Стандарт iso 10006 кратко

Обновлено: 02.07.2024

ГОСТ Р ИСО 10006-2005. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании

Настоящий стандарт содержит руководство по применению менеджмента качества при проектировании.

Настоящий стандарт применим к проектам различных размеров и степени сложности: малым или большим, краткосрочным или долгосрочным, выполняемым в различных условиях независимо от вида проектируемой продукции (включая аппаратные средства, программное обеспечение, переработанные материалы, услуги или их комбинацию). Применение стандарта может потребовать некоторой адаптации к конкретному проекту.

Настоящий стандарт не является руководством по управлению проектами. В нем рассматриваются вопросы менеджмента качества процессов проектирования. Руководство по процессному подходу и по процессам качества проектируемой продукции приведено в ИСО 9004.

ГОСТ Р ИСО 10006-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА В ПРОЕКТАХ

Quality management. Guidelines for quality management in projects

Дата введения 2020-10-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией по сертификации "Русский Регистр" (Ассоциация "Русский Регистр") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10006:2017 "Менеджмент качества. Руководящие указания по менеджменту качества в проектах" (ISO 10006:2017 "Quality management - Guidelines for quality management in projects", IDT).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт представляет собой руководящие указания по менеджменту качества в проектах. Он определяет принципы и практики менеджмента качества, внедрение которых значимо и оказывает влияние на достижение целей в области качества в проектах. Настоящий стандарт согласован с ИСО 9000:2015 и ИСО 9001:2015 и дополняет руководящие указания стандарта ИСО 21500:2012.

Руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте, предназначены для широкой аудитории и применимы для тех проектов, которые могут иметь самые различные формы: от небольших до очень крупных, от простых до сложных, от индивидуальных проектов до проектов, реализуемых в рамках программы или портфеля проектов. Они предназначены для использования лицами, которые обладают опытом управления проектами и которым необходимо обеспечить, чтобы их организация применяла практики, установленные в стандартах систем менеджмента качества и в менеджменте качества, разработанных Техническим комитетом ISO/TC 176, а также лицами, имеющими опыт в области менеджмента качества, которые должны взаимодействовать с проектными организациями, применяя свои знания и опыт в отношении проекта. Одни пользователи неизбежно сочтут, что материал, представленный в данных руководящих указаниях, изложен с излишней для них подробностью, однако для других пользователей такая подробность необходима.

В настоящем стандарте использован процессный подход, который включает в себя цикл "планируй-делай-проверяй-действуй" (PDCA) и риск-ориентированное мышление. Две концепции "менеджмент качества в проектах" и "системы менеджмента качества в проектах" различаются следующим образом:

- менеджмент качества в проектах включает в себя системы менеджмента качества в проектах, ответственность руководства в проектах, менеджмент ресурсов в проектах, выпуск продукции и услуг в проектах и измерение, анализ и улучшение в проектах;

- системы менеджмента качества в проектах включают в себя характеристики проекта, принципы менеджмента качества в проектах, процессы менеджмента качества проекта и план качества для проекта.

Общепризнанными являются два аспекта применения менеджмента качества в проектах: процессы проекта, которыми управляет система менеджмента проекта, и качество выходов проекта в виде продукции и услуг. Несоблюдение одного из двух этих аспектов может оказывать значительное воздействие на продукцию и услуги проекта, потребителя проекта и другие заинтересованные стороны, а также на проектную организацию.

Примечание - Фраза "продукция и услуги" используется как сокращение словосочетания "продукция и услуги" по всему тексту настоящего стандарта.

Данные аспекты также подчеркивают, что достижение целей в области качества является обязанностью высшего руководства, что требует формирования приверженности достижению целей в области качества на всех уровнях организации, задействованных в проекте; тем не менее за каждым уровнем необходимо закрепить ответственность за соответствующие процессы и продукцию и услуги.

Для создания и поддержания качества процессов и продукции и услуг в проекте требуется системный подход. Данный подход должен иметь целью обеспечение понимания и соблюдения установленных и предполагаемых потребностей потребителя, понимания и оценки потребностей других заинтересованных сторон, а также учета политики в области качества инициирующей организации для внедрения менеджмента проектов.

Настоящий стандарт предназначен для использования в контексте требований к системам менеджмента качества, установленным в ИСО 9001:2015 и руководящих указаниях по процессам менеджмента проектов, приведенных в ИСО 21500. Процессы менеджмента проектов описаны в ИСО 21500.

Структура настоящего стандарта отражает его назначение в качестве вспомогательного стандарта, содержащего руководящие указания, а не стандарта на систему менеджмента. В приложении В представлена матрица, содержащая перекрестные ссылки на положения настоящего стандарта, ИСО 9001:2015 и ИСО 21500:2012.

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит руководящие указания по применению менеджмента качества в проектах.

Он применим для организаций, работающих над проектами различной сложности, малыми или крупными, кратко- или долгосрочными, индивидуальными проектами или проектами в рамках программы или портфеля проектов, в различных средах и независимо от задействованного вида продукции и услуг или процесса с целью удовлетворения заинтересованных сторон проекта за счет внедрения менеджмента качества в проекты. Для этого может потребоваться адаптация руководящих указаний для конкретного проекта.

Настоящий стандарт не является руководством по менеджменту проектов. В настоящем стандарте представлены указания по качеству в процессах менеджмента проектов. Руководящие указания по менеджменту проектов и соответствующих процессов представлены в ИСО 21500.

Настоящий стандарт рассматривает обе концепции "менеджмент качества в проектах" и "системы менеджмента качества в проектах". Они разграничиваются посредством раздельного описания в следующих темах и пунктах:

- концепция "менеджмент качества в проектах" включает в себя: системы менеджмента качества в проектах (4); ответственность руководства в проектах (5); менеджмент ресурсов в проектах (6); реализация продукции и услуг в проектах (7) и измерение, анализ и улучшение в проектах (8);

- концепция "системы менеджмента качества в проектах" включает в себя: характеристики проекта (4.1); принципы менеджмента качества в проектах (4.2); процессы менеджмента качества проектов (4.3) и план качества для проекта (4.4).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта. Для недатированных - последнее издание (включая любые изменения).

ISO 9000:2015, Quality management systems - Requirements (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:

ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для применения в сфере стандартизации по следующему адресу:

3.1 действие (activity): Определенный элемент работы, который необходимо осуществить для выполнения проекта (3.3).

Примечание - Действие в проекте, как правило, можно считать наименьшим определенным элементом.

3.2 оценка продвижения проекта (progress evaluation): Оценка продвижения в достижении целей проекта (3.3).

1 Данную оценку следует проводить на соответствующих этапах жизненного цикла проекта (3.8) по процессам проекта на основе критериев для процессов проекта и продукции или услуг проекта.

2 Результаты оценок продвижения могут привести к пересмотру плана менеджмента проекта (3.5).

3.3 проект (project): Уникальный процесс, осуществляемый для достижения цели.

1 Проект, как правило, состоит из комплекса скоординированных и управляемых действий (3.1) с датами начала и окончания, соответствующих установленным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам.

2 Отдельный проект может составлять часть более крупного проекта и, как правило, имеет определенные даты его начала и окончания.

3 В некоторых проектах цели и область распространения актуализируют, а характеристики продукции или услуг определяют по мере выполнения проекта.

4 Результатом проекта может быть одна или несколько единиц продукции или услуг.

5 Проектная организация, как правило, является временной и создается на время выполнения проекта.

6 Сложность взаимодействий между действиями в рамках проекта не обязательно связана с размером проекта.

3.4 менеджмент проекта (project management): Планирование, организация, мониторинг, управление, регистрация всех аспектов проекта (3.3) и мотивирование всех лиц, задействованных в достижении целей проекта.

3.5 план менеджмента проекта (project management plan): Документ, устанавливающий меры, необходимые для достижения цели(ей) проекта (3.3).

1 В план менеджмента проекта следует включать план качества (3.9) проекта или ссылку на него.

2 План менеджмента проекта также включает в себя или ссылается на другие планы, такие как планы, касающиеся организационных структур, ресурсов, графика, бюджета, менеджмента рисков, экологического менеджмента, менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда, а также менеджмента безопасности, если применимо.

3.6 проектная организация (project organization): Временная структура, которая включает в себя функции, ответственность и уровни полномочий, а также границы, которые необходимо определить и довести до сведения всех заинтересованных сторон проекта (3.3).

3.7 этап проекта (project phase): Деление жизненного цикла проекта (3.8) на управляемые наборы действий, таких как создание концепции, разработка, реализация и завершение.

3.8 жизненный цикл проекта (project life cycle): Определенная последовательность фаз, продолжающаяся от начала до окончания проекта (3.3).

[ИСО 21500:2012, 2.12]

3.9 план качества (quality plan): Спецификация, определяющая действия, ответственность и соответствующие ресурсы, которые должны быть применены в отношении конкретного объекта.

* На стадии подготовки. Этап на момент публикации: ИСО 10005:2017.

3.10 поставщик (provider): Организация, предоставляющая продукцию или услугу.

Пример - Производитель, дистрибьютор, розничный продавец или поставщик продукции или услуг.

1 Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации.

2 При заключении договора иногда поставщик именуется "подрядчик".

3 В контексте проектов (3.3) термины "подрядчик" или "субподрядчик" часто используют вместо термина "поставщик".

[ИСО 9000:2015, 3.2.5, изменение - добавлено примечание 3]

4 Системы менеджмента качества в проектах

4.1 Среда и характеристики проекта

4.1.1 Общие положения

Проектным организациям и инициирующим организациям (см. 4.1.2) следует учитывать среду, в которой функционируют их системы менеджмента качества проектов. Некоторые внутренние и внешние факторы могут влиять на способность проекта достигать намеченных результатов проекта. Другие факторы могут предоставлять возможности для более результативной работы с внутренними и внешними сторонами (см. ИСО 9001:2015, 4.1).

Учет внутренних и внешних факторов, способных оказывать влияние на систему менеджмента качества организации, позволяет проектным и инициирующим организациям:

- понять потребности и ожидания заинтересованных сторон;

- разработать или внедрить процессы менеджмента качества проекта, необходимые для достижения намеченных результатов проекта;

- определить риски и возможности, связанные с процессами проекта и запланированными результатами.

ISO 10006:2003 gives guidance on the application of quality management in projects.

It is applicable to projects of varying complexity, small or large, of short or long duration, in different environments, and irrespective of the kind of product or process involved. This can necessitate some tailoring of the guidance to suit a particular project.

ISO 10006:2003 is not a guide to "project management" itself. Guidance on quality in project management processes is discussed in this International Standard. Guidance on quality in a project's product-related processes, and on the "process approach", is covered in ISO 9004.

Since ISO 10006:2003 is a guidance document, it is not intended to be used for certification/registration purposes.

Во второй половине 1980-х гг. анализ накопленного обширного материала о многочисленных неудачах реализации тысяч проектов стран ЕС и США поставил под сомнение первоначально завышенные ожидания относительно возможностей управления по проектам и позволил трезво оценить ситуацию и выявить корни возникших проблем перед проектно-ориентированными организациями.

Обращение к вопросам эффективности проектного управления объективно выявило острую потребность в разработке системы управления качеством проекта. При этом особое значение наряду с требованиями к качеству конечного продукта стало придаваться качеству процессов проекта, при отсутствии должного внимания к которым приводило к не менее значимым отрицательным последствиям непосредственно для создаваемого продукта.

Основной упор сделан на принцип эффективности проектирования оптимального процесса и контроля этого процесса, чем контроля конечного результата.

В этой серии стандартов процессы сгруппированы в две категории:

Процессы, связанные с продуктом проекта, то есть те процессы, которые касаются исключительно продукта проекта, такие как проектирование, производство, проверка. Описанию последних посвящен стандарт ИСО 9004-1.

ИСО 10006 представлен десятью группами процессов управления проектом.

Первая группа представляет процесс разработки стратегии, который фокусирует проект на удовлетворение потребностей заказчика и определяет направление хода работ проекта.

Остальные восемь групп — это процессы, связанные с проектным заданием, сроками, затратами, ресурсами, кадрами, информационными потоками, риском и материально-техническим снабжением (закупками).

Международный стандарт ИСО 10006 ориентирован на проекты самого широкого спектра — малые и крупные, краткосрочные и долгосрочные, для различных окружающих условий и безотносителен к типу проектируемого продукта (включая технические средства, программное обеспечение, полуфабрикаты, услуги или их сочетание). Реализованные в нем рамочные требования требуют последующей адаптации данного руководства к конкретным условиям разработки и реализации отдельного проекта.

Стандарт заимствует ключевые определения из ИСО 8402, включая такие термины как: проект, продукт проекта, план проекта, участник проекта, процесс, оценка хода работ. Для всех процессов управления проектом: планирование, организация, мониторинг и контроль применяются процессы и задачи менеджмента качества.

Общая информация о Стандарте

Разработчик:

Подкомитет ПК 2 "Системы качества" технического комитета ИСО/ТК 176 "Управление качеством и обеспечение качества" Международной организации по стандартизации (ISO)

1-е, на русском языке

Год издания:

Где можно приобрести:

Цель Руководства:

установить руководящие принципы по элементам системы качества, концепциям и практическим процедурам, реализация которых важна для качества и которые оказывают воздействие на его достижение при управлении проектами

  • Область распространения
  • Ссылки на нормативные документы
  • Определения
  • Характеристики проекта

4.1 Общие положения
4.2 Управление проектом
4.3 Организация
4.4 Фазы и процессы проекта

5.1 Общие положения
5.2 Процесс выработки стратегии
5.3 Процессы управления взаимосвязями
5.4 Процессы, связанные с проектным заданием
5.5 Процессы, связанные со сроками
5.6 Процессы, связанные с затратами
5.7 Процессы, связанные с ресурсами
5.8 Процессы, связанные с персоналом
5.9 Процессы, связанные с распространением информации
5.10 Процессы, связанные с рисками
5.11 Процессы, связанные с материально-техническим снабжением

Процесс выработки стратегии

Процесс удовлетворения заявленных и подразумеваемых потребностей заказчика и других участников

Установление направления проекта, фокусирующего все процессы на удовлетворение потребностей заказчика и охватывающего деятельность всех участников проекта. Формализация соглашений с участниками. Управление изменениями потребностей заказчика.

Выполнение проекта как набора запланированных и взаимоувязанных процессов

Выявление и документирование процессов по проекту, их владельцев, а также прав и обязанности владельцев. Структуризация конечного продукта (выделение компонентов) для целей учета всей полноты процессов его создания. Определение взаимосвязи процессов, их координация и объединение в единое целое.

Обеспечение качества процессов и продуктов

Применение методических материалов стандарта ИСО 9000 в части формирования требований к документации, аудиту и контролю за процессами, способные достичь цели проекта

Обеспечение поддержки проекта ответственными руководителями

Создание благоприятной среды в отношении качества в рамках соответствующей организационной структуры. Вовлечение всего персонала в достижение качества процессов и продукта проекта

Обеспечение ответственности руководителей за постоянное улучшение

Непрерывный поиск путей улучшения качества процессов и выполнения работ проекта посредством изучения накопленного опыта

Процессы управления взаимосвязями

Учреждение проекта и разработка плана проекта

Создание системы качества. Разработка плана проекта , включающего план качества, документирование требований заказчика и других участников, анализ контрактов, разработка положения, способствующее непрерывному улучшению качества. Разработка оценок хода работ с указанием их сроков, индикаторов и интерфейсов взаимодействия

Установление процедур управления интерфейсами, проведение координационных совещаний по проекту, разрешение противоречий в обязанностях или изменения степени риска.

Управление изменениями проектного задания и плана проекта, координация изменений по всему фронту взаимосвязанных процессов проекта и разрешение противоречий

Проведение анализа закрытия, подготовка отчетов, архивирование опыта для последующих проектов

Процессы, связанные с проектным заданием

Транслировать требования заказчика и других участников на язык работ проекта, чтобы достичь целей проекта

Разработка проектного задания и требований по контролю

Определение характеристик продукта проекта и документирование его как возможно полнее в измеряемых величинах

Структуризация проекта по конкретным поддающимся управлению работам с тем, чтобы удовлетворить потребности заказчика в конечном продукте. Выходные параметры работ должны быть измеримы.

Контроль за выполнением работ

Контроль плана проекта, включающий контроль за взаимодействием работ в целях минимизации противоречий или недопонимания.

Процессы, связанные со сроками

Планирование соподчиненных работ

Определение взаимоотношений, логических взаимодействий и соподчиненности работ по проекту, рассмотрение их согласованности. Использование стандартных, апробированных сетевых графиков с целью использования прошлого опыта

Оценка длительности работ с учетом ресурсообеспеченности проекта и имеющихся рисков.

Разработка календарного графика выполнения проекта

Привлечение участников и заказчика для разработки стандартизованных форматов графиков, пригодных для нужд различных пользователей, графика ключевых событий (вех).

Контроль за выполнением графиков

Определение частоты сбора данных. Выявление отклонений от графика, анализ их причин, принятие корректирующих мер. Выявление причин отклонений и формирование основы для постоянного улучшения. Определение воздействия изменений графиков на бюджет (смету расходов) и ресурсы, а также на качество продукта. Решения о необходимых действиях должны приниматься только после учёта их влияния на другие процессы и цели проекта. Изменения, которые влияют на цели проекта, должны быть согласованы с заказчиком и другими участниками до их внесения.

Процессы, связанные с затратами

Поиск источников информации для оценки затрат, увязанных со структурой ответственных за сбор подразделений. Документирование затрат, учет изменения сценарных макроусловий и рисков. Представление затрат в требуемых формах для разработки бюджета, составления бух. отчетности и управления проектом.

Формирование бюджета с учетом последующего мониторинга затрат по проекту на основе оценки затрат и календарных графиков.

Контроль за затратами

Разработка процедур контроля, доведение их до ответственных лиц, выдающих разрешение на производство работ и расходы. Определение частоты контроля, выявление причин отклонений и анализ достижения целей и задач проекта. Учет воздействия отклонений на другие процессы, их документирование и пересмотр прогнозируемых расходов бюджета.

Процессы, связанные с ресурсами

Определение состава и календарного графика потребности в ресурсах. Разработка ресурсного плана с указанием источников привлечения и способы утилизации ресурсов. Оценка поставщиков. Анализ ограничений.

Контроль за ресурсами

Контроль поставок по срокам, обеспеченности работ проекта. Выявление, анализ и принятие мер по отклонениям от ресурсного плана.

Процессы, связанные с персоналом

Определение организационной структуры проекта

В рамках политики организации создание структуры, соответствующей условиям и целям выполнения конкретного проекта, способствующей эффективным коммуникациям и сотрудничеству его участников. Установление взаимоотношений с заказчиком, функциональными подразделениям (особенно отвечающими за качество). Описание полномочий и обязанностей в рамках закрепленных проектных ролей.

Определение квалификации и требований к персоналу в соответствии с ролевой структурой проекта. Отбор персонала.

Развитие командной работы

Управление и отдельные меры, нацеленные на улучшение коллективной работы.

Процессы, связанные с распространением информации

Планирование информационных потоков

Разработка процедур подготовки, сбора, идентификации, классификации, распределения, разделения по массивам, обновления, архивирования и поиска информации. Формирование графика распространения информации.

Контроль за распространением информации

Контроль графиков распространения информации и своевременного доведения до ее потребителей. Обеспечение функциональности интерфейсов взаимодействия между участниками и функциональными подразделениями для успешного завершения проекта.

Процессы, связанные с рисками

Идентификация рисков проекта и продукта с использованием накопленного опыта в точках принятия наиболее значимых решений. Традиционные области рисков: затраты, сроки, продукт требуют расширения и анализа в части: защищенности, надёжности, профессиональной ответственности, информационных технологий, безопасности, здоровья и окружающей среды и др.

На базе накопленного опыта осуществляется качественная и количественная оценка рисковых событий. Разработка и документирование методик и критериев оценивания.

Развитие реакции на риски

Разработка плана мероприятий реагирования на риски. Включение в календарный

Контроль за рисками

Итеративные идентификация, оценка и реакция на риск, актуализация плана реагирования на риски и контроль за их исполнением.

Процессы, связанные с материально-техническим снабжением

Планирование закупок и контроль

Установление требуемых покупок с учетом требуемого качества, сроков и себестоимости конечного продукта. Разработка внутренних процедур поставок для продуктов собственного производства и процедур подготовки и заключения контрактов для поставляемых из вне. Оценивание подрядчиков, изучение их требований и рассмотрение контрактов.

Описание объемов поставок, характеристик продукта, надлежащих требований к управлению качеством с учетом требований заказчика.

Учет всех аспектов, влияющих на проект: технический опыт, производственные мощности, сроки поставок, система качества и финансовая устойчивость.

Разработка процедуры заключения договоров субподряда и передача субподрядчику информации о политике и системе качества в проекте. Проведение тендеров.

Контроль за выполнением контракта

Разработка системы, гарантирующей выполнение требований контрактов. Контроль за установлением надлежащих договорных отношений и интеграцию выходных данных в состав общей системы управления проектом. Мониторинг работ на соответствие требованиям контракта.

Извлечение уроков из проекта

Данный процесс направлен на непрерывное улучшение будущих проектов за счет:

Дополнительные источники по управлению качеством

ИСО 9000-1:1994 г. "Стандарты управления качеством и обеспечения качества. Часть 1: Руководство по выбору и применению".

ИСО 9000-4:1993 г. "Стандарты управления качеством и обеспечения качества. Часть 4: Руководство по управлению программой надежности".

"ИСО 9001:1994 г. "Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, изготовлении, постановке на производство и обслуживании".

ИСО 9004-2:1991 г. "Управление качеством и элементы систем качества. Часть 2: Руководство по услугам".

ИСО 9004-4:1993 г. "Управление качеством и элементы систем качества. Часть 4: Руководство по улучшению качества".

ИСО/МЭК 12207:1995 г. "Информационная технология. Процессы жизненного цикла программного обеспечения".

МЭК 300-3-3:1995 г. "Управление надежностью. Часть 3: Руководство по применению. Раздел 3: Калькуляция расходов на этапах жизненного цикла".

МЭК 300-3-9:1995 г. "Управление надежностью. Часть 3: Руководство по применению. Раздел 9: Анализ рисков технических систем".

Читайте также: