Структура и классификация свободного времени кратко

Обновлено: 05.07.2024

Важные категории свободного времени - это „структура" и „содержание". Структура свободного времени - совокупность видов деятельности, которые характеризуют проведения свободного времени. Она охватывает: индивидуальное потребление культуры (чтение книг, журналов, газет, слушания радио, просмотр телепередач и т.д.); публично-зрелищное потребления культуры (посещаемость театров, кино, концертов, музеев, спортивных зрелищ и др.); общение с членами семьи, родственниками, соседями, друзьями и т.д.; физические занятия (утренняя и вечерняя гимнастика, занятия в спортивных секциях и т.д.); развлечения и игры, которые способствуют снятию умственной и физического напряжения, созданию хорошего настроения; пассивный отдых (прогулки, спокойствие, дневной сон и др.); занятия, которые являются явлениями антикультуры (злоупотребление алкоголем, хулиганство, наркомания); бесцельное времяпрепровождение. Содержание свободного времени - формы занятий в свободное время, обусловленные социальной средой, уровнем культуры личности, ее самосознанием, потребностями, интересами, психологическими качествами.

Это один из самых трудных для анализа аспектов феномена „свободное время". Существует несколько принципов оценки содержания свободного времени. Один из них основывается на изучении его структурных элементов. Чем больше видов занятий содержит структура свободного времени, тем содержательнее и разнообразнее деятельность человека в свободное время, то есть тем выше оценка содержания свободного времени.

При изучении содержания свободного времени используют такой показатель, как продолжительность времени, затрачиваемого на определенный вид деятельности в свободное время. С его помощью устанавливают место в жизни современного человека разнообразных способов проведения свободного времени.

Содержание свободного времени помогает охарактеризовать данные о видах занятий, их продолжительность, частоту, распространенность, соотношение между ними и т.д. Однако они не дают ответа на ряд важнейших вопросов. Например, какая из структур свободного времени более рациональная, содержательная: та, которая охватывает 2-3 виды занятий, или та, которая охватывает 7-8? Что лучше способствует развитию личности: посещаемость кино или концерта чтение художественной литературы, периодики? Всегда ли правильным является утверждение, что чем больше продолжительность занятий в свободное время, тем лучше его содержание, тем эффективнее развивается личность?

Поэтому, стремясь дать характеристику содержания свободного времени человека, нельзя ограничиваться только количественными аспектами. Совокупность занятий в свободное время, их продолжительность и частота не исчерпывают его сущности. Необходимо знать, каким видам занятий человек предпочитает, происходит это по необходимости или заинтересованности. Важно выяснить ее отношение к конкретным видам занятий, удовлетворенность или неудовлетворенность ними. Не менее существенно - установить форму проведения свободного времени (активная, пассивная), что должно дать подробную характеристику его содержания, то есть выявить, как содержание свободного времени влияет на развитие личности, ее способностей, улучшение физического, эмоционального, социального бытия.

Различается свободное время за использующего его социальными группами: рабочих, колхозников, служащих, инженерно-технических работников и других категорий населения (пенсионеров, домохозяек, студентов, учащихся и т.п.).

Границы между рабочим и свободным временем изменяется в зависимости от продолжительности рабочего дня, числа дней ежедневного отдыха и продолжительности оплачиваемых отпусков, связанных с обучением без отрыва от производства и др. Важную роль в увеличении свободного времени призваны сыграть научно-технический процесс и развитие на этой основе непроизводственных отраслей и сферы услуг, сокращение малоэффективных расходов в домашнем хозяйстве.

Уже сейчас наблюдаются качественные изменения в взаимосвязи между рабочим и свободным временем. По своему объему свободное время вплотную приблизился к рабочего. Содержание свободного времени сказывается на поведении человека во время работы, как и особенности работы влияют на содержание свободного времени. Чем интереснее и важнее работа, тем более содержательный свободное время работника. Жизненный опыт свидетельствует, что свободное время, оторванный от работы и против-поставленный ей, не может быть полноценно использован для духовного и личностного развития человека. Работа и отдых не должны противоречить друг другу, а гармонично сочетаться. Взаимозависимость между содержанием занятий в свободное время и характеру работы не исключает, а предполагает своеобразие форм и способов заполнения свободного времени. Деятельность в свободное время связана, прежде всего со спецификой работы общества в целом. Что касается индивидуальной работы, то она не всегда играет решающую роль относительно свободного времени личности. Сейчас на личность влияют другие обстоятельства, в частности, воспитательная работа государства, коллектива, общественных организаций, неформальных объединений и др. Поэтому и у человека, который выполняет нетворческой, малокваліфіковану работу, может быть интересный, содержательный отдых. Другое дело, что во творческой работой мы привыкли понимать лишь технические элементы этой работы. А социальный субъект работы, отношения в производственном коллективе не могут быть нетворчими, поэтому особенно влияют на развитие личности работника в свободное время.

Однако при наличии даже одинакового количества свободного времени у двух людей одного возраста и одной профессии осознания ими ценности этого времени может быть совершенно различным. Человек может быть вполне довольна своей деятельностью в свободное время. С точки зрения общества, эта деятельность может быть оценена как бесполезная трата времени или даже вредная для индивида. Иначе говоря, все зависит от того, кто является субъектом оценки - индивид или коллектив, общество в целом. Важно также знать то, что критерием такой оценки - самочувствие человека или некоторые более объективно значимые показатели. Свободное время, безусловно, является ценностью для человека, поскольку это время его жизни, его развития. Но главная ценность свободного времени заключается в том, что человек может его свободно, по своему усмотрению использовать.

Классификация видов деятельности в свободное время возможна прежде всего на основе принципа зависимости определенных типов использования свободного времени от материально-производственной деятельности людей. Определенном способа производства соответствует определенный образ жизни людей. Каков их образ жизни, таким является и способ использования свободного времени. Поэтому существуют определенные исторические типы его использования. В каждую эпоху возникают новые способы проведения свободного времени. В XX в. появились средства массовой информации, которые способствовали росту культурно-образовательной и общественно-политической деятельности людей. Развитие современных средств передвижения вызвал появление массового туризма. Недавние традиционные занятия исчезли или исчезают (чтения в семейном кругу, сельские вечерницы и др..). Происходит переворот в способе жизни общества, быта и отдыха людей. Расширяется материальная база для проведения свободного времени, создается индустрия досуга.

Простираясь виды деятельности в свободное время, следует различать категории населения, учитывать различия задач рабочего и свободного времени, значение видов такой деятельности для жизни общества.

Существует немало различных классификаций, включающих от полутора десятка до сотни определенных занятий и способов проведения времени. Всего сфера свободного времени людей насчитывает более 500 видов деятельности.

Как уже говорилось, под досугом понимаем совокупность занятий, с помощью которых восстанавливаются физические, умственные и психические силы человека. Но время досуга - это и время развития личности. К нему можно отнести:

1) индивидуальное потребление культуры (чтение книг, журналов, газет, прослушивание радио, просмотр телепередач и т.п.);

2) публично-зрелищное потребления культуры (посещение театров, кино, концертов, музеев, спортивных зрелищ и др.);

3) общение (с членами семьи, родственниками, соседями, друзьями и т.д.);

4) физические занятия (утренняя и вечерняя гимнастика, водные процедуры и т.п.);

5) развлечения и игры, что снимают умственное и физическое напряжение, создают хорошее настроение;

6) пассивный отдых (прогулки без определенной цели, спокойствие, изменение напряженности уравновешенностью и др.);

7) занятия, которые можно считать явлениями антикультуры (злоупотребление алкоголем, хулиганство, преступность, наркомания, азартные игры, бесцельное времяпрепровождение - как распущенный образ отдыха).

Относительно более возвышенной деятельности, то к ней следует отнести занятия, которые больше всего способствуют развитию сутністних сил человека, его всестороннему удосконаленню. их можно сгруппировать следующим образом:

1) обучение без отрыва от производства;

2) повышение квалификации;

4) общественно-политическая деятельность;

5) участие в воспитании детей;

6) творческая деятельность и любительские занятия;

7) спортивные занятия и туризм.

Такая структура свободного времени включает основные его элементы. Звеном, которое соединяет все другие элементы, является индивидуальный лейтмотив, через который осуществляется всестороннее развитие личности, им может оказаться и нерациональная деятельность, тогда сами собой прогрессивные элементы могут играть негативную роль. Занятия во время досуга и более возвышенной деятельности - это последовательный, единый процесс воздействия на личность. Однако в этом единстве проведенной является более возвышенная деятельность, поскольку она направлена прежде всего на всестороннее развитие личности. Поэтому важной задачей социального регулирования и саморегулирования свободного времени является установление оптимального соотношения часов досуга и более возвышенной деятельности.

1. В социологии существуют понятия необходимого и свободного времени, введенные в 20-е годы С.Т. Струмилиным.

Необходимое и свободное время подразделяется на:

Свободное время - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом затрат необходимого времени для свободного развития личности. Свободное время имеет две составляющие:

время, расходуемое на общественную, творческую и другую деятельность;

В исследованиях свободного мнения сложились два подхода:

Социологический подход к исследованиям имеет четыре направления изу­чения:

рассмотрение комплекса материальных, организационных условий с це­лью увеличения свободного времени;

исследование объективных аспектов его реализации (наличие театров, клубов и т. д.);

изучение субъективных аспектов реализации свободного времени (ин­тересы, стремления, ориентации людей и групп);

разработка планов и прогнозов свободного времени разных социально-демографических групп в разных социально-территориальных общнос­тях (городе, селе, предприятии, стране в целом).

2. Классификация свободного времени:

физическое развитие (физкультура, спорт, туризм и т. д.);

культурная самодеятельность (общественные обязанности, посещение лекций, музеев, художественная самодеятельность);

культурный отдых (зрелища, домашние игры);

прочие развлечения (прием гостей, поход в гости и т. п.);

бездеятельный отдых и прочее.

Культурное развитие трудящихся зависит от:

духовных потребностей личности;

места жительства человека: в городе гораздо больше институтов образо­вания и культуры, чем в селе.

Культура свободного времени - рациональное использование свободного времени, взаимосвязь личного и общественного. Критерием рациональ­ности считается соответствие свободного времени всестороннему и гар­моническому развитию личности.

В макроструктуре внерабочего времени самым рациональным считается время, идущее на удовлетворение духовных, интеллектуальных и соци­альных потребностей людей.

Самыми малоэффективными с общественной точки зрения являются затраты времени на труд на подсобном участке и домашний труд. Изменение социального статуса человека находится в прямой зависи­мости от использования свободного времени. Например: время, затра­ченное на учебу или повышение квалификации, способствует социаль­ному продвижению.

1. Труд и его основные состояния.

2. Трудовой коллектив.

3. Трудовой конфликт.

1. Труд – процесс целенаправленного воздействия людей на природу, в результате которого создаются потребительские стоимости, материальные и духовные блага.

Социология рассматривает труд в качестве основной формы жизнедея­тельности человеческого общества, главного условия его бытия.

Процесс труда включает в себя:

целесообразную деятельность человека (сам труд);

предмет труда, то есть то, на что направлена деятельность;

орудия производства, воздействующие на предмет.

Индивидуальный труд - элемент технологического разделения труда. Оз­начает обособленную трудовую зону со своим субъектом, обязанностя­ми и функциями.

Индивидуальная трудовая деятельность - элемент экономического раз­деления труда. Это общественно полезная деятельность граждан, осно­ванная на личном труде отдельных субъектов.

Организация труда - формы, способы и порядок соединения живого и вещественного труда.

Стимулирование труда - система материального и морального поощрения. Содержание труда - его технико-функциональная сторона. Содержательность труда - социально-психологическая сторона. Основные элементы содержательности труда (социально-психологи­ческой структуры трудовой деятельности):

цель - осознанный образ результата, идеальный план действий;

отношение к труду (осмысление труда);

стимулы труда - внешние факторы, побуждающие к труду;

мотивы труда - внутренние стимулы, потребность;

ценности и ценностные ориентации - этические императивы трудовой деятельности.

Мотивы труда связаны с ценностными установками, этической ориен­тацией деятельности.

2. Трудовой коллектив - социально-политическое и экономическое объе­динение людей, организованных для достижения общественно значи­мых и личностно ценных целей.

Коллектив - это социальная организация и социальная общность одно­временно.

В качестве социальной организации коллектив является разновиднос­тью общественного института; в качестве социальной общности - эле­ментом структуры общества.

Функции трудового коллектива:

совладельческая (на средства производства);

воспитательная и др.

Выделяются две группы трудовых коллективов:

коллективы производственных отраслей (промышленности, строитель­ства, сельского хозяйства и т. д.);

коллективы непроизводственных отраслей (здравоохранение, образова­ние и т. д.).

Наиболее распространенная классификация трудовых организаций, су­ществующих в современной России:

• трудовые организации на базе кооперативной, акционерной собствен­ности;

• коллективы, в основе которых лежит государственная собственность; коллективы, занятые в частном секторе;

• коллективы совместных с иностранными фирмами предприятий;

• коллективы, использующие имущество профсоюзных и других обще­ственных организаций;

• коллективы подсобных хозяйств при промышленных и других несель­скохозяйственных предприятиях.

3. Трудовой конфликт (конфликт в трудовом коллективе) - неэффектив­ный путь разрешения возникших в трудовом коллективе противоречий.

Агенты конфликта (конфликтующие субъекты):

непосредственные участники конфликта, отстаивающие свои интересы;

группы, косвенно участвующие в конфликте;

группы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Если конфликт неизбежен, задача руководителя - определить причины конфликта, локализовать его, взять инициативу в свои руки.

Возможные исходы конфликта:

подчинение одной из конфликтующих сторон требованиям другой (за­бастовщиков и др.);

сдача позиций или бегство от конфликта;

интеграция, объединение усилий конфликтующих сторон в поисках ра­зумного решения.

1. Социальные институты семьи и брака.

3. Функции семьи.

4. Проблемы стабильности семьи.

1. Семья - специфическое образование: малая социальная группа и соци­альный институт одновременно.

Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет начало в эмпирических исследованиях Рилза и Ле Пи.

По мнению социологов, семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

С институтом семьи тесно связан институт брака.

Брак - санкционированная обществом, социально и личностно целесо­образная устойчивая форма половых отношений.

Основой семьи, как правило, является брачная пара. Исключения: не­полные семьи, юридически не оформленные семьи.

2. По характеру распределения семейных обязанностей и лидерства семьи делятся на три основных типа:

традиционная (патриархальная) семья;

нетрадиционная (эксплуататорская) семья;

эгалитарная семья (семья равных).

Традиционная (патриархальная) семья предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений. Для этого типа характерны:

экономическая зависимость женщины от мужчины;

функционально четкое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей;

главенство мужчины в семье.

Нетрадиционная (эксплуататорская) семья предполагает:

равное участие мужчины и женщины в общественном труде;

домашние обязанности возложены на женщину.

Эгалитарную семью (семью равных) характеризует:

справедливое разделение домашних обязанностей;

совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи;

эмоциональная насыщенность отношений в семье.

Существуют и переходные типы семей.

В зависимости от своего состава семьи бывают:

• нуклеарные (только родители и дети);

• расширенные (родители, дети и другие родственники).

Процессы индустриализации и урбанизации в современном мире при­вели к преобладанию нуклеарной семьи.

3. Семья выполняет ряд функций. Важнейшие из них:

Репродуктивная функция - воспроизводство в численности детей чис­ленности родителей.

Воспитательная функция: семья оказывает решающее влияние на фор­мирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи.

Социологи выделяют следующие стереотипы семейного воспитания:

профессионализм (родители возлагают свои обязанности по воспита­нию детей на педагогов детсадов и школ);

прагматизм (ориентация детей на получение материальной выгоды).

Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает следующие ас­пекты семейных отношений:

ведение домашнего хозяйства;

распределение домашнего труда;

опека над малолетними и престарелыми и т. д.

Рекреационная функция семьи заключается в:

создании чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи;

организации семейного досуга и отдыха.

4. Определяющее значение для стабильности брака имеют внутренние фак­торы. В основе развода лежит конфликт между супругами.

Уровни супружеских отношений, на которых возникают конфликты:

• психофизиологический уровень (сексуальная дисгармония);

• социокультурный (духовный) уровень.

Причины семейного конфликта социологи делят на:

• причины, существовавшие до создания брака, или факторы риска;

• причины, возникшие в течение совместной жизни.

Причины, существовавшие до создания брака (факторы риска):

большая разница в возрасте супругов (особенно если старше женщина);

разница в образовании супругов;

алкоголизм одного из супругов;

легкомысленное отношение к браку;

ранний возраст вступления в брак;

вероятность скорого рождения ребенка;

малый срок знакомства;

резкое несогласие родителей на брак;

9. брак по принуждению.

Причины, возникшие в течение совместной жизни:

бытовые (жилищные, материальные и пр.);

внешние факторы (измена, вмешательство родственников и др.).

Похожие документы:

Временная перспектива личности как фактор длительности ремиссии наркозависимых

. феноменов аддикции – влечения к ПАВ. В Международной Классификации Болезней десятого пересмотра (МБК-10 . как правило, подразумевает меньший объем свободного времени, новый круг общения и необходимость фокусировки .

Игра свободная деятельность Игра выводит человека за рамки обыденности Пространственно-временная замкнутость игры

. не просто зрелище для проведения свободного времени. В соревнованиях выявлялась воля . друг, любимый). Рассмотренная классификация модусов одиночества не претендует на . позитивистов). Вместо имевшихся ранее классификаций Декарт по-своему предложил .

Классификация реакций по изменениям углеродного скелета

. светом, высокой температурой, свободными радикалами, образующимися при . углеродного скелета (молекулярные перегруппировки) Классификация на основе окислительно–восстановительного характера . свету. Протекание реакций во времени. Энергия активации 1. .

Положение о классификации и об освидетельствовании судов

. извещает уполномоченное лицо организации по классификации о времени и месте проведения проверок и испытаний объектов . груза, наличие излишних грузов или свободной поверхности жидкого груза; подтвердить наличие .

Классификация методов практического извлечения зна

. Коммуникативные методы В соответствии с классификацией рассмотрим подробнее обе разновидности коммуникативных . видеозапись в реальном масштабе времени.Непременное условие этого метода . ситуацию общения. Свободный диалог Свободный диалог — это метод .

В системе социологического знания существуют понятия необходимого и свободного времени. Необходимое время определяет границы пространства внешней необходимости. Оно жестко детерминировано.
Свободное время -- это часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом необходимых затрат времени для свободного развития личности. Свободное время более пластично.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

Структура и классификация свободного времени

В системе социологического знания существуют понятия необходимого и свободного времени. Необходимое время определяет границы пространства внешней необходимости. Оно жестко детерминировано.

Свободное время -- это часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом необходимых затрат времени для свободного развития личности. Свободное время более пластично.

Социологический подход к изучению свободного времени

Социологический подход требует методологического обоснования, в котором далеко не последнее место занимает определение круга постановочных вопросов. Их мы и пытаемся обрисовать.

На наш взгляд, свободное время должно рассматриваться как социальный феномен, представляющий собой необходимое условие расширенного духовного воспроизводства личности.

Социологический подход включает четыре основных направления изучения феномена свободного времени.

1. Рассмотрение комплекса материальных и организационных условий увеличения массы свободного времени.

2. Исследование объективных факторов его реализации (наличие театров, клубов, библиотек, спортплощадок и т.д.). Здесь главное -- исследование содержания работы институтов управления свободным временем.

Изучение субъективных факторов использования свободного времени (интересы, желания, стремления, ориентации различных социальных и демографических групп). Особенность этого направления -- в выяснении отношения личности к тому или иному виду деятельности (или их совокупности) в свободное время.

Разработка плановых и прогностических моделей бюджетов свободного времени различных социально-демографических групп в разных социально-территориальных общностях (предприятии, поселении, в частности, городе или селе, области, регионе, стране в целом) для целей социального планирования и прогнозирования.

Представляется, что регулирование свободного времени наиболее целесообразно в рамках социального планирования и прогнозирования на уровне как региона, так и отдельных предприятий. В связи с этим можно отметить, что величина, структура и содержание свободного времени могут и должны быть в числе показателей измерения уровня социальной организации предприятия, поселка, города и т.д.

Всестороннее развитие личности требует не дифференцированного, а интегрированного учета воздействия указанных условий. Поэтому речь следует вести о культурно-техническом уровне трудящихся как сводном социально-экономическом показателе. В нем в известной мере сконцентрированы две глобальные проблемы. Это, с одной стороны, человек и эффективность производства, а с другой -- человек и его духовное совершенство. Успешное решение этих двух проблем реально возможно лишь через преломление во времени, точнее -- через совершенствование личности за счет разнообразных видов деятельности в свободное время.

Свободное время состоит из двух частей. Одна часть -- это время, расходуемое на необходимую общественную, творческую и иную деятельность (повышение квалификации, учеба, занятия с детьми и т.п.). Другая часть -- это собственно досуг (любительский труд, потребление духовных благ, занятия физической культурой, спортом, встречи с родственниками, друзьями, пассивный отдых и др.).

Социологи, осмысливая проблемы рационального использования свободного времени, взаимосвязи личного и общественного, ввели термин культура свободного времени и тем самым весьма точно подчеркнули уровень его освоения и перспективы развития. Культура свободного времени -- понятие далеко не однозначное. Оно определяется во многом материально-технической базой культуры.

Общественно-организационное и индивидуально-организационное свободное время

В сфере свободного времени, как и в сфере необходимого, существует деление на общественно-организованное и индивидуально-организованное. Такое разделение бюджета времени нужно для того, чтобы найти пути, средства, способы защиты наиболее обездоленных групп населения, улучшения их материального благосостояния и роста культурного уровня с целью решения проблем строительства социальной инфраструктуры. Важно также знать, с кем проводит время человек: один, с членами семьи, в компании, в большом коллективе. Это позволит изучить ценностные ориентации человека, его установки, поможет сформировать рациональные подходы организации свободного времени, активного отдыха и времяпрепровождения.

Здесь мы касаемся сложнейшей проблемы определения критерия рациональности в организации свободного времени. Критерием рациональности видов деятельности и затрат внерабочего времени социологи считают степень их соответствия всестороннему и гармоническому развитию личности. В макроструктуре внерабочего времени наиболее рационально свободное время, которое идет на удовлетворение духовных, интеллектуальных и социальных потребностей людей. Наименее рациональны затраты внерабочего времени, связанные с поездками, работой в домашнем и подсобном хозяйстве. Затраты времени на домашний труд и труд в подсобном хозяйстве, на передвижение к месту работы и обратно малоэффективны с общественной точки зрения. В 1996 г. они составляли в среднем 25--30% недельного фонда внерабочего времени, а в 1999 г. - до 35%.

Все процессы труда, быта, отдыха населения совершаются в конкретных условиях, определенных рамках материальной структуры -- природных, искусственно созданных (городов, сел, деревень, хуторов). На них влияет пространственная организация (схема расселения, размещения отдельных элементов застройки -- магазинов, культурных, спортивных учреждений и т.д.). Каждый процесс жизнедеятельности, как правило, состоит из отдельных операций, которые совершаются в различных помещениях. Поэтому расположение зданий, планировка отдельного помещения, комплекса сооружений, их величина форма и т.д. могут экономить время человека или, наоборот, способствовать его нерациональному расходованию.

Большинство социологов рассматривают использование свободного времени в двух аспектах: как физическую деятельность, связанную с физическим развитием, и как духовную, направленную на духовное развитие человека. При этом одна и та же деятельность может быть квалифицирована и как активная, и как пассивная: это зависит от точки зрения ее рассмотрения. Как оценить чтение газеты, журнала, книги, просмотр остросюжетного фильма по телевидению? Духовно -- это активная форма восприятия, физически -- пассивная. И наоборот, занятия спортом -- активная физическая деятельность и пассивная духовная. К активному свободному времени чаще относят виды деятельности, носящие созидательное начало, а к пассивному -- потребительское.

Свободное время в жизни общества

Свободное время и социальное развитие субъекта

Реальный социальный рост человека происходит в связи с изменением, точнее, повышением его культурно-технической грамотности. Эти элементы есть не что иное, как показатели, индикаторы социального продвижения. Повышение показателей культурно-технической грамотности работников, как правило, способствует переходу их к более сложным социально-экономическим видам трудовой деятельности и, следовательно, обусловливает в значительной степени социальное продвижение.

Изменение показателей социального статуса теснейшим образом связано со свободным временем и определяется наличным фондом, сложившейся структурой и содержанием (набором видов деятельности) свободного времени. К середине 80-х годов бюджет времени населения страны был наиболее оптимальным. Свободное время у мужчин по сравнению с 1924 г. выросло на 25%, у женщин -- почти на 50%.

Вместе с тем использование свободного времени в поселениях различных типов может способствовать или препятствовать социальному продвижению. Кроме того, его использование членами различных социально-демографических групп ускоряет или, напротив, тормозит их социальное продвижение.

Социальное движение работников связано с целым рядом проблем, носящих сложный, комплексный характер. Они затрагивают широкий круг вопросов, связанных с экономическим профилем изучаемого региона, уровнем и комплексностью его развития, ориентацией населения, влиянием окружающей среды на тот или ной вид трудовой деятельности, последующим трудоустройством в соответствии с возросшими личностными ориентациями.

Успешное решение указанных проблем имеет социальные и экономические последствия: 1) значительно улучшается комплектование трудовых ресурсов высококвалифицированными кадрами, что способствует ускорению темпов научно-технического прогресса и обеспечивает рост производительности труда; 2) создаются реальные предпосылки полного сочетания потребностей личности и общества, совершенствуется социальная структура населения, наращивается социальный потенциал, идет процесс стирания различий между умственным и физическим трудом.

Для стимулирования данного процесса важно знать структуру свободного времени различных социальных групп. Знание фонда и структуры свободного времени рабочих и инженерно-технических работников, мужчин и женщин, различных возрастных групп населения, учет их интересов и ориентации на различные виды деятельности в свободное время, целенаправленное воспитание прогрессивных тенденций в использовании свободного времени для отдыха, развития и пользования своими правами выступают как необходимая предпосылка достижения более полного социального равенства.

III. Факторы, влияющие на свободное время

По расчетам автора, в 1999 г. в суточном фонде времени россиянина доля рабочего времени, связанного с непосредственным трудовым процессом, составляет в среднем более 41,5%; доля времени на удовлетворение физиологических потребностей осталась приблизительно такой же -- 42,1%; доля времени, затрачиваемая на различные домашние дела, превысила 12%; доля же свободного времени, которое человек использует для повышения своего культурного, духовного уровня, уменьшилась до 8%. Досуг стал занимать менее 1/10 всего суточного фонда времени. Кроме того, произошли резкие перемены в качестве использования досуга.

Структура свободного времени среднестатистического россиянина за последние годы продолжает ухудшаться, так как все большее число трудоспособного населения включается в поиски заработка. Особенно сильно подтолкнул жителей средних и малых городов к активному поиску дополнительных средств к существованию августовский кризис 1998 г. К сожалению, данные официальной статистики и самооценки респондентов своих расходов значительно расходятся. Например, в 1997 г. в Петербурге статистически рассчитанный прожиточный минимум составлял около 450 тыс. руб. Сами же петербуржцы оценили прожиточный минимум в 538 тыс. руб.2

Проблема бедности, во многом определяющая структуру рабочего и свободного времени, возникает в результате нарушения объективно обусловленных пропорций социального воспроизводства:

пропорций деятельности (соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения);

пропорций состояния (дифференциация населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами, соотношение между элементами благосостояния и фазами его воспроизводства);

пропорций отношений (человек -- общество -- природа, человек -- социальная группа -- класс -- общество).

В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времен.

Свободное время — общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости. Разделяется на два основных подхода:

  • Экономический — время, как расширение внерабочей силы, средство, превращающее индивида в более развитую личность.
  • Социологический — всестороннее исследование самого феномена социального времени, исследование зависимости свободного времени от социально-исторических и индивидуальных особенностей.

Содержание

История

Доступный и надёжный транспорт позволил рабочим путешествовать во время их выходных. Первый отпуск к морю был взят в 1870 году, новинка быстро распространилась в Европе и Северной Америке. Рабочие стали копить свои зарплаты и собирать деньги к отпускам, что привело к увеличению организационных работ для проведения отпусков рабочего класса.

Индивидуальные типы использования свободного времени

1. Творческий тип — главным свойством типа является выбор занятия такой деятельностью, которая направлена на создание, так и копирование предмета, для самоутверждения в том или ином творческом акте.

2. Культурно-потребительский тип — повышение духовной культуры, посещение музеев, библиотек и другие.

3. Рекреативный тип — виды развлекательного отдыха, такие как рыбалка, туризм, танцы и иные.

Понятие асоциально-гедонистического типа

Асоциально-гедонистический тип — реализация свободного времени, которое объединяет различные виды деятельности, имеющию низкую или отрицательную моральную оценку. Ярким примером являются подростки Великобритании [2] .

Разница в традициях

Читайте также: