Специфика генезиса древней греции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Древняя Эллада – так изначально называлась страна, которую мы знаем как Грецию.

Историю древней Эллады условно можно разделить на следующие этапы:

  • v Минойский
  • v Ахейский
  • v Эллинский

Территорию Греции можно разделить на Южную, Среднюю и Северную.

Южная часть страны была занята героической Спартой.

Среднюю Грецию занимали Афины – сердце Эллады.

Северная территория принадлежали Фессалии и Македонии.

Ранний период развития Греции ( примерно от 3000 до 1000 гг. до н. э.)

Возникла Греция в то время, когда самих греков можно было считать такими же варварами, как и окружающие их народы.

Минойский этап ( примерно 2700—1400 гг. до н. э.)

Относится к самому раннему периоду развития Греции. На этом этапе на острове Крит возникает морское государство царя Миноса, по имени которого назван и весь период. Именно с ним связана мифическая легенда о чудовищном Минотавре и победившем его Тезее.

Природный катаклизм, разразившийся в середине 15 в. до н.э., стал причиной падения Минойской цивилизации, что привело к завоеванию Крита племенем ахейцев.

Ахейский этап ( примерно 1300 по 1100 годы до н. э)

Архаический период развития (750—500 год до н. э.)

Спарта же являлась полной противоположностью Афинам. Это было государство воинов, в котором не было места демократии. Интересно, что управляли Спартой сразу два царя: один из них командовал армией и водил её на войну, а второй занимался административными вопросами. Экономику Спарты обеспечивали рабы – илоты.

Каждый мужчина в Спарте с детства обучался военному мастерству, которое продолжал совершенствовать всю жизнь. В результате этого, спартанская армия была самая сильная и выносливая в Древней Греции.

Ещё один знаменитый город Древней Греции – Фивы. Интересно, что власть в этом городе осуществляла группа богатых граждан – олигархов. Вот откуда пришло к нам это так хорошо знакомое слово.

С одной стороны, олигархи, как огня, боялись афинской демократии, с другой стороны, воинственная Спарта тоже была для них не вариант. В результате, Фивы представляли собой нечто среднее между демократичными Афинами и милитаризованной Спартой.

Классический период развития (500—323 год до н. э.)

В этот период Древняя Греция достигла своего наивысшего расцвета. В ней были заложены основы, практически, всех известных в настоящее время наук.

Наука и политика

В Афинах появляется выдающийся политик, оратор и полководец Перикл, который, фактически, становится правителем Афин.

Из трудов Геродота родится история. Архимед и Пифагор создают основы арифметики и геометрии.

Архитектура

Подлинным шедевром архитектуры становится Парфенон – храм, возведенный в честь богини войны Афины Паллады. Построен в 447 г. до н.э. из белого мрамора талантливым архитектором Фидием.

Греки считали человеческое тело верхом совершенства, и все произведения искусства воспевают и прославляют его в различных ракурсах и позах. Самое известное творение – знаменитая Венера Милосская - богиня любви и красоты, работа неизвестного скульптора.

Живопись Греции представлена в искусной росписи на многочисленных вазах и амфорах.

Древнегреческая мифология считается уникальным шедевром литературы, дошедшим до наших дней.

В Греции существовал целый пантеон различных богов и богинь, а их похождения и приключения дошли до нас в многочисленных мифах. Интересно, что греческие боги весьма далеки от совершенства, очень похожи на людей в этом плане и обладают знакомыми человеческими качествами и пороками: гневом, злобой, завистью, интригами, мелкими пакостями и даже прелюбодеянием.

В классический греческий пантеон входит 12 главных богов, причём, в разных вариантах мифов их состав может меняться.

Верховным правящим богом Олимпа является Зевс-громовержец, повелитель молний.

Его брат Посейдон царствует над водной стихией, а второй брат Аид – над царством мёртвых.

Зевс был не особо разборчив в связях, часто менял жён, но рядом с ним постоянно была одна его супруга – Гера. До неё в жёнах у Зевса побывала Фемида – богиня судьбы.

Дочь Зевса – Афина появилась на свет весьма необычным образом. Зевса долго мучили головные боли, и тогда его сын Гефест ударил его топором по голове. Из раны вышла прекрасная дева в доспехах – Афина.

Бог кузнецов Гефест – нелюбимый сын Зевса и Геры. Он родился уродливым и хромым, за что Гера сбросила его с Олимпа.

В отместку за это, Гефест сделал для Геры золотой трон. Стоило Гере сесть на него, её руки и ноги попали в оковы, которые никто не мог снять.

Дионис – бог виноделия, опьянил Гефеста и уговорил его освободить мать. В благодарность Гера вернула Гефеста на Олимп.

Аполлон и Артемида – брат и сестра, как раз дети другой жены Зевса – Лето. Артемида стала богиней-охотницей, покровительницей животных, а Аполлон – богом искусств и гармонии.

Богиня любви и красоты Афродита тоже явилась на свет очень своеобразным образом. Когда Кронос оскопил Урана, то выбросил его детородный орган в море. Оно вспенилось, и из этой морской пены, образовавшейся в том месте, куда он упал, и вышла на берег прекрасная Афродита.

Гермес – бог торговли, жуликов и воров. Сын Зевса и нимфы Майи.

Ещё на Олимпе есть Гестия – старшая сестра Зевса, очень миролюбивая, в отличие от своего буйного брата.

Пандора вышла замуж за брата Прометея – Эпиметея, и на свадьбу Зевс подарил ей ларец, в который были заключены все людские пороки и несчастья. Пандора открыла этот ларец, и бедствия вырвались наружу и расползлись по земле.

Дочь Пандоры и Эпиметия – Пирра и сын Прометея – Девкалион поженились, у них родился сын Эллин, которого греки считают своим предком и сами себя называют эллинами.

Драма и философия

В драматургию приходят знаменитые авторы Софокл и Эсхил, а философия получает таких гениев как Платон, Сократ и Аристотель.

Греция подарила миру такое волшебное действие как театр. Изначально поэты исполняли свои произведения на дионисиях - религиозных мистериях, посвященных богу Дионисию. Постепенно они превратились в театрализованные представления. Интересно, что все роли, даже женские, исполняли мужчины.

Все современные театральные здания построены по типу древнегреческих амфитеатров. Причём, античные актёры обходились без микрофонов, при этом их было слышно в самом последнем ряду. Этот секрет акустики изобрели тоже в древней Греции.

Из Древней Греции к нам пришли и легендарные Олимпийские игры, задуманные в честь бога Зевса, восседавшего на горе Олимп. Все современные виды спорта вышли из этих древних спортивных состязаний. На время их проведения даже было принято прекращать все войны.

Армия и флот

Основу боевого флота Греции составляли триеры – суда с 3-мя рядами весел с каждого борта.

Войны в Древней Греции

В этот же период Греции приходится столкнуться с нашествием персов, которые пытаются поработить независимых греков. Перед лицом общего врага вечные соперники – Афины и Спарта на время забывают свои споры и объединяются против неприятеля.

В 480 г. до н.э. происходит битва в ущелье Фермопилы, в котором пали смертью храбрых 300 спартанцев во главе с царем Спарты Леонидом. Легендарный подвиг 300 спартанцев, задержавших персидскую армию ценой своей жизни, до сих пор вдохновляет художников и режиссеров на создание картин и художественных фильмов.

После победы над персами отношения между Спартой и Афинами снова обострились, и они сошлись уже друг с другом в Пелопонесской войне, которая длилась 30 лет и окончилась победой Спарты.

Однако, насладиться победой спартанцы не успели, потому что скоро всю Грецию победил македонский царь Филипп – отец легендарного Александра Македонского, прозванного за многочисленные победы Великим.

После победы над Грецией, будущий Александр Великий уже сам предпринял поход на Персию, победив которую, прошёл триумфальным маршем по всему миру и остановился только в Индии.

Эллинистический период развития (323—31 год до н. э.)

Походы Александра Македонского привели Грецию к зениту славы, после чего последовал спад могущества греческой эпохи.

После смерти Александра его необъятная империя распалась так же быстро, как и была завоевана. Её территорию разделили между собой четыре заместителя Александра.

На смену греческой цивилизации пришла железная империя Рима, и Греция стала одной из римских провинций.

Античный мир — эпоха греко-римской классической древности.

Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.

Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.

Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:

— натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);

— гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);

— классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);

— период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);

— неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии:

1) античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;

2) античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;

3) античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;

4) античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;

5) античная философия имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;

6) античная философия функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.

Основные имена античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.

По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Глава 2. Античный левиафан. Племя героев

Глава 2. Античный левиафан. Племя героев Долговое и экзогенное рабство. Жизнь раба в античном городе. Портрет рабовладельца. Греческая фаланга. Люди и

3.3. Платон и Аристотель – систематизаторы древнегреческой философии

3.3. Платон и Аристотель – систематизаторы древнегреческой философии ПЛАТОН[Учение об “идеях”]После этого-то, сказал я, нашу природу, со стороны образования и необразованности, уподобь вот какому состоянию. Вообрази людей как бы в подземном пещерном жилище, которое имеет

Генезис философии

Генезис философии Речь, разумеется, идет не о формировании самостоятельной научной дисциплины — социальной философии, а только о ее генезисе. Вообще наука изначально могла возникнуть только в нерасчлененном, синкретном виде, без деления, скажем, на физику, химию,

Глава 1 Генезис западной философии

Глава 1 Генезис западной философии У философии, как мы знаем, свой особый подход к предмету, отличающий ее как от житейски-практического, так и от естественно-научного подхода к миру. Подобно тому как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает довольно-таки сложное

1. Генезис философии в Древней Греции

1. Генезис философии в Древней Греции У философии свой особый подход к предмету, отличающий ее как от житейски-практического, так и от естественно-научного подхода к миру. Подобно тому как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает довольно-таки сложное определение

4.1. Античный, христианский и просвещенческий взгляд на историю

4.1. Античный, христианский и просвещенческий взгляд на историю Если сравнить наш христианский, и даже постхристианский, взгляд на историю с воззрениями античности, мы увидим, насколько понимание древних ближе к действительной картине мира Их стоически-героическая

ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ

ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ Как, в силу каких причин и откуда произошла философия? Ответ на этот вопрос пытаются предоставить различные концепции генезиса философии:мифогенная (философия возникает из мифологии путем ее внутреннего развития),гносеогенная (как простое обобщение

4. Один особенно важный античный рудимент

4. Один особенно важный античный рудимент При всей краткости и общности нашего изложения имеется все таки один колоссальной важности принцип, о котором никак нельзя умолчать. Это – принцип фатализма. Что Августин – искренний и пламенный христианин, что личность Христа

§1. Что такое античный"принцип"?

§1. Что такое античный"принцип"? 1. Вводные замечания В дальнейшем нам уже не нужно будет выяснять сущность и происхождение античной эстетики. Это, как мы надеемся, у нас уже достаточно ясно показано. В дальнейшем нам предстоит теперь сосредоточиться на античной эстетике

§3. Античный термин aisthësis

§3. Античный термин aisth?sis 1. Четвероякая необходимость изучения термина"айстесис" Общеизвестность и общеупотребительность этого термина сильно повлияла в смысле затемнения его подлинной значимости и в смысле слишком уж обывательского его понимания. Русский перевод

2. Общий античный принцип красоты

2. Общий античный принцип красоты Прежде чем говорить об отдельных и частных определениях, приведем сейчас тот общий принцип красоты в античной эстетике, о котором мы в предыдущих наших исследованиях трактовали множество раз, но о котором необходимо сказать и сейчас,

§7. Античный эфир и общеэстетическая природа античного элемента

§7. Античный эфир и общеэстетическая природа античного элемента 1. Общий обзор античных представлений об эфире. Основа Четыре элемента – земля, вода, воздух и огонь – представляются более или менее очевидными ввиду своей зрительной или осязательной данности. Правда,

3. Другой античный термин для выражения театральной значимости человеческой личности

3. Другой античный термин для выражения театральной значимости человеческой личности Другой термин из этой же области, и термин не менее выразительный, чем"лицо"и"маска", это латинский термин persona.а) Собственно говоря, этот термин тоже обозначает собою не что иное,

Генезис (Genése)

Генезис (Gen?se) Становление, имеющее первостепенное значение, более важное, чем рождение или реальная действительность. Не столько происхождение, сколько его результат. Не столько начало, сколько приводящий к нему и определяющий его процесс. Всякий генезис требует времени,

Генезис Генезис древнегреческой философии относится к VI-VII вв. до н.э. Классобразование , становление ранних рабовладельческих государств. Следствием рационализации сознания и общественного устройства явился кризис мифологического мировоззрения. Предпосылки формирования философии:

1) Богатая античная мифология. Космогония- объяснения происхождения мира.

2) Исторические поэтические сочинения: Гомер, Гесиод (о тружениках, о людях, испытанных страданиях)

3) Интенсивное развитие общенародного и математического знания.

В центре внимания философии: проблемы космологии (устройство мира) и космогонии.

Развитие происходило в рамках нескольких философских школ:

Милет(милетская школа):Фалес, Анаксилсен, Анаксимант. Решение проблемы субстанции мира: материальное направление: эфессиал(по взглядам близок к милетской школе)

Гераклит Эфесский-основатель первой формы диалектики(учении о всеобщей связи и развитии). Диалектика Гераклита носит стихийный характер.

Атоллистическая школа: Левкит, Демокрит. Материальная по направленности(мир состоит из атомов, мельчайших материально-невидимых частиц; атомы движутся в пустоте. Пустота- обязательное условие движения атомов). Разнообразные комбинации атомов образуют многообразие природы.

Переход к антроп-кой тематике в твор-ве Софистов и Сократа

Гумманистич-й(антропоц-й) тип Ф-и 469-399 до н.э. – Сократ. С Сокр-м связан переход от натурфил-и к проблемам фил.антропологии. Матер-енапр-е уступает место идеализму. На 1ый план выходят проблемы чел-й души, ктр влекут за собой познание и нравств-ть. В этих ?ах гл. объект изучения-ЧЕЛОВЕК –его сознание, интел-е способности. Приоритетная тематика создаёт впечатление, что наиб-е важными явл-ся проблемы духа, сознания. Это обусл-лопреоблад-е идеолог-х подходов в этом периоде. Тв-во Сократа разв-сь в его споре с Софистами.

Софисты(Протагор). Разр-ли особый диалект-й метод, техн-ку обоснования и док-ва. Соф-ты создали негативн. диалектикуи заложили новое напр-е фил-и- субъективный идеал-м. Ис-во софистов – СОФИСТИКА – ложные логич-е построения, вводящие в заблуждение. СОФИЗМ – ложноеумозакл-е, формально кажущ-ся верным, основ-е на сознат-м нарушении правил логики

С позит-ой диалектикой Сократа связ-т СОКРАТОВСКО-ПЛАТОНОВСКИЙ ПОВОРОТ ФИЛ-И. Учение Сократа относится к идеализму, кот-й вытекает из отказа от познав-я внешн.мира,природы. Сократ сосредот-н на внутр. мире души человека. Знание души – единсвенно доступный человеку вид знания, люб-е др. познание относит-но. Причина ид-ма Сократа – его крайний рационализм и умаление внешн. объективн-го мира в познании.

Сократич. школы – киренаики(гедонизм), киники(крайний аскетизм).

Философия классического периода. Учение Платона об идеях, душе, познании и гос-ве

Платон( 427-347). Как мировоз-е идеал-м противоп-н мат-муфил-и Платона. Платон строит свою систему на синтезе идеи и материи(ДУАЛИЗМ) Платон считает, что мир по природе двойственен:вкл-т в себя видимый мир чувтв-х вещей и невидимый(сверхчувств-й) мир вечных и неизменных идей(эйдос).

Мир идей первичен. Он и есть истинное бытие. Мир вещей явл-ся бедным отражением мира идей. По отношению к предметам эмпирического мира, идеи вып-т роль образца и т.о. идеи творят вещи матер.мира.

Согласно Платону, познание - припоминание душой тех идей, ктр душа познала до рождения ч-ка, когда она находилась в мире идей.Т.о. знания явл-ся врождёнными человеку и познаются усилиями мышления.

Платона считают основоп-ком объект-го идеал-ма, согласно кот-му мысли и понятия сущ-т объективно.

Место Аристотеля в истории философии. Учение Аристотеля о бытии, материи и форме.

Воззрения Аристотеля энциклопедичны и вобрали в себя все гл. достижения античной науки (физика, психология, этика, теория познания гносеология(наука о познании), эстетика, соц. философия)

1.Главной труд-Метофизика- по содерж-ю- конспект лекций, посвящ-й исследованию первопричин мира.Анронис Родосский- дал название метофизика(философия), то что над физикой(над природой).

Аристотель попытался преодолеть разрыв между миром чувственных вещей и миром идей, дает критику платоновского идеализма.Он исходит из материализма, признает объектнивность(то, что существует независимо от человеческого сознания), считает её самост-ной субстанцией(то, из чего все происходит)Истинное бытие – это бытие единичное, то есть бытие реальных вещей мира.

2. Позднее Ар-ль развивал учение о форме и материи, в ктр отходит от материализма и частично возвращается к платоновскому положению об идее, как основе мира.Аристотель рассматривал единичное бытие как сочетание МАТЕРИИ и ФОРМЫ

Материя – это пассивное аморфное начало, первичный материал, который содержит в себе потенцию всех вещей.

Чтобы потенциальная возможность стала действительностью, материи нужно придавать форму.

Формой выступает эйдос(идея)- активное начало жизни и деятельности. Оформляя материю, форма дает ей действительное существование, переводит из потенциального бытия в истинное.

Форму Аристотеля рассматривают как стимул и цель, как причину становления вещей.

Форма как эйдос тождественна сущности вещи.

У живых существ материя- это тело, а форма- душа.

Всех существ он делит на низшие, которые состоят из материи и формы и высшие, т.е. чистой формы или идеи.

В Гносеологии Ар-ль исходит из строго материалистических предпосылок. Выдвигает 2 уровня познания: 1- чувственный(основан на данных органах чувств); 2 –рациональный(обработка чувственных данных посредством разума)

Таким образом непосредственный источник познания- первичные ощущения идей, они устанавливают факт и его причину. Затем разум завершает исследование факта и его сущности.

независимо от ч-ка.

Фил-я эпохи эллинизма

Эллинизм- последний этап античной культуры, время её послднего упадка (3в до н.э.-4-5 в. н.э.)

фил-я тематика приобр-т индивид-но-личностный хар-р. Происходит поворот от рационализма к иррац-му и мистике. Преобл-т антропологич-я и этич-я тематика.

Школы эллинизма:

-эпикуризм (что есть счастье – отказ от внешн. потребностей духовных; учение Эпикуры похоже на учение Демокрита об атомах)

- кинизм (попытка взглянуть на мир без розовых очков)

-скептицизм( скептики, сомнев-ся во всём нужно отказ-ся от иллюзий и жить тем миром, как воспринимаем его сейчас)

-стоиизм (невозмутимо противостоять невзгодам, кот-х нельзя ничем сломить )

Эллинист-е учения с их идеал-мом подготовили переход к новому этапу фил-и , к религиозному ср. веков.

НЕОПЛАТОНИЗМ (3-5в н.э.) Последний этап развития античного платонизма. Осн-ль учения – Плотин.(205-270). Неоплатонизм систематизировал учение Платона (под время).и соединил его с некоторыми идеями Аристотеля. Суть: В центре учения представление об иерархической организации бытия. Во главе бытия поставлено сверхсущее. Единое, т.е абстрактное, нематериальное, сверхчувственное начало мира (неподвластный чувствам) можно воспринимать только душой.

Единое стало прообразом христианского Бога. Единое постигается помимо разума через сверхчувственное откровение.Из единого исходят и стоят имя его: Разум(лоос) с его идеями, душа(психе) с её чувствами.

Стоицизм и неоплатонизм оказали глубокое влияние на формирование христианской фил-и.

Древнегреческойназывается философия(учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греции, а также в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Среди­земноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко фило­софия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названи­ем "античная философия".)

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

•демократический — VII— V вв. до н. э.;

• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

• эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;

• римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.

К досократическому периодуотносится деятельность так на­зываемых философов-"досократиков":

• милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анак­симена);

• атомистов (Демокрита, Левкиппа);

• некоторых иных философов.

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период— время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному этапу относятся:

• философско-просветительская деятельность софистов;

• зарождение "сократических" школ;

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сде­лали это глубже "досократиков":

• меньше уделяли внимания поиску первоначала;

• допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

• выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего

(Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);

• положили начало спору между материализмом и идеализмом;

• проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

• от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

• внесли вклад в развитие логики;

• вели практическую философско-просветительскую деятель­ность (софисты и Сократ).

Для эллинистического периода(периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

• распространение антиобщественной философии киников;

• зарождение стоического направления философии;

• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаи­ков) и др.;

• философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

• кризис античных моральных и философских ценностей;

• снижение страха перед богами и иными сверхъестественны­ми силами, уважения к ним;

• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государ­ству и его институтам;

• поиск физической и духовной опоры в самом себе;

• стремление к отрешению от действительности;

• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

• признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного

человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Наиболее известными философами римского периода являлись:

• Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);

• Тит Лукреций Кар;

Для философии римского периода было характерно:

• взаимовлияние древнегреческой и древнеримской филосо­фий (древнегреческая философия развивалась в рамках рим-

ской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

• фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну — античную философию;

• влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);




• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

• повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства;

• преобладание идеализма над материализмом;

• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

• рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей;

• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Древнегреческойназывается философия(учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греции, а также в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Среди­земноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко фило­софия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названи­ем "античная философия".)

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

•демократический — VII— V вв. до н. э.;

• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

• эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;

• римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.

К досократическому периодуотносится деятельность так на­зываемых философов-"досократиков":

• милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анак­симена);

• атомистов (Демокрита, Левкиппа);

• некоторых иных философов.

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период— время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному этапу относятся:

• философско-просветительская деятельность софистов;

• зарождение "сократических" школ;

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сде­лали это глубже "досократиков":

• меньше уделяли внимания поиску первоначала;

• допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

• выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего

(Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);

• положили начало спору между материализмом и идеализмом;

• проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

• от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

• внесли вклад в развитие логики;

• вели практическую философско-просветительскую деятель­ность (софисты и Сократ).

Для эллинистического периода(периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

• распространение антиобщественной философии киников;

• зарождение стоического направления философии;

• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаи­ков) и др.;

• философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

• кризис античных моральных и философских ценностей;

• снижение страха перед богами и иными сверхъестественны­ми силами, уважения к ним;

• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государ­ству и его институтам;

• поиск физической и духовной опоры в самом себе;

• стремление к отрешению от действительности;

• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

• признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного

человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Наиболее известными философами римского периода являлись:

• Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);

• Тит Лукреций Кар;

Для философии римского периода было характерно:

• взаимовлияние древнегреческой и древнеримской филосо­фий (древнегреческая философия развивалась в рамках рим-

ской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

• фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну — античную философию;

• влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

• повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства;

• преобладание идеализма над материализмом;

• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

• рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей;

• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Читайте также: