Стоический идеал мудреца кратко

Обновлено: 11.05.2024

Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего — от политически-социальной сферы. Такова уже в значительной мере установка школы стоиков, а особенно эпикурейцев. К стоикам в Греции принадлежали Зенон из Китиона (ок. 333 — ок. 262 до н. э.), Панетий Родосский (II в. до н. э.), Посидоний (конец II–I в. до н. э.) и другие. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися ее представителями были Сенека (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.), его ученик Эпиктет (ок. 50 — ок. 140) и император Марк Аврелий (121–180).

Философия для стоиков — не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона, одного из самых развращенных и кровавых римских императоров.

Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие — вот их этический идеал. Настроение стоиков — пессимистическое; такое настроение хорошо передано А. С. Пушкиным:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия — значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой. Под последней стоики понимают как внешнюю природу, так и природу самого человека. Природа для стоика — это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему — вот одна из заповедей Сенеки.

Ю.Н.Давыдов Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой (*)

Ю.Н.Давыдов Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой (*) Этическая мысль. Вып. 7. М.: ИФ РАН. 2006.Когда заходит речь об этике Льва Толстого, у нас – в соответствии с традицией, сложившейся еще до революции 1917 года, но закрепленной и освященной

10. Психологические взгляды стоиков

10. Психологические взгляды стоиков Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. История стоицизма делится на периоды: древний, средний и поздний. Родиной древней стои являются Афины, а средняя и поздняя стоя развивались в Риме. Основателями древней были Зенон, Хризипп и их

Двадцатая серия: этическая проблема у стоиков

Взгляды стоиков

Взгляды стоиков 1. Физика. 1. Материализм. Физика стоиков выросла из убеждения, что мир имеет целостное строение, является материальным и, вместе с тем, живым и, в силу божественной меры, - совершенным. Благодаря этому убеждению стоики смогли создать монистическую систему в

9. Этические учения стоиков и Эпикура

9. Этические учения стоиков и Эпикура Этика стоиковЕсли прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни

Сон мудреца

Сон мудреца — Молла, — обратился правитель к Насреддину, приглашенному на прием, — как ты посмел заснуть, когда я начал рассказывать такую чудесную историю?— Я не спал, о, повелитель, я слышал каждое слово!— Врешь, негодяй! Ведь я приказал своим людям тихонько отнести

Взгляды стоиков

Взгляды стоиков 1. Физика. 1. Материализм. Физика стоиков выросла из убеждения, что мир имеет целостное строение, является материальным и, вместе с тем, живым и, в силу божественной меры, — совершенным. Благодаря этому убеждению стоики смогли создать монистическую систему

7. Материализм стоиков как бессознательный идеал-реализм

7. Материализм стоиков как бессознательный идеал-реализм Замечательный образец учения, имеющего по своей внешности характер материализма, а в действительности представляющего собою безотчетный идеал-реализм, есть метафизика стоиков. Чтобы выяснить почему многим умам

1. Душа как"интеллектуальное тело"у стоиков

1. Душа как"интеллектуальное тело"у стоиков Как мы уже много раз убеждались, в эпоху раннего эллинизма новостью явилось выдвижение человеческого слова в качестве основного принципа для построения всего бытия. Человеческое слово состоит из физических звуков; и, значит,

Загадка имени мудреца Странное имя Лао-цзы

Загадка имени мудреца Странное имя Лао-цзы У Лао-цзы — много имен, и это создает немалую путаницу и сложности. Что было его личным именем, что родовым (фамилия), что являлось его прозвищем? Даже само происхождение его имени Лао-цзы АПЧУ таит в себе немалую загадку. Немалую

Лишь я один невежественен и безыскусен… Рождение мудреца

Лишь я один невежественен и безыскусен… Рождение мудреца Практически каждый мыслитель Древнего Китая имеет тщательно прописанную биографию. Время и место рождения, государственная служба, семья, родственники и дети, описание мудрых бесед и афористичных речений — всё

СОВЕТ МУДРЕЦА Восточная притча

СОВЕТ МУДРЕЦА Восточная притча К одному Учителю приходило много людей с книгами, которые они прочли и желали получить комментарий относительно них, или с книгами, которые они написали и хотели бы услышать мнение о них, или с книгами, принесенными еще по какому-либо поводу.

Счастье мудреца

Счастье мудреца Приведенные выше мнения о счастье не следовало бы понимать как недоразумение. Неверно было бы говорить, что то, на что они указывают — наслаждение, упоительная радость, удача, внешние блага, слава, власть и т. д. — не имеют к счастью никакого отношения.

Стоики – это представители позднеантичной философской школы, разработавшей этический идеал невозмутимого мудреца, полностью управляющего своими чувствами.

Предпосылки и история возникновения школы стоиков

Философские воззрения Зенона базируются на более ранних учениях, онтологических концепциях Гераклита и Аристотеля, а также этических идеалах киников. Гераклит полагал, что мир находятся в постоянном движении и преобразовании. Различные противоположности, существующие в мире постоянно взаимно переходят друг в друга – день становится ночью, холодное теплым, пресное соленым и т.д. Преобразование и борьба противоположностей лежит в основе всего мирового процесса, сущность же мира, равно как и человеческой души есть огонь – как самый нестабильный и динамичный элемент. Мир находящийся в постоянном движении подчиняется циклам жизни пламени – он то разрушается и угасает, то возрождается вновь из пепла.

Учение киников строится на этических идеалах, заложенных Сократом. Главной целью каждого человека они считают достижения блага, которое с одной стороны единично и индивидуально, не существует абстрактного блага для всех, а с другой стороны не имеет ничего общего с богатством, славой, властью и другими не зависящими от человека предметами, и состояниями.

Готовые работы на аналогичную тему

Настоящее благо состоит в отказе от всех условностей и соблазнов, в усмирении духа и аскезе.

В учении стоиков основные постулаты данных школ переплелись между собой и образовали стройную мировоззренческую философскую систему. В учении стоиков принято выделять три части:

Основными представителями школы стоиков являются:

  • Зенон Китийский По данной теме мы уже выполнили презентацию Гераклит Эфесский подробнее ,
  • Клеанф из Асса,
  • Хрисипп из Сол,
  • Панетий Родосский,
  • Сенека,
  • Эпикет,
  • Марк Аврелий.

Физика стоиков

Мир согласно представлениям стоиков подобен живому существу, в котором все его части и состояния сообщены между собой. Его сущность – это огонь, который с помощью пневмы (дыхания) Мирового Разума то сгущается, то разжижается, образуя другие стихии – воздух, воду, которая есть основание всего живого, и наконец землю.

Существование мира циклично. Зарождая из первичного пламени, мир существует по законам логоса, после чего полностью сгорает оставляя лишь пепел, однако затем вновь возрождается в пламени вечного огня.

Помимо самого мира, состоящего из материальных тел, стоики признавали также наличие четырех бестелесных вещей – пространства, времени, пустоты и абстрактных понятий. Эти бестелесные вещи есть среда в рамках, которой существуют тела материальные. Однако в силу своей бестелесности они есть не реальность, а лишь истинность, т.е. их существование ограниченно лишь потребностями материальных тел для описания мира, в котором они существуют.

Этическая концепция стоиков

Наиболее важной часть учения стоиков безусловно была этика. Этическое учение стоиков наследует тем идеалам которые были заложены еще Сократом. Цель человеческой жизни есть стремление к благу и добродетели, благо же есть знание о себе и об окружающем мире.

Мудрец, обладающий знанием об истинном строении мира не будет стремится к счастью, высшее благо для него есть сохранения душевного спокойствия, апатии, невозмутимости несмотря на все те жизненные превратности, которые выделены ему высшим логосом. В отличие от киников стоики отнюдь не стремятся к аскезе и отказу от земных благ. Не является стоик и безразличным и равнодушным человеком по отношению к миру. Напротив, стоик это заинтересованный наблюдатель, который оценивает каждое событие и предмет, однако не выносит о нем каких-либо категорических суждений.

Стоики выделяли вещи полезные для человеческой природы, противные ей и индифферентные. К первым вещам мудрецу следует стремиться, вторых избегать, с третьими же поступать по ситуации. Однако ни одна вещь не должна становится для стоика слишком желаемой, даже такая как здоровье или сама жизнь. Стремление к вещам не должно позволить стоику нарушить свое апатическое состояние, воздержание от внутренних страстей.

В стоицизме выделяют три периода, существовавшие по два века:

 и образ мудреца

Рисунок 1 - Периодизация и образ мудреца

Ранний (его представители — Зенон Китийский, Хрисипп, создавший семантику), Средний (Гекатон и Панетий Родосские), Поздний (Сенека, Марк Аврелий (рис. 1)).

Заметка Поскольку в цельном виде до нас дошли только сочинения Позднего периода, произведения 3-1 веков до н. э. реконструировались, и некоторые их фрагменты остаются спорными. Однозначно Средний и Поздний периоды от Раннего отличает ориентированность на этику.

Идеал мудреца стоиков воплощается в высоко интеллектуальном человеке, полностью контролирующем сферу чувств. Философская школа ввела принцип апатии, согласно которому мудрецы избавлялись от эмоций и страстей (например, чувств страха, наслаждения и др.).

Этика в стоическом учении

Стоики полагали, что познание начинается с восприятия, оставляющего слепок в душе, и завершается постижением этого знания разумом. Соотношение материального и духовного начал считали непостижимым, так как телесное объективно существует в мире, а нематериальное (например, мысли, идеи, время) существует в другом недоступном полному познанию измерении.

Стоицизм настаивает на том, что добродетель — достаточное условие для счастливой и справедливой жизни на земле. Добродетелью у стоиков считается следование природе разума и обуздание желаний и страстей.

Список литературы

Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.

Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.

Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.

Решение.

Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).

В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.

В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.

Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

Александр Саликов

Мы продолжаем большой разговор о стоицизме и сегодня у меня в блоге первое интервью на эту тему. Мой собеседник — Александр Саликов, основатель клуба Гиперион, философ-стоик.

Идеал человека в стоицизме

Итак, мы говорим про стоицизм. Можно ли говорить о неком идеале человека, к которому стремятся стоики? Условно говоря: к чему устремлены все усилия?

Идеал — это мудрец. Если очень сильно упрощать, то мудрец – это человек, который постиг Вселенную, Космос. Он обрел "космическое сознание", и в силу этого воспринимает все мироздание, как единый живой организм, а себя — как его часть. В отличии от "обычный людей" (обывателей) все его поступки безошибочны..

Что Вы понимаете под словом "постиг"? Это значит "интеллектуально понял"?

Да, понял. И, во-первых, осознал, что от него почти ничего не зависит, а во-вторых, поняв это, начал действовать в этом мире как разумный, справедливый, умеренный и мужественный человек. Это добродетели стоицизма.

Мудрец — это совершенно бесстрастный человек. На его состояние не могут повлиять никакие внешние вещи. Это не значит, что он не имеет эмоций, ибо он всегда радуется. У него радость всю жизнь с ним и из него. Он радуется, потому что достиг такого уровня сознания, а не из-за каких-то внешних обстоятельств.

Такое состояние в стоицизме называется "апатия" (в смежных направлениях — атараксия). У нас в культуре слово "апатия" имеет негативный оттенок. Это неверно. Изначально под апатией понимали высшее состояние мудреца. Считалось, что апатия — это предельное проявление добродетели. Синонимы этого слова "жить добродетельно", "жить по-разуму", "жить по природе". Это не отсутствие эмоций, а полный контроль над ними.

О контролируемом и неподконтрольном

Стоицизм учит разделять все происходящее с человеком на то, что ему подконтрольно и на то, что неподконтрольно. Так?

Точно. Или, другими словами, на то что "в нашей власти" и "не в нашей власти". И тогда быстро выясняется, что в нашей власти совсем не многое. Всего четыре элемента: мнение, стремление, желание и уклонение. Все остальное — не наше, даже тело, работа, дом, автомобиль и т.д.

Мнение, стремление, желание и уклонение — это продукты нашего интеллекта. Но, если чуточку понаблюдать за собой, то можно заметить, что и приходящие нам в голову мысли тоже не совсем наши. Не зря ведь говорят: "мысли приходят". Может быть мы и своим мыслям не хозяева?

Я бы поспорил на эту тему. Чтобы помыслить нужно приложить некоторое усилие, а то, что приходит к нам в голову, когда мы останавливаемся, есть всего лишь автоматические действия, которые не осмысляются, не обдумываются. Это всего лишь движение чего-то бессознательного у нас в уме.

А мышление – это прикладывание усилия. Когда я мыслю, я из непонятного, из хаоса делаю порядок. Из неизвестного делаю что-то известное, строгое, логически выверенное. Согласен, что обычный человек так не делает. Для этого надо тренироваться.

О стоицизме и дисциплине ума

Как достичь такой дисциплины ума?

С точки зрения стоицизма человек потенциально может научиться мыслить, как мудрец. Для этого он должен очень много чего понять. Самое главное, понять что есть то, к чему стоит стремиться и то, к чему не стоит стремиться. Когда человек начинает так смотреть на мир, у него совершенно по-другому начинают работать мозги.

Приведу пример. Стоицизм говорит: "Здоровье не в твоей власти", "Богатство не в твоей власти". Или даже "Стоп, а зачем ты вообще стремишься к богатству?". Среднестатистический человек сегодня поймет эти вопросы совершенно не правильно. Чтобы понять их корректно нужно правильно выстроить систему мышления. Скажем, стоики совсем не против богатства. Напомню, что один из самых авторитетных стоиков — Сенека был богатейшим человеком своего времени. А Марк Аврелий — императором Рима. Отношение стоиков к богатству нейтральное. Если ты богат — отлично, если нет, тоже хорошо. Это не должно никак влиять на твое внутренне состояние. И "богатство не в твоей власти", потому что на уровень твоего благосостояния влияешь не только ты, но и тысячи других факторов. Так же как и на здоровье. Но в твоей власти сделать все от тебя зависящее, чтобы быть здоровым или богатым (если ты стремишься к этому).

Подчеркну: стоицизм – это не вера, стоицизм – это философия. Здесь нужно не принимать, а постигать. А дальше либо соглашаться, либо отвергать. Стоики говорят, что в нас есть частичка разума, Логоса. Этим, собственно, мы отличаемся от животных, которыми управляют инстинкты и рефлексы. И наша задача — все действия пропускать через разум.

Расскажите про это подробнее

У животных забавная схема: получил впечатление — включился рефлекс. По этой же схеме, на самом деле, действует и большинство людей. А должно быть иначе: "получил впечатление — остановился — осмыслил (пропустил через разум) — выбрал вариант действия". Это очень тяжелый мыслительный процесс на самом деле.

Получается, что стоики четко ставят разум во главу жизни?

Да. Они стремятся все подчинить разуму.

Это действительно трудно. Ведь довольно часто в ситуации, например, с сильными эмоциями, я могу сколько угодно говорить себе: "Не волнуйся!", и все-равно переживать. Как с этим быть?

Это вопрос работы над собой. В стоицизме есть целая серия духовных упражнений, выполняя которые ежедневно, человек в состоянии поставить эмоции под свой контроль и выбирать: эмоционировать или не эмоционировать. Отмечу, что есть направление философии, которые предлагают от эмоций вообще отказаться, а стоицизм — это про то, что эмоциями можно управлять. То есть фактически либо соглашаясь на ту или иную эмоцию, или отключать ее. Это дело тренировки. Это длительный труд, когда человек начинает становится на путь воспитания в себе добродетели. Тогда он автоматически отклоняется от пути следования страстям. Отсюда и бесстрастность стоиков (или она же — апатия). Если читать первоисточники, то мы будем буквально натыкаться на целые рекомендации — как и что делать, как читать книги, как общаться с людьми, как дружить, как жить, как относится к работе, деньгам и т.д.

Долг в стоицизме

Давайте поговорим о долге. У стоиков ведь много про это?

Стоики говорят: "Коль ты родился в теле человека, будь любезен проявлять свою человечность во всем. Например, ты как социальное существо живешь в социуме и делаешь какие-то дела. Тогда делай их качественно, на максимуме!" Это твой долг, как человека. Делай все на пределе своих возможностей. И не беспокойся о результате.

Стоикам не важен результат?

Важен. Но результат не только в вашей власти. В вашей власти — сделать все от вас зависящее максимально качественно.

О безразличном

Расскажите про концепцию безразличного у стоиков

Согласно учению стоиков все, кроме добродетелей и собственных пороков относится к категории безразличного. Добродетелей всего четыре:

  • быть разумным
  • быть мужественным
  • быть справедливым
  • соблюдать умеренность

Все противоположное этому — это ошибка или заблуждение (иногда даже переводят, как "зло" или "порок"). Как я уже сказал, все остальное — это безразличное. Но безразличное они поделили еще на несколько категорий:

  • предпочтительное безразличное
  • не предпочтительное безразличное
  • совсем безразличное безразличное.

И дальше у них такая логика: "предпочтительнее быть богатым, а не бедным" или "предпочтительнее быть здоровым, нежели больным". Но! Это все категории безразличного, а значит стремиться к ним — это ошибка. Поясню. Стоики говорят: "Да, лучше быть здоровым! Но не стремись к этому. Всего лишь делай так, чтобы быть здоровым. Но здоровье не в твоей власти. Если ты узнал, что ты болен, узнай, что ты можешь сделать, чтобы выздороветь и сделай это. Но выздоровеешь или не выздоровеешь – не в твоей власти! Прими это и радуйся всему, что происходит".

Это можно интерпретировать, как контроль над процессом, а не над результатом? Или это вообще про контроль только над твоим отношением к происходящему?

Только над отношением, потому что результат вообще не в нашей власти, а любой процесс может в любой момент завершиться или пойти не так, как мы планировали. Но, вопрос всегда задается просто "Ты сделал все, что было в твоей власти в этот момент?", если "Да, все!", то удовлетворись этим.

О предельности усилий

Получается некая концепция предельности усилий?

Как мы можем точно быть уверены в том, что действительно сделали все, что могли? Кажется, что это очень субъективно.

Да, мы почти всегда не дожимаем, не делаем на пределе. На это способен только мудрец. А те кто стремятся к мудрости, стараются прожить так, чтобы про как можно большее количество ситуаций можно было искренне сказать: "Мы сделали все, что было в нашей власти!". И это, в конечном итоге, всегда разговор человека с самим собой и вопрос внутренней честности. У стоиков, кстати, четность входит в добродетель мужества.

У Сенеки есть целый трактат, где он про это рассуждает. И он говорит: "Перед всеми остальными ты всегда оправдаешься, а вот перед собой — никогда не оправдаешься. Если ты себя судишь, то будь справедливым судьей. Суди себя также, как и других". И рекомендует каждый день подводить итоги дня, чтобы не впадать в иллюзии на тему того, насколько мастерски ты прожил этот день.

Многие восточные учения в качестве своей цели ставят достижение состояния "внутренней тишины" (отсутствия мыслей). У стоиков это не так?

Здесь вся медитация сводится к постоянному воспроизведению основных положений стоицизма — коротких фраз, которые возвращают человека к правильным мыслям.

А задача человека сводится к тому, чтобы он, собрал под себя "картину миру", базирующуюся на этих фразах. Это постоянная работа. И, если, например, эпикурейцы были за расслабление, то стоики — за напряжение. Они говорили, что мудреца можно сравнить с надувным шаром, который изнутри напряжен настолько, что ничто внешнее его не может промять.

О Логосе

Есть ли в стоицизме понятие "зла"?

Стоики скорее скажут, что как такового зла в природе не существует. Есть чудовищные вещи, которые может сделать человек или, например, природа. Но, с точки зрения стоицизма – это не есть зло. Есть непонятные нам причинно-следственные связи задуманные и реализованные Логосом.

Например, если что-то нам кажется неправильным и несправедливым, то это всего лишь означает, что мы смотрим не с того уровня системы?

Верно. Если бы мы могли вырасти до уровня всей системы, то поняли бы, зачем то или иное явление нужно. И, главное, насколько все идеально реализовано. Собственно, это и есть позиция мудреца.

Давайте попробую немного перефразировать и даже утрировать. Получается, что Логос как бы не оптимизирует жизнь отдельного человека и не стремится сделать именно ее максимально комфортной?

Вообще ни разу. Это история всей системы. Человек всего лишь часть Логоса и вопрос в том, что он должен принимать "интересы" всей системы целиком. Такое миропонимание позволяет в любых ситуациях, даже самых трудных, быть радостным.

Про это один из фундаментальных тезисов стоицизма – жить по природе, т.е. в соответствии с законами Логоса.

Давайте тогда попробуем определить, что такое Логос?

Мало кто может понять, что такое Логос. Но, если упрощать то, это некий живой разумный организм, представляющий собой всю Вселенную. Т.е. сама Вселенная – это один единый живой организм, который пронизан разумностью. Мы — часть этой разумности.

Более того, Логос, как учил Гераклит, в какой-то момент воспламенился и пока горит, но когда-то сам себя сожжет и заново восстановится, точно в таком же состоянии, в каком был. Из этого получается интереснейший вывод: выходит, что например, наш с вами разговор про стоицизм тоже уже был (причем в тех же самых словах) и еще бесконечное количество раз будет в будущем. И единственное, что мы можем, изменить — это наше отношение к этому. В этом и есть наша свобода воли.

Еще пример. Современный человек хочет сам выбирать себе роль, а стоицизм говорит "Стоп! Ты не можешь это сделать. Тебе уже дали роль. И, пожалуйста, исполни ее на пределе возможного". Выполни все так, как бы выполнил ее высочайшего уровня профессионал.

Кого стоики считали идеалом мудреца?

Стоицизм мне нравится тем, что в нем нет непререкаемых авторитетов. Есть некие каноны. Но их тоже надо перепроверять. А вот гуру нет. Ни один из стоических авторов не считал себя мудрецом. У Сенеки можно встретить несколько имен. Например, Катон для него был идеалом мудреца. Еще упоминаются Сократ и Гераклит. Иногда мы можем встретить, что сам Зенон мудрец, пожалуй, все.

Читайте также: