Структура психических явлений кратко

Обновлено: 02.07.2024

Психические явления — это те проявления психической жизни человека, которые можно наблюдать, т. е. проявления его сознания и психической деятельности.

Психическая деятельность большей частью сознательна, но при этом не все компоненты деятельности, т. е. не все составляющие ее элементы, являются осознанными. Многие действия производятся автоматически, поскольку человеку свойственно направлять внимание на конкретные аспекты деятельности, при этом отвлекаясь от всего остального.

Основные виды психических явлений, классификация, примеры

Психология изучает два основных вида психических явлений:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Психические процессы: восприятие, запоминание, мышление, чувство, волевое решение и т. д. Процессы обычно делят на три категории: познание, чувства и воля.
  2. Психические свойства личности — те ее черты, что создают индивидуальную характеристику: интересы и склонности, способности, темперамент, характер.

Познание

Восприятие — это процесс отражения тех проявлений реальности, которые воздействуют на органы чувств.

Память проявляется в узнавании и воспроизведении. Узнавание тесно связано с восприятием. Но если встретить на улице знакомого и не узнать его, это не значит, что в данном случае не произойдет никакого узнавания. Такое узнавание называют неспецифическим: человек определяет только то, к какой категории предметов принадлежит встреченный им объект.

Он понимает, что знакомый — это человек, мужчина, но не узнает индивидуальных черт. Если же мы узнаем именно индивидуальные черты конкретного человека или вещи, то имеет место специфическое узнавание.

Запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание — четыре важнейших процесса, входящих в структуру памяти. Запоминание — это условие или предпосылка сохранения информации в памяти, а воспроизведение и узнавание — результат того, что данная информация сохранилась.

Мышление — это процесс отражения общих свойств вещей и нахождения закономерных связей и отношений между вещами. Другими словами это определение можно выразить так: мышление — это процесс обобщенного и опосредствованного познания действительности.

Мышление, совершающееся в понятиях, часто нуждается в помощи представлений. Например, многие геометрические задачи невозможно решить, если не представить себе с полной отчетливостью расположение в пространстве тех линий, углов и фигур, о которых идет речь. Нельзя понять по описанию принцип работы какого-нибудь механизма, если не иметь ясного представления о расположении и взаимодействии его частей.

Чувства

Чувство, или эмоция — это переживание человеком своего отношения к тому, что он познает и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям.

Удовольствие и неудовольствие, радость и печаль, любовь и ненависть, боевое возбуждение и страх, волнение и спокойствие — все это примеры различных чувств, или эмоций.

В ощущениях отражаются свойства вещей и явлений, которые существуют независимо от человека. Ощущения говорят о самих вещах, а чувства — о том, как человек относится к этим вещам, какое состояние они вызывают в нем.

Чувства отличаются огромным разнообразием качеств и оттенков. При этом можно отметить одну особенность, отличающую чувства от других психических процессов. Большинство чувств легко делить на группы, обладающие противоположными качествами: удовольствие — неудовольствие, радость — печаль, веселье — грусть, любовь — ненависть, возбуждение — спокойствие и т. п. Эту особенность называют полярностью чувств.

Кроме того, чувства часто распространяются с объектов, которые их вызвали, на другие объекты. В результате этого распространения получается то общее эмоциональное состояние, которое называют настроением. Настроение зависит от многих факторов, как психических, так и физиологических: вряд ли будет в хорошем настроении человек, страдающий бессонницей, уставший и голодный.

Чувства можно классифицировать по таким параметрам, как глубина и устойчивость. Глубокие чувства устойчивы, прочны, а неглубокие проходят очень быстро.

Неустойчивость чувств проявляется в двух разных формах. Некоторые люди быстро загораются чувствами, радуются, печалятся, тревожатся — и так же быстро переключаются на другие чувства. В ином варианте неустойчивость чувств проявляется в форме эмоциональной притупленности. Когда какой-то конкретный повторяющийся фактор постоянно провоцирует чувства, они будут постепенно становиться слабее и слабее.

Проявления воли имеют два этапа: принятие решения и его исполнение. Второй этап наиболее важен, ведь без него первый не имеет смысла.

Принять решение человеку могут мешать внутренние и внешние препятствия. Внутренние препятствия — это борьба мотивов, убеждений. Человеку нужно решить, должен ли он что-то делать — и что именно. Внешние препятствия вмешиваются в психический процесс, когда человеку нужно понять, как именно добиться цели и преодолеть конкретные трудности. Это и мыслительный, и волевой процесс.

Кроме того, когда решение принято и путь к его реализации ясен, человеку нужно суметь заставить себя воплотить продуманный план в реальность, что тоже требует волевого усилия.

Какими психическими явлениями характеризуется психика человека

Рассмотрим свойства, характеризующие личность человека в целом.

Все психические процессы всегда протекают в какой-либо деятельности. Это относится не только к волевым и познавательным, но и к эмоциональным процессам. Человек всегда так или иначе действует, и в ходе своей деятельности он познает и чувствует.

Не всякая деятельность проявляется во внешних движениях. Решая трудную задачу, человек может внешне сохранять полную неподвижность, и все же мы скажем, что в данном случае он активен, что он выполняет определенную деятельность, имеющую свои цели и требующую от него немалых волевых усилий. Таким образом, психические процессы возникают при конкретных действиях человека.

Свойства индивидуальности также формируются в деятельности. Никакая психическая особенность не может быть врожденной. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы и — что особенно важно — мозга.

Задатки — это анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми.

Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют ее, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит.

Интерес — это особенное отношение к предмету, создающее тенденцию обращать внимание именно на него. Например, ученый, работающий над какой-либо проблемой, будет видеть нюансы, которые ускользнут от внимания другого человека.

Склонность — это тенденция посвящать время какому-либо конкретному занятию.

Важно отличать склонности и интересы от обычных человеческих потребностей. Любому человеку нужно есть, например, но его интерес к еде проходит после насыщения и не является характеристикой его личности. Также важно учитывать, что интересы человека часто определяются его окружением в детстве и юности, материальным положением его семьи и другими социальными факторами.

Способности — это свойства личности, дающие ей возможность успешно заниматься какой-то конкретной деятельностью.

  • наблюдательность;
  • зрительная память;
  • эмоциональная память;
  • эмоциональное воображение;
  • техническое воображение.

Таким образом, способности — это условие успешного выполнения разных видов деятельности. Совокупность задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей, называют одаренностью. А совокупность способностей, позволяющее человеку выполнять какую-то деятельность творчески, называют талантом к данной деятельности.

Темперамент — это совокупность индивидуальных характеристик нервной системы, которые выражаются:

  • в эмоциональной возбудимости, т. е. быстроте возникновения чувств и их силе;
  • в тенденции к сильному выражению чувств вовне;
  • в общей подвижности человека.

Представителей каждого из четырех классических типов темперамента можно описать так:

  1. Холерик — быстрый, порывистый, с сильными чувствами, ярко выражающимися в его поведении.
  2. Сангвиник — быстрый, подвижной, эмоционально откликающийся на внешние раздражители; его чувства непосредственны, но слабы и кратковременны.
  3. Меланхолик — склонный к затаенным переживаниям большой силы и длительности; он реагирует далеко не на все, но если реагирует, то испытывает очень сильные чувства.
  4. Флегматик — медлительный, уравновешенный, спокойный, почти не проявляющий чувств и не испытывающий их.
  • Инсаров — холерик;
  • Шубин — сангвиник;
  • Берсенев — меланхолик;
  • Увар Иванович — флегматик.

Важно учитывать, что темперамент — лишь набор предпосылок к определенному типу реагирования. Не всякий холерик энергичен, и не всякий сангвиник отзывчив, но, например, холерику проще, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия.

Характер — это совокупность основных характеристик личности, определяющих ее поведение.

Храбрость, лицемерие, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность — примеры различных черт характера. Говоря, что один человек — храбрец, а другой — трус, люди высказывают чем-то обоснованные предположения, как эти двое поведут себя в критической ситуации.

Закономерности психических явлений

Психология занимается выявлением законов разных психических процессов, чтобы понимать, как функционирует психика. Примером изученных закономерностей одного из психических явлений, запоминания, являются связи, лежащие в основе работы памяти — ассоциации. Рассмотрим это явление подробнее.

Если какие-нибудь объекты воспринимаются, представляются, обдумываются одновременно или через короткий промежуток времени, то между ними возникают связи. Позже восприятие или представление одного из этих объектов провоцирует мысли о других, включенных в связь.

Физиологически возникновение ассоциативных связей основано на механизме возникновения временных нервных связей, открытом И.П. Павловым в процессе изучения условных рефлексов у животных.

Условный рефлекс — это индивидуальная реакция, возникшая путем научения.

Чтобы создать устойчивую ассоциацию, необходимы два фактора:

Павлов изучал собак; психологи, изучавшие людей, обнаружили разницу между механическим и смысловым запоминанием. Если механическое запоминание основано именно на ассоциативных связях, то при смысловом подключаются мыслительные процессы: человек создает ассоциации с уже имеющимися в его памяти фактами, включает новые ассоциации в уже созданную систему связей.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Пс.процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым относятся параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.

На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений, навыков.

В свою очередь, психические процессы делятся на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Вы обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день, а иная информация может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т.е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы.

Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его деятельности и состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают исключения.

Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей.

Иногда выделяют как самостоятельную группу - неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью, интенсивностью.

В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность.

К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость.

Следующий класс психических явлений – психические свойства личности – характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством.

Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности, характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами.

Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучается в рамках социальной психологии.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

То, как человек воспринимает окружающий мир, как реагирует на внешние стимулы, обусловлено психическими явлениями.

Термин “психические явления” возник из психологии и философии. Явлениями в философии называют воспринимаемые через ощущения стимулы. Их можно наблюдать. А психология через явления рассматривает проявления человека.

Психические явления

Можно выделить две группы психических явлений:

  • субъективные (они ограничены внутренним восприятием и пониманием одного человека);
  • объективные (доступны наблюдению со стороны).

Классификация психических явлений

Структура психических явлений сложна и многообразна. Классификация психических явлений кратко состоит из трех групп. Но в иды психических явлений требуют подробного рассмотрения.

Психические процессы динамичны. У каждого процесса есть фаза начала, развития и завершения. В момент, когда заканчивается один процесс, начинается новый. Поэтому психика непрерывна в своей динамике.

Различают познавательные, волевые и эмоциональные процессы.

Познавательные психические процессы способствуют развитию знаний об окружающей среде.

Ощущения помогают воспринимать простейшие воздействия окружающей и внутренней действительности на организм. Через ощущения человек понимает качества и характеристики предметов. Такой процесс возможен при наличии нервной системой. Он не зависит от того, как хорошо она развита.

Эволюционное значение ощущений в том, чтобы доставлять в нервную систему значимые стимулы. Чтобы стимул возымел воздействие у него должна быть определенная сила – абсолютный нижний порог. Это минимальный показатель, при котором возникает реакция. При этом, каждая система понимает разные по величине ощущения. Иногда ощущения адаптируются к воздействиям – нижний порог изменяет свою величину. Тогда, сила воздействия должна увеличиваться, чтобы человек воспринял сигнал. При этом, наш организм меньше адаптирован к боли. Это важный эволюционный момент. Боль выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о нарушениях.

Чарльзом Шерингтоном были выделены виды ощущений:

  • экстероцептивные (от внешних раздражителей);
  • проприоцептивные (ощущения от движений тела);
  • интероцептивные (дающие информацию о внутреннем состоянии физиологических систем).

Восприятие похоже на ощущения. При ощущении человек понимает отдельные свойства предметов. А при восприятии – их целостный образ. Восприятием более сложный процесс. Поэтому они характерны для некоторых, сложно организованных, представителей фауны. При этом, восприятие зависит от особенностей индивида: его жизненных интересов, условий обитания, умений и навыков.

Образ восприятия формируется за счет выделения и классификации признаков предмета. Затем в памяти осуществляется поиск схожих данных. Если результат положительный, образ объекта попадает в категорию по выделенным свойствам.

Для восприятия характерны:

  • целостность (отдельные части могут преобразовываться в целые образы);
  • предметность (образ воспринимается, как предмет, расположенный в пространстве и времени);
  • обобщенность (воспринимаемые образы распределяются по категориям);
  • постоянство (образы воспринимаются по неизменным свойствам);
  • осмысленность (понимание объекта, его характеристик и предназначения);
  • избирательность (предмет воспринимается по принципу приоритетности одних образов перед другими);
  • иллюзорность (в некоторых случаях образы могут восприниматься ошибочно).

Представление является дополнением к ощущениям и восприятию. Но, в отличие от последнего, отражает предметы, которых нет в фокусе восприятия в текущий момент. Образ этих предметов зафиксирован когда-то в памяти.

Для представления характерны:

  • фрагментарность (в представлении некоторые части образа могут быть утеряны из-за того, что воспроизводится он из памяти);
  • способность к изменениям (представление об образе меняется в зависимости от нового опыта).

Воображение работает совместно с представлением. На основе этих двух процессов создаются новые образы. При этом, они могут быть нереальными элементами фантазий.

Для воображения важна эмоциональная среда. Эмоции питают воображение. От них зависит, будет ли фантазия окрашена радостью или жаждой мести.

  • воссоздающее (при его помощи формируются образы по имеющейся информации, например, по описанию литературного героя);
  • творческое (за счет творческого воображения, под воздействием эмоций, создаются новые образы, связанные с реально существующими).

Мышление относится к высшим познавательным процессам. В ходе мышления человек меняет действительность и создает новые знания.

  • предметно-действенным (преобразуются предметы при манипуляциях с ними);
  • наглядно-образным (преобразуются представляемые образы);
  • абстрактно-логическим (абстрактные образы преобразуются по законам логики).

Мышление непосредственно связано с разными сторонами человеческой личности. Оно развивается в практической деятельности. В его основании работа головного мозга и рефлексы. Мышление не может существовать отдельно от речи.

Мышление предполагает операции по преобразованию информации:

  • анализ (расщепление общего образа на составные части);
  • синтез (формирование образа из частей);
  • сравнение (отношение между характеристиками);
  • обобщение (выборка схожих признаков);
  • абстрагирование (выборка свойства, которое не может существовать отдельно от предмета);
  • конкретизация (обращение к определенному свойству, важному в текущий момент);
  • классификация (объединение образов в систему по основаниям);
  • сужение (акцентирование внимания на конкретном умозаключении);
  • формирование понятий (выделение объектов по общим признакам).

Мышление влияет на интеллект.

Интеллект состоит из всех психических процессов, описанных ранее. Он включает способности к счету, к пониманию речи и умению подбирать слова. Наделяет способность ориентироваться в пространстве и на местности. А также, умение рассуждать и запоминать.

Интерес к интеллекту будоражил умы многих ученых. Первый тест по определению уровня интеллекта разработал Дэвид Векслер еще в 1939 году. Первая его шкала была создана для оценки способностей у взрослых. А через десять лет появилась шкала для детей.

Интеллект обусловлен генетической составляющей, самочувствием матери во время вынашивания ребенка, экологией, социальным уровнем семьи.

Память обеспечивает связь между прошлым и настоящим человека. В ней фиксируются опыт и образы, с которыми когда-либо взаимодействовал человек.

Память бывает генетической (память поколений) и прижизненной.

Прижизненная память классифицируется по разным основаниям.

По участию воли в процессе запоминания:

  • произвольная (для запоминания требуются усилия);
  • непроизвольная (запоминание происходит без волевых усилий).

По способу запоминания:

  • механическая (многоразовое повторение материала);
  • смысловая (запоминание через интерпретацию смысла).

По времени хранения:

  • краткосрочной (информация закрепляется на небольшой промежуток времени);
  • долговременная (память, в которой материал хранится долго и может воспроизводиться спустя много лет);
  • оперативная (материал запоминается для выполнения определенной задачи).

Процесс памяти происходит в несколько этапов:

  • запоминание (новый опыт закрепляется в памяти через связи с прошлым);
  • хранение (процесс перевода материала в долгосрочную память);
  • воспроизведение (изъятие нужной информации из долгосрочной памяти);
  • забывание (любая информация забывается частично или полностью).

На запоминание информации влияют:

  • первое впечатление (более яркие образы дольше хранятся в памяти);
  • осмысленность запоминания (высокая степень понимания процесса заучивания дает хороший результат);
  • личный интерес (мотивация является связующим звеном для хорошего запоминания);
  • обсуждение информации с другими людьми (при общении информация закрепляется и корректируется);
  • повторение (чем больше повторений, тем лучше информации запомнится).

Внимание обеспечивает сосредоточенность. Для внимания всегда нужен объект.

  • произвольным (с участием воли);
  • непроизвольным (формируется без усилий со стороны человека);
  • послепроизвольным (возникает при переходе от произвольного внимания к личной заинтересованности объектом).
  • концентрацией (показывает, насколько человек заинтересован объектом);
  • интенсивностью (включенность других психических процессов в акт внимания);
  • устойчивостью (способность длительно удерживать внимание на одном объекте);
  • объемом (количество элементов, которые возможно удержать в фокусе внимания (обычно 4-6 объектов у взрослого));
  • распределение (умение удерживать внимание на нескольких объектах одновременно);
  • переключение (способность отвлекаться от одного объекта в пользу другого).

Волевые психические процессы. При участии воли человек достигает целей. Воля управляет деятельностью.

Эмоциональные психические процессы. Эмоции выражают степень удовлетворенности человека и сопутствуют всем процессам психики.

В рамках эволюции они выступают в качестве защитного механизма. Например, эмоция страха помогает нам выживать. Когда нам что-либо угрожает, страх мобилизует наш организм. Возникает реакция защиты или призыв к бегству от опасности.

  1. Психические состояния являются текущей характеристикой личности. Они зависят от внешних событий и физиологии человека. При этом, для психических состояний характерна рефлексия – они переживаются и оцениваются исключительно внутри. Зависят состояния от активности человека.

Психические состояния можно разделить на несколько видов:

  • состояния, связанные с мотивацией (интерес к деятельности, поставленные цели, желания человека);
  • эмоциональные состояния (интенсивность эмоционального ответа на раздражитель, настроение, фрустрация, стресс);
  • состояния, зависящие от волевых усилий (потребность в проявлении инициативы, стремление к цели, способность к решению вопросов);
  • зависящие от организованности сознания (выражаются через внимательное отношение к объектам деятельности и восприятия).

Психические свойства. Через них понятно, каким образом может себя повести определенный человек. Психические свойства определяют качества человека.

К ним относятся:

  • темперамент (врожденная характеристика человека, обуславливающая его манеру реагирования на внешние стимулы);
  • характер (приобретенное свойство, обусловленное социальной средой, и способное изменяться на протяжении жизни);
  • направленность личности.

Почти все психические состояния, кроме темперамента, который дается человеку при рождении, подвержены процессу интериоризации. При отражении внешнее превращается во внутреннее содержание.

Направленность личности определяется социальной средой. У человека формируются аналогичные ценности, характерные и для его окружения.

Характер также подвержен интериоризации. Через разные события человек приобретает качества, которые могут проявляться в его поведении при общении с другими людьми.

Наблюдается закономерная и необходимая зависимость психических явлений. На примере познавательных психических процессов видно, что один вытекает из другого или зависит от него. Этот факт обусловлен уровнем развития психики. А. Н. Леонтьев вывел закономерность, по которой, чем более сложно организованная психика, тем больше психических процессов для нее характерно.

Что интересно, для психики характерны неосознаваемые психические явления. Они протекают автоматически. Это значит, что психика может функционировать беспрерывно.

Общая психология — это область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

Содержание

Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.

Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Предмет общей психологии. Психические явления. Психические процессы, психические свойства, психические состояния

Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Психические процессы

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Предмет общей психологии. Психические явления. Психические процессы, психические свойства, психические состояния

Особенность психических процессов состоит в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие, т.е. являются актуальным откликом на происходящее. Например, пока на организм действует какой-либо раздражитель (допустим, человек слышит музыку), соответствующие анализаторы воспринимают информацию и передают ее в мозг. Если раздражитель прекратит свое воздействие (музыку выключат), то и ощущения прекратятся, ведь воспринимать будет нечего.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. На их основе формируются определенные состояния, знания, умения, навыки.

Виды психических процессов:

1) Познавательные психические процессы:

2) Эмоционально-волевые психические процессы:

Стоит отметить, что выделение конкретных психических процессов весьма условно. Большинство психологов считает, что эти процессы тесно взаимосвязаны, и даже сливаются в один единый целостный процесс – психику.

Психические свойства

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.

Предмет общей психологии. Психические явления. Психические процессы, психические свойства, психические состояния

К психическим свойствам относятся:

  1. Темперамент;
  2. Характер;
  3. Способности;
  4. Направленность.

Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.

Психические состояния

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Предмет общей психологии. Психические явления. Психические процессы, психические свойства, психические состояния

Классификация психических состояний

1) Мотивационные состояния:

2) Эмоциональные состояния:

3) Волевые состояния:

— инициативность и др.

4) Состояния разных уровней организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности):

Психические состояния являются относительно устойчивой совокупностью всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Они характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Так, состояние депрессии обычно может длиться годами (продолжительное состояние), а гнев обычно проходит быстро (кратковременное состояние); бывают слабо выраженные состояния (легкая тоска), а бывают сильные, глубокие состояния (страстная любовь); психическое состояние сна направлено на расслабление организма и восстановления сил, а психическое состояние решительности направлено на достижение поставленной цели.

Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом, что порой очень сложно разъединить некоторые состояния. Например, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др. А состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности, т.е. ее психическим свойством. Также они могут способствовать или тормозить деятельность.

Читайте также: