Стихи фета о назначении поэзии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом, раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.

7823 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Биография поэта — это прежде всего его стихи. Это в полной мере относится и к Афанасию Афанасьевичу Фету. По его стихам можно судить не только о привязанностях и друзьях поэта, но и о малейших нюансах его чувств, мыслей, переживаний.
В своем творчестве Афанасий Афанасьевич большое внимание уделяет теме назначения поэта и поэзии в жизни. Его муза-вдохновительница — прекрасная молодая женщина, зовущая в прекрасный, волшебный мир, где царят любовь, добро, красота и гармония.

Пошли, небесная, ночам моим бессонным
Еще блаженных снов и славы и любви
И нежным именем, едва произнесенным.
Мой труд задумчивый опять благослови.

Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям.

О нет! Под дымкою ревнивой покрывала
Мне музу молодость иную указала.

Муза Фета сродни пушкинской молодой красавице, вдохновляющей поэта на создание прекрасных стихов. Афанасий Афанасьевич великий импровизатор, ему нравится в стихах единство формы и содержания, та гармония, которая так присуща природе. Он видит свою роль в том, чтобы запечатлеть и передать читателям малейшие оттенки настроения, внутреннего состояния природы. Он видит ее внутренним взором, чувствует ее малейшие нюансы: запахи и звуки, шорохи и тени.

Как первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч
Скользит уступами вершин
На темя башен и руин.

Поэт для Фета — это не просто человек, способный рифмовать слова и сладкозвучно петь о красоте мира ради собственной выгоды. Поэт, подобно орлу, возносится к облакам, обозревая оттуда землю. Только поднявшись над повседневностью, утверждает Фет, можно ощутить истинную свободу, без которой невозможно творить настоящему поэту.

Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.
Заботливо храня твою свободу.
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Афанасий Афанасьевич — тонкий лирик, смелый до дерзости в своих поэтических порывах и озарениях, поэт, радостно воспевающий красоту природы и человеческих чувств, красоту мира.

Пленительные сны лелея наяву,
Своей божественною властью
Я к наслаждению высокому зову
И к человеческому счастью.

Поклонник Пушкина и Тютчева, Фет никогда никому не подражал. Он нашел свой неповторимый стиль, который не сразу был признан современниками, но поэт никогда не шел на поводу толпы, в угоду ей не отступался от своих идеалов, истин. Оттого, вероятно, он так любим потомками.

Ожесточенному и черствому душой
Пусть эта радость незнакома.
Зачем же лиру бьешь ребяческой рукой,
Что не труба она погрома?
К чему противиться природе и судьбе?
На землю сносят эти звуки
Не бурю страстную, не вызовы к борьбе,
А исцеление от муки.

Фета обвиняли в нарушении канонов стихосложения, даже в несоблюдении правил грамматики, но это был его стиль, который со временем завоевал право на существование. Мы представить себе не можем русской литературы без его “Я пришел к тебе с приветом” или “Шепот, робкое дыханье. ”, а когда-то эти стихотворения вызывали горячую полемику между сторонниками и противниками поэта. Но вот кого не было среди читателей Фета, так это равнодушных. Действительно, кого могут оставить спокойными эти строки:

Тоскливый сон прервать единым звуком.
Упиться вдруг неведомым, родным.
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам.
Чужое вмиг почувствовать своим.
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет.
Вот в чем его и признак и венец!

Эти строки в полной мере можно отнести к самому Фету. Да, он мог шепнуть слова, от которых трепетали сердца, загорались души на добрые дела и высокие помыслы. В этом поэт видел главное свое предназначение, для этого он создавал свои прекрасные произведения.

Кляните нас: нам дорога свобода,
И буйствует не разум в нас, а кровь,
В нас вопиет всесильная природа,
И прославлять мы будем век любовь.
В пример себе певцов весенних ставим:
Какой восторг — так говорить уметь!
Как мы живем, так мы поем и славим,
И так живем, что нам нельзя не петь!

Он видел красоту в земном и обыденном, усматривал идеальное и вечное в повседневном и преходящем. Источником творчества может стать обычная прогулка, увиденный пейзаж или даже мимолетное настроение. Муза является поэту в облике симпатичной и вполне земной девушки, странствует вместе с ним по городским улицам “в туман и холод, внемля стуку колес по мерзлой мостовой”.

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную.
Учуять ветр с цветущих берегов.

Афанасий Фет – это явление в русской поэзии уникальное. Он был чужд политики, не проявлял гражданскую позицию в стихах. Он творил чистое искусство.

Нестерова И.А. Творчество А.А. Фета // Энциклопедия Нестеровых

Краткая биография А.А. Фета

Афанасий Фет

Афанасий Фет знаменитый русский поэт, переводчик и член Российской Академии Наук родился в 1820 году в деревне Новоселки в Орловской губернии. Его отец был потомственным дворянином Афанасий Шеншин, но привилегии Фету не достались по причине того, что родители поженились после его рождения. Кроме того, в возрасте 14 лет он был лишен фамилии отца и вынужден был взять фамилию первого мужа матери Иоганна Фета.

Афанасий Афанасьевич Фет получал образование дома. Его обучали гувернантки, няньки, повара, камердинеры и семинаристы. Большое влияние на воспитание Фета оказала природа, деревня и общение с простым людом. В возрасте 14 лет юный Афанасий Фет был отправлен в немецкий пансионат Крюммера. Позднее он перебрался в Москву, чтобы обучаться в пансионе профессора всеобщей истории Михаила Погодина. После окончания пансиона в 1838 г. продолжил обучение в Московском университете на юридическом. Позднее он перевелся на философский факультет.

С первого года обучения в Москве Афанасий Фет начал писать стихи. Они были тепло восприняты критиками. Сам Белинский высоко оценил поэзию А.А. Фета. Первый сборник стихов юного поэта вышел в 1840 году под названием "Лирический пантеон".

Уже в 1855 году Фет вошел в число авторов, которые печатались в знаменитом "Современнике". Его взял под свое крыло Иван Тургенев, который переработал его стихи и помог в 1856 году повторно издать его первый сборник, переименовав его в "Стихотворения А.А. Фета". Поэт был недоволен редактурой Тургенева. От стихов Афанасий Фет перешел к написанию поэм.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Прожив недолго в Москве, семья переезжает в имение Степановка на родине Фета. Потеряв надежду вернуть титул, поэт уходит с военной службы и посвящает себя имению.

В 1863 году Афанасий Фет выпускает двухтомник своих стихов. Не все восприняли новые стихи поэта хорошо, заподозрив его в "помещичьих замашках".

Следующий сборник стихов поэт выпустил лишь спустя 20 лет в 1883 году. К этому времени Фет смирился с тем, что его произведения "для немногих". В 1873 г. Фету императорским указом Александра II было возвращено дворянство и фамилия Шеншин, но он продолжает подписывать свои произведения фамилией Фет. В 1877 г. продает Степановку, чтобы приобрести дом в Москве и большое старинное имение Воробьевка в Курской губернии, которое тоже преобразит в "земной рай" и проведет там оставшиеся годы жизни.

Афанасий Фет умер 21 ноября 1892 года от сердечного приступа после неудачной попытки убить себя ножом. Поэт был похоронен в родовом имении Клейменово Орловской губернии.

Особенности поэзии А.А. Фета

Афанасий Фет создавал красочные стихи о красоте, любви и природе. Особенностью творчества поэта является полное неприятие либеральных демократических ценностей и отсутствие четкой гражданской позиции выраженной через стихи. Будучи убежденным монархистом, Фет считал, что поэзия – это не способ передачи политического и идеологического посыла, а инструмент для открытия читателю мира прекрасного, полного красоты и гармонии. Его стихи представляли собой зарисовки о природе, любви и гармонии. В качестве примера можно привести отрывок из стихотворения "Я пришел к тебе с приветом".

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Лирика Фета рисует идеальный мир, в который можно уйти благодаря стихам. В каждой строчке оживает природа. Но при этом, природа не земная, а небесная, чистая и идеальная.

У А.А. Фета все предметы наделены музыкой. Она сквозит сквозь строки, и именно возможность слышать и чувствовать эту музыку и создает восхитительную и цельную картину в каждом стихотворении поэта. Так, например, звуковая организация стихотворения "Пчелы" помогает поэту найти особенное художественное выражение; звукопись в тексте не просто "украшение", а "пучок смыслов", способ передачи чувств и эмоций.

Для того, чтобы стихи звучали музыкально и мелодично поэт использовал следующие художественные средства:

  1. аллитерацию;
  2. ассонанс;
  3. ритмику;
  4. повторы.

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

Однако лирике А.А. Фета не чужда грусть, вселенская печаль и одиночество. Тоску поэта можно почувствовать в стихотворении "Я тебе ничего не скажу…" написанное в 1885 году.

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

Стихотворение относится к тому периоду творчества поэта, когда он начал переосмысливать свою жизнь, черпать вдохновение из прошлых ошибок, неудач. В строках звучит тоска по потерянной любви. Поэту пришлось сделать сложный выбор между благосостоянием и любовью. Несмотря на долгий брак с Боткиной, он не мог забыть девушку из молодости, которая трагически погибла спустя некоторое время после свадьбы поэта. Считается что он всю жизнь винил себя в смерти Марии Лазич (так звали девушку, которую он любил в молодости). А.А. Фет не счел нужным сказать правду жене, так как не хотел заставлять ее страдать. Об этом свидетельствует кольцевая композиция стихотворения. Поэт дает понять читателю, что решение принято, и он его не изменит.

В Стихах Афанасия Фета мало глаголов, много прилагательных. Все в стихах направленно на создание воздушной красоты, небесной. Любовная лирика наполнена красивой печалью, которая передается через природу. В стихотворении "Alter ego" от 1878 года читатель видит обращение к любимой, которая своей "душой младенческой поняла" силу его поэтического дара, и осознание того, кем была для него та, без которой "суждено влачить" существование, но их "нельзя разлучить" и суждено встретиться на высшем суде. Тут очевидно возвращение к теме тоски по Марии Лазич.

Стихи Афанасия Фета легли в основу множества песен и романсов. Прекрасные слова поэта не нашли отклика в сердцах многих современников, которые считали их бессмысленными, так как они не призывали к общественным резонансным событиям. Поэт понимал, что его стихи не для всех. Его творчество опередило свою эпоху и дало начало символизму в поэзии XX века.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Описание презентации по отдельным слайдам:


В своем творчестве Афанасий Афанасьевич Фет большое внимание уделяет теме на.

В своем творчестве Афанасий Афанасьевич Фет большое внимание уделяет теме назначения поэта и поэзии в жизни. Его муза-вдохновительница — прекрасная молодая женщина, зовущая в прекрасный, волшебный мир, где царят любовь, добро, красота и гармония. Поэт для Фета — это не просто человек, способный рифмовать слова и сладкозвучно петь о красоте мира ради собственной выгоды. Поэт, подобно орлу, возносится к облакам, обозревая оттуда землю. Фет утверждал, что, только поднявшись над повседневностью, можно ощутить истинную свободу, без которой невозможно творить настоящему поэту. Поклонник Тютчева, Фет никогда ему не подражал. Он нашел свой неповторимый стиль, который не сразу был признан современниками, но поэт никогда не шел на поводу толпы, в угоду ей не отступался от своих идеалов, истин. Оттого, вероятно, он так любим потомками.

Чужой для всех, Со всеми в мире — Таков, поэт. Твой жребий в мире!

Чужой для всех, Со всеми в мире — Таков, поэт. Твой жребий в мире!

*** Кляните нас: нам дорога свобода, И буйствует не разум в нас, а кровь, В н.

*** Кляните нас: нам дорога свобода, И буйствует не разум в нас, а кровь, В нас вопиет всесильная природа, И прославлять мы будем век любовь. В пример себе певцов весенних ставим: Какой восторг — так говорить уметь! Как мы живём, так мы поём и славим, И так живём, что нам нельзя не петь! 2 марта 1891 г.

ПОЭТАМ Сердце трепещет отрадно и больно, Подняты очи, и руки воздеты. Здесь н.

ПОЭТАМ Сердце трепещет отрадно и больно, Подняты очи, и руки воздеты. Здесь на коленях я снова невольно, Как и бывало, пред вами, поэты. В ваших чертогах мой дух окрылился, Правду провидит он с высей творенья; Этот листок, что иссох и свалился, Золотом вечным горит в песнопеньи. Только у вас мимолетные грезы Старыми в душу глядятся друзьями, Только у вас благовонные розы Вечно восторга блистают слезами. С торжищ житейских, бесцветных и душных, Видеть так радостно тонкие краски, В радугах ваших, прозрачно-воздушных, Неба родного мне чудятся ласки. 5 июня 1890 г.

*** Как беден наш язык! - Хочу и не могу.- Не передать того ни другу, ни враг.

*** Как беден наш язык! - Хочу и не могу.- Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. Напрасно вечное томление сердец, И клонит голову маститую мудрец Пред этой ложью роковою. Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души и трав неясный запах; Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орел, Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. 11 июня 1887 г.

НА КНИЖКЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ТЮТЧЕВА Вот наш патент на благородство, — Его вручает.

НА КНИЖКЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ТЮТЧЕВА Вот наш патент на благородство, — Его вручает нам поэт; Здесь духа мощного господство, Здесь утончённой жизни цвет. В сыртах не встретишь Геликона, На льдинах лавр не расцветёт, У чукчей нет Анакреона, К зырянам Тютчев не придёт. Но муза, правду соблюдая, Глядит — а на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей. Декабрь 1883 г.

ПСЕВДОПОЭТУ Молчи, поникни головою, Как бы представ на страшный суд, Когда сл.

ПСЕВДОПОЭТУ Молчи, поникни головою, Как бы представ на страшный суд, Когда случайно пред тобою Любимца муз упомянут. На рынок! Там кричит желудок, Там для стоокого слепца Ценней грошовый твой рассудок Безумной прихоти певца. Там сбыт малеванному хламу, На этой затхлой площади, Но к музам, к чистому их храму, Продажный раб, не подходи. Влача по прихоти народа В грязи низкопоклонный стих, Ты слова гордого свобода Ни разу сердцем не постиг; Не возносился богомольно Ты в ту свежеющую мглу, Где беззаветно лишь привольно Свободной песне да орлу. 1866 г.

МУЗЕ Надолго ли опять мой угол посетила, Заставила ещё томиться и любить? Ког.

МУЗЕ Надолго ли опять мой угол посетила, Заставила ещё томиться и любить? Кого на этот раз собою воплотила? Чьей речью ласковой сумела подкупить? Дай руку. Сядь. Зажги свой факел вдохновенный. Пой, добрая! В тиши признаю голос твой И стану, трепетный, коленопреклонненый, Запоминать стихи, пропетые тобой. Как сладко, позабыв житейское волненье, От чистых помыслов пылать и потухать, Могучее твоё учуя дуновенье, И вечно девственным словам твоим внимать. Пошли, небесная, ночам моим бессонным Ещё блаженных снов и славы и любви, И нежным именем, едва произнесённым, Мой труд задумчивый опять благослови. 1857 г.

МУЗА Не в сумрачный чертог наяды говорливой Пришла она пленять мой слух самол.

МУЗА Не в сумрачный чертог наяды говорливой Пришла она пленять мой слух самолюбивый Рассказом о щитах, героях и конях, О шлемах кованных и сломанных мечах. Скрывая низкий лоб под ветвию лавровой, С цитарой золотой иль из кости́ слоновой, Ни разу на моём не прилегла плече Богиня гордая в расшитой епанче. Мне слуха не ласкал язык её могучий, И гибкий, и простой, и звучный без созвучий. По воле Пиерид с достоинством певца Я не мечтал стяжать широкого венца. О нет! Под дымкою ревнивой покрывала Мне музу молодость иную указала: Отягощала прядь душистая волос Головку дивную узлом тяжёлых кос; Цветы последние в руке её дрожали; Отрывистая речь была полна печали, И женской прихоти, и серебристых грёз, Невысказанных мук и непонятных слёз. Какой-то негою томительной волнуем, Я слушал, как слова встречались поцелуем, И долго без неё душа была больна И несказанного стремления полна. 1854 г.

СОНЕТ (ОФЕЛИИ) С тех пор, как бог в тебе осуществил Передо мной создание поэт.

СОНЕТ (ОФЕЛИИ) С тех пор, как бог в тебе осуществил Передо мной создание поэта, Не знаю сам, за что я полюбил Игривое созвучие сонета. Не знаю сам, зачем он сердцу мил: Быть может, звук знакомого привета Он тех же рифм чредой изобразил — И ложною мечтой душа согрета. А может быть, он схож с тобою в том, Что изо всех стихов его стихом, Как и тобой, владеть всего труднее, Иль, наконец, причудливый, как ты, Смиряясь, он для чувства красоты, Чем затруднял, становится милее. 1842 г.

ФЁДОРУ ИВАНОВИЧУ ТЮТЧЕВУ Мой обожаемый поэт, К тебе я с просьбой и с поклоном.

ФЁДОРУ ИВАНОВИЧУ ТЮТЧЕВУ Мой обожаемый поэт, К тебе я с просьбой и с поклоном: Пришли в письме мне твой портрет, Что нарисован Аполлоном. Давно мечты твоей полет Меня увлек волшебной силой, Давно в груди моей живет Твое чело, твой облик милый. Твоей камене — повторять Прося стихи — я докучаю, А все заветную тетрадь Из жадных рук не выпускаю. Поклонник вечной красоты, Давно смиренный пред судьбою, Я одного прошу — чтоб ты Во всех был видах предо мною. Вот почему спешу, поэт, К тебе я с просьбой и поклоном: Пришли в письме мне твой портрет, Что нарисован Аполлоном. Ф.И.Тютчев

Читайте также: