Статистика свободного времени и досуга населения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сокращение рабочего времени и соответственно увеличение свободного времени является одним из показателей факторов роста уровня жизни. Показатель свободного времени входит в систему показателей уровня жизни населения, разработанную Статистической комиссией в 1978 г.

Свободное время используется на повышение культурного уровня, воспитание детей, развитие физических сил и здоровья человека.

Основным методологическим вопросом статистического изучения времени является вопрос о его структуре:

• время удовлетворения физиологических потребностей (сон, еда, уход за собой);
• рабочее время (время, связанное с работой, включая подготовку к ней и время, затраченное на дорогу);

Для среднего европейца сон составляет 33,5 % суточного времени, работа — 30,6 %.

Свободное время — социальная категория, которая имеет непосредственное отношение к развитию личности, и в этом смысле она является богатством общества. Дискуссионным представляется вопрос о норме свободного времени.

Свободное время классифицируется по следующим группам:

• посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий;

• просмотр телепередач, прослушивание радио;

• чтение газет, журналов, художественной литературы;

• прогулки и занятия спортом;

• встречи, визиты, игры и т. д.;

• прочие виды отдыха;

• социально-политическая деятельность, митинги, собрания, религиозные занятия.

При изучении свободного времени большое значение имеет распределение свободного времени на две части:

• полезно использованное время и его доля;

• время, использованное не полезно, и его доля.

Причем в полезно использованном времени можно выделить активное и пассивное проведение свободного времени, которое по- разному влияет на состояние здоровья человека.

Свободное время, использованное не полезно, — это время, затраченное на посещение различных учреждений и организаций, на распитие спиртных напитков и употребление наркотиков и время нахождения в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Выделение этого времени и анализ последствий является на сегодняшний день актуальной проблемой практически для всех стран мира.

Размер свободного времени резко различается по странам. Он меньше в странах, где население отличается особым трудолюбием. По результатам международного исследования, проведенного Мичиганским университетом, меньше всего свободного времени у японцев: около 13 часов в неделю у мужчин и 11 часов у женщин. Самый высокий показатель свободного времени у датчан: свободное время в неделю у мужчин составляет 54 часа, у женщин — 53 часа.

Показатели статистики свободного времени могут быть выражены в абсолютных данных (часах) и в относительных данных (доля каждого элемента свободного времени в общей величине свободного времени).

Одной из задач статистики свободного времени является изучение структуры свободного времени у:

• отдельных социальных групп населения;

• половозрастных категорий населения;

• жителей села и города;

• жителей различных территорий.

Для характеристики различий в структуре свободного времени разных социальных групп, мужчин и женщин, разных территорий используются средний линейный и средний квадратический коэффициенты структурных различий.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете


Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

Самое популярное времяпрепровождение среди жителей России из представленных для выбора – это просмотр фильмов и сериалов, которые хотя бы раз в неделю смотрят 79% опрошенных (в ежедневном режиме – каждый второй совершеннолетний респондент). Ранее мы отмечали, что просмотр телевидения возглавил список занятий, которые доставляют наибольшую радость и удовольствие.


Две трети респондентов не реже раза в неделю и чаще встречаются с друзьями (66%). На третьем месте по еженедельной частоте досуга – походы в гости / прием гостей (42% и 43% соответственно).

Более чем у половины жителей России к чтению художественной литературы прохладное отношение – ее читают несколько раз в год (27%) или не читают вовсе (28%). Если в целом доля опрошенных, никогда не читающих художественную литературу от 1994-го года к 2019-му снизилась, но некритично (на 5 п.п.), то доля жителей России, которые читают её ежедневно или еженедельно, сократилась существеннее – в два раза: с 23% до 14% и с 26% до 14% соответственно.

Реже всего россияне тратят свое время на приобщение к высокому искусству – посещению театров, музеев и концертов. Каждый второй жителей России никогда не был в театре, консерватории или музее (55%). Еще выше число тех, кто никогда не бывал на концерте любимых групп и исполнителей (64%). Подобный культурный досуг трудно назвать регулярным занятием для респондентов, большая часть из которых посещает музеи или концертные залы всего несколько раз в год и реже.

Четверть жителей России ежемесячно посещает кинотеатры (из них 5% опрошенных делают это еженедельно), и в целом аудитория любителей посмотреть кино на большом экране растет в первую очерель за счет тех, кто бывает там хотя бы один-два раза в месяц: в 1994 году – 8%, в 2019-м – уже 20%.

Проживание в крупном городе, высшее образование и более высокие потребительские возможности у респондентов увеличивают частоту посещения кинотеатров, концертов, театров и ресторанов. Жители Москвы в 1,5-2 раза чаще проводят время в подобных местах, чем жители провинции и сел. Женщины читают художественную литературу, смотрят сериалы и посещают театры и музеи чаще мужчин, в то время как мужчины активнее встречаются с друзьями.

Почти каждый день Не реже 1 раза в неделю Один-два раза в месяц Несколько раз в год Раз в год и реже Никогда Затрудняюсь ответить
Смотрите фильмы и сериалы 53 26 10 3 1 7
Встречаетесь с друзьями во дворе, на улице 36 30 16 6 2 9
Читаете художественную литературу 14 14 17 14 13 28
Читаете газеты или журналы 14 25 17 7 6 32 1
Принимаете у себя или ходите в гости к родственникам 13 30 31 12 5 8 1
Принимаете у себя или ходите в гости к друзьям 12 31 33 13 3 8 1
Ходите в ресторан, кафе, бары или клубы 2 6 17 16 13 47 1
Ходите в театр, консерваторию, в музеи, на выставки 1 2 8 16 18 55 1
Ходите на концерты любимых групп, певцов, исполнителей 1 1 3 12 18 64 1
Ходите в кино 1 4 20 18 12 44 1

КАК ЧАСТО ВЫ ЧИТАЕТЕ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ? (в целом по выборке; один ответ)

1994 2019
Почти каждый день 23 14
Не реже 1 раза в неделю 26 14
Один-два раза в месяц 12 17
Несколько раз в год 16 14
Раз в год и реже 13
Никогда 23 28
Затрудняюсь ответить 0

КАК ЧАСТО ВЫ ХОДИТЕ В КИНО? (в целом по выборке; один ответ)

1994 2019
Почти каждый день 1 1
Не реже 1 раза в неделю 3 4
Один-два раза в месяц 8 20
Несколько раз в год 28 18
Раз в год и реже 12
Никогда 61 44
Затрудняюсь ответить 1

Динамика мнений молодежи

Только респонденты в возрасте от 18 до 29 лет
1994 2006 2019
Число опрошенных 625 1365 312
ЧИТАЕТЕ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ?
Почти каждый день 26 12 11
Не реже 1 раза в неделю 30 16 16
Один-два раза в месяц 15 25 23
Несколько раз в год 22 19 17
Раз в год и реже 15 12
Никогда 6 10 20
Затруднились ответить 4
ЧИТАЕТЕ ГАЗЕТЫ ИЛИ ЖУРНАЛЫ?**
Почти каждый день 13 2
Не реже 1 раза в неделю 40 14
Один-два раза в месяц 24 14
Несколько раз в год 28 12
Раз в год и реже 4 11
Никогда 4 46
Затруднились ответить 2 1
ХОДИТЕ В КИНО?
Почти каждый день 1 1 2
Не реже 1 раза в неделю 6 7 12
Один-два раза в месяц 20 22 44
Несколько раз в год 45 27 25
Раз в год и реже 17 8
Никогда 29 23 10
Затруднились ответить 3
СМОТРИТЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ?***
Почти каждый день 27 48
Не реже 1 раза в неделю 39 32
Один-два раза в месяц 21 12
Несколько раз в год 7 3
Раз в год и реже 2 2
Никогда 3 3
Затруднились ответить 2
ХОДИТЕ В ТЕАТР, ФИЛАРМОНИЮ, КОНСЕРВАТОРИЮ, В МУЗЕИ, НА ВЫСТАВКИ?
Почти каждый день 1 1
Не реже 1 раза в неделю 2 1
Один-два раза в месяц 7 12
Несколько раз в год 19 22
Раз в год и реже 28 23
Никогда 38 39
Затруднились ответить 5 1
ХОДИТЕ НА КОНЦЕРТЫ ЛЮБИМЫХ ГРУПП, ПЕВЦОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ?
Почти каждый день 0 1
Не реже 1 раза в неделю 1 2
Один-два раза в месяц 5 6
Несколько раз в год 17 18
Раз в год и реже 31 23
Никогда 41 48
Затруднились ответить 5 1
ХОДИТЕ В РЕСТОРАН, КАФЕ, БАРЫ ИЛИ КЛУБЫ?
Почти каждый день 2 3
Не реже 1 раза в неделю 13 13
Один-два раза в месяц 31 39
Несколько раз в год 25 20
Раз в год и реже 13 8
Никогда 12 17
Затруднились ответить 3 0
ВСТРЕЧАЕТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ ВО ДВОРЕ, НА УЛИЦЕ?
Почти каждый день 33 46
Не реже 1 раза в неделю 36 34
Один-два раза в месяц 17 14
Несколько раз в год 5 3
Раз в год и реже 3 1
Никогда 4 3
Затруднились ответить 3
ПРИНИМАЕТЕ У СЕБЯ ИЛИ ХОДИТЕ В ГОСТИ К ДРУЗЬЯМ?
Почти каждый день 18 20
Не реже 1 раза в неделю 43 39
Один-два раза в месяц 30 33
Несколько раз в год 6 6
Раз в год и реже 2 1
Никогда 1 2
Затруднились ответить 2
ПРИНИМАЕТЕ У СЕБЯ ИЛИ ХОДИТЕ В ГОСТИ К РОДСТВЕННИКАМ?
Почти каждый день 12 18
Не реже 1 раза в неделю 36 32
Один-два раза в месяц 36 33
Несколько раз в год 10 10
Раз в год и реже 2 3
Никогда 2 4
Затруднились ответить 2 1

Распределение респондентов в зависимости от пола, возраста, уровня образования и т.п. доступно по ссылке.

* Вопросы на типологию досуга задавались Левада-Центром регулярно, однако от исследования к исследованию формулировки и шкалы менялись, поэтому полное сопоставление невозможно. Все, что можно сравнить, приведено в таблицах выше.

** В 2006-м году чтение газет и чтение журналов задавались как отдельные вопросы, поэтому мы используем среднее значение по этим двум вопросам в таблице для сопоставления с 2019-м годом.

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

Более трети россиян почти каждый день встречаются с друзьями, 30% — еженедельно. В гости к друзьям раз в неделю ходит 31% опрошенных, а 33% — раз-два в месяц. Треть жителей нашей страны также регулярно встречается с родственниками.

Самыми непопулярными видами досуга стали посещение театров, музеев и концертов. Такой досуг раз в неделю предпочитают только 1-2% граждан, раз в месяц — 3-8%. 55% опрошенных заявили, что они никогда не ходят в театры и музеи, а 64% — на концерты любимых певцов и групп.

Почти половины опрошенных, 47%, никогда не ходят в кафе, рестораны и бары. Но каждый пятый все же отдыхает в заведениях общепита хотя бы один-два раза в месяц. При этом ежемесячные походы в кафе и рестораны могут себе позволить четверть участников опроса, в театры и музеи — каждый 10-й, концерты — каждый 20-й.

Популярнее за последние 25 лет стали походы в кинотеатры. В 90-х пару раз в месяц их посещали 8% россиян, сейчас — каждый пятый.

По мнению декана философско-социологического факультета Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Виктора Вахштайна, нужно разделить те сферы досуга, которые связаны с финансовым положением, и те, которые не требуют особых затрат.

Он добавил, что степень активности социальной жизни больше желает на желание выбраться из дома в свободное время, чем уровень доходов. Горожане с большим количеством социальных контактов полнее используют те возможности, которые им предлагает среда.

Директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Елена Омельченко отмечает, что у молодежи интерес к художественной литературе сохраняется. При этом люди не всегда читают именно бумажные книги, а респонденты, возможно, ассоциировали вопрос с ними.

Он добавила, что редкое посещение театров может быть связано с экономическими причинами. С ними же связана и ориентация на друзей и семью — дом становится местом безопасности и возможности общения без особых затрат.

Омельченко отметила, что любовь к сериалам — не негативная тенденция. Их качество, особенно это касается зарубежных, в последнее время повысилось.

Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, являются важнейшими характеристиками избираемого ею стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой. Является ли молодежный досуг качественно иным по сравнению с остальными возрастными группами или всего лишь дополняет традиционно сложившийся и общепринятый тип проведения свободного времени, существенно расширяя его в каких-то параметрах, а в остальных – напротив следуя ему как часть исконно российского мейнстрима.

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо подчеркнуть, что сфера отдыха и досуга россиян тесно связана как с устоявшимися традициями и привычками, так и с новыми возможностями, открывающимися перед населением в условиях рыночной экономики. Это и новые способы общения, рекреации, развлечений; и новые-- технологии, завоевывающие Россию и распахивающие перед ее гражданами прежде закрытые границы в остальной мир; и глобальная индустрия досуга, тиражирующая массовую унифицированную культуру.

Начнем с того, что подавляющее большинство россиян находится в разветвленной системе надежных родственно-дружеских контактов, живет с ощущением удовлетворенности возможностями общения, уверенностью в потенциальной поддержке близких в случае необходимости (когда есть, на кого положиться) и в состоянии психологического комфорта без ощущения одиночества. Только 14% молодых людей и 12% старшего поколения заявляют, что не могли бы обратиться в случае необходимости к своим знакомым, родственникам, друзьям или коллегам и получить от них реальную помощь в решении сложных житейских проблем (таких, как протекция при устройстве на работу, улучшение жилищных условий, вопросов социализации детей, материальной помощи и т. п.). Практически все без исключения россияне в ключены в неформальные социальные сети, и общение как таковое для них крайне значимо. При этом не имеет значения возраст респондента – все они одинаково открыты для общения, чем зачастую и заполняют свое свободное время. И только 2%-3% взрослых и около 2% молодежи заявляют, что одиноки и ни с кем не общаются. Причем это долговременная тенденция, характеризующая общепринятый для россиян образ жизни (см. табл. 7.2).

Круг неформального общения россиян различных возрастов (в динамике 1997-2007 гг.), %

Молодежь до 26 лет

1997 г .

2007 г .

1997 г .

2007 г .

Устоявшийся круг старых друзей

Коллеги по работе

Люди, с которыми имеют общие хобби

Люди, с которыми общаются в компании

Единомышленники (религиозные или политические)

Ни с кем не общаюсь, кроме членов моей семьи

Однако та часть населения, которая использует только простые или традиционные формы заполнения свободного времени, остается не в состоянии проявлять активное социальное и культурное участие вне дома, являющееся признаком полноценности досуга, важным условием высокого качества жизни. Именно последнее условие характеризует положение и устремления средних классов в любой развитой стране мира, и именно этот фактор, по данным наших предыдущих исследований, оказывал наиболее существенное влияние на выбор молодежью как наиболее восприимчивой и динамичной группой стиля общения, развлечений, рекреации, направленных преимущественно на внедомашнюю досуговую активность. Уже по данным приведенной таблицы явно прослеживается, что общение более молодых слоев населения простирается дальше традиционного семейно-родственного круга, и здесь заметно чаще присутствуют люди, с которыми молодежь вместе развлекается, социализируется, имеет общие интересы.

Так чем отличается молодежь от представителей более старших поколений? Какие виды досуга и отдыха наиболее привлекательны и распространены именно в молодежной среде на сегодняшний день? (см. рис. 7.11).

Тем не менее, надо подчеркнуть, что приверженность определенным формам заполнения свободного времени и выбор модели социального участия зависят не только от моды или общепринятых вкусовых стандартов, но и от культурного потенциала людей, в частности многие вкусы и запросы обладают относительной устойчивостью и передаются из поколения в поколение. То, что могло бы исходить от старшего поколения в качестве положительного примера, не всегда с успехом культивируется поколением “ next ”. Очевидно, что молодежь реже, чем их родители, читает книги, не стремится к дополнительному самообразованию (хотя в основном это учащиеся и студенте), не составляет основной аудитории музеев, театров и серьезных концертных залов. Проведенное межпоколенческое сравнение указывает, что в основе досуговой активности определенной доли российской молодежи в основном заложен гедонистический компонент, направленный на сиюминутные удовольствия и развлечения.

Тем не менее, это далеко не всегда так. Молодежь, как и все социальные слои, не является чем-то гомогенным, полностью стандартизированным. Если рассмотрим развитие форм молодежного досуга в динамике, то отметим, что с течением времени интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкались на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени как чтение, хобби, различные дополнительные занятия, сохраняющие свою значимость и сегодня.

За последние годы наблюдаются некоторые весьма позитивные изменения, в частности явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации. З а последние несколько лет в молодежной среде существенно повысилась значимость таких средств массовой информации как радио и периодическая печать, возрос интерес к телевидению, опережающими темпами в подгруппах до 26 лет растет популярность компьютера и как средства обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга. В среднем каждый третий молодой россиянин в настоящее время заявляет, что в свободное время увлечен компьютером, программированием, Интернетом, компьютерными играми (что почти в три раза больше по сравнению с 1997 годом). То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию, получению д ополнительных знаний, умений, навыков, повышению квалификации – интерес к этим формам заполнения досуга за последние годы тоже постепенно повышается.

К тому же молодежь по-прежнему активно смотрит все более разнообразные телевизионные программы (телевидение, как и в традиционные времена, один из самых предпочтительных способов заполнения свободного времени, а в последние годы его популярность у молодого поколения даже несколько возросла). Что смотрит молодежь (а заодно и их родители), будучи привержены тому или иному виду досуга?
(см. табл. 7.3)

Рейтинг телевизионных передач (смотрят часто) у молодого и старшего поколения с разной степенью досуговой активности, %.

Читайте также: