Статья 42 трудового кодекса рф кратко

Обновлено: 02.07.2024

Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами .

Комментарий к статье 42 ТК РФ

1. Коллективный договор разрабатывается в процессе коллективных переговоров (ст. 37 ТК).

2. Статья 37 ТК предусматривает лишь общие правила проведения переговоров; помимо них, стороны могут установить дополнительные процедуры согласования, утверждения коллективного договора. С обсуждения этого вопроса целесообразно начать работу комиссии по ведению коллективных переговоров. Она устанавливает, в каком порядке, как часто будут проводиться заседания комиссии, будет ли вестись протокол. На первом заседании комиссии может быть определен и регламент ее работы: последовательность обсуждения вопросов, порядок обсуждения и принятия решения.

По согласованию сторон решается вопрос о необходимости обсуждать проект коллективного договора в структурных подразделениях, выносить его на обсуждение и утверждение общего собрания (конференции) работников и т.п.

3. Соглашение о порядке разработки и заключения коллективного договора, достигнутое в рамках комиссии по ведению коллективных переговоров, является обязательным для сторон. Очевидно, его невыполнение одной из сторон может повлечь составление протокола разногласий (предъявление требований работодателю) и возникновение коллективного трудового спора.

Другой комментарий к статье 42 ТК РФ

§ 1. В наименование и содержание ст. 42 внесена чисто редакционная правка: слова "его заключения" заменены словами "заключения коллективного договора".

§ 2. Порядок разработки проекта коллективного договора в Кодексе прямо не установлен. Право определения порядка разработки и заключения коллективного договора предоставлено сторонам, которые должны разрабатывать и утверждать этот порядок в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

§ 3. На практике в организациях, как правило, принимаются положения о порядке разработки и принятия коллективного договора. Либо эти вопросы включаются в единое положение о порядке ведения коллективных переговоров, разработки и принятия коллективного договора.

§ 4. Разработкой проекта коллективного договора занимается комиссия по коллективным переговорам на основе материалов (вариантов проекта), представленных профкомом и работодателем, с учетом предложений и замечаний работников. Для выработки предложений и замечаний проект необходимо вынести на обсуждение работников.

Проект должен быть обсужден в подразделениях организации.

§ 5. Во многих организациях после доработки с учетом замечаний проект выносится на обсуждение и одобрение (утверждение) общего собрания (конференции) работников. Одобренный (утвержденный) коллективный договор подписывается полномочными представителями работодателя и работников.

Такой порядок позволяет работникам непосредственно участвовать в принятии коллективного договора, призванного регулировать социально-трудовые отношения у данного работодателя. Он предпочтительнее принятия коллективного договора только в результате соглашения между представителями работников и работодателя.

С нашей точки зрения, при втором варианте ущемляются права работников на участие в управлении организацией.

Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарии к ст. 42 ТК РФ

1. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон (см. ст. 36 ТК и комментарий к ней).

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с гл. 6 ТК.

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также приглашенные специалисты освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 мес. в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.

Представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации.

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по организации и решением представителей работников.

Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии является моментом начала коллективных переговоров.

Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, ими в течение 5 календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.

Единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа.

При недостижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание (конференция) работников организации может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить представителю работников, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени работников организации.

Если единый представительный орган не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать принять приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение - неотъемлемая часть коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.

Работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставить имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов.

Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в 7-дневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

2. Перед тем как сесть за стол переговоров, представителям наемных работников необходимо получить информацию об организации, используя для этого свое право (см. ст. 36 ТК и комментарий к ней).

Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к ст. 42 ТК РФ

1. Коллективный договор разрабатывается в процессе коллективных переговоров (ст. 37 ТК).

2. Статья 37 ТК предусматривает лишь общие правила проведения переговоров; помимо них, стороны могут установить дополнительные процедуры согласования, утверждения коллективного договора. С обсуждения этого вопроса целесообразно начать работу комиссии по ведению коллективных переговоров. Она устанавливает, в каком порядке, как часто будут проводиться заседания комиссии, будет ли вестись протокол. На первом заседании комиссии может быть определен и регламент ее работы: последовательность обсуждения вопросов, порядок обсуждения и принятия решения.

По согласованию сторон решается вопрос о необходимости обсуждать проект коллективного договора в структурных подразделениях, выносить его на обсуждение и утверждение общего собрания (конференции) работников и т.п.

3. Соглашение о порядке разработки и заключения коллективного договора, достигнутое в рамках комиссии по ведению коллективных переговоров, является обязательным для сторон. Очевидно, его невыполнение одной из сторон может повлечь составление протокола разногласий (предъявление требований работодателю) и возникновение коллективного трудового спора.

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Статья 42 Трудового кодекса посвящена таким аспектам переговорных процессов между организацией-нанимателем и персоналом, как порядок разработки проекта нового коллективного договора и его заключения.

Статья 42 ТК РФ

Содержание ст. 42 ТК

Рассматриваемая статья имеет небольшой объём. Она определяет, что участники коллективного договора действуют в соответствии с Трудовым кодексом и соответствующим федеральным законодательством в следующих моментах:

  • порядок разработки проекта условий и параметров нового колдоговора;
  • порядок заключения нового колдоговора.

Таким образом, данная статья ограничивает нормы права, которые позволительно использовать в процессах разработки и заключения колдоговора. Также она не устанавливает конкретные нормы и статьи, а предоставляет их поиск на усмотрение участников переговорных процессов.

Вопросы практического использования ст. 42 ТК

На какие правовые нормы ссылается ст. 42 ТК, когда указывает, что при разработке и заключении нового колдоговора нужно опираться на ТК и соответствующие законы федерального уровня?

В первую очередь при её толковании нужно рассматривать ст. 37 ТК, где разобран порядок ведения переговоров по различным аспектам колдоговора. Но данная статья указывает на общие моменты в проведении переговорных процессов, а ведь у участников имеется возможность договориться и о дополнительных вопросах по утверждению колдоговора. В частности, предварительно могут быть оговорены следующие моменты:

  • вопросы ведения протокола на встречах комиссии;
  • насколько часто будут встречаться члены комиссии;
  • состав и полномочия представителей участников;
  • каков порядок обсуждения на этих встречах;
  • общий перечень выносимых на обсуждение вопросов;
  • иные моменты технического характера, которые необходимо предусмотреть перед началом переговорных процессов.

После того как комиссия по заключению колдоговора начала свою деятельность, на её встречах дополнительно могут быть оговорены следующие вопросы:

  • последовательность вопросов, выносимых на обсуждение;
  • процесс самого обсуждения данных вопросов;
  • нормы принятия решений по пунктам колдоговора;
  • есть ли необходимость оговаривать положения колдоговора в структурных подразделениях организации-нанимателя;
  • есть ли необходимость обсуждения с персоналом каких-то отдельных моментов в колдоговоре;
  • насколько необходимо обсуждение отдельных вопросов на общей конференции трудового коллектива.

Все эти дополнительные моменты можно оговаривать на основе рассматриваемой статьи, а также её указания на возможность обращаться к другим соответствующим нормам законодательства.

В более широком плане за описание процессов ведения переговоров коллективного характера в Трудовом кодексе отвечает гл. 6 (статьи 36-39). В ней описаны не только нормы переговорных процессов, но и правила урегулирования возникших разногласий, а также определённые гарантии лицам, которые представляют на переговорах как нанимателей, так и рабочие коллективы.

Насколько необходимо официально установить порядок разработки проекта колдоговора и его заключения?

Соглашение, в котором устанавливаются принципы ведения переговоров по колдоговору, носит обязательный характер. В случае его отсутствия у сторон могут возникнуть разногласия по целому ряду вопросов:

  • ответственность участников за дальнейшую реализацию достигнутых ими соглашений;
  • сроки ведения переговоров;
  • список вопросов, которые вынесены на обсуждение;
  • пункты, которые не согласованы и вынесены на отдельное обсуждение;
  • порядок разрешения спорных моментов между участниками;
  • правила составления протокола разногласий по неурегулированным вопросам;
  • другие потенциально противоречивые моменты.

Всё это не только препятствует достижению взаимоприемлемых договорённостей между участниками коллективных переговоров, но и может привести к последующим проблемам юридического характера, а также к проверкам со стороны регулирующих государственных органов. Перечисленные моменты объясняют, почему в законодательстве по трудовым вопросам так много внимания уделяется формальной стороне переговорных процессов между нанимателем и его персоналом.

Читайте также: