Страдание и очищение в романе преступление и наказание кратко

Обновлено: 08.07.2024

Достоевский так строит повествование в романе, что каждый из его героев (тех, кому сочувствует автор) проходит через испытание страданием. Писатель был глубоко религиозным человеком. Страдание, через которое прошёл Христос, было для Достоевского критерием смысла человеческой жизни. Кроме того, большую роль сыграли годы, проведённые писателем на каторге в Сибири, где он был окружён страдающими людьми, где единственной книгой было Евангелие.

Достоевский считал, что Петербург – это город, где неизбежно страдание людей, живущих в атмосфере разобщенности. Именно в таком городе могут рождаться идеи, подобные жестокой теории Раскольникова. Именно в таком городе страдают и погибают люди: погибают Мармеладов и его жена Катерина Ивановна; кончает жизнь самоубийством Свидригайлов. В романе есть эпизод самоубийства женщины, бросившейся с моста от отчаяния. Все эти события переплетаются в романе, созвучны друг другу.

Страдают и те, кто остаётся жить: Раскольников, его мать и сестра, Соня Мармеладова – это те герои, которые близки автору. Автор считает, что можно просить любой грех, если душа человека прошла через страдание. Соня Мармеладова предлагает Раскольникову путь спасения его души: она заставляет его пойти на Сенную площадь – людное место в Петербурге, встать на колени и покаяться перед народом в совершённом убийстве. Он выполняет это – и только потом идёт в полицию и даёт признательные показания.

Раскольников сослан на каторгу в Сибирь. Соня сопровождает его и тоже живёт в Сибири, неподалёку от острога каторжан. Любовь Сони к Раскольникову, её сострадание спасли его душу от отчаяния.

Понимание смысла жизни приходит к князю Андрею после смертельного ранения, полученного на Бородинском поле. Он осознаёт, что любить всех, простить всех, даже тех, кого он раньше ненавидел, - в этом и есть смысл человеческой жизни. Князь Андрей умирает от ран. Перед смертью судьба дарит ему встречу с Наташей Ростовой, которую он прощает. Жизнь князя Андрея продолжается в его сыне – Николеньке, который часто вспоминает отца, все свои поступки сверяет мысленно с жизнью отца.

Вопрос № 7. Рассказать об идейно-художественном своеобразии рассказов А. П. Чехова (на примере одного из произведений)

Писатель родился на юге России – в городе Таганроге, провёл там детские годы. Поэтому действие многих его произведений происходит именно в провинции.

Достоевский так строит повествование в романе, что каждый из его героев (тех, кому сочувствует автор) проходит через испытание страданием. Писатель был глубоко религиозным человеком. Страдание, через которое прошёл Христос, было для Достоевского критерием смысла человеческой жизни. Кроме того, большую роль сыграли годы, проведённые писателем на каторге в Сибири, где он был окружён страдающими людьми, где единственной книгой было Евангелие.

Достоевский считал, что Петербург – это город, где неизбежно страдание людей, живущих в атмосфере разобщенности. Именно в таком городе могут рождаться идеи, подобные жестокой теории Раскольникова. Именно в таком городе страдают и погибают люди: погибают Мармеладов и его жена Катерина Ивановна; кончает жизнь самоубийством Свидригайлов. В романе есть эпизод самоубийства женщины, бросившейся с моста от отчаяния. Все эти события переплетаются в романе, созвучны друг другу.

Страдают и те, кто остаётся жить: Раскольников, его мать и сестра, Соня Мармеладова – это те герои, которые близки автору. Автор считает, что можно просить любой грех, если душа человека прошла через страдание. Соня Мармеладова предлагает Раскольникову путь спасения его души: она заставляет его пойти на Сенную площадь – людное место в Петербурге, встать на колени и покаяться перед народом в совершённом убийстве. Он выполняет это – и только потом идёт в полицию и даёт признательные показания.

Раскольников сослан на каторгу в Сибирь. Соня сопровождает его и тоже живёт в Сибири, неподалёку от острога каторжан. Любовь Сони к Раскольникову, её сострадание спасли его душу от отчаяния.

Понимание смысла жизни приходит к князю Андрею после смертельного ранения, полученного на Бородинском поле. Он осознаёт, что любить всех, простить всех, даже тех, кого он раньше ненавидел, - в этом и есть смысл человеческой жизни. Князь Андрей умирает от ран. Перед смертью судьба дарит ему встречу с Наташей Ростовой, которую он прощает. Жизнь князя Андрея продолжается в его сыне – Николеньке, который часто вспоминает отца, все свои поступки сверяет мысленно с жизнью отца.

Вопрос № 7. Рассказать об идейно-художественном своеобразии рассказов А. П. Чехова (на примере одного из произведений)

Писатель родился на юге России – в городе Таганроге, провёл там детские годы. Поэтому действие многих его произведений происходит именно в провинции.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Ф. М. Достоевский – величайший писатель XIX в. Его произведения – шедевры мировой литературы. В его творчестве присутствуют черты, отличающие его стиль и заставляющие перечитывать его романы снова и снова. Главные темы произведений Достоевского – тема бунта, тема бедности и тема героя-индивидуалиста.

Все эти три темы синтезировались в первом значительном романе писателя – “Преступление и наказание”.

Сюжет романа одновременно и прост, и очень сложен. “Это психологический отчет одного преступления…Молодой человек,

исключенный из студентов университета…и живущий в крайней бедности…, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху,…дающую деньги на проценты” . Но если убийству посвящена лишь первая часть романа, то в последующих пяти Достоевский показывает шаги своего героя к наказанию. Путь Раскольникова лежит через страдания, но именно через них он вновь обретает веру в себя, в возможность “полной и могучей жизни”. Однако страдает на страницах романа не только он.

Страдают все окружающие его люди. “Они пытаются разгадать тайну его трагедии. Все чувствуют значительность

его личности, все поражены противоречиями этой личности. Все хотят отгадать загадку его роковой раздвоенности” .

Раздвоенность героя, мучительное осознание разъединенности с людьми томит и терзает Раскольникова. Внутренне оставаясь жертвой, он причисляет себя к разряду палачей: считает для себя возможным лишать человека жизни. Описанное в романе преступление – эксперимент является следствием созданной и выстраданной Раскольниковым теории “двух разрядов”. По его теории, “обыкновенный” человек, переступив закон, будет мучиться, герой же легко договорится с совестью.

Эта теория обнаруживала простой способ проверить себя Раскольникову стоило “всего лишь” убить, чтобы удостовериться, относится ли он к числу великих людей. Однако проверка личности привела его к неутешительным результатам: еще до совершения преступления он начал испытывать тягчайшие страдания, а после случившегося совесть довела его чуть ли не до помешательства.

Наказание Раскольникова следует сразу же за преступлением. Он с возрастающей силой ощущает тяжелое и мучительное чувство “разомкнутости и разъединенности” с человечеством. Самые близкие люди оказываются бесконечно далекими, почти чужими ему.

Раскольников не хочет признать, что в результате проверки оказался лишь жертвой. Он продолжает убеждать себя в том, что действительно относится к “необыкновенным” людям. Однако разворачивающиеся события шаг за шагом разубеждают его в правильности суждений.

С целью показать развенчание теории Раскольникова Достоевский вводит в ткань повествования Свидригайлова и Лужина, являющихся “двойниками” Раскольникова. Он неприятно поражен, обнаружив нечто общее между собой и Лужиным, так как этот человек вызывает в нем отвращение, а от своего “двойника” в лице Свидригайлова он с презрением отшатывается. Сознавая в Свидригайлове идеал сильной, по его теории, личности, способной переступить через чужие жизни и через свою совесть, Раскольников ужасается.

При виде жизненного итога Свидригайлова пошатывается вера Раскольникова в правильность своей теории. Он страдает, понимает, что столь привлекавшая его прежде мораль “необыкновенных” людей, спокойно, без угрызений совести строящих свои расчеты на крови других, ничем не отличается от бесчеловечной морали, открыто исповедуемой и ежедневно применяемой на практике людьми из господствующего класса, столь презираемого им.

Опровержение раскольниковской идеи растет, усиливается и, наконец, побеждает под действием нравственной силы главной героини романа Сони Мармеладовой. Задавленная бедностью, она вынуждена была пойти по желтому билету. Однако, в отличие от многих, ставших на эту тропу, она сохраняет в себе духовные ценности и нравственные идеалы. Соня страдает, но не жалуется.

Она погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь? Для Раскольникова судьба Сони – это бессмысленная, ничего не меняющая и ничего не исправляющая жертва. Но, видя ее страдания и ее горе, он, “припав к полу, поцеловал ее ногу”. “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”, – говорит он ей.

Соня предстает в романе воплощением авторского идеала христианской любви, жертвенного страдания и смирения.

Для нее не существует вопроса о том, что делать Раскольникову: “Что делать? Встань! Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй землю, которую ты осквернил, а потом поклонись свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!”; “Страдание принять и искупить себя, вот что надо!”.

Соня склоняется перед великим смыслом бытия. В самоотдаче Сони, в ее служении людям нет границ, нет преград для проявления своей личности.

Раскольников следует совету Сони и идет на Сенную площадь, чтобы поцеловать землю, но не со смирением, а со злобой в сердце. Устав от постоянной тревоги, от допросов Порфирия Петровича, Раскольников припадает к почве. Однако до истинного раскаяния еще далеко.

Приход Раскольникова с повинной – отнюдь не отказ главного героя от своей теории. И болезнь “уязвленной гордости”, постигшая его в Сибири – это лишь разочарование в себе. Страдания его продолжаются и вдали от “большой жизни Петербурга”.

Сон, приснившийся Раскольникову в ссылке, как и три предыдущих, имеет большое значение в развенчании идеи Раскольникова. Сон о “неслыханной и невиданной моровой язве”, от которой “все и все погибало” – это не что иное, как воплощенная в жизнь теория “двух разрядов” . Раскольников ужасается, понимая, что увидел мир, в котором всеми овладела его теория и “каждый думал, что в нем одном заключается истина”. Он понимает, что невозможна жизнь с господствующей в ней теорией “двух разрядов”.

Сон доводит теорию Раскольникова до логического предела.

Окончательный же отказ от теории осуществляется посредством любви и веры. К Раскольникову пришла любовь. “Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени”.

Победила сама правда, и Раскольников понял, что теперь в его жизни уже не будет места никаким теориям и идеям. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”, и “на их лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь”.

Но как за свое преступление ему пришлось заплатить тягчайшими страданиями, так и новая жизнь “не даром же ему достанется, ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом”. “И конечно, свой великий подвиг Раскольников мог совершить только как Раскольников, со всей мощью и остротой своего сознания, но с новой высшей справедливостью своего суда, на путях “ненасытимого сострадания” к человеку, открытых ему Соней. Такой будущий подвиг мог быть только подвигом человеколюбия, а не ненависти, подвигом единения, а не обособления” .

И с этой минуты в душе Раскольникова пойдет “история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой”. Он вновь возвращается к людям и приобщается к народной почве.

Ф. М. Достоевский всю жизнь мучительно искал пути своих героев к “широкому” и вольному бытию свободных людей и в то же время остро и мучительно сознавал, что ему не удавалось их найти. Вот почему на последних страницах “Преступление и наказание” он, приведя Раскольникова к решающему нравственному перелому в его судьбе, оставляет его на пороге “новой жизни”.

Роман “Преступление и наказание” – роман на все времена. Его читают и перечитывают как один из самых актуальных на сегодняшний день. В образе Раскольникова Достоевскому удалось отразить искания и страдания многих людей.

И именно посредством этого романа можно проникнуть в душу русского человека, лучше понять его.

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть "униженным и оскорбленным" глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: "Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами". Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее "каморке", которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — "задавленного бедностью", "изуродованного нищетой" "бедного и больного студента".

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. "Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою", — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. "

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения". Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти "от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. ". А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы".

Страдание – это такое состояние человека, когда он подвергается пыткам и мукам, как в материальном мире, так и во внутреннем. Именно такое чувство испытывал главный герой романа Родион Раскольников.

Благодаря Достоевскому я понял, что невозможно взять и отключить одно из человеческих чувств, в том числе и страдание, потому что тогда наша жизнь будет не полной. Но очень уж хочется, чтобы страдания было поменьше.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Идея страдания и очищения в романе Достоевского “Преступление и наказание” — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Ф. М. Достоевский – величайший писатель XIX в. Его произведения – шедевры мировой литературы. В его творчестве присутствуют черты, отличающие его стиль и заставляющие перечитывать его романы снова и снова. Главные темы произведений Достоевского – тема бунта, тема бедности и тема героя-индивидуалиста.

Все эти три темы синтезировались в первом значительном романе писателя – “Преступление и наказание”.

Сюжет романа одновременно и прост, и очень сложен. “Это психологический отчет одного преступления…Молодой человек, исключенный из студентов университета…и живущий в крайней бедности…, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху,…дающую деньги на проценты” . Но если убийству посвящена лишь первая часть романа, то в последующих пяти Достоевский показывает шаги своего героя к наказанию. Путь Раскольникова лежит через страдания, но именно через них он вновь обретает веру в себя, в возможность “полной и могучей жизни”. Однако страдает на страницах романа не только он.

Страдают все окружающие его люди. “Они пытаются разгадать тайну его трагедии. Все чувствуют значительность его личности, все поражены противоречиями этой личности. Все хотят отгадать загадку его роковой раздвоенности” .

Раздвоенность героя, мучительное осознание разъединенности с людьми томит и терзает Раскольникова. Внутренне оставаясь жертвой, он причисляет себя к разряду палачей: считает для себя возможным лишать человека жизни. Описанное в романе преступление – эксперимент является следствием созданной и выстраданной Раскольниковым теории “двух разрядов”. По его теории, “обыкновенный” человек, переступив закон, будет мучиться, герой же легко договорится с совестью.

Эта теория обнаруживала простой способ проверить себя Раскольникову стоило “всего лишь” убить, чтобы удостовериться, относится ли он к числу великих людей. Однако проверка личности привела его к неутешительным результатам: еще до совершения преступления он начал испытывать тягчайшие страдания, а после случившегося совесть довела его чуть ли не до помешательства.

Наказание Раскольникова следует сразу же за преступлением. Он с возрастающей силой ощущает тяжелое и мучительное чувство “разомкнутости и разъединенности” с человечеством. Самые близкие люди оказываются бесконечно далекими, почти чужими ему.

Раскольников не хочет признать, что в результате проверки оказался лишь жертвой. Он продолжает убеждать себя в том, что действительно относится к “необыкновенным” людям. Однако разворачивающиеся события шаг за шагом разубеждают его в правильности суждений.

С целью показать развенчание теории Раскольникова Достоевский вводит в ткань повествования Свидригайлова и Лужина, являющихся “двойниками” Раскольникова. Он неприятно поражен, обнаружив нечто общее между собой и Лужиным, так как этот человек вызывает в нем отвращение, а от своего “двойника” в лице Свидригайлова он с презрением отшатывается. Сознавая в Свидригайлове идеал сильной, по его теории, личности, способной переступить через чужие жизни и через свою совесть, Раскольников ужасается.

При виде жизненного итога Свидригайлова пошатывается вера Раскольникова в правильность своей теории. Он страдает, понимает, что столь привлекавшая его прежде мораль “необыкновенных” людей, спокойно, без угрызений совести строящих свои расчеты на крови других, ничем не отличается от бесчеловечной морали, открыто исповедуемой и ежедневно применяемой на практике людьми из господствующего класса, столь презираемого им.

Опровержение раскольниковской идеи растет, усиливается и, наконец, побеждает под действием нравственной силы главной героини романа Сони Мармеладовой. Задавленная бедностью, она вынуждена была пойти по желтому билету. Однако, в отличие от многих, ставших на эту тропу, она сохраняет в себе духовные ценности и нравственные идеалы. Соня страдает, но не жалуется.

Она погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь? Для Раскольникова судьба Сони – это бессмысленная, ничего не меняющая и ничего не исправляющая жертва. Но, видя ее страдания и ее горе, он, “припав к полу, поцеловал ее ногу”. “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”, – говорит он ей.

Соня предстает в романе воплощением авторского идеала христианской любви, жертвенного страдания и смирения.

Для нее не существует вопроса о том, что делать Раскольникову: “Что делать? Встань! Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй землю, которую ты осквернил, а потом поклонись свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!”; “Страдание принять и искупить себя, вот что надо!”.

Соня склоняется перед великим смыслом бытия. В самоотдаче Сони, в ее служении людям нет границ, нет преград для проявления своей личности.

Раскольников следует совету Сони и идет на Сенную площадь, чтобы поцеловать землю, но не со смирением, а со злобой в сердце. Устав от постоянной тревоги, от допросов Порфирия Петровича, Раскольников припадает к почве. Однако до истинного раскаяния еще далеко.

Приход Раскольникова с повинной – отнюдь не отказ главного героя от своей теории. И болезнь “уязвленной гордости”, постигшая его в Сибири – это лишь разочарование в себе. Страдания его продолжаются и вдали от “большой жизни Петербурга”.

Сон, приснившийся Раскольникову в ссылке, как и три предыдущих, имеет большое значение в развенчании идеи Раскольникова. Сон о “неслыханной и невиданной моровой язве”, от которой “все и все погибало” – это не что иное, как воплощенная в жизнь теория “двух разрядов” . Раскольников ужасается, понимая, что увидел мир, в котором всеми овладела его теория и “каждый думал, что в нем одном заключается истина”. Он понимает, что невозможна жизнь с господствующей в ней теорией “двух разрядов”.

Сон доводит теорию Раскольникова до логического предела.

Окончательный же отказ от теории осуществляется посредством любви и веры. К Раскольникову пришла любовь. “Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени”.

Победила сама правда, и Раскольников понял, что теперь в его жизни уже не будет места никаким теориям и идеям. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”, и “на их лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь”.

Но как за свое преступление ему пришлось заплатить тягчайшими страданиями, так и новая жизнь “не даром же ему достанется, ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом”. “И конечно, свой великий подвиг Раскольников мог совершить только как Раскольников, со всей мощью и остротой своего сознания, но с новой высшей справедливостью своего суда, на путях “ненасытимого сострадания” к человеку, открытых ему Соней. Такой будущий подвиг мог быть только подвигом человеколюбия, а не ненависти, подвигом единения, а не обособления” .

И с этой минуты в душе Раскольникова пойдет “история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой”. Он вновь возвращается к людям и приобщается к народной почве.

Ф. М. Достоевский всю жизнь мучительно искал пути своих героев к “широкому” и вольному бытию свободных людей и в то же время остро и мучительно сознавал, что ему не удавалось их найти. Вот почему на последних страницах “Преступление и наказание” он, приведя Раскольникова к решающему нравственному перелому в его судьбе, оставляет его на пороге “новой жизни”.

Роман “Преступление и наказание” – роман на все времена. Его читают и перечитывают как один из самых актуальных на сегодняшний день. В образе Раскольникова Достоевскому удалось отразить искания и страдания многих людей.

И именно посредством этого романа можно проникнуть в душу русского человека, лучше понять его.

Читайте также: