Список обязанностей монарха кратко

Обновлено: 05.07.2024

Монарх – это единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, получающий свои полномочия по наследству и осуществляющий их бессрочно (пожизненно). Монархи носят особый титул: король (Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Бельгия), император (Япония), султан (Малайзия, Бруней, Оман) и др.

Одним из основных составляющих элементов статуса монарха является престолонаследие, т. е. переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке преемственности власти.

В настоящее время выделяют следующие системы престолонаследования:

Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии (наследует престол, прежде всего, старший прямой нисходящий потомок царствующего монарха). Салическая система престолонаследия применяется ныне в основном в странах Востока.

Кастильская система не исключает женщин из престолонаследников, но отдает предпочтения мужчинам: младший брат исключает старшую сестру. Кастильская система престолонаследования характерна для Великобритании, Испании, Нидерландов и др.


Шведская система работает по принципу первородства: наследником престола является старший потомок независимо от пола. Данный способ престолонаследия введен в Швеции, Норвегии, Дании. Следует отметить, что в начале 2009 г. Королева Великобритании Елизавета II предложила реформировать существующую систему престолонаследия, уравняв в правах женщин и мужчин по принципу первородства, т.е. перейти от кастильской к шведской системе престолонаследия.

Австрийский или габсбургский способ престолонаследия существовал в прошлом (например, в Российской империи с 1797 по 1917 г.). Его суть в том, что женщины наследуют престол при полном отсутствии мужчин во всех поколениях данной династии.

Мусульманская или клановая система престолонаследия предполагает, что наследует трон не конкретное лицо, а правящая семья. Она и решает, кто из ближайших родственников короля (необязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт).

Племенная система престолонаследия характерна для отдельных монархических стран Африки (например, Свазиленда). Наследника умершего монарха определяет и избирает племенной совет из числа зачастую многочисленных сыновей покойного.

В отдельных странах монархи избираются (например, в Малайзии).

Монарх обладает определенными государственными регалиями. Это такие символы монаршей власти, как корона, трон, скипетр, держава, мантия. Встречаются и уникальные символы.

Особой привилегией монарха является право на содержание королевского двора. Для этого в конституционных монархиях парламент ежегодно выделяет денежные средства, именуемые цивильным листом. Размер суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

В монархических странах особа монарха является по закону неприкосновенной, а в некоторых даже священной. Монархи не подлежат никакой ответственности. За действия монарха по управлению государственными делами ответственность несут его министры.

Возможно отречение монарха от престола. Официальное отречение монарха от престола получило название абдикации.

Монарх является верховным представителем нации, символом ее единства, гарантом постоянства и непрерывности существования государства. Монарх обеспечивает права и свободы граждан, а также независимость и территориальную целостность страны. В исламских монархических государствах монарх сочетает светскую власть с сильной религиозной властью, на монарха возложен верховный контроль за соблюдением ислама.

Монархявляется главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. В парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.

Монарх получает и передает свой пост по наследству. Существует несколько систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын) (Бельгия, Норвегия, Япония .);

2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Сын перед старшей сестрой имеет преимущество (Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды и др.);

3) австрийская (существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин;

4) шведская – женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами;

6) племенная, когда, а его наследника главного вождя племени определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного.

Если престол наследует малолетний монарх, то до его совершеннолетия один из ближайших родственников монарха или другое близкое к нему лицо становится регентом.

Правовое положение монарха. Монарх – лицо неприкосновенное, он не может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры.

Часто монарх наделяется правом вето по отношению к законам, но во многих странах его не использует (например, в Великобритании три века). В мусульманских странах монарх вето не использует: парламент и так зависит от монарха.

В соответствии с конституцией монарх назначает правительство, но на деле в парламентарных монархиях он только подписывает соответствующий документ, состав же правительства определяется партией, обладающей большинством в парламенте. В дуалистических монархиях монарх сам подбирает и назначает министров, возглавляя на деле правительство (правда, всегда имеется пост премьер-министра); в абсолютных монархиях он имеет неограниченную власть, хотя тоже обычно есть должность премьер-министра и ее обычно занимает один из ближайших родственников монарха.

По традиции или в соответствии с конституцией монарх рассматривается как арбитр в обществе и должен быть лицом беспартийным. Некоторые конституции требуют от монарха определенной религиозной принадлежности, в ряде стран монарх – глава государственной церкви,

Монархявляется главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. В парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.

Монарх получает и передает свой пост по наследству. Существует несколько систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын) (Бельгия, Норвегия, Япония .);

2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Сын перед старшей сестрой имеет преимущество (Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды и др.);

3) австрийская (существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин;




4) шведская – женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами;

6) племенная, когда, а его наследника главного вождя племени определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного.

Если престол наследует малолетний монарх, то до его совершеннолетия один из ближайших родственников монарха или другое близкое к нему лицо становится регентом.

Правовое положение монарха. Монарх – лицо неприкосновенное, он не может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры.

Часто монарх наделяется правом вето по отношению к законам, но во многих странах его не использует (например, в Великобритании три века). В мусульманских странах монарх вето не использует: парламент и так зависит от монарха.

В соответствии с конституцией монарх назначает правительство, но на деле в парламентарных монархиях он только подписывает соответствующий документ, состав же правительства определяется партией, обладающей большинством в парламенте. В дуалистических монархиях монарх сам подбирает и назначает министров, возглавляя на деле правительство (правда, всегда имеется пост премьер-министра); в абсолютных монархиях он имеет неограниченную власть, хотя тоже обычно есть должность премьер-министра и ее обычно занимает один из ближайших родственников монарха.

По традиции или в соответствии с конституцией монарх рассматривается как арбитр в обществе и должен быть лицом беспартийным. Некоторые конституции требуют от монарха определенной религиозной принадлежности, в ряде стран монарх – глава государственной церкви,

      (4) (3) (13) (20) (7) (6) (1) (1) (1) (16) (22) (8) (12) (5) (7) (2) (1) (3) (18) (11) (8) (1) (32) (20) (4) (5) (5) (16) (5) (7) (7) (1 012) (2) (1) (1) (1) (1) (3) (5) (2) (9) (4) (30) (3) (5) (11) (1) (9) (3) (27) (11) (13) (78) (5) (1)

    Монарх обладал высшей административной (правительственной) властью в государстве. Он мог издавать распоряжения, обязательные для всех должностных лиц (хотя они всегда должны быть персональными, а не всеобщими по содержанию — последнее в традиции римского права могло определяться только установлениями в форме законов о содержании деятельности и полномочиях того либо другого должностного лица). Он председательствовал в Сенате или аналогичном ему государственном учреждении (совете). Он обладал всеми полномочиями и обязанностями по охране правопорядка на основе законов, даже тех, от действия которых сам был изъят. Как бы заменяя прежние покровительственные для граждан полномочия трибунов, государь имел право предоставлять убежище (даже в нарушение законов собственного государства) гражданину или любому иному лицу, мог давать право обжаловать любое решение других должностных лиц.
    Монарх обладал и широким кругом судебных полномочий. Он имел право на осуществление личного правосудия в общих рамках права и закона в порядке экстраординарного судопроизводства или поданной на его имя апелляции (см. ниже, IV.4). Признавалось, что в выборе формы уголовного наказания монарх свободен от точного следования правовым правилам. Монарх обладал совершенным правом помилования, причем выраженное в общем виде такое повеление должно было трактоваться в наиболее благосклонном для обвиненного направлении. Тем самым в скрытой форме подразумевалось право монарха вообще отступать в своем правоприменении от прямых предписаний законов.
    Исключительность публично-правового положения монарха (на основе сосредоточения в его власти широкого круга государственных функций и прав, прежде разделенных между разными учреждениями и институтами) оформилась и в дополнительных, исключительных правах-прерогативах монарха, которыми ни по отдельности, ни в совокупности не характеризовались полномочия республиканских и традиционных органов власти. Личность государя была изъята из-под действия законов и права. Собственность императора не подлежала регулированию традиционным частным правом и имела привилегированный статус как в отношении ее охраны, так и в отношении возможных претензий со стороны третьих лиц. Преступления, совершенные против личности и власти монарха, рассматривались как посягательства на власть всего римского народа, как преступления против сообщества в целом, образуя специфическую категорию (laesae majestatis). Традиция предписывала исходить из презумпции благости действий государя в сомнительных случаях, их подзаконности и непротивоправности; все обвинения в адрес монарха по этому поводу должны были доказываться выдвигавшими их лицами, т.е. действия монарха в том числе не подлежали правовому удостоверению. Это последнее требование было, по существу, важнейшей гарантией правительственной деятельности монарха в качестве главы государства.

    Главное отличие монарха от любых других государственных должностных лиц – это то, что его должность главы государства принадлежит ему по праву рождения. Он ее наследует и занимает, как правило, пожизненно.

    Порядок престолонаследия устанавливается в конституционном или законодательном порядке. В учебнике А.А. Мишина приводятся три основные системы престолонаследия:

    • салическая: наследование престола исключительно по мужской линии (Япония, Бельгия, Норвегия);
    • кастильская: наследование престола предпочтительно по мужской линии, младший брат исключает старшую сестру (Испания, Великобритания, Нидерланды);
    • австрийская: женщина наследует только при полном отсутствии мужских линий.

    В этом перечне отсутствует четвертый вариант, при котором женщины наследуют престол на равных правах с мужчинами. В качестве примера именно такого конституционного регулирования престолонаследия можно привести положения шведского Акта о престолонаследии 1810 года в редакции 1979 года, входящего в состав конституции этой страны. Согласно § 1 указанного Акта «право наследования Шведского престола после Короля Карла XIV Иоганна принадлежит потомкам мужского и женского пола от потомка кронпринца Иоганна Баптиста Юлия по праву нисходящей линии Короля Карла XVI Густава.

    В этой вере должны воспитываться принцы и принцессы, притом в пределах государства. Принцам и принцессам в соответствии с § 5 разрешается вступать в брак только с согласия Правительства, данного по предложению Короля; в противном случае принц или принцесса лишаются права на престолонаследие для себя и своих потомков.

    В случае вакантности престола и отсутствия законного наследника решение вопроса о преемнике монарха часто передается парламенту. Парламент иногда решает вопрос о допустимости брака (например, в Дании).

    В арабских монархиях вопрос о престолонаследии в каждом конкретном случае может решать королевская семья, которая вправе отдать престол не обязательно старшему сыну выбывшего короля. Иногда для престолонаследия, определенного королевской семьей, требуется согласие парламента.

    Если монарх несовершеннолетний или не достиг возраста, установленного конституцией, либо серьезно и длительно болен, либо вообще отсутствует (например, при отсутствии наследника вакантного престола), на соответствующий период устанавливается регентство, то есть обычно парламент назначает одного или нескольких регентов, которые соответственно единолично или коллегиально осуществляют полномочия монарха.

    Но установление регентства может происходить и в ином порядке. Так, согласно входящему в состав шведской конституции акту Форма правления 1974 года (§ 3–6 гл. 5) в случае болезни, поездки за границу или иного препятствия для Короля в исполнении его обязанностей главы государства его замещает в качестве регента член королевской династии в порядке престолонаследия, если к этому нет препятствий. Если королевская династия угаснет, Риксдаг назначит регента и его заместителя. Тот же порядок действует, если Король выбыл, а наследник не достиг установленного возраста.

    При невозможности исполнить эти положения о регентстве Риксдаг по решению Правительства может назначить временно исполняющего обязанности регента, а если никто из имеющих на это право не может выступить в качестве регента, то по решению Правительства обязанности временного регента будет исполнять тальман Риксдага или в его отсутствие вице-тальман. Если же в течение 6 месяцев Король не мог исполнять обязанности или не исполнял их, Правительство заявляет об этом Риксдагу, который решает, должен ли Король считаться покинувшим престол.

    Требование определенной религиозной принадлежности довольно часто предъявляется монархам. Подчас им запрещается покидать страну без разрешения парламента либо правительства или без консультации с ними.

    Монарх считается лицом неприкосновенным. Выше мы приводили соответствующее положение датской Конституции, а здесь можем привести § 7 гл. 5 шведской Формы правления, согласно которому Король не может привлекаться к ответственности за свои действия и то же относится к действиям регента в качестве главы государства.

    Монарх имеет исключительное право на особый титул – короля, императора, шаха и т.п. и государственные регалии (символы верховной власти) – трон, корону, скипетр и др. За ним признается право на содержание его личного двора, для чего парламент устанавливает ему содержание – цивильный лист. Согласно ст. 89 Бельгийской конституции 1831 года в редакции 1994 года цивильный лист устанавливается законом на период каждого царствования.

    Супруга царствующего монарха обычно носит тот же титул, что и он (естественно, в женском роде), но полномочий главы государства не осуществляет. Напротив, супруг монарха-женщины соответствующего титула не носит, но может иметь специальный титул. Наследные принцы нередко имеют специальные титулы. Например, согласно ч. 2 ст. 57 Испанской конституции наследному принцу с момента рождения или приобретения данного статуса принадлежат титул принца Астурийского и другие титулы, традиционно связанные с преемством короны Испании.

    Хотя и редко, но встречаются случаи, когда одно и то же лицо является монархическим главой нескольких государств. Это так называемая личная уния. В наше время своеобразным ее примером служит тот факт, что Королева Великобритании считается одновременно главой государства в ряде стран, бывших некогда британскими колониями и сохраняющих статус так называемого доминиона. Когда-то доминион представлял собой наиболее мягкую форму колониальной зависимости, а с 1931 года доминионы суть суверенные государства, признающие главой государства британского монарха.

    Как известно, Великобритания и большинство ее бывших колоний образуют Содружество (Commonwealth), именовавшееся ранее Британским содружеством наций, затем просто Содружеством наций. Сначала все государства Содружества признавали британскую Королеву своим главой государства, а затем, когда в 1950 году Индия стала республикой и ее примеру последовал ряд других членов Содружества, то эти государства, избравшие своих президентов, стали признавать британскую Королеву лишь главой Содружества.

    Ныне из 49 стран Содружества она является главой государства в 17, к числу которых принадлежат такие значительные государства, как Канада, Австралия, Новая Зеландия. В каждом из этих 17 государств британская Королева назначает по рекомендации правительства соответствующего государства своего представителя – Генерал-губернатора, который и осуществляет полномочия главы государства по упомянутой вестминстерской модели. Эти государства часто имеют писаные конституции, определяющие статус Генерал-губернатора.

    Но в ряде государств конституции довольно сдержанно относятся к возможности воцарения своего монарха также в другой стране. Так, согласно части первой ст. 87 Бельгийской Конституции Король не может быть одновременно главой другого государства без согласия обеих палат, причем каждая палата может обсуждать этот вопрос только в присутствии не менее 2/3 своего состава и для решения нужно не менее 2/3 голосов.

    Следует кратко остановиться на упоминавшейся нами так называемой выборной монархии. В Малайзии Верховный правитель (Янь дипертуан агонь) избирается на 5 лет Советом правителей. В его состав входят 9 наследственных султанов штатов-монархий, из числа которых избирается Верховный правитель, и 4 губернатора штатов-республик.

    Последние правом голоса при выборах главы государства не пользуются. Здесь действует принцип ротации: султаны избираются на должность Верховного правителя поочередно. В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) Президент также выбирается на пять лет Высшим федеральным советом из числа образующих Совет 7 эмиров, среди которых правители двух крупнейших эмиратов имеют преимущество. Один из них – правитель Абу-Даби – бессменно переизбирается на должность Президента ОАЭ. В Свазиленде наследник престола избирается племенным советом из весьма многочисленных сыновей Короля (например, у умершего в 1982 году Короля осталось 150 детей от 70 жен).

    В современном обществе институт монархии выглядит архаизмом, однако в тех странах, где существует, пользуется в силу традиции или заслуг конкретного монарха авторитетом и благодаря этому даже без властных полномочий способствует государственной преемственности и стабильности.

    Опросы общественного мнения, например в Великобритании, Японии, свидетельствуют, что подавляющее большинство населения поддерживает сохранение монархии. Но из этого не следует, что установление монархии целесообразно повсеместно: в странах с устойчивыми республиканскими традициями (например, в Швейцарии, во Франции) подобные идеи положительного отклика наверняка бы не получили.

    Читайте также: