Сравнить летопись и песнь о вещем олеге кратко

Обновлено: 08.07.2024

Как сравнить летопись "Смерть Олега от коня своего" и балладу Пушкина "Песнь о вещем Олеге"? Чем они похожи? Чем различаются?

Известно, что на создание "Песни. " Пушкина вдохновил не только фрагмент летописи. Во время одной из своих поездок в Киев поэт посетил легендарные Щекавицы, где, по одной из версий, был похоронен князь Олег.

Если сравнивать два эти произведения, то в них, помимо общего сюжета, можно найти много сходных черт:

  • общий герой: новгородский князь Олег
  • отношение авторов: оба автора отдают дань заслугам Олега и считают его великим государственным деятелем, заложившим основу могущества Русского государства.
  • ореол загадочности, окружающий смерть Олега.

Если говорить о различиях, то, в отличие от летописи, написанной сухим языком фактов, пушкинский Олег - романтический герой, которому не чужды человеческие слабости и привязанности.

Трусоватый Фарлаф после того, как бежал от Рогдая, встретил старую волшебницу Наину, которая успокоила его и велела возвращаться домой, убедив его (это ей легко удалось), что ему, Фарлафу, дальнейшее путешествие будет опасно, и лучше ему вернуться домой и спокойно ждать. Наина сделала намек, что поможет ему, сказав напоследок, что

L2k3O0aKPogsswxyNdhusFw5Ro94j9.jpg

Этот эпизод хорошо освещен в опере "Руслан и Людмила".

Интересный вопрос, который касается не только одежды времён Александра Сергеевича Пушкина, но и наших времён.

Маша Миронова была дочерью коменданта крепости, капитана по званию, а стало быть, офицера. А если офицер, то значит - дворянин.

А у дворянок не было привычки носить сарафаны, которые являлись (и являются до сих пор) прерогативой простолюдинок, то есть крестьянок. (Помните, как у А.С. Пушкина барышня быстро, легко и до неузнаваемости превращалась в крестьянку в повести Барышня-крестьянка?).

Между прочим, на крепость наступали вооружённые мужики, которые дворянство на дух не переносили. А в сарафане можно было и за свою сойти.

Рогдай, действительно, вместо того, чтобы поспешить за Людмилой, бросился вначале за своим соперником. Он понимал, что, пока жив Руслан, Людмила не будет его, Рогдая. Даже если он ее найдет, все равно любить она будет своего мужа. В поэме вообще оказывается, что никто, кроме Руслана, Людмилу и не любил. У каждого "любящего" какие-то свои, более важные дела нашлись, когда Черномор похитил девушку.

Кажется, в вопросе под словом "он" следует понимать Рогдая, как это сделали другие до меня, хотя и не совсем понятно, откуда они это поняли. :)

Итак, Рогдай - эпический герой (с современных позиций можно сказать, что он воплощение жестокости). Он желает сразиться с соперником и силой забрать то, что будет ему принадлежать по праву сильного. Насчет способности Людмилы пойти на крайние меры - позвольте не согласиться с другим ответом. Вспомним иронический пассаж Пушкина:

2vizOLrt4qhg8srC7pDN72yb4qH1bN5r.jpg

И счастье Руслана - что карлик, у которого в плену это происходило, был стар и немощен:

TZJnw3f3Nz6MnPQJt6RrVUTjbIi2VMR.jpg

Но именно такой - нежной, как вода, а не падающей на злые головы, как кусок льда, - молодой Пушкин и любил свою героиню Людмилу. Он сделал ее такой, чтобы за нее дрались! Вспомним фильм Ивана Твердовского "Класс коррекции": там девушка как будто нарочно для того инвалид, чтобы парни ее на руках носили! Иногда в слабости - женская сила. Хотя не только. Когда все богатыри убиты, а новые рожденные просто не воспитаны как богатыри, женщинам приходится забыть о своей слабости, и в России такое часто случалось, поэтому слабые женщины вроде Людмилы непопулярны среди сильных женщин.

Итак, вывод: мир сказки "Руслан и Людмила" - тот, где за слабую женщину дерутся, и это там в порядке вещей. Конечно, пока Руслан жив, он не отдал бы никому Людмилу, отбил бы ее обратно хоть у нечистой силы, у злого колдуна - что и произошло в сказке. А не то что у обычного воина вроде Рогдая. Поэтому Рогдай, влюбленный в Людмилу, и стал с ним драться. Хоть Пушкин и предупреждал, что - в нашем с ним современном относительно этой сказки мире - не только драться за женскую любовь, но и вообще сердиться на избирательность женской любви "глупо и смешно".

С другой стороны, можно предположить, что в образе Рогдая Пушкин, не осознавая этого полностью, почувствовал "своего" Дантеса. То есть реальный Дантес мог быть и таким и сяким, и совсем "не из этой сказки", но Пушкин уже во время написания "Руслана и Людмилы" задал свой подход к подобным посягновениям на чужую женщину. (Я не литературовед, так что если я не первый говорю об этом очевидном для меня - дайте ссылку, кто сказал об этом подробнее, будет интересно.)

Не знаю, нужен ли какой-то культ. Хоть Пушкину, хоть Гагарину.

Просто кто любит поэзию, то читает и знает. Без официального напоминания. Школьные годы никоим образом лично у меня не могли отбить охоту читать Пушкина ли, Чехова.

Я вообще не представляю, какими должны быть монстрами те учителя литературы, чтобы у такого количества людей напрочь уничтожить любовь к истинной красоте, стилю, гармонии, изяществу и мысли.

Вероятнее всего, проблема в самом человеке, а отсыл к школе - лишь повод и предлог.

Возможно, мне понятен и дорог Пушкин ещё и потому, что я живу в Петербурге. Этот город немыслим без поэзии, Пушкина ли, Блока, Бродского, без музыки, ты сопричастен так или иначе, ты вовлечён в русскую культуру.

Пушкин для меня не только гений поэзии, он настоящий, живой человек, страдающий, мыслящий, любящий. Я недавно перечитала его письма. Какой он друг! Он язвителен, остроумен, в то же время необыкновенно заботлив, деликатен, умен, мудр и все понимает и предвидит.

Летопись, повествующая о вещем Олеге и "Песнь о вещем Олеге" значительно отличаются друг от друга. В летописи, как правило, отображаются главные исторические события, подробности сражений, годы правления князей. Так, в летописи писцы отобразили главные моменты правления князя Олега, его многочисленные победы и его смерть. В песне же Пушкин использует множество художественно-выразительных средств и вносит своё отношение к происходившим событиям. Пушкин использует синонимы ("вдохновенный кудесник", мудрый старец, "любимец богов"), также сравнения и другие художественные средства.

Летописный источник

Сравните тексты баллады и летописи о Вещем Олеге. В чем вы видите разницу и что в них…

Один из периодов творчества Александра Сергеевича совпал с таким направлением в литературе, как романтизм. Романизм бросал вызов закону разума. Личность в произведениях романтиков всегда оставалась свободной, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства. Писатели-романтики потрясали своих читателей буйством фантазии, сюжеты их порой были очень сказочны, необыкновенны. В их произведениях все было фантастично: герои, сюжет, обстановка, язык персонажей и самого автора.

Таких героев, которых рисовали романтики, встретить в обыденной жизни было просто невозможно. Литературный язык такого периода, как романтизм, также отличался яркостью, пышностью, величавостью, он был насыщен самыми неожиданными приемами.

К этому направлению можно отнести и такой жанр в литературе, как баллада. Вообще баллада играет важную роль в развитии русского романтизма и занимает значительное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Поэт показывает древние традиции и обычаи, что придает пушкинской балладе вид подлинности. Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам;

Произведение насквозь пропитано русским колоритом, наполнено эмоциями и ощущениями людей того времени. Автор старается как можно точнее передать эти чувства. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю, И холод и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего

Князь верит предсказанию и просит увести коня подальше — на господские поля. Олег приказывает хорошо заботиться о его верном друге. Проходит время, Олег храбро сражается с врагами и однажды на пире вспоминает о своем верном друге-коне. Дружинники сообщают князю о том, что конь давно уж умер. Могучий Олег головою попик

Автор пытается воссоздать картину прошлого, тщатель­но вырисовывая все детали. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят: на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости…

Главный мотив этого произведения — мотив предопределенности судьбы. В связи с темой неизбежного рока возникают такие образы, как череп, кости, гробовая змея: Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала… Как черная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Итак, баллада Пушкина исторически достоверна, и, на мой взгляд, главным в данном произведении является не только лиризм, красота, плавность, необыкновенная поэтичность повествования, но и мысль о том, что человек не способен изменить своей судьбы. От нее невозможно уйти. Князь погибает. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега: Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.

В этих строках, завершающих балладу, автор показывает читателю не только окончание истории Олега, но и то, как прощается с ним дружина, как бразды правления переходят в руки его близких.

Летопись отличается от произведения поэта в первую очередь тем, что все герои летописи всегда реальны, здесь нет места художественному вымыслу. Кроме того, в основе летописи всегда – исторические события. Автор художественного произведения имеет полную свободу, может сам придумывать сюжет, героев, события. В случае с летописью такой подход невозможен.

Примеры

В Песне о вещем Олеге описываются: князь Игорь и княгиня Ольга, в летописи о них ничего не сказано. Пушкин описал встречу кудесника с Олегом, но и этого нет в летописи. Это художественный вымысел.

Краткий вывод

Летопись основана на реальных событиях из жизни реальных людей.

Художественное произведение основано на фантазии его автора, события могут быть придуманы, как и сами сказочные персонажи этих событий.

Чем отличается "Песнь о вещем Олеге" от летописи про вещего Олега? То, что они различается стихом и письменным текстами уже знаю. Надо ещё 3-4 штучки.

Летописи-исторические повествования, которые велись по годам.
1.Есть сам факт
2.Автор описывает летопись без подробностей, без личного отношения к герою и происходящему.
3.Летопись ведется от имени самого летописца.
Баллада-стихотворное произведение с сюжетом, основанным на легенде, предании.
1.Есть эмоциональный оклик
2.Используются детали (подробности)
3.Выразительные средства (если нужны примеры ищите выше)
4.В балладе слышим голос автора и голос героев.

Читайте также: