Статья 19 тк рф кратко

Обновлено: 04.07.2024

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

Комментарий к Ст. 19 Трудового кодекса РФ

2. Утверждение лица в должности предшествует заключению с ним трудового договора и применяется, например, Президентом РФ при назначении ректоров национальных университетов (ст. 2 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"). Тот же порядок часто применяется и к руководителям других государственных или муниципальных организаций, а также их структурных подразделений, в случае, когда замещение руководящих должностей первоначально осуществляется на началах исполнения обязанностей или временного исполнения обязанностей с последующим утверждением соответствующего лица в данной должности вышестоящим органом.

Сочетание трудового договора с назначением на должность или с утверждением в должности может применяться для замещения самых разных должностей и в иных организациях, поскольку не запрещено ТК РФ. Однако перечень таких должностей и порядок их замещения должен всегда получать необходимую правовую регламентацию в уставе (положении) организации либо ином локальном нормативном акте.

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

Комментарий к ст. 19 ТК РФ

Комментируемая статья рассматривает случаи возникновения трудовых отношений на основании сложного фактического состава: акта назначения на должность или утверждения в должности и трудового договора. Такой сложный фактический состав необходим для замещения ряда должностей, отнесенных Законом о государственной гражданской службе к государственным служащим категории "А". Так, в соответствии со ст. 128 Конституции РФ судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Акт назначения на должность требуется и в других случаях, предусмотренных законом. Согласно ст. 55 ГК РФ руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Помимо трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возникновение трудовых отношений на основании акта назначения или утверждения в должности и трудового договора может быть предусмотрено в уставе или положении организации. Такой порядок формирования органов управления организацией установлен во многих уставах фондов.

Статья 19 не придает превалирующего значения акту назначения или утверждения в должности. Для возникновения трудового отношения в этих случаях необходим также трудовой договор.

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Судебная практика по статье 19 ТК РФ:

Полагает, что решение суда незаконное и необоснованное, суд неправильно применил нормы материального права, судом не дана оценка его доводам о том, что анализ положений норм трудового права (статьи 14, 16, 19 , 57, 68 Трудового кодекса Российской Федерации) применительно к судье, чья трудовая функция заключается в отправлении правосудия, позволяет сделать вывод о начале исчисления сроков полномочий судьи, впервые назначенного на должность, - с момента вступления в должность - с момента принесения им присяги.

Бачевский В.А. уволен с должности генерального директора общества на основании его заявления о расторжении трудового договора (т. 1, л.д. 67-68), в связи с чем, исходя из положений ст.ст. 11, 16, 17, 19 Трудового кодекса Российской Федерации, если отношения между организацией и ее руководителем, являющимся единственным участником (учредителем) данной организации и собственником ее имущества.

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

Комментарии к ст. 19 ТК РФ

2. Приказом Минтопэнерго России от 21 октября 1997 г. N 299 закреплен порядок назначения на должность руководителей государственных унитарных предприятий.

3. Приложением N 3 к Приказу Минздрава России от 16 июля 1997 г. N 209 введен в действие Порядок назначения (освобождения) на должности номенклатуры Министерства здравоохранения Российской Федерации.

4. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в вузах предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

Замещение всех должностей научно-педагогических работников в вузе, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, производится по трудовому договору, заключаемому на срок до 5 лет. При замещении должностей научно-педагогических работников заключению трудового договора (контракта) предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

Должности декана факультета, заведующего кафедрой являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами вузов.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. N 19-П положения п. 3 ст. 20 указанного Федерального закона, предусматривающие возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в государственных и муниципальных вузах, признаны не соответствующими Конституции РФ.

В государственных и муниципальных вузах должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей филиалов и институтов замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору (контракту). Срок окончания срочного трудового договора (контракта), заключаемого проректором с вузом, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.

По представлению ученого совета вуза учредитель (учредители) вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста 70 лет.

Для других должностей указанный срок может продлеваться ректором по представлению ученого совета вуза.

5. Статья 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирует поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу:

"1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и ч. ч. 1 - 3 ст. 31 настоящего Федерального закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов конкурсной комиссии.

9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом".

6. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112.

7. Также см. Приказ Федерального дорожного агентства от 4 марта 2005 г. N 21 "О конкурсной комиссии Федерального дорожного агентства по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы".

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

Комментарий к Статье 19 ТК РФ

Статья 19 Трудового кодекса РФ обозначает трудовые отношения, которые возникают в результате назначения на должность (утверждения в должности).

Другой комментарий к Ст. 19 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 19 предусматривает возможность возникновения трудовых правоотношений в силу сложного фактического состава, одним из элементов которого выступает акт назначения на должность либо акт утверждения в должности. Данные акты призваны способствовать надлежащему правовому оформлению властных волеизъявлений компетентных органов либо должностных лиц, уполномоченных на совершение юридически значимых действий в области приема на работу лиц, трудовые функции которых обычно связаны с отправлением функций публичной власти либо управлением организацией в целом или ее структурным подразделением.

В порядке назначения на должность трудовые отношения возникают, например, у следующих категорий работников:

а) государственных служащих некоторых категорий (см. ст. 21 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации");

б) судей (ст. 128 Конституции РФ и ст. 6 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации");

в) руководителей казенного завода, казенной фабрики, казенного хозяйства (см. п. 5.2 Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального предприятия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908);

2. Утверждение лица в должности предшествует заключению с ним трудового договора и применяется, например, федеральным органом исполнительной власти в отношении ректора федерального государственного или муниципального вуза, избранного на общем собрании (конференции) трудового коллектива (ст. 12 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Этот же порядок достаточно часто применяется для руководителей других государственных или муниципальных организаций, а также их структурных подразделений, в случае, когда замещение руководящих должностей первоначально осуществляется на началах так называемого исполнения обязанностей или временного исполнения обязанностей с последующим утверждением соответствующего лица в данной должности вышестоящим органом управления.

Сочетание трудового договора с назначением на должность или с утверждением в должности может применяться для замещения самых различных должностей практически во всех организациях, коль скоро иное не установлено ТК РФ. Однако перечень соответствующих должностей и порядок их замещения должен получить необходимую правовую регламентацию в уставе (положении) организации либо ином локальном нормативном акте.

Читайте также: