Становление российского правоведения теория государства и права кратко

Обновлено: 02.07.2024

Федор Карпов предлагает создать “праведные законы”, которые урегулировали бы различные людские интересы.

Феодосий Косой проповедовал равенство, так как всев равной мере произощли от Бога.

С принятием христианства в 988 году мы приняли не только религию, письменность, ритуалы. Русь восприняла и идеи античности. Митрополит Климент Смолятич подвергался упрекам в том, что прибегаясвященным писанием, обращался к Гомеру, Аристотелю и Платону.

Интенсивное развитие естественно-правых идей в России начинается с восемнадцатого века. Узнав, что книга Самуила Пуффендорфа “Об обязанностях гражданина и человека” слижит руководством при обучении правоведению во многих иностранных академиях, Петр первый велел перевести ее на русский язык.

В 1755 г. образовался Московский университет, где иностранцы сменились русскими профессорами. Приверженцем Семена Ефимовича Десницкого был, Владимир Трофимович Золотницкий, который писал что естественное право служит своего рода мерилом действий людей и законов, создаваемых государством.

В дореволюционный период ТГП рассматривалась как энциклопедия права – систематическое обобщение совокупности человеческих знаний в области права, краткий очерк развития всех юридических наук. Это была по существу не наука, а учебная дисциплина. В 18 в. энциклопедия права стала преподаваться в Московском Университете.

После 1917 г. юриспруденция была поставлена на службу классовым интересам, которые, интерпретировались с позиции административно-командной верхушки. Вместо идеологического плюрализма утверждается монополия на истину за максизмом-ленинизмом, следовательно,

В период перестройки обостряется интерес правоведов к исследованию проблем демократии, бюрократизации общества, правового положения личности и т.д. В постсоветскую эпоху выступал частный интерес, он определяет основные мотивы для пересмотра советской ТГП. Государство и право трактуются как важнейшие элементы цивилизации.




Теория государства и права — это наука, изучающая и объясняющая политико-правовые явления, определяющая закономерности их зарождения, развития и дальнейшего взаимодействия. Теория государства и права является определенным синтезом юридического, догматического, философского и социологического подходов к оценке политических и правовых явлений.

Познание государства и права невозможно вне исторического контекста, который связывает их настоящее состояние с аналогичными процессами и явлениями прошлого. На протяжении столетий теоретико-правовая наука по-разному оценивала эти процессы и явления. Практика государственно-правового строительства накапливалась за счет появления новых фактов действительности. Возникла необходимость в создании такой науки, которая определяла бы закономерности правового регулирования, создавала общие ценностные представления о праве на основе частных политических и юридических проявлений.

Все эти функции поочередно выполняли:

  • энциклопедия права;
  • философия права;
  • теория права.

Энциклопедия права стала своеобразным введением в науку о праве. Она должна была подготовить обучаемых к системному восприятию положений отраслевых юридических дисциплин. Дисциплина включала энциклопедию политических и юридических наук, историю философии права. Постепенно начала стираться грань между энциклопедией и философией права.

Философия права исследовала идеальные первоосновы права, следила, чтобы социальный регулятор был справедливым и праведным, природным, естественным и рациональным. Философия права определяла каким должно быть идеальное право. Основной предмет ее исследования — познание ценности и сущности правовой идеи, воплощенной в естественном праве. Благодаря философии права законоведение стало правоведением.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие общей теории права

Общая теория права способствовала появлению теоретических и практических знаний, введению обобщающих юридических понятий, определению закономерностей развития и функционирования юридических процессов и явлений. Сформулированные понятия и положения сыграли большую роль в становлении юридических наук. Теоретическая наука приобрела методологическое значение.

В процессе исторического развития под влиянием социальных изменений в позитивистском подходе стало развиваться позитивно-социологическое направление правовой мысли, постепенно переросшее в социологию права. Цель общественного развития, обусловленная реальной действительностью, стала прообразом права, идеалом справедливости, основанном на нормативном согласовании интересов субъектов, заинтересованных в урегулировании социально значимых ситуаций.

Центральным вопросом в исследовании общей теории права стала социально-философская проблематика нормативно-правового регулирования, анализ состояния правопорядка.

Развитие общей теории права в России в конце XIX века шло по трем направлениям:

  • позитивизм;
  • возрожденное естественное право;
  • психологическая концепция права.

Становление теории государства и права

Теория государства и права, как теоретическая область, стала формироваться и развиваться в советский период. После революции 1917 года были пересмотрены понятия о государстве, праве, функциях государства. Вместо идеологического плюрализма утвердилась монополия за марксизмом-ленинизмом. Теория государства и права стала именоваться, как марксистско-ленинская. В позитивном плане рассматривались только взгляды теоретической концепции, основанные на идеях Маркса и Ленина. Государственно-правовые системы Запада были представлены, как враждебные народным массам, не способные развиваться в сторону обеспечения интересов и прав широких слоев населения.

На современном этапе государство и право трактуются как важные элементы цивилизации, ценности, благодаря которым возможно прогрессивное развитие общества, формирование нового миропорядка на базе общепризнанных норм и принципов.

Рассмотрим процесс становления теории государства и права как самостоятельной науки.

Хотя первые российские профессора юриспруденции (Горюшкин, Куницын, Цветаев) и пытались преодолеть практико-догматический подход к изучению права, обобщения на уровне общеправового теоретического знания они не получили. Это сдерживало становление теории государства и права как самостоятельной науки.

Общая постановка юридического образования в нашей стране, а также проявлявшиеся недостатки лишь в небольшой степени систематизированного российского законодательства не предоставляли достаточного материала для становления научного подхода в изучении теории отечественного права и теории государства. Юридическая наука и литература по ней в государстве были практически лишены теорий, исследований и трудов профессионалов.

Очевидным недостатком российского законодательства того времени была его разобщенность и неоднородность. Количество систематизированных нормативных актов было небольшим, а совокупную массу законодательства государства составляли указы, повеления и постановления, издаваемые специально для каждого отдельного случая. Тексты отдельных актов противоречили друг другу.

Работа по систематизации, сопоставлению и упорядочению огромной массы законодательных актов государства, была успешно завершена под руководством М.М. Сперанского. Стало понятно насколько проблема подготовки грамотных профессионалов, юристов и законоведов необходима для России. Сперанский был инициатором направления российских студентов для прохождения обучения за границей, что в конечном счете способствовало становлению теории государства и права как самостоятельной науки.

Немецкая общетеоретическая юридическая наука тогда была известна во всем мире. Наиболее успешные студенты Московского и Петербургского университетов направлялись в Берлин для получения полного юридического образования и изучения теории права в Европе. Уже ко второй половине 30-х гг. XIX века русская правовая наука имела собственную школу ученых, которые заложили фундаментальные начала отечественной теоретической правовой науки.

Калмыков, Неволин, Редкин, Станиславский вошли в историю отечественного правоведения как одни из первых российских профессоров, которые преподавание практической юриспруденции и прикладных юридических наук сочетали с изучением теоретии правовой науки.

Университетским уставом 1835 году предусматривалась создание в российских университетах уже восьми кафедр. В них изучали отечественное законодательство, в числе которых была новая наука – энциклопедия законоведения. Энциклопедия законоведения служила той частью правовой теории, которая изучала основные понятия права и обеспечивала их представление во взаимосвязанном виде.

Основной целью правовой энциклопедии являлось системное представление правоведческой науки, общий обзор системы государственного законодательства и состояния законоведения, рассмотрение основных теорий. Энциклопедия права должна была обеспечить своеобразный набор необходимых знаний, основных сведений о действующих правовых системах, навыков юридического мышления.

Ограничения в отношении других учебных заведений в нашем государстве объяснялись тем, что подготовку юристов-практиков могли обеспечить только университеты. Университет – это не только и не столько профессиональная школа. Специальная подготовка юристов в университетах государства опиралась преимущественно на научную подготовку.

Обучение на юридическом факультете было направлено на общее научное образование наряду со специальной научной подготовкой, становление грамотного специалиста с широким кругозором. Предполагалось, что будущий юрист должен обладать научными познаниями не только в правовой области; он должен быть человеком образованным и всесторонне развитым, иметь хорошую гуманитарную научную подготовку.

Смысл преподавания указанного курса заключался в передаче студентам в сжатом общедоступном виде основных юридических понятий и теорий без научно-теоретического догматизма и без обзора отдельных отраслей правоведения в их взаимосвязи.

Энциклопедия права считается предшественницей современной науки общей теории государства и права.

Одни исследователи рассматривали энциклопедию права как вводный курс в изучение теории, который предназначен исключительно для педагогических целей подготовки студентов к изучению юридических наук. Другие исследователи излишне расширяли ее понимание до выяснения значения философской науки вообще и установления влияния философско-правовых учений на формирование науки права. Сторонники признания за энциклопедией права значения самостоятельной науки видели ее главное назначение в системном представлении общей суммы знаний правоведения в виде основных понятий и теорий, которые способны в дальнейшем служить основой для приобретения последующих правовых знаний.

Значение энциклопедии права (или общей теории права) как науки и введение её как учебной дисциплины при профессиональной подготовке юристов связано с развитием человеческих знаний, их специализацией и необходимостью их последующему осмысливанию в комплексе.

Первоначально изучение права происходило по мере накопления определенной суммы знаний по отдельным отраслям права. В последующем наука права (правоведение) стала столь разветвленной, а ее отраслевые ответвления столь специализированными, что потребность в объединении подобной огромной массы специальных правовых знаний способствовала рождению общей теоретической науки права. Она соединила массу специальных правовых знаний в целостную субстанцию.

Такой синтезирующей правовые знания о юридических явлениях и процессах стала энциклопедия права. Основная задача данной науки является определение общей системы знаний юридических наук и системы права как социального явления.

Таким образом, становление теории государства и права как самостоятельной науки прошло длительный и сложный период.

В течение нескольких веков правоведение раз­вивалось в составе философских наук. С выде­лением его в качестве самостоятельной отрас­ли знания отдельные вопросы теории государ­ства и права рассматривались в рамках мииклопедии права, в которой

давалось краткое освещение всего круга правовых наук, без анализа их внутреннего единства.

Впоследствии конструкции теории государства и права стали основываться на других, в том числе на философских, подходах (психологическая теория и т.д.). После 1917 г. юриспруденция была поставлена на службу классовым интересам, которые, однако, на практике интерпретировались исключительно с позиции админист­ративно-командной верхушки.

Целые разделы теории государства и права (о понятии государства и права, о функциях государства и т.д.) были подвергнуты коренному пересмотру. Вместо идеологиче­ского плюрализма, характерного для предреволюционной эпохи, на десятилетия утверждается монополия на истину исключительно за марксизмом-ленинизмом. Соответственно, теория государства и нрава именуется не иначе, как марксистско-ленинская.

В тот период в позитивном плане (как движение к прогрессу) рассматривались только взгляды домарксовской теоретической мыс­ли или концепции, основанные на идеях К. Маркса и В.И. Ленина. Немарксистская и антимарксистская мысль либо игнорировалась, либо служила дежурной мишенью для нападок; в ней не находили ничего положительного. Современные западные государственно-пра­вовые системы были представлены как враждебные интересам масс

Именно в это время обостряется интерес правоведов к исследованию проблем демократии, бюрократизации общества, пра­вового положения личности и т.д. Наиболее крупным завоеванием тех лет является разработка теории правового государства, правда, ограниченного социалистическими рамками.

В постсоветскую эпоху на первый план в теоретико-правовых ис­следованиях выступил частный интерес. Он определяет основные мо­тивы, обусловившие пересмотр главных постулатов советской теории государства и права. Государство и право трактуются ныне как важ­нейшие элементы цивилизации, как ценности, благодаря которым становятся возможными прогрессивное развитие общества и созда­ние нового мирового порядка на основе общепризнанных принци­пов и норм.

Класснфикация функций теории государства и права

В современный период пересматривается и со­держание функций теории государства и права. В литературе предлагается несколько класси­фикаций таких функций.

1. Согласно одной из таких классификаций выделяются описа­тельная, объяснительная и прогностическая функции.

Описательная функция имеет целью описание государственно- правовых явлений в прошлом или в настоящее время. Она направ­лена на то, чтобы выделить эти явления из состава других социаль­

ных явлений и раскрыть их взаимосвязи с иными явлениями. Объ­яснительная функция должна ответить на вопрос, почему возникло и сушествует в сложившейся форме то или иное государственно-пра­вовое явление. И, наконец, прогностическая функция призвана оп­ределить, что произойдет с чтим явлением в будущем, как оно транс­формируется, какое воздействие будет оказывать на другие соци­альные явления.

2. Другая классификация делает акценты на гносеологической, ме­тодологической и прикладной функциях теории госу«арства и права. Гносеологическая функция связана с познанием теорией государства и права сущности, содержания и форм государственно-правовых явле­ний. Методологическая функция направлена на разработку методоло­гии познания государственно-правовых явтений.

В условиях идеологического плюрализма в содержание практи­чески каждой из перечисленных функций вкладывается новый смысл. Например, прикладная функция и в прош юм. и в настоящее время направлена на утверждение тех или иных идеалов в обществе. В период советской власти — это были идеалы классового государст­ва и права и классовой справедливости, а в настоящее время — идеалы прав человека, демократии, самоуправления, законности и социальной справедливости. Прогностическая функция с точки зре­ния большинстііа отечественных правоведов теперь уже нс строится на идее отмирания государства и права в будущем. Ныне эта идеи представляется утопической. Конечно, выдвижение и преодоление различных утопий — это ге стадии, которые время от времени про­ходит любая общественная наука. Отечественная теория государства и права не является в этом отношении исключением.

Читайте также: