Структура экономического потенциала региона кратко

Обновлено: 02.07.2024

В состав экономического потенциала территории включают:

1) геополитический потенциал, определяемый географическим положением, общественно-политическими условиями и факторами развития; ,

2) природный потенциал — природные условия, которые окружа­ют человека и используются им для обеспечения своей жизнедеятель­ности.

3) производственный потенциал - это материально-техническая база территории, овеществленный капитал (фонды) в производствен­ной и непроизводственной сферах;

4) демографический потенциал (трудовой) - численность насе­ления, его половозрастная структура. Характеризуется возможностью вовлечения активной части населения, трудовых ресурсов в производ­ство

5) потенциал социальной сферы, определяемый возможностями функционирования здравоохранения, ЖКХ, торговли, сферы общест­венного питания и др.;

6) духовный потенциал определяется историческим опытом общест­ва, традициями, состоянием науки, культуры, образования;

7)управленческий потенциал определяется уровнем кадров, состо­янием организационных форм, методов управления и т.п.;

8)финансовый потенциал - финансовые ресурсы региона и воз­можности их привлечения.

Важное значение для развития региона имеет возможность исполь­зования его экономического потенциала. Показателями использова­ния экономического потенциала являются ресурсообеспеченность региона в расчете на 1 км 2 , на одного жителя, ресурсоотдача и др.

В разных регионах возможности их экономического потенциала также реализуются в разной мере через федеральные и региональные программы развития, привлечение потенциальных инвесторов, в том числе зарубежных, и, наконец, через саморазвитие своей экономики, в частности предпринимательства как наиболее важного пути реали­зации экономического потенциала региона.

Требования к процессу стратегического программирования раз­вития промышленности территории можно свести к следующему:

· использование маркетингового подхода для анализа потенциа­ла региона и внешней среды;

· отбор конкретных бизнес-проектов с точки зрения их экономической и социальной эффективности, в том числе на основании спе­циальных критериев, позволяющих увязать конечные результаты реа­лизации проектов со стратегическими приоритетами территории;

· применение в силу ограниченности финансовых ресурсов в распоряжении органов власти и управления территорий механизма оцен­ки и отбора проектов, предусматривающих максимальные вложения на территории (как прямых, так и косвенных).

Основу данного подхода составляет комплекс стратегических инструментов, используемых для оценки потенциала территории.

Проанализируем методы оценки экономического потенциала тер­ритории.

1. SWOT-анализ. Этот метод рассматривается как средство агре­гации результатов детальных обследований и обоснований. Итогом их становятся оценки сравнительных качественных преимуществ или недостатков территории. SWOT -анализ позволяет дать ответ на вопро­сы о перспективных направлениях развития, позволяющих активизи­ровать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать все открывающиеся возможности и избежать потенци­альных опасностей.

2. Оценка конкурентного профиля территории. С помощью данного метода удается оценить относительную значимость для тер­ритории отдельных факторов среды. Каждому из них экспертным путем дается оценка его важности для отрасли (высокая, средняя, низ­кая) и уровня использования фактора (сильное, среднее, слабое).

По проведенной оценке можно сделать заключение, какие из факто­ров среды имеют наибольшее значение для территории, а какие заслужи­вают меньшего внимания. Результаты вносятся в таблицу для анализа.

К основным факторам развития территории относятся:

· рыночная конъюнктура (текущее состояние экономики, дело­вой климат, перспективы роста территории);

· институциональные рынки: наличие инфраструктуры для раз­вития бизнеса;

· трудовые ресурсы (возрастной состав, безработица, качество трудовых ресурсов, их квалификация и профессионализм);

· научно-технический потенциал территории;

· финансово-экономические факторы (условия для инвестиций, баланс доходов и расходов, уровень рентабельности хозяйствующих субъектов).

Организационные факторы включают в себя: эффективность системы управления, существующие отношения между уровнями влас­ти, отношения власти и хозяйствующих субъектов, наличие стратегии развития территории и программ социально-экономического развития, степень участия общественности в процессе управления развитием территории.

3. Оценка места территории и ее отраслей среди других тер­риторий (отраслей).

При определении стратегических направлений и приоритетов тер­ритории надо оценить ее текущее состояние, перспективность отрас­лей промышленности в целом и обозначить позицию отдельных хозяй­ствующих субъектов с точки зрения их вклада в развитие территории.

В первую очередь следует выяснить, в каком состоянии находит­ся территория по уровню собственных доходов и доле производимой продукций в общем объеме в регионе или стране. Затем оценить дея­тельность хозяйствующих субъектов исходя из их вклада в развитие территории. В основе подхода лежит обоснованное предположение, что чем больше хозяйствующий субъект вкладывает в развитие террито­рии в сравнении с потреблением услуг, финансируемых из бюджета территории, и чем больше его доля в общем объеме производимой про­дукции, тем сильнее позиции хозяйствующего субъекта и весомее его вклад в развитие территории.

4. Эффективность государственного стимулирования хозяй­ствующих субъектов. В основе предлагаемого подхода лежит принцип сбаланси­рованности потребления хозяйствующим субъектом услуг, финанси­руемых из бюджета, и степенью его финансовых вложений в развитие территории.

К общим критериям относится содействие: общей занятости, заня­тости целевых групп; росту уровня жизни, доходов и уменьшению расходов бюджета; росту сопутствующих отраслей; повышению устой­чивости и структурной диверсификации местной экономики; форми­рованию избранного имиджа и перспективной специализации; обще­му экономическому росту; воздействие на окружающую среду; нацеленность на реализацию стратегического направления.

Формирование программных мероприятий основывается на их отборе по указанным критериям, учитывающим влияние тех или иных факторов на развитие территории. По каждому разделу программных мероприятий группируются инвестиционные проекты и выводится значение общего специального критерия для каждого проекта. Для этого путем экспертных оценок определяется значимость каждого кри­терия с точки зрения развития территории. И на основании этого отби­раются те инвестиционные проекты, которые удовлетворяют интере­сам развития региона.

Социально-экономический потенциал региона и его элементы.Экономические условия последних лет характеризуются углублением межрегиональных контрастов и продолжающейся концентрацией экономической активности и финансовых результатов в ограниченном числе субъектов Федерации. Ряд российских территорий испытывает проблему снижения или недоиспользования социально-экономического потенциала. Поэтому актуальной является задача общей оценки потенциала региона и анализ его структуры, причин возникновения экономических и социальных трудностей, предвидения дальнейшего развития ситуации и выявления приоритетных направлений экономического роста.

В состав экономического потенциала территории включают:

1) геополитический потенциал, определяемый географическим положением, общественно-политическими условиями и факторами развития;

2) природный потенциал – природные условия, которые окружают человека и используются им для обеспечения своей жизнедеятельности; силы природы, которые непосредственно задействованы в материальном и нематериальном производстве для удовлетворения потребностей общества (в условиях рынка они приобретают стоимостную форму, обеспечивают поступления в бюджеты регионов, составляют материальную основу роста благосостояния населения региона);

3) демографический потенциал (трудовой) – численность населения, его половозрастная структура. Характеризуется возможностью вовлечения активной части населения, трудовых ресурсов в производство;

4) производственный потенциал – это материально-техническая база территории, возможности ее использования в различных секторах экономики;

5) финансовый потенциал – финансовые ресурсы региона и возможности их привлечения.

6) потенциал социальной сферы, определяемый возможностями функционирования здравоохранения, ЖКХ, торговли, сферы общественного питания и др.;

7) духовный потенциал определяется историческим опытом общества, традициями, состоянием науки, культуры, образования;

8) управленческий потенциал определяется уровнем кадров, состоянием организационных форм, методов управления и т.п.

Всестороннее рассмотрение потенциала регионов, включающее его временные и пространственные параметры, структурный состав, количественные и качественные оценки, условия и механизмы реализации, позволяет выявить современное состояние и разработать стратегию развития территории. Правильный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечить эффективное развитие регионов в рыночных условиях.

Негативное влияние на экономический потенциал региона, его возможности оказывают асоциальные факторы, которые возникают при отсутствии комплексности в развитии экономики региона, при наличии длительных диспропорций. Они формируются под воздействием внутренних и внешних причин.

Чаще всего асоциальные факторы появляются вследствие непродуманных экономических решений, низкого социально-культурного потенциала региона. Естественно, асоциальные факторы ведут к потерям в экономике региона.

В настоящее время актуальным становится понятие социально-экономический потенциал (СЭП), итогом развития которого выступает, прежде всего, рост уровня благосостояния населения. Именно в этом аспекте можно говорить и о степени эффективности использования СЭП.

ООН выделяет две составляющие благосостояния: уровень жизни (уровень потребления) и качество жизни, в которые входят такие показатели, как здоровье населения, уровень образования, качество окружающей среды, уровень социальной напряженности. Под устойчивостью понимается способность поддерживать уровень благосостояния без резких спадов. Соответственно социально-экономическая система, которая обеспечивает стабильно высокий уровень благосостояния граждан, может считаться обладающей высоким потенциалом развития. При этом должны учитываться перспективы, будущее состояние системы, т.е. возникает необходимость оценить не только достигнутый уровень, а способность системы к изменениям. Эта задача может быть решена только при комплексном анализе факторов экономического роста.




Величина социально-экономического потенциала характеризуется потенциальными резервами, возможностями региона при задействовании всего комплекса ресурсов, имеющихся на территории, использовании особенностей его структуры, географического положения, инерции экономического роста, социально-институциональных факторов. Поэтому анализ СЭПа региона строится на рассмотрении количественных и качественных характеристик трех компонент территориально-экономической системы – территории, населения и хозяйства.

СЭП = РП + ЭП + СП,

где: СЭП – социально-экономический потенциал региона;

РП - ресурсный потенциал;

ЭП – экономический потенциал;

СП – социальный потенциал.

Традиционные системы оценки базируются на изучении составляющих элементов социально-экономического потенциала путем определения величин показателей, характеризующих частные виды потенциала, таких как производственный, природно-ресурсный, трудовой, финансовый и другие.

Ресурсный потенциал является важной характеристикой развития региона, который является суммарным значением пространственного, природно-ресурсного потенциалов и потенциала населения.

Экономический потенциал представляет суммарную величину производственного, транспортного и финансового потенциалов.

Социальный потенциал, являясь важным показателем развития территории, характеризует уровень жизни населения и степень развития социальной сферы региона.

Социально-экономический потенциал региона и его элементы.Экономические условия последних лет характеризуются углублением межрегиональных контрастов и продолжающейся концентрацией экономической активности и финансовых результатов в ограниченном числе субъектов Федерации. Ряд российских территорий испытывает проблему снижения или недоиспользования социально-экономического потенциала. Поэтому актуальной является задача общей оценки потенциала региона и анализ его структуры, причин возникновения экономических и социальных трудностей, предвидения дальнейшего развития ситуации и выявления приоритетных направлений экономического роста.

В состав экономического потенциала территории включают:

1) геополитический потенциал, определяемый географическим положением, общественно-политическими условиями и факторами развития;

2) природный потенциал – природные условия, которые окружают человека и используются им для обеспечения своей жизнедеятельности; силы природы, которые непосредственно задействованы в материальном и нематериальном производстве для удовлетворения потребностей общества (в условиях рынка они приобретают стоимостную форму, обеспечивают поступления в бюджеты регионов, составляют материальную основу роста благосостояния населения региона);

3) демографический потенциал (трудовой) – численность населения, его половозрастная структура. Характеризуется возможностью вовлечения активной части населения, трудовых ресурсов в производство;

4) производственный потенциал – это материально-техническая база территории, возможности ее использования в различных секторах экономики;

5) финансовый потенциал – финансовые ресурсы региона и возможности их привлечения.

6) потенциал социальной сферы, определяемый возможностями функционирования здравоохранения, ЖКХ, торговли, сферы общественного питания и др.;

7) духовный потенциал определяется историческим опытом общества, традициями, состоянием науки, культуры, образования;

8) управленческий потенциал определяется уровнем кадров, состоянием организационных форм, методов управления и т.п.

Всестороннее рассмотрение потенциала регионов, включающее его временные и пространственные параметры, структурный состав, количественные и качественные оценки, условия и механизмы реализации, позволяет выявить современное состояние и разработать стратегию развития территории. Правильный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечить эффективное развитие регионов в рыночных условиях.

Негативное влияние на экономический потенциал региона, его возможности оказывают асоциальные факторы, которые возникают при отсутствии комплексности в развитии экономики региона, при наличии длительных диспропорций. Они формируются под воздействием внутренних и внешних причин.

Чаще всего асоциальные факторы появляются вследствие непродуманных экономических решений, низкого социально-культурного потенциала региона. Естественно, асоциальные факторы ведут к потерям в экономике региона.

В настоящее время актуальным становится понятие социально-экономический потенциал (СЭП), итогом развития которого выступает, прежде всего, рост уровня благосостояния населения. Именно в этом аспекте можно говорить и о степени эффективности использования СЭП.

ООН выделяет две составляющие благосостояния: уровень жизни (уровень потребления) и качество жизни, в которые входят такие показатели, как здоровье населения, уровень образования, качество окружающей среды, уровень социальной напряженности. Под устойчивостью понимается способность поддерживать уровень благосостояния без резких спадов. Соответственно социально-экономическая система, которая обеспечивает стабильно высокий уровень благосостояния граждан, может считаться обладающей высоким потенциалом развития. При этом должны учитываться перспективы, будущее состояние системы, т.е. возникает необходимость оценить не только достигнутый уровень, а способность системы к изменениям. Эта задача может быть решена только при комплексном анализе факторов экономического роста.

Величина социально-экономического потенциала характеризуется потенциальными резервами, возможностями региона при задействовании всего комплекса ресурсов, имеющихся на территории, использовании особенностей его структуры, географического положения, инерции экономического роста, социально-институциональных факторов. Поэтому анализ СЭПа региона строится на рассмотрении количественных и качественных характеристик трех компонент территориально-экономической системы – территории, населения и хозяйства.

СЭП = РП + ЭП + СП,

где: СЭП – социально-экономический потенциал региона;

РП - ресурсный потенциал;

ЭП – экономический потенциал;

СП – социальный потенциал.

Традиционные системы оценки базируются на изучении составляющих элементов социально-экономического потенциала путем определения величин показателей, характеризующих частные виды потенциала, таких как производственный, природно-ресурсный, трудовой, финансовый и другие.

Ресурсный потенциал является важной характеристикой развития региона, который является суммарным значением пространственного, природно-ресурсного потенциалов и потенциала населения.

Экономический потенциал представляет суммарную величину производственного, транспортного и финансового потенциалов.

Социальный потенциал, являясь важным показателем развития территории, характеризует уровень жизни населения и степень развития социальной сферы региона.


Под экономическим потенциалом понимается совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строитель­ство, перевозить грузы, оказывать услуги населению и т.д.

Основными факторами, определяющими экономический потенциал, являются имеющиеся трудовые ресурсы, производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительства, развития транспортных сетей страны, социальной инфраструктуры, достижения научно-технического прогресса. В экономической науке для оценки экономического потенциала используются следующие показатели: численность трудовых ресурсов, основные производственные и непроизводственные фонды, валовой национальный продукт, национальный доход, объем производительных сил, объем выпуска промышленной продукции, объем сельскохозяйственного производства, абсолютные приросты об­щественного продукта и национального дохода, промышленной и сель­скохозяйственной продукции, объемы энергетических, водных, минерально-сырьевых и других ресурсов, а также ряд других показателей.

Структура экономического потенциала. Экономический потенциал страны характеризуется взаимоувязан­ными потенциями: научно-технической, производственной, сельскохозяйственной и социальной, каждая из которых может быть определена совокупностью отраслей народного хозяйства, производящих промышлен­ную, сельскохозяйственную, строительную продукцию.

Экономический потенциал зависит от абсолютных производствен­ных возможностей отраслей экономики и степени их использования. Высокий уровень экономического потенциала имеют крупные страны с развитыми производительными силами, большим национальным богат­ством.

I. Под научно-техническим потенциалом понимается совокупность трудовых, материальных и финансовых ресурсов сферы науки и научного обслуживания, накоплен­ных знаний в области общественных естественных, технических наук, а также производственного опыта, которым располагает страна и ко­торый она может использовать в процессе практической реализации достижений научно-технического прогресса.

Весьма существенное значение в научно-техническом потенциале занимает информационный потенциал, который определяет сферу деятельности, связанную со сбором, переработкой и выдачей информации, необходимой для функционирования народного хозяйства, управления экономическими процессами.

Наиболее важной частью научно-технического потенциала является совокупность научно-технических знаний, которы­ми располагает общество, поскольку на их основе можно достигнуть существенных качественных сдвигов в структуре народного хозяйст­ва, ускорения темпов развития экономики. В этой связи движущей силой научно-технического потенциала следует считать научно-ис­следовательские, научно-технические и производственные кадры, которые создают и углубляют знания, систематизируют и совершен­ствуют производственный опыт, материализируют достижения совре­менной научно-технической революции в сфере производства в виде новых средств труда, предметов труда и предметов потребления, а также используют имеющиеся знания и опыт.

II. Промышленно-производственный потенциал представляет совокупность отраслей материаль­ного производства, строительной индустрии, транспорта и связи, трудовых ресурсов, производственных мощностей.

Основу промышленно-производственного потенциала представляют основные фонды и трудовые ресурсы черной и цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, строительства, транспорта, свя­зи и других отраслей народного хозяйства. Промышленно-производственный потенциал необходимо рассматривать в единой связи с по­тенциалом продовольственного комплекса и потенциалом социальной инфраструктуры.

Необходимо иметь в виду, что понятие промышленно-производственного потенциала относится к типу открытых понятий, в связи с чем его составляющие могут быть дополнены, изменены с учетом развития и совершенствования экономики.

III. Потенциал агропромышленного комплекса означает совокуп­ную способность отраслей, входящих в его состав агропромышленного комплекса, обеспечивать производство, переработку, хранение, доставку и реализацию продукции населению и отраслям-потребителям в объемах, удовлетворяющих научно обоснованные потребности.

В состав отраслей агропромышленного комплекса входит сельс­кое хозяйство, рыбная, пищевая, мясная, молочная, микробиологическая, мукомольная и комбикормовая промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, пищевые отрасли промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, а также предприятия и организации торговли, заготовок и потребительской кооперации.

Для эффективного использования имевшегося потенциала агропромышленного комплекса необходимы и новые метода управления и планирования смежных отраслей народного хозяйства, производящих, перерабатывающих и доставляющих проекты питания до потребителя. В этой связи агропромышленный комплекс представляет собой самостоятельный объект планирования и управления, что позволяет эффективно реализовать территориальное, отраслевое и программно-целе­вое планирование.

Интенсификация развития агропромышленного комплекса в значительной степени зависит от эффективного использования потенциала земельных угодий, водных и лесных ресурсов. А в этой связи встает крупная задача большой экономической важности - охрана окружающей среды, рациональное использование водных ресурсов и охрана их от загрязнения и истощения. Необходимо широкое использование эконо­мичных и надежных в эксплуатации оросительных систем с механизи­рованным и автоматизированным водораспределением.

IV. Потенциал социального развития представляет собой совокуп­ность отраслей, предприятий, учреждений, относящихся к непроизвод­ственной сфере, различные виды общественной деятельности, здания и сооружения, обеспечивающие жизнедеятельность трудящихся и насе­ления того иди иного административно-экономического объекта.

Развитие отраслей непроизводственной сферы в значительной степени обусловливается уровнем концентрации населения, формами и масштабами селитебных систем, отраслевой структурой хозяйства, социально-экономическими и другими факторами. Потенциал социаль­ного развития определяется уровнем развития социальной инфраструк­туры, обеспечивающей эффективную жизнедеятельность трудящихся, занятых в сфере производства, и населения, занятого в сфере семьи и быта, культуры, общественно-политической жизни.

В состав потенциала социального развития входит потенциал та­ких отраслей, как здравоохранение, культура и искусство, спорт, туризм, общее и профессиональное образование, подготовка кадров, сфера, услуг и др. Одной из характерных черт социальной инфраструк­туры является её значительное влияние на эффективность работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где производятся материальные блага и создается национальный доход страны.

Потенциал социального развития определяется количеством тру­довых и материальных ресурсов, качеством профессиональной подго­товки рабочих кадров, инженерно-технических работников и служащих, а также уровнем благосостояния народа.

В состав экономического потенциала территории включают:

1) геополитический потенциал, определяемый географическим положением, общественно-политическими условиями и факторами развития; ,

2) природный потенциал — природные условия, которые окружа­ют человека и используются им для обеспечения своей жизнедеятель­ности.

3) производственный потенциал - это материально-техническая база территории, овеществленный капитал (фонды) в производствен­ной и непроизводственной сферах;

4) демографический потенциал (трудовой) - численность насе­ления, его половозрастная структура. Характеризуется возможностью вовлечения активной части населения, трудовых ресурсов в производ­ство

5) потенциал социальной сферы, определяемый возможностями функционирования здравоохранения, ЖКХ, торговли, сферы общест­венного питания и др.;

6) духовный потенциал определяется историческим опытом общест­ва, традициями, состоянием науки, культуры, образования;

7)управленческий потенциал определяется уровнем кадров, состо­янием организационных форм, методов управления и т.п.;

8)финансовый потенциал - финансовые ресурсы региона и воз­можности их привлечения.

Важное значение для развития региона имеет возможность исполь­зования его экономического потенциала. Показателями использова­ния экономического потенциала являются ресурсообеспеченность региона в расчете на 1 км 2 , на одного жителя, ресурсоотдача и др.

В разных регионах возможности их экономического потенциала также реализуются в разной мере через федеральные и региональные программы развития, привлечение потенциальных инвесторов, в том числе зарубежных, и, наконец, через саморазвитие своей экономики, в частности предпринимательства как наиболее важного пути реали­зации экономического потенциала региона.

Требования к процессу стратегического программирования раз­вития промышленности территории можно свести к следующему:

· использование маркетингового подхода для анализа потенциа­ла региона и внешней среды;

· отбор конкретных бизнес-проектов с точки зрения их экономической и социальной эффективности, в том числе на основании спе­циальных критериев, позволяющих увязать конечные результаты реа­лизации проектов со стратегическими приоритетами территории;

· применение в силу ограниченности финансовых ресурсов в распоряжении органов власти и управления территорий механизма оцен­ки и отбора проектов, предусматривающих максимальные вложения на территории (как прямых, так и косвенных).

Основу данного подхода составляет комплекс стратегических инструментов, используемых для оценки потенциала территории.

Проанализируем методы оценки экономического потенциала тер­ритории.

1. SWOT-анализ. Этот метод рассматривается как средство агре­гации результатов детальных обследований и обоснований. Итогом их становятся оценки сравнительных качественных преимуществ или недостатков территории. SWOT -анализ позволяет дать ответ на вопро­сы о перспективных направлениях развития, позволяющих активизи­ровать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать все открывающиеся возможности и избежать потенци­альных опасностей.

2. Оценка конкурентного профиля территории. С помощью данного метода удается оценить относительную значимость для тер­ритории отдельных факторов среды. Каждому из них экспертным путем дается оценка его важности для отрасли (высокая, средняя, низ­кая) и уровня использования фактора (сильное, среднее, слабое).

По проведенной оценке можно сделать заключение, какие из факто­ров среды имеют наибольшее значение для территории, а какие заслужи­вают меньшего внимания. Результаты вносятся в таблицу для анализа.

К основным факторам развития территории относятся:

· рыночная конъюнктура (текущее состояние экономики, дело­вой климат, перспективы роста территории);

· институциональные рынки: наличие инфраструктуры для раз­вития бизнеса;

· трудовые ресурсы (возрастной состав, безработица, качество трудовых ресурсов, их квалификация и профессионализм);

· научно-технический потенциал территории;

· финансово-экономические факторы (условия для инвестиций, баланс доходов и расходов, уровень рентабельности хозяйствующих субъектов).

Организационные факторы включают в себя: эффективность системы управления, существующие отношения между уровнями влас­ти, отношения власти и хозяйствующих субъектов, наличие стратегии развития территории и программ социально-экономического развития, степень участия общественности в процессе управления развитием территории.

3. Оценка места территории и ее отраслей среди других тер­риторий (отраслей).

При определении стратегических направлений и приоритетов тер­ритории надо оценить ее текущее состояние, перспективность отрас­лей промышленности в целом и обозначить позицию отдельных хозяй­ствующих субъектов с точки зрения их вклада в развитие территории.

В первую очередь следует выяснить, в каком состоянии находит­ся территория по уровню собственных доходов и доле производимой продукций в общем объеме в регионе или стране. Затем оценить дея­тельность хозяйствующих субъектов исходя из их вклада в развитие территории. В основе подхода лежит обоснованное предположение, что чем больше хозяйствующий субъект вкладывает в развитие террито­рии в сравнении с потреблением услуг, финансируемых из бюджета территории, и чем больше его доля в общем объеме производимой про­дукции, тем сильнее позиции хозяйствующего субъекта и весомее его вклад в развитие территории.

4. Эффективность государственного стимулирования хозяй­ствующих субъектов. В основе предлагаемого подхода лежит принцип сбаланси­рованности потребления хозяйствующим субъектом услуг, финанси­руемых из бюджета, и степенью его финансовых вложений в развитие территории.

К общим критериям относится содействие: общей занятости, заня­тости целевых групп; росту уровня жизни, доходов и уменьшению расходов бюджета; росту сопутствующих отраслей; повышению устой­чивости и структурной диверсификации местной экономики; форми­рованию избранного имиджа и перспективной специализации; обще­му экономическому росту; воздействие на окружающую среду; нацеленность на реализацию стратегического направления.

Формирование программных мероприятий основывается на их отборе по указанным критериям, учитывающим влияние тех или иных факторов на развитие территории. По каждому разделу программных мероприятий группируются инвестиционные проекты и выводится значение общего специального критерия для каждого проекта. Для этого путем экспертных оценок определяется значимость каждого кри­терия с точки зрения развития территории. И на основании этого отби­раются те инвестиционные проекты, которые удовлетворяют интере­сам развития региона.

Читайте также: