Стоглав это в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Постановления Стоглава представляют богатейший материал для изучения культурного быта московского общества середины XVI в, и имеют важное практическое значение. Стоглав служит для старообрядцев одним из главных опорных пунктов в их полемике с представителями Русской православной церкви.

Самым важным, но и наиболее спорным является вопрос: был ли Стоглав официальным памятником, имел ли он каноническое значение в том виде, как сохранился до наших дней, или нет? Решение этого вопроса затрудняется тем, что до нас не дошло почти никаких известий о порядке заседаний собора и выработки его постановлений.

Совокупность всех этих официальных свидетельств приводит некоторых исследователей к убеждению, что постановления собора 1551 получили законодательную силу в кодексе, известном под именем Стоглав (Голубинский).

Подлинная соборная книга с подписями членов собора не сохранилась или до сих пор не разыскана. Списки Стоглава XVI и XVII вв. значительно между собой различаются; между ними отмечают три редакции: пространную, среднюю и краткую. Какую же из них следует считать основной?

Лишь относительно средней установилось согласное мнение, что она возникла в XVII в. Относительно двух остальных мнения расходятся: одни, в том числе и защитники официальности Стоглава, считают основной краткую редакцию; другие убедительно доказывают неосновательность этой точки зрения и признают подлинными пространные списки.

Источниками Стоглава послужили, прежде всего, канонические правила и законы византийских императоров; некоторые из них помещены в Стоглаве в обширных извлечениях. То же самое следует сказать и о церковно-юридических памятниках русского происхождения, каковы церковные уставы, послания представителей церкви, постановления прежних соборов и пр.

Не все эти выдержки и ссылки отличаются канонической точностью, на что обратил уже внимание собор 1667, указавший, что неправильности Стоглава произошли от незнакомства членов собора 1551 с греческими и древними харатейными славянскими книгами.

Трудно допустить, что указанные источники собирались по мере надобности уже по открытии собора; многое должно было быть заготовлено ранее. Как в подборе материала, так и в самой постановке вопросов не могли не сказаться те бурные течения общественной мысли, какие волновали московское общество со времени возникновения ереси жидовствующих.

Литература

  • Илья Беляев, Об историческом значении деяний Московского собора 1551 г., РБ, 1858, № 4;
  • его же, Наказные списки соборного уложения 1551 г. или С., 1863;
  • И.Добротворский, Дополнительные объяснения к изданию С., ПС, 1862, ч. 3;
  • его же, Каноническая книга С. или неканоническая, ПС, 1863, ч. 1 и 2;
  • Митр. Макарий, История церкви, т. 6;
  • И. Жданов, Материалы для истории Стоглавого собора, ЖМНП, 1876, №№ 7 и 8;
  • Л. Н., Новооткрытый рукописный С. 16 в., БВ, 1899, №№ 9 и 10;
  • Е. Голубовский, История церкви, т. 2, стр. 771-793 и 892.

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.

Гёте

Стоглавый собор – церковно-государственный собор, проходивший в Московском царстве в 1551 году. В нем принимали участие Иван Грозный, Боярская дума, верхушка духовенства, представители разных сословий. Принятые на соборе решения нашли отражение в сборнике документов под названием Стоглав. В нем были зафиксированы основные положения церковного устройства в России. Отдельные его главы были отменены по решению Московского собора 1667. Окончательно утратил силу в 1721.

Предпосылки и причины созыва

Особенно остро в этот период встал вопрос взаимоотношений между светской и церковной властью. Взошедший на трон молодой и честолюбивый царь Иван Васильевич стремился к усилению роли монарха, церковные иерархи желали расширения своего влияния.

Причины созыва Стоглавого собора:

  1. Потребность в унификации права. Формирование централизованного русского государства требовало создания единого правового поля. На утверждение собора был вынесен принятый годом ранее Судебник, а также делалась попытка кодификации церковного права.
  2. Раздел сфер влияния между государством и церковью. В работе собора отразилась борьба между сторонниками усиления и ограничения прав Русской православной церкви.
  3. Борьба с ересями. В XVI веке практически все европейские страны были охвачены движением Реформации. Православные иерархи отчетливо осознавали опасность появления ересей – отклонений от официального вероучения. На соборе необходимо было выработать четкую программу борьбы за сохранение единства церкви.

Дата и место проведения

Стоглавый собор состоялся в первой половине 1551. По поводу точной даты существуют 2 версии. Предполагаемые даты проведения:

  1. Январь-февраль 1551. Стоглав датируется 23 февраля 1551. Многие историки полагают, что этот сборник писался по итогам проведения собора.
  2. Конец февраля – начало мая 1551. По этой версии, Стоглав создавался во время проведения собора и указанная в нем дата является точкой отсчета начала его деятельности.

Участники

Стоглавый Собор был одним из самых масштабных в российской истории. По сути это было совмещение 2-х соборов:

  1. Земский собор – общегосударственное собрание, состоявшее из делегатов от разных сословий, преимущественно бояр, дворян, военных, зажиточных купцов и мещан. Главенствовали на нем представители Боярской думы.
  2. Поместный собор – собрание священнослужителей и верующих мирян для решения важных церковных вопросов. Такие соборы имеют высшую власть в вопросах устройства поместной церкви.

Собор выражал настоятельную потребность в согласовании интересов разных сторон. Инициаторы созыва Собора:

  1. Макарий – митрополит Московский и глава всей Русской православной церкви в середине XVI века. Последовательно отстаивал позиции иосифлянства. Позже был канонизирован в православии в лике святителей.
  2. Сильвестр – православный священник, пользовавшийся большой популярностью как великий аскет и духовный учитель. Был наставником Ивана Грозного в годы его молодости. Позже был сослан и принял монашеский постриг. Был убежденным сторонником нестяжательства.

На Стоглавом соборе четко обозначились позиции 2-х главных течений в Русской православной церкви того времени. Основные идеологические направления в работе Собора 1551:

  1. Иосифляне – сторонники этого учения отстаивали право церкви на огромные земельные владения и материальные блага. Они полагали, что это позволяет священнослужителям более успешно реализовывать свою миссионерскую, образовательную и благотворительную деятельность. Основателем учения является Иосиф Волоцкий, причисленный церковью к лику преподобных.
  2. Нестяжатели – выступали за монашескую аскезу и против церковного землевладения. Настаивали на необходимости удешевления и упрощения обрядовой стороны религии. Были против богатства церковных иерархов, призывали священников жить скромно и трудолюбиво.

Среди высших чинов Русской православной церкви на соборе присутствовали главы 9 епархий:

  1. Новгородской;
  2. Смоленской;
  3. Тверской;
  4. Суздальской;
  5. Коломенской;
  6. Рязанской;
  7. Пермской;
  8. Ростовской;
  9. Крутицкой.

Содержание работы Стоглавого собора

На обсуждение было вынесено огромное количество вопросов, которые касались самых разных сторон жизни страны. Многие затрагиваемые проблемы носили глобальный характер и определяли развитие государства в целом. К наиболее крупным вопросам относятся споры о церковном землевладении и необходимости введения светских судов над духовными лицами. Решались на соборе и более частные проблемы. Например, рекомендовалось вступать в брак не ранее 12 лет девочкам и 15 лет юношам, вводился запрет стричь бороду и носить иностранную одежду.

Ключевые вопросы СТоглавого собора

Наиболее важные вопросы, рассматриваемые на Соборе 1551:

  1. Церковное землевладение. Иван Грозный, заручившись поддержкой Сильвестра, планировал провести секуляризацию – изъятие церковных земель на нужды государства. Этому воспротивились главы епархий и другие священнослужители.
  2. Управление церковью. На соборе обсуждался ряд проблем, связанных с церковным устройством, унификацией богослужения, упорядочением работы монастырей. Власти стремились поставить Русскую православную церковь под свой контроль путем введения светских судов, но эта идея не нашла поддержки.
  3. Духовная дисциплина. Представители собрания констатировали факт падения нравственности среди мирян и священников, низкий уровень грамотности населения, многочисленные нарушения духовной дисциплины. В Стоглаве предлагались меры по решению этих проблем.
  4. Борьба с ересями. На соборе осуждались любые отклонения от официальной позиции церкви, провозглашалась поддержка русской церковной традиции. Категорически неприемлемыми назывались пережитки язычества и следование иноземным веяниям.

Обсуждаемые на собрании вопросы и их решения были зафиксированы в пространном документе, состоящем из 100 глав. Позже к нему была прибавлена еще одна статья. Он сохранился более чем в 180 копиях – списках. С конца XVI века за этим сборником закрепилось название Стоглав.

Основные решения Стоглавого собора:

Наиболее спорным вопросом была проблема церковного землевладения. В конечном итоге был выработан компромиссный вариант. Монастырям разрешалось сохранять за собой обширные земельные угодья, но запрещалось приобретать новые без согласования с царем. Эти положения были внесены в дополнительную 101 главу Стоглава.

По решению Собора 1551 года фактически вводилась духовная цензура. Был составлен список запрещенных еретических книг, вводились строгие ограничения на творческую свободу. Предписывалось создавать иконы строго по установленным каноническим образцам. Осуждались азартные игры, скоморошество и даже общение с иностранцами.

Итоги и последствия

Работа Стоглавого собора оказала значительное влияние на последующее развитие права, государственных и церковных отношений в России.

Главные итоги работы Собора 1551:

  1. Утверждение Судебника 1550 – общегосударственного свода законов.
  2. Оформление решений собора в виде Стоглава, который стал главным сборником церковных правил и предписаний на последующие 100 лет.
  3. Ограничение финансовой и земельной свободы Русской православной церкви.

Многие решения Стоглавого собора носили компромиссный характер. Царь Иван IV был еще слишком молод и не обладал всей полнотой власти. Его стремление поставить под свой контроль церковь не увенчалось успехом, но в значительной мере права священнослужителей были ограничены. Они не могли уже как ранее бесконтрольно торговать в храмах, устанавливать произвольные расценки за обряды и скупать многочисленные земли.

Ряд обрядов, принятых на Стоглавом соборе, был отменен в 1667 году на Московском церковном соборе – в частности, обычай креститься двумя перстами. Это положило начало движению старообрядчества и расколу в Русской православной церкви.


Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение (гл. 99). Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

Содержание

Проблема подлинности

В связи с полемикой о подлинности и каноническом значении Стоглава, сложностью, нечеткостью и нелогичностью его структуры и состава проблема происхождения его текста является одной из основных в исторической литературе о Стоглаве и Стоглавом Соборе. До половины XIX века в литературе господствовало мнение о Стоглаве как о не подлинном соборном уложении 1551 года. Митрополит Платон, не сомневаясь в факте созыва Собора 1551 года, усомнился, однако, в том, что положения Стоглава были утверждены на этом Соборе. [1]

В предисловии к первому отечественному изданию Стоглава, вышедшему в 1862 году [2] , было указано что

эта книга (Стоглав) — составлена кем-нибудь, может быть, даже членом Стоглавого собора (1551 г.), но уже после собора, из черновых записок, бывших или приготовленных только для рассмотрения на соборе, но не рассмотренных (всецело), не приведенных в формы церковных постановлений, не утвержденных подписями и не обнародованных для руководства.

Только после ряда находок И. Д. Беляева (в частности наказных списков по Стоглаву, неоспоримо подтвердивших факт принятия Стоглава на Соборе 1551 года) [3] подлинность Стоглава была окончательно признана.

В дальнейшем историками Стоглав рассматривался как уникальный памятник русского права XVI века, дающий представление об образе жизни общества того времени, что, однако, не исключает того факта, что "в тексте Стоглава прсутствуют явные вставки" [4]

Содержание

Стоглав пытался решить следующие насущные вопросы:

  • укрепления церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей,
  • унификация церковных обрядов и служб
  • полномочия церковного суда,
  • против пережитков язычества среди населения,
  • жесткая регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т. д.

1) преследующие интересы государственной казны (вопросы: 10, 12, 14, 15, 19, 30, 31);

2) обличающие беспорядки в святительстве и монастырском управлении, в монастырской жизни (вопросы: 2, 4, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 20, 37);

3) касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян (вопросы: 1, 3, 5, 6, 11, 18, 21-29, 32-36).

Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Поскольку государство целиком перепоручало эту область церкви, видело в ней свою идеологическую опору, то естественным было для царя желание видеть церковь единой, пользующейся авторитетом у населения.

Уложение Собора 1551 г. затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 г ., послания митрополитов.

Финансовые вопросы

Вопросы нравственности и контроля за жизнью духовенства

Собор был вынужден признать существование известных беспорядков, порочивших русскую церковь, и даже угрожавших ее будущему (эти вопросы включены во 2 и 3 группы — см. выше).

Предписывались этические требования и к иконописцам, в которых ценилось смирение, кротость, трезвость, законопослушие (гл.43).

Обличение безнравственности мирян

Стоглав повелевает организовывать училища для обучения прихожан грамоте (гл. 26). Между тем Стоглав (гл. 40) запрещал стрижение усов и бритье бороды:

Кто браду бриет, и преставится таковой, недостоит над ним служити ни сорокоустия пети, ни просвиры, ни свещи по нем в Церковь, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша

33 глава Стоглава осуждает мужеложество и содомию, лица уличенные в этих грехах отлучались от церкви

Вопросы богослужения

Стоглав официально в 31-32 главах узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения и сугубую аллилуию в Московской Церкви. Соборный авторитет данных решений впоследствии стал основным аргументом старообрядчества. Закрепилось убеждение в необходимости крещения через троекратное полное погружение (гл. 17). Которое должно сопровождаться словами:

Крещается раб Божий имя-рек, во имя Отца, и погружает его, первое глаголя аминь; таже и Сына, и погружает его, второе глаголя аминь; таже и Святаго Духа, и погружает его третие, и глаголет и ныне и присно и во веки веков аминь

Стоглав запрещает прохождение через Царские врата служителей без риз и епитрахили (гл. 10) [7] . Критерием освященности церкви называется антиминс, изготавливаемый либо из шерстяной, либо льняной ткани. Богослужение осуществляется после колокольного звона (гл. 7) и священник должен быть облечен в ризы и епитрахиль (гл. 8, 10, 14, 15).

Вопросы брака и венчания

Стоглав очерчивает Возраст сексуального согласия для юношей с 15 лет, а для девушек с 12 лет (гл. 18) [8] . Идеальным браком считался первый (гл. 23). Второй не венчался, но мог иметь благословение, за третий полагалось временное отлучение от церкви на 5 лет, а четвертый именовался преступлением, "понеже свинское есть житіе" [9]

Церковный суд

Церковное землевладение

1. приговором запрещается архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя;

2. земельные вклады на помин души допускаются, но при этом оговаривается условие и порядок их выкупа родственниками завещателя;

3. вотчинникам ряда областей запрещается продавать вотчины людям иных городов и без доклада царю дарить монастырям;

4. приговор не имеет обратной силы, не распространяет своего действия на сделки (договоры дарения, купли-продажи или завещания), заключенные до Стоглавого собора;

5. на будущее же устанавливается санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу.

Значение Стоглава

Указанные нормы продержались до 1652 года, когда патриархом Никоном была проведена реформа церкви, приведшая, в частности, к следующим изменениям:

Резкость и некорректность проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, что привело к расколу церкви на новооборядцев (принявших реформы Никона) и старообрядцев (не принявших реформы).

К началу XX века было известно не менее 100 списков рукописного Стоглава [11] [12] [13] .


Стоглавый собор является ключевым событием в развитии российской церкви. В качестве итогового результата считается подписание нормативно-правового акта, регулирующего общественную и церковную жизнь. Однако некоторые решения не были реализованы по неизвестным причинам.

История названия

Стоглавый собор подразумевает под собой объединение органа управления с духовенством для последующего решения многочисленных задач. Стоглав – специализированная книга, в которой представлена исчерпывающая информация о собрании.

Важно: Стоглав – сформированный сборник нормативно-правовых актов церковно-земского собора 1551 года.

Историки уверены, что название книге дано по суммарному числу имеющихся частей. Первоначальные редакторы опасались, что во время дублирования книги, ключевые моменты могут быть упущены. Поэтому она структурирована таким образом, чтобы потеря части данных не влекла за собой исковерканный смысл в целом.

Причины созыва и цели

Рассматриваемое собрание припадает на период правления Ивана Грозного, считавшийся непосредственным преемником византийских императоров и одним из немногих профессиональных реформаторов. Целесообразность объясняется внушительным суммарным количеством в России вопросов, которые требуют мгновенного решения, причем связанные с развитием духовенства.

Царь уверен, что наличие несогласованностью влечет за собой расколы в обществе с одновременным формированием многочисленных тоталитарных сект. Как следствие, это влекло за собой народный бунт.

Во время проведения собора, рассматривались несколько ключевых вопросов:

  • наличие проблем в управленческом составе церкви;
  • порядок устройства жизни в монастырях;
  • правила избрания священнослужителей.

В комплексе это позволило рассчитывать на укрепление авторитета с одновременным ростом показателей грамотности местного населения.

Участники собора

Собрание инициировано на территории Успенского собора в 1551 году. Масштаб превзошел первоначальные ожидания – продолжался 90 дней. Инициатором выступал Иван Грозный. Участниками выступали:

  • монарх;
  • князья;
  • высшее духовенство;
  • бояре.

В качестве председатели выступил митрополит Макарий.

Деятельность и хронология

Деятельность Собора припадает на 23 февраля 1551 года. В указанный день проведен первый праздничный молебен с одновременным торжественным открытием. Царь наконец-то сумел проявить персональные таланты творчества, рассказывая имеющееся сочинение непосредственно в художественном стиле. В нем представлена исчерпывающая информация о сиротском детском времени, регулярных издевательствах со стороны бояр. При этом Иван 4 Грозный не проигнорировал раскаянье в совершенных противоправных действиях, что повлекло за собой укрепление авторитета.

Деятельность Собора осуществлялась в несколько этапов:

  • изучение всех имеющихся вопросов;
  • обработка с последующей корректировкой материала.

Требуется знать, что непосредственно царь задавал направление, одновременно предлагая к активному рассмотрению обсуждение неотлагательных вопросов. Что характерно, участники собора вправе высказывать персональные предположения по конкретным темам и предлагать первичные. В целом рассмотрению 70 тем, причем в Стоглаве представлены нормативно-правовые документы, подтверждающие юридический статус решения конкретной задачи.

Следовательно, разработка Стоглава несет за собой неоднозначные цели. К примеру с одной стороны, это сборник нормативно-правовых документов, в соответствии с которыми принимались решения, с другой – отсутствие исчерпывающей информации по конкретной теме. В любом случае, можно говорить о целесообразности разработки свода законов.


Результаты работы

В качестве главных результатов работы принято считать:

  • определение принципов систематизации нормативно-правовых актов с определением церковного права;
  • закрепление в письменном виде персонального несогласия имеющегося ярко-выраженного пережитого язычества. Поэтому на духовном уровне последовало осуждение пьянства и азартных игр;
  • принятие решения о возможности проживания на территории монастырей мужчин и женщин, при условии соблюдения четких правил;
  • формирование персонального института старости духовенства;
  • утверждение на законодательном уровне правил сложения пальцев во время крестного знамении.

В комплекс это позволило рассчитывать на формирование принципов развития духовенства непосредственно среди местного населения. Дополнительно появился шанс увеличения грамотности крестьян.

В 1550 году перед юным царём Иваном IV встала задача ослабить влияние и власть церкви, а также провести секуляризацию монастырских земель. С этой целью решено было провести Стоглавый собор Ивана Грозного. Помимо самого царя и представителей высшего духовенства, в соборе также участвовали члены Боярской думы, поскольку это событие затрагивало, как духовные, так и государственные вопросы. Что касается года созыва Стоглавого собора, то происходить он должен был в 1551 году.

Стоглавый собор

Стоглавый собор Ивана Грозного

По итогам этого события был составлен Стоглав, под определением которого подразумевается сборник решений, принятых на заседании Стоглавого собора. Этот документ оказал огромное влияние на всю дальнейшую российскую историю, поскольку результаты собора регулировали как вопросы, связанные с церковными землями, так и соотношение между государственным правом и религиозным. Именно Стоглав 1551 стал одним из главных источников для исследователей, занимающихся изучением истории России XVI века.

Предпосылки и причины созыва

Собор происходил во время первого этапа деятельности Ивана IV, как царя, который, как и его предшественники, считался наследником, как русских княжеств, так и Византийской империи, а потому одной из важнейших задач для него было решение церковных вопросов и проблем. Церковь должна была обладать нужным авторитетом, чтобы она была способна в должной мере поддерживать государство.

В большей степени на Соборе должны были обсуждаться вопросы церковной дисциплины, борьбы с ересями и язычеством, наказания провинившихся священников, опорочивших свой сан, а также порядка строительства церквей и монастырей. Однако главной задачей, стоявшей перед царём, было проведение секуляризации и присоединение церковных территорий к государству.

Земский собор 1649

Созыв Стоглавого собора при Иване 4

Однако Иван Грозный также желал раз и навсегда покончить с неточностями и погрешностями в богословских текстах и церковных обрядах, поскольку они порождали недопонимание среди прихожан, что приводило к возникновению сект и ересей. Чтобы решить эти проблемы, духовенство также должно было прийти к единому мнению по поводу вопросов богослужения и иконографии. Для этого на Собор были созваны представители духовенства со всей страны, поскольку решения этого собрания должны были изменить церковь раз и навсегда.

Суть всех причин и предпосылок Стоглавого собора:

  • Стремление царя восстановить порядок в церкви
  • Необходимость установить единые нормы проведения церковных обрядов
  • Борьба с сектами и ересями
  • Решение конфликтов и споров между представителями высшего духовенства
  • Установление единого церковного права
  • Намерение царя провести изъятие части церковных владений

Дата, место проведения и участники

Датой созыва Стоглавого собора стало 23 февраля, а продолжался он до 11 мая 1551 года. Местом, где он был проведен, выбрали Успенский собор в Москве. Эта стоглавая церковь являлась одним из главных символов церкви на Руси. Главным инициатором мероприятия был сам Иван 4, а инициаторами события стали митрополит Макарий и священник Сильвестр. Оба церковных деятеля являлись также членами Избранной Рады, ближайшего круга советников царя.

Земский собор Ивана Грозного

Созыв Стоглавого собора

Интересно: Впоследствии Сильвестр, как и другие члены Избранной Рады, подвергся опале и преследованиям со стороны Ивана Грозного. Единственным, кто избежал царской расправы, был митрополит Макарий, скончавшийся в 1563 году.

Сам Макарий также выступал председателем собрания. Помимо него, главными участниками Собора были архиепископы от всех епархий Русского царства, включая Трифона Суздальского, Акакия Тверского, Феодосия Новгородского и Гурия Смоленского. Это не считая других иерархов церкви со всех уголков страны. Не считая религиозных деятелей, на Соборе также присутствовали представители ведущих боярских кланов.

Стоит также отметить, что на протяжении всей продолжительности собора шла непрерывная борьба между различными православными течениями. Больше всего выделялся конфликт иосифлян, поддерживавших право церкви на владение землёй, и нестяжателей, выступавших против монастырского землевладения. Собор также должен был поставить точку в их споре, раз и навсегда определив, должна ли церковь иметь право на владение землёй или же нет.

Решения, принятые стоглавым собором

По результатам Собора был одобрен Судебник Ивана Грозного, который отныне стал основным источником закона Русского царства. Также, в ходе продолжительных дебатов, нестяжатели потерпели поражение, а потому секуляризация была отвергнута. Тем не менее, члены Собора пошли на компромисс, ограничив финансовые и земельные права священнослужителей. Так, монастыри и представители высшего духовенства уже не могли без согласия властей покупать вотчины. Был реформирован церковный суд, и отныне священники также получили возможность участвовать в светском судебном процессе через своих представителей (например, посредством старост).

На Стоглавом соборе выступал сам царь, представивший его участникам, как Судебник, принятый на первом Земском соборе, так и уставные грамоты. Иван 4 спрашивал, достойны ли эти документы для того, чтобы скрепить их печатями и пустить в ход. Кроме того, царь также настоял на том, чтобы боярские кланы помирились друг с другом и прекратили какие-либо конфликты, призывая к их религиозным чувствам. Также Собор закрепил ряд церковных обрядов, как, например, двоеперсите или двугубая аллилуйя. Позднее в 1667 г часть этих решений будет отменена или подвергнута изменениям, но до этого момента они оставались нерушимыми нормами православного богослужения.

Судебник 1550 года

Судебник Ивана Грозного

Кратко о главных решениях, принятых на Стоглавом соборе:

  • Учреждение порядка сбора церковных пошлин;
  • Создание института поповских старост, которые должны были следить за порядком проведения церковных служб;
  • Было принято решение об учреждении училищ для обучения мирян чтению и письму;
  • Подверглись осуждению неподобающее поведение священников и прихожан;
  • Принято постановление об ограничениях права монастырей на владение землёй;
  • Принятие Стоглава, где были указаны все решения собора.

Историческое значение

Стоглавый собор имел огромное значение, как для православной церкви, так и для всей истории русского государства. Почему он был так важен? Это событие положило конец множеству споров и конфликтов внутри духовенства, утвердив нормы церковного права, которые и легли в основу устройства Русской Православной Церкви. Помимо этого, собор также установил порядок взаимоотношений между государством и церковью, добившись гармоничных взаимоотношений светской и духовной власти.

Стоглавый собор

Большое влияние это событие также оказало и на развитие государства в России. Хоть Иван Грозный и не добился проведения полной секуляризации, по его инициативе было установлено ограничение на расширение земельных наделов храмов и монастырей, что послужило существенному укреплению его власти. Церковь хоть и окрепла, решив внутренние разногласия, но всё же должна была сотрудничать, как с царём, так и с его приближёнными.

Важно: Тем не менее, у Стоглавого собора были не только положительные, но и спорные последствия. Так, именно его результаты стали основой для события известного как церковный раскол, произошедшего столетие спустя. Старообрядцы во время конфликта с патриархом Никоном опирались именно на свод решений Стоглавого собора, что усилило критику той церковной реформы. И хоть впоследствии церковь изменила и запретила часть решений Стоглава, полностью предотвратить раскол, продолжавшийся до эпохи правления Петра 1, она так и не сумела.

Сам по себе Стоглав также оказал огромное влияние на развитие русской историографии, поскольку собрание решений собора стало одним из главных литературных памятников России 16 века. Благодаря этому тексту исследователи имеют представление о законах и нормах, действовавших, как в церкви, так и в государстве той эпохи, а также он позволяет в целом установить картину жизни русского общества во время правления Ивана Грозного. Сам Стоглав с трудом сохранился, и его первое издание появилось только в 1862 году. Впоследствии последовала публикация нового, дополненного выпуска Стоглава, когда была установлена подлинность текста.

Бочкарев В. А. Стоглав и история Собора 1551 года: историко-канонический очерк

Читайте также: