Становление научной картины мира кратко

Обновлено: 07.07.2024

• общенаучная (выражающая совокупные знания разных наук о человеке, природе и обществе);

• естественнонаучная (объединяющая данные естественных наук, касающихся знаний о природе) и система общих взглядов на общество;

• частнонаучная (выражающая фрагменты действительности, формируемые на базе той или иной науки: физическая, геологическая и пр.).

Итак, естественнонаучная картина мира является частью научной картины мира вообще и выражает систему основных знаний о природе. Она возникает на основе синтеза фундаментальных открытий и результатов исследования всех отраслей и дисциплин естествознания. Появление новых знаний, открытие законов заставляют ученых пересматривать положения прежней научной картины мира, формулировать ее новые идеи и принципы. В связи с этим можно говорить об эволюции научной картины мира вообще и естественнонаучной в частности. Выделяются несколько этапов эволюции естественнонаучной картины мира.

Натурфилософские идеи проявились и в период средневековья, когда отдельные элементы античной натурфилософии были приспособлены к религиозным представлениям (например, к религиозному истолкованию происхождения мира, как в христианской, мусульманской или иудейской традициях).

Всплеск натурфилософских представлений наблюдался в эпоху Возрождения. Тогда были использованы многие идеи античной натурфилософии, но обогащенные данными современного тому периоду естествознания. В понимании природы господствовали идеи гилозоизма (всеобщей одухотворенности природы) и пантеизма (растворенности божественного начала в природе); учитывался принцип тождества микро- и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд других предположений. И все-таки стремление к овладению силами природы порождало увлечение оккультными науками: расцвели алхимия и астрология.

В XVII веке начинается бурный процесс дифференциации наук: математика и механика выделяются из натурфилософии. Затем этот процесс коснулся и других естественнонаучных дисциплин. Умозрительное истолкование природы при этом не исчезло, а продолжало существовать, возродившись с новой силой в немецкой классической философии. Так, в философии Шеллинга была предпринята попытка на основе объективного идеализма обобщить достижения современного естествознания (им была выдвинута идея полярности как принципа дифференциации первоначального единства природы, а также рассмотрена идея развития высших форм из низших).

Второй этап — механистическая картина мира. Первой естественнонаучной картиной мира, которая базировалась уже на данных собственно научного знания, являлась механистическая, построенная на абсолютизации механической формы движения материи. Ее формирование связывается с именем Г. Галилея, установившего законы движения свободно падающих тел и сформулировавшего принцип относительности в механике. Он же впервые применил и экспериментальный метод в исследовании природы, а также использовал математическую обработку полученных результатов в эксперименте. Если натурфилософия исходила из умозрительного объяснения природы, то теперь утверждалась идея, что всякая гипотеза должна проверяться на опыте.

Большую роль в становлении механистической картины мира сыграли открытые И. Кеплером законы движения планет. Тем самым было доказано, что между миром земным и небесным не существует абсолютного противопоставления, а законы движения небесных тел в принципе не отличаются от законов движения тел земных.

Концептуальную разработку механистической картины мира предпринял И. Ньютон, заложивший основы классической механики. Он сформулировал основные законы динамики и закон всемирного тяготения, ввел количественный подход к описанию движения. В центре его научных интересов было механическое движение, т.е. перемещение тела по отношению к другим телам. Ньютон предполагал, что движение, как и время, пространство — абсолютны, а последние существуют независимо друг от друга; более того, само время обратимо. Согласно данной картине мира, все механические процессы строго детерминированы, а это значит, что возможно точно и однозначно определить состояние механической системы в любой период времени. Случайность как таковая исключалась из этих процессов, при этом утверждалась идея, что все в мире предопределено предшествующими его состояниями (такая позиция нашла четкое выражение у П.С. Лапласа). Весь мир, с позиции такого подхода, предстает как огромный механизм, заведенный Богом, но затем развивающийся по своим законам. Отсюда все виды движения в природе свелись к одному — механическому.

Механическое движение в физике Ньютона связывалось с принципом дальнодействия, согласно которому действия и сигналы могут передаваться в пустом пространстве с любой скоростью.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Уже в XVIII веке механистическая картина мира неоднократно критиковалась многими философами и учеными, но лишь открытие новых физических явлений заставило исследователей дополнить данную картину мира электромагнитной.

Третий этап — электромагнитная картина мира. Датский физик Г.Х. Эрстед впервые обнаружил связь между электрическим и магнитным полями. В дальнейшем электромагнитная теория была развита в трудах М. Фарадея, Дж. Максвелла. Было обосновано, что наряду с веществом существует и такая форма материи, как поле, причем физические поля могут иметь разную природу: например, гравитационное (известное со времени Ньютона), электромагнитное. Максвеллом была высказана догадка о существовании поперечных электромагнитных волн, могущих распространяться в пустоте со скоростью, не зависящей от длины волны, что позволило ему выдвинуть идею постоянства скорости света в вакууме. Поскольку электромагнитные волны, как было доказано, распространяются с конечной скоростью, постольку электромагнитное взаимодействие между электрическими зарядами не может происходить мгновенно, согласно принципу дальнодействия. Поэтому был введен принцип близкодействия, по которому один из зарядов создает электромагнитное поле, распространяющееся с конечной скоростью и достигающее второго заряда, воздействует на него. Следовательно, взаимодействие между зарядами немыслимо без участия промежуточного звена — электромагнитного поля. Носителем электромагнитного поля считался неподвижный эфир, а система отсчета, связанная с ним, рассматривалась как особая, абсолютная.

В конце XIX — начале XX века в физике, да и других естественных науках, были сделаны открытия, коренным образом изменившие прежнюю естественнонаучную картину мира.

Четвертый этап — квантоворелятивистская картина мира. Ее формирование связано прежде всего с изучением явлений и процессов в микромире.

Первые экспериментальные результаты, из которых можно было сделать вывод о сложной структуре атомов, были получены М. Фарадеем. Затем Дж. Томсон зафиксировал отрицательно заряженные частицы — электроны. Все это привело к пересмотру положения о неделимости атомов и установлению их сложной структуры. Планетарная модель атома была предложена Э. Резерфордом, однако она отличалась своей неустойчивостью и затем была усовершенствована Н. Бором. Свои представления об особых свойствах атомов Бор изложил в виде следующих постулатов:

• атомная система может находиться только в особых стационарных состояниях (квантовых состояниях), каждому из которых соответствует определенная энергия Еn; в стационарном состоянии атом не излучает;

• при переходе атома из одного стационарного состояния в другое испускается или поглощается квант электромагнитного излучения.

Все это в конечном итоге отразилось в новом понимании энергии тел: если раньше предполагалось, что энергия излучается непрерывно, то теперь утверждалось, что она может испускаться отдельными квантами.

В 30-е годы XX века в физику вошла идея корпускулярно-волнового дуализма, согласно которой элементарные частицы обладают не только корпускулярными (свойствами вещества), но и волновыми свойствами. Данное положение привело к пересмотру идеи непроходимости границ между веществом и полем и утверждению, что на уровне микромира частицы выступают и как корпускулы, и как волны.

Для изучения явлений микромира в конце 20-х годов XX века создается особое направление в физике — квантовая механика, а впоследствии возникли квантовая электродинамика, теория элементарных частиц и др. В квантовой физике было сделано множество открытий: установлен состав атомного ядра, обнаружено наличие сильных и слабых взаимодействий, изучено явление радиоактивности, сформулированы параметры и свойства элементарных частиц, раскрыты феномены античастицы, резонанса, предложена гипотеза кварков и многое другое.

Помимо физики микромира современную естественнонаучную картину мира обосновывает и теория относительности, в корне изменившая представления о пространстве и времени. Если в классической механике пространство и время выступают как абсолютные, не зависящие друг от друга феномены, то в специальной теории относительности длина и временной промежуток становятся относительными. Одновременно появляются новые абсолютные величины — скорость света и пространственно-временной континуум. Все движение, согласно данной теории, имеет относительный характер, а в природе не существует абсолютной системы отсчета.

И, наконец, огромную роль в нынешней естественнонаучной картине мира играют химия и биология. Открытие новых химических элементов, описание их свойств, формулировка периодического закона, исследование химических процессов и т.д. — таков вклад химии в развитие современных представлений о природе. Обнаружение клеточного строения живых тел, изучение молекулярно-генетического уровня биологических структур, а также онтогенетического уровня живых систем, выдвижение эволюционных идей в развитии природы сильно повлияли на утверждение таких принципов современной естественнонаучной картины мира, как системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, историчность.

Системность означает воспроизведение наукой того факта, что Вселенная предстает как наиболее крупная из известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

Глобальный эволюционизм — это признание невозможности существования Вселенной вне развития, эволюции.

Самоорганизация — наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе ее эволюции.

И, наконец, еще один принцип — признание историчности, т.е. принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира.

В данном случае были перечислены лишь важнейшие достижения ряда естественных наук. Вместе с тем нельзя не отметить, что помимо названных наук и другие вносят существенный вклад в становление современной естественнонаучной картины мира (геология, география и др.).

Приведем хронологию наиболее важных событий, согласно современной естественнонаучной картины мира*.

• 20 миллиардов лет назад — Большой взрыв.

• 3 минуты спустя — образование вещественной основы Вселенной (фотоны, нейтрино и антинейтрино с примесью ядер водорода, гелия).

• Через несколько сотен тысяч лет — появление атомов (легких элементов).

• 19—17 миллиардов лет назад — образование разномасштабных структур (галактик).

• 15 миллиардов лет назад — появление звезд первого поколения, образование атомов тяжелых элементов.

Научная картина мира – одно из основных понятий философии как науки. Казалось бы, определение говорит само за себя, но всё не так просто. Относительно этого определения в философской науке следует понимать некую форму мироздания, которому характерно научное познание. Классическое определение "научной картины мира" звучит следующим образом: это синтетическое, систематизированное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания. Из этого следует, в первую очередь, форма мировоззрения носит исторический или эволюционный характер, а во вторую, имеет синтезирующую или обобщающую направленность.

Эволюционность или другими словами степень развития научной картины мира отвечает эволюционному характеру научного знания, которое разрозненно и подвижно не случайно, а по своему определению. Развитие научного познания – это и есть по своей сути не останавливающиеся движение вперед к более прогрессивному мирозданию. Так, несомненное стремление к познанию собственных законов природы, является фундаментальным знанием новоевропейской науки. Начальные методические принципы научного познания были описаны ещё в XVI-XVII вв. Ф. Бэконом и Р. Декартом. В своём сочинении Ф. Бэкон "О достоинстве и приумножении наук" отмечал, что единственным препятствием на пути человека к развитию и совершенствованию остаётся лишь относительно короткий срок его жизни. А в остальном человеческому познанию всё открыто.

Цитата Ф. Бэкона: "То, что сегодня кажется нелепым, завтра окажется действительным".

Результатом такого непрекращающегося развития научного познания является парадигмальность. Под этим понятием следует иметь в виду совокупность научных принципов, которые характерны тому или иному историческому периоду.

Научная картина мира как высшая форма научного обобщения

Объединение научной картины мира заключается в том, она представляет собой центр собирания, классификации и координирования данных из отдельных научных отраслей, для того, чтобы сформировать неделимый образ мира. Стоит отметить, что научная картина мира, в целостном представлении этого понятия, превосходит неполные образы мироздания отдельных дисциплин, и подразумевает, что именно она является наивысшей формой научного обобщения. При всём при этом, отдельные науки зависят от научной картины мира, в свою очередь научная картина мира зависит от отдельных научных дисциплин. Стоит отметить, что общность результатов научного познания взаимообратна и поэтому, исследования в различных научных областях формируют истинное знание, а также дают предпосылки для дальнейшего развития.

И всего того, что было описано выше вырисовывается ещё одна свойственная линия научной картины мира – это эвристичность. Это понятие обозначает способность приобретать новые знания и замечать какие-нибудь незнакомые ранее свойства, закономерности.

В.С. Степин пишет: "Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики".

Полагаясь на все исследования можно говорить о том, что между человеческими представлениями о мире, описанными всеми науками вкупе и действительностью, существует огромная пропасть неизученного и непознанного. Именно этот факт и порождает бесконечное стремление к развитию и стремление к новым открытиям. Несмотря на то, что до Ф. Бэкона и Р. Декарта уже были сделаны некоторые научные открытия и даже говорили о понятии "наука", всё же говорить о понятии и понимании научной картины мира до начала Нового времени не стоит.

Космоцентризм как миропонимание научной картины мира

Опираясь на античные представления миропонимания, можно говорить о том, что всё сущее является неделимым космосом, имеет гармоничный и стройный порядок, своё место и каждому уже уготована предписанная судьба, и она состоит в реализации своей природы. Такое миропонимание называется космоцентризмом.

Теоцентризм и его характерные черты

Говоря о средневековье, следует понимать, что представления о мироздании и мировоззрении в этот период также были далеки от истины в отношении понятия научной картины мира. Здесь скорее были религиозные мотивы, которые опирались на знания о Творце и его стремлении быть совершенным. Мир являлся как иерархия с упорядоченным строением, которое тяготело к совершенству Бога, но не имело возможности достичь своей цели. В этом укладе нет места созидателю, все жители вовлечены в общий процесс стремления к самосовершенствованию целью которого было спасение. В этом контексте миропонимание носит название теоцентризм, поскольку оно имеет христианские корни и уходит своими истоками к Богу и его догматам. Отсюда совершенно точно можно сделать вывод, что центральное место занимает личность Творца в таком миропонимании. Учёный в своих исследованиях мог опираться только на священные тексты, был их знатоком и всем явлениям действительности находил объяснения именно в них.

Только в Новое время познание освобождается от Бога, от космоса и становится свободным понятием. Причиной этому послужили философские учения Р. Декарта. Его вклад заключается в том, что он первый выделил понятие "Мыслящего Я", тем самым помог зародиться новоевропейской науке и получить методологическое обоснование. Следствием этого стало новое исследование, в процессе которого учёный отделил религиозные понятия от науки и понял, познание утратило всяческие критерии достоверности. Следовательно, их необходимо было найти. Подвергнув сомнениям всё сущее ранее, Декарт убедился, что неоспоримой достоверностью обладает лишь Ego Cogito. Это и есть "Мыслящее Я". Именно оно и стало фундаментальным понятием и точкой отсчёта познания. Вычеркнув всё неясное и неопределённое из бытия, что представлялось невразумительным. Вследствие этого появился образ мироздания, который полностью соответствует термину "научной картины мира".

В этом смысле античные и средневековые представления о физических явлениях кажутся совершенно немыслимыми и глупыми. К примеру, наивна "теория левитации" Аристотеля, или мнение о том, что бытие сотворено из ничего. Наоборот, мир современной физики становится логичным и понятным, если понимать его как физический мир, который познаётся исследователями естественными чувствами, полагаясь на здравый смысл и разум. Но не стоит забывать о том, что "новая философия", связанная с экспериментальной и математической физикой в своё время казалась чем-то вроде "модернистской выдумки". Всё дело в том, что современники отрицали нормы мышления, в которых не учитываются очевидные для повседневного опыта парадигмы.

В свою очередь для современника периода новоевропейской науки, исследования Коперника казались сущей глупостью. А рассуждения Галилея о движении тел в пустоте вызывали недоумение, поскольку они не понимали, где в природе может существовать пустота, о которой он говорит. И причина такого различия взглядов вовсе не в догматизме предшествующего знания, а скорее разнице первоначальных способов миропонимания.

К примеру, греки считали, что Вселенная – это плоская Земля и полусфера неподвижных звёзд. Их убеждения не смогло изменить даже появление телескопа. Они были уверены в том, что он искажает увиденное, потому что это противоречило непоколебимой истине божественного Слова. Потому как в земном существовании человек занимал своё место и чувствовал себя как дома.

Следует отметить, что до наступления новоевропейской эпохи, характер научного познания базировался на определённой почве. Наука в современном её понимании не занимала главенствующее место, а скорее мировосприятие и миропонимание давали основу для понимания устройства мира.

М. Хайдеггер говорил, что только в Новое время (начиная с XVII столетия), наука захватывает лидирующие позиции и становится конституирующим элементов мировоззрения.

Понимание того, что всё происходящее вокруг можно объяснить законами физики, пришло лишь в новоевропейскую эпоху.

Этапы развития научной картины мира

Этап додисциплинарной науки

Этап так называемый "додисциплинарной науки" являет собой механистический образ мироздания. Это значит, что вся реальность имеет причинно-следственные связи, а посему можно говорить о том, любой природный процесс может быть исследован и воссоздан подобно механизму, в котором каждой детали присуща своя роль и определённая функция. Научная картина мира этого периода прославлена исследованиями Коперника, Галилея и Ньютона. Это период обычно называют классическим.

В ходе научных исследований выявилось, что не все явления в природе можно представить как механизмы. Это стало основной причиной смены убеждений и появления нового этапа развития научной картины мира – вероятностной. Ученым пришлось смириться с тем, что система не всегда развивается направленно, и в каждый момент времени не является однозначно детерминированной. Это происходило в период с конца XIX в. до начала XX в.

Вероятностный этап

Однако и вероятностный этап развития не стал основополагающим и сменился благодаря новым исследованиям в области синергетики. Ученые Г. Хакен и И. Пригожий высказали теорию о том, что будущее не может быть предопределено. Их теория самоорганизации и нелинейности становятся смыслообразующими понятиями миропонимания и мировоззрения. В новой картине мира правят многовариантность и самоорганизация. Фундаментальными понятиями становятся:

  • Стихийно-спонтанный структурогенез.
  • Открытые системы.
  • Нелинейность.
  • Самоорганизация.

Современная научная картина мира к основным понятиям также относит понятие "информация". Н. Винер в своих работах впервые предложил обобщить информацию и взглянуть на это понятие через призму кибернетики как науки, в которой установлены связи между живыми организмами, обществом и машинами. И только после этого в рамках "информационной теории управления", которая развивалась благодаря школе Б. Петрова.

Информационный этап развития

Вместе с тем, как развивалась молекулярная генетика, появилось мнение о принципах записи генетической информации и молекулах ДНК. Кроме того, это органично связано с историческим развитием мира. Доподлинно установили, что любая информация – это основная форма обобщения и передачи знания. Таким образом, было расширено применение понятия информации до границ объективной характеристики материальных систем и их взаимодействия. Исходя из этого понятие "информация" стало общенаучным, а не исключительно принадлежащим к кибернауке. В свою очередь информационный подход стал использоваться как общенаучное орудие исследования, включая в себя комплекс математических идей и средств. Вследствие этого появился новый этап научной картины мира – информационный.

Науку можно рассматривать как систему получения знаний, основанную на научном методе, а также организованную совокупность знаний, полученных в результате таких исследований.

Научный метод представляет собой совокупность методов исследования явлений и получения новых знаний, а также коррекции и интеграции предыдущих знаний, основанный на:

  • сборе наблюдаемых, эмпирических и измеримых данных с учетом конкретных принципов рассуждения. При этом информация должна быть достоверной, то есть повторяемой (и воспроизводимой), а также относящейся к запросу;
  • сборе данных с помощью наблюдений и экспериментов. Выборка данных для исследования должна быть справедливой и взвешенной, а не простым принятием полученных данных;
  • формулировании и проверке гипотез. Контроль над полученными сведениями даёт возможность выявить и изучить возможные ошибки. После этого следует процесс архивации полученных данных, и окончательное внедрение путём применения.

Становление научной картины мира

Системное влияние науки на различные дисциплины выявило проблему системных факторов, которые определили целостность соответствующих знаний. Таким образом, проблема основ науки стала очевидной, благодаря которой научное знание различных дисциплин было организовано в системное на каждом этапе своего исторического развития.

Наконец, при рассмотрении роста знаний в его исторической динамике обозначило особенности состояния, связанные с переломными этапами развития науки при радикальных преобразованиях. Эти состояния стали называться научные революции и их можно рассматривать как реконструктивную основу науки. Расширение области методологии в философии науки постпозитивизма выдвинуло в качестве реальной методологической проблемы анализ формирования научной картины мира.

В процессе дискуссий между последователями различных концепций возникла проблема дифференцированного анализа формирования научной картины мира, исходя из становления отдельных дисциплин. В сложившейся системе научного знания основания науки обнаруживаются, во-первых, при анализе системных связей между теориями с различной степенью обобщения и их отношение к различным формам эмпирического знания в рамках некоторой дисциплины (физики, химии, биологии и т. д.). А во-вторых, в ходе исследования междисциплинарных связей и взаимодействий с различными науками.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве важнейших составляющих, формирующих основы науки, можно выделить следующие:

  • научную картину мира;
  • идеалы и нормы научного познания;
  • философские основы науки.

Указанные компоненты выражают общие взгляды на специфику научного объекта исследования, а также особенности познавательной деятельности, задающей тот или иной вид отношений между наукой и культурой соответствующих исторических эпох.

Анализ научной картины мира

Анализ картины мира в качестве особого элемента научного знания следует начать с предварительного определения смыслов исходных терминов, таких как "мир" и "картина мира". Следует выделить категорию "мир" в ее философском значении, то есть когда говорят о мире в целом, и из тех представлений о мире, которые формируются и используются в конкретных науках, когда речь идет о "мире физики", "мир биологии", "мире астрономии", то есть о реальности, которая составляет предмет исследования соответствующей конкретной научной дисциплины.

Картина мира, как и любой когнитивный образ, упрощает и схематизирует реальность. Мир как неимоверно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно больше, чем взгляды на нее, которые формировались на определенном этапе социальной и исторической практики. За счет упрощений и схематизации картина мира выделяется из бесконечного разнообразия реального мира как раз те его существенные звенья, которые соответствуют восприятию науки на том или ином этапе её исторического развития.

При описании картины мира данные связи фиксируются в виде системы научных принципов, на которых основываются исследования и которые позволяют строить конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты.

В свою очередь, практическая область применения этих моментов содержит потенциально возможные спектры технологических явлений, которыми является деятельность человека, опирающаяся на теоретические знания. Этот аспект картины мира, а именно отношение к самому миру, требует особого внимания. Необходимо учитывать, что в ходе человеческой деятельности реализуются линии развития, которые возможны и не противоречат законам природы, но в то же время маловероятны для неё. Подавляющее большинство объектов и процессов, порождаемых человеческой деятельностью, относятся к области искусственных и не возникающих в природе без прямого воздействия человека.

Научная картина мира, являясь в некотором смысле упрощением, включает в себя больше информации по сравнению с фактически существующими миром природных процессов. Она открывает широкие возможности для актуализации маловероятных для самой природы (хотя и не противоречащих ее законам) направлений эволюции.

Дальнейшие рассмотрение понятия "научная картина мира" предполагает уточнение основных значений, в которых употребляется термин "картина мира". В современной философской и специальной научной литературе он используется, например, для обозначения неких структур мировоззрения, которые находятся в основе культуры определенной исторической эпохи. В этом смысле такие термины, как "образ мира", "модель мира", используются в качестве видения мира, характеризующее целостность мировоззрения.

Однако в данном случае очень важно иметь в виду, что мировоззренческий образ мира - это не только постижение мира и знание о нем – в то же время эта система ценностей определяет характер мироощущения, опыт человека о мире и оценивает те или иные его события и явления и, соответственно, активное отношение человека ко всем происходящим событиям.

Научная картина мира.

Особенность науки в том, что на определённом историческом этапе - накопленные знания целостны, т.е. связаны между собой согласно принципу системности.

Противоречия сопровождают развитие науки, но всё идет на базе некоторого согласия. Целостность научного представления обеспечивается механизмом взаимодействия науки и культуры. Важнейшим выражением такого взаимодействия и является научная картина мира (НКМ).

Научная картина мира - система представлений об общих свойствах и закономерностях мироустройства, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных теорий и содержащая философские принципы организации этой системы знаний.

Отсюда вытекает 4 особенности НКМ:

1. Целостность научных представлений о мире, обеспечивается механизмом взаимодействия науки и культуры.

2. НКМ создаётся совместными усилиями учёных и философов, а её культурные контексты всегда есть единство науки и философии.

3. НКМ претендует на то, что быть ядром научного мировоззрения учёного.

4. Картина мира стремится дать целостный, максимально наглядный образ действительности.

3 компонента (элемента).

1. Центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью.

2. Фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые.

3. Частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются и которые обладают способностью (потенциальной возможностью) стать ядром частно научных картин мира (ЧНКМ).

Процесс образования ЧНКМ (?) характерен для Нового Времени (механическая картина мира на основе Ньютоновской механики, статистически динамическая, эволюционная и т.д.)

1. Интегративная, она обеспечивает синтез базовых научных знаний, которые входят в картину мира.

2. Нормативная функция, она состоит в том, что НКМ задаёт (создаёт) устойчивую систему установок и принципов постижения природной действительности.

Важно учитывать, что в догмы не превращаются, она исторична, т.е. существуют пределы принципов, которые составляют основу - всё постепенно меняется.

Эта функция требует обоснованность и доказательность входящих знаний. Требование объективности знаний НМК связано с понятием интерсубъективность. Это понятие фиксирует общность позиций между различными познающими субъектами науки. В рамках нормативной функции НМК формируется понятие научного мировоззрения учёного. Учёный настоящий тот, у которого есть своё научное мировоззрение.

Научное мировоззрение - это стройная научно-обоснованная совокупность воззрений, дающая представление о закономерностях развивающегося мира и определяющая жизненные позиции (профессиональная позиция - для чего вошёл со своей кандидатской в науку) программы поведения людей.

3. Парадигмальная функция (термин вошел благодаря Томасу Куну - парадигма).

3.1. Указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом.

3.2. Обеспечивает существование научной традиции.

Исторические формы НКМ.

1. Классическая форма утверждается в 17-18 веках на основе идеи Галилея и Ньютона. Механическая картина мира. Господствовала до сер. 19 века. Объяснительный эталон - однозначная причинно-следственная зависимость между явлениями. Она описывала объекты, как если бы они относились только к области механики. Например, какой угол между артериями на руке и т.п. Вместе с тем, условием познания было стремление устранить (элиминировать) все субъективные факты из научного знания.

2. Далее под влияние развития термодинамики и других открытий на рубеже 19-начало 20 веков появилась неклассическая картина мира. Случайность становится одним из важных факторов объяснений мира. Когда открыли элементарные частицы, учёные признали необходимость учитывать субъективное влияние. Результат фиксирует взаимодействие субъекта и объекта.

Изучению подвергаются не столько сами объекты микромира, а скорее условия которые создаются присутствием макроскопического объекта (ученым).

3. Сформировалась во второй половине 20 века.

3.1. В этом большую роль сыграла бельгийская школа Ильи Пригожина. В результате исследования появилась новая наука - синергетика. В этой научной картине мира доминирует идея много вариантного и необратимого становления процессов любой природы (от космических до подогревания масла на сковородке). В аспекте синергетики мир предстал, как поле сосуществующих возможностей, как стихийно-спонтанный структурогенез или как возникновение порядка их хаоса.

3.2. Непосредственное присутствие ценностно-целевых структур. Постнеклассическая наука расширяет поле рефлексии над деятельностью по изучению объектов, при этом учитывается соотнесённость характеристик получаемых знаний об объекте не только со структурой деятельности, но и с ценносто-целевыми структурами. Пример - биоэтика (область клонирования, трансплантации органов, всё соотносится с целесообразностью) и экология.

3.3. Применение пост аналитического способа мышления, соединяющего три направления анализа: исторический, методологический и теоретический.

Читайте также: