Списки русской правды кратко

Обновлено: 05.07.2024

РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, 14 в. – входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.

Все тексты Русской Правды неоднократно публиковались. Имеется полное академическое издание ее по всем известным спискам.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

ПРИЛОЖЕНИЕ

РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ

ЗАКОН РУССКИЙ

1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен.

2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю.

3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.

4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

6. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы (раненого).

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

8. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды – 12 гривен.

9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он положит гривну.

10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.

11. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны.

13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо остальное, а тот начнет запираться, то итти ему (с ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему (т. е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит) одежду и захочет их оставить у себя, то (хозяину) получить (за это компенсацию) деньгами; если же, что-нибудь сломав, попытается (сломанное) возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько (хозяин) дал при покупке этой вещи.

Закон, установленный для Русской земли, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко Перенег(?), Никифор Киевлянин, Чудин Микула.

19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесенную им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно: а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

20. А если убьют дворецкого в разбое, а убийцу (люди) не будут искать, то виру платит вервь, в которой найден труп убитого.

21. Если убьют дворецкого (за кражею) в доме или (за кражею) лошади или за кражею коровы, то пусть убьют (его), как собаку. Такое же установление (действует) и при убийстве тиуна.

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

27. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то платить) 12 (гривен).

28. А за княжеского коня, если он с тавром (платить) 3 гривны, а за смердьего – 2 гривны, за кобылу – 60 резан, а за вола – гривну, за корову – 40 резан, а (за) трехлетку – 15 кун, за двухлетку – полгривны, за теленка – 5 резан, за ягненка – ногата, за барана – ногата.

29. А если (кто-либо) уведет чужого холопа или рабу, (то) он платит 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

30. Если же придет избитый до крови или до синяков человек, то не искать ему свидетелей.

31. А если (кто-либо) украдет коня или волов или (обокрадет) дом, да при этом крал их один, то платить ему гривну (33 гривны) и тридцать резан; если воров будет 18 (? даже 10), то (платить каждому) по три гривны и по 30 резан платить людям (? княжеским).

32. А если подожгут княжескую борть или выдернут (из нее) пчелы, (то платить) 3 гривны.

33. Если без княжеского распоряжения будут истязать смерда, (то платить) 3 гривны за обиду; а за (истязание) огнищанина, тиуна и мечника – 12 гривен.

34. А если (кто-либо) перепашет межу или уничтожит межевой знак на дереве, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

35. А если (кто-либо) украдет ладью, то за ладью платить 30 резан, а штрафа 60 резан.

36. А за голубя и за курицу (платить) 9 кун, а за утку, за журавля и за лебедя – 30 резан; а штрафа 60 резан.

37. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то (платить) вознаграждения потерпевшему 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

39. Если украдут сено, то (платить) 9 кун; а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, козу или свинью, притом одну овцу украли 10 (человек), то пусть положат по 60 резан штрафа (каждый); а задержавшему (вора платить) 10 резан.

41. А из гривны мечнику (полагается) куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен – задержавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А вот установление для вирника; вирнику (следует) взять в неделю 7 ведер солоду, а также барана или полтуши мяса или две ногаты; а в среду резану или сыры; также в пятницу, а хлеба и пшена (взять) сколько могут поесть; а кур (брать) по две в день; поставить 4 коня и кормить их досыта; а вирнику (платить) 60 (?8) гривен, 10 резан и 12 веверин; а при въезде гривну; если же потребуется во время поста (ему) рыбы, то взять за рыбу 7 резан; итого всех денег 15 кун; а хлеба (давать), сколько могут съесть; пусть вирники соберут виру в течение недели. Вот таково распоряжение Ярослава.

43. А вот подати (установленные для) строителей мостов; если построят мост, то взять за работу ногату и от каждого пролета моста ногата; если же починили несколько досок старого моста – 3, 4 или 5, то брать столько же.

Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952. С. 81–85

Русская Правда является крупнейшим и важнейшим памятником Древнерусского права. Она была впервые найдена Татищевым в одном списке новго­родской летописи и в 1738 г. представлена с переводом и приме­чаниями в Академию Наук. Но здесь она пролежала до 1767 г., когда была издана Шлецером по списку Татищева. С тех пор и до 40-х годов XIX в. было найдено значительное количе­ство новых списков этого памятника.

Протограф Русской Правды до нас не дошел. Текст памятника находится в множестве рукописей (в летописях и кормчих), древнейшая из которых относится к XII в. Сейчас выделяется около 110 списков данного памятника. Среди них различают три редакции: краткая правда (академический и археографический списки), пространная правда (синодальный, троицкий, карамзинский, пушкинский и другие списки), сокращенная правда (толстовский и оболенский списки).

Краткая Правда - древнейшая редакция Русской Правды , которая состояла из четырёх частей. Её первая часть(1статья-18статья) – Древнейшая правда (Правда Ярослава). Место издания этой части Русской Правды спорно , летопись указывает на Новгород , но многие авторы допускают , что она была создана в центре земли Русской - Киеве . Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком ( 1015 – 1019 гг. ) . Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев “ дав им Правду и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите”. За этими словами в Новгородской 1 летописи помещен текст Древнейшей Правды. Вторая часть (статья 19-41статья) - Правда Ярославичей. В её заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1077 г. ( год смерти одного из его сыновей ). Третей (статья 42) и четвёртой (статья 43) частями являются соответственно Покон вирный и Урок мостников

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 год. Она состояла из двух частей - Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Устав Владимира Мономаха в свою очередь делится на: устав о резах (ст.53), банкруцкий устав (ст.54-55), устав о закупах (ст.56-62 и ст.64), устав о холопох (ст.63, 65-121 ст.). Всего пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.

Сокращенная правда представляет собой сокращённый вариант пространной правды, относящийся уже к московскому периоду русской истории.

2. Проблемы связанные с исследованием Русской Правды.

Проблемы источниковедческого анализа Русской правды связаны также приемами датировки, используемой исследователями, в зависимости от понимания общественного фона эпохи.

Хронологическая схема формирования главного юридического кодекса Древней Руси была разработана А.А. Зиминым: возникновение Древнейшей Правды в Новгороде в качестве льготного законодательного акта Ярослава Владимировича в ответ на помощь, оказанную ему новгородцами в критический момент 1016 г.; пополнение ее первоначальным домениальным уставом в конце жизни Ярослава; отмена кровной мести Ярославичами в 1072г., давшая начало Пространной Правде; формирование Пространной Правды после знаменитого восстания киевлян в 1113 г; бытование этого кодекса в удельно раздробленной Руси, его локальные пополнения и воздействие на другие исторические памятники.

3. Значение Русской Правды.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди.

Русская Правда во всех её редакциях и списках является памятником громадного исторического значения. На протяжении нескольких веков она служила основным руководством при судебном разбирательстве. В том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты 1550 года, даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 года. Долгое применение Русской Правды в судебных делах объясняет нам появление таких видов пространной редакции Русской Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям ещё в XIV и XVI век.

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки Пространной Правды активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Проблемы анализа источников древнерусского права весьма многочисленны. Далее, возникает задача определения его происхождения, толкования. Поскольку без определения источников права, нельзя вполне осознать особенности как политического так и экономического развития древнерусского государства, а также истоки отечественных правовых традиций, актуальность данной темы очевидна.

1. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. С.-П. 1999г. 640стр.

2. Владимирский – Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. 1995г. 640стр.

3. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. М.-Л. 1926г. 283стр.

4. Зимин А. А. Правда Русская. М. 1999. 424стр.

5. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI – XIV вв. М.1972. 246стр.

6. Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. М.1950. 357стр.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 35428
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

По сей грамоте ходите…

Русская Правда – один из важнейших документов русской истории, первый кодекс права Средневековой Руси. Настоящий проект призван отразить представление этого выдающегося памятника в богатейших рукописных фондах Российской национальной библиотеки. Проект содержит комментированную электронную публикацию текста Русской Правды и комплекс вспомогательных материалов, которые будут полезны учащимся школ и вузов, а также всем интересующимся русской историей.

Текст и рукописная традиция Русской Правды

По летописной легенде возникновение Русской Правды связано с драматическими событиями 1016 г., когда будущий киевский князь Ярослав, впоследствии прозванный Мудрым, пытался заручиться поддержкой новгородцев в борьбе за великое княжение. Реальные обстоятельства возникновения этого важнейшего памятника остаются дискуссионными. Однако огромное значение Русской Правды в истории древнерусской культуры очевидно, поскольку сохранилось большое количество рукописных копий – более сотни списков.

В качестве дополнительных материалов публикуются также текст Русской Правды из Кормчей книги (ОР РНБ, Соф. № 1173), отражающий традицию воспроизведения Русской Правды в правовых сборниках. Также приводится изготовленный известным фальсификатором русских древностей А.А. Бардиным список XIX в., который является свидетельством высокого общественного интереса к памятнику (ОР РНБ, Погод. № 75б).

Русская правда – история изучения

Русская Правда привлекала пристальное внимание исследователей с самых первых моментов научного осмысления отечественной истории. Уже В.Н. Татищев, обнаруживший "Русскую Правду" (ее Краткую редакцию), описал данный памятник как древнейший русский правовой кодекс и подготовил его к изданию. Обращался к Русской Правде и Н.М. Карамзин. Основной движущей силой в изучении Русской Правды в науке XIX в. стали представители историко-юридического направления дореволюционной науки (И.Ф. Г. Эверс, Л.К. Гетц, Н. В. Калачов, В. И. Сергеевич, М. Ф. Владимирский-Буданов и др.). Как издания, так и исследования, и комментарии к законодательным памятникам, выполненные ими, характеризуются, прежде всего, вниманием к внутренним связям и отношениям между правовыми нормами.

Уже во второй половине XIX в. обозначается тенденция к все более органичному рассмотрению правовых норм в общеисторическом контексте, благодаря чему история права становилась средством изучения истории общественных отношений. Одной из характерных черт развития исторической науки становится обращение к проблематике истории государственных институтов в связи с развитием общественных отношений. Данная тенденция ярко проявилась, в частности, в творчестве В.О. Ключевского, посвятившего отдельный курс лекций рассмотрению социальных реалий Русской Правды. Тем не менее, в дореволюционной науке так и не были осуществлены полноценные критические издания основных правовых памятников.

Подъем интереса к истории России в 1930-х гг., связанный в первую очередь с интересом к развитию ее социально-экономического строя, вызвал настоятельную потребность в появлении критических изданий памятников права, в раскрытии их социально-экономического подтекста и социально-политического значения. В авангарде этого процесса стоял целый ряд учебных изданий, в том числе снабженных постатейными комментариями таких специалистов, как Б.А. Романов, Г.Е. Кочин, М.Н. Тихомиров, С.В. Юшков. Важнейшим событием в изучении Русской Правды стало ее Академическое издание, подготовленное под редакцией акад. Б.Д. Грекова при участии таких исследователей, как В.П. Любимов, Н.Ф. Лавров, Г.Л. Гейерманс, Б.А. Романов, М.Н. Тихомиров, В.Г. Гейман, Г.Е. Кочин, Б.В. Александров и др. В дальнейшем Русская Правда была также опубликована в составе серий "Памятники Русского Права" и "Российское законодательство X – XX вв.". К изучению Русской Правды так или иначе обращались многие исследователи допетровской Руси - А.А. Зимин, Л.В. Черепнин, М.Б. Свердлов, И.Я. Фроянов, Л.В. Милов.

Описание списков Русской Правды, привлеченных для проекта

Толстовский список Софийской 1 летописи Младшей редакции (ОР РНБ. ОСРК. F.IV.211)


Список датируется 70-ми годами XV в. Филиграни: Петух – типа Лихачёв, № 2646 (1450–1470 гг.); Гроздь винограда – типа Лихачев, № 1131 (1470 г.); Голова быка малая под косым крестиком (2 варианта) – типа Пиккар, I. Abt. VII, № 310 (1454 г.).

Сам кодекс был парадно оформлен, украшен полихромной заставкой, выполненной в балканском стиле. Текст летописи, включая и список Русской Правды, переписан одной манерой. Писец Толстовского списка может быть установлен благодаря пометам на другой переписанной им рукописи, содержащей Постнические слова Василия Великого (РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 68/193 – 40-е–50-е гг. XV в.), которые можно трактовать как указание на имя писца – иеромонах Иона.

В Софийской 1 летописи текст Русской Правды помещен под 1019 г. в отличие от списков Новгородской 1 летописи Младшего извода, где этот юридический документ помещен в статье1016 г. Особенностью летописного варианта Русской Правды, дошедшего в составе списков Софийской 1 летописи, является наличие в нем Устава князя Ярослава о мостех, о сиротеем вырядке и математических расчетов о приплоде скота, об урожае хлеба и др. Эти статьи вкраплены в традиционный текст Пространной редакции Русской Правды и не имеют присвоенной историографической традицией нумерации глав.

Кормчая книга Новгородско-Софийской группы (ОР РНБ. Софийское собр., № 1173)


Список датируется 70-ми гг. XV в. Филиграни: Голова быка малая под косым крестиком (1-й вариант) — подобно PO, № 74517 (1459 г.); 2. Голова быка малая под косым крестиком (2-й вариант) — подобно РО, № 75255 (1461 г.). 3. Голова быка малая под косым крестиком (3-й вариант) — подобно Лихачев, № 1033–1034 (1460–1461 гг.); Голова быка средняя под косым крестиком — тожд. (?) PO, № 80701 (1461 г.); Корона — подобно PO, № 50414 (1459 г.); Герб (?) — подобно Брике, № 16061–16063 (1460–1471 гг.); Голова мавра (переплетный) — PO, № 20330 (1465 г.).

Данный список Кормчей, хотя и дал название, закрепившееся в историографии целой группе списков Русской Правды, названной Новгородско-Софийской, сейчас может быть уверенно отнесен к библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря. Весь кодекс целиком выполнен писцом Герасимом, переписавшим мартовскую служебную Минею в 1467 г. (ОР РНБ. Кирилло-Белозерское собр., № 296/553).

Список А.А. Бардина (ОР РНБ. Собрание М.П. Погодина, № 75б)


Антон Иванович Бардин (. - 1841) – антиквар, иконописец, известный, прежде всего, изготовлением подделок памятников письменности. В основном подделки Бардина представляли собой списки древнерусских памятников относительно небольшого объема на пергамене (кроме русской Правды – это Слово о Полку Игореве, Поучение Владимира Мономаха и пр.).

Данный список выполнен на пергамене, который, по всей видимости, не подвергался искусственному состариванию. Письмо (выполненное характерными для А.И. Бардина светло-коричневыми чернилами) может быть охарактеризовано как небрежный устав, напоминающий, например, уставное письмо начальной части Лаврентьевской летописи. На л. 1 помещена заставка в "балканском" стиле. Текст имеет некоторые особенности в компоновке текста: видоизменена последовательность статей, некоторые статьи разделены.

Списки Русской Правды в Отделе рукописей РНБ

  1. Кирилло-Белозерское собр., № 1/1078. Из Кормчей книги 1589/90 г. Формат: 1 0 . Л. 631 об. — 640.
  2. Кирилло-Белозерское собр., № 2/1079. Из Кормчей книги втор. пол. XVI в. Формат: 1 0 . Л. 519 — 526.
  3. Кирилло-Белозерское собр., № 145/1222. Из Мерила Праведного серед. XVI в. Формат: 4 0 . Л. 331 об. —338.
  4. ОСРК. F.II. № 78. Из Кормчей книги втор. пол. XVI в. Формат: 1 0 . Л. 539 — 546 об.
  5. ОСРК. F. II. № 80. Из Кормчей книги кон. XV в. Формат: 1 0 . Л. 582— 591.
  6. ОСРК. F. II. № 81. Из Кормчей книги втор. пол. XVI в. Формат: 1 0 . Л. 360 — 366 об.
  7. ОСРК. F. II. № 83. Из Кормчей книги втор. пол. XVI в. Формат: 1 0 . Л. 491 об.— 498 об.
  8. ОСРК. F. II. № 87. Из Кормчей книги втор. пол. XVI в. Формат: Александрийский лист. Л. 391 — 397 об.
  9. ОСРК. F.II. 118. Из рукописи Татищева XVIII в. Выписки из Русской Правды с примечаниями. Формат: 1 0 . Л. 1—13 об.
  10. ОСРК. F. II. № 119. Из Кормчей книги перв. четв. XV в. Формат: 1 0 . Л. 136 об. — 144.
  11. ОСРК. F. II. № 298. Из Кормчей книги кон. XVI — нач. XVII в. Формат: 1 0 . Л. 485 — 494.
  12. ОСРК. Q. II. № 49. Из Кормчей книги перв. пол. XV в. Формат: 4 0 . Л. 237 — 247 об.
  13. ОСРК. Q. II. 46. Из Кормчей книги серед. XVII в. Формат: 4 0 . Л. 412 — 415 об.
  14. ОСРК. F. IV. № 211. Из Толстовского списка Софийской 1 летописи 70-х гг. XV в. Формат: 1 0 . Л. 69 — 80.
  15. ОСРК. F.IV.223. Из Толстовского списка Новгородской 1 летописи перв. пол. XVIII в. Формат: 1 0 . Л. 41—43 об.
  16. ОСРК. F.IV.602. Из Горюшкинского списка Софийской 1 летописи серед. XVIII в. Формат: 1 0 . Л. 57 об.—67 об.
  17. ОСРК. Q. IV. № 298. Из Карамзинского списка Софийской 1 летописи кон. XV в. Формат: 4 0 . Л. 134— 155 об.
  18. Погодинское собр., № 75б. Подделка Бардина XIX в. Формат: 4 0 . Л. 1—30 об.
  19. Погодинское собр., № 233. Из Кормчей книги серед. XVII в. Формат: 1 0 . Л. 661 — 671.
  20. Погодинское собр., № 235. Из Кормчей книги перв. пол XVI в. Фрагмент Русской Правды. Формат: 1 0 . Л. 134.
  21. Погодинское собр., № 237. Из Кормчей книги втор. пол. XVII в. Формат: 1 0 . Л. 748 об. — 758.
  22. Погодинское собр., № 1572. Из юридического сборника нач. XVI в. Формат: 4 0 . Л. 15 — 27 об.
  23. Погодинское собр., 1839. Из сборника Татищева XVIII в. Выписки из Русской Правды. Формат: 1 0 . Л. 12—20.
  24. Соловецкое собр., № 475/494. Из Кормчей книги втор. пол. XVI в. Формат: 1 0 . Л. 557 — 564 об.
  25. Соловецкое собр., № 476/495. Из Кормчей книги 1519 г. Формат: 1 0 . Л. 425 об. — 433.
  26. Соловецкое собр., № 477/496. Из Кормчей книги кон. XV — нач. XVI в. Формат: 1 0 . Л. 462 об.— 467 об.
  27. Соловецкое собр., № 858/968. Из Кормчей книги 1493 г. Формат: 4 0 . Л. 557—571, 572 —587 об.
  28. Софийское собр., № 1173. Из Кормчей книги третей четв. XV в. Формат: 1 0 . Л. 402—409 об.
  29. Софийское собр., № 1176. Из Кормчей книги серед. XVI в. Формат: 1 0 . Л. 151 об. —161.
  30. Эрмитажное собр., № 44. Из юридического сборника Татищева XVIII в. Выписки из Русской Правды. Формат: 1 0 . Л. 9—15 об.

Исполнители проекта

Общее руководство проектом:
А.И. Алексеев, заведующий Отделом рукописей Российской национальной библиотеки

Оперативное руководство реализацией проекта:
М.А. Шибаев, зав. Сектором информационно-библиографического обслуживания ОР РНБ

Разработка концепции проекта:
М.А. Шибаев, Е.А. Ляховицкий, зав. ЛКИиНТЭД ОР РНБ

Подготовка текстов и комментариев:
М.А. Шибаев

Техническая подготовка материалов проекта для веб-представления:
Б.Л. Исаев, н.с. ЛКИиНТЭД ОР РНБ, Е.А. Ляховицкий

Оцифровка рукописей:
Е.А. Ляховицкий

Координация технических работ:
С.В. Горбунов, заведующий Отделом информатизации;
А.Л. Пашкова, заведующая Отделом интегрированых библиотечных систем;
А. А. Варгузов, заведующий группой интернет технологий;
П.А. Дременков, заведующий группой администраторов

Web-мастер:
В.А. Черноусова, ведущий программист группы интернет технологий Отдела информатизации РНБ.

Web-дизайн:
И.В. Подопригора, ведущий программист группы интернет технологий Отдела информатизации РНБ

Адрес:
Российская национальная библиотека
г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.18
Отдел рукописей

Законодательство Киевской Руси и Русская Правда Ярослава

Происхождение Русской Правды

До появления Русской правды (и даже некоторое время после) порядок в Киевской Руси строился главным образом на основе:

  • Исконных обычаев, принятых у славян
  • Княжеских указах
  • Церковном праве (после принятия христианства)

Князь Ярослав Мудрый

После принятия христианства в 988 г. возникает и церковное право, которое составляло закономерную часть Правды. В письменных источниках наблюдается сильное влияние византийского права. Однако на практике применялись русские церковные законы, издаваемые местными князьями. Таковыми являлись Церковные Уставы Ярослава и Владимира, составленные в начале XI в.

Суть и содержание основных положений Русской Правды

Важно! Денежной единицей на Руси служила гривна – брусок (слиток), весом 204 грамма. Однако в основном, в XI в. водилась гривна кун (монета), которую делали из менее качественного серебра, её вес составлял примерно 68 грамм. Ногата – монета арабской чеканки, весила около 3,41 грамма. Куна – также маленькая монета, весом 2,73 грамма. Резана – примерно 1,48 грамм. Самый маленький денежный знак – веверица (векша), весила 1/3 грамма.

Ярослав Владимирович Мудрый

Основные положения из Русской Правды:

Структура Русской Правды

Списки Русской Правды делятся на три разные редакции:

  • Краткая. Большая часть историков считает её наиболее древней, относится к XI в. Она имеет 43 статьи.
  • Пространная. Хорошо сохранившаяся и распространённая редакция документа, создана в XIII-XV в. и имеет в себе 121 статью.
  • Сокращённая. Создана примерно к XVI-XVII в., сформирована из Пространной (её сокращение). Включает 50 пунктов.

Пространная же делится на Устав Ярослава Мудрого и Устав Владимира Мономаха. Создана на основе Краткой редакции и дополнена разными актами.

Ярослав Владимирович

Статьи Русской Правды

Коротко рассмотрим каждую статью Краткой редакции (43 статьи) по отдельности:

  1. Статья утверждает кровную месть родственниками убитого и, при отсутствии желания мести — оплате виры в сорок гривен.
  2. Утверждается наличие синяков и крови как неопровержимого доказательства драки; выплата в три гривны и оплата врача.
  3. Эта статья устанавливает выплату за нанесение удара. Если человек не отомстил преступнику и тот скрылся с места, то платит он двенадцать гривен.
  4. Назначается оплата двенадцати гривен за удар рукоятью меча или ножнами.
  5. В случае, когда мечом отрубали руку, назначалась выплата в 40 гривен.

Дополнительная информация! В Киевской Руси 40 гривен считали очень большим штрафом, за такую сумму можно было приобрести 20 коров. Поэтому обычный человек попадал в чрезвычайно трудное положение.

  1. Если нога останется целой после нанесения удара или человек начнёт прихрамывать, то отомстить нельзя.
  2. За отрезанный палец – 3 гривны.
  3. За срезанную бороду или усы – 12 (примечательно, что штраф за такой поступок был больше, чем за палец).
  4. Если человек просто угрожал мечом, вынутым из ножен, при этом не ударив, то должен был заплатить 1 монету за оскорбление.
  5. Толкнув человека, преступник выплачивал 3 монеты, но при условии, что пострадавший имел двух свидетелей. Иностранцы же только клялись, даже их не имея.
  6. Когда челядин скрывался у иностранца больше трёх дней, тот возвращался хозяину и платил три гривны.
  7. Если кто садился на чужого коня не спросив, то платил три монеты.
  8. За кражу коня, оружия или одежды также выплачивалось 3 гривны.
  9. Когда украденную вещь опознавал не её хозяин, то опознавший должен был попросить вора вернуть украденное. Если тот не шёл, то искал поручителя, который пойдёт вместо него в течение 5 дней.
  10. Не отдав долг, человек был обязан судиться с 12 людьми, если же доказывалась вина, то выплачивал долг и к тому ещё 3 монеты.
  11. В случае опознания челядина хозяином, тот должен был идти к его теперешнему хозяину, далее, ко второму, и наконец к третьему, у которого покупался челядин.
  12. Когда холоп ударяет свободного и убегает в дом хозяина, при этом не выдаёт его, то выплачивает за своего раба 12 монеты, а после пострадавший убивает холопа.
  13. А когда кто ломал копьё, щит или одежду, то оплачивал ущерб. Если же виновный хотел купить вещь, то платил столько, сколько потратил на эту вещь хозяин.

Начиная с этой статьи начинается Правда Ярославичей, в ней отменена кровная месть.

Дополнительная информация! Кормлением называлась система содержания княжеских чиновников за счёт местного населения, действовала до XVI в.

  1. Постановление для мостников (строителей мостов или мостовых): если сделают мост, то платить ногату, за городской мост также ногата. Одну ногату брать и за починку.

Ярослав Владимирович Мудрый памятник

Значение Русской Правды

Первый законодательный документ на Руси (написанный русским текстом) утвердил многие преступления и установил за них определённое наказание, в том числе:

Дальнейшее развитие законов Киевской Руси

Скулптура князя Ярослава Мудрого

Правда ещё долго сохраняла своё значение примерно до XV в., а после стала заменяться местными законодательными документами отдельных княжеств периода раздробленности. В XIV и XV в. в Новгороде и Пскове были приняты свои, местные судные грамоты, которые заметно заменили прежний законодательный документ.

Во времена Московской Руси (около XV в.) Русская Правда начинает терять своё значение. Сокращённая её редакция была создана специально под современные условия. Увеличивается единоличная власть, централизация, ярче проглядываются сословные рамки. Судебник 1497 и 1550 годов стали основными сводами законов.

Краткое изложение – вывод

Созданная на основе обычаев, указов князей и христианских законов, Русская Правда Ярослава Мудрого создала прочную на то время судебную систему, которая продолжала действовать на протяжении многих веков. Она установила официальное наказание за совершение преступлений разного рода и поспособствовала развитию русского государства.

Читайте также: