Средневековая литература англии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой движется в потенциальном поле, в котором её потенциальная энергия равна (гармонический осциллятор). Оцените с помощью соотношения неопределённостей минимально возможную энергию частицы в этом поле

Используя соотношение неопределённостей энергии и времени, определите естественную ширину спектральной линии излучения атома при переходе его из возбуждённого состояния в основное. Среднее время жизни атома в возбуждённом состоянии , а длина волны

Свободно движущаяся нерелятивистская частица имеет относительную неопределённость кинетической энергии порядка . Оцените, во сколько раз неопределённость координаты такой частицы больше её дебройлевской длины волны.

Покажите, что соотношения неопределённостей позволяют сделать вывод об устойчивости атома, то есть о том, что электрон при движении по круговой орбите не может упасть на ядро.

Покажите, используя соотношение неопределённостей, что электроны не могут входить в состав атомного ядра. Линейные размеры ядра считать равными , а энергию связи нуклонов в ядре равной 10МэВ.

Кинетическая энергия электрона в атоме водорода составляет величину порядка 10эВ. Используя соотношение неопределённостей, оцените минимальные линейные размеры атома.

Считая, что минимальная энергия нуклона (протона или нейтрона) в ядре равна 10МэВ, оцените, исходя из соотношения неопределённостей, линейные размеры ядра.

Средневековая английская литература

В 14 в. начинается формирование английской нации, чему способствовала централизация власти, проведенная норманнскими королями через объединение областей Англии в единое государственное целое. Возникает единый для всего общества язык, так называемый среднеанглийский. Основу национального языка составил англосаксонский, вобравший в себя многие элементы французского и латинского языков.

С экономической точки зрения в Англии наблюдается стремительный рост городов, развитие торговли и ремесленного производства. Знаменитая английская текстильная промышленность делает свои первые шаги. Все это обусловило рост буржуазии, которая отныне стала играть все более самостоятельную роль в общественно-политической жизни. Это, в частности, проявилось в том, что в английском парламенте наряду с палатой лордов, существовавшей с основания парламента (1265), была выделена палата общин (1332), в которой заседали представители городов и сельской местности Англии.

В политической жизни самым заметным событием стало начало Столетней войны между Англией и Францией (1353-1453) из-за господства над Фландрией. Война, несомненно, легла тяжким бременем на плечи народа, но, с другой стороны, она способствовала росту национального самосознания англичан, ибо привела к обособлению от Франции, игравшей столь важную роль в предшествующий период английской истории.

В 1381 году на юге Англии вспыхнуло крестьянское восстание под предводительством Уолта Тайлера. Стотысячная армия крестьян двинулась на Лондон, разрушая по пути имения лордов, сжигая дома, убивая королевских судий и чиновников. Люди требовали отмены крепостного права и снижение налогов. Восстание было жестоко подавлено.

В таких условиях во второй половине 14 в. и происходило зарождение истинно национальной английской литературы. В творчестве писателей этого периода жанры средневековой литературы получили свое высшее, художественное воплощение. Вместе с тем литература 14 в. явилась предвестием той новой литературы, которая получила свое развитие в 16 в. 14 в. можно считать периодом предренессанса в Англии.

Рекомендуемые материалы

В 14 в. в Англии появилось четыре выдающихся писателя: Чосер, Ленгленд, Гауэр и поэт, имя которого осталось потомкам неизвестным.

Основу этого рыцарского романа составляет конфликт между стремлением к самосохранению и долгом чести. В романе встречаются все типичные мотивы рыцарской поэзии: честь, любовь, необыкновенные приключения, таинственные явления, волшебство. Произведение отличается живостью, поэтической свежестью, тонкой иронией.

Вильям Ленгленд (William Langland 1332?-1400?). Достоверных биографических сведений о нем не сохранилось. По-видимому, крестьянин по происхождению, он получил церковное образование, жил в бедности, держался независимо.

В христианской литературе одним из важнейших художественных приемов был прием аллегории. Действующими лицами выступали абстрактные фигуры пороков и добродетелей, которые обозначались не обыкновенными именами, а отвлеченными названиями, как-то: Истина, Порок, Знание, Разум.

Повествование начинается с того, как в один прекрасный майский день поэт отправился на Мальвернский холм, прилег на траву и заснул. Во сне ему привиделись различные картины. Сначала перед ним предстало огромное поле. На одном конце его была мрачная башня, в которой находилась темница, где обитает Зло. На противоположном конце он увидел замок Истины. А на пространстве между этими двумя строениями кишела толпа людей всех званий, сословий и профессий: рыцари, священники, купцы, ремесленники, крестьяне и т.д.

Эта картина является символическим изображением человечества, мечущегося между злом и истиной. Затем поэт рассказывает о своей беседе с прекрасным существом женского обличия, имя которому Святая Церковь. Она разъясняет, что в темнице обитает Кривда, а в замке Истины – жилище Бога, к которому человек должен стремиться.

Проснувшись и заснув опять, поэт видит перед собой большое поле и на нем множество людей, которым Разум советует покаяться в грехах и обратиться к Истине. Следует сцена покаяния, в которой участвуют даже сами семь смертных грехов (Гордость, Невоздержанность, Завить, Гнев, Чревоугодие и Леность). Покаявшиеся решают совершить паломничество к Истине. Тут впервые появляется Петр-пахарь, который выступает в поэме как символическое воплощение народа, знающего, что истина заключается в труде, чему он и поучает паломников. Он готов провести их к Истине, но занят вспашкой своего поля. Тогда, чтобы ускорить работу, одна из паломниц – богато одетая леди, предлагает помочь пахарю. Ее поддерживает рыцарь, который говорит, что, хотя его и не учили идти за сохой, тем не менее он постарается научиться этому. Но другие знатные паломники не желают трудиться: одни отговариваются неумением, другие – слабосилием, а третьи предлагают такое разделение труда: пусть Петр за них работает, а они будут молиться за него. Для того чтобы отделить тунеядцев от слабых и больных, Петр-пахарь подвергает паломников испытанию голодом и добивается того, что все трудоспособные принимаются за работу. Так, посредством аллегории Ленгленд утверждает, что путь к истине и справедливости будет найден тогда, когда все будут трудиться.

Изложенное составляет содержание текста А. Тексты В и С представляют собой более подробную разработку этих рассказов.

В рамку аллегорического повествования Ленгленд вставил много ярких вполне реальных описаний. Каждая из аллегорических фигур представлена в образе вполне реального человека, облик которого очерчен волне убедительно. Например, Зависть бледная, словно разбитая параличом, со впалыми щеками, кусающая губы и сжимающая кулаки.

Ленгленд явился выразителем настроений патриархального крестьянства, с его ограниченностью и мятежными порывами. Не случайно Ленгленд создавал свое произведение в годы, когда зрели семена крестьянской войны 1381 года.

Если Ленгленд явился выразителем взглядов крестьянства, то Джон Гауэр выступил в литературе как представитель культурной части дворянской среды. Кроме дворянской культуры большое влияние на него оказало богословие. Вместе с тем до Гауэра дошли и веяния новой, гуманистической культуры, которая в то время возникла в Италии. Он дружил с поэтом Джефри Чосером.

Джон Гауэр (John Gower,1325? – 1408) был богатым кентским землевладельцем.

Обратите внимание на лекцию "Кировская область".

Значительной личностью в английской литературе 14 в. был Джон Уиклиф (John Wicklyf, 1324? – 1384). В своих религиозных сочинениях и памфлетах Уиклиф выступал против религиозного догматизма римско-католической церкви. Он утверждал право каждого самостоятельно толковать Библию. Уиклиф, таким образом, предвосхитил движение Реформации, развившееся в 16 в. Он впервые перевел Библию на английский язык. Его можно назвать первым английским протестантом, а также первым английским памфлетистом.

Английская литература неразрывно связана в сознании многих из нас с такими именами как Вильям Шекспир, Чарльз Диккенс, Артур Конан Дойль и Агата Кристи. Однако хотелось бы познакомить читателя с другими менее известными, но не менее талантливыми английскими писателями, а также сказать несколько слов об эпохе, в которой они жили и творили.

В данной статье дана подробная периодизация английской литературы с периода средневековья до наших дней и указаны самые известные произведения английских писателей, а также менее известные произведения, но которые однако стоит прочитать обязательно.

Для начала разберемся, что же относится к английской литературе. Английская литература, это литература не только писателей Англии, но и всех частей Великобритании, включающей в себя: Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Известно, что в английском языке слов больше, чем в каком-либо другом языке мира. Вследствие чего много слов с едва заметными различиями в значении. Это многообразие слов мастерски использовали английские писатели, а некоторые из них даже брали на себя ответственность в создании новых слов, одним из таких писателей был гениальный У. Шекспир.

Английская литература – это многовековая история, блестящие авторы, незабываемые произведения, отражающие особенность национального характера. Мы растем с книгами этих великих писателей, учимся и развиваемся с их помощью. Невозможно передать значение английских писателей и сделанный ими вклад в мировую литературу. Трудно представить себе мир без произведений Шекспира, Диккенса, Уайльда и многих других. Английскую литературу делят на периоды, в каждом из которых жили и творили свои писатели и поэты, в произведениях которых находили свое отражение те или иные события и факты из истории страны.

Принято выделять следующие периоды в английской литературе:

Исторический факт: в 1066 Англия завоевана норманнами во главе с Вильгельмом Завоевателем (William the Conqueror). Этим завоеванием и заканчивается данный период.

Самые известные произведения: Беовульф

Произведения этого периода передаются из уст в уста. Их характеризуют следующие черты: фатальность, сопоставление церкви и язычества, восхваление героев и успешных сражений.

Наиболее важным произведением этого периода считается поэма Беовульф, имеющая в Англии национально-эпический статус. Беовульф является самой длинной эпической поэмой, написанной на древнеанглийском языке. Поэма содержит более 3000 строк и разделена на 3 части. Беовульф — классическая сказка о торжестве добра над злом. Здесь описываются подвиги героя по имени Беовульф , его бои с монстром, матерью этого монстра и драконом.

Никто не знает точное время создания и автора этой поэмы. Должно быть, она передавались в устной форме на протяжении многих поколений, и изменялась на протяжении долгого времени.

Начало развития жанра народной поэзии — баллады. Очень популярны баллады об отважном разбойнике Робине Гуде.

И наконец, вторая половина этого периода считается новой страницей в истории английской литературы и связана с именем Джеффри Чосера. Если ранее произведения было принято писать на латыни, то Чосер стал первым, кто писал на английском. Самым известным его произведением стали “Кентерберийские рассказы”.

Эпоха Возрождения начинается с развитием жанра лирики, ведущая роль была отведена поэзии. Поэты Филипп Сидни и Эдмунд Спенсер. Одним из самых заметных писателей во время правления Генриха VIII был великий писатель и гуманист Томас Мор, известность ему принесла выпущенная в 1516 году книга “Утопия”.

Этот период связан с правлением Елизаветы I, здесь смешались средневековые традиции и ренессанский оптимизм. Поэзия, проза и драма были основными стилями, процветавшими в этот период. Однако особенный расцвет был у драмы. Известные писатели этого периода были Томас Кид, Роберт Грин, Кристофер Марло и немного позже величайший драматург Уильям Шекспир.

Сложный и мрачный период, cвязанный с правлением Якова I. В этот период активно издавались произведения из прозы и также драма. Также период был ознаменован переводом Библии, осуществленный по поручению короля. В это время жили и творили Шекспир и Джонсон, а также Джон Донн, Фрэнсис Бэкон, и Томас Миддлтон.

  • 1649-1660 — период протектората (или пуританское междуцарствие)

Период связан с именем Оливера Кромвеля. В это время преобладали политические работы Милтона, Томаса Хоббса и произведения Эндрю Марвела. В сентябре 1642 Пуритане закрывали театры из моральных и религиозных убеждений. На протяжении последующих 18 лет театры оставались закрытыми, в связи с недостатком драматический произведений написанных в это время.

На литературу периода неоклассицизм большое влияние оказала французская литература. Литература этого времени имела философский характер, обладала также чертами скептицизма, остроумия, утонченностью и критицизма. Делится на несколько периодов:

Литература отражала мировоззрение Просвещения, писатели начали подчеркивать инстинкты и чувства, а не разум и сдержанность. Все большую симпатию в это время вызывал интерес к средневековой балладе и фольклорной литературе. Доминирующими авторами этого периода были Сэмюэл Джонсон, Эдуард Юнг, Джеймс Томсон, Томас Грей, в период сентиментализма позднего Сентиментализма появление талантливейшего певца народа Роберта Бернса.

Произведения раннего Викторианского периода эмоционально экспрессивны, в основном в них описывается жизнь людей из среднего класса. Среди литературных жанров доминирует роман. Объемные романы делят на множество эпизодов, которые потом издаются в газетах, что позволяло уменьшить их стоимость и таким образом сделать доступным и низшему классу. К такому способу привлечения читателей прибегли Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и Элизабет Гаскел, также известные писатели этого времени Роберт Стивенсон, Артур Конан Дойль , сестры Бронте.

  • 1901 – 1914 — литература при Эдуарде VII

Период назван в честь короля Эдуарда VII и охватывает время начиная со смерти королевы Виктории (1901) и заканчивается началом Первой мировой войны (1914). В это время Британская империя была на высоте, и богатые утопали в роскоши. Однако, четыре пятых английского населения жили в нищете. И произведения этого периода отражают в себе эти социальные условия. Среди писателей обличающих классовой несправедливости и эгоизм высшего сословия были такие писатели, как Джордж Бернард Шоу, Герберт Уэллс. Другие писатели того времени: Джозеф Конрад, Редьярд Киплинг , Генри Джеймс , Е. М. Форстер .

Многие писатели эпохи короля Эдуарда VII продолжают писать и в этом периоде. Помимо них пишут так называемые Георгианцы, среди которых такие поэты как Руперт Брук и Дэвид Герберт Лоуренс. Они в своих стихах описывают красоту сельских пейзажей, умиротворенность и покой природы. Писатели этого периода экспериментируют с темами, формами и стилями. Среди них: Джеймс Джойс, Д. Лоуренс и Вирджиния Вульф. Драматурги: Ноэл Кауард и Сэмюэл Беккет.

  • 1939 – 1960 — литература во время Второй Мировой войны и послевоенный период

Вторая мировая война оказала огромное влияние на творчество писателей того времени. А последующие поколения росли на историях об этой ужасной войне. Поэты военного времени Сидни Киз (Sidney Keyes), Дэвид Гаскойн (David Gascoyne), писали о войне также Филипп Ларкин, Пет Баркер.

Изучение английской литературы должно быть неразрывно связано с изучением эпохи, исторических событий и культуры своего времени. Приступая к чтению книги, не поленитесь и почитайте биографию писателя, познакомьтесь со временем создания произведения. Чтение литературы — это не просто увлекательное занятие, но и большая ответственность, ведь прочитав что-либо, мы делимся своим мнением с друзьями и близкими. Классическая литература, вышедшая из-под пера великих творцов слова и сюжета, не может быть плохой. Иногда мы просто ее не понимаем…

В 14 в. начинается формирование английской нации, чему способствовала централизация власти, проведенная норманнскими королями через объединение областей Англии в единое государственное целое. Возникает единый для всего общества язык, так называемый среднеанглийский. Основу национального языка составил англосаксонский, вобравший в себя многие элементы французского и латинского языков.

С экономической точки зрения в Англии наблюдается стремительный рост городов, развитие торговли и ремесленного производства. Знаменитая английская текстильная промышленность делает свои первые шаги. Все это обусловило рост буржуазии, которая отныне стала играть все более самостоятельную роль в общественно-политической жизни. Это, в частности, проявилось в том, что в английском парламенте наряду с палатой лордов, существовавшей с основания парламента (1265), была выделена палата общин (1332), в которой заседали представители городов и сельской местности Англии.

В политической жизни самым заметным событием стало начало Столетней войны между Англией и Францией (1353-1453) из-за господства над Фландрией. Война, несомненно, легла тяжким бременем на плечи народа, но, с другой стороны, она способствовала росту национального самосознания англичан, ибо привела к обособлению от Франции, игравшей столь важную роль в предшествующий период английской истории.

В 1381 году на юге Англии вспыхнуло крестьянское восстание под предводительством Уолта Тайлера. Стотысячная армия крестьян двинулась на Лондон, разрушая по пути имения лордов, сжигая дома, убивая королевских судий и чиновников. Люди требовали отмены крепостного права и снижение налогов. Восстание было жестоко подавлено.

В таких условиях во второй половине 14 в. и происходило зарождение истинно национальной английской литературы. В творчестве писателей этого периода жанры средневековой литературы получили свое высшее, художественное воплощение. Вместе с тем литература 14 в. явилась предвестием той новой литературы, которая получила свое развитие в 16 в. 14 в. можно считать периодом предренессанса в Англии.

В 14 в. в Англии появилось четыре выдающихся писателя: Чосер, Ленгленд, Гауэр и поэт, имя которого осталось потомкам неизвестным.

Основу этого рыцарского романа составляет конфликт между стремлением к самосохранению и долгом чести. В романе встречаются все типичные мотивы рыцарской поэзии: честь, любовь, необыкновенные приключения, таинственные явления, волшебство. Произведение отличается живостью, поэтической свежестью, тонкой иронией.

Вильям Ленгленд (William Langland 1332?-1400?). Достоверных биографических сведений о нем не сохранилось. По-видимому, крестьянин по происхождению, он получил церковное образование, жил в бедности, держался независимо.

В христианской литературе одним из важнейших художественных приемов был прием аллегории. Действующими лицами выступали абстрактные фигуры пороков и добродетелей, которые обозначались не обыкновенными именами, а отвлеченными названиями, как-то: Истина, Порок, Знание, Разум.

Повествование начинается с того, как в один прекрасный майский день поэт отправился на Мальвернский холм, прилег на траву и заснул. Во сне ему привиделись различные картины. Сначала перед ним предстало огромное поле. На одном конце его была мрачная башня, в которой находилась темница, где обитает Зло. На противоположном конце он увидел замок Истины. А на пространстве между этими двумя строениями кишела толпа людей всех званий, сословий и профессий: рыцари, священники, купцы, ремесленники, крестьяне и т.д.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Эта картина является символическим изображением человечества, мечущегося между злом и истиной. Затем поэт рассказывает о своей беседе с прекрасным существом женского обличия, имя которому Святая Церковь. Она разъясняет, что в темнице обитает Кривда, а в замке Истины – жилище Бога, к которому человек должен стремиться.

Проснувшись и заснув опять, поэт видит перед собой большое поле и на нем множество людей, которым Разум советует покаяться в грехах и обратиться к Истине. Следует сцена покаяния, в которой участвуют даже сами семь смертных грехов (Гордость, Невоздержанность, Завить, Гнев, Чревоугодие и Леность). Покаявшиеся решают совершить паломничество к Истине. Тут впервые появляется Петр-пахарь, который выступает в поэме как символическое воплощение народа, знающего, что истина заключается в труде, чему он и поучает паломников. Он готов провести их к Истине, но занят вспашкой своего поля. Тогда, чтобы ускорить работу, одна из паломниц – богато одетая леди, предлагает помочь пахарю. Ее поддерживает рыцарь, который говорит, что, хотя его и не учили идти за сохой, тем не менее он постарается научиться этому. Но другие знатные паломники не желают трудиться: одни отговариваются неумением, другие – слабосилием, а третьи предлагают такое разделение труда: пусть Петр за них работает, а они будут молиться за него. Для того чтобы отделить тунеядцев от слабых и больных, Петр-пахарь подвергает паломников испытанию голодом и добивается того, что все трудоспособные принимаются за работу. Так, посредством аллегории Ленгленд утверждает, что путь к истине и справедливости будет найден тогда, когда все будут трудиться.

Изложенное составляет содержание текста А. Тексты В и С представляют собой более подробную разработку этих рассказов.

В рамку аллегорического повествования Ленгленд вставил много ярких вполне реальных описаний. Каждая из аллегорических фигур представлена в образе вполне реального человека, облик которого очерчен волне убедительно. Например, Зависть бледная, словно разбитая параличом, со впалыми щеками, кусающая губы и сжимающая кулаки.

Ленгленд явился выразителем настроений патриархального крестьянства, с его ограниченностью и мятежными порывами. Не случайно Ленгленд создавал свое произведение в годы, когда зрели семена крестьянской войны 1381 года.

Если Ленгленд явился выразителем взглядов крестьянства, то Джон Гауэр выступил в литературе как представитель культурной части дворянской среды. Кроме дворянской культуры большое влияние на него оказало богословие. Вместе с тем до Гауэра дошли и веяния новой, гуманистической культуры, которая в то время возникла в Италии. Он дружил с поэтом Джефри Чосером.

Джон Гауэр (John Gower,1325? – 1408) был богатым кентским землевладельцем.

Значительной личностью в английской литературе 14 в. был Джон Уиклиф (John Wicklyf, 1324? – 1384). В своих религиозных сочинениях и памфлетах Уиклиф выступал против религиозного догматизма римско-католической церкви. Он утверждал право каждого самостоятельно толковать Библию. Уиклиф, таким образом, предвосхитил движение Реформации, развившееся в 16 в. Он впервые перевел Библию на английский язык. Его можно назвать первым английским протестантом, а также первым английским памфлетистом.

Древнейший период английской литературы относится к V-XI вв. нашей эры. Его начало связано с вторжением на территорию Британии в середине V в. англосаксов и ютов - племен германского происхождения; конец периода датируется 1066 г., когда произошла битва при Гастингсе, завершившаяся завоеванием Британских островов норманнами.

На протяжении этих шести веков были созданы наиболее ранние из дошедших до нас литературных памятников. Они написаны на англосаксонском языке, на основе которого развился английский язык. Англосаксонские племена принесли на Британские острова свой язык, свой быт и свою культуру, дальнейшее развитие которых протекало в условиях разложения родового строя и становления феодальных отношений.

Кельтские сказания легли в основу средневековых рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, они явились источником, из которого черпали вдохновение и сюжеты своих произведений поэты последующих веков.

Сохранились памятники рунической письменности англосаксов Известно о существовании песен, исполнявшихся во время свадебных и погребальных обрядов, в процессе труда, во время военных походов. Сказания, легенды и песни передавались из рода в род. Их исполняли певцы, имевшиеся в каждом племени. Различались певцы-поэты (скопы), являвшиеся творцами исполняемых ими песен, и певцы-исполнители (глимены), которые пели песни, созданные другими. И скопы, и глимены пользовались почетом и уважением; они были хранителями народных преданий, искусными мастерами-профессионалами.

Стихотворения интересны и значительны силой переданных в них чувств, богатством эмоций и переживаний. В этих произведениях созданы яркие картины суровой северной природы, бушующего моря, темного леса.

Основоположником литературной прозы на англосаксонском языке считают короля Уэссекса Альфреда. Он известен как переводчик на англосаксонский язык латинских трудов и как создатель ряда оригинальных произведений. Труды по истории и вопросам законодательства, которые не являются художественными произведениями в прямом смысле этого слова, оказали влияние на последующее развитие англосаксонской прозы

О существовании пространной поэмы на древнеанглийском стало известно ещё в 1700 году, однако первую публикацию текста (в латинском переводе) осуществил 115 лет спустя исландский филолог Торкелин, по заданию датского правительства работавший над разбором текста с 1786 г. В рукописи поэма не содержит заголовка, и своё нынешнее название она получила только при первой публикации в 1815 году.

Поэма состоит из 3182 строк текста и является самой длинной поэмой на древнеанглийском языке — примерно 10 %англосаксонской литературы занимает именно её текст.

Основное содержание заключается в сказаниях о победе Беовульфа над страшными чудовищами Гренделем и его матерью, и над опустошавшим страну драконом, к чему прибавлено несколько побочных эпизодов.

Действие происходит в Скандинавии. В блистательном чертоге конунга Хродгара под названием Хеорот пируют дружинные воины из племени гаутов. Вот уже 12 зим на Хеорот нападает страшное чудовище по имени Грендель. Беовульф побеждает Гренделя в ночном единоборстве, оторвав ему руку, и тот умирает в своем логове. Чтобы отомстить за него, из морской пучины поднимается еще более жуткий враг — мать Гренделя. Чтобы одолеть её, Беовульфу приходится спуститься в её морское логово.

Во второй части поэмы Беовульф — к тому времени уже конунг гаутов — вступает в поединок с драконом, который мстит людям за посягательство на охраняемый им клад. Дракон убит, но и Беовульф получает смертельную рану. Автор не рассматривает это как трагедию, скорее как достойный венец героической жизни. Дружина во главе с доблестным Виглавом торжественно сжигает Беовульфа и клад дракона на погребальном костре.

Долгое время христианские привнесения было принято объяснять позднейшей обработкой текста при переписывании монахами. Однако не исключено, что и сам поэт чувствовал необходимость согласовать свой рассказ с требованиями нового мировоззрения.

3 Рыцарская литература. Возникла в середине XI в. на юге Франции, в одной из древнейших римских провинций - Провансе. Именно в Провансе родился одним из первых в Европе национальный литературный письменный язык. Возник он от диалектной разновидности разговорного латинского языка, а сформировался в результате непосредственной поэтической практики. Поэтов Прованса не случайно называли трубадурами (что значит "находить", "изобретать"). Работа над словом, рифмой, формой была их главной творческой задачей.

Трубадурами изобретено множество стихотворных размеров. Возвышенный идеал их куртуазной любви требовал и совершенного поэтического слова. Красота любви отождествлялась с красотой поэтического языка трубадура. Сколь совершенна песня - столь совершенна любовь. Отбирая слова, сочетая слова, играя словами, поэт стремился сделать свой стих благозвучным, плавным, гармоничным. Вопросы поэтической техники оказались столь актуальными, что вызвали в XII в. первую общеевропейскую дискуссию. Столкнулись точки зрения сторонников "ясного стиля" и "темного стиля". "Ясный стиль" имел установку на простоту, общедоступность поэзии. "Темный стиль", напротив, предполагал усложненный синтаксис, редкие метафоры и сравнения.

Главной темой сочинений поэтов-певцов было рыцарское служение даме сердца, ради которой рыцарь подвергал себя всевозможным опасностям. На юге Франции такие поэты назывались трубадурами, в Германии – миннезингерами:

В то время стихи слагали и короли, и рыцари. Известны сотни имен поэтов, которые жили во второй половине XII – начале XIII века, среди них были и женщины-поэтессы.

Фантазией поэтов был создан образ идеального рыцаря – смелого, великодушного и справедливого. В стихах теперь воспевались не только верность сеньору, щедрость, благородство, но и вежливость, умение танцевать, играть на музыкальных инструментах. В рыцарской поэзии отразились интерес к душевным переживаниям человека, преклонение перед земными радостями. Рыцарская поэзия создавалась не на латыни, а на народных языках.

Высшим достижением рыцарской лирики была поэзия Вальтера фон дер Фогельвейде. Героиней его песен нередко была простая девушка с ее искренним, неподдельным чувством. Вальтер фон дер Фогельвейде неизменно защищал императоров в борьбе против пап. Поэта печалили .междоусобицы и раздоры, царящие в империи. Во всех бедах христианского мира он винил папу римского – источник всех зол, видел в нем коварного и опасного врага.

В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала это были обработки античных сказаний и историй, например о Троянской войне или походах Александра Македонского. Но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари, а осада Трои изображалась как штурм феодального замка.

Особенно широко в рыцарских романах отразились легенды о короле бриттов Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, страдающие красавицы, которые ожидают помощи от смелых рыцарей. Немало произведений было посвящено беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды. Легенда об этой паре влюбленных – один из самых поэтических сюжетов в мировой литературе.

Утверждал за человеком право на земное счастье, восхищался его умом и энергией, славил его находчивость и жизнелюбие. Характерно чувство жизни во всех её проявлениях, стремление к жизни. Заложил основы сатирическ. традиций в лит. Англии (градации смеха: от безобидной шутки до глубокого обличения). Говорить о людях всю правду, изображать их высок. порывы и низкие помыслы.

Чосер обрисовывает внешний вид каждого из паломников, его костюм и повадки. По этим описаниям можно представить людей вполне определенной эпохи, определенного социального слоя общества.

Разнообразные по своему характеру, новеллы сливаются в единое поэтическое целое; возникает яркая, реалистически правдивая картина английской действительности.

Эпоха раскрывается в облике представляющих ее людей, во всем множестве деталей и подробностей бытового характера, в беглых, но точных портретных характеристиках.

5. Возрождение в Англии. Особенности и периодизация Возрождения. В XVI в. Англия пережила полный переворот во всех областях экономической и социальной жизни, превратившей ее из страны феодальной в классическую. На этот период и приходится в Англии необычайный расцвет во всех областях мысли и творчества.

Быстрое капиталистическое развитие имело результатом то, что наряду с растущим богатством господствующих классов резко увеличилась бедность народа, разоряемого в деревне и жестоко эксплуатируемого в городе. Росли бродяжничество, нищенство, против которых издавались суровые законы; в деревне вспыхивали восстания бедняков, боровшихся за землю и свои утраченные права.

Возрождение в Англии, захватив более чем столетний промежуток времени, прошло несколько этапов в своем развитии.

2). Во второй период английского Возрождения положение изменяется. Уничтожая политическое и экономическое могущество церкви, королевская власть подрывала и ее авторитет, и ее сильное идейное влияние. Реформация Генриха VIII облегчила последующим поколениям английских гуманистов борьбу за светскую культуру против культуры церковной.

3). Наибольший расцвет идей Возрождения приходится в Англии на период царствования королевы Елизаветы (1558 – 1603), который был вместе с тем порой замечательного подъема колониального и торгового могущества страны. В этот период Англия вбирает в себя все богатства европейской гуманистической культуры. В Англии переводят многочисленные произведения итальянских, французских и испанских писателей, широко развертывается научно-философское движение, завершающееся появлением в конце века материалистической философской системы Фрэнсиса Бэкона. Широкое развитие получает художественная литература. Расцветает блестящая плеяда лирических поэтов, другие поэты создают эпические поэмы. Быстро развивается английский роман: рыцарский, пастушеский, авантюрный и реально-бытовой; возникает богатейшая драматургия с Шекспиром во главе.

I период (1590-1600) Оптимистический. Сонеты (/592—1598)Комедии и исторические хроники. “Сон в летнюю ночь”, “Венецианский купец”, “Много шуму из ничего”, “Как вам это понравится”, “Двенадцатая ночь”, “Ричард III”, “Ричард II”, “Генрих IV”, “Генрих V”. Трагедии “Ромео и Джульетта” и “Юлий Цезарь”. Вера в Возможность гармонии человека и мира. Вера в возможность развития ренессансной личности. Зло не носит глобального характера, оно победимо (Ромео и Джульетта: семьи помирились над могилой детей) и связано с тем, что уже уходит в прошлое (средневековая вражда семей). Хроники (основная тема – феодальная смута 14-15 вв., война Алой и Белой розы. Рассматриваются вопросы о власти, церкви, взаимоотношениях четырех сословий, повествуется о крушении человеческого в человеке (образ Ричарда III) . Ричард 2 упоён мыслю о божественном происхождении своей власти, Ричард 3 посредством ряда убийств и преступлений достигает престола и обуздывает феодалов – Макиавелли), “Ромео и Джульетта” и “Юлий Цезарь” (переходный период).

II период (1601-1608). Трагедии. “Гамлет” (1601), “Отелло” (1604), “Макбет” (1605), “Король Лир” (1605) и др. Осознание Трагических противоречий человеческого бытия и их неразрешимость. Это результат углубления философских воззрений Ш. И развития Ренессанса вообще. Зло носит всеобъемлющий характер. Можно преодолеть его проявление, но не его само (что я сказала-то?). Самые умные, одаренные люди гибнут под натиском темных сил, типы и характеры эпохального значения.

III период. Романтический(1609-1612). Трагикомедии (пьесы с остро драматическим содержанием, но счастливым концом). Эстетика барокко. Трагизм преодолевается с помощью стоической морали. Сказочные мотивы. Персонажи-маски. Счастливые развязки – результат случая.

Юный Ромео -свободная личность, находит радость в общении с друзьями: его лучший друг - благородный и смелый Меркуцио. Любовь к Джульетте осветила жизнь Ромео, сделала его мужественным и сильным человеком.

Для Джульетты любовь стала подвигом. Она героически борется против домостроевской морали своего отца и бросает вызов законам кровной мести. Смелость и мудрость Джульетты проявились в том, что она стала выше вековой распри двух семейств. Полюбив Ромео, Джульетта отвергает жестокие условности общественных традиций. Уважение и любовь к человеку для нее важнее всех освященных традицией правил.

В любви раскрывается прекрасная душа героини. Джульетта пленительна искренностью и нежностью, пылкостью и преданностью. В любви к Ромео вся ее жизнь. После гибели любимого для нее не может быть жизни, и она мужественно выбирает смерть.

В системе образов трагедии важное место занимает монах Лоренцо. Брат Лоренцо далек от религиозного фанатизма. Это ученый-гуманист, он сочувствует новым веяниям и возникающим в обществе свободолюбивым стремлениям. Так, он помогает, чем может, Ромео и Джульетте, которые вынуждены скрывать свой брак. Мудрый Лоренцо понимает глубину чувств юных героев, но видит, что их любовь может привести к трагическому концу.

Драматические события развертываются за тяжелыми каменными стенами королевского замка в Эльсиноре. Сюжет трагедии восходит к средневековому сказанию о датском принце Гамлете, мстящем за предательское убийство отца. Шекспировский Гамлет – личность сложная, мыслящая, стремящаяся понять жизнь людей. От призрака молодой Гамлет узнал, что отец его был убит во время сна своим братом Клавдием, захватившим датский престол и женившимся на вдове убитого Гертруде, матери Гамлета. Наделенный проницательностью и всеохватным умом, Гамлет видит в этом единичном событии тревожное знамение времени. Эльсинор стал заповедником лицемерия, коварства, зла. Данию же Гамлет называет тюрьмой. Преступления, ложь, лицемерие, царящие в Эльсиноре, Г. Воспринимает как состояние всего мира. Проницательный человек, Гамлет ощущает свое трагическое одиночество. Любимая им мать стала женой главного злодея, милая Офелия не находит в себе сил противиться воле отца, приятели детства Розенкранц и Гильденстерн готовы услужить тирану, только Горацио верен Гамлету и понимает его.

Смертельный удар поражает Клавдия, когда тот, преисполненный коварства, готов совершить новое злодейство. В финале трагедии молодой норвежский принц Фортинбрас приказывает воздать умершему Гамлету воинские почести. Гамлет – герой. Только для зрителя он уже не герой старинного сказания, живший еще в языческие времена, но герой нового времени, образованный, умный, поднявшийся на борьбу против темного царства себялюбия и коварства.

В тексте трагедии выражены близкие самому Шекспиру мысли об искусстве и его задачах. В разговоре с актёрами Г говорит об искусстве как об отражении жизни.

К трагедии обращались во все времена и истолковывали героя по-разному. Гете: слабость воли Гамлета. Белинский: Г – по природе сильная личность, в том, что он не убивает св отца – величие его духа. Противоречие м/ идеалами Г и действительностью. Тургенев: Г – эгоист и скептик, во всем сомневается, ни во что не верит; промедление – проявление слабости, а не величия. Нельзя любить его, тк он сам себя не любит. Непримиримость со злом. Главный конфликт – нарушение гармонии и стремление ее восстановить

Читайте также: