Специфика исторического познания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор считает нужным подчеркнуть следующую особенность ведения курса семинарских занятий по данной дисциплине: в качестве основным его источником служит подготовительный материал к написанию дипломной работы. На факультете сложилась важная практика: студент имеет возможность нарабатывать и отрабатывать материал к дипломной работе 3 (с началом специализации на 3 курсе) и даже 5 лет (с начала обучения). В итоге к началу 5 курса создается достаточный банк данных. Работа с ним позволяет глубже понять инструментарий научного исследования. Это неизбежно должно положительно сказаться при написании и защите дипломной работы.

Тема 1. Особенности исторического познания

1. Предмет исторического познания.

2. Реконструкция исторической действительности.

3. Проблемы соотношения разных форм отражения общественным сознанием исторических процессов.

Задание: убедите сокурсников, что Ваша дипломная работа предполагает быть достаточно историчной по своему содержанию.

Говоря о науке, важно отметить, что история (и это – ее предмет) есть отражение исторической реальности посредством выявления закономерного в ее функционировании и развитии (законов функционирования и развития). Это необходимо, чтобы впоследствии воспроизвести учитывать полученные результаты на практике. Наука не может существовать и развиваться без признания изучения объективных закономерностей. Однако особенностью предмета исторической науки предстаёт выявление не только общего, но и особенного, не только закономерного, но и единичного, случайного (исходя хотя бы из той логики, что случайное, единичное, особенное есть проявление, конкретизация, развёртывание общего и закономерного). Лишь таким образом можно выявить как единство, так и многообразие исторического процесса.

В качестве цели научного познания рассматривается логика изменения изучаемого объекта, осознание смысла его функционирования, а в качестве задач – изучение временных и пространственных способов и форм изменений, и, прежде всего, изменений в среде социальных объектов и субъектов реальности, результатов (продуктов) их деятельности.

Задание: в философии выделяется несколько форм отражения. Какие из них Вам известны? Покажите, посредством какой из этих форм будет реализовываться Ваш дипломный проект?

Как и у всякой науки, у истории для этого должны быть четко очерчены такие важные признаки как предмет, достаточная структурированность, достаточная концептуальность, наличие довольно исследовательского инструментария.

степень утверждения какой-либо положительной или отрицательной позиции по изучаемому вопросу,

ее аргументированность, последовательность изложения (наличие причинно-следственных связей),

выделение общего, особенного и единичного, а также закономерного и случайного в процессе,

акцентировка на момент развития и изменения,

органическая взаимосвязь в тексте сюжетов, достаточная непротиворечивость.

убедитесь, насколько Ваша дипломная работа предполагает стать концептуальной по содержанию.

системная подготовка (при этом как самостоятельно, так и в учебном заведении или под руководством какой-либо стороны, как в течение сравнительно короткого времени, так и на протяжении длительного и не линейного периода), главное в нем – освоение инструментария выработки исторических суждений, а для преподавателя истории – инструментов (методов в широком смысле слова) преподавания (обучения), распространения исторического знания;

более или менее системное представление, выработка основ концепции исторического процесса на самых разных уровнях развития: от всемирного до регионального, выход на законы исторического развития и через них – на конкретные (адресные) рекомендации.

Помимо всего, этот уровень является средством получения средств к существованию.

Еще большей степенью общности обладает такая форма отражения мира как философия. Она исследует наиболее общие законы функционирования и развития природы, общества и познания. Будучи направленными на изучение развития общества предметы исследования философии и истории пересекаются.

Задание: составьте схему структуры исторической науки (исторических наук).

2. Метод реконструкции или восстановления исторического процесса – это комбинированный метод, представляющий собой главный подход в изложении исторических поисков исследователя и завершения его конкретной работы. Его содержание предполагает набор конкретных алгоритмов действия, с помощью которых достигается степень концептуального представления об историческом объекте. А уровень степени позволяет фиксировать ее на уровне мнения, гипотезы, концепции или теории. В этом плане его можно назвать метаметодом исторической науки и научного исторического познания.

По своей природе (т. е. по происхождению и применению) он крайне индивидуален, а потому балансирует на грани научного и художественного отражения действительности. Смысл его в том, чтобы установить легирующую связь между отдельными источниками и фактами для выведения положительного или отрицательного знания о прошлом. При всем при этом в его пределах (по объекту восстановления) можно целесообразно выделить несколько крупных вариантов. Это –

метод реконструкции материального или идеального относительно замкнутого материального или идеального объекта,

метод реконструкции исторического физического субъекта (или биографический метод),

метод реконструкции конкретного события,

метод реконструкции целостного исторического процесса,

метод реконструкции социального (в широком смысле слова) института,

метод реконструкции исторического пространства и т. д.

В каждом таком методе реконструкции есть свои особенности, а есть и некоторые общие блоки. Они распадаются на отдельные алгоритмы действия исследователя. Главная их цель – реконструкция факта (процесса), создание банка знаний исследователя.

Историческое знание - это комплекс обобщенных суждений человека о происходящем в прошлом человечества. Главной особенностью исторического знания является его подтвержденность в ходе истории, а также взаимосвязанность и логичность результатов исторического познания.

Сущность исторического знания

История - одна из гуманитарных наук, которая требует точности и логичности событий, дат. Отличительной особенностью является предмет познания истории, - совокупность процессов, проходимых в обществе, конкретная оценка данным событиям и определение влияния на дальнейшее развитие государства.

Смысл исторического знания заключается в систематизации, сохранении и достоверной обработке информации, полученной в процессе исторического познания. Историческое знание в современном мире выступает в качестве "фундамента" для решения многих современных проблем. На основе былого опыта экономисты, социологи, политологи способны найти ответы на важные вопросы и найти правильный выход из сложившегося положения.

Формы исторического знания

Процесс роста исторического знания происходил постепенно. Для достижения нынешнего результата требовалось многоступенчатое развитие данного явления. Историческое знание можно разделить на ступени, в зависимости от исторического познания. К ним относят:


  1. Реконструктивное знание. Данный уровень необходимо в ходе систематизации полученных знаний. В результате работы реконструктивного знания получается нарратив, рассказ, таблица или схема с набором событий (и указанием дат) с точной хронологической последовательностью.

  1. Эмпирическое знание является более "продвинутой" точкой осмысления исторических процессов. В ходе работы с эмпирическим историческим знанием выявляются причинно-следственные связи, а также прослеживается повтор исторических событий и явлений

  1. Теоретическое историческое знание. Основной задачей теоретического знания является формулировка знания, обобщенность собранных фактов. Историческое знание необходимо для выведения принципов развития общества, а также моделирования поведения человека или отдельной группы лиц в определенной ситуации для выяснения "рентабельности" того или иного процесса.

Также существуют и другие формы исторического знания. Легендарная форма - это наиболее древняя форма исторического знания, в основу которой входили легенды и былины. Информация, переданная таким путем, была частичной и недостоверной.

Летописная форма исторического знания была более продвинутой. Несмотря на фиксирование информации, переданные данные можно было исказить. Священники и летописцы могли приукрасить информацию и выставить в более угодном свете того или иного правителя государства, воина или другого героя при необходимости. Летописи содержали лишь наиболее значимые события. Также письмена с течением времени портились и могли искажать написанное, во время переписи могли быть допущены ошибки.

Научное знание является наиболее правдивым источником информации, так как используются лишь достоверные данные. Базой для научного знания являются летописи, легенды и сказания.

Функции исторического знания

Историческое знание в современном обществе играет следующие роли:

формирует историческое сознание. Историческое сознание - это мировоззрение человека, а также одна из форм общественного сознания;

воспитательная функция проявляется в виде распространения информации о героях, сподвигая людей на подвиги. Права и обязанности человека, а также моральные нормы сформировались в процессе истории. Некоторые из них задокументированы и за неисполнение их необходимо нести ответственность;

  • образовательная функция заключается в расширении кругозора, повышении интеллекта, стимулирования деятельности мозга;
  • оценочная. Человек имеет возможность оценить для себя влиятельность данного события на дальнейшую историю мира или отдельного государства;
  • ретроспективная дает возможность восстановить события прошлых лет;
  • прогностическая дает возможно человеку определить возможные события на основе базы "предыдущих лет". Возможно, сходные события уже имели место в истории и можно провести параллель;
  • развивающая. Данная функция позволяет активировать мыслительную деятельность во время работы с картами, схемами и событиями истории.

Также историческое познание является базой для других наук, которые используют способы познания в процессе научной деятельности.

Историческое сознание является одной из важнейших сторон общественного сознания. Деятельность исторического сознания направлена на определенный исторический результат, на понятие хода дальнейшей истории и понимания причин и следствий данного события.

Историческое познание — 1) специализированная подсистема исторического сознания; 2) рефлексия над исторической жизнью; 3) процесс поиска, установления и интерпретации существенных исторических фактов.

И. п. представляет собой когнитивную деятельность субъекта, включающую: а) интериоризацию исторической информации о предмете познания; б) превращение информации в историческое знание; в) экстериоризацию исторического знания в социокультурных коммуникациях.

С одной стороны, И. п. выступает предпосылкой формирования исторического сознания, с другой — историческое сознание является контекстом И. п., поскольку без исторического сознания невозможно присутствие прошлого в настоящем. Историческое сознание, составной частью которого является историческая память, представляет собой не просто систему определенных исторических знаний, а способ осмысления социумом движения общества во времени. Если исходить из способа осмысления и особенностей фиксации представлений о движении общества во времени, то историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.

Историческое сознание как контекст И. п. задает способы его организации: а) донаучные; б) научные; в) ненаучные. Переход от донаучных способов организации И. п. к научным был связан с переходом, с одной стороны, от провиденциалистской интерпретации исторической действительности к рационалистической, с другой — от спекулятивных философских исторических концепций к теоретическим, основанным на эмпирических данных. Возникновение и развитие научных способов организации И. п. было обусловлено эпистемологическими революциями XIX—XX вв.

Лит.: Кузеванов Л. И. Академизм исторического познания. М., 2010; Останина О. А. Проблема субъективного в историческом познании. М., 1997; Ракитов А. И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М., 1982; Репина Л. П. Новые исследовательские стратегии в российской и мировой историографии. М., 2008; Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания. СПб.— М., 2008.

1. Проблема человека. Наука история как составная часть социально-гуманитарного знания. С давнего времени идут споры о том, какие науки важнее – точные и естественные (математика, физика, химия, биология) или социальные и гуманитарные (история, социология, философия, культурология). Роль точных и естественных наук огромна в познании окружающего мира, создании изобретений, помогающих человеку в быту и на производстве, открытий в области медицины и т.д. Однако высокие технологии качественно не изменили человека, не способствовали совершенствованию общественных отношений, духовному развитию человечества. Земля по-прежнему остается ареной борьбы между странами и их элитами за власть, ресурсы и информацию. В этих условиях современные технологии, в том числе и информационные (не говоря уже о военных), могут стать новыми факторами господства и контроля. Они могут применятся (и уже применяются) господствующими классами планеты для управления массовым сознанием, для снижения интеллектуального и духовного уровня среднего человека, примитивизацией вкусов и потребностей массы.

Поэтому в современном мире остро стоит проблема Человека. Весь мир сейчас вкладывает в технологии, и никто не вкладывает в человека (в смысле улучшения условий труда и отдыха, повышения доступности качественного образования, медицины и т.д.) Даже на Западе, эксплуатирующем 80% населения планеты, уровень жизни среднего американца, немца, француза, англичанина и т.д. неуклонно снижается. Современному техногенному миру человек нужен только как послушный исполнитель поступающих сверху команд, придаток механизма или компьютера, недалекий потребитель предлагаемой Интернетом и телевидением низкокачественной продукции.

2. Предмет исторического исследования. История – это наука, изучающая прошлое человечества с целью выявления закономерностей развития общества. Предметом науки называют область исследования данной науки. Предмет истории – прошлое человеческого общества, изучаемого в совокупности:

- политическая история – история власти (правители, войны, дипломатические соглашения);

- экономическая история – история хозяйства (способы производства, уровень технологий);

- социальная история – анализ социальной стратификации (сословия, классы, социальное неравенство);

- история культуры и искусства – специфика науки, философии, литературы, живописи, архитектуры, музыки, театра;

- история духовного мира – религия, менталитет.

Таким образом, история пытается изучить всё общество в его многообразии.

Специфика предмета истории заключается в том, что историк изучает то, чего уже нет. Картина прошлого восстанавливается по его остаткам и свидетельствам – историческим источникам. Изучая исторический источник, историк как бы вступает в диалог с прошлым, его задача – понять специфику эпохи.

3. Виды исторических источников. Историк имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Единственным средством информации для него выступает исторический источник, через который он получает важнейшие сведения об изучаемой эпохе. Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых содержатся исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека.

Исторические источники делятся на несколько групп:

2. Вещественные источники. К ним относятся прежде всего археологические памятники: остатки жилищ и построек, орудия труда и оружие, одежда и другие артефакты. При анализе этих источников устанавливается возраста артефакта, проводится анализ материала, из которого он сделан, сопоставление с результатами предыдущих экспедиций, моделирование реальной исторической ситуации с использованием археологических находок.

3. Устные (фольклорные) источники. Это былины, сказки, песни, пословицы и т.п. По ним проводится восстановление специфики национального менталитета, отношение людей к другим людям, к власти, к Родине, анализ особенностей религиозных воззрений.

4. Этнографические. Сюда относятся национальная одежда, кухня, свадебные, похоронные и другие обряды, ритуалы и т.д.

5. Кино- и фотодокументы – это фотографии исторических деятелей и событий, кинохроники, художественные киноленты.

6. Материалы на электронных носителях, данные Интернета.

История обладает и огромным воспитательным воздействием. Она имеет значительный потенциал как средство, с помощью правильного использования которого можно вырабатывать у членов общества чувства ответственности, социальной солидарности и гражданские качества. Особенно это актуально для современных молодых людей, погруженных в информационное поле, в котором отсутствуют какие-либо мировоззренческие и ценностные ориентиры. Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей, свершения народных масс, приумножавшие цивилизационный потенциал России.

История показывает, что на достойную жизнь могут рассчитывать только те народы, которые осознают свое величие, знают и уважают достижения своих предков, стремятся оставить потомкам не руины и развалины, а высокоразвитую цивилизацию.

Читайте также: