Спас эммануил икона кратко

Обновлено: 05.07.2024

По традициям иконописи Иисуса Христа принято изображать в возрасте проповедничества — около 30 лет. Исключение из этой традиции составляют два типа икон.

Первый тип. Различные вариации на сюжет Рождества. На иконах этого типа Иисус Христос изображается младенцем в яслях.

Второй тип. Иконы, изображающие Иисуса Христа в детском или отроческом возрасте. Такие иконы относятся к иконографии Спаса Эмманиула.

Иконография Спаса Эммануила основана на отдельных библейских сюжетах и, с точки зрения христианской догматики, неоднозначна.

Иконографический образ Спаса Эмманиула связан с пророчеством Исаии (Исаия. 7:14):

Образ Спаса Эммануила подчёркивает реальность соединение во Христе двух природ: Божественной и человеческой. Утверждая, что младенец Христос был и Истинным Богом, Царём Неба и земли, икона разоблачает ересь Нестория, отрицавшего Божество Иисуса до Крещения. Образ также воспроизводит истину о реальности вочеловечивания Сына Божия, отвергая при этом ересь докетов, пытавшихся доказать, что Сын Божий в действительности не был человеком, а только призрачно представал перед людьми в человеческом облике. Икона же ясно показывает, что Христос жил и рос как человек.[1]

Как молятся перед иконой Благое молчание

Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой.


Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так. Только высокие светлые чувства веры могут призвать к помощи святых и чтобы обратиться к Спасу.

Молитва

Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

— Добрый вечер, братья и сестры! Напомню, что закончили мы в последней передаче на евангелии от Луки. И нам осталось поговорить о евангелии от Иоанна. Об авторе, об адресате, о цели написания этого евангелия и, конечно, о тех особенностях, которые это евангелие отличают от первых трех.

Примечательно и следующее. Согласно традиционному древнейшему преданию, согласно Апокалипсису, в тех двух пророках, которые придут, чтобы сразится с антихристом, мы традиционно видим и принимаем их за Еноха и Илию. Но есть предание, которое в одном из них видит Иоанна, который придет, чтобы обличить любовью мир, погрязший во грехе.

Что мы можем сказать относительно адресата этого писания? Адресатом евангелия от Иоанна традиционно называется Эфесская церковь, эфесские христиане или даже эфесские епископы. Так, по крайней мере, свидетельствовано у древнейших, об этом писали, в частности, Ориген, церковный учитель, об этом в своей Церковной Истории повторял Евсевий Памфил, епископ Кесарийский. Верующие эфесяне обратились к Иоанну с определенной целью: утвердить достоверность первых трех уже известных в церковной среде евангелий, которые мы называем евангелиями от Матфея, от Марка и от Луки. И Иоанн, утвердив их достоверность, дополнил своим евангелием то необходимое, что посчитал нужным. Но об этом мы скажем чуть попозже.

Относительно времени написания Евангелия также высказывались дерзкие предположения, где оспаривалось прежде всего авторство апостола. Например, утверждалось, что оно было написано чуть ли не в середине IIIстолетия неким старцем по имени Иоанн, который ради того, чтобы бороться авторитетным словом с гностицизмом, выдал свою книгу за апостольскую. Но важен такой интересный момент! Мы знаем, что одним из учеников апостола Иоанна Богослова был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, то есть представитель как раз того региона. И год кончины священномученика Игнатия 107- ой. У Игнатия Богоносца мы имеем семь посланий, которые он написал по дороге в Рим на казнь. И примечательно: эти послания нам показывают, что он прекрасно знает иоанновское богословие, раскрываемое именно в евангелии и в первом его послании. Но если к 107- му году священномученик Игнатий знаком с этим богословием, значит евангелие уже написано. Это косвенно, но неопровержимо свидетельствует в пользу того, что эта книга написана на рубеже первого и второго веков. Но можно привести и еще один интересный факт, о котором я, возможно, уже и говорил: самый древнейший фрагмент Новозаветного манускрипта, который располагает библеистика, датируется 125- м годом. Это текст именно евангелия от Иоанна. В данном случае, это тоже блистательно свидетельствует в пользу времени написания и, соответственно, принадлежности этого фрагмента Апостолу Любви.

Я напоминаю, что сегодня с вами беседует протоиерей Георгий Климов настоятель храма Живоначальной Троицы, что на Пятницком кладбище.

— Если позволите, дальше пойдем по рассказу об особенностях евангелия от Иоанна. Особенностей здесь вроде бы немного, но они очень существенны. Первая особенность уже была обозначена. То, что Иоанн своим евангелием дополняет первых трех, но ее можно и по- другому обозначить. Евангелист Иоанн в своем евангелии достаточно часто намеренно не говорит о том, о чем первые трое уже сказали. Это достаточно серьезная проблема согласования евангелия от Иоанна с первыми тремя. И если эту особенность не учитывать: то, что он намеренно не говорит о том, о чем первые трое уже сказали, мы придем к большому противоречию по той евангельской материи, которую дают нам синоптики и евангелие от Иоанна, потому что они совершенно различны по материалу. И объяснить верующему человеку -или лучше сказать- ищущему человеку, почему в евангелии от Иоанна мы не найдем никаких слов о Рождестве Господа, о Крещении Христа как таковом, мы не сможем. Об искушении Господа, о Преображении, об установлении таинства Евхаристии не сказано ничего, хотя о Тайной Вечере и говорится. Только опираясь на предание, мы говорим: Иоанн не пишет о том, что трое уже написали, он преследует совершенно другую цель. И вот вопрос: какую? Как он дополняет?

— Пожалуйста, ваш вопрос.

— Ну, книга эта находится вполне в русле православного предания. Я, конечно, рекомендовал бы, прежде чем знакомиться с этими книгами, все- таки почитать толкование Андрея Кесарийского, потому, что хотят толкователи или не хотят, они все равно зависят от этого толкования. Потому что оно — оптимально и обходит те острые углы, в которые часто толкователей ввергают в политико-экономические или какие-то сверхсимволические попытки объяснить, что там, и как это можно увидеть. А толкование Андрея Кесарийского очень ровное и понятное. И если вы познакомитесь с этим толкованием, можно даже сказать: изучите его, а потом возьмете того же Николая Пестова, то тогда, мне кажется, вы оцените и те достоинства, и те натянутости, которые можно встретить в его труде.

— Ну, давайте продолжим. И вот здесь встает перед нами вопрос, в каком смысле Иоанн дополняет? На что он делает основной акцент в своем евангелии? Акцент этот- показать Божественное достоинство нашего Спасителя. Вот эту основную цель как таковую преследует Иоанн в своем евангелии. Конечно, синоптические евангелия тоже нам раскрывают учение об Иисусе Христе как о Боге. Но у них это достаточно прикровенное учение. Прямых свидетельств как таковых мы найдем немного. А Евангелие от Иоанна как раз изобилует этими свидетельствами. Причем такими свидетельствами, которые мы часто слышим из уст самого Господа.

Звонок. Пожалуйста, добрый вечер. Ваш вопрос?

— Добрый вечер. Вопрос по евангелию. Момент, когда пришли брать Христа, и, как я понимаю, Петр вынул меч и отсек ухо рабу первосвященника. Здесь меня интересует следующее. Получается, Петр был готов умереть, потому что у них было всего два меча, а пришли брать Христа профессиональные воины. То –есть, Петр теоретически мог погибнуть после того, как он вынул из ножен меч. И отсек даже ухо. То- есть, порыв у него был такой, что он умрет за Христа. И вместе с тем Господь ему влагает такую мысль, что он отрекается впоследствии. Получается, что Петр теряет свободную волю в момент, когда отрекается, поскольку ему так вложено. Хотелось бы пояснение получить.

— Пожалуйста, ваш вопрос, добрый вечер. Наверное, сорвался звонок.

— У нас вопрос. Пожалуйста.

— У нас вопрос. Пожалуйста.

— Извините, непонятно значение слов. В одном из посланий апостолов есть такие слова: так исповедуйте друг другу грехи ваши. Вот я когда исповедуюсь на исповеди, то только Богу. Батюшка слушает, он не соблазнится. А если я расскажу своей знакомой, ну например, что я проспала на службу? Это же будет ей соблазном, и она тоже захочет проспать! Скажет: эта проспала- и я просплю. Вот так соблазн приходит.

— У нас еще вопрос. Пожалуйста.

— Добрый вечер. С почтением Алексей Кириллович. Простите, вопрос такой. Скажите, пожалуйста, я не могу понять, как доказывают церковные теологи, что Христос — это единственная ипостась во вселенной. Ведь дело в том, что вселенная велика, она насчитывает миллиарды звезд. И вот именно Христос был избран на земном плане для того, чтобы существовать в Пресвятой Троице. А ушел Он в видимом состоянии, удалился наверх в физическое небо и вернуться должен с этого неба в единственном экземпляре. Объясните, пожалуйста, я это не совсем понимаю.

— Ну, я тоже не очень понял Вашу формулировку, но учение Церкви таково, что в Совете Предвечном, еще до того, как был сотворен мир, Бог, который есть Бог – Троица, одной из ипостасей которого является Бог Слово, вечно рождаемый от Отца, было изречено решение о спасении человечества, которое согрешило, через жертвоприношение Бога Слова, Которое воплотится. И здесь самый сложный момент, камень преткновения, испытывающий момент нашей веры, который говорит, что вера -это подвиг, это полное доверие к Богу, а не попытка что- то разумно проверить. Это учение о том, что Бог, воплотившись, с Телом и вознесся. Богословие говорит нам о том, что Христос, не переставая быть тем, кем был (так говорит блаженный Феофилакт, кстати, толкуя Пролог евангелия), стал Тем, Кем не был. То- есть, не переставая быть Богом, стал Человеком. И учение Церкви утверждает, что при единственной ипостаси Христос соединил Божескую и человеческую сущности. Но это именно то, во что мы верим, доверившись Богу. Это Откровение, и мы никогда его не выведем ни из каких схем, ни из каких человеческих понятий и категорий, рассуждений и мышлений: это то, что нам Богом принесено как дар.

— У нас вопрос. Добрый вечер.

— Благословите, батюшка. Татьяна. Москва. Кто такой священник Ездра и в чем его заслуга перед своим народом?

Священник Ездра — тот, о ком говорится в книгах ветхого Завета, названных его именем. Он колоссально много сделал в истории ветхозаветного Израиля. Именно благодаря ему, после Вавилонского плена, когда еврейский народ вернулся в Палестину, был восстановлен Иерусалим, Иерусалимский храм и соединено под общий переплет все то, что мы называем Священным Писанием: главнейшие и для нас богодуховные и богооткровенные книги.

— Пожалуйста, ваш вопрос.

— Добрый вечер. Вот вы сказали о представлении иудеев о Мессии, и у меня возник такой вопрос: царя, который должен прийти как мессия, они представляли бессмертным, а относительно себя, своей жизни, они тоже в бессмертие должны были перейти?

— Еще вопрос. Пожалуйста.

— Простите меня, скажите, пожалуйста, по евангелию от Иоанна. Я так понимаю, Иоанн был простой рыбак до апостольства.

— И причем он в Иудее где- то рыбачил. Евангелие написано на греческом языке.


Иконографические типы образа Иисуса Христа

Иисус Христос является главным образом иконописания в христианстве. Истинный образ Спасителя долгое время был причиной споров, которые привели к появлению нескольких типов изображения Иисуса:

  • Спас Нерукотворный;
  • Спас Вседержитель (Пантократор);

Икона Пантократор

  • Царь Царем;
  • Великий Архиерей;
  • Не рыдай Мене, Мати;
  • Христос Ветхий Денми;
  • Ангел Великого совета;
  • Благое Молчание;
  • Добрый Псалтырь;
  • Лоза истинная;
  • Спас Эммануил;
  • Недреманное Око.

Иконографический тип Христа в отроческом возрасте

Икона Эммануил

Одна из икон Деисуса

Общее описание иконостаса

Иконографический тип Иисуса Христа: Деисус

Икона Деисус

Икона Эммануил с архангелами

Спас Эммануил с архангелами

Существует несколько видов деисусов: головной, опоечный и во весь рост. Одним из оплечных видов является икона Спаса Эммануила с архангелами. Юный Иисус Христос (Эммануил) изображен здесь между ангелами Гавриилом и Михаилом, склонившими к нему свои головы. Композиция отличается тонкими и изящными ликами, выражающими скорбь. Лик Спаса Эммануила более светел, чем лики ангелов. Спаситель изображен в охряном одеянии с золотыми вкраплениями. Архангел Михаил одет в розовый хитон, Гавриил же изображен в голубом одеянии. Золотой фон иконы не сохранился, заметить его можно только над плечами ангелов. Краска на нимбах ангелов также не уцелела. Разглядеть розовый окрас возможно только у их голов.

История иконы

Спас Эммануил с архангелами

Икона Богородица

Местоположение иконы

В заключение можно сказать, что имя Эммануил по церковным канонам присваивается любым изображениям отрока-Иисуса. Будь то самостоятельная икона или изображение в составе какой-либо композиции (Богоматерь с Младенцем, Собор Архангелов и т. д.).Образ Спаса Эммануила говорит нам об истинности вочеловечествования Сына Божия. Иконы Христа-отрока показывают его жизнь как человека. Они опровергают ересь о том, что Спаситель не был человеком и предстал перед людьми в призрачном облике. С духовной точки зрения икона говорит о соединении в Сыне Божием двух природ: человеческой и Божественной.


Спас Эммануил, Еммануил (ивр. עמנואל ‎ — с нами Бог) — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте.

Наименование образа связано с пророчеством Исаии (Ис. 7, 14), исполнившимся в Рождестве Христовом (Мф. 1, 21-23)

Необходимость икон данного типа вызвана, вероятно, ответом Церкви на ересь Нестория, отрицавшую Божество Иисуса до Крещения.

Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.


Эммануил на иконе Отечество (Троица Новозаветная). Новгород. XIV в.


Эммануил на иконе Богородицы Оранты. Ярославль. Около 1218 г.


См. также

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Спас Эммануил" в других словарях:

Спас Нерукотворный — Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века (ГТГ) Спас Нерукотворный (также Спас Нерукотворенный … Википедия

Спас (значения) — Спас (сокращение от Спаситель, греч. Σωτήρ) эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи. Содержание 1 Образы иконографии Христа 2 Праздники … Википедия

Эммануил — Типы икон Спасителя Спас Нерукотворный Спас Вседержитель Спас Эммануил Царь царем Великий Архиерей Не рыдай Мене, Мати Символические изображения Христа Спас Эммануил … Википедия

Спас Вседержитель — Иконы Спасителя Спас Вседержитель … Википедия

Спас Златая риза — Спас Златая риза, XI век дерево, п … Википедия

Спас Златые власы — Спас Зл … Википедия

Христос Эммануил — Типы икон Спасителя Спас Нерукотворный Спас Вседержитель Спас Эммануил Царь царем Великий Архиерей Не рыдай Мене, Мати Символические изображения Христа Спас Эммануил … Википедия

Иконографические типы образа Иисуса Христа

Иисус Христос является главным образом иконописания в христианстве. Истинный образ Спасителя долгое время был причиной споров, которые привели к появлению нескольких типов изображения Иисуса:

  • Спас Нерукотворный;
  • Спас Вседержитель (Пантократор);

Икона Пантократор

  • Царь Царем;
  • Великий Архиерей;
  • Не рыдай Мене, Мати;
  • Христос Ветхий Денми;
  • Ангел Великого совета;
  • Благое Молчание;
  • Добрый Псалтырь;
  • Лоза истинная;
  • Спас Эммануил;
  • Недреманное Око.

Иконографический тип Христа в отроческом возрасте

Икона Эммануил

Одна из икон Деисуса

Общее описание иконостаса

Иконографический тип Иисуса Христа: Деисус

Икона Деисус

Икона Эммануил с архангелами

Спас Эммануил с архангелами

Существует несколько видов деисусов: головной, опоечный и во весь рост. Одним из оплечных видов является икона Спаса Эммануила с архангелами. Юный Иисус Христос (Эммануил) изображен здесь между ангелами Гавриилом и Михаилом, склонившими к нему свои головы. Композиция отличается тонкими и изящными ликами, выражающими скорбь. Лик Спаса Эммануила более светел, чем лики ангелов. Спаситель изображен в охряном одеянии с золотыми вкраплениями. Архангел Михаил одет в розовый хитон, Гавриил же изображен в голубом одеянии. Золотой фон иконы не сохранился, заметить его можно только над плечами ангелов. Краска на нимбах ангелов также не уцелела. Разглядеть розовый окрас возможно только у их голов.

История иконы

Спас Эммануил с архангелами

Икона Богородица

Местоположение иконы

В заключение можно сказать, что имя Эммануил по церковным канонам присваивается любым изображениям отрока-Иисуса. Будь то самостоятельная икона или изображение в составе какой-либо композиции (Богоматерь с Младенцем, Собор Архангелов и т. д.).Образ Спаса Эммануила говорит нам об истинности вочеловечествования Сына Божия. Иконы Христа-отрока показывают его жизнь как человека. Они опровергают ересь о том, что Спаситель не был человеком и предстал перед людьми в призрачном облике. С духовной точки зрения икона говорит о соединении в Сыне Божием двух природ: человеческой и Божественной.

Знаменский собор в Великом Новгороде: исторические факты, описание, фото

В Великом Новгороде рядом с церковью Спаса Преображения находится древнерусский храм, памятник архитектуры XVII века – Знаменский собор. Его строительство было завершено в 1688 году. Прежде на этом месте находилась древняя, пришедшая в упадок, .

Чудотворная икона Андрониковской Божьей Матери

В статье рассказывается о чудотворной Андрониковской иконе Божьей матери, авторство которой приписывается святому евангелисту Луке. Даётся краткий обзор событий, связанных с её обретением в России и последующим таинственным похищением.

Троица ветхозаветная: краткое описание иконы

В статье рассказывается о традиции изображения Святой Троицы, являющейся зрительным воплощением триединой сущности Бога. Даётся краткий обзор появления этого сюжета в иконографии и его развития.

Греческие иконы Божьей матери: классификация творений

Типы греческих икон с изображением Пресвятой Богородицы: разновидности, сюжеты, техника исполнения, стилистические особенности.

Что это - иконостас в православном храме?

Когда заходишь в любой православный храм, на переднем плане сразу можно увидеть святая святых – алтарь, который является образом Царства Небесного. В алтаре расположена главная его святыня – освященный стол, называемый Престолом, на нем священник .

Икона Спасителя. Чудотворные иконы. Православная икона - икона Спасителя

Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, каждый получит по своим делам и заслугам.

Икона Страшный суд: значение. Икона Страшного суда: краткое описание

Когда празднует день ангела Анатолий по церковному календарю? Кто его покровители? Какими чертами характера обладает Анатолий?

Узнаем когда празднует день ангела Анатолий

Израиль, а в особенности Иерусалим - места паломничества последователей различных конфессий. Много было сказано о святынях этих богоизбранных земель, а мы остановимся более подробно на священных горах этих мест.

Господня гора. Священные горы Иерусалима - Фавор, Елеон, Сион

В данной статье подробно рассказывается о жизни апостола Филиппа, его духовных подвигах,а также о храмах, построенных в его честь.

Заведующая Отделом древнерусской живописи Государственного Исторического музея Людмила Тарасенко с компьютерной реконструкцией иконы
Заведующая Отделом древнерусской живописи Государственного Исторического музея Людмила Тарасенко с компьютерной реконструкцией иконы
Вот что рассказывает Людмила Тарасенко, заведующая Отделом древнерусской живописи музея, кандидат искусствоведения:

Сравнительно недавно было высказано предположение, что автор данной иконы – Богдан Салтанов, известный царский иконописец (конец ХVII века, состоял в штате живописной мастерской Оружейной палаты). Среди возможных авторов называется также поляк Василий Познанский, родом, возможно, из Познани. Как он оказался в России, неизвестно, но в 1670 году он числился учеником в мастерской русского живописца Ивана Безмина, а вскоре стал работать самостоятельно.

Надо сказать, что в минувшем веке информации об авторстве поступивших в музей работ было просто недостаточно. Сейчас у нас иная техника, больше документов, поэтому и выводы наши будут более корректными.

Мы изучали, как попали в Высоко-Петровский монастырь те произведения, которые оказались в нашем музее. В 1873 году архимандрит Григорий, писавший историю этого монастыря, отмечал, что портрет патриарха Никона поступил из дома князя Василия Голицына, могущественного главы Посольского приказа. Однако другие вещи, которые в то время находились в Высоко-Петровском монастыре, он почему-то не связывает с домом Голицына.

Тем не менее, изучение различных документов и описей монастыря позволяет сделать предположение, что все эти иконы находились в доме Голицына и были переданы Петром I в Высоко-Петровский монастырь, когда сам Голицын оказался в ссылке после воцарения Петра и, соответственно, завершения своей активной государственной деятельности. Известно, что со стороны самого царя и его родственников по матери было особое внимание к этой обители. Здесь, в Боголюбской церкви, были похоронены члены семьи Нарышкиных, в том числе убитые во время стрелецкого бунта 1682 года братья царицы Наталии Кирилловны.

О портрете патриарха Никона можно сказать следующее. В 1681 году умирает патриарх Никон, в 1682 году, скорее всего, пишется его портрет. Царь Федор Алексеевич возобновил работы в Новоиерусалимском монастыре; кроме того, он очень почтительно относился к патриарху Никону, настоял, чтобы отпели того по патриаршему чину; ходатайствовал перед восточными патриархами о том, чтобы поминать Никона именно как патриарха. Вполне реально, что он мог заказать портрет патриарха Никона в это время.

При этом в то же время – в 1681–1682 годах – ведутся работы в храме Воздвижения Креста Господня (Распятском храме Московского Кремля). Там делается и уникальный, широко известный иконостас, выполненный в той же технике, что и обретенные нами иконы. Вполне возможно, что параллельно делаются и те иконы, о которых мы сейчас говорим. В Распятской церкви был очень похожий образ аналогичной иконографии и такого же размера. То есть вполне возможно, что работы шли одновременно, но мы не знаем, для какого храма. Существуют и другие версии, но каждая из них не имеет пока доказательной базы.

Бригадой реставраторов, работавших над восстановлением иконы, руководила Ольга Лантратова, заместитель заведующего Отделом реставрации фондов Исторического музея, кандидат химических наук.

Была проделана, действительно, титаническая работа. Приведу лишь такой пример: мы создали компьютерную реконструкцию иконы, и остатки красителей, находившихся на ней, позволили определить ее цвета того времени – красно-синие. По контуру иконы идет широкая тесьма, которая имитировала раму. Так вот, на реконструкции опять же все это воссоздается в ярких тонах. Но реставраторы не имеют право вносить исправления, и сейчас все оставлено здесь в золотых, а не красно-синих тонах, потому что цвета совершенно выгорели.

– Мы являемся свидетелями уникального события в жизни Исторического музея – возвращения бесценного памятника русской культуры, – подчеркнул он. – Для этого были привлечены лучшие реставрационные силы страны. И в итоге мы имеем одно из высочайших достижений не только нашего музея, но и – не побоюсь сказать – мировой реставрации. Мы предпринимаем серьезные усилия, чтобы сохранить эту икону для грядущих поколений; поэтому будут созданы дополнительные, особые условия ее демонстрации.

Читайте также: