Стратегия противодействия экстремизму в российской федерации до 2025 года кратко

Обновлено: 05.07.2024

Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 утверждена новая редакция Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия).

В обновленном документе стратегического планирования определены цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз. Уточнены и закреплены такие основополагающие понятия, как идеология насилия, радикализм, экстремистская идеология, проявления экстремизма (экстремистские проявления), субъекты противодействия экстремизму и противодействие экстремизму. Обозначены сформировавшиеся к настоящему времени внешние и внутренние экстремистские угрозы, требующие корректировки деятельности всех субъектов противодействия экстремизму.

В этой связи необходимо принятие дополнительных мер по повышению эффективности прокурорского надзора, координации, межведомственного взаимодействия и оперативности реагирования субъектов противодействия экстремизму на изменения общественно-политической обстановки в стране, требуется продолжить наращивание усилий по предупреждению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, а также по недопущению распространения экстремистской идеологии, в первую очередь в молодежной среде и информационном пространстве.

Особое внимание требуется уделить выявлению и пресечению деструктивной деятельности иностранных или международных неправительственных организаций, направленной на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, нарушение единства и территориальной целостности страны. Должны проводиться проверочные мероприятия в отношении иностранных организаций и подконтрольных им российских объединений, осуществляющих под видом гуманитарных, образовательных, культурных, национальных и религиозных проектов деструктивную деятельность по инспирированию протестной активности населения с использованием социально-экономических, экологических и иных факторов.

Наиболее опасными и требующими пристального внимания проявлениями экстремизма признаны:

- возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям;

- склонение, вербовка или иное вовлечение отдельных лиц, в первую очередь молодежи, в деятельности экстремистских сообществ и организаций;

- организация и проведение несогласованных публичных мероприятий (включая протестные акции), массовых беспорядков, привлечение к участию в них несовершеннолетних лиц, не только легче поддающихся идеологическому и психологическому воздействию, но и при определенных обстоятельствах, не подлежащих уголовной ответственности;

- подготовка и совершение насильственных экстремистских акций и террористических актов.

В целях эффективной реализации органами прокуратуры основных направлений государственной политики в сфере противодействия экстремизму, обозначенных в Стратегии, необходимо совершенствовать правоприменительную практику, повысить эффективность профилактики, выявления и пресечения преступлении и административных правонарушений экстремистской направленности, реализацию принципов неотвратимости соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности. ​​​​​​​

Прокуратура
Алтайского края

Прокуратура Алтайского края

29 октября 2021, 15:35

О стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года

Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 утверждена новая редакция Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия).

В обновленном документе стратегического планирования определены цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз. Уточнены и закреплены такие основополагающие понятия, как идеология насилия, радикализм, экстремистская идеология, проявления экстремизма (экстремистские проявления), субъекты противодействия экстремизму и противодействие экстремизму. Обозначены сформировавшиеся к настоящему времени внешние и внутренние экстремистские угрозы, требующие корректировки деятельности всех субъектов противодействия экстремизму.

В этой связи необходимо принятие дополнительных мер по повышению эффективности прокурорского надзора, координации, межведомственного взаимодействия и оперативности реагирования субъектов противодействия экстремизму на изменения общественно-политической обстановки в стране, требуется продолжить наращивание усилий по предупреждению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, а также по недопущению распространения экстремистской идеологии, в первую очередь в молодежной среде и информационном пространстве.

Особое внимание требуется уделить выявлению и пресечению деструктивной деятельности иностранных или международных неправительственных организаций, направленной на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, нарушение единства и территориальной целостности страны. Должны проводиться проверочные мероприятия в отношении иностранных организаций и подконтрольных им российских объединений, осуществляющих под видом гуманитарных, образовательных, культурных, национальных и религиозных проектов деструктивную деятельность по инспирированию протестной активности населения с использованием социально-экономических, экологических и иных факторов.

Наиболее опасными и требующими пристального внимания проявлениями экстремизма признаны:

- возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям;

- склонение, вербовка или иное вовлечение отдельных лиц, в первую очередь молодежи, в деятельности экстремистских сообществ и организаций;

- организация и проведение несогласованных публичных мероприятий (включая протестные акции), массовых беспорядков, привлечение к участию в них несовершеннолетних лиц, не только легче поддающихся идеологическому и психологическому воздействию, но и при определенных обстоятельствах, не подлежащих уголовной ответственности;

- подготовка и совершение насильственных экстремистских акций и террористических актов.

В целях эффективной реализации органами прокуратуры основных направлений государственной политики в сфере противодействия экстремизму, обозначенных в Стратегии, необходимо совершенствовать правоприменительную практику, повысить эффективность профилактики, выявления и пресечения преступлении и административных правонарушений экстремистской направленности, реализацию принципов неотвратимости соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности. ​​​​​​​

Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.

Одним из основных источников угроз национальной безопасности названа экстремистская деятельность, осуществляемая националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими и иными организациями и объединениями, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране.

Стратегия является документом стратегического планирования, определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлена на консолидацию усилий органов власти, институтов гражданского общества, организаций и граждан.

Также Стратегия включает в себя перечень основных угроз экстремизма в современной России, цели, задачи и основные направления государственной политики, инструменты и механизмы реализации, основные этапы, а также целевые показатели и ожидаемые результаты ее реализации.

Документ вступил в силу со дня его подписания и опубликования - 29.05.2020.

О Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года

Нет нужды повторять, какое значение имеет в наши дни эффективная борьба с экстремизмом, который, подобно раковой опухоли, распространился по всему миру.

Это и экстремистские выходки неонацистов, и террор крайних исламистов.

Именно поэтому эксперты оживленно обсуждали проект Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года (далее - Стратегия), разработка которого была поручена Министерству внутренних дел РФ.

Как поясняли в МВД России, специально была создана комиссия, в которую вошли представители 16 министерств и ведомств, для проработки предварительно одобренного проекта Стратегии с рядом структурных подразделений Российской академии наук и проведения дополнительных консультаций с экспертным сообществом.

Окончательно проект документа следовало доработать к концу года.

В обсуждении Стратегии участие принимало и Московское бюро по правам человека, подготовившее отзыв на проект.

В результате окончательный вариант документа был подписан 28 ноября с.г. Президентом России В.Путиным.

Сверка проекта и окончательного варианта документа позволяет оценить, в какой мере были учтены замечания экспертов, в частности замечания и предложения Московского бюро по правам человека.

Отметим, что текст проекта Стратегии оказался в значительной мере переработан, выстроен более логично, сжато.

Ряд сомнительных, с нашей точки зрения, положений был удален.

Однако авторы документа предпочли убрать целиком пункт насчет равенства прав.

Усиление антиэкстремистского законодательства, призванное в идеале карать за реальный экстремизм, в итоге может обернуться своей противоположностью - а именно стать инструментом расправы с инакомыслящими, с политической оппозицией.

При всепоглощающей коррупции в экономической сфере, судопроизводстве такое законодательство может стать и инструментом незаконных репрессивных действий государства, и инструментом конкурентной борьбы в бизнесе.

Однако в окончательном варианте документа это не было сделано, что может привести к манипулированию этим понятием в политических целях.

Из нового варианта текста статьи вытекает, что даже согласованные акции могут превратиться в массовые беспорядки, что косвенным образом отрицает протестные гражданские акции вообще.

Учтены также некоторые стилистические поправки, например в ст. 25.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Жаль, что ряд важных, с нашей точки зрения, замечаний не нашли отражения в окончательном варианте текста документа.

Однако некоторые из них все же были приняты.

Читайте также: