения: говорение, слушание, письмо, чтение.

2. Знаковый компонент включает речь и язык. Речь рассматривается как способ формирования и формулирования мысли (внутренняя или внешняя, устная или письменная, диалогическая или монологическая). Средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Одним из древнейших средств общения является язык. Всякий язык, в какой бы форме он ни выражался, является знаковой системой. Наряду со звуковыми используются письменные знаки, зрительные образы, мимика, жесты, рисунки, интонация и др.

Некоторые группы людей часто используют в качестве знаков общения татуировки, жаргонные слова, аббревиатуры.

В процессе общения знаки выполняют определенные функции: они указывают на принадлежность личности к той или иной группе, служат человеку средством показать, кто он такой.

3. Текстовый компонент как результат коммуникации включает в себя содержание и смысл, определенным образом оформленные (тип, жанр, стиль речи).

Выделяются два вида коммуникации:

1) личностная; 2) метаязыковая.

По типу отношений между участниками различаются:

· межличностная; · групповая · массовая коммуникация;

по средствам – речевая (письменная или устная, паралингвистическая (жесты, мимика, мелодия, вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительное искусство и т. д.).

Каждого человека больше всего волную отношения с другими людьми. Межличностные отношения – это взаимная готовность партнеров по общению к определенному типу взаимодействия и коммуникации. Готовность сопровождается эмоциональными переживаниями (положительными, отрицательными, индифферентными) и реализуется в поведении участников общения, тогда устанавливаются отношения определенного типа: приятельские, дружеские, официальные, натянутые и др.

Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразии протекания общения, называют стилем общения.

Выделяются несколько типичных стилей общения:

· Общение- устрашение (авторитет одного из собеседников держится на страхе, который он внушает своим партнерам);

· Общение с четко выраженной дистанцией (собеседники отдаляются друг от друга, не раскрывают себя, что отрицательным образом отражается на их отношениях);

· Общение дружеского расположения (между собеседниками устанавливаются дружеские отношения);

· Общение-совместная увлеченность познавательной деятельностью.

III. Восприятие – целостное отражение людей, предметов, ситуаций общения и событий, возникающее при непосредственном взаимодействии собеседников и воздействии физических раздражителей на органы чувств и обеспечивающие непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Например, педагогическое восприятие – это не просто восприятие окружающей преподавателя действительности в его сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества.

Подведем итоги. Человек становится личностью только среди себе подобных, только в совместной деятельности с другими людьми. Эта деятельность, включающая в себя обмен информацией, выработку обще стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человека.

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Примерная структура занятия по сказкотерапии 1 ЧАСТЬ: ВВОДНАЯ. [/b] ЦЕЛЬ: а) формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир.

Структура самопрезентации воспитателя

Структура самопрезентации воспитателя Самопрезентация воспитателя Самопрезентация может делиться на несколько частей. Первая – вступление. Вторая – основная часть. Третья – заключительная.

Стихотворение для речевого досуга Такой забавный день! В русском языке встречается порой много казусов. Слова непроизносимые или трудно произносимые, слова непонятного происхождения.

Структура портфолио Совсем недавно я аттестовалась на высшую категорию и сегодня спешу поделиться с вами структорой портфолио, которую я разработала в соответствии.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством языка. В процессе речевого взаимодействия людей участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память.

Речевое взаимодействие предусматривает участие следующих компонентов: - адресанта; - адресата; - предмета взаимодействия; - речевого акта; - средства взаимодействия.

Речевое взаимодействие — это процесс взаимодействия двух субъектов: а) говорящего или пишущего адресанта (отправителя информации) и б) воспринимающего эту информацию — слушающего или читающего — адресата.

Помимо непосредственных участников, субъектов общения — адресанта и адресата, которые в ходе общения обычно меняются местами, необходим и предмет речи — то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией. Элементарной формой речевого взаимодействия является речевой акт. Речевой акт со стороны адресанта — это говорение — отправление акустических сигналов в виде языковых знаков, либо письмо — кодирование речевых сигналов с помощью графических символов. Речевой акт со стороны адресата — это слушание — восприятие речевых акустических сигналов и их понимание, либо чтение — декодирование графических знаков, понимание их значений.

Отсюда следует, что речевое взаимодействие предполагает кодирование и декодирование информации. Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, декодирования — при слушании и чтении.

Средство речевого взаимодействия — это результат речевого акта. Результатом речевого акта адресанта, коммуникативной речевой единицей, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего по поводу того, о чем он говорит для своего адресата при помощи языка, известного им обоим, является высказывание или текст в устной или письменной форме.

Высказывание — единица речевого общения, обладающая смыслом, целостностью, оформленностью, определенным актуальным членением в составе речевого акта. Языковым оформлением высказывания является предложение.

В каждой национальной культуре и в человеческой культуре в целом есть система текстов: тексты художественный литературы, фольклорные тексты, тексты законов от древнейших времен до современности, научные тексты, тексты ораторского искусства, религиозные тексты (Библия, Коран, Тора и т.д.).

Возможна классификация текстов, учитывающая не только время их создания или сферу использования, но и сами принципы текстовой организации. Так, в художественных текстах, очень специфичных по своей организации, используются особенности образного мышления, образного отражения и моделирования действительности. Разговорные тексты основаны на ассоциативном мышлении, конкретно чувственном и эмоциональном восприятии действительности. Научные, или теоретические, тексты основаны на логико-понятийном, строго логическом воспроизведении результатов познания. Научно-популярные тексты допускают элементы образного мышления и широко используют приемы занимательности изложения. Инструктивные, или прикладные, тексты основаны на изложении готового знания и рассчитаны на прямое исполнение предписанного.

Собственно информационные тексты (хотя какая-то информация обязательно содержится в каждом типе текста) состоят лишь из перечня фактов — это словари, справочники различных типов. Сущностью агитационных текстов является определенная установка, воздействие на сознание и чувства адресата речи — отсюда яркая оценочность как самих фактов, так и отношения к ним. Тексты средств массовой информации — сплав собственно информационных и агитационных текстов с преобладанием в разные периоды либо первого, либо второго типа, но всегда содержащие элементы обоих.

Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т. е. контекст общения. Речевая ситуация — это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Любой речевой акт приобретает смысл и может быть понят только в структуре неречевого контакта. Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия в том смысле, что побуждает человека к речевому действию то или иное стечение обстоятельств. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. д. Речевая ситуация состоит из следующих основных компонентов:

Но в речевом общении могут участвовать и третьи лица в роли наблюдателей или слушателей. И их присутствие накладывает свой отпечаток на характер общения.

Немалое значение в речевом общении играет пространственно-временной контекст — время и место, в котором происходит речевое общение. Место общения может в значительной степени определить жанр общения: светская беседа в гостях, на вечеринке, на банкете, разговор на приеме у врача в поликлинике, диалог между преподавателем и студентом в вузе на экзаменах и т. д. В зависимости от участия фактора времени различают канонические и неканонические речевые ситуации.

Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи, когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале они располагают общим полем зрения); когда адресат — конкретное лицо и т. д.

Неканонические с итуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то оно обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, а не время адресата.

В целом можно сказать, что целью общения называется тот результат, который адресант и адресат хотят получить вследствие своего общения.

В речевом общении обычно различают два вида целей: прямые, ближайшие, непосредственно выражаемые говорящим и косвенные, более отдаленные, долговременные, нередко воспринимаемые как целевой подтекст. Тот и другой вид целей имеет много разновидностей.

Основными разновидностями прямых, ближайших целей общения являются: - передача; - получение информации; - выяснение позиций; - поддержка мнения; - обсуждение проблемы, поиск истины; - развитие темы; - разъяснение; - критика и т. д. Это так называемые интеллектуальные цели, связанные, в конечном счете, с познавательно-информационным аспектом общения. Значительное место занимают цели, связанные с установлением характера отношений. Например, поддержка или отталкивание партнера, развитие или прекращение коммуникации.

Важнейшим структурным компонентом речевой ситуации общения является обратная связь. Реакция слушателя на высказывание говорящего, по сути, составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации при договорной форме общения: не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор. Более того, реакция со стороны слушателя в виде явно выраженного интереса к говорящему составляет тот положительный фон, на котором происходит устное общение. При отсутствии такого интереса общение становится тягостным и прерывается. Речевая ситуация диктует правила речевого общения и определяет формы его выражения. Эти формы различны в условиях прямого или непосредственного общения. С активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение) они меняются в зависимости от количества участников и характера ситуации (в бытовом общении: разговор с близкими людьми либо частные письма и т. п. , в деловом общении: доклад, лекция, дискуссия, переговоры и т. п. ).

Речевая ситуация помогает понять смысл текста, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и т. д. Она позволяет также правильно толковать текст, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация и т. п. ), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. п.

Интегральным элементом речевого общения называют речевое событие. Речевое событие — это конкретная, законченная форма речевого общения, представляющая собой единство речевого взаимодействия и речевой ситуации.

Речевое событие состоит из двух главных компонентов: 1) устной речи (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движение и др. );

Вторая составляющая речевого события — это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства места и времени, предмет, цели и другие факторы, о которых речь шла выше.

Помощь студентам

Специфической формой взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности является общение, или коммуникация. Без общения невозможно формирование личности, практически невозможен любой вид деятельности.

Вопросами коммуникации занимаются философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи, поскольку человеческое общение на две трети состоит из речевого: как образуется речь и как она воспринимается, каковы коммуникативные установки, какие факторы затрудняют общение и какие повышают его эффективность.

Основными единицами речевого общения являются речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие.

Речевое событие – это законченное целое со своей формой, структурой, границами. Таковым можно считать урок, собрание, заседание, конференцию, разговор в булочной, в метро и т.д.

Речевое событие составляют два главных компонента: 1) словесная речь – то, что говорится, и то, что её сопровождает (жесты, мимика, движения взгляд и др.); 2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

Речевое взаимодействие – это, с одной стороны, говорение, процесс порождения речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, её декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование на неё (вербально или мимикой, жестами, поведением). Речевое взаимодействие строится на определённых принципах. Принцип последовательности предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции: вопрос предполагает ответ, приветствие – приветствие, просьба – принятие или отклонение и т.д.

Принцип вежливости представляет собой совокупность ряда правил: правило такта, правило великодушия, правило одобрения, правило скромности, правило согласия, правило симпатии. Американский философ П. Грайс называет эти правила максимами, или коммуникативными обязательствами говорящего по отношению к адресату, которые не ограничиваются названными выше. П. Грайс считает, что успешное сотрудничество говорящего и слушающего обеспечивается соблюдением целого ряда максим, например, максимы качества (говори правду), максимы количества (говори не больше, но и не меньше того, чем это нужно для понимания), максимы отношения (не отклоняйся от темы), максимы манеры, или способа (говори ясно, последовательно, точно, вежливо).

Названные принципы (максимы) составляют основу коммуникативного кодекса, регулирующего речевое поведение сторон в ходе коммуникативного акта. Применение указанных принципов позволяет более успешно организовать речевое взаимодействие, повысить его эффективность, гармонию взаимоотношений говорящего и слушающего, под которой во все времена понимали риторический идеал, или сократический идеал.

Читайте также: