Стресс в менеджменте кратко

Обновлено: 07.07.2024

Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы.

Стресс — это состояние психической напряженности, которая возникает в ситуациях, когда человеку либо трудно предположить, что произойдет в дальнейшем (например, ситуация дефицита вре­мени), либо он сталкивается одновременно с таким большим чис­лом событий или информации, что не в состоянии это оценить или принять решение. Стресс — это обязательный компонент че­ловеческой деятельности.

В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологи­ческими и психологическими.

Психологические стрессы делятся на информационные и эмоци­ональные. Информационные стрессы возникают в ситуации ин­формационных перегрузок, когда человек не справляется с задача­ми, не успевает принимать решения и т. д. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к не­правильному выполнению обязанностей. Руководителю важно за­ботиться о рациональной организации труда подчиненных, созда­нии и укреплении морально-психологического климата в коллек­тиве, что в значительной мере позволяет исключить стрессовые ситуации.

Эмоциональные стрессы появляются в ситуациях угрозы, опас­ности, обиды. Человек становится раздражительным, теряет аппе­тит, впадает в депрессию, понижается его интерес к общению.

Причинами стресса могут быть:

организационные факторы — перегрузка, недогрузка, несогла­сованность, низкое качество плановых заданий;

конфликт ролей, когда к работнику предъявляются противоре­чивые требования;

неопределенность ролей в будущем;

Стресс наряду с отрицательным может оказывать и положитель­ное влияние. Положительное влияние состоит в том, что он спо­собствует мобилизации усилий человека для выполнения работы.

Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен научиться управлять ими.

Управление стрессами это процесс целенаправленного воз­действия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом.

Есть два подхода к управлению стрессами:

внести изменения в менеджмент, чтобы устранить причины стрессов; для этого надо оценить способности, потребности, склонности работников, четко определить зону своих полномо­чий и ответственности, использовать двустороннюю коммуника­цию и т. д.;

принять конкретные меры индивидуального характера, разра­батывать программы по нейтрализации стрессов (медитация, рас­слабление, психоанализ, диета, спорт и т. д.).

Одна из насущных задач современного менеджмента — поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера — это его способность сознательно противо­стоять длительному стрессу. Известно, что при долгом пребыва­нии в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опас­ность для психического состояния менеджера и его здоровья.

Контрольные вопросы и задания

1.Сформулируйте понятие конфликта. Каковы его виды?

2.Какие этапы проходит конфликт в своем развитии?

3.Каковы функции конфликтов?

4.Как может быть разрешен конфликт?

5.Как менеджер может управлять стрессами?

Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы.

Стресс — это состояние психической напряженности, которая возникает в ситуациях, когда человеку либо трудно предположить, что произойдет в дальнейшем (например, ситуация дефицита вре­мени), либо он сталкивается одновременно с таким большим чис­лом событий или информации, что не в состоянии это оценить или принять решение. Стресс — это обязательный компонент че­ловеческой деятельности.

В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологи­ческими и психологическими.




Психологические стрессы делятся на информационные и эмоци­ональные. Информационные стрессы возникают в ситуации ин­формационных перегрузок, когда человек не справляется с задача­ми, не успевает принимать решения и т. д. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к не­правильному выполнению обязанностей. Руководителю важно за­ботиться о рациональной организации труда подчиненных, созда­нии и укреплении морально-психологического климата в коллек­тиве, что в значительной мере позволяет исключить стрессовые ситуации.

Эмоциональные стрессы появляются в ситуациях угрозы, опас­ности, обиды. Человек становится раздражительным, теряет аппе­тит, впадает в депрессию, понижается его интерес к общению.

Причинами стресса могут быть:

организационные факторы — перегрузка, недогрузка, несогла­сованность, низкое качество плановых заданий;

конфликт ролей, когда к работнику предъявляются противоре­чивые требования;

неопределенность ролей в будущем;

Стресс наряду с отрицательным может оказывать и положитель­ное влияние. Положительное влияние состоит в том, что он спо­собствует мобилизации усилий человека для выполнения работы.

Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен научиться управлять ими.

Управление стрессами это процесс целенаправленного воз­действия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом.

Есть два подхода к управлению стрессами:

внести изменения в менеджмент, чтобы устранить причины стрессов; для этого надо оценить способности, потребности, склонности работников, четко определить зону своих полномо­чий и ответственности, использовать двустороннюю коммуника­цию и т. д.;

принять конкретные меры индивидуального характера, разра­батывать программы по нейтрализации стрессов (медитация, рас­слабление, психоанализ, диета, спорт и т. д.).

Одна из насущных задач современного менеджмента — поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера — это его способность сознательно противо­стоять длительному стрессу. Известно, что при долгом пребыва­нии в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опас­ность для психического состояния менеджера и его здоровья.


Стресс-менеджмент — это управление состоянием психики, умение предотвратить появление стресса или хотя бы минимизировать его влияние на здоровье. С помощью стресс-менеджмента можно бороться с сильным физическим и психологическим напряжением, не допускать появления профессионального выгорания и вести активную, продуктивную и полноценную жизнь.

Что такое профессиональный стресс

Когда мы говорим о профессиональном стрессе, то обычно имеем в виду ту же самую неспецифическую реакцию организма, только вызванную не какими-то абстрактными причинами, а проблемами на работе.

Каким бывает стресс

Стресс обычно разделяют на острый и хронический. Первый — это быстрая и мощная реакция на какой-то раздражитель. Например, если на вас нападают на улице, вероятнее всего вы испытаете резкий стресс. Выражается он в основном физиологически — повышается уровень гормонов, которые заставят вас замереть, или, наоборот, мобилизовать ресурсы организма и быстро действовать.

Если же мы говорим о профессиональном стрессе, то это, скорее всего, хронический стресс — он имеет накопительный эффект, поэтому сначала его можно спутать с обыкновенной усталостью. Проблема в том, что наша ментальность предполагает борьбу с собой, использование больших усилий для достижения результата. Если игнорировать хронический стресс, он станет причиной выгорания — состояния психологического и физического истощения. ВОЗ даже признало профессиональное выгорание болезнью, после него приходится долго восстанавливаться.

Признаки хронического стресса:

Постоянно чувствуете усталость, даже утром, когда просыпаетесь без будильника.

Есть проблемы с концентрацией: сложно сосредоточиться на любых занятиях, не только на работе.

Если раньше работать хотелось, то сейчас приходится заставлять себя это делать.

Позитивных моментов в жизни практически нет.

Появились признаки десоциализации: ни с кем не хочется общаться, а если приходится идти на контакт, вы чувствуете себя неловко. Есть ощущение, что социальные навыки теряются.

Продуктивность сильно снизилась, это продолжается несколько недель и проблему не удается решить при помощи витаминов.

Вы постоянно заняты, но ощущения продуктивности и выполненной работы нет.

Вы легко раздражаетесь.

Есть проблемы с весом — он либо быстро растет, либо, наоборот, вы быстро худеете.

Учитывайте, что эти симптомы не обязательно свидетельствуют о хроническом стрессе или выгорании. Прежде всего необходимо исключить гормональные проблемы или другие сложности со здоровьем. Если вы подозреваете у себя выгорание, обратитесь к врачу и пройдите комплексное обследование организма.

Почему возникает профессиональный стресс

Вас раздражает неудобная система работы, трудовые обязанности или климат в коллективе. Вам приходится тратить энергию на выяснение отношений, а не на задачи, процветает бюрократия. Например, чтобы получить ответ от коллеги, нужно писать запрос и ждать несколько дней.

Вы принимаете проблемы близко к сердцу, у вас повышенное чувство ответственности. Причиной стресса в таком случае часто становится перфекционизм — человек ругает себя за недостаточно хорошо сделанную работу.

Вы не считаете руководителя хорошим специалистом. Считаете ли вы человека, которому подчиняетесь, хорошим специалистом? Вы уверены, что его навыки и умения соответствуют должности? Если нет, психика будет сопротивляться его приказам и постепенно это вызовет стресс.

Слишком много работы — это главная причина профессионального стресса. Аномальные реакции возникают, когда у вас слишком много задач, большую часть времени тратите на работу и у вас уже нет сил на развлечения, общение, заботу о здоровье и саморазвитие.

Как преодолеть стресс

Наладьте режим сна. Войдите в ритм — несколько дней ложитесь спать в одно и то же время.

Следите за питанием. Готовьте в выходные на всю неделю, заранее продумайте, что будете покупать в столовой — сделайте так, чтобы просто есть в нужное время нужную еду, а не тратить силы на принятие решений. Если организм находится в стрессе, размышления о том, что приготовить или купить прямо сейчас могут вызвать гормональный всплеск.

Начните принимать витамины (проконсультируйтесь с врачом).

Добавьте физические нагрузки. Во время стресса в организме накапливается кортизол, который плохо сказывается на тонусе сосудов. Чтобы избавиться от него, тренируйтесь. На этом этапе вам не нужен спортзал, достаточно пешей прогулки быстрым шагом на работу или зарядка по утрам.

Возьмите несколько выходных дней.

Разобравшись с физическим состоянием и накопив немного сил, нужно переходить к следующему этапу. Чтобы эмоционально восстановиться, в первую очередь, наполните жизнь чем-то интересным, — договаривайтесь о встречах с друзьями, посещаете культурные мероприятия, займитесь спортом, больше гуляйте.

И одновременно обратите внимание на источники стресса — ведь они остались, а значит, со временем могут снова вызвать выгорание. Выявите источник проблем и поищите выход из ситуации. Например, если вас раздражает плохая организация работы, скорректируйте процесс и на собственном примере покажите, как его организовать. Возможно, стоит обновить резюме и поискать новую работу или попробовать перейти на другую должность внутри своей компании.

Главное в стресс-менеджменте — не рубить с плеча, а внедрять изменения постепенно. И пытаться найти баланс, потому что лучшая профилактика стресса — это гармоничное развитие, а не только расслабление или только работа.

Как научиться эффективному стресс-менеджменту

Участники обучения узнают, как работает эмоциональный интеллект и в чем секрет его развития. Поймут особенности сложной коммуникации как стрессового фактора, научатся распознавать и противодействовать манипуляциям. Дополнительно наши преподаватели расскажут о балансе работы и отдыха и о том, как использовать психогигиену для профилактики выгорания.


Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления

Стресс-менеджмент – это современная наука об управлении стрессом. Если говорить честно, то руководить подобным процессом сложно, а в некоторых ситуациях и не нужно. Дело в том, что это природный механизм защиты, способ функционирования живых существ в определённых условиях. Но вполне реально взять эмоциональное и психологическое состояние под контроль, снизить риски возникновения напряжения и минимизировать последствия.


В наши дни это понятие ассоциируется с эффективным офисным управлением. Сюда входят методики разрешения деловых конфликтов, проблем, адаптации сотрудников к коллективу, рабочему графику и любой нестандартной обстановке. Эти способы снижают долю отрицательного влияния на человека и помогают справляться с реакциями организма на внешние события.

Причины профессионального стресса

мужчина нервничает и говорит по телефону

• Физические

Если условия труда некомфортны, организм напрягается. Поэтому вредно работать долгое время в холодном, душном или очень шумном помещении. Ненормированный рабочий день, плохая экология, постоянные командировки со сменой часовых поясов тоже влияют на состояние человека.

• Эмоционально-психологические

В эту категорию факторов относят неправильную расстановку профессиональных приоритетов. Монотонность труда или, наоборот, частая смена задач снижают стрессоустойчивость работника. Также причинами стресса становятся проблемы по вопросам профессиональной этики.

• Информационные

Когда человек страдает от переизбытка обязанностей, ему становится тяжелее адаптироваться к жизненному ритму, ведь нужно успевать сделать много задач и в то же время пополнять багаж знаний и навыков. Это актуально для сотрудников, совмещающих несколько должностей или активно стремящихся к быстрому повышению.

• Коммуникативные

Любые проблемы в общении с коллегами или начальством способны довести до стресса. К примеру, для интровертов резким выходом из зоны комфорта будет ситуация, где нужно заводить полезные знакомства или громко отстаивать свои интересы.

• Организационные

Это стресс от руководства. Необходимость постоянного контроля и мотивации сотрудников, большая материальная ответственность. У простых работников организационный стресс тоже встречается. Он возникает от завышенных требований начальства, задержек отпуска, зарплаты, недооцененности и отсутствия перспектив.

Как проявляется стресс на работе?

девушка нервничает на работе

Прежде всего, стоит говорить об изменениях на физиологическом уровне:

• Возникает расстройство сна.
• Беспокоят частые головные боли.
• Наблюдаются проблемы с памятью.
• Понижается общий тонус организма.
• Иммунная система начинает работать со сбоями.
• Пропадает аппетит, обнаруживаются проблемы с желудком.

Если рассуждать об эмоциональном и психологическом фоне, то человек в стрессе становится невнимательным, рассеянным, раздражительным. Ощущается сильная усталость или беспричинная тоска, не возникает радости от любимых занятий и результатов труда. Нарастает чувство тревоги и беспомощности. Таким образом, требуется немедленная работа над собой и устранение усугубляющих факторов.

1. Базовая релаксация

мужчина делает медитацию в офисе

Когда стресс вызван интенсивной работой или неожиданной эмоциональной вспышкой, важно быстро расслабиться, снизить нагрузку на организм и упорядочить мысли. В этом случае рекомендуется пользоваться базовой релаксацией – это попеременное сосредоточение на разных частях своего тела, которое поможет отвлечься и погрузиться в лёгкий транс. Просто сконцентрируйтесь на областях туловища и конечностях, напрягая и расслабляя мышцы.

Добавьте к этой технике медитацию, элементы аутотренинга, позитивные аффирмации и дыхательные упражнения (включая самое простое: глубокий вдох, пауза в несколько секунд и медленный выдох).

мужчина испытывает радость в офисе

• Физическая активность

Подвигайтесь, чтобы ускорить кровообращение. Помогут короткая прогулка по внутреннему двору офисной территории, подъём по лестнице и даже приседания или махи руками вдали от посторонних глаз.

• Болтовня

Выберите коллегу, который не занят рабочим процессом слишком сильно и настроен к вам положительно. Поговорите с ним 5-10 минут, избегая профессиональных тем. Это поможет переключить мыслительный процесс.

• Механическая работа

Попробуйте просто занять руки чем-нибудь, чтобы голова отдохнула. Наведите порядок на столе, полейте цветы или уберите кухонный уголок.

• Любимые вещи и занятия

Если вы точно знаете, что делает вас счастливым или, по крайней мере, радостным, реализуйте этот способ: посмотрите на фотоснимки своих детей или питомцев, включите любимую песню, прочтите пару статей в интересном блоге.

две девушки обнимаются на природе

Если у вас есть хотя бы полтора часа свободного времени на успокоение собственных нервов, используйте эту методику. Вы также можете обращаться к советам дома, чтобы закрепить положительный результат.

• Поездка на природу

Здесь будут одинаково полезны прогулки в лесу, бег по парку, катание на коньках или велосипеде, поход на лыжах и другие виды физической активности, которые позволяют дышать свежим воздухом и выбрасывать лишнюю энергию.

• Занятия спортом в фитнес-студии

Запишитесь в тренажёрный зал, бассейн или секцию боевых искусств, чтобы вместе с калориями и потом от вас ушли негативные эмоции. Попробуйте йогу, бальные или спортивные танцы.

Старайтесь ежедневно высыпаться и не сбивать режим сна в выходные. Из-за недостатка полноценного отдыха организм восприимчив к слабым раздражителям, а значит, есть риск развития хронического стресса. Даже если вы просто поспите 60-90 минут, возникшая проблема после пробуждения покажется уже не такой серьёзной и опасной.

• Поиск и развитие хобби

Найдите то, что приносит удовольствие и дарит новые эмоции. От кулинарных курсов до волонтёрства, от коллекционирования до рукоделия – ищите, опираясь на личные интересы и вкусы. Если вы уже определились, обратитесь к этому в стрессовой ситуации и получите порцию позитива.

• Общение с друзьями и семьёй

• Здоровые привычки

Важно следить за здоровьем, чтобы стрессовая ситуация не расстроила все системы в организме. Вам помогут закаливания, гимнастика на рабочем месте, самомассаж, полноценное питание, приём витаминов, регулярное употребление воды или травяных отваров. А вот от крепкого чая и кофе лучше отказаться, как и от наркотических и алкогольных стимуляторов.

4. Модификация поведения

девушка пытается расслабиться и отвлечься

Заключение

Человек ежедневно подвергается влиянию различных раздражителей. Самое сильное напряжение доставляет общение с людьми на работе. Даже при чётком контроле начальства, координировании всех рабочих задач не удается избежать конфликтных ситуаций, причиной которых является человеческий фактор. Для этого нужны умения и навыки управления стрессами.

Стресс-менеджмент

В работе важно умение управлять стрессами

Определение

В связи с гонкой технологий повышаются требования к сотрудникам компаний, перед ними каждый раз ставят новые задачи, требующие дополнительных знаний и навыков. Перенапряжение физическое, умственное и моральное приводит к значительному снижению работоспособности. Под влиянием нервов значительно снижаются защитные функции организма, работники часто берут больничные, стараются отказываться от сложных проектов. Контролировать стресс можно двумя методами:

  1. Снизить напряжение во всей структуре предприятия;
  2. Снизить влияние напряжённых ситуаций на одного сотрудника.
  • затраты на удержание больничных сократились;
  • работоспособность повысилась;
  • работники стали браться за самые новые проекты.

Причины беспокойства на работе

Психология управления стрессами выделяет несколько главных причин, которые провоцируют сильное расстройство у сотрудников:

  • неэффективное построение менеджмента на предприятии;
  • противоречивые требования к сотрудникам, давление со стороны руководства;
  • несоблюдение штатных норм;
  • напряжённые планёрки и совещания;
  • постоянные инновации, требующие повышения квалификации;
  • нестабильные отношения между членами коллектива;
  • бесперспективность, невозможность продвижения по карьерной лестнице, шаткость положения компании;
  • сложности в отношениях с близкими людьми из-за перегруженности работой.

Полностью избежать критических моментов невозможно, но при помощи конфликтного менеджера можно организовать нормальное взаимодействие между участниками ссоры. Поведенческая линия сотрудников и самого начальника во многом зависит от домашней атмосферы. Сотрудник должен иметь возможность отдыхать дома: не нужно звонить им в выходной день или срочно вызывать на работу.

Семейные сложности

Семейные проблемы из-за перегруженности работой — одна из причин стресса

В менеджменте управления стрессами первоочередная задача отводится понижению уровня раздражительной ситуации. Чтобы научиться эффективно управлять своим расстройством, нужно оценить несколько факторов:

  • источник раздражения;
  • уровень интенсивности;
  • обученность методам борьбы при помощи стресс-менеджмента.

Выделяют несколько источников стрессовых ситуаций. Сюда относится значимость самой ситуации для индивида, её новизна, мнимые риски, перегруз. Контроль стресса начинается со снижения значимости. Нужно реально оценить ситуацию и понять, что случится при невыполнении той или иной задачи.

При большой загруженности лучше спокойно выполнять дела в удобном для вас порядке или разложить все материалы по степени важности и сложности. Такой ход поможет вам определить первоочерёдность выполнения дел и поможет значительно снизить нагрузку.

Вы сможете справляться с перенапряжением, если освоите методы борьбы со стрессом, которые представлены ниже.

Работа с психологическим состоянием

Для преодоления конфликтов человек должен изучить методы саморегуляции. Нужно научиться систематизировать состояния и симптомы нервного напряжения. Затем – отличать периодические психические состояния.

Стратегии стресса направлены на преодоление конфликта посредством перехода из одного состояния в другое. Управление стрессами на стадии расслабления предполагает использование всевозможных методик релаксации, дыхательных упражнений. В совокупности эти методики позволят достичь расслабления высшей стадии.

Управление стрессом

Понятие управления стрессом по Г. Селье

Самостоятельное восстановление

Чтобы научиться управлять своим стрессом, нужно понять, как расслабить своё сознание и тело. Это помогает не только восстановиться после нервного напряжения, но и расслабить своё тело в разгар самого конфликта.

Поведение руководителя

В работе руководителя стресс-менеджмент должен стоять на первом месте, потому что от качества работы коллектива будет зависеть процветание организации. Руководитель должен быть осведомлён о стратегиях управления стрессом. Следует адекватно оценивать умственные и физические способности своих сотрудников. Кто-то будет очень рад, если его список заданий расширят, а для других – это станет потрясением.

В любом коллективе должен быть устав. Это поможет разграничить обязанности и предупредить стресс или конфликты. Критиковать сотрудников можно, но не затрагивать личностные недостатки. Сотрудники должны ощущать себя комфортно. Для этого нужно не забывать об организации:

  • полноценного обеда;
  • тематических вечеринок на фирме;
  • тимбилдинга;
  • поздравлений сотрудников.

Общение с подчиненными

Важно уметь управлять раздражительностью и конфликтами людям, которые работают в сфере обслуживания. Например, управление конфликтами и стрессами в сестринском деле предполагает обучение абстрагированию. Слишком большой поток больных людей, уход за ранеными, может стать для слишком впечатлительного человека толчком к нервному срыву.

Менеджмент предупреждения конфликтов в педагогической деятельности больше основан на качественном отдыхе.

Учителям очень важно разграничивать работу и личное. Не стоит слишком сильно переживать о детях во внеучебное время. Запомните, что вы несёте ответственность за детей только в учебное время, и вы не можете находиться с ними 24 часа в сутки.

Как управлять стрессом

Организационные меры управления стрессом

Заключение

Методы управления нервозным состоянием будут полностью зависеть от природы стресса и его появления. Менеджмент стресса предлагает осознать бессознательное поведение, которое часто продиктовано стереотипами или детскими травмами, провоцирующими неуверенность в себе. Попробуйте подсчитать все то, что вам удалось и не удалось. Сделайте собственный рейтинг достижений, чтобы видеть свой рост и набраться уверенности. Этот метод одинаково успешно работает как с руководствующим звеном, так и с подчинёнными.

Сознательное управление уровнем нервозности помогает свободно переходить из одного состояния в другое, расслабить организм при помощи различных методик. На любом предприятии сотрудники должны проходить краткий экскурс по стрессоустойчивости в рамках менеджмента управления.

Стресс на рабочем месте и стресс-менеджмент

Стресс – явление частое не только в жизни, но и на работе. Огромное количество дел и задач, планы и отчеты, требования руководства, надлежащее выполнение своих обязанностей, сопутствующие проблемы и неурядицы – это лишь небольшая часть того массива стрессовых факторов, которые могут на нас влиять, и это не может не беспокоить.

В этой статье мы с вами поговорим о том, что же такое стресс-менеджмент, а также узнаем, какие меры могут предпринимать организации и их сотрудники, чтобы снизить негативное влияние стресса, дольше сохранять продуктивность, поддерживать позитивный настрой и не чувствовать себя измотанным и смертельно уставшим от работы.

Что такое стресс-менеджмент

Мы думаем, что это вполне верная трактовка, и даже если мы возьмем в руки какую-нибудь современную книгу, связанную с преодолением стресса, мы увидим, что стресс-менеджмент толкуют именно так. Если же немного упростить трактовку, то получим, что стресс-менеджмент – это управление стрессом.

Процесс управления стрессом происходит по трем базовым направлениям:

  • профилактика стрессогенных факторов;
  • снижение напряжения от стрессогенных факторов, не поддающихся устранению;
  • организация системы преодоления последствий воздействия стрессогенных факторов.

Но, раз уж, согласно названию статьи, мы говорим о стрессе на рабочем месте, будет правильнее сузить область рассмотрения темы. И в профессиональной деятельности стресс-менеджмент имеет два основных уровня:

  • управления стрессом на уровне организации;
  • управление стрессом на уровне личности.

Далее мы поговорим о каждом из этих уровней отдельно.

Управление стрессом на уровне организации

Управление стрессом на уровне организации предполагает изменение организационного климата и антистрессовую поддержку сотрудников в рамках специальных программ. Огромное значение на этом уровне имеет понимание отрицательных последствий влияния стресса, т.к. только с помощью него руководство организации и специалисты по работе с персоналом могут организовать мониторинг стресса и разработать меры по минимизации, смягчению и профилактике последствий стрессогенных факторов.

Формирование благоприятного организационного климата – одна из первостепенных задач эффективного стресс-менеджмента организации, ведь такой климат служит, пожалуй, самой лучшей профилактикой стресса вообще.

Если возникает стрессогенная ситуация, климат в организации способен либо усиливать ее воздействие, либо преобразовывать отрицательные реакции персонала в положительные. Интересно, что сложные ситуации могут благотворно сказаться на сплоченности коллектива и усилить его творческий потенциал.

Исходя из этого факта, руководство множества организаций сегодня принимает все меры для создания внутри своих коллективов атмосферы доверия и уважения друг к другу, причем это касается не только сотрудников одних уровней – конструктивные взаимоотношения выстраиваются и между руководителями и подчиненными.

  • организация системы обратной связи с помощью корпоративных средств связи (сайт, почта, пресса);
  • привлечение сотрудников к принятию важных для организации решений (реорганизация структуры, доработка технологического процесса и т.д.);
  • применение командных и проектных форм организации труда.

Большие надежды сегодня возлагаются также на корпоративные мероприятия, направленные на сплочение организации и усиление корпоративного духа, но этот подход уже не является чем-то инновационным – скорее его можно назвать стандартным. Поэтому специалисты предупреждают, что при его использовании можно столкнуться с разного рода трудностями и неприятностями.

Да, можно устраивать массу интересных и веселых праздников для сотрудников, но при этом не иметь налаженной системы обратной связи, позволяющей руководству иметь представление о потребностях персонала и персоналу осознавать реальные бизнес-задачи, которые ставит организация. Такая политика приведет лишь к тому, что сотрудники превратятся в потребителей развлечений и зарплаты, не берущих на себя никакой ответственности за то, что происходит в компании.

Пример, конечно, частный, но он прекрасно подчеркивает невозможность создания благоприятного климата при использовании стандартных схематичных подходов. Тем более здесь не берутся во внимание два важных принципа:

  • Принцип уважения к личности и предоставления ей прав и ответственности. Люди, занятые в компании, должны понимать ее главные цели и задачи, быть причастны к ее победам и достижениям, осознавать причины, по которым принимаются те или иные решения.
  • Принцип разработки мер по формированию благоприятного корпоративного климата. При этом должны изучаться настроения, интересы и потребности персонала. Понимание этих особенностей помогает подбирать оптимальные методы взаимодействия с сотрудниками посредством удовлетворения их основных потребностей.

Методики создания благоприятного климата описываются в специализированной литературе, посвященной исследованиями организационного климата. При правильном подходе благоприятный климат способен стать эффективной мерой по профилактике и смягчению стрессогенных факторов, а также способом релаксации и восстановления.

Также следует упомянуть еще об одном факторе стресс-менеджмента на организационном уровне. Им является предоставление персоналу большего объема ответственности за результаты своей деятельности. Но этот фактор будет действовать лишь в совокупности с четким распределением функционала и нагрузки, позволяющим предупредить как недостаточную загруженность, так и перегруженность работой.

Если сотрудники будут сами решать, что и как им делать во время работы, негативные последствия стресса уменьшатся в разы. Однако на практике осуществить это очень сложно, хотя некоторые способы все же есть. Например, плановые совещания по обсуждению задач с каждым конкретным подразделением.

Не менее важное значение имеет и перераспределение обязанностей. Конечно, оно возможно далеко не всегда, но менеджеры, занимающиеся управлением стрессом, об этом вопросе должны помнить всегда. А чтобы его решить, можно использовать самые разные рабочие ситуации, к примеру, увольнение одного из сотрудников.

При увольнении освобождается рабочее место, и это легко использовать как повод пересмотреть должностные инструкции и рабочие задания, чтобы сделать другие рабочие места более интересными для остального персонала, а также оптимизировать нагрузку. При этом применяются разные методы анализа работы, такие как экспертная оценка, хронометраж времени, фотография рабочего дня и т.д.

Еще одним отличным средством профилактики стресса на рабочем месте является внедрение гибкого рабочего графика. Минимизировать стрессовые нагрузки и повысить удовлетворенность трудом можно, если дать хотя бы части сотрудников возможность самостоятельно выстраивать свой график, исходя из производственной необходимости и функционала.

Кроме того, существенным организационным фактором, способным смягчить стресс на работе, служит социальная поддержка сотрудников, выполняемая непосредственными руководителями и сплоченными коллективами. Многие исследователи считают, что они играют роль буфера между людьми и стрессом.

Здесь важно заметить, что для оказания социальной поддержки осваивать антистрессовые программы в первую очередь должны менеджеры по управлению стрессом. Сегодня многие такие программы есть в зарубежных компаниях. Они включают в себя поведенческие и когнитивные методы борьбы со стрессами, а практика их применения показывает, что они снижают напряжение, улучшают сон и повышают сопротивляемость организма стрессам на работе.

Исследований на эту тему проводилось немало. К примеру, в Нидерландах проводился эксперимент, где принимали участие 130 человек. Он показал, что корпоративные программы по обучению персонала методам управления стрессами не только снижают нервозность, но и приводят к психологическому комфорту, повышают уверенность в себе и даже увеличивают производительность труда. Причем этот эффект сохранялся полгода, после чего нужно было просто применить антистрессовые методы вновь.

Для большей эффективности таких программ изначально можно обучать им более чувствительных сотрудников – в последствии они помогут своим менее восприимчивым к нововведениям коллегам научиться справляться со стрессами. А сопутствующее положительное влияние такого подхода выражается в существенной экономии средств на разработку и внедрение программ по управлению стрессами, а также в повышении статуса сотрудников, обучающих других людей.

Однако данные программы отличаются важным нюансом – ответственность за посещение занятий, соблюдение режима и ведения здорового образа жизни лежит на самих сотрудниках. Если отследить посещаемость фитнес-программ людьми еще возможно, то принудить к их посещению возможным не представляется. Но если говорить более объективно, то внедрить в организацию методы управления стрессом и обучить им персонал в разы дешевле, чем организовать фитнес-программу.

Поэтому более эффективными все же считаются такие средства снижения влияния стресса как семинары, мастер-классы и тренинги, где сотрудники могут обучиться техникам расслабления и методам изменения поведения, овладеть навыками деловой коммуникации и полезным приемам поведения в конфликтных ситуациях.

Как видите способов управления стрессом на уровне организаций достаточно много, но эта информация все же более полезна управленцам и руководителям, нежели рядовым сотрудникам, которые просто каждый день ходят на работу и выполняют возложенные на них функции. На уровне личности пользы будет намного больше, если применять индивидуальные меры управления стрессами.

Управление стрессами на уровне личности

Профилактика, предотвращение и минимизация негативного воздействия стресса на рабочем месте на уровне личности достигается за счет прохождения специализированных тренингов. Они либо организуются руководством организаций, либо проходятся сотрудниками в индивидуальном порядке, т.е. самостоятельно. Одной из наиболее эффективных мер для достижения желаемого результата служит релаксация.

Польза релаксационных техник при работе со стрессом известна уже давно. Еще в начале 20 века специалисты при работе с пациентами учили их последовательной концентрации на разных частях тела, параллельно их напрягая и расслабляя. Задача состояла (и состоит сейчас) в том, чтобы сосредотачиваться на ощущениях, возникающих при расслаблении, что впоследствии позволяло достигать полного расслабления тела и психики.

Второй вариант программы-антистресс на индивидуальном уровне – это модификация поведения. В большей степени данный вариант необходим людям, отличающимся чрезмерной напористостью, повышенной активностью и постоянным ощущением аврала и загруженности. Но и всем остальным модифицировать поведение, конечно же, можно.

Модификация поведения предполагает, что человек начинает осваивать новые формы поведения – иначе реагировать на стрессогенные факторы и обстоятельства. Научиться этому можно, обратившись к специальной литературе, аудио- и видеоматериалам, тренингам, полезным статьям в Интернете.

Если же подобные задачи решаются на организационном уровне, любые мероприятия по разработке и внедрению соответствующих программ следует организовывать только после подробного изучения факторов и уровня стресса в самой организации. При этом менеджеры по управлению стрессом должны решить еще ряд важных задач:

  • Определить состав сотрудников для обучения: руководители это будут, сотрудники, наиболее подверженные стрессу, сотрудники с наиболее стрессовой работой или весь персонал вообще? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно отлично разбираться в особенностях каждой конкретной организации. Однако на практике доказана эффективность обучения антистрессовым программам конкретно управленцев. Плюс к этому один лишь факт внедрения в организацию антистрессовых программ не дает стрессогенной обстановке обостряться.
  • Определить содержание программы и субъекты обучения. Программа должна быть адекватной и надежной, а этого можно достичь, если в разработке будет участвовать экспертная группа (руководители службы по работе с персоналом, топ-менеджеры, линейные менеджеры). Такой подход помогает достичь баланса между основной программой обучения сотрудников и обучением стресс-менеджменту, а также позволяет оптимально выбирать специалистов, обучающих стресс-менеджменту (заметим, что последних стоит выбирать на конкурсной основе, чтобы понять, какие подходы они используют, убедиться в их профессионализме и оценить будущие затраты).

Нельзя забывать и о том, что для профилактики стресса на работе на индивидуальном уровне каждый сотрудник должен осознавать всю важность ведения здорового образа жизни, поддержания хорошего состояния здоровья и обеспечения себя надлежащим уровнем физической активности.

Именно поэтому высокой стрессоустойчивостью отличаются сотрудники тех компаний, которые предлагают посещать тренажерные залы и бассейны, организуют подвижные игры. Такие вещи позволяют людям становиться более выносливыми физически, поддерживают жизненный тонус, повышают запас энергии и иммунитет, снижают риск многих заболеваний.

И, подводя итог вопросу о профилактике и борьбе со стрессом на работе на уровне личности, отметим, что каждому человеку свойственен свой личный временной порог стресса. Кто-то способен работать при высоких нагрузках очень долго, при этом адаптируясь к стрессу достаточно легко и быстро, а кто-то даже при небольшой нагрузке быстро теряет работоспособность. Есть также и те, для кого стресс служит стимулом, и такие люди лучше всего работают как раз-таки в стрессовых условиях.

Заключение

Сегодняшняя статья носит информационный характер, и мы уверены, что она будет полезна и тем, кому по роду деятельности приходится нести ответственность за подчиненных, и тем, кто желает повысить свою осведомленность по теме стресса на работе, ведь с помощью этих знаний разработать какую-то собственную программу по профилактике и снижению влияния стресса будет намного проще.

Кроме того, сегодня есть огромное количество научной и научно-популярной литературы, рассказывающей о стрессе, его особенностях и методах профилактики и преодоления. Обратите внимание на следующие книги:

Чтобы изучить стресс, понять, как он действует в профессиональной и повседневной жизни, и научиться эффективно с ним справляться, не принося вреда ни себе, ни окружающим, придется изучить немало дополнительной информации. Так что вышеназванные книги станут серьезной основой для ваших будущих исследований, а наша статья пусть послужит хорошим дополнением к ним.

Читайте также: