Средства кодификации языковых норм кратко

Обновлено: 05.07.2024

VI Международная научно-практическая конференция РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Обновлено (02.12.2018 11:15) Автор: Administrator 02.12.2018 11:12

В 176 докладах, прозвучавших в работе 9 секций конференции, освещался широкий круг тем: этапы становления и развития РКИ как научного направления, лингводидактическое описание русского языка в учебных пособиях нового поколения, национальная идентичность и межкультурная коммуникация, русский язык как средство научного и профессионального общения, проблемы культуры речи, современные технологии в преподавании РКИ, художественный текст в иноязычной аудитории. Отдельная секция была посвящена обсуждению научного наследия Ф.И. Буслаева в честь 200-летия со дня его рождения.

Особое место в программе конференции заняли выступления на пленарном заседании профессоров филологического факультета Т.В. Кортава, А.В. Леденева, Ф.И. Панкова, президента факультета иностраных языков и регионоведения МГУ С.Г. Тер-Минасовой, профессора РУДН С.А. Хаврониной, доцентов филологического факультета МГУ В.В. Добровольской и И.В. Одинцовой.

Два дня конференции участники из разных концов света, объединенные любовью к своему делу, обменивались опытом, вели дискуссии, искали пути решения актуальных профессиональных задач. Присланные после конференции отзывы свидетельствуют о важности этого мероприятия для поддержки специалистов по всему миру.

Памяти Валерии Васильевны Добровольской

Обновлено (30.11.1999 00:00) Автор: Administrator 08.04.2021 17:57

Память о ней сохранится в наших сердцах.

Памяти Валерии Васильевны Добровольской

Обновлено (30.11.1999 00:00) Автор: Administrator 08.04.2021 19:15

Память о ней сохранится в наших сердцах.

Проректору Московского государственного университета

имени М.В. Ломоносова

заведующему кафедрой русского языка

для иностранных учащихся естественных факультетов

Глубокоуважаемая Татьяна Владимировна!

Опечален известием о кончине Валерии Васильевны Добровольской. Она принадлежала к поколению русистов, подвижнический труд которых во многом способствовал продвижению русского языка, укреплению его позиций в мировом образовательном пространстве, помогал людям всей планеты объединять свои усилия в борьбе за светлые идеалы.

Человек высочайшего профессионализма, широчайшей эрудиции, необыкновенной скромности, такта, интеллигентности, поэтической души, Валерия Васильевна была одним из ярких продолжателей научно-методической мысли, сеяла разумное, доброе, вечное на благодатной ниве русистики. Пока мы живы, незабвенная Валерия Васильевна будет жить в наших сердцах.

Мои искренние соболезнования Вам, уважаемая Татьяна Владимировна, коллективу возглавляемой Вами кафедры, коллегам, родным и близким Валерии Васильевны.

заведующий кафедрой русского языка

и методики его преподавания

Российского университета дружбы народов.

Обновлено (01.11.2016 22:28) Автор: Administrator 18.04.2016 21:14

Это событие вызвало живой интерес профессионального сообщества, которое обсудило содержательные аспекты курса, современные методы и технологии его преподавания, проанализировало проблемы культуры речи в историческом аспекте и применительно к практике преподавания РКИ, уделив серьезное внимание коммуникативному портрету современника.

Участники научно-практической конференции выдвинули ряд конструктивных предложений по организации этого важного для студентов всех вузов курса.

На круглом столе выступили около 80 преподавателей из 27 вузов РФ (в том числе из Санкт-Петербургского государственного университета, Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, Северо-Кавказского федерального университета, Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, НИУ ВШЭ, Московского педагогического государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ , Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Ивановской медицинской академии Минздрава России, Рязанского государственного медицинского университета имени акад. И.П. Павлова, Самарского государственного социально-педагогического университета, Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского Минздрава РФ, Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева и др.). В работе конференции приняли участие зарубежные делегаты из Словакии, Ирана, Южной Кореи.

Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

филологический факультет

кафедра русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов

Круглый стол

Проблемы преподавания курса

21 октября 2016 года, Москва

Председатель –

декан филологического факультета профессор Марина Леонтьевна Ремнёва

Заместитель председателя –

зав. кафедрой русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов профессор Татьяна Владимировна Кортава

Члены Оргкомитета

– доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета

– доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов

– преподаватель кафедры русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов

– доцент кафедры русского языка

– профессор кафедры русского языка

– доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов

21 октября 2016 года

2-й учебный корпус гуманитарных факультетов МГУ

(Ленинские горы д.1, стр.52)

Ауд. 830

13.30-14.00

Торжественное открытие

Ауд. 825

14.00 – 14.30

Приветствия:

декана филологического факультета доктора филологических наук, профессора Марины Леонтьевны Ремнёвой,

заведующей кафедрой русского языка для иностранных студентов естественных факультетов доктора филологических наук, профессора Татьяны Владимировны Кортава,

доктора педагогических наук, профессора Майи Владимировны Всеволодовой,

доцента кафедры русского языка для иностранных студентов естественных факультетов Валерии Васильевны Добровольской.

ЗАСЕДАНИЯ ПО СЕКЦИЯМ

Секция 1

Руководители: д.ф.н., проф. Н.А. Ковалева, д.ф.н., проф. В.Н. Базылев

Ауд. 825

14.30 – 17.30

В.Н. Базылев, д.ф.н., проф. (Россия, Московский педагогический государственный университет). Актуальная педагогическая модель обучения русскому языку в новых педагогических условиях.

О.П. Быкова , д.п.н., проф., Н.Н. Сусакова (Россия, Московский государственный университет геодезии и картографии). О мотивации студентов-нефилологов на занятиях по русскому языку и культуре речи (из опыта преподавания дисциплины в МИИГАиК).

М.В. Всеволодова , д.ф.н., проф. (Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). Современный уровень русской грамматики и других славянских языков. Объективная грамматика и проблемы грамматикализации.

Н.А. Ковалева, д.ф.н., проф. ( Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ ). Изучение эпистолярного наследия русских классиков в аспекте культуры речи.

В.Г. Кульпина, д.ф.н., доц. (Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). Обучающий потенциал анализа лингвистических особенностей клишированных оборотов научной речи.

А.Ю. Михайленко, (Россия, Институт славяноведения РАН). Поэтические вольности в контексте культуры речи: эстетический аспект.

И.Э. Стрелец, к.полит.н. (Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). О роли преподавания русского языка и культуры речи в решении проблем национальной безопасности.

В.М. Шетэля, к.ф.н., доц. ( Россия, Московский педагогический государственный университет ). Изучение терминологии на занятиях по русскому языку и культуре речи.

Секция 2

Современные методы и технологии в преподавании курса

Руководители: д.п.н., проф. Л.А. Дунаева, д.ф.н. доц. О.Н. Киянова

Ауд. 816

14.30 – 17:30

Я.Э. Ахапкина, к.ф.н. доц., Н.Н. Буйлова (Россия, НИУ Высшая школа экономики). Нестандартная русская речь: корпусные технологии в исследовании и методике преподавания.

С.В. Боброва, к.п.н., доц. (Россия, Академия гражданской защиты МЧС России). Формирование культуры вербального взаимодействия на занятиях по русскому языку и культуре речи.

Л.А. Дунаева, д.п.н., проф. (Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). Особенности обучения культуре речи в полиязычной аудитории.

Е.А. Зак, В.П. Фесенко. (Россия, Школа лингвистики НИУ ВШЭ). Проблемы мотивирования студентов нефилологических специальностей к изучению стилистики.

Т.Ф. Крушинская, к.п.н., доц. (Россия, Академия гражданской защиты МЧС России). Совершенствование речевой культуры иностранных учащихся в процессе работы с интерактивными пособиями.

Т.П. Скорикова, д.ф.н., проф. (Россия, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана). Структура и содержание учебно-методического комплекса по русскому языку и культуре речи для студентов технического университета.

Секция 3

Культура русской речи в историческом плане

Руководители: к.ф.н., доц. Н.В. Николенкова, к.ф.н., доц. В.С. Савельев

Ауд. 824

14.30– 17.30

И.В. Баданина, к.ф.н., доц. (Россия, МПГУ). Номинации женщин в речи и лексикографии.

Н.Н. Запольская , д.ф.н., доц. (Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). История русского литературного языка и современная культура речи: проблема делимитативных норм.

И.Ф. Мазанько , к.ф.н., доц. (Россия, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева). Актуальность исторических экскурсов и осмысления глубинных процессов при идентификации норм в сфере культуры.

Т.В. Пентковская , д.ф.н., проф. (Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). Активные процессы в современном русском языке и история славянских языков.

Н.В. Пушкарева, д.ф.н., доц., О.А. Старовойтова, к.ф.н., доц. (Россия, Санкт-Петербургский государственный университет). Историко-культурный компонент как средство формирования языковой личности обучающегося.

Секция 4

Коммуникативный портрет современника

Руководители: д.ф.н., проф. Т.В. Кортава, д.п.н., доц. Л.В. Красильникова

Ауд. 820

14.30– 17:30

Н.В. Баско, к.ф.н., доц. (Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). Иноязычные заимствования в обыденном общении как фактор влияния на коммуникацию.

З.М. Ким , к.п.н., доц., Г.В. Корнева, к.п.н. (Россия, Рязанский государственный медицинский университет имени акад. И.П. Павлова). Совершенствование этического кодекса будущего врача на занятиях по русскому языку и культуре речи.

Е.А. Коновалова , к.ф.н., доц. ( Россия, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского ). Репрезентация статусных обращений в речи обучающихся в учебных заведениях Крыма

Т.В. Кортава , д.ф.н., проф. ( Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова ). Коммуникативный портрет современного журналиста.

Л.В. Красильникова , д.п.н., доц. (Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). Эмоциональность русских и ее проявление в речи.

И.П. Кузьмич , доц. (Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). Речевой портрет режиссера П.Н. Фоменко.

Т.М. Ляшенко , к.ф.н., доц. (Россия, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина). Коммуникативная успешность и средства ее достижения.

В.Т. Марков , д.п.н., проф. (Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). Экстралингвистические и лингвистические особенности речи современного спортивного журналиста.

Н.А. Наседкина ( Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). Нарушение правил речевого этикета современными студентами: причины и способы коррекции (ситуации установления контакта и завершения коммуникации).

М.Г. Обижаева (Россия, Институт славяноведения РАН). Культура речи в лингвистическом контексте Юго-Восточной Европы: проблема национальной идентичности.

И.С. Папуша , д.ф.н., Е.А. Валькова, к.ф.н. (Россия, Московский государственный областной университет). Культура речи в аспекте речевой коммуникации.

Е.Я. Титаренко, д.ф.н., доц. (Россия, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского). Культура звучащей речи: интонация, паузирование, синтагматическое членение.

Н.Д. Ющенко (Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). Язык интернет-пользователя как часть современной речевой культуры.

Секция 5

Вопросы культуры речи в практике преподавания РКИ

Руководители: д.п.н., проф. Е.С. Мойса, д.ф.н., доц. Ф.И. Панков

Ауд. 831

14.30– 17.30

Д. Антонякова , к.н., доц., Д. Саболова, преп. (Словакия, Прешовский университет). Роль внеаудиторной работы в процессе формирования личности учителя-русиста (из опыта преподавания русского языка в словацком университете).

А.Н. Богомолов , д.п.н. проф. (Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова) Методика формирования культуры речи иностранных учащихся продвинутого этапа обучения на материале аутентичного массмедийного текста.

Е.А. Ерёмина (Россия, Институт международных связей, РГПУ имени А.И. Герцена). Концепция обучения иностранных студентов восприятию словесных образов времен года.

П.Б. Котикова, к.ф.н. ( Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). Чтение и анализ художественных текстов на занятиях по русскому языку и культуре речи.

Е.С. Мойса, д.п.н., проф. (Россия, Московский технологический университет). Практикум по культуре речи как новая речеведческая дисциплина в обучении иностранных магистрантов-филологов русскому языку.

Ф.И. Панков , д.ф.н., доц. (Россия, МГУ имени М.В. Ломоносова). Культура речи, языковая картина мира и русская грамматика.

Т.П. Швец, к. искусствоведения, доц. (Россия, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского). Роль соблюдения стилистических норм русского языка для успешного развития навыка перевода иностранных текстов.

17.30

Подведение итогов Круглого стола

Ауд. 825

Обновлено (01.02.2016 21:58) Автор: Administrator 12.05.2011 11:28

9X3A0297

Фестиваль организовала кафедра русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов филологического факультета при технической поддержке факультета вычислительной математики и кибернетики и Центра развития электронных образовательных ресурсов. Финалистами этого мероприятия стали более 160 студентов, аспирантов, магистрантов, стажеров 53 вузов (46 российских и 7 зарубежных) из 42 стран мира.

Процесс фиксации нормы, т. е. внесение определенных правил употребления языковых средств в словари и справочники, называется кодификацией. Языковая система имеет уровневое строение, в зависимости от уровня языка выделяются различные типы норм и соответственно типы словарей: нормы произношения и ударения фиксируются в орфоэпических и акцентологических словарях, нормы словоупотребления – в толковых и фразеологических словарях, словарях синонимов, антонимов, паронимов и т. д., морфологические и синтаксические нормы – в специальных справочниках и грамматиках.

Назовем некоторые словари и справочники, имеющие авторитет в обществе:

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., (1972).

2. Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма. М., (1978).

3. Граудина Л. К, Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., (1976).

Критерии кодификации нормы

Тип критерия Кодификация нормы
Экстралингвистический (внеязыковой) Авторитетность источника употребления Фиксация в письменных источниках Языковой вкус и чувство меры
Внутриязыковой и речевой Соответствие языковой модели Необходимость, неизбыточность Частотность употребления

Следует отметить также, что кодификация – длительный трудоемкий процесс, который в современной экономической ситуации становится еще более сложным, поэтому часто словари не успевают отражать изменения в современной языковой системе и некоторые случаи, требующие разъяснения, остаются без интерпретации специалистов (например, в современные словари еще не вошло активно употребляемое слово транкинг, значение которого нам приходится определять самим, опираясь на средства массовой информации).

- позв заменить интуитивные представл-я языка закрепленными

- созд усл-я для преподавания

- целостность языка, осн на нормах

Коммуникативный аспект культуры речи: основные категории науки о речевом воздействии.

Культура речи реализ и в коммуникативном аспекте, тк человек должен уметь грамотно общаться, воздействовать на других людей как в письменной, так и в устной форме и достигать поставленных целей.

- правило построения воздействующего текста (особенности вербальной коммуникации)

- правила невербальной коммуникации (жесты, мимика, внешний вид)

- типы аудитории, на кот напр речевое воздействие

- спрягается с функциональной стилистикой, кот явл другим разделом стилистики

- правила и принципы бесконфликтной коммуникации (этический аспект к-ры речи)

Требования к вербальной коммуникации:

- краткость (10 мин, соблюдение регламента)

- логичность текста (во-первых, во-вторых)

- соблюдение норм к-ры речи

- выразительность речи (исп-е тропов и фигур)

- понятность главной мысли

- простота изложения (подстр под аудиторию)

Центр термином науки реч воздействии явл термин "комммуникат позиция". Коммуникативная позиция - степень влиятельности собеседников в процессе общения. Абсолютные позиции - те, которые нельзя изм, обус соц усл-ями (возраст, пол, соц статус), относительные можно усилить, ослабить и защитить.

Способы невербального усиления позиции (неверб коммуникации)

Аудитория - делить ее на 3 сектора, делать вид, что она охвачена

Тет-а-тет- не в глаза, на лоб или глаз, не стоит делать замки (закрытые позы), демонстрировать запястья

Усиливает позицию уменьшение пространства, заслоны ослабляют коммуникацию

Хуго Грайс - один из осн теоретиков теории коммуник., обясн осн законы логически. Принцип кооперации - любое общение сознательно или неосознанно - принцип взаимовыгоды и взаимопомощи собеседников.

Максимы грайса (для эффективного общения):

- полноты информации (сколько нужно для цели)

- максима качества информации (достоверность: нельзя врать, нельзя давать непроверенную информацию)

- максима релевантности (не отклоняться от темы)

- максима-манера (выражаться ясно)

Коммуникативный аспект культуры речи: коммуникативные законы.

Коммуникативные законы меняются со временем. Они национально специфичны. Они нерегулярны (есть ситуации, когда они не соблюдаются). Ключевой закон - закон зеркального развития коммуникации: собеседники в процессе общения повторяют темы, жесты, мимику и прочие особенности невербального общения друг другу.

- закон зависимости результата общения от затраченных коммуникативных усилий (чем больше вкладывать в общение, тем больше результат)

- закон прогрессирующего нетерпения слушателей (внимание слушателей угасает, время в глазах людей увеличивается); стоит отвлекаться от темы, самое интересное оставить на время усталости слушателей.

- закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее количества

- закон притяжения критики (обычно критику вызывают выделяющиеся люди) - обратная сторона - черный пиар в шоу-бизнесе

Норма-правило использования речевых средств в определенный исторический период, это единообразное, образцовое, общепринятое и рекомендуемое употребление единиц языка. Норма эволюционирует вместе с языком. В языке Пушкина встречались ударения засУха, музЫка. На нормы действуют 2 тенденции: тенденция к консервативности и тенденция к изменяемости.Обоюдное их влияние служит причиной явления вариантивности. Вариантами называют разновидности одной и той же единицы, различающиеся по форме.

Следует различать дублеты, смысловые и стилистические варианты нормы.

Дублетами называются вариантные нормы, не отличающиеся друг от друга ни по смыслу ни по употреблению (индУстрия-индустрИя)

Семантическими вариантами норм называют варианты различающиеся по значению (корпусЫ-о туловище, корпусА-о зданиях)

Стилистическими принято считать варианты нормы, имеющие тождественное значение, но различающиеся сферой употребления (в отпускУ-нейтральная форма, в отпускЕ-нейтральная форма)

Семантико-стилистическими являются варианты различающиеся по смыслу так и употреблением (сыновья-в семье нейтральный, сыны-родины, высоко книжный)

Кодификация-упорядочение приведением в единство, в систему, в целостный непротиворечивый свод (кодекс). Кодефикация это проявление заботы о языке, сохранение им социальной и культурной функции

Результат кодификации-нормативные словари и языковые справочники, учебники и вся просветительская и образовательная деятельность в области языка. Влиятельной силой кодификации выступает пример людей, безукоризненно владеющих русской речью.

Кодификаторами языка выступают ученые-языковеды, а так же писатели, журналисты и учителя, каждый человек несет ответственность за судьбу своего родного языка.

Наличие этих разновидностей означает:

-каждый говорящий на СРЛЯ владеет обеими системами

-использование КЛЯ и ЛЯ продиктовано особенностями ситуации

-одна из систем КЛЯ требует спец овладения и изучения

КЛЯ-отражен в источниках кодификации и используется в письменной речи и в строгой устрой речи. Есть нормы, они кодифицированы и востребованы

РР-ее нормы не кодифицированы не отражены, используется в нестрогой устрой речи (повседневно-бытовая)

-непринужденность общения(у говорящих отсутствует установка на официальное общение; между говорящими установлены неофициальные или нейтральные отношения; отсутствует элементы нарушаемые неофициальность общения)

-непосресдственное участие говорящих в коммуникации

-устная форма общения

-сильная опора на ситуацию

-выпадение членов предложения, союзов, предлогов

-шире чем в КЛЯ сфера использования именительного падежа

-одновременное развитие нескольких тем

Существует между двумя языковыми подсистемами ЛЯ разграничения считают диглоссией-явление заключающееся в том, что члены одного и того же языкового коллектива, владея разными коммуникативными подсистемами, нахоядщимися мужду собой в дополнительном определении, пользуются то одной из них (КЛЯ), то другой (РР) в зависимости от условий коммуникации.

Вопрос № 12 Из истории русского литературного языка. Старославянский и церковнославянский языки. Языковые программы реформаторов русского литературного языка (краткая характеристика). Современное функционирование русского языка.

К концу феодальной эпохи во многих государствах народный, естественный язык начинает вытеснять чужие языки из целого ряда сфер общения. Так, в Париже уже во второй половине XIII в. королевская канцелярия пользуется французским языком вместо средневековой латыни, а в XIV в. совершается окончательный переход на французский язык. Столь же разительные перемены стали происходить на рубеже средневековья и нового времени и с русским литературным языком.

2общеобязательность его норм;\

3.стилистическое богатство.
Новые условия функционирования СРЛЯ в конце ХХ – начале ХХI вв. определяют его новые свойства и тенденции:

1многочисленность и разнообразие состава участников массовой коммуникации;

2значительное ослабление официальной цензуры;

3.преобладание устной, зачастую спонтанной речи;

4.снижение интереса к русскому языку в странах бывшего СССР.
В то же время русский язык продолжает оставаться одним из языков европейского и мирового значения. Он один из официальных языков ООН и ЮНЕСКО.
Современный русский литературный язык принято членить на две разновидности: книжная речь и разговорная речь.Книжная речь по преимуществу – письменная, разговорная – устная.его лексические, грамматические и стилистические ресурсы.

Понятие о нормах современного русского языка. Виды норм. Средства кодификации языка. Основные разделы курса

Основной признак литературного языка – это норма. Под нормой понимается совокупность правил употребления слов, их грамматических форм, правил произношения, словообразования, действующих в данный период литературного языка. Виды норм современного русского языка:

1) акцентологические (ударение)2) орфоэпические 3) лексические (правильный выбор слов с учётом их значения)4) фразеологические (правильное употребление устойчивых выражений)5) словообразовательные (образование слов и их строение)6) орфографические (единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств)7) пунктуационные (регламентирует правила употребления знаков препинания)8) грамматические (правила использования морфологических форм разных частей речи)9) синтаксические (правила связи слов в предложении и словосочетании)10) стилистические (стилевая принадлежность языковых элементов)

Процесс закрепления нормы – кодификация. Норма – это понятие подвижное, она изменяется со временем. Акцентологическая норма самая подвижная. Так как на норму влияют носители языка. Норма стабильна, так как её главная функция сохранение языка. Вариантность – это существование параллельных способов выражения. Литературная норма ограждает язык от внесения в него случайного и частного. Она обеспечивает взаимопонимания людей. Разделы русского языка: синтаксис; лексика, фразеология; словообразование; пунктуация; морфология; фонетика; орфография; графика; стилистика.

Читайте также: