Статья 115 конституции рф кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Комментарий к Статье 115 Конституции РФ

1. Неотъемлемым атрибутом функционирования Правительства является принятие им правовых актов, как правотворческого, так и правоприменительного характера.

Наличие нормотворчества в деятельности Правительства объясняется потребностью претворения законодательных норм в жизнь. Необходимости в нормотворческой деятельности Правительства не возникает тогда, когда законодательные нормы непосредственно, предметно регламентируют правоотношения. Однако, как правило, нормы закона носят общий характер и требуют дальнейшей конкретизации, которая осуществляется на подзаконном уровне.

Комментируемой статьей устанавливается подзаконный характер актов Правительства и их правовых форм в виде постановлений и распоряжений.

Нормативные акты Правительства, как правило, облекаются в форму постановлений. Решения Правительства по оперативным и другим текущим вопросам принимаются в форме распоряжений.

Правотворческая деятельность Правительства подчинена ряду правил, соблюдение которых должно обеспечить следование принципу разделения властей.

Первое из таких правил - соблюдение границ компетенции, обозначенных Основным Законом и федеральными законами. На необходимость соблюдения данного требования указывал Конституционный Суд в Постановлении от 31.07.1995 N 10-П по так называемому "чеченскому делу": Правительство обязано действовать в рамках, установленных для него Конституцией и действующими законами, поэтому не могут быть истолкованы расширительно положения указа Президента, предписывающие Правительству "использовать все имеющиеся у государства средства"*(1092). На недопустимость Правительством нарушения принципа разделения властей Конституционный Суд указал и в Постановлении от 01.04.1997 N 6-П*(1093). Правительство, введя своим постановлением сбор за электроэнергию, фактически являющийся новым федеральным налогом, превысило свои полномочия, вмешалось в компетенцию федерального органа законодательной власти, нарушив предусмотренный Конституцией порядок установления федеральных налогов и сборов - федеральным законодательным органом в форме федерального закона и с соблюдением установленной Конституцией законодательной процедуры.

Другое правило нормотворческой деятельности органов исполнительной власти, вытекающее из предыдущего, предполагает, что подзаконное регулирование адекватно смыслу закона, на конкретизацию положений которого оно направлено. В целях эффективной реализации положений закона недопустима несогласованность, противоречивость норм закона и конкретизирующих его подзаконных нормативных правовых актов. Подзаконный нормативный правовой акт не может устанавливать норм, которые противоречили бы положениям закона, во исполнение которого он принят. Правовые акты Правительства, занимая свое место в системе правовых норм РФ, должны соответствовать Конституции, федеральным законам, нормативным указам Президента.

Конституционный Суд в Постановлении от 06.04.2004 N 7-П*(1094) указал, что по смыслу ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 15 Конституции России, закрепляющих принцип верховенства закона, в системном единстве с положениями ее ч. 1 ст. 115 и ст. 2 и 3 Закона о Правительстве РФ, принцип определенности и непротиворечивости правового регулирования распространяется не только на нормотворческие полномочия Правительства, но и на те правовые нормы, которыми законодатель делегирует Правительству те или иные полномочия. Иное означало бы, что законодатель вправе передать Правительству неопределенные по объему полномочия, а Правительство - реализовать их произвольным образом, чем нарушался бы принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции), предполагающий в сфере правового регулирования разграничение законодательной функции, возлагаемой на Федеральное Собрание, и функции обеспечения исполнения законов, возлагаемой на Правительство.

Следовательно, федеральный законодатель, наделяя Правительство теми или иными полномочиями в сфере нормотворчества, должен четко определить круг вопросов, по которым Правительство вправе принимать нормативно-обязывающие решения. При этом предметом делегирования во всяком случае не может быть нормотворчество по тем вопросам, регулирование которых в соответствии с Конституцией относится к исключительным прерогативам законодателя.

В соответствии с Регламентом Правительства проекты актов вносятся в Правительство только его членами, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент или Правительство, или лицами, исполняющими их обязанности.

Проекты актов Правительства по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения Российской Федерации направляются исполнителями в органы государственной власти субъектов РФ до внесения их в Правительство. Предложения органов государственной власти субъектов РФ по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве.

Акты Правительства обычно принимаются на его заседаниях, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Правительства по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании.

Постановления и распоряжения Правительства подлежат официальному опубликованию, за исключением правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства установлен Законом о Правительстве РФ и Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О Порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 28.06.2005).

Акты Правительства подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней после дня их подписания. Официальными являются также тексты актов Правительства, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Правительства может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

2. Признавая правотворчество Правительства необходимым элементом его деятельности, Конституция устанавливает общеобязательность нормативных правовых актов Правительства. Конституцией устанавливается обязательность исполнения постановлений и распоряжений Правительства на всей территории РФ всеми субъектами РФ, государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, организациями (независимо от форм собственности), гражданами и их объединениями, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

3. Акты Правительства могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента. Такие конституционные положения позволяют говорить о так называемых контрольных полномочиях Президента в отношении Правительства. Например, Указом Президента РФ от 17.03.1995 N 283 было отменено постановление Правительства РФ от 19.12.1994 N 1402, согласно которому работники Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхоза России, его территориальных органов, предприятий и организаций, осуществляющие задачи по охране и регулированию использования охотничьих животных, а также осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил охоты, имели право использования оружия.

Данное постановление Правительства РФ вошло в противоречие со ст. 4 и 24 Закона РФ "Об оружии" и было отменено Президентом. Следует заметить, что случаи использования Президентом этих полномочий единичны*(1095).

Правовым основанием для отмены актов Правительства является их противоречие актам более высокой юридической силы, а не практическая целесообразность (что в данном случае можно рассматривать как определенные гарантии самостоятельности, в известных пределах, нормотворческой деятельности Правительства). Контрольные полномочия Президента вытекают из его статуса гаранта Конституции, прав и свобод личности*(1096). Однако это не исключает для Правительства (да и для других субъектов) возможности оспорить акт Президента через судебную инстанцию - Конституционный Суд в порядке осуществления последним полномочий в соответствии с ч. 2, 3 ст. 125 Конституции.

Конституция предусматривает и иные механизмы обеспечения соблюдения конституционной законности. Речь идет о возможности судебной оценки законности актов Правительства как в процессе осуществления конституционного контроля, так и в процессе судебного правоприменения (см. Постановления КС РФ от 29.11.2006 N 9-П, от 02.02.1998 N 4-П *(1097)).

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение*.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 4 июля 2020 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации*.

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 115 Конституции Российской Федерации

Часть 1 ст. 115 определяет, что на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Проекты постановлений Правительства и других актов, имеющих нормативный характер, подготавливаемые по поручениям, содержащимся в актах Правительства РФ, по поручениям Председателя Правительства РФ и его заместителей, разрабатываются с участием Минюста России.

Проекты постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, требующих решения Правительства, вносятся в Правительство после проведения необходимой экспертизы с приложением пояснительной записки, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий реализации предлагаемых решений. Проекты постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, а при необходимости — с государственными и другими организациями. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд*(638). Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Часть 2 ст. 115 устанавливает, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Данное конституционное установление — прямое следствие того, что Правительство, во-первых, является конституционным субъектом исполнительной власти Российской Федерации, а во-вторых, это предопределено единством системы исполнительной власти в Российской Федерации в рамках ее исключительного ведения, а также совместного ведения Федерации и ее субъектов. Соответственно этому Правительство обеспечивает контроль и организацию исполнения нормативных правовых актов, а также следит за тем, чтобы акты субъектов Федерации не вступали в противоречие с актами самого Правительства, принятыми в рамках его компетенции. Правительство исполняет данные функции и в отношении актов Президента Российской Федерации, направленных на руководство подчиненными ему федеральными органами исполнительной власти в порядке координации их деятельности.

Специально следует заметить, что требование Конституции в силу ее статуса распространяются на предметы ведения и полномочия субъектов Федерации, подпадающие под ст. 73 Конституции Российской Федерации. Исходя из текста Конституции, следует понимать это так, что в любом случае акты Правительства должны быть исполнены, а оспариваться они могут лишь после того, как будут исполнены.

Часть 3 ст. 115 определяет возможность отмены постановлений и распоряжений Правительства Президентом Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации. Вопрос об оспаривании подобных решений Президента в Конституции не решен и в современной практике еще не встречался. Хотя по общему правилу конечной правовой инстанцией в Российской Федерации является суд. Пока же на деле Президент осуществляет контроль над актами Правительства директивно, без каких-либо ограничений или наличия сдержек и противовесов. Фактически он выступает в данном случае как руководитель Правительства Российской Федерации.

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 115 КРФ

1. Реализация конституционных полномочий Правительства объективно требует издания большого числа правовых актов в целях решения задач, предопределяемых статьей 114 Конституции, включая управление федеральной собственностью, разработку, координацию и выполнение программ экономических, социальных и других реформ, обеспечение прав и свобод граждан. Хотя Конституция не приводит исчерпывающих критериев для разграничения отношений, подлежащих регулированию исключительно законами, и отношений, регулируемых правовыми актами Правительства, можно утверждать, что предметом актов Правительства является управленческая деятельность. Прежняя Конституция определяла предмет нормотворчества Совета Министров методом исключения: Совет Министров был вправе решать вопросы государственного управления постольку, поскольку они не входили в компетенцию Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Президента. Согласно действующей Конституции, правотворческая деятельность Правительства осуществляется на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента. Федеральное Правительство не вправе подменять парламент и главу государства, его акты носят подзаконный характер и должны соответствовать нормативным указам Президента. Это правило не может рассматриваться как ограничение статуса Правительства и является следствием воплощения принципа разделения властей и разграничения полномочий между органами государственной власти. Акты Правительства занимают высшую ступень в иерархии актов исполнительной власти.

Конституция установила правовые формы актов Правительства в виде постановлений и распоряжений. Постановления принимаются, как правило, в целях нормативного урегулирования отношений или по наиболее важным вопросам (к числу таких актов относятся положения, инструкции, перечни, условия, требования, правила, нормы, стандарты и т.д.), а распоряжения как индивидуальные правовые акты издаются по оперативным и текущим вопросам. Постановления всегда принимаются в коллегиальном порядке, а распоряжения могут быть изданы единолично Председателем Правительства. Правительство также принимает правовые акты на основании прямых предписаний, содержащихся в законах и указах, — акты применения права.

Порядок подготовки, рассмотрения и принятия актов Правительства определяется на основе Конституции, законов и нормативных указов Президента, Регламентом Правительства и разработанной на его основе Инструкцией по делопроизводству в Аппарате, утверждаемой Руководителем Аппарата Правительства (СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1099).

В целях обеспечения согласованной деятельности Президента и Правительства, в том числе и в сфере нормативного урегулирования, предусмотрено, что проекты актов Правительства, которые издаются в пределах его полномочий по вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Президента РФ, проекты, принятие которых предусмотрено актами Президента или которые рассмотрены на заседаниях Правительства под председательством Президента, направляются Аппаратом Правительства в Администрацию Президента в порядке, установленном Президентом.

Проекты по вопросам, отнесенным к сферам деятельности министерств и соответствующих иных федеральных органов исполнительной власти, до их внесения подлежат обязательному согласованию с федеральными министрами, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, а при необходимости — с другими государственными органами и иными организациями. После согласования проекты направляются на заключение в Министерство юстиции, а проекты актов, оказывающих влияние на доходы или расходы федерального и других бюджетов, — в Министерство финансов; проекты актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, — в Министерство экономического развития и торговли; проекты актов, затрагивающие полномочия субъектов Федерации, направляются в органы государственной власти субъектов.

Внесенные в Правительство с отступлением от установленных правил проекты подлежат возврату в установленном Регламентом порядке.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие, а также вносить предложения Президенту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Акты высшего должностного лица и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации не должны противоречить постановлениям федерального Правительства, принятым в пределах его полномочий (ст. 22 ФЗ от 6 октября 1999 г.//СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; с изм. и доп.).

В соответствии с ГПК дела об оспаривании законности ненормативных правовых актов Правительства, а также его нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, рассматривает по первой инстанции Верховный Суд (ст. 27, 251-253 ГПК; см. по этому вопросу Постановление Конституционного Суда от 27 января 2004 г. N 1-П). Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону либо другому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает оспариваемый акт недействующим полностью или частично. Аналогичные полномочия Высшего Арбитражного Суда по признанию недействующими актов Правительства, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, урегулированы в АПК РФ (ст. 34, 195, 201).

Акты Правительства подписываются его Председателем, вступают в силу и публикуются в порядке, установленном на основе требований Конституции (ч. 3 ст. 15) федеральным законодательством.

В развитие этих положений Закона Указом Президента от 23 мая 1996 г. N 763 конкретизированы правила опубликования актов Правительства РФ, сроки их вступления в силу, порядок осуществления контроля за правильностью и своевременностью обнародования актов (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; с изм.).

2. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению всей системой исполнительных органов государственной власти, а также иными государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, учреждениями, организациями (независимо от форм собственности).

Основываясь на конституционной обязанности Президента и Правительства обеспечивать осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78), Правительство организует исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента, международных договоров РФ, а также осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, обеспечивает исполнение собственных постановлений и распоряжений, принимает меры по устранению нарушений законодательства.

Исполнение поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах его заседаний, а также поручений Председателя Правительства и его заместителей организуется руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, которым адресованы поручения.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образуется Аппарат Правительства, который действует в соответствии с Положением об Аппарате Правительства РФ (утв. Постановлением Правительства от 1 июня 2004 г. N 260//СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313).

Генеральный прокурор РФ наделен полномочием информировать Президента о несоответствии постановлений Правительства Конституции и законам РФ (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; с изм.).

Читайте также: