Специфика средневековой схоластики кратко

Обновлено: 02.07.2024

С древнегреческого термин схоластика означает ученый, школа, университетская наука, оформившаяся чрез синтез христианской теологии и логики Аристотеля.

Особенности схоластики

Для схоластики характерно:

Крупнейшие схоласты: Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр По данной теме мы уже выполнили реферат Учение Пьера Абеляра подробнее , Альберт Великий, Фома Аквинский По данной теме мы уже выполнили реферат Филосовия Фомы Аквинского подробнее , Роджер Бэкон По данной теме мы уже выполнили презентацию Френсис Бэкон подробнее .

Схоластика формируется в русле философии Средневековья, которая стремится помыслить реалии религиозного опыта и Священного учения. Предметом схоластики выступает философско-теологические проблематики.

Только при этом метод решения фундаментальных проблем в схоластики весьма своеобразный.

Этапы средневековой схоластики

Средневековая схоластика делится на следующие этапы:

  1. от Боэция до начала $XIII$ в. Основой ее является логика Аристотеля и неоплатонизм.
  2. $XIII-XIV$ вв. – высокая схоластика, классическая. На этом этапе философия Аристотеля доминирует в полном объеме.

Схоластика известна как школьная философия. Ее принято связывать с именем Аниция Манлия Торквата Северина Боэция ($470-525$).

Готовые работы на аналогичную тему

Теологические трактаты Боэция выступали в средневековой схоластической философии настоящим эталоном вышеупомянутого метода.

Боэций занимается постановкой вопросов, выходящих за пределы логики, и восходящие в сферу онтологии и теологии. Данные вопросы фиксируются в его работах:

Но обсуждение этих проблем ведётся Боэцием через анализ языковых средств, благодаря которым формируются тезисы. Таком образом, базовым материалом, которым оперирует Боэций, выступает язык, то, что лежит за пределами языка, неязыковая реальность, подвергается исследованию как значение слова. Схоластика занимается рассматриванием значений не с позиции их содержания, а сопряжено с их словесной формой.

В конструировании схоластического метода основную роль сыграла уверенность в силе рационального познания о сущем. Это её связь с философией античности, поскольку её основополагающей идеей было понятие о тождестве мышления и бытия, которую сформулировал Парменид.

Согласно мнению Парменида По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее , бытие не только познаваемо, но и прозрачно для ума. Поэтому исключительно мышление даёт возможность человеку прикоснуться к бытию и уловить его суть. Все это в дальнейшем идёт к постулату, который утверждает, что устройство мысли тождественна устройству бытия. Так как мысль рождается в языке, то сопряженность мысли и бытия представляется через способы членения языка и реальности. В этом смысле проводится аналогия через структуру языка, и её частей, слов, которые имеют свои грамматические категории, и миром, который состоит из сущностей различных типов.

Подводя общий итог вышесказанного, можно представить мир схоластической философии, который усматривается через оптику языка.

К концу$ XIV$ века схоластика переживет свой упадок. Философия отмежевывается от богословия.

Фома Аквинский

В Средние Века развитие европейской философии было тесно связано с христианством. Именно в эту эпоху происходила разработка и закрепление религиозного понимания всей сути окружающего мира, совместно с ликвидацией любого инакомыслия. К одному из крупнейших направлений философии, связанных с христианским мировоззрением, причисляют схоластику, о которой мы поговорим чуть ниже.

Что такое схоластика?

Основными вопросами, решаемыми схоластикой на начальном этапе ее существования стали вопросы формализации религии и систематизации христианства, поскольку в те времена философская наука считалась инструментом познания Бога. В целом, к основным задачам средневековой философии относили возможность логического осмысления религии, приведение к общей системе работ религиозных мыслителей, доступное и понятное разъяснение сути веры.

Основу решения указанных задач мыслители Средних Веков видели в рациональном соотношении между религией и сознанием. По их мнению, сознание, при его верном использовании, помогало человеку не только приблизиться к Богу, но даже объединиться с ним. Основной вывод сторонников схоластики гласил — разум и религия не способны находится в конфликте друг с другом, а, наоборот, должны взаимно дополняться.

Суть окружающего мира, по мнению схоластов, может познаваться исключительно посредством разума, но сам процесс познания требует точного использования некоторых терминов и определений, а также выделения различий в представляемых теориях. Следовательно, к достижению гармонии можно прийти при помощи логики, соединенной с практическим опытом человека.

При этом, у средневековых схоластов не было единой точки зрения по целому перечню вопросов, например, по вопросу о взаимодействии между отдельными предметами и общими понятиями. Итогом этих различий во взглядах мыслителей стало появление отдельных течений внутри схоластики, ими стали реализм и номинализм.

Два ключевых направления схоластики

Суть разделения схоластики на два течения происходит из спора Платона с Аристотелем, а предмет их спора касается соотношения вещи и идеи вещи. В Средневековье указанный вопрос приобрел новый ракурс, связанный с богословием и касающийся соотношения божественной воли и божественного разума (точнее, вопроса того, что из них первично, а что вторично).

Рассмотрим каждое из направлений более подробно.

Реализм

Реалисты полагали, что идея возникает в реальности еще до создания вещи, подобно мысли в божественном сознании. Божественное сознание они называли первичным в сравнении с божественной волей. Все последователи этого течения делились на крайних (последователей учения Платона об идеях) и умеренных (поддерживавших воззрения и взгляды Аристотеля). Для наглядного понимания разницы между ними назовем ярких представителей обоих ответвлений:

Номинализм

Представители номинализма относили общие понятия исключительно к именам предметов, полагая, что они не способны предшествовать предметам. Также они признавали приоритет и первичность над разумом воли Бога, поскольку только после сотворения определенной вещи ее существование осознается и Богом, и людьми.

К представителям последовательного номинализма относится Иоанн Росцелин, утверждавший, что не существует мудрости вне мудрости души, а общие понятия представляют собой исключительно звуки, к примеру, речевые.

Представители умеренного номинализма, известные еще под именем концептуалистов, тоже не признавали реальности общего в предметах, но считали общими мысли и названия, занимающие ключевое место в познавательной деятельности.

Философия Фомы Аквинского

Фома Аквинский

В своих теологических работах Аквинский соединил воззрения Платона и Аристотеля, называя все окружающее нас единством сущности (эссенцией) и существования (экзистенцией). Божественная сущность идентична существованию, но у всех других вещей и предметов сущность в той либо иной мере не совпадает с существованием. Все единичное представляется случайным, его обуславливает нечто иное, а Бог, наоборот, абсолютен.

В дальнейшем философ развил воззрения Аристотеля, предложив рассматривать Бога в качестве чистой формы, а окружающую реальность — в качестве единства между формой и материей. Оставаясь умеренным реалистом, он высказал суждение о тройственности существования общих понятий. По его мнению, эти понятия существуют как:

  • сущностные формы в единичных предметах;
  • мыслительные абстракции в сознании людей;
  • идеальные прообразы единичных предметов в божественном сознании.

Подобно большинству европейских религиозных мыслителей, Ф. Аквинский признавал приоритет веры над знанием, но как схоласт он придавал немалое значение разуму в процессе познания истины. Основным отличием Аквинского от ранних схоластов называют разделение им христианских догм на сферы познания, чего не встречалось у более ранних представителей этого направления. Таким образом, он делит богословие и науку по объектам познания: представители науки объясняют суть объективного мира, а богословы занимаются трактовкой того, что не поддается объяснению посредством естественного человеческого мышления.

Аквинский отрицал саму возможность существованию противоречий между наукой и теологией, поскольку ставил христианскую истину выше разума, а источником истины называл Бога. По этой причине он определял философию как дисциплину, призванную служить богословию, дабы рационально выражать религиозные идеи и опровергать любые ложные аргументы, высказанные против религии.

История развития схоластики

Периоды развития схоластики почти совпадают с периодизаций Средневековья, подразделяясь на три следующих части:

  • Ранний период развития описываемого направления относится к 9-12 векам, схоласты той эпохи живут и работают в европейских государствах, в частности — на территории Германии, Франции, Англии и Италии. Основой их работ является синтез философии и других наук с богословием, а основами схоластической методики выступают специфические средневековые ценности и результаты независимых умозаключений различных мыслителей. Яркими представителями указанного периода считаются Иоанн Росцелин, Бонавентура, Рабан Мавр.
  • В эпоху среднего периода (13 век) происходит окончательное разделение философии и науки вообще с теологией. В 13 столетии в Западной Европе обретают популярность работы Аристотеля, появляются крупные и влиятельные монашеские ордена, возникают философско-религиозные собрания, начинаются споры между сторонниками Августина и Аверроэса. Крупнейшими представителями схоластики того периода признаются немецкий философ Витело, француз Винсент из Бове, известный английский ученый Роджер Бэкон и испанец Раймунд Луллий.
  • Для позднего периода, относящегося к 14-15 векам, характерно стремление мыслителей к рационализаторской упорядоченности направления, приобретение им все большего научного оттенка, окончательное отделение мистики от богословия. В итоге философия теряет свойственный ей ранее духовный смысл и тесную связь с религией. В дальнейшем появляется новое направление схоластики, названное неосхоластикой, основной задачей которого становится защита христианства.

Заключение

Из всего перечисленного выше можно сделать несколько выводов в пользу схоластики:

Средневековое мировоззрение представляло собой длительный период истории в европейской философии, который был взаимосвязан с религией христиан. Указанный промежуток отличался разработкой религиозных взглядов на мир в условиях прекращения восточной античной теории и ликвидации инакомыслия. В средневековой философии выделялись этапы патристики и схоластики.

Период развития схоластики

Основы патристики

Патристика представляла собой комплекс богословских, философских и социально-политических теорий христианских мудрецов. Эти мыслители являлись духовными наставниками с непреклонным авторитетом в конфессиональной среде, в отличие от западных течений.

Патристика включала три направления:

Патристика и схоластика

  • апологетика имела значение в оформлении и становлении христианских идей;
  • традзаключительный промежуток стабилизировал христианскую теорию.
  • иционная патристика формулировала мировоззрение и фундамент учения;

Особенностью патристики являлись принципы единства узкогрупповой истины, опоры на основные классические догмы и одобрения отцов при незыблемом авторитете Писания. Выразители рассматривали вопросы божественной сущности, продвижения истории к итоговой цели, соотношения спасения души и свободы волеизъявления, обсуждали проблемы корреляции разума и веры.

Патристика в Средние века в плане подтверждения идей обращалась к древнему и открытому авторитетному источнику — библии. Сборник текстов представлял собой собрание истин, которые людям сообщил бог.

Направления и традиции

Представители патристики создавали философское наследие, которое находило развитие в схоластике. Это давало возможность говорить о двух направлениях, как об однопорядковых понятиях.

Кратко патристика и схоластика в средневековой философии имели похожие качества и опирались на аналогичные традиции:

Патристика и схоластика в средневековой философии

  • монотеизм;
  • теоцентризм;
  • креационизм;
  • провиденциализм;
  • персонализм;
  • ревеляционизм.

В монотеизме бог провозглашался не только единственным, но и полностью отличным от всего сущего и выходящим за границы мира. Создатель мог существовать в единой ипостаси (эксклюзивное течение) или представлять несколько личностей, которые являлись одним богом (пантеизм, политеизм). Монотеизм нашел отражение в исламе, иудаизме, христианстве, понятие было заложено в мировоззрении сикхизма и индуизма.

Теоцентризм рассматривал личность бога в форме аккумулятора мира, источника жизни и блага. В основе нравственности лежало служение всевышнему и почитание его. Высшей целью признавалось уподобление и подражание богу.

Кратко схоластика

Креационизм считал верным факт, что творец создал мир из ничего, догмы этого направления проявляли стремление к некоторой научности. Поздний представитель креационизма придерживался теории разумного замысла на основе ученого обоснования.

Провиденциализм признавал безграничное правление создателя во всем. Мыслители считали, что хронологические исторические факты осуществлялись только по желанию всевышнего и усматривали в них божественное провидение и план по избавлению человечества от зла.

Выдающиеся философы

В заключительный этап патристики к авторитету библии прибавилось новое влияние крупных церковных отцов. В это время духовенство монополизировало процесс обучения и явило собой образованную прослойку средневековья. Сословие стало цензором и основателем идей, хранителем определений и философских мыслей.

Выдающиеся отцы-мыслители:

Представители патристика

  1. Тертуллиан.
  2. Ориген.
  3. Киприан Карфагенский.
  4. Афанасий Великий.
  5. Григорий Богослов.
  6. Климент.
  7. Аврелий Августин.

Ранние тезисы Тертуллиана заключались в том, что философские задумки человечества привели к искажению истины. Индивидуумы должны проживать на земле без лишнего мудрствования. Человек должен обладать естественной верой, проявлять самопознание и аскетизм. Мыслитель первым определил общие различия греческой и римской церкви христиан, стал теоретиком в вопросе разграничения веры и научного познания бога.

Климент впервые сформировал понятие единения разума и веры, при этом признавал преимущество убежденности перед познанием. Философ говорил, что человек с одной верой производит впечатление блаженного, т. к. личности требуется аргументация событий. Религиозное убеждение и рациональное объяснение дополняют друг друга. Впоследствии этого учения придерживались Августин, Фома Аквинский и другие мыслители.

Апологет Ориген родился в семье христиан на севере Африки, он за годы труда создал множество сочинений, оказавших влияние на развитие христианского мировоззрения. Мыслитель первым одел на философию наряд платонизма в отличие от устаревшей стоической теории.

Представители патристики и схоластики

Труды Аврелия Августина

Раздел физики соответствовал концепции о том, что природа не являлась источником существования, а всевышний создал окружающий мир по своей воле. В категории логики представлялись теории о неустойчивости чувственного восприятия действительности, которая не могла привести индивидуума к истине. Бог одарил человеческую душу светом и предоставил возможность познания.

В этической части теории развивалось понятие зла и добра. Плохое начало проявляется в страсти, гордыне, вовлекает человека в грех, а благо — это бог. Личность почувствует себя свободной, когда придет к мысли, что нужно жить с осознанием создателя и учась у него.

Черты схоластики

Схоластикой называется направление религиозной философии, науки, теологии, которое характеризовалось подчинением богословия, единением христианских догматик с рационалистическим способом мышления. Патристика равномерно перетекает в схоластику по мере обоснованного оформления христианской теории в рамках борьбы с язычеством.

Исторический период развития схоластики включал этапы:

Труды Аврелия Августина

  1. Начальной схоластики, основанной на фундаменте неразделенности науки и религии. Этап характеризовался становлением ценности и разумного осмысления естественного окружения.
  2. Средней схоластики, выражавшей окончательное отслаивание натурфилософии и науки от богословских верований. Практиковалось внедрение западного мировоззрения Аристотеля.
  3. Позднего этапа, который включал адекватную систематизацию и последующее формирование естественного мышления, окончательное отделение теологии от мистики.

Схоластика продолжала считать основой библию, проповедовала направления философии, характерные для патристики. Одновременно в обиход вводилось наследие Аристотеля, Платона для того, чтобы рационализировать и осмыслить окружающий мир.

Яркие представители

Важнейшей проблемой философов выступает корреляция области рационального познания и духовного мира. Решение для мыслителей того времени виделось в рациональном соотношении религиозной веры и сознания. Разум при правильном использовании приближал человека к создателю, объединял с ним. Главный вывод схоластической теории того времени гласил, что вера и разумные истины не могут находиться в конфронтации, а должны дополнять друг друга.

Крупными мыслителями считаются ученые:

Дунс Скот

  1. Иоанн Скот Эриугена.
  2. Бонавентура.
  3. Ансельм Кентерберийский.
  4. Дунс Скот.
  5. Фома Аквинский.
  6. Уильям Оккам.

Схоласты были убеждены, что сущность окружающей действительности может быть познана в результате использования человеческого разума. Но требовалась исключительная точность в использовании определенных понятий и выделении отличий в некоторых теориях. Гармония достигалась основательной разработкой логического способа, опирающегося на практические знания.

Суть метода заключалась в обеспечении перехода мышления от исследования способов рассуждения о естестве к анализу реальных понятий. Принципы схоластики того времени происходили из веры, согласно которой знания укоренялись не только в разуме индивидуума, но и были присущи божественному уму, создавшему окружающий мир. Понятие бытия определялось двойной мерой в человеческом разуме и религиозных верованиях.

Фома Аквинский

Фома Аквинский философ

Мыслитель разделял источники этих понятий, при этом философия базировалась на выводах разума, а теология возникала на основе непоколебимой веры. Целью мировоззренческих рассуждений было получить новые знания, а задачей богословия было получение знаний для спасения и вечной жизни.

Сущность концепции Ф. Аквинского состоит в утверждении теории единства верований и рационального сознания. Мыслитель был уверен, что эти понятия могут гармонично контактировать друг с другом, при этом разумные выводы могут быть применены для подтверждения божьего существования. Сознание верующего человека должно отсеивать любые возражения против праведности веры.

Философ привел доказательства существования создателя:

  • подтверждение от первоисточников (перводвигатель);
  • доказательство от ряда причин (первопричина);
  • свидетельство от необходимости;
  • аргументация от стадий безупречности (полное совершенство);
  • обоснование от целесообразности.

Фома Аквинский

Знания даются душе из-за того, что она подвержена интеллекту и чувственному созерцанию. Ф. Аквинский утверждал, что сознание относится к высшей категории человеческих дарований. В повседневном существовании мыслитель ставил любовь к создателю превыше самого познания бога. При этом он, как и Аристотель, различал в воле практичное сознание, т. е. признавал руководящую роль разума над поступками.

Реализм и номинализм

Схоластика постоянно решала вопрос о том, есть ли универсальное сочетание круга вещей и идей. Реализм и номинализм являлись историко-философскими учениями, которые проповедовали и абсолютизировали всеобщее и индивидуальное понятие, отделяя эти диалектические контрасты один от другого. Номинализм утверждал первопричиной вещи, а реализм представлял началом идеализм, в отличие от современного понятия реализма материалистической направленности.

Реализм различался по степени проявления:

Реализм и номинализм

  • умеренных взглядов;
  • крайних суждений.

Крайний реализм предполагает, что сознание существовало до появления мира вещей и находится вне его. Эта теория поддерживалась А. Кентерберийским и Гильомом. Умеренная разновидность говорит о бытовании понятий вне и независимо от некоторых вещей, при этом идеи проявляются в самих предметах в форме сущности. Эта точка зрения приветствовалась представителем схоластики Ф. Аквинским.

Философия и наука провозглашались слугами богословия. Перед концептуальными теориями ставилась цель проникновения в область веры с помощью осознания действительности и систематизации религиозных истин. Решение такой задачи привело бы к эффективной усвояемости святых понятий и к уничтожению критических аргументов.

В статье поговорим о том, что такое схоластика. Мы подробно рассмотрим разные аспекты этого вопроса, разберемся в ключевых понятиях и проведем небольшой экскурс в историю.

Что такое схоластика?

Итак, схоластика – это европейская философия времен Средневековья, которая была систематизированной и упорядоченной. Концентрировалась она вокруг идей, которые представляли собой некий синтез логики Аристотеля и христианского богословия. Характерные особенности — это рациональная методика, исследование формально-логических проблем, использование теологических и догматических идей.

Что такое схоластика в современном мире? Чаще всего под этим словом подразумевают некие понятия или рассуждения, которые оторваны от реальности, не могут быть проверены опытным путем.

схоластика что такое

Особенности и проблематика

Особенности схоластики заключаются в том, что:

Проблематика этого направления заключается в:

  1. Доказательстве существования Бога.
  2. Проблеме общего и единичного.
  3. Проблеме веры и знаний.

Описание

Итак, что такое схоластика при более подробном рассмотрении? Она представляет собой некую религиозную философию, которая использует особые методы и приемы для понимания христианского вероучения. При этом наука далека от свободной и вольной трактовки этих вопросов в отличие от греческой философии. Схоластике предшествовала патристическая философия, о которой мы еще будем говорить более подробно.

Философия схоластики и патристика во многом схожи. Они хотели объяснить веру и религию при помощи разума. Различие состоит лишь в том, что последней источником знаний служило Святое Писание. Были использованы строгие догматические формулировки. В схоластике основой были догмы великих отцов. Философия использовалась лишь для объяснения и систематизации знаний. При этом нельзя сказать, что патристика и схоластика – это совершенно разные понятия. Они тесто переплетались и развивались вместе. Можно сказать, что каждая из них развивает нечто такое, чего еще не достигла другая.

Размышления основываются на базовых учениях церкви и античной философии, которые смогли сохраниться до Средневековья. Однако в этом двойном источнике главенствующее место все-таки принадлежало именно учению церкви. Большое внимание отводилось и конкретно философии. Понятное дело, что научное просвещение народов на первичном этапе шло довольно хорошо, так как люди, словно маленькие дети, завороженно слушали науку древности. Проблемы схоластики заключались в том, что было необходимо объединить в единое целое эти два направления и взять из каждого из них только самое лучшее. Чтобы лучше понять, как это сделать, учёные отталкивались от того принципа, что от Бога идет не только откровение, но и человеческий разум. Именно поэтому противопоставления их просто не может быть. Истина находится в их комплексе и объединении.

средневековая схоластика

Расцвет

Надо отдельно заметить, что в период расцвета этой науки многие её положения переходили из теологических в философские. Это было нормально на том этапе, но было также ясно и то, что рано или поздно они разойдутся. Таким образом, к концу Средних веков философия и богословие действительно обособились.

Основа для основы

схоластика фома аквинский

Положение дел

Средневековая схоластика на момент своего зарождения еще не была в таком положении по отношению к богословию. Вспомним Эриугена, который много раз говорил о том, что любые исследования в любой области стоит начинать с веры в божественное откровение. Но при этом он напрочь отказывался воспринимать религию как нечто данное от санкционированного авторитета. И что самое интересное, в случае конфликта между этим авторитетом и разумом человека он бы отдал предпочтение именно последнему. Многие его коллеги осуждали такие взгляды за неуважение к церкви. Однако такие великие идеи были достигнуты намного позже, и то не до конца.

Надо отметить, что уже с XIII века такие мысли имели под собой довольно твердое основание. Было только одно небольшое исключение, которое заключалось в том, что некоторые церковные догматы, такие как воплощение, троичность образа и т.д., не поддавались разумному объяснению. На фоне этого круг вопросов теологии, которые мог объяснить разум, постепенно, но довольно стремительно сужался. Все это привело к тому, что в конце концов философия и христианство просто пошли разными дорогами.

Надо заметить тот факт, что далеко не все схоластики того времени действительно считали философию вспомогательным средством для богословия. Но эта была мысленная тенденция большинства. Нельзя забывать и о том, что направление духовной мысли в Средние века задавала исключительно церковь, что тоже многое объясняет. То есть мы понимаем, что возвышается философия только благодаря тому, что тесно переплетается с богословием. Пока она его возвеличивает, её роль тоже будет расти. Но как только что-то изменится, изменится и положение дел. Благодаря этому ученые смогли выделить другие характерные особенности.

Другие особенности

Учреждения, которые дают практическую основу, должны быть строго организованны. Это важное условие для их дальнейшего процветания. Именно поэтому католическая иерархия во времена своего подъёма пыталась составить канонические правила, которые были бы основой. Желание к четкой систематизации проявляется и в средневековой философии, которая хотела отличаться от патристики. Последняя орудовала более пространными и оторванными понятиями, в которых единой системы не было. Особенно ярко такое стремление проявилось во время расцвета схоластики и появления систем Фомы Аквинского, Альберта Великого и Дунса Скота.

Однако схоластика в средневековой философии должна была обратиться к такому методу еще и потому, что она орудовала знаниями и понятиями, для которых не подходил критический метод или же полемический. Всё, что требовалось – это качественная систематизация. Схоластики получили общие положения церкви, которые надо было соответственно обработать, используя философские методы. Из этого следует вторая характерная черта, которая заключается в желании формализации понятий. При этом схоластику очень часто упрекают как раз в том, что в ней слишком много формализма. Да, обвинения эти обоснованы, но надо понимать и то, что без формализма в этом случае никуда. Если раньше упор делался на разнообразии и богатстве языка, то в нашем случае все умозаключения должны были быть краткими и четкими.

схоластика в философии это

Задачи

В чем заключалась общая задача учения схоластики? Она в том, чтобы принять и усвоить философскую мысль античного мира и использовать её в современных условиях. Античные достояния мудрости становились эталонами для Средневековья не сразу, а постепенно. Для начала было необходимо восполнить пробелы в философской мудрости, а уже потом согласовать учения противоречащих друг другу ученых. Были известны только отрывки каких-то трактатов, которые схоластикам предстояло переработать. Более того, необходимо было четко выяснить отношения между философией и богословием. Надо было описать разум и веру, найти объяснения многим постулатам из религии. Все это вело к тому, что необходимо было создавать комплексную систему. Естественно, что всё это и порождало формализм, о котором мы говорили выше. Как мы понимаем, схоластики проводили серьезную и кропотливую работу, которая приводила их к новым выводам. Это были не отрывки высказываний мудрецов, а собственные логические выводы. Именно поэтому нельзя говорить о том, что это направление лишь пересказывает мысли Аристотеля или Августина.

Схоластика Фомы Аквинского

Во-первых, он говорит о необходимости гармонии между разумом человека и его верой. Есть два способа познания: рациональный и чувствительный. Не стоит использовать только один из них, так как в таком случае истина будет не полной. Вера и наука должны дополнять друга. Благодаря последней можно исследовать мир и узнавать о его свойствах, но озарение и взгляд на вещи со стороны божественного откровения может дать только вера. Ни в коем случае не должно быть духа соперничества между этими двумя глобальными понятиями. Наоборот, соединившись, они создадут гармонию.

Во-вторых, схоластика Фомы Аквинского строится на его 5 доказательствах бытия Бога. Мы не будем рассматривать каждое из них отдельно, так как это займет слишком много времени. Скажем лишь, что он использовал оба метода познания для того, чтобы описать эти доказательства. Более того, многие положения и идеи Аквинского позже были подтверждены реальными научными экспериментами.

особенности схоластики

Рознь

Рознь между философией и богословием возникала из-за того, что светское и духовное сословия имели совершенно разные воззрения на жизнь. Это проистекало из того, что разнились их взгляды, условия жизни и даже язык. Отметим, что если духовные лица использовали латынь, то представители светского сословия говорили на языке народа. Церковь всегда хотела, чтобы её положения и принципы стали эталонами для всего общества. Формально так оно и было, но на самом деле сделать это было практически невозможно. Для схоластической философии земные проблемы и тяготы были чем-то далеким, чужим и даже низким. Она смотрела на метафизику и пыталась исходить из нее. Натурфилософские вопросы даже не рассматривались. Было необходимо уделять все внимание исключительно божественным тайнам и нравственности человека. Этика, которая тоже была некой противоположностью в мирском мире, взывала к небесному и отрешалась от мирского.

В языке такая рознь тоже очень четко проявляется. Латынь была привилегией духовенства, наука преподавалась исключительно на этом языке. В то же время поэзия, которая была романтичной, но более простой и понятной для обычного человека, писалась на языке мирян. В это время наука были лишена чувства, в то же время как и поэзия была лишена реальности, носила слишком фантастический характер.

Метафизика

Период схоластики пришелся на Средневековье. Как мы говорили выше, это было такое время, когда две отрасли знаний дополняли друг друга. Противостояние и в то же время невозможность существования одна без другой проявились ярче всего в метафизике. Сначала она развивалась довольно односторонне. Для этого можно вспомнить хотя бы тот факт, что в Средние века из Платона люди знали только пару его сочинений. Глубокомысленные произведения были известны очень поверхностно, так как они затрагивали более сложную сферу.

Можно понять, что в таких условиях схоластика развивалась довольно своеобразно. Заметим, что изначально роль метафизики отдавали диалектике и логике. Изначально диалектика преподавалась как второстепенное учение. Это было вызвано тем, что она больше касалась слов, чем вещей, и скорее была дополнительной дисциплиной. Однако после того, как начала формироваться схоластика, диалектика быстро вышла на первое место. Из-за этого преподаватели стали пренебрегать другими областями знаний, пытаясь только в этой области найти ответы на все вопросы. Естественно, что метафизики как таковой тогда еще не существовало, но даже тогда уже была потребность в ней. Именно поэтому базовые принципы начали искать среди 7 основных направлений обучения. Более всего подходили именно диалектика и логика, которые относились к философии.

отец схоластики

Направления

Рассмотрим направления схоластики. Их всего два. Понятие схоластики дает понимание того, чем эта наука занимается, но даже внутри нее сформировались два разных течения – номинализм и реализм. Изначально более активно развивалось именно последнее направление, но после пришло время номинализма. В чем отличия этих двух понятий? В том, что реализм обращает внимание на качества вещи и её свойства, в то время как номинализм это отвергает и концентрируется только на факте существования того или иного.

На раннем этапе развития доминировал реализм, который был представлен школами скотизма и томизма. Это были школы Ф. Аквинского и Д. Скота, которых мы уже упоминали выше. Однако они не оказали на развитие схоластики сильного влияния конкретно в этом вопросе. На смену пришел номинализм. При этом многие исследователи говорят о том, что было еще так называемое августинианство. Некоторые источники утверждают, что изначально даже была некая победа этого направления над номинализмом, но после ряда открытий и достижений пришлось изменить взгляды.

Развитие схоластики было постепенным, но не всегда последовательным. Изначально номинализм понимали как школу религии. Позже стало понятно, что у этого направления даже нет собственных задач, целей или мнений. Многие ученые, которые по сути принадлежали к этому направлению, высказывали не то что разные точки зрения, а порой даже полярные. Некоторые из них говорили о том, например, что человек очень силен и может сам установить контакт с Богом, если захочет того. Другие же уверяли, что человек слишком слаб для таких достижений. В результате всех этих недопониманий в эпоху схоластики номинализм разделили на две школы. У них был только один схожий момент, который заключался в том, что они против реализма. Первая школа была более оптимистичной и современной, а вторая – школой августинцев.

Августинцы и пелагийцы

Позже появилось новое разделение, которое пошло от двух спикеров – Пелагия и Августина. Соответственно, новые направления были названы их именами. Сферы обсуждения этих мыслителей касались того, что необходимо делать, чтобы Бог любил и помогал, а также как с ним связаться. Они противостояли друг другу, а потому их поддержали две школы номинализма, которые за счет этого разделились ещё больше.

схоластика в средневековой философии

Ключевые различия состояли в самом взгляде на человека. Августин доказывал, что человек пал. Он стал слишком слабым и подвластным своим грехам. Говорил о том, что на данный момент больше прельщают игры с Дьяволом, чем очищение своей души и поиск смысла. Августин считал, что Бог задумывал людей как существ более совершенных и добрых, но так как мы не оправдали его надежд, можем наблюдать разрушение культуры и мира. Он утверждал, что культурные ценности отходят на второй план, в то время как на первый выходят материальные. Другими словами, Августин был уверен в том, что спасение человека находится исключительно в руках Бога, а сам он ничего сделать не может. В то же время Пелагий говорил совсем об обратном. Он считал, что спасение человека находится внутри него самого. Можно делать добрые дела и таким образом заслужить у Бога прощение за свои грехи. Споры и дебаты длились очень долго, но в результате взгляды последнего мыслителя были признаны еретичными, в то время как мнение Августина – правильным и христианским. Казалось бы, что спор был закрыт. Два собора официально поддержали Августина. Однако позже этот спор еще возникал, и даже сегодня единогласно он еще не решен.

Ученые едины в том, что схоластика в философии – это необходимый элемент. Максимальное развитие науки пришлось на XIII век, когда творили такие люди, как Альберт Великий, Фома Аквинский и Бонавентура.

В целом схоластика в философии - это путь изучения веры разумом, но при помощи чувств.

Читайте также: