Ссср в 40 60 годы кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Лекция 13 СССР в сер. 40-х – сер. 60-х гг. ХХ в.

2. Рекомендуемая литература:


Ворожейкин И.Е. Летопись трудового героизма:
краткая история соцсоревнования в СССР. – М.,
1984.
Жуков Ю.Н. Борьба за власть в партийногосударственных верхах СССР весной 1953 года.
// Вопросы истории. – 1996. – № 5 - 6.
Печатников В.О. Советский Союз глазами
американской разведки в 1950 - 1980-е годы //
Новая и Новейшая история. – 1996. – № 3.

3. Понятийный аппарат:


Социалистический лагерь,
"трудовой фронт",
космополитизм,
"русский приоритет",
культ личности,
десталинизация,
реабилитация,
совнархозы,
волюнтаризм .

4. Вопросы:

• Внутриполитическое развитие
страны.
• Социально – экономическое
развитие.
• Особенности внешней политики.

5. ВОПРОС 1

• В марте 1946 г. Совет народных
комиссаров (СНК) был
преобразован в Совет
Министров во главе с И.В.
Сталиным.

• В октябре 1952 г.
состоялся ХIХ съезд
Всесоюзной
коммунистической
партии большевиков
(ВКП(б)), где было
принято решение о
переименовании партии
в Коммунистическую
партию Советского
Союза (КПСС).

8. Политические репрессии:

9. Борьба с космополитизмом.

• Космополитизм- отказ от
патриотических традиций,
национальной независимости и
культуры, проповедь идеологии
мирового гражданства и
общечеловеческих ценностей.

10. Слава русскому народу !

15. 5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин

16. Похороны Сталина

22. Летом 1953 г. Хрущев возглавил заговор против Берия

25. С 1956 г. в стране началась либерализация общественно – политической жизни:

• Расширились законотворческие
полномочия союзных республик.
• Даны дополнительные права
хозяйственным и политическим
структурам.
• Начала проводиться реабилитация
репрессированных.

• На XXII съезде КПСС в 1961 г. был
принят новый устав партии, где
были отмечены конкретные
этапы построения коммунизма в
СССР.

30. Реформы Хрущева вызывали недовольство различных категорий общества:

• партийный аппарат недоволен его сокращением
и переводом на общественные начала больших
участков партийной работы;
• госаппарат недоволен потерей влияния после
упразднения отраслевых министерств;
• военные – сокращением армии;
• интеллигенция не получила полной
демократизации.

33. ВОПРОС 2

34. Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями:

• было разрушено 1710 городов и поселков;
• 70 тысяч сел и деревень;
• взорвано и выведено из строя 31850
заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс.
железнодорожных путей;
• посевные площади сократились на 36,8
млн.га.

36. В августе 1943 г. было принято постановление СНК СССР и ЦИК ВКП(б)

37. По плану восстановления хозяйства на 1946 – 1950 гг. Преимущество отдавалось:


военно-промышленному комплексу;
машиностроению;
металлургии;
топливной и энергетической
промышленности.

• Восстановление
промышленности было
завершено в 1948 г., а к концу
пятилетки уровень
промышленного производства
превысил довоенный на 73%.

• В 1957 г. был принят закон о
перестройке управления
промышленностью – отменялись
министерства и ведомства.
• Новой формой управления
стали Советы народного
хозяйства.

41. Для обеспечения населения страны продовольствием в 1953 г. была разработана новая аграрная политика:

• повышение государством закупочных цен
на сельхозпродукцию;
• увеличение финансирования сельского
хозяйства;
• снижение налогов с личных подсобных
хозяйств;
• расширение посевных площадей.

42. С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель.

На освоение целины
прибыло:
• 350 тыс.
переселенцев;
• 30 тыс. партийных
работников;
• 120 тыс.
специалистов.

44. В 1959 г. начинается реорганизация сельского хозяйства:

45. С 1959 г. всем хозяйствам рекомендовалось переходить к выращиванию кукурузы.

47. К концу 50 –х произошли изменения в социальной структуре общества:

• Выросла численность населения
-208,8 млн. чел.(в 1939 г. было 190,7
млн.чел.).
• Доля горожан составляла 48 %
• Увеличилась численность рабочих в
общем составе населения.
• Регулярно увеличивалась зарплата.

• Росли доходы колхозников (с 1964 г. им стали
выплачивать пенсию).
• Был принят закон о снижении пенсионного
возраста.
• Сокращена продолжительность рабочей недели.
• Отменены все виды платы за обучение.
• Началось широкомасштабное строительство
жилья.
• Жилищный фонд с 1955 по 1964 вырос на 80%.

50. ВОПРОС 3

51. После войны международный авторитет СССР значительно вырос:

• Самая мощная и крупнейшая в мире армия.
• Облик освободителя в глазах мировой
общественности.
• Рост коммунистических организаций в Европе.
• Расширение дипломатических отношений со
странами мира (после войны с 52 странами, до
войны –с 26).

• Началом «Холодной войны
принято считать речь
У. Черчилля в американском
городе Фултоне перед
студенческой молодежью.

• В 1949 г. крупнейшие
капиталистические страны создали
Североатлантический союз
(НАТО),
для противостояния социалистическим
странам.

• В 1949 г. СССР стал обладать
ядерным оружием. А к концу
50-х гг. добился приоритета
над США в ракетно-ядерном
вооружении.

• Ареной столкновения военно –
политических блоков стали
различные части света, где
происходили локальные
конфликты, которые в любой
момент могли перерасти в Третью
мировую войну.

60. Встреча Н.С. Хрущева и Д. Кеннеди

63. Вывод:

• Стратегическую задачу развития
партийно- государственное
руководство страны видело в
построении социалистического, а
затем коммунистического
общества.

• Основные приоритеты и
направления развития страны
определялись
народнохозяйственными
пятилетними планами.

65. В области внешней политики:

• Противостояние с
капиталистическими странами.
• Тесное сотрудничество с соц.
странами.
• Привлечение развивающихся
государств в орбиту своего влияния.

Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы сараны сотни тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специалистов в вузах.

В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы.

Одним из последствий либерализации внешнеполитического курса явилось углубление международных связей деятелей культуры. Представители науки и искусства, преподаватели вузов направлялись на стажировку в разные страны мира. Расширились обмен информацией между научно-исследовательскими институтами, их взаимное сотрудничество в решении важных проблем науки и техники. В СССР организовывались выставки из крупнейших картинных галерей мира. Проходили выступления лучших зарубежных театральных и музыкальных коллективов. В Москве состоялся первый международный конкурс музыкантов и исполнителей им. П. И. Чайковского. Одним из его лауреатов стал пианист из США Ван Клиберн. Получил развитие международный туризм.

Народное образование и высшая школа

Восстановление разрушенных и строительство новых школ позволили уже к концу 40-х годов значительно расширить контингент учащихся. Получили развитие школы рабочей молодежи. Они давали возможность завершить школьное образование подросткам, вынужденным в период войны прервать учебу. Для обеспечения народного хозяйства квалифицированной рабочей силой были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Только в 1946—1950 гг. они подготовили около 3,4 млн. рабочих. Был возобновлен прерванный войной переход к всеобщему обязательному семилетнему обучению. В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перестройка народного образования. Существующая семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю политехническую школу, начальная четырехлетняя заменялась трехлетней. Увеличивался срок учебы в средней школе: она становилась одиннадцатилетней. В процесс обучения старшеклассников был включен труд на производстве. Для этого на предприятиях создавались учебные цеха и участки. Однако перестройка школы оказалась несостоятельной, неэффективной. Она привела к перегрузке учебных программ и снижению общего уровня образовательной подготовки учащихся. В связи с этим в 1964 г. было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обучения.

Растущая потребность в квалифицированных специалистах способствовала расширению масштабов и качества их подготовки. Были открыты новые вузы и университеты во Владивостоке, Новосибирске, Иркутске, Нальчике и других городах. Только в 1950—1955 гг. начали действовать 50 новых вузов. В 1959—1965 гг. высшие учебные заведения подготовили и направили на работу в народное хозяйство свыше 2,4 млн. выпускников.

Развитие науки

Сразу по окончании Великой Отечественной войны началась работа по восстановлению научных центров. Стали вновь действовать Академии наук на Украине, в Литве, Белоруссии. Были созданы Академии наук в Казахстане, Латвии, Эстонии. Открылись новые научно-исследовательские институты, в том числе атомной энергии, физической химии, точной механики и вычислительной техники. Создавались исследовательские центры, связанные с отраслями, работающими на оборону. Советские ученые осуществили синтез управляемой ядерной реакции в атомном реакторе. В 1949 г. в СССР состоялось испытание атомной бомбы.

Диктатура в духовно-идеологической сфере тяжело отражалась на развитии науки. С большими трудностями сталкивались исследователи, занимавшиеся квантовой механикой, кибернетикой, генетикой. С ведома руководителей страны был организован настоящий разгром ученых-генетиков. На сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 г. они были объявлены лжеучеными, а их труды — вне закона.

Научно-техническая революция потребовала развития отраслей научных знаний, непосредственно связанных с созданием новой техники, с использованием атомной энергии для нужд народного хозяйства. Уделялось большое внимание развитию радиофизики, электроники, теоретической физики. В 1954 г. в СССР начала действовать первая промышленная электростанция на атомной энергии. В подмосковном городе Дубна был создан Международный центр для проведения исследований в области ядерной физики и использования атомной энергии в мирных целях. В становлении Объединенного института ядерных исследований участвовали известные физики А. П. Александров, Д. И. Блохинцев, И. В. Курчатов.

Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин и др.

Литература и искусство

В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международный отношениях неизмеримо возросли. СССР стал одним из признанных лидеров мирового сообщества. В послевоенный период имевшиеся между СССР, США и Великобританией противоречия вспыхнули с новой силой. США выступили с претензией на мировое господство, используя для давления на СССР и другие страны имевшуюся у них монополию на атомное оружие. 1946 год стал поворотным в процессе создания новой системы международных отношений: от политики сотрудничества бывшие союзники перешли к конфронтации. Считается, что с речи У. Черчилля в Фултоне (США) в международной политике началась эра “холодной войны” — идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Развязывание “холодной войны” привело к созданию в 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО), а затем, в 1955 г., — Организации Варшавского Договора (ОВД), к участию СССР в корейском конфликте. Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгие годы стали отношения между двумя сверхдержавами — СССР и США. 12 марта 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира; пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества. СССР навязывал восточноевропейским социалистическим странам свою модель преобразований. Любое противодействие или отклонение от этой модели воспринималось сталинским руководством явно враждебно. По этой причине произошел полный разрыв отношений с Югославией (1948).

Вопрос 59. СССР в середине 50-х – первой половине 60-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.

Вопрос 60. Внешняя политика СССР во второй половине 60-х – начале 80-х годов.

Вопрос 61. СССР во второй половине 60-х – 80-х гг.: социальные и экономические успехи и неудачи.

1940-е годы стали, пожалуй, тяжелейшими для Советского Союза за всю историю его существования. Это связано с началом Великой Отечественной войны, которая продлилась 4 года, а также с восстановлением страны после военных действий. Подробнее об этом поговорим в нашей сегодняшней статье.

В 1939-м году началась Вторая Мировая война, инициатором которой стала Германия и ее союзники. Через 2 года произошло вторжение в СССР, осуществленное без предупреждения. Именно СССР в составе антигитлеровской коалиции нанес наибольший ущерб Германии, освободил страны Центральной и Восточной Европы. Но какими усилиями удалось это сделать…

Стало известно, что общие людские потери составляют 26 с половиной миллионов человек (сюда входят и военные, и гражданское население). Помимо этого, страна понесла значительные имущественные потери - 30% всего национального богатства. Ценой таких утрат Советский Союз уничтожил германский нацизм и спас миллионы человеческих жизней.

Послевоенное время характеризуется активным восстановлением государства. Речь идет не только о хозяйстве, но и о психологическом здоровье населения.

В 1946-м году началась Холодная война. Противниками стали СССР и США. В рамках так называемой гонки вооружений Советский Союз в 1949-м году провел испытания первой ядерной бомбы. В том же году был создан блок НАТО.

В связи с длительным процессом ВОВ советским гражданам требовалось поддержание патриотических настроений. Эту функцию выполняли различные произведения искусства. Например, музыкальные творения создавали такие выдающиеся деятели, как Д. Шостакович и С. Прокофьев. Огромный вклад в литературу внесли А. Гайдар, А. Толстой, А. Твардовский, М. Алигер, К. Симонов, С. Маршак, В. Каверин, М. Пришвин, В. Некрасов и многие другие.

Читайте также: