Статус думы краснодарского края кратко

Обновлено: 08.07.2024

Изучение вопроса следует начать с определения статуса, под которым понимается правовое положение субъекта права, характеризуемое и определяемое его организационно-правовой формой, уставом, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов.

Край является государственно-территориальным образованием в составе Российской Федерации. Конституционно-правовой статус края предполагает: 1) наличие органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); 2) наличие собственной территории, границы которой не могут быть изменены без согласия субъекта РФ; 3) наличие устава, собственного законодательства; 4) возможность учреждать свою символику (герб, флаг); 5) возможность быть самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей при координирующей роли федеральных органов; 6) разделение компетенции (между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта); 7) отсутствие права выхода из состава федерации.

Принятие Основного закона Краснодарского края состоялось еще краевым Советом народных депутатов 10 ноября 1993 г., затем была принята новая редакция Устава края (сентябрь 1997 г). Ко времени распада СССР Краснодарский край был административно-территориальной единицей РСФСР с неопределенным статусом. 30 марта 1992 г. Краснодарский край, как и другие области и края, подписала с РСФСР Федеративный договор, ставший частью Конституции. Тем самым Краснодарский край обрел статус субъекта федерации.

Краснодарский край - равноправный субъект РФ. Статус края как субъекта РФ определяется Конституцией РФ и его Уставом. На территорию края распространяется суверенитет Федерации. Изменение статуса Краснодарского края возможно по взаимному согласию Краснодарского края и РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

Далее студентам рекомендуется на основе положений Устава определить основные черты, характеризующие правовой статус Краснодарского края.

Изучение вопроса следует начать с определения статуса, под которым понимается правовое положение субъекта права, характеризуемое и определяемое его организационно-правовой формой, уставом, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов.

Край является государственно-территориальным образованием в составе Российской Федерации. Конституционно-правовой статус края предполагает: 1) наличие органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); 2) наличие собственной территории, границы которой не могут быть изменены без согласия субъекта РФ; 3) наличие устава, собственного законодательства; 4) возможность учреждать свою символику (герб, флаг); 5) возможность быть самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей при координирующей роли федеральных органов; 6) разделение компетенции (между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта); 7) отсутствие права выхода из состава федерации.

Принятие Основного закона Краснодарского края состоялось еще краевым Советом народных депутатов 10 ноября 1993 г., затем была принята новая редакция Устава края (сентябрь 1997 г). Ко времени распада СССР Краснодарский край был административно-территориальной единицей РСФСР с неопределенным статусом. 30 марта 1992 г. Краснодарский край, как и другие области и края, подписала с РСФСР Федеративный договор, ставший частью Конституции. Тем самым Краснодарский край обрел статус субъекта федерации.

Краснодарский край - равноправный субъект РФ. Статус края как субъекта РФ определяется Конституцией РФ и его Уставом. На территорию края распространяется суверенитет Федерации. Изменение статуса Краснодарского края возможно по взаимному согласию Краснодарского края и РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

Далее студентам рекомендуется на основе положений Устава определить основные черты, характеризующие правовой статус Краснодарского края.

(с изменениями на 9 апреля 2021 года)

Законодательное Собрание Краснодарского края, выражая волю и интересы населения Краснодарского края, признавая Краснодарский край неотъемлемой составной частью Российской Федерации, стремясь утвердить принципы правового государства и гражданского общества, сознавая свою ответственность за социально-экономическое, политическое и культурное развитие края, учитывая уникальные природные богатства и историко-культурные ценности края и необходимость их рационального использования в интересах всего населения края и будущих поколений его жителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, принимает настоящий устав и провозглашает его государственно-правовой основой социально-экономической, политической и культурной жизни края.

Раздел I. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Краснодарский край является равноправным субъектом Российской Федерации. Статус края как субъекта Российской Федерации определен Конституцией Российской Федерации и настоящим уставом.

2. Краснодарский край является неотъемлемой составной частью Российской Федерации. На территорию края распространяется суверенитет Российской Федерации, на ней действуют Конституция Российской Федерации и федеральные законы.

Пропаганда сепаратизма и агитация за выход края из состава Российской Федерации запрещены.

3. Изменение статуса Краснодарского края как субъекта Российской Федерации возможно по взаимному согласию Краснодарского края и Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

1. Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края.

2. Территория края обладает внутренней целостностью и делится на административно-территориальные единицы.

3. К полномочиям органов государственной власти Краснодарского края по вопросам административно-территориального устройства Краснодарского края относятся:

установление и изменение административно-территориального устройства Краснодарского края;

установление границ административно-территориальных единиц, определение порядка их установления и изменения;

организация системы учета административно-территориальных единиц.

Образование новых, объединение, упразднение, преобразование или разделение существующих административно-территориальных единиц находится в компетенции Законодательного Собрания Краснодарского края и осуществляется с учетом мнения населения, проживающего на соответствующих территориях.

4. Изменение границ края осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом на основе референдума края при условии одобрения и оформления этих изменений договором с определенными субъектами Российской Федерации.

5. Учет административно-территориальных единиц производится высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края путем ведения реестра административно-территориальных единиц Краснодарского края.

1. Местное самоуправление в Краснодарском крае осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах.

2. На территории Краснодарского края действуют:

поселения (городские и сельские), входящие в состав муниципальных районов, наделенные статусом муниципального образования в соответствии с законами Краснодарского края;

муниципальные районы - Абинский, Апшеронский, Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Выселковский, Гулькевичский, Динской, Ейский, Кавказский, Калининский, Каневской, Кореновский, Красноармейский, Крыловский, Крымский, Курганинский, Кущевский, Лабинский, Ленинградский, Мостовский, Новокубанский, Новопокровский, Отрадненский, Павловский, Приморско-Ахтарский, Северский, Славянский, Староминский, Тбилисский, Темрюкский, Тимашевский, Тихорецкий, Туапсинский, Успенский, Усть-Лабинский, Щербиновский;

городские округа - город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи.

Статья 4. На территории Краснодарского края могут быть созданы особые экономические зоны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Органы государственной власти края самостоятельно осуществляют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом следующие полномочия:

а) принятие, изменение Устава края, законов и иных нормативных правовых актов края, контроль за их соблюдением;

б) установление системы органов законодательной и исполнительной власти края, определение порядка формирования, организации и деятельности этих органов в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом;

в) разработка и исполнение научно-технических, экологических и иных программ края;

г) распоряжение имуществом и финансами края;

д) учреждение наград Краснодарского края и награждение ими, учреждение и присвоение почетных званий и премий Краснодарского края;

е) правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в Краснодарском крае в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

ж) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Краснодарского края и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

з) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения Краснодарского края как субъекта Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти Краснодарского края по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

и) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами Краснодарского края в порядке, установленном федеральным законом;

к) иные полномочия, не отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и к полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Краснодарского края.

Статья 6. Край является самостоятельным участником соглашений и связей с другими субъектами Российской Федерации, а также международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральным законодательством.

1. В совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края находятся:

а) обеспечение соответствия Устава, законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

1. Глава администрации (губернатор) края возглавляет исполнительную власть края.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 29 апреля 2016 г. N 3393-КЗ в пункт 3 статьи 41 настоящего Устава внесены изменения

3. Глава администрации (губернатор) Краснодарского края избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Краснодарского края и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Главой администрации (губернатором) Краснодарского края может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом и достигший возраста 30 лет.

Главой администрации (губернатором) Краснодарского края не может быть избран гражданин Российской Федерации при наличии у него гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Глава администрации (губернатор) Краснодарского края избирается на срок пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 9 июня 2010 г. N 1993-КЗ в пункт 4 статьи 41 настоящего Устава внесены изменения

4. Глава администрации (губернатор) Краснодарского края не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Краснодарского края, муниципальные должности, а также должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Ограничения, установленные настоящим пунктом в части, касающейся замещения должностей федеральной государственной службы, не применяются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации.

Глава администрации (губернатор) Краснодарского края не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Краснодарский край, имеющий историческое наименование Кубань, образован 13 сентября 1937 года на основе территорий, занимаемых до революции Кубанской областью и Черноморской губернией. Краевым центром является город Краснодар. На северо-востоке регион граничит с Ростовской областью, на востоке — со Ставропольским краем, на юге — с Карачаево-Черкесской Республикой. Кубань также имеет государственную границу с Республикой Абхазия. С северо-запада и юго-запада омывается Азовским и Черным морями. Расположенный на границе умеренных и субтропических широт, на стыке равнин и гор, край отличается разнообразием природно-климатических условий и географических ландшафтов.

История Кубани насчитывает не одно тысячелетие. Ее благодатные условия издавна притягивали к себе людей. На просторах бескрайних степей кочевали скифы, киммерийцы, сарматы, меоты, половцы, хазары, ногайцы. Древние греки и средневековые генуэзцы закладывали на берегу Черного и Азовского морей свои города и торговые фактории. Здесь было основано легендарное древнерусское княжество Тмутаракань.

Дальнейшее развитие Кубани как территории Российской империи неразрывно связано с историей казачества. Здесь в 1792 году в Тамани под началом полковника Саввы Белого высадились первые черноморские казаки для защиты новых южных рубежей Российского государства. Расселившись по 40 куреням, они взяли под охрану новые границы России. Осенью 1793 года на берегу реки Кубань был заложен будущий краевой центр. Основанный как военная крепость, Екатеринодар только в 1867 году стал полноценным гражданским городом.

Предгорные и горные районы Кубани богаты полезными ископаемыми. Имеются запасы нефти, природного газа, мергеля, йодо-бромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных и апатитовых руд, каменной соли. На территории края расположен крупнейший в Европе Азово-Кубанский бассейн пресных подземных вод, имеющий значительные запасы термальных и минеральных вод.

Еще одно природное богатство Кубани - черноземы. Разнообразные почвенно-климатические условия края позволяют выращивать на полях до 100 различных сельхозкультур. Ценным экономическим и рекреационным ресурсом являются леса горной и предгорной зон. Более половины их площадей занимают ценные породы - дуб, бук, каштан и другие.

Сегодня Краснодарский край – один из наиболее стабильно и динамично развивающихся субъектов не только в Южном федеральном округе, но и в Российской Федерации.

Благоприятные природно-климатические условия и стабильная экономическая обстановка сделали Кубань за последние годы одним из самых привлекательных регионов для жизни, что вывело ее на третье место по численности населения среди субъектов Российской Федерации.

Современный Краснодарский край - это крупный агропромышленный, спортивный, культурный и туристский центр России. Его территория, богатая плодородными землями, красотой природы, чистым горным воздухом, давно уже служит местом притяжения не только туристов, но и инвесторов. Край изобилия и уникального климата, редчайших исторических мест и артефактов продолжает динамично развиваться во всех сферах экономики и занимать лидирующие позиции по многим показателям.

Этапы становления кубанского парламентаризма

1 созыв

Законодательное Собрание Краснодарского края - постоянно действующий (представительный) законодательный орган государственной власти края. Законодательное Собрание разрабатывает и принимает законы, создающие основу народовластия, гарантий прав и свобод жителей края.

Выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края первого созыва состоялись 20 ноября 1994 года. К работе Законодательное Собрание приступило 14 декабря 1994 года в составе 50 депутатов.

Первым председателем Законодательного Собрания был избран А.А. Багмут. С декабря 1995 года по сентябрь 2017 года кубанский парламент возглавил В.А. Бекетов.

Была утверждена структура ЗСК в составе 9 комитетов и мандатной комиссии:

– по законодательству и правовой политике (председатель Вас.П. Громов);

– по вопросам образования, науки, культуры, делам молодежи и спорту (председатель П.М. Курдюк);

– по региональной экономической политике, вопросам бюджета, банков, налогов, внешнеэкономических связей, малого и среднего бизнеса и предпринимательства (председатель В.Н. Дьяконов);

– по вопросам местного самоуправления и делам казачества (председатель Вл.П. Громов);

– по национальным вопросам, миграционной политике и взаимодействию с общественно-политическими объединениями граждан (председатель Ю.Н. Антонов);

– по агропромышленной политике, землепользованию и земельной реформе (председатель Е.А. Шулик);

– по здравоохранению и социальной защите (председатель А.Д. Башинский);

– по военным вопросам и делам военнослужащих (председатель В.И. Захаров);

– по экологии, курортам и туризму (председатель И.А. Калашников);

– мандатная комиссия (председатель Т.Ф. Дроздова).

В течение всего срока полномочий депутатского корпуса первого созыва приоритетными были три задачи: сохранение целостности, стабильности, управляемости в регионе; защита социально-экономических интересов жителей края; кадровое обеспечение краевого, городского и районного уровней власти.

Депутаты Законодательного Собрания края первого созыва за 4 года провели 50 пленарных заседаний, приняли 1024 постановления и 163 закона. За первый созыв было проведено 646 заседаний комитетов, на которых рассмотрено 3130 вопросов.

Законодательное Собрание Краснодарского края.jpg

Законодательное Собрание Краснодарского края (ЗСК) — постоянно действующий представительный и законодательный орган государственной власти Краснодарского края. Последние выборы в ЗСК состоялись 14 октября 2012 года. В настоящее время в ЗСК заседают депутаты 5-го созыва. Законодательное собрание является однопалатным.

Действует на основании Закона Краснодарского края "О Законодательном Собрании Краснодарского края". [2]

Депутатом Законодательного Собрания края может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, обладающий избирательным правом в соответствии с федеральными законами и законами края. Депутаты Законодательного Собрания края обладают неприкосновенностью на территории Краснодарского края, гарантируемой федеральным законом и законом края, в течение всего срока полномочий.

Содержание

Состав

Состоит из 100 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. 50 депутатов избраны от одномандатных округов и 50 депутатов - по партийным спискам.

  • Список депутатов Законодательного собрания Краснодарского края V созыва

Комитеты

В Законодательном Собрании Краснодарского края V созыва на постоянной основе действуют следующие комитеты: Комитет по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Комитет по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Комитет по вопросам образования, науки и делам семьи Комитет по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности Комитет по финансово-бюджетной и налоговой политике Комитет по вопросам имущественных и земельных отношений Комитет по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Комитет по вопросам здравоохранения Комитет по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям Комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Комитет по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями Комитет по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий Комитет по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма Комитет по военным вопросам, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи

До 21 октября 2009 года в IV созыве существовал также комитет по вопросам развития виноградарства и виноделия, садоводства, овощеводства, переработки плодов и овощей, который был присоединён к комитету по вопросам аграрной политики и потребительского рынка.

Читайте также: