Сравнить отношение к войне в семье болконских и в салонах шерер жюли карагиной друбецкой кратко

Обновлено: 05.07.2024

“Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.

Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого писателя, семья, которую он создал сам. Семья

как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты.

Семья – это передача опыта поколений, своеобразие нации.

“Мысль семейная” впервые серьезно была затронута Толстым в “Детстве”. Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития “мысли семейной” в творчестве Толстого стал роман “Анна Каренина”. В романе же “Война и мир” через призму “семейной мысли” рассматривается Отечественная

В романе “Война и мир” описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне.

Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает “мысль семейную”.

В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия.

Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души.

В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей.

Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость.

Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания.

Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный.

Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому.

Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины – это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами.

Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены.

Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим.

Их девиз – “как у других”. Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.

Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: “правильно – неправильно”, “ложное – истинное” и др.

По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных.

Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства. Он – представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и заканчивая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек.

Во времена, когда от женщин никто не требовал проявлений каких то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу”.

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов.

Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены Лизы, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой то особой истины у “божьих людей”, и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания.

Покорность судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья.

Антитезой семье Болконских является семья Курагиных: князь Василий, его трое детей: бездушная кукла Элен, “покойный дурак” Ипполит и “беспокойный дурак” Анатоль. Князь Василий – расчетливый и холодный интриган, и честолюбец, претендующий на наследство Кирилла Безухова, не имея на то прямого права. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно благосостояние и положение в обществе.

Дочь князя Василия Элен – типичная светская красавица, с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей “мраморной” красотой, т. е. красотой холодной, лишенной чувств и души, красотой статуи. Единственно, что занимает Элен, – это ее салон и светские приемы.

Внешняя красота Элен заменяет собой духовную. Элен, по мысли Толстого, пустоцвет, именно поэтому она умирает. Она высмеивает желание Пьера иметь детей: не хочет обременять себя лишними заботами и портить свою фигуру. Дети в ее понимании – обуза, мешающая жить.

Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он писал, что самое главное предназначение женщины – стать хорошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность и бессодержательность жизни Элен.

Не выполнив своего предназначения женщины, Элен умирает.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба “дураки”. Отцу удалось пристроиться на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и с целью его успокоить князь Василий хочет его женить на богатой наследнице Княжне Марье. Брак этот не состоялся, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам: он с легкостью разрушает счастье Наташи Ростовой и Андрея Болконского.

Но судьба наказывает его: на войне Анатоль теряет ногу. Конец жизни Толстой дает додумать читателям: либо Анатоль инвалид одиноко доживает свою жизнь, никем не любимый, либо опускается до разврата, убитый горем, либо погибает от гангрены, что очень возможно, учитывая состояние тогдашней медицины.

Примечательно, что никто из Курагиных не оставляет после себя наследников. Старинный же род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который продолжит род. Здесь ясна идея Толстого: будущее за семьей Болконских.

В романе участвуют пять главных семейств: Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие и Безуховы.

Также в романе упоминаются и другие, менее яркие семьи: Берги, Карагины, Долоховы и т.д.

Ниже представлена характеристика семей в романе "Война и мир" в таблице: краткое описание семейств, список членов каждой семьи.

Смотрите:
- Краткое содержание романа "Война и мир"
- Все материалы по роману "Война и мир"


Характеристика семей в романе "Война и мир": краткое описание (таблица)

Семья графов Ростовых – самая положительная и счастливая семья в романе. Ростовы – это богатые московские дворяне. Ростовы - добрые, честные, отзывчивые, простые и гостеприимные люди (за исключением Веры). В семье Ростовых царит теплая и дружеская атмосфера. Помимо своих 4-х детей, Ростовы воспитывают приемную дочь Соню. Ростовы – непрактичные, доверчивые люди. Они не умеют вести дела, поэтому к концу романа разоряются.

Это была характеристика главных дворянских семей в романе "Война и мир" Толстого в таблице: краткое описание семей Ростовых , Болконски х, Курагины х, Друбецки х, Безуховы х и список членов семей.

Смотрите: Все материалы по роману "Война и мир"

10 Комментарии

Диана, нет, Жюли является членом семьи Карагиных, но не Курагиных.

Это разные семейства - Курагины (Анатоль, Элен и т.д.) и Карагины (Жюли и ее родители). Эту деталь многие упускают из виду, так как фамилии очень похожи, разница в одной букве (Ку/Ка).

Подробнее о Жюли Карагиной смотрите здесь.

Характеристики всех героев романа смотрите здесь.

а почему не сделали характеристики семей - николая ростова и марьи болконской , пьера безухова и наташи ростовой. очень бы надобно(((((

Очень обидно стало, когда ища информацию кто есть кто, чтобы разобраться, узнала что будет дальше, кто умрет, кто на ком женится. очень обидно. Хотя бы возле такой информации написали, что содержит такую информацию!

Мы не можем писать предупреждения в каждой характеристике. Данные о женитьбе или смерти персонажей могут встречаться довольно часто, это неизбежно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленной таблице даётся сопоставление (с опорой на текст) общества в салоне А.П. Шерер, семьи Ростовых и их окружения, а также семьи Болконских. Материал рекомендуется использовать для комментирования учащимся отличительных черт 3-х сообществ, важных для понимания замысла Толстого

Сопоставление и контраст как основные идейно-композиционные принципы повествования у Толстого

Салон Анны Павловны Шерер (Петербург)

Именины у Ростовых (Москва)

Болконские (имение Лысые Горы)

Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в том же возрасте, что и А.П. Шерер (40 лет). Она жена и мать 12-ти детей(!) – показательный факт. Граф Илья Ростов – глава семейства.

Князь Андрей с женой

3. Манера поведения (детали, обнажающие истинный смысл поведения)

Графиня Ростова, смущаясь, предлагает А.М.Друбецкой деньги на обмундирование Бориса, хотя та ни о чём не просила.

4. Главный гость

Кн.Андрей Болконский, Пьер, А.М.Друбецкая (приехала с определённой целью – устроить карьеру сына - через унижение).

Жена князя Лиза (она человек круга Шерер, воспитанная этой средой).

8. Тематика разговоров

Политика (антинаполеоновский заговор герцога Энгиенского; отношение к Наполеону, его захватнической политике, к революции, к предстоящей войне; к союзникам).

Также политика, война, но говорят об этом в ином тоне.

9. Отношение к войне

10.Употребление французского языка

Там, где описывается ложь или зло, врывается французский.

Также преобладает родная речь.

11. Авторское отношение к описываемому

Толстой не показал объективно ни одного недостойного поступка героев: все внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России и мировой политике. Отрицательное отношение к ним проявляется в демонстрации того, насколько всё в них фальшиво, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия.

Аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, - характерные особенности семьи.

12. Худож. приёмы, принципы сатиры

Постоянное подчёркивание разницы между тем, что говорят и как говорят герои, между внешней формой и внутренним содержанием их жизни; в показе героев в такие моменты, когда само собой наружу проявляется в незаметном движении их истинное лицо. Толстой либо ждёт, пока герой сам на мгновение приоткроет маску, либо срывает с него эту маску.

Оценочный характер эпитетов и сравнений, описаний героев.

Глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений, выделение 1-2-х постоянных признаков-примет.

Подчёркнутое сходство портретов (умные и блестящие глаза у всех Болконских). Передача и самого существенного, и постоянного в человеке, и мимолётных изменений его облика при смене настроения.

Война и мир семьи

Война и мир

Основные семейства романа-эпопеи

В произведении показано несколько главных семейств и несколько второстепенных. Для большей наглядности и сравнения их характеристик используем таблицу:

  1. Граф Илья Андреевич — отец.
  2. Графиня Наталья — мать.
  3. Дети:
  • Николай;
  • Пётр;
  • Вера;
  • Наташа;
  • племянница Соня.
  1. Князь Николай Андреевич – отец.
  2. Дети:
  • Андрей;
  • Марья.
  1. Князь Василий – отец.
  2. Алина — жена князя.
  3. Дети:
  • Элен;
  • Ипполит;
  • Анатоль.
  1. Граф Кирилл Владимирович – отец.
  2. Пьер – незаконнорождённый сын.
  1. Анна Михайловна – мать.
  2. Борис – единственный сын.
  1. Марья Ивановна.
  2. Сын Фёдор.

Теперь можно рассмотреть и провести сравнительный анализ каждой из фамилий более подробно.

Ростовы — гостеприимные и щедрые дворяне

Графине около 45 лет, она истощена многочисленными родами. Это образцовая мать, все её дети воспитаны в любви и взаимопонимании. Дочери доверяют матери самые сокровенные секреты.

Характеристика семей в романе война и мир

Вера и Наташа — родные сёстры, но очень отличаются друг от друга. Вера – спокойная, умная девушка. Она красива, но окружающие не любят её из-за холодности и притворства. Вера выходит замуж за Адольфа Берга, с которым они похожи характерами.

Семьи в романе война и мир

Наташа – довольно легкомысленная особа. Дав слово князю Андрею выйти за него замуж, она безумно влюбляется в Анатоля Курагина и даже готова бежать с ним для тайного венчания. Но заговор был вовремя раскрыт, и Ростовым почти удалось избежать позора. Впоследствии девушка искренне раскаивается в своём поступке, и Болконский её прощает. В конце романа Ростова выходит замуж за Пьера и становится счастливой матерью большого семейства.

Наравне с родными детьми в семье воспитывается племянница Соня — приятная девушка, обладающая некоторой хитростью. Она влюблена в Николая Ростова, но им не суждено быть вместе, так как Соня небогата. Ростов женится на Марье Николаевне Болконской, а бедная бесприданница, скорее всего, останется старой девой.

Болконские — знатный род

Очень яркую роль в романе играют Болконские. Это древний знатный род, они состоятельные князья. Старый Николай Андреевич — отец — бывший генерал. У него очень тяжёлый характер, он обожает запугивать домашних обитателей, но больше всего достаётся его дочери Марье. Всё в доме подчинено распорядку старого князя, расписанного поминутно. Вместе с тем нужно отметить, что старик обладает острым умом и неутомимым трудолюбием.

Семья болконских

Одним из главных персонажей повествования является князь Андрей. Это довольно красивый молодой дворянин, уставший от света и явно скучающий в так называемом высшем обществе. Он женат, но к жене холоден и жалеет о женитьбе вообще. Оживляется Болконский только в обществе Пьера, в диалогах с ним он показывает свою настоящую натуру.

Андрей Николаевич – умный человек, которому небезразлична судьба отечества. На страницах романа его личность и отношение к жизни несколько раз трансформируются. После ранения под Аустерлицем и смерти жены Лизы он считает, что жизнь его кончилась и ему уже ничего не интересно. После внезапного знакомства с Наташей Ростовой князь вновь возвращается к жизни. Впоследствии обман Наташи больно уязвляет его самолюбие, но перед смертью Андрей её прощает.

Марья Николаевна – некрасивая, но очень добрая девушка. Близко к сердцу воспринимает издевательства отца, но это не делает её чёрствой. Княжна готова на самопожертвование ради счастья близких людей.

Андрей болконский

В доме живёт гувернантка мадемуазель Бурьен — лживая интриганка. Она хороша собой и мечтает удачно выйти замуж. Женщина предаёт княжну Марью, преследуя свои интересы, но обман раскрывается, и ей не удаётся достичь своей цели.

Курагины — блестящие подлецы

Семья курагиных

Анатоль — блестящий прожигатель жизни и кутила. Он красив и любим женщинами. В произведении он показан как подлый и беспринципный человек, ни с кем не считающийся, двигающийся напролом к своей цели.

Безуховы — отец и сын

Пьер безухов

Старый граф Кирилл Владимирович — чиновник со времён Екатерины II. Он очень привлекательный и богатый человек. Прожив бурную жизнь, произвёл на свет много незаконнорождённых детей, но больше всех любит Пьера. Безухов-старший умирает почти в начале романа, и его смерть сопровождается подлыми поступками князя Василия и сестёр-княжон, живущих в его доме. Из-за огромного наследства возле смертного одра происходят почти батальные сцены. Но всё достаётся Пьеру.

Пьер Безухов — внебрачный сын. Скромный, неуклюжий, рассеянный, но очень добрый и душевный человек. Ему не хватает силы воли и практичности. Почти все его значимые поступки продиктованы волей других людей. После смерти отца он наследует его титул и состояние, становясь тем самым завидным женихом. Его обманом женили на Элен Курагиной, но в этом браке молодой человек был несчастлив и практически ненавидел жену. Счастливо женился вторым браком на Наташе Ростовой.

Друбецкие и Долоховы

Друбецкие война и мир

Особо не отличается от неё и сын Борис — он напролом идёт к своей цели, очень тщеславен и честолюбив.

Очень живописными фигурами являются Долоховы — Марья Ивановна и её сын. Пожилая женщина души не чает в своём отпрыске. А Фёдор, отчаянный игрок и бретёр, постоянный участник пьяных пирушек Анатоля Курагина, злопамятный и мстительный человек, как ни странно, тоже нежно любит мать, боготворит её и старается ей всячески помогать.

Значение семьи и воспитания

Изменения в характерах и поступках персонажей произведения дают понять читателю то, что происходило в глубине души и в умах людей, переживших нашествие Наполеона. Во всех событиях, изображённых на страницах романа, действия всех его героев так или иначе связаны с особенностями характера и внешности каждого отдельно взятого семейства.

В произведении восхваляются вечные семейные ценности и роль наследственности в развитии личности. Это величайшее произведение российской и мировой литературы никогда не потеряет своей актуальности.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

по-моему это но это не точно

+

м. пришвин имел ввиду нравственную борьбу которая происходит внутри человека.

моё мнение: в каждом человеке внутри его самого происходит некая борьба добра со злом. и только сам человек вправе решать кто из них победит. а победит тот чью сторону ты будешь поддерживать. будешь стараться добро ( зло) выталкнуть из себя с так называемого противника

Читайте также: