Сравните традиционный театр ноо с театром кабуки когда возникло это искусство кратко

Обновлено: 05.07.2024

Важная роль отводилась музыке в традиционных видах японского театра, который возник в эпоху раннего средневековья и является интереснейшим проявлением национальной японской культуры. Театральные преставления в Японии – это синтез музыки, текста, актёрского мастерства и танца.

Рождение театра Но ( ногаку ) происходит в Японии примерно в XIII веке. А XIV веке он обрёл свой классический вид .

Кстати, широкому распространению этого вида театрального действа во много способствовал тот самый сёгун Асикага Ёсимицу, который построил Золотой павильон - Кинкакудзи в Киото.

Он покровительствовал драматургу К анъами Киёцугу (1333-1384) и его сыну Дэзами Мотокиё, которым приписывают создание этого театра в классическом виде. Роль последнего особенного велика - он создал первое учение в Японии о сценическом искусстве, что зафиксировал в трактатах.

Считается, что театр Но возник из более древних представлений религиозного характера, посвященных богине Солнца, проводимых когда-то под священной сосной синтоистского храма в городе Нара. Связь театра Но с этими ритуальными мистериями прослеживается в традиционных декорациях, на которых изображается сосна (символ вечности и неизменности).

Кроме этой декорации на сценической площадке ничего нет. Пол её отполирован до зеркального блеска, что вынуждает актёров, выступающих в белых носках, весьма своеобразно двигаться – скользящим, плавным шагом. Под помостом установлены пустые кувшины, которые, выполняя роль своеобразных резонаторов, многократно усиливают звучание каждого слова и движения, совершающихся на сцене.

Очень важна в таком театре музыка. Музыканты присутствуют на сцене вместе с актёрами. Сопровождаются спектакли Но игрой флейт и барабанов, которые задают своеобразный ритм сценическому действию. Стиль исполняемой музыки - гагаку . Текст не произносится актёрами, а пропевается. Кроме основных главных действующих лиц, обязательным участником спектакля является хор, что несколько напоминает древнегреческий театр .

Все роли исполняют только мужчины. (Интересно, что зрителей Но нисколько не смущает, что у героини спектакля низкий мужской голос).

В состав актёров в некоторых спектаклях вводится ребёнок, который играет роль императора. Эта традиция появилась в Японии в XIV веке, в связи с запретом изображать на сцене особ царского дома.

Что касается содержания пьес, то они всегда основывались на древних легендах, известных романах и других сюжетах, уже существовавших, и известных заранее зрителю. Это обусловило специфику развития действия в театральных постановках Но. Вся история на сцене не показывалась, разыгрывалась лишь та её часть, которая была ключевой в жизни главного героя.

Обычно, это происходило в два этапа. Сначала некий странник (очень часто буддйский монах) встречает главного героя (обычно это легендарная личность) и задаёт ему некие наводящие вопросы, о том, кто он, какова его история. А вот во второй части перед нами появляется иной вариант сущности главного героя (призрак, божество, дух, демон и т.п.) и рассказывает, что же с ним некогда произошло.

Пьеса имеет пять сюжетных линий, которые называются даны - каждый из них сопровождается специальной мелодией. Здесь действует принцип, некогда зафиксированный в трактате Дэзами Мотокиё, ставший классическим не только для этого вида театра, но и для любого сценического действа в Японии. Этот принцип развития действия называется дзё-ха-кю ( дзё "завязка" — медленное вступление, ха "взрыв", "перелом" — нарастание темпа и драматизация происходящего на сцене, кю "стремительность" — быстрая развязка).

Википедия предоставила наглядную таблицу соотношения этапов действия и их содержания. Приведу её здесь.

Все элементы сценического действия в театре Но – реквизит, костюмы, маски, жесты, движения и интонации строго регламентированы, поскольку эти представления изначально были связаны с ритуальными действиями.

Движения, которые применяются актерами во время спектакля, носят название ката , всего их 250, и они включают технику походки, хореографии, поз и т.д.

Хочется отметить, что всё происходящее на сцене театра Но - скользящая походка, нарочито медленные фиксированные движения, музыка в стиле гагаку (довольно однообразная, с точки зрения европейца), отсутствие декораций - всё это создаёт ощущение своеобразной отвлечённости, отстранённости, для того чтобы зритель фокусировал своё внимание не на внешних атрибутах, а на сущности явлений, их потаённом смысле, философско-созерцательном аспекте.

То есть эстетика театра Но является концентрированным выражением категории "югэн" , что обычно переводят, как "ускользающая, скрытая красота". Однако у этого термина есть иная интерпретация, больше подходящая в этом случае - "тайный", "мистический". Это понятие несёт в себе ощущение невыразимой таинственности, глубокой сокровенности, сокрытости смыслов, которые зритель театра Но должен если не понять, то ощутить на глубинном уровне.

Такому впечатлению, в немалой степени способствует и то, что актёры театра Но выступают в масках, которые условно можно разделить на четыре большие группы: старцы, воины, демоны и женщины (они, в свою очередь, подразделяются на многочисленные подгруппы).

Три фотографии женской театральной маски Но, где видно, как в зависимости от угла наклона маски меняется её выражение.

Три фотографии женской театральной маски Но, где видно, как в зависимости от угла наклона маски меняется её выражение.

Практически все элементы театральных постановок Но имеют символическое значение. Так, особую роль играют цвета костюмов актёров и париков, в которых они выступают. Красный и белые цвета - принадлежность смелых героев и божеств, спокойные коричневые и голубые предназначены хорошим людям незнатного происхождения, женские образы наделяются чёрными париками, благородные старцы носят белые парики, демонов отличают красные ниспадающие до пола волосы и т.д.

Определённую символическую нагрузку несут жесты и передвижения по сцене. При отсутствии декораций перемещение актёра с одной точки сценического пространства на другую может обозначать изменение места действия.

Прикосновение раскрытого веера к своему плечу актёром, который в это время обратил лицо вправо вверх, искушённому зрителю говорит о том, что сейчас – лунная ночь. Если рука артиста с веером медленно подносится к опущенному лицу, то это значит, что персонаж пьесы роняет слёзы.

Поскольку театр Но считается классикой и очень жёстко регламентирован, в нём строго соблюдаются традиции, которые распространяются и на выбор пьес. Классический репертуар состоит из официально признанных (разрешённых) 258 пьес, большинство из которых были созданы в XIV-XVI веках. Это известные легенды, религиозные (в основном буддийские) притчи и инсценировки средневековых самурайских повестей – гунки , среди которых наибольшей популярностью пользуется история соперничества родов Тайра и Минамото.

Театр Но - это удивительной мир, где нет ничего лишнего, где каждое движение и деталь несут в себе глубокий смысл, где сочетание всех элементов, подобно гипнозу, завораживает зрителя, а каждый жест, звук и даже шорох исполняет, как и актёр на сцене, свою значимую роль.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:

Исходное состояние актера на сцене Кабуки - неподвижность. Он оживает только тогда, когда наступает его черед играть. Движение состоит из перехода от одних поз - миэ - к другим. Когда в миэ застывает целая группа, на сцене образуется живописная картина. Зритель должен спокойно созерцать миэ, подобно тому как он любуется изменчивой неподвижностью сада камней. Сцена миэ сопровождается ритмичными хлопками деревянных брусков - хёсиги - друг о друга. В наиболее драматичные моменты удары хёсиги учащаются. В Кабуки актеры стали впервые выступать без масок. Традиционный грим - кумадори - напоминает черты масок Но и маски кукольного театра. Основные цвета кумадори - красный, синий и черный. Красные полосы обозначают страсть, справедливость и доблесть; синие - зло, страх и потусторонность; черные и алые - божественность и колдовскую силу. Символика цвета дополняется чуть утрированной мимикой: зрачки, сведенные к переносице, означают устремление; поднятые углы губ - надменность и усмешку; приподнятые внешние концы бровей - гнев.


7 декабря 2017

Все формы традиционного японского театра представляют собой необыкновенное зрелище. Каждый звук, движение, гримаса и даже предмет несут в себе определённый смысл, тысячи смыслов! Кроме того, сюжет и реплики не то чтобы доступны обычному неподготовленному зрителю. Но число поклонников этого самого зрелища не убывает.

театр но

Старейшая форма японского театра но была заимствована в VIII веке в Китае и получила сегодняшние формы к XIV веку. Если первоначально сюжет и представления были близки к реальности, то со временем они становились все более стилизованными. Над сценой, по традиции, когда представление шло под открытым небом, возводится крыша. Задник сцены, сооружённой из необработанного дерева, украшает сосна – символ долголетия. Слева к сцене ведёт мостик под крышей, по которому актёры выходят на сцену и покидают её.

В театре но три основные группы ролей: главный герой в маске (ситэ), второстепенный герой (ваки) и комический персонаж (кёгэн). В театре но играют только мужчины, как и в кабуки, они исполняют также женские роли. Очень типичны пьесы с буддийским смыслом: дух, который после смерти его хозяина-человека не может обрести покой, просит странствующего монаха об избавлении, чтобы наконец погрузиться в нирвану. Очень впечатляют выступления актёров, изображающих духов и демонов.

Всего существует пять типов масок: боги, люди, красавицы, безумные женщины и черти. Маски неподвижны, но очень выразительны! В зависимости от сюжета маска меняется – нужно только внимательно следить за действием.

Текст пьес сегодня вряд ли кто-то понимает, включая японцев, пожалуй. Но незнание древнего языка не уменьшает глубокого впечатления, которое производит это грандиозное действо. Вот основные принципы символики театра но:

  • Высокий голос обычно принадлежит молодому человеку, женщине и дворянину, низкий – старому, отчаявшемуся человеку или лицу с низким общественным положением.
  • Бамбуковый веер может символизировать разные предметы: лук, меч, флягу, воду (если его держат раскрытым вниз) или выражать радость и возбуждение (если его держат раскрытым справа перед грудью).
  • Цвет одежды символизирует достоинства и высокое положение (белый), молодость и счастье (красный), силу (синий).
  • Особое значение имеет использование трёх барабанов и бамбуковой флейты. В тамбурин бьют, как правило, только для сопровождения танца или при выступлении артистов, изображающих богов, духов и демонов.
  • Представления театра но разбавляют юмористическими пьесками, кёгэн. Часто это весёлый диалог, в котором веер также изображает разнообразные предметы. Маски здесь необязательны, а если и используются, то это гротескные маски болванов.

Театр кабуки

Театр кабуки появился в Киото в 1604 году. Родоначальницей была Идзумо-но Окуни, которая пользовалась особым успехом у зрителей. В основном в театре играли женщины, чаще всего лёгкого поведения, поэтому правительство запретило постановки с их участием в 1629 году.

Современный театр кабуки построен по западному образцу, кроме ханамити и мавари-бутан. Ханамити, или цветочная дорога – это мост над головами зрителей, по нему ходят актёры, часто разыгрываются отдельные сцены. Мавари-бутан, или вращающаяся сцена, появилась примерно в XVII столетии. Она позволяла менять обстановку, декорации и актёров, не замедляя ход спектакля.

В кабуки прежде всего важна виртуозная игра актёров, будь то необузданный грубиян арагото, вежливый и мягкий герой-любовник вагото или ояма (женщина, которую играет мужчина). Актёры кабуки, как правило, специализируются на определённом амплуа, а для исполнения женских ролей изучают движения гейш, женскую мимику и манеру речи. Исполнители-мужчины воссоздают идеальный образ женщины древней Японии.

Обычно зритель знакомится с сюжетом по буклетам с либретто, поэтому полностью может отдаться наслаждению игрой актёров. В театре можно получить программки на английском языке или наушники, чтобы слушать перевод. Спектакли театра кабуки часто состоят из трёх или двух частей. Большинство зрителей ограничивается просмотром одной части, которая длится три, а то и четыре часа с антрактом!

Театр бунраку

Театр бунраку – это театр кукол, управляемых актёрами. Обычно куклой управляют три оператора. Самый неопытный отвечает за движение ног (асидзукай; аси - стопа) на протяжении десяти лет. Затем он работает в качестве хидаридзукай (хидари - левый) – управляет левой рукой. Наиболее опытный актёр – омодзукай (омо - лицо): он управляет головой и отвечает за мимику лица, кроме того, он двигает правой рукой и верхней частью туловища куклы. Обучение каждого оператора может длиться не один десяток лет.

Стоящих позади кукол актёров практически не видно. Они одеты в чёрное трико с капюшоном. Обычно лиц не видно, но если артист известен, ему позволяется не прятать лицо под капюшоном. Когда все трое одеты в чёрное, а внимание зала сконцентрировано на куклах, то через какое-то время зрители перестают замечать актёров. В Японии они и считаются невидимыми. Кисти, глаза, брови и рот кукол приводятся в движение маленькими рычажками и привязанными к ним нитями. Как в но и кабуки, в этом театре тоже есть свои излюбленные герои: самурай, молодой человек, женщина лёгкого поведения, красавица, которая в мгновение ока может превратиться в демона…

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово


Актрисы были прекрасны, но среди зрителей, особенно военных, попадались, увы, не истинные ценители искусства народного танца, поэтому прямо на представлениях вспыхивали жестокие драки и даже смертельные поединки из-за актрис, так что правительство в целях борьбы с беспорядками сначала ограничило, а потом запретило участие женщин в спектаклях. Все роли в театре Кабуки, в том числе женские, стали исполнять мужчины.

Это послужило стремительному прогрессу в развитии грима. Существует множество его видов. К примеру, благородный воин отмечается белым лицом с широкими черными чертами надбровий, красными полосами вокруг глаз и около углов рта; крестьяне, представители демоса, наделяются красно-коричневыми лицами, как бы загоревшими от солнца; комедийные персонажи гримируются красным, белым и голубым. Красный цвет символизирует справедливость, страстность, смелость; синий – хладнокровие, злость, безнравственность; черный и коричневый – божественность, потусторонность.

Полному раскрытию героя, выявлению его истинных чувств помогает и прием мгновенного переодевания прямо на сцене. Оно бывает двух видов – хикинуки (одежда спадает, открывая другую, когда актер дергает за шнурки) и буккаэри (слуги сцены выворачивают одежду наизнанку прямо на актере).

В грандиозных исторических пьесах Кабуки участвуют порою по триста актеров . Спектакли продолжаются по шесть-семь часов! Зрители основательно перекусывают в антрактах и ложатся вздремнуть.

На спектаклях кабуки словно погружаешься в атмосферу прошлых веков. Этот театр сумел сохранить утраченную эстетику прошлых столетий.

Театр Но
Театр Но — более аристократический и сложный. Его репертуар по накалу торжественности и глобальному подходу к действу можно сравнить с древнегреческим театром. Здесь актеры произносят свои монологи на смеси китайского с древнеяпонским, в общем-то, недоступном большинству японцев. В театре Но разыгрывается буддийская космология, действуют божества, люди, звери, воины, голодные демоны, жители ада.

Однако в финале спектакля театра Но тебе ясно дадут понять: хотя человек и бьется в паутине иллюзий повседневности, он — некое таинственное существо, абсолютно себе неведомое, которое движется вверх и вниз по бесчисленным жизням, гонимый жесткими законами кармы.

Основное действующее лицо – ситэ – представлено в двух ипостасях: в первой части спектакля - физическая, а во второй - духовная. Духовое воплощение играет другой актер. Такое распределение ролей на физическую и духовную и стало нововведением, отличающим театр Но от других. Эти представления люди стали воспринимать в качестве проповедей.

В театре Но играют умопомрачительные актеры . Они начинают впитывать актерское мастерство от отца, будучи грудными детьми, к сорока годам становятся приличными профессионалами, и всю жизнь до последнего вздоха вынуждены претерпевать муки совершенствования.

Помимо роскошных костюмов , которыми изобилен театр Но, здесь существует особая драгоценность — это маски главных героев. В каждом уважающем себя театре Но должны присутствовать около двухсот масок: от маски ревнивой женщины до маски привидения.

Самые бесценные маски, которым уже лет по триста и больше, хранятся в Национальном музее. Они так искусно сделаны: одна и та же маска может менять выражение лица, причем с солидным диапазоном — от надменного до приветливо улыбающегося. Конечно, такого эффекта может добиться только искусный актер: в зависимости лишь от того, поднимает он голову или опускает!

Главный феодал - сёгун - Токугава Иэясу в средних веках так высоко ценил это магическое искусство, что даже издал два указа: о выплате большого рисового пайка за каждую хорошо сделанную маску. И второй: в случае пожара в театре сразу должны приниматься меры к спасению масок! А именно — каждый актер обязан покидать полыхающий театр с маской на лице, и пропускать этих ребят следует в первую очередь!

Любая особо ценная маска имеет свою детективную историю , похожую на судьбу бриллианта, украденного с короны какого-нибудь шейха. Из рода в род владельцы масок передавали их по наследству. Маски таинственным образом похищали, по всей стране объявляли розыск и баснословное вознаграждение. Маска погибала, воскресала, казалось, навсегда исчезала и снова появлялась на небосводе театральной жизни Японии.

Окончательно сформированный в XIV веке, театр но до сих пор остается образцом утонченного искусства. Долгие века Япония была закрыта для иностранцев, а за попытку взглянуть на феодальную Ниппон любопытному отсекали голову. Теперь же скрытое за железным занавесом японское средневековье можно подробно рассмотреть в театре.

Читайте также: