Стоглав это кратко и понятно самое важное

Обновлено: 07.07.2024

Постановления Стоглава представляют богатейший материал для изучения культурного быта московского общества середины XVI в, и имеют важное практическое значение. Стоглав служит для старообрядцев одним из главных опорных пунктов в их полемике с представителями Русской православной церкви.

Самым важным, но и наиболее спорным является вопрос: был ли Стоглав официальным памятником, имел ли он каноническое значение в том виде, как сохранился до наших дней, или нет? Решение этого вопроса затрудняется тем, что до нас не дошло почти никаких известий о порядке заседаний собора и выработки его постановлений.

Совокупность всех этих официальных свидетельств приводит некоторых исследователей к убеждению, что постановления собора 1551 получили законодательную силу в кодексе, известном под именем Стоглав (Голубинский).

Подлинная соборная книга с подписями членов собора не сохранилась или до сих пор не разыскана. Списки Стоглава XVI и XVII вв. значительно между собой различаются; между ними отмечают три редакции: пространную, среднюю и краткую. Какую же из них следует считать основной?

Лишь относительно средней установилось согласное мнение, что она возникла в XVII в. Относительно двух остальных мнения расходятся: одни, в том числе и защитники официальности Стоглава, считают основной краткую редакцию; другие убедительно доказывают неосновательность этой точки зрения и признают подлинными пространные списки.

Источниками Стоглава послужили, прежде всего, канонические правила и законы византийских императоров; некоторые из них помещены в Стоглаве в обширных извлечениях. То же самое следует сказать и о церковно-юридических памятниках русского происхождения, каковы церковные уставы, послания представителей церкви, постановления прежних соборов и пр.

Не все эти выдержки и ссылки отличаются канонической точностью, на что обратил уже внимание собор 1667, указавший, что неправильности Стоглава произошли от незнакомства членов собора 1551 с греческими и древними харатейными славянскими книгами.

Трудно допустить, что указанные источники собирались по мере надобности уже по открытии собора; многое должно было быть заготовлено ранее. Как в подборе материала, так и в самой постановке вопросов не могли не сказаться те бурные течения общественной мысли, какие волновали московское общество со времени возникновения ереси жидовствующих.

Литература

  • Илья Беляев, Об историческом значении деяний Московского собора 1551 г., РБ, 1858, № 4;
  • его же, Наказные списки соборного уложения 1551 г. или С., 1863;
  • И.Добротворский, Дополнительные объяснения к изданию С., ПС, 1862, ч. 3;
  • его же, Каноническая книга С. или неканоническая, ПС, 1863, ч. 1 и 2;
  • Митр. Макарий, История церкви, т. 6;
  • И. Жданов, Материалы для истории Стоглавого собора, ЖМНП, 1876, №№ 7 и 8;
  • Л. Н., Новооткрытый рукописный С. 16 в., БВ, 1899, №№ 9 и 10;
  • Е. Голубовский, История церкви, т. 2, стр. 771-793 и 892.

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.

Гёте

Стоглавый собор – церковно-государственный собор, проходивший в Московском царстве в 1551 году. В нем принимали участие Иван Грозный, Боярская дума, верхушка духовенства, представители разных сословий. Принятые на соборе решения нашли отражение в сборнике документов под названием Стоглав. В нем были зафиксированы основные положения церковного устройства в России. Отдельные его главы были отменены по решению Московского собора 1667. Окончательно утратил силу в 1721.

Предпосылки и причины созыва

Особенно остро в этот период встал вопрос взаимоотношений между светской и церковной властью. Взошедший на трон молодой и честолюбивый царь Иван Васильевич стремился к усилению роли монарха, церковные иерархи желали расширения своего влияния.

Причины созыва Стоглавого собора:

  1. Потребность в унификации права. Формирование централизованного русского государства требовало создания единого правового поля. На утверждение собора был вынесен принятый годом ранее Судебник, а также делалась попытка кодификации церковного права.
  2. Раздел сфер влияния между государством и церковью. В работе собора отразилась борьба между сторонниками усиления и ограничения прав Русской православной церкви.
  3. Борьба с ересями. В XVI веке практически все европейские страны были охвачены движением Реформации. Православные иерархи отчетливо осознавали опасность появления ересей – отклонений от официального вероучения. На соборе необходимо было выработать четкую программу борьбы за сохранение единства церкви.

Дата и место проведения

Стоглавый собор состоялся в первой половине 1551. По поводу точной даты существуют 2 версии. Предполагаемые даты проведения:

  1. Январь-февраль 1551. Стоглав датируется 23 февраля 1551. Многие историки полагают, что этот сборник писался по итогам проведения собора.
  2. Конец февраля – начало мая 1551. По этой версии, Стоглав создавался во время проведения собора и указанная в нем дата является точкой отсчета начала его деятельности.

Участники

Стоглавый Собор был одним из самых масштабных в российской истории. По сути это было совмещение 2-х соборов:

  1. Земский собор – общегосударственное собрание, состоявшее из делегатов от разных сословий, преимущественно бояр, дворян, военных, зажиточных купцов и мещан. Главенствовали на нем представители Боярской думы.
  2. Поместный собор – собрание священнослужителей и верующих мирян для решения важных церковных вопросов. Такие соборы имеют высшую власть в вопросах устройства поместной церкви.

Собор выражал настоятельную потребность в согласовании интересов разных сторон. Инициаторы созыва Собора:

  1. Макарий – митрополит Московский и глава всей Русской православной церкви в середине XVI века. Последовательно отстаивал позиции иосифлянства. Позже был канонизирован в православии в лике святителей.
  2. Сильвестр – православный священник, пользовавшийся большой популярностью как великий аскет и духовный учитель. Был наставником Ивана Грозного в годы его молодости. Позже был сослан и принял монашеский постриг. Был убежденным сторонником нестяжательства.

На Стоглавом соборе четко обозначились позиции 2-х главных течений в Русской православной церкви того времени. Основные идеологические направления в работе Собора 1551:

  1. Иосифляне – сторонники этого учения отстаивали право церкви на огромные земельные владения и материальные блага. Они полагали, что это позволяет священнослужителям более успешно реализовывать свою миссионерскую, образовательную и благотворительную деятельность. Основателем учения является Иосиф Волоцкий, причисленный церковью к лику преподобных.
  2. Нестяжатели – выступали за монашескую аскезу и против церковного землевладения. Настаивали на необходимости удешевления и упрощения обрядовой стороны религии. Были против богатства церковных иерархов, призывали священников жить скромно и трудолюбиво.

Среди высших чинов Русской православной церкви на соборе присутствовали главы 9 епархий:

  1. Новгородской;
  2. Смоленской;
  3. Тверской;
  4. Суздальской;
  5. Коломенской;
  6. Рязанской;
  7. Пермской;
  8. Ростовской;
  9. Крутицкой.

Содержание работы Стоглавого собора

На обсуждение было вынесено огромное количество вопросов, которые касались самых разных сторон жизни страны. Многие затрагиваемые проблемы носили глобальный характер и определяли развитие государства в целом. К наиболее крупным вопросам относятся споры о церковном землевладении и необходимости введения светских судов над духовными лицами. Решались на соборе и более частные проблемы. Например, рекомендовалось вступать в брак не ранее 12 лет девочкам и 15 лет юношам, вводился запрет стричь бороду и носить иностранную одежду.

Ключевые вопросы СТоглавого собора

Наиболее важные вопросы, рассматриваемые на Соборе 1551:

  1. Церковное землевладение. Иван Грозный, заручившись поддержкой Сильвестра, планировал провести секуляризацию – изъятие церковных земель на нужды государства. Этому воспротивились главы епархий и другие священнослужители.
  2. Управление церковью. На соборе обсуждался ряд проблем, связанных с церковным устройством, унификацией богослужения, упорядочением работы монастырей. Власти стремились поставить Русскую православную церковь под свой контроль путем введения светских судов, но эта идея не нашла поддержки.
  3. Духовная дисциплина. Представители собрания констатировали факт падения нравственности среди мирян и священников, низкий уровень грамотности населения, многочисленные нарушения духовной дисциплины. В Стоглаве предлагались меры по решению этих проблем.
  4. Борьба с ересями. На соборе осуждались любые отклонения от официальной позиции церкви, провозглашалась поддержка русской церковной традиции. Категорически неприемлемыми назывались пережитки язычества и следование иноземным веяниям.

Обсуждаемые на собрании вопросы и их решения были зафиксированы в пространном документе, состоящем из 100 глав. Позже к нему была прибавлена еще одна статья. Он сохранился более чем в 180 копиях – списках. С конца XVI века за этим сборником закрепилось название Стоглав.

Основные решения Стоглавого собора:

Наиболее спорным вопросом была проблема церковного землевладения. В конечном итоге был выработан компромиссный вариант. Монастырям разрешалось сохранять за собой обширные земельные угодья, но запрещалось приобретать новые без согласования с царем. Эти положения были внесены в дополнительную 101 главу Стоглава.

По решению Собора 1551 года фактически вводилась духовная цензура. Был составлен список запрещенных еретических книг, вводились строгие ограничения на творческую свободу. Предписывалось создавать иконы строго по установленным каноническим образцам. Осуждались азартные игры, скоморошество и даже общение с иностранцами.

Итоги и последствия

Работа Стоглавого собора оказала значительное влияние на последующее развитие права, государственных и церковных отношений в России.

Главные итоги работы Собора 1551:

  1. Утверждение Судебника 1550 – общегосударственного свода законов.
  2. Оформление решений собора в виде Стоглава, который стал главным сборником церковных правил и предписаний на последующие 100 лет.
  3. Ограничение финансовой и земельной свободы Русской православной церкви.

Многие решения Стоглавого собора носили компромиссный характер. Царь Иван IV был еще слишком молод и не обладал всей полнотой власти. Его стремление поставить под свой контроль церковь не увенчалось успехом, но в значительной мере права священнослужителей были ограничены. Они не могли уже как ранее бесконтрольно торговать в храмах, устанавливать произвольные расценки за обряды и скупать многочисленные земли.

Ряд обрядов, принятых на Стоглавом соборе, был отменен в 1667 году на Московском церковном соборе – в частности, обычай креститься двумя перстами. Это положило начало движению старообрядчества и расколу в Русской православной церкви.

Стоглавый собор — важнейшее событие в церковной жизни России. Его результатом стало подписание законодательного акта, регламентирующего многие стороны общественной и церковной жизни страны. Одни решения так и остались на бумаге, другие изменили историю России и Русской Православной Церкви.

Почему собор был назван Стоглавым

Стоглавым собором называют само объединение власти и духовенства для решения насущных вопросов. Книгу, в которой были отображены все решения собрания, принято называть Стоглав. Таким образом, Стоглав — сборник постановлений церковно-земского собора 1551 года.


Свое название книга получила по количеству входящих в нее частей. При редактировании документ был разбит по смыслу на 100 глав. Редакторы документа боялись, что нерадивые писари, переписывая постановления собора для распространения, могут пропустить незначительные, по их мнению, части Стоглава. Поэтому документ пришлось структурировать так, чтобы потеря даже малой части информации не осталась незамеченной.

Участники собора

Стоглавый собор проходил в Успенском соборе Кремля в 1551 году и длился почти 3 месяца. Инициатором собрания был Иван Грозный. Помимо монарха, участниками собора были князья, представители высшего духовенства и Боярской Думы.

Председателем собора был митрополит Макарий. Также на соборе присутствовали архимандриты Трифон Суздальский, Акакий Тверской, Гурий Смоленский, Феодосий Новгородский и другие служители церкви.

Предпосылки и задачи Стоглавого собора

Собрание происходило во времена правления Ивана Грозного, который считал себя преемником византийских императоров и великим реформатором. Стоглавый собор был необходим, так как в государстве накопилось достаточное количество нерешенных вопросов, связанных с духовной жизнью.


Царя беспокоило, что неточность и несогласованность церковных обрядов порождали расколы и возникновение различных тоталитарных сект, что становилось причиной народных возмущений и бунтов.

На соборе были подняты проблемы управления церковью, устройства жизни в монастырях, порядка избрания достойных служителей алтаря. Для повышения подготовки священников было принято решение учредить духовные семинарии. Все это подняло бы авторитет церкви и повысило грамотность населения.

Как проходил собор

Всю работу Собора условно делят на 2 этапа:

  1. Совещание по ключевым вопросам;
  2. Обработка собранного материала.

Возможно, работа над обеими частями собора проходила одновременно, одни решения дополняли другие.

Структура Стоглава

В первой главе Стоглава намечены основные цели собора. Затем излагаются ключевые вопросы, на которые собравшимся предстояло найти ответы. Первая часть документации Стоглавого собора вышла путанной. На некоторые вопросы удавалось найти компромиссный ответ сразу, и он сразу же записывался.

Другие проблемы вызывали жаркие дискуссии, и единое мнение по поводу них отображалось в документации собора значительно позже. Некоторые вопросы так и остались нерешенными.

Далее в Стоглаве был отражен список канонической литературы, в соответствии с которой собор принимал свои решения. К таким источникам можно отнести труды Отцов Церкви, послания Святых Апостолов, поучения Святых.


В двух главах содержались царские вопросы, которые обсуждали на Стоглаве. Они касались порядка богослужений и устройства жизни мирян. В частности, обсуждались следующие проблемы:

  • Укрепление нравственности и духовной жизни мирян и служителей церкви;
  • Обличение нехристианской жизни мирян;
  • Беспорядки в монастырском управлении и порядке проведения богослужений;
  • Вопросы вотчин и государственной казны.

Финансовые проблемы и вопросы землевладения, рассматриваемые на соборе

Конфликт между духовенством и государственной властью длился долгие годы. Духовенство имело претензии к государству, так как оно покушалось на монастырские землевладения. Правительство же хотело использовать часть церковных средств на государственные нужды. Финансовые вопросы вошли в пятую главу Стоглава. После долгих дискуссий, были приняты следующие решения:

  • Было осуждено ростовщичество в среде священников;
  • Был установлен единый размер пошлины для всех епархий;
  • Обличалось взяточничество среди мирян и духовенства;
  • Было запрещено отказывать в постриге, если у желающего стать монахом не было денег;
  • Был установлен контроль над монастырской казной;
  • Установлена пошлина для вступления в брак.

Поздняя трактовка решений Стоглава

Более ста лет решения Собора пользовались непререкаемым авторитетом. После большого Московского собора эти решения подверглись резкой критике. Были отменены важные догматы о двуперстном знамении, брадобритии, сугубой алиллуйе.

Постановления Стоглава были признаны безрассудными и невежественными. Вслед за этим, была подвергнута сомнению и подлинность документа. Следовательно, его перестали считать законодательным актом.

Важно! Критика решений Стоглавого собора породила глубокий раскол между старообрядцами, возводившими Стоглав в ранг незыблемой истины, и представителями ортодоксального учения.

Через 100 лет после Собора, с приходом к власти династии Романовых, все его решения были преданы забвению. Книга с решениями Собора не издавалась в России 300 лет, проводилась мощная кампания по дискредитации этого исторического документа.

Критиковали Стоглав Феофилакт Лопатинский и архиепископ Никифор Феотока. Участники собрания были обвинены в невежестве, а язык документа был назван слишком простонародным. Поздние исследователи Стоглава не идеализируют решения собора, но подчеркивают, что он был выдающимся явлением в истории церковного и гражданского права.


Стоглавый собор является ключевым событием в развитии российской церкви. В качестве итогового результата считается подписание нормативно-правового акта, регулирующего общественную и церковную жизнь. Однако некоторые решения не были реализованы по неизвестным причинам.

История названия

Стоглавый собор подразумевает под собой объединение органа управления с духовенством для последующего решения многочисленных задач. Стоглав – специализированная книга, в которой представлена исчерпывающая информация о собрании.

Важно: Стоглав – сформированный сборник нормативно-правовых актов церковно-земского собора 1551 года.

Историки уверены, что название книге дано по суммарному числу имеющихся частей. Первоначальные редакторы опасались, что во время дублирования книги, ключевые моменты могут быть упущены. Поэтому она структурирована таким образом, чтобы потеря части данных не влекла за собой исковерканный смысл в целом.

Причины созыва и цели

Рассматриваемое собрание припадает на период правления Ивана Грозного, считавшийся непосредственным преемником византийских императоров и одним из немногих профессиональных реформаторов. Целесообразность объясняется внушительным суммарным количеством в России вопросов, которые требуют мгновенного решения, причем связанные с развитием духовенства.

Царь уверен, что наличие несогласованностью влечет за собой расколы в обществе с одновременным формированием многочисленных тоталитарных сект. Как следствие, это влекло за собой народный бунт.

Во время проведения собора, рассматривались несколько ключевых вопросов:

  • наличие проблем в управленческом составе церкви;
  • порядок устройства жизни в монастырях;
  • правила избрания священнослужителей.

В комплексе это позволило рассчитывать на укрепление авторитета с одновременным ростом показателей грамотности местного населения.

Участники собора

Собрание инициировано на территории Успенского собора в 1551 году. Масштаб превзошел первоначальные ожидания – продолжался 90 дней. Инициатором выступал Иван Грозный. Участниками выступали:

  • монарх;
  • князья;
  • высшее духовенство;
  • бояре.

В качестве председатели выступил митрополит Макарий.

Деятельность и хронология

Деятельность Собора припадает на 23 февраля 1551 года. В указанный день проведен первый праздничный молебен с одновременным торжественным открытием. Царь наконец-то сумел проявить персональные таланты творчества, рассказывая имеющееся сочинение непосредственно в художественном стиле. В нем представлена исчерпывающая информация о сиротском детском времени, регулярных издевательствах со стороны бояр. При этом Иван 4 Грозный не проигнорировал раскаянье в совершенных противоправных действиях, что повлекло за собой укрепление авторитета.

Деятельность Собора осуществлялась в несколько этапов:

  • изучение всех имеющихся вопросов;
  • обработка с последующей корректировкой материала.

Требуется знать, что непосредственно царь задавал направление, одновременно предлагая к активному рассмотрению обсуждение неотлагательных вопросов. Что характерно, участники собора вправе высказывать персональные предположения по конкретным темам и предлагать первичные. В целом рассмотрению 70 тем, причем в Стоглаве представлены нормативно-правовые документы, подтверждающие юридический статус решения конкретной задачи.

Следовательно, разработка Стоглава несет за собой неоднозначные цели. К примеру с одной стороны, это сборник нормативно-правовых документов, в соответствии с которыми принимались решения, с другой – отсутствие исчерпывающей информации по конкретной теме. В любом случае, можно говорить о целесообразности разработки свода законов.


Результаты работы

В качестве главных результатов работы принято считать:

  • определение принципов систематизации нормативно-правовых актов с определением церковного права;
  • закрепление в письменном виде персонального несогласия имеющегося ярко-выраженного пережитого язычества. Поэтому на духовном уровне последовало осуждение пьянства и азартных игр;
  • принятие решения о возможности проживания на территории монастырей мужчин и женщин, при условии соблюдения четких правил;
  • формирование персонального института старости духовенства;
  • утверждение на законодательном уровне правил сложения пальцев во время крестного знамении.

В комплекс это позволило рассчитывать на формирование принципов развития духовенства непосредственно среди местного населения. Дополнительно появился шанс увеличения грамотности крестьян.

Читайте также: