Средневековая трансформация античного наследия кратко

Обновлено: 06.07.2024

Фаблио – это небольшая, чаще всего, стихотворная повесть, сочетающая поучение с развлечением.

Отношение к античности в Средневековье

Эпоха Средневековья – прямая наследница культуры античности. Но отношение к наследию античности в те времена имело свои особенности.

  • Конец 5 – вторая половина 11 вв. – постепенное освоение античного наследия;
  • 12-13 вв. – активная переработка античного наследия в оригинальных средневековых формах и интерпретациях;
  • 14-15 вв. –в европейских странах, за исключением Италии, попытки ассимиляции античности в средневековом аспекте, переводческая деятельность. В Италии в этот период – широкая реставрация подлинной античной литературы.

Готовые работы на аналогичную тему

Фульгеций пытается аллегорически трактовать античные мифологические сюжеты с позиций христианской морали и христианских ценностей. Часто толкования Фульгеция выглядят надуманными, а смысл, который он приписывает тому или иному сюжету, выглядит искусственно привнесенным в него.

Также важно отметить, что античная культура была унаследована Европой от Римской империи, поэтому даже древнегреческие произведения были известны только по латинским изложениям, переводам и переработкам.

Раннее Средневековье приняло полностью только некоторых классиков, например:

Эклога в античной поэзии – это избранная идиллия, сцена из пастушеской жизни, выраженная в форме драмы или повествования.

Античные образы в культуре Средневековья

Средневековых книжников привлекали многие античные образы. Прежде всего, это галерея персонажей – участников Троянской войны. Также интерес вызывали многочисленные божества, особенно, боги подземного мира. Частыми героями средневековых произведений были реальные исторические лица эпохи античности. Например, одним из любимых героев средневековой литературы был Александр Македонский. Произведения о нем преследуют две главные цели: развлечение читателя и поучение. Повествования о царе, великом покорителе и завоеватели многочисленных территорий, пронизаны мыслью о суетности жизни и бренности земного.

Важную роль в средневековых поэмах играют черты рыцарского быта. Этот анахронизм типичен для средневековых повествований об античных героических личностях. Реальный же исторический контекст принципиального значения не имеет. В средневековых произведениях об Александре Македонском акцент делается на его ярком полуфантастическом образе, его подвигах, стремлении выйти за пределы земли.

Часто в рассказах этого сборника фигурирует Сократ. Известны средневековых фаблио об Аристотеле.

В средневековых произведениях по-своему интерпретируются не только исторические образы античности, но и мифологические.

Часто средневековые бестиарии заимствуют некоторых существ из античной мифологии. Авторы бестиарий к их описаниям часто присоединяют назидательные толкования. Так, кентавр у Гервасия выступает как образ еретика, лицемера, двоедушного человека, так как он соединяет в себе человеческую и животную природу.

Коварные сирены, которые, согласно древнегреческой мифологии, своим пением очаровывают моряков, в Средневековье интерпретируются как аллегория мирских благ, губящих человеческие души. Внешний облик сирен тоже переживает метаморфозы. В древнегреческой мифологии и в произведениях Гомера сирены изображались полуженщинами-полуптицами. Первоначально Средневековье их перенимает именно такими. Но постепенно в народном сознании их образ соединяется с представлениями об ундинах и русалках. С 12 века появляются изображения сирен-полурыб, сохраняющих птичьи черты.

Например, Филипп Танский так изображает сирену:

На первый взгляд красива….

Но при таком обличьи –

С когтями лапы птичьи

И длинный рыбий хвост.

И дает аллегорическое истолкование этого образа:

Прообраз благ мирских,

Погибель душ людских.

Еще одним распространенным сюжетом в Средневековье была история о Троянской войне. Первоначально интерес к ней был чисто историческим. Но с 10-11 вв. на первый план при обращении к этому сюжету выступают две цели: ярко показать бренность земного бытия и воспевание подвигов и славы троянских героев, которые теперь выступают в образе рыцарей.

Такое представление об азиатах просуществовало несколько сотен лет, и в XVIII веке европейские философы эпохи Просвещения создали теорию просвещенного деспотизма, который являлся, по их мнению, наиболее подходящим для Азии политическим строем; в продолжение этой мысли марксизм в XIX веке определит азиатский способ производства как базис для авторитарных режимов. Средневековое общество, общество воинов и крестьян, не опровергнет Гиппократа, а наделит в своем эпосе образ героя-воина чертами христианина и перенесет его на европейскую почву.

Таким образом, получается, что Древняя Греция оставила Европе двойное наследие: это, во-первых, противопоставление ее Востоку, Азии, а во-вторых, демократическая модель управления. Средневековье не восприняло демократической модели, которая вернется в Европу в усовершенствованном виде только во времена Французской революции. А вот противопоставление Запада Востоку в Средние века, наоборот, усилится; точнее, для средневековой Европы существовали два Востока. Первый, тот, что находился ближе, — греческий, византийский мир. Представления о нем восходят к оппозиции между греческим и латинским миром, существовавшей в Римской империи. Противостояние усиливается еще и из-за растущей враждебности между римским и православным христианством, поскольку никакого единомыслия внутри христианства не наблюдается. Крайнего проявления эта враждебность достигнет в 1204 году, когда сторонники латинского христианства во время IV крестового похода пойдут войной на Константинополь, захватят его и разграбят.

В том наследии, которое досталось людям Средневековья от античности и во многих аспектах было основательно ими обновлено, можно выделить четыре основные составляющие.

Дальше мы увидим, что Средневековье было эпохой интенсивного законотворчества, и в этом развитии юриспруденции, без сомнения, большую роль играло осмысление и возрождение римского права. В первом университете, созданном в XII веке в Болонье, преподавали главным образом право, и за ним закрепилась репутация цитадели европейского правоведения.

Важнейшие из предпочтений, которыми характеризуется средневековая христианская мысль, относятся прежде всего к научным классификациям и методам преподавания. Классификация и практика свободных искусств в переложении римского христианского ритора V века Марциана Капеллы стали столпами средневекового образования. Свободные искусства разделялись на два цикла: тривиум, или искусства речи (грамматика, риторика, диалектика), и квадривиум, или искусства чисел (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Предписанные святым Августином свободные искусства станут в XII–XIII веках основой университетского образования на подготовительном факультете, который называли еще факультетом искусств.

От Античности к Средневековью: Аврелий Августин

От Античности к Средневековью: Аврелий Августин Принадлежность к социуму не есть специфика человека, но коренное отличие человеческого коллектива от стада, роя или стаи заключается в следующем: чтобы социализироваться, человек должен усвоить определенные ценности.

Миражи античности

Миражи античности Разрыв между древностью и возрождением древности – результат хронологической ошибки. На самом деле события так называемого Древнего мира непосредственно предшествовали эпохе, прозванной эпохой Возрождения. История, как это и положено естественному

Свидетельства классиков античности о венедах

Свидетельства классиков античности о венедах Первым по праву старшинства и величия бессмертного гения в блестящем сонме древних авторов предстает Гомер, поэт IX–VIII вв. до н. э. В поэме о Троянской войне читаем: «Вождь Пилеменъ предводил Пафлагонцевъ с косматою грудью, В

6. Петрарка и возрождение античности

Глава 2. АМАЗОНКИ АНТИЧНОСТИ

Глава 2. АМАЗОНКИ АНТИЧНОСТИ Перелистывая работы ранних греческих писателей, мы натыкаемся на трогательное и обстоятельное повествование о возвышении и падении государства женщин. Лишившись мужей, сыновей и братьев в превратностях битвы и страдая от притеснений со

Глава 3. АМАЗОНКИ АНТИЧНОСТИ (продолжение)

Глава 3. АМАЗОНКИ АНТИЧНОСТИ (продолжение) Сколько бы ни рассказывали эти писатели об амазонках в пору их славы, повествование их остается не менее занимательным и красноречивым, когда речь заходит об упадке племени этих удивительных женщин. Один из наиболее живописных

От античности к средневековью

От античности к средневековью Пятый век — век окончательного падения Римской империи. Ее западная часть распалась под ударами варварских орд — сначала готов, а затем гуннов, и на ее развалинах возникли новые государства, социальная структура которых уже ничего общего

Культурное наследие античности

Культурное наследие античности Античное культурное наследие оставило глубочайший след в культуре современного человечества. Практически в любой его области можно обнаружить идеи, повлиявшие на характер и особенности духовной и материальной культуры народов

Раздел II Религия античности

Раздел II Религия античности Корни европейской цивилизации следует искать в античности. Античная культура Средиземноморья признана величайшим периодом в истории человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей и

Представление о Средних веках как времени забвения античной культуры, воспоминания о которой возвращаются только в эпоху Ренессанса – конечно же, не справедливо. Напротив, на протяжении средневековой истории античная традиция продолжала оказывать глубочайшее влияние на самые разные сферы, от словесности до ритуалов репрезентации власти; её следы очевидны и в грандиозных архитектурных сооружениях, и в миниатюрных произведениях ювелирного искусства.

Средневековье никогда не забывало об античности. Другое дело, что память эта нередко оказывалась сильно искажённой. Иногда намеренно, иногда невольно средневековые наследники давали античным культурным элементам совершенно новые интерпретации. О том, как и почему это происходило, и пойдёт речь в рамках данного курса.

В фокусе внимания окажется период IV в. – нач. XI в., когда классическое наследие пытались приспособить к своим новым задачам позднеантичные христианские писатели, когда варварские властители с восторгом и недоумением взирали на великолепные руины разрушенной ими империи. Наконец, когда государи франкской династии Каролингов, а затем – саксонского рода Оттонов восходили на римский императорский престол, чувствуя себя полноправными преемниками цезарей. В курсе будут затронуты не только литература, ученость, архитектура и изобразительное искусство данного периода, но и такие аспекты, как символическая репрезентация власти или политическая теология.

Автор курса, Анастасия Ануфриева – историк-медиевист, специалист по истории Германии и Италии Оттоновской эпохи. Курс рассчитан на широкий круг интересующихся античной и средневековой культурой, а также в целом проблемами культурного влияния и культурной памяти.

Объявления

Факультет
Исторический факультет

Преподаватели

Где
Шуваловский корпус, ауд. Д-1

Когда
Среда 17:00–18:30

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12

Аннотация ◊ Статья посвящена роли античного наследия в становлении средневековой культуры. Вопреки распространенному мнению о разрыве средневековой культуры с античностью подчеркивается значение античной философии, риторики, латинского языка для становления средневековой христианской традиции. В то же время отмечается избирательное отношение к атичному наследию в Средние века. Об этом свидетельствует установленный церковью Индекс запрещенных книг. В статье выделяется особая роль монастырей в сохранении античного наследия в Средние века.

Ключевые слова: античное наследие, средневековая культура, философия, риторика, латинский язык, христианская традиция, индекс запрещенных книг, монастыри, Средние века.

Abstract ◊ The article covers the role of the antique legacy in the development of medieval culture. Despite of the widespread opinion about the break of medieval culture with the antiquity, the article points to the importance of the antique philosophy, rhetoric and Latin for the formation of medieval Christian tradition. At the same time, the author specifies the selective attitude to the antique heritage in the Middle Ages. This is proved by the Index Librorum Prohibitorum (List of Prohibited Books). The article underlines the particular role of monasteries in keeping of the antique heritage in the Middle ages.

Keywords: the antique legacy, medieval culture, philosophy, rhetoric, Latin, Christian tradition, the Index Librorum Prohibitorum, the List of Prohibited Books, monasteries, the Middle Ages.

Падение Великой Римской империи многие века было и остается предметом размышления ученых, одной из великих исторических загадок. К настоящему периоду очевидно, что сложность ее связана с тем, что падение Рима обусловлено множеством взаимосвязанных проблем: экономических, политических, идеологических, моральных, в ряду которых варварские нашествия выступают лишь одним из факторов. «Рим был побежден не варварским нашествием извне, но ростом внутреннего варварства, — высказывает мнение один из авторитетных современных культурологов Вил Дюрант (Дюрант, 1995: 715), характеризуя сущность глубокого внутреннего кризиса, охватившего империю в конце II в. Однако падение империи было не единовременным событием, но процессом, растянувшимся на несколько последующих столетий (см.: Никола, 2011: 13–14; Луков, 2009: 59–63).

Для подобных суждений есть определенные основания. Христианство, наряду с другими восточными культами, действительно вносило смятение в мир религиозной жизни римлян и прошло трудный путь утверждения на римской почве. Этот путь отмечен тысячами жизней мучеников, павших за веру. Однако христианство медленно и верно утверждалось в пределах империи, и предпочтение, отданное христианству, было скорее следствием, чем причиной увядания Рима. Не случайно, в конце концов сама императорская власть ухватилась за христианство как за возможную спасительную силу, осознав ее единящий и нравственный потенциал. Важными вехами исторического утверждения христианства стали такие события, как I Вселенский собор христиан в Никее (325), принятие христианства перед смертью императором Константином (337), II Вселенский собор в Константинополе (381), после которого христианство получило статус государственной религии. Безуспешной оказалась попытка императора Юлиана (Юлиана Отступника, 361–363) восстановить язычество. Разумеется, старая религия и культура еще сохраняли своих сторонников, но их круг не разрастался. Победа христианства влекла за собой полную переориентацию всех духовных устремлений тогдашнего культурного мира и утверждение новых мировоззренческих основ.

Можно сказать, что именно через христианство побежденный Рим по-своему покорил победителя. Армия государства была заменена христианскими миссионерами, устремившимися из Рима по всем направлениям. Земли и государства, отпавшие от Рима, признавая христианство, тем самым вновь признавали верховную власть Рима. Благодаря утвердившемуся в Риме институту папства авторитет древней столицы в известном смысле сохранился. В период раннего Средневековья это отчетливым образом видно на примере сложившейся традиции коронации варварских королей из рук папы.

Марку Аврелию Кассиодору (489–575), младшему современнику Боэция, знавшему и глубоко почитавшему его, благодаря своей дипломатической гибкости, удалось уцелеть при дворе Теодориха и его преемников. Занимая высокие государственные должности, в том числе обязанности начальника королевской канцелярии, почти три десятилетия Кассиодор сочинял от имени полуграмотных королей послания и государственные акты на отменной латыни, опираясь на традиции римского имперского делопроизводства. Взяв себе за образец Тацита, Кассиодор написал также пространную историю готского народа, дошедшую правда в краткой переработке, знаменательной, однако, тем, что она еще при жизни Кассиодора была осуществлена готом Иорданом и, таким образом, явилась первой латинской книгой, написанной автором германского происхождения. Труды Кассиодора вдохновлялись мечтой о создании итало-готского имперского государства по римскому образцу, но, в конце концов, он осознал тщету своих надежд на поприще служения варварским королям и уже в пятидесятилетнем возрасте направил свою энергию в иное русло.

Не случайно монах Áлкуин, эрудит и зачинатель каролингского возрождения, о котором речь пойдет ниже, оставил стихотворную надпись на помещении для переписывания книг:

Пусть в этой келье сидят переписчики Божьего слова
И сочинений святых достопочтенных отцов;
Пусть берегутся они предерзко вносить добавленья,
Дерзкой небрежностью пусть не погрешает рука.
Верную рукопись пусть поищут себе поприлежней,
Где по неложной тропе шло неизменно перо.
Точкою иль запятой пусть смысл пояснят без ошибки,
Знак препинанья любой ставят на месте своем,
Чтобы чтецу не пришлось сбиваться иль смолкнуть нежданно,
Братье читая честной или толпе прихожан.
Нет благородней труда, чем работать над книгой святою,
И переписчик свою будет награду иметь.
Лучше книги писать, чем растить виноградные лозы:
Трудиться ради души первый, для чрева — второй.
Мудрости древней и новой учителем сведущим станет,
Кто сочиненья прочтет достопочтенных отцов.

(Пер. С. С. Аверинцева)

Страсть Кассиодора к собиранию рукописей — он разыскивал их не только в Италии, но и в Африке, не скупясь на расходы, — позволила собрать в Вивариуме обширное книжное наследие, включающее не только богословскую литературу, но и труды античных авторов, а также учебники по истории, грамматике, космографии, медицине, астрономии и т. д. В результате Вивариум превратился в важный центр книжной культуры раннего Средневековья. Кассиодор уговорил папу Агапита (535–536) создать духовную академию для клира в Риме, но осуществлению этой идей помешали события византийско-готской войны, а затем волна лангобардского нашествия.

Однако, несмотря на усилия отдельных богословов и культурных деятелей, судьба античного наследия, культуры и образования в целом оставалась катастрофической. Вплоть до VIII века можно говорить лишь об отдельных мерцающих очагах культуры. Уже в последние годы римской империи христианская церковь начала борьбу с наследием языческих писателей. В 325 г. на Никейском соборе был утвержден первый список запрещенных книг (лат. Index Librorum Prohibitorum), ставший началом процесса отторжения языческого наследия. Так, пользуясь эдиктом императора Феодосия о закрытии языческих храмов, архиепископ Феофил стал проповедовать уничтожение языческих книг и, в частности, собрания знаменитой Александрийской библиотеки, и добился своего. В дальнейшем эта линия на отторжение языческого знания была продолжена церковью. Первый печатный индекс запрещенных книг был опубликован в 1559 г. при папе Павле IV.

[1] Характеристика переходных периодов в сравнении со стабильными периодами в истории культуры, в мировом литературном процессе дана в работах Вл. А. Лукова, напр.: Луков, 2006: 13–14.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гайдин, Б. Н. (2008) Вечные образы как константы культуры // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 241–245.

Добиаш-Рождественская, О. А. (1987) История письма в Средние века. М. : Книга.

Дюрант, В. (1995) Почему пал Рим // Цезарь и Христос : пер. с англ. В. В. Федорина. М. : КРОН-ПРЕСС. С. 714–719.

Иероним. (1998) Письмо к Евстохии // Памятники средневековой латинской литературы IV–VII вв. / отв. ред. С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров ; сост. O. E. Нестерова М. : Наследие. С. 136–142.

Луков, Вл. А. (2006) Предромантизм. М. : Наука.

Луков, Вл. А. (2009) История литературы : Зарубежная литература от истоков до наших дней / 6-е изд. М. : Академия.

Никола, М. И. (1995) Английская литература XIV века: становление поэзии и прозы, истоки традиций : автореф. . д-ра филол. наук. М.

Никола, М. И. (2007) Тема конца античного мира в современной западноевропейской литературе // Проблемы истории, филологии, культуры. № 18. С. 82–91.

Никола, М. И. (2011) Античная литература : Учеб. пособие. М. : Прометей.

Петровский, Φ. А. (1998) Боэтий // Памятники средневековой латинской литературы IV–VII вв. / отв. ред. С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров ; сост. O. E. Нестерова М. : Наследие. С. 342–343.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Gaydin, B. N. (2008) Vechnye obrazy kak konstanty kul'tury // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 241–245.

Dobiash-Rozhdestvenskaia, O. A. (1987) Istoriia pis'ma v Srednie veka. M. : Kniga.

Diurant, V. (1995) Pochemu pal Rim // Tsezar' i Khristos : per. s angl. V. V. Fedorina. M. : KRON-PRESS. S. 714–719.

Ieronim. (1998) Pis'mo k Evstokhii // Pamiatniki srednevekovoi latinskoi literatury IV–VII vv. / otv. red. S. S. Averintsev, M. L. Gasparov ; sost. O. E. Nesterova M. : Nasledie. S. 136–142.

Lukov, Vl. A. (2005) Literatura: teoreticheskie osnovaniia issledovaniia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 136–140.

Lukov, Vl. A. (2006) Predromantizm. M. : Nauka.

Lukov, Vl. A. (2009) Istoriia literatury : Zarubezhnaia literatura ot istokov do nashikh dnei / 6-e izd. M. : Akademiia.

Nikola, M. I. (1995) Angliiskaia literatura XIV veka: stanovlenie poezii i prozy, istoki traditsii : avtoref. . d-ra filol. nauk. M.

Nikola, M. I. (2007) Tema kontsa antichnogo mira v sovremennoi zapadnoevropeiskoi literature // Problemy istorii, filologii, kul'tury. № 18. S. 82–91.

Nikola, M. I. (2011) Antichnaia literatura : Ucheb. posobie. M. : Prometei.

Petrovskii, Φ. A. (1998) Boetii // Pamiatniki srednevekovoi latinskoi literatury IV–VII vv. / otv. red. S. S. Averintsev, M. L. Gasparov ; sost. O. E. Nesterova M. : Nasledie. S. 342–343.

Дата поступления: 20.10.2013.



Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Читайте также: